Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модернизация систем социальной защиты и место в ней социального страхованияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Трансформация общественно-экономической системы Советского Союза, формирование новой парадигмы социальной политики в странах Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) - эти и ряд других причин коренным образом повлияли на изменение институциональной базы и модели социальной защиты. Социалистическая модель социального обеспечения, в которой государство играло роль единственного организатора и самого крупного финансового донора, за последние 10-12 лет постепенно трансформируется в модель, где наряду с государством все более важную роль играют работодатели и работники, региональные и муниципальные структуры. Данная тенденция проявляется прежде всего в формировании институциональной базы социальной защиты на принципах социального страхования. Финансовое обеспечение во многом приобрело черты обязательных страховых взносов, повысилась роль работодателей и работников за материальное благополучие застрахованных, бюджеты государственных социальных фондов отделены от государственного бюджета, что способствовало смягчению рыночной трансформации национальных экономик. Так, в большинстве стран СНГ созданы государственные внебюджетные социальные фонды и их организационные структуры: социальной защиты, пенсионного и медицинского страхования, страхования по болезни и материнству, по безработице и инвалидности, страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Механизмы и формы социального страхования, пусть и весьма несовершенные, позволили предотвратить крайние формы нищеты и бедности населения, обеспечив приемлемое в этих условиях социальное обеспечение пенсионеров, привлечь значительные финансовые ресурсы для медицинской помощи. Во многих случаях страховую нагрузку несут не только работодатели, но и работники. Об этом свидетельствуют размеры и структура страховых взносов в странах СНГ (см. табл. 12), новые механизмы учета страховых прав застрахованных лиц и новая структура органов управления (см. табл. 13). Механизм социального страхования, в основе функционирования которого заложены принципы личной ответственности страхователей и их солидарной взаимопомощи, наиболее адекватен природе рыночных отношений, а поэтому, по общепризнанному мнению, обладает высоким потенциалом социальной защиты работников и членов их семей. Это выражается в следующих положениях: один из основателей современного социального страхования канцлер Бисмарк, обосновывая необходимость его введения 90-х годах XIX века, особо отмечал его преимущества перед институтами государственной защиты (государственным попечением), финансовые ресурсы которых обеспечиваются за счет средств государственного бюджета. По его мнению, в рамках социального государственного вспомоществования невозможно воспитать свободного и, вместе с тем, самостоятельного и ответственного человека - того, кто может эффективно действовать в условиях рыночных отношений. В социальном страховании, в отличие от социального государственного вспомоществования, работодатели и работники, несут всю полноту ответственности за формирование финансовых ресурсов на случай наступления социальных рисков;
Таблица 12 Тарифы страховых взносов в странах СНГ и Балтии в 2002 году
1 Социальные взносы на каждого работающего: 5.0 тыс. драм при зарплате до 20.0 тыс. драм; 5.0 тыс. драм при зарплате 20.0-100.0 тыс. драм 15 % с суммы, превышающей до 20.0 тыс. драм; 17.0 тыс. драм при зарплате свыше 100.0 тыс. драм 5 % с суммы, превышающей до 100.0 тыс. драм. 2 Взносы в Фонд социальной защиты населения. 3 Социальный налог. Обязательный пенсионный взнос в накопительные пенсионные фонды 5 Тариф страховых взносов с работников включен во все виды социального страхования. 6 Взносы и Фонд защиты семей с детьми. 7 Взносы в Федеральный бюджет: 14 % на финансирование базовой части трудовой пенсии; 14 % - на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии. 8 В том числе и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0.2 %; в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 3.4%. 9 В зависимости от класса профессионального риска страхователя; в ставку социального налога не включаются. 10 В зависимости от зарплаты (дохода) работников. 11 Страхование на случаи временной потери трудоспособности, рождения и захоронения. 12 Для бюджетных учреждений и организаций. 13 В соответствии с классом профессионального риска производства; в общий тариф страховых взносов не включены. Таблица 13 Органы, назначающие и выплачивающие государственные пенсии в странах СНГ и Балтии [1, с. 11]
Это во многом объясняет уникальную роль института социального страхования, который с помощью своих экономических, социальных и психологических инструментов выполняет «государственно-публичные» функции социальной защиты и формирования «социально-рыночного» менталитета населения. Более чем столетний мировой опыт его эффективного функционирования в Германии, Австрии, Италии, Франции, Финляндии и многих других странах свидетельствует, что это базовый институт социальной защиты в условиях рыночной экономики, призванный обеспечить реализацию конституционного 207права граждан на материальное обеспечение в старости, при безработице, в случае болезни или утрате трудоспособности из-за несчастного случая. При этом социальное страхование выступает как продукт гражданского общества (определяющая роль социальных субъектов в финансировании и самоуправлении), так и, одновременно, как эффективный механизм его построения (демократический характер организации, массовый характер вовлеченности в него практически всего трудозанятого населения, прозрачность финансовых потоков). Вот почему социальное страхование - это мощный механизм достижения социального согласия, а степень его развития служит безошибочным барометром уровня социальной защиты трудящихся. Социальное страхование позволяет приблизить сферу социальной защиты непосредственно к трудящимся, их семьям и трудовым коллективам, обеспечить ей рыночный механизм регулирования, обладает уникальным качеством социального стабилизатора общества. Это достигается с помощью активного участия персонала и работодателей в управлении социальным страхованием, что жизненно важно для преодоления весьма непродуктивного, но все еще широко распространенного авторитарно-командного стиля управления в сфере социальной защиты, который был унаследован от советского прошлого. Можно без преувеличения сказать - доверие и сотрудничество в деле организации системы социального страхования - это не роскошь, а необходимое условие для эффективно функционирующей экономики. В настоящее время страны СНГ осуществляют переход к социальной рыночной экономике, основанной на самоответственности и солидарной взаимопомощи, воспитание которых у граждан входит в число приоритетных задач социального правового государства. Следует отметить и другие «сильные» стороны института социального страхования, который выгодно отличается от других институтов страховой защиты: • более надежно и стабильно функционирует по причине масштабности страхового поля и всесторонней поддержки государством; • более дешево, так как обязательный по закону характер обеспечивает регулярный и массовый объем страховых поступлений; • обеспечивает широкий круг профилактических и реабилитационных услуг. О высокой значимости института социального страхования в системах социальной защиты свидетельствует следующий факт. На долю существующих видов социального страхования в развитых странах приходится, как правило, 60-70 % всех затрат на цели социальной защиты и примерно 15-25 % ВВП. В странах СНГ на долю социального страхования приходится 35^4-0 % всех затрат на цели социальной защиты и 4,5-7,5 ВВП. Простое сопоставление этих макроэкономических показателей свидетельствует о том, что потенциал социального страхования в странах СНГ задействован еще в минимальной мере, раскрыть его в ближайшее десятилетие, стратегическая задача совместных усилий законодательной и исполнительной власти, объединений работодателей и профсоюзов.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.194.225 (0.012 с.) |