Основы социального страхования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы социального страхования



ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

 

Москва


УДК 364.3

ББК 65.272 Р65

Роик В.Д. Р 65 Основы социального страхования. — М.: Анкил, 2005.— 256 с.

ISBN 5-86476-136-2

В монографии рассматриваются основы теории и методологии органи­зации системы обязательного социального страхования. Подробно освещены исторические, экономические, институциональные предпосылки и условия формирования данного вида социальной защиты, а также современный, зару­бежный и отечественный опыт его функционирования, рекомендации Между­народной организации труда по оптимизации и дальнейшему совершенство­ванию его механизмов.

Для специалистов в области социального страхования, социальной защи­ты и обеспечения, слушателей и профессорско-преподавательского состава вузов и факультетов.

 

ISBN 5-86476-136-2 О Роик В.Д., 2005 © «Анкил», 2005

ВВЕДЕНИЕ

История становления и развития системы социального страхования - это история формирования отдельных элемен­тов, правил и норм, механизмов и институтов защиты людей от неблагоприятных и зачастую тяжелых последствий жизненных обстоятельств, которые случаются практически со всеми: ста­рость, болезни, несчастные случаи.

Проблема содержания граждан, утративших трудоспособ­ность в связи с трудовой деятельностью, существовала во все времена. Их защиту в форме социальной помощи традиционно обеспечивали семья, сельская община, а для ремесленников - корпоративные структуры (цеха, гильдии и т.д.). Кроме того, в письменных памятниках Древнего мира, начала и середины Но­вой эры можно найти упоминания о некоторых элементах стра­хования жизни на основе временных соглашений, что отмечает­ся, например, при описании законодательства Хаммурапи (око­ло 1800 лет до н.э.), в Библии (Ветхом Завете), деятельности римских профессиональных союзов (коллегий), а также средне­векового гильдийско-цехового страхования уставного типа.

Первоначально в качестве единственного страхового слу­чая при личном страховании в рамках цеховой (корпоративной) взаимопомощи рассматривалась смерть члена союза, впослед­ствии перечень страховых случаев все более расширялся (пен­сии по инвалидности вследствие несчастного случая на произ­водстве, пособия членам семьи погибшего). Фонды для выпла­ты указанных пособий формировались за счет вступительных членских взносов.

Значительную роль в развитии личного страхования (которое с точки зрения экономических механизмов и математического аппарата сложнее, чем страхование имущественных рисков) сыграли страховые общества Англии. Начиная с конца XVII в. они были «первопроходцами» в данной области, вводили и отрабатывали основные элементы и методы страхования жизни, которые используются в настоящее время. С этой целью формируется статистическая база на основе построения таблиц смертности, получает свое развитие теория вероятности. Сле­дует отметить, что на развитие личного страхования в Англии оказал влияние пожар в Лондоне в 1666 году, унесший жизни более 70 тыс. человек.

После этой трагедии в Англии возникли многочисленные взаимные и акционерные страховые общества, введено госу­дарственное страхование жизни через почтовые учреждения.

В конце XVIII - начале XIX века на смену семьи как глав­ной производственной единицы в экономике, базировавшейся на сельском хозяйстве, простых ремеслах (натуральное хозяй­ство) и основного источника (и формы) содержания нетрудо­способных, пришло крупное промышленное производство.

Поэтому общепринятой точкой зрения является та, что формирование и развитие социального страхования, как авто­номного института социальной защиты, тесно связано с этапом интенсивной индустриализации. Имевшиеся до этого формы помощи нуждающимся все меньше отвечали новым условиям жизни людей.

В результате индустриализации появляется многочислен­ный класс фабричных рабочих, полностью зависевших от регу­лярной выплаты заработной платы, которые при потере заработ­ка в результате болезни, безработицы, трудового увечья или ста­рости сразу могли стать нищими.

Поэтому после многочисленных и длительных по време­ни (несколько столетий) попыток возложение всей полноты ответственности за риски материальной необеспеченности на самих работников пришло понимание того, что для решения данной задачи необходимо объединение усилий работодателей и работников на долгосрочной и законодательной основе.

Наиболее оптимальной формой финансового обеспече­ния данного способа защиты, который получил название со­циального страхования, послужило резервирование части за­работной платы, выплачиваемой работникам в случае наступ­ления нетрудоспособности или утраты места работы.

Социальное страхование, сформированное как правовая, организационная и финансовая система первоначально в Гер­мании в конце 90-х годов XIX века, продемонстрировало свою высокую эффективность и впоследствии получило широкое распространение в странах Западной Европы, а после второй мировой войны и в большинстве стран мирового сообщества.

Это расширение сферы социальной защиты и качествен­ное повышение ее уровня в промышленно развитых странах имело большой успех. В начале XX столетия средняя продол­жительность жизни была крайне низкой, продолжительность трудовой жизни весьма значительной, а период жизни после выхода на пенсию короток. При этом пожилые лица почти все­гда испытывали материальную зависимость от своих детей. Одним словом -старость была синонимом бедности.

Кроме того, защиты от других видов социального риска также практически не было. Широко распространены были ин­фекционные заболевания; весьма ограниченным оставался дос­туп к медицинскому обслуживанию, к тому же оно было доро­гим; рождение ребенка зачастую было связано с многочислен­ными трудностями, как для ребенка, так и для матери. В результате болезней, несчастных случаев на производстве и в быту работники и их семьи сталкивались с нуждой, а часто и с резким понижением их социального статуса. Безработица озна­чала материальные лишения, а нередко и нищету.

Введение социального страхования позволило многие из этих рисков материальной необеспеченности существенно смягчить, а впоследствии предпринять меры по их предупреж­дению и снижению. Уровень бедности среди лиц пожилого возраста сегодня зачастую ниже уровня бедности остальных Групп населения, а продолжительность жизни после выхода на пенсию составляет 10-20 и более лет.

Доступ к медицинскому обслуживанию получили практи­чески все работающие, а его уровень существенно повысился. Искоренены многие инфекционные заболевания, опасные в первую очередь для детей, а также представляющие серьезную угрозу для работников и лиц пенсионного возраста.

Материальная поддержка лиц, оказавшихся безработными, позволяет им избежать недопустимых лишений, найти в себе силы для переобучения и поиска работы.

Комплекс задач, решаемых с помощью социального стра­хования, впечатляет. Помимо прочной основы социальной за­щиты работающих, данный социальный институт способствует повышению стабильности в обществе и экономике, содейству­ет гармонизации отношений в трудовых коллективах.

Понятно и то, что социальное страхование не универсаль­ный механизм социальной защиты «на все времена». Он зависит от состояния экономики, рынка труда, демографических усло­вий развития общества и ряда других факторов. Например, структурные преобразования экономики, рост дифференциации в доходах населения, долгосрочные демографические изменения, рост продолжительности жизни населения - эти и ряд других «вызовов» требуют модернизации экономических, правовых и организационных механизмов институтов социального страхо­вания, выработки непростых решений со стороны правительства, социальных партнеров и международных организаций.

Ясно одно: социальное страхование на протяжении целого столетия является основной формой социальной защиты и бу­дет играть такую роль, по крайней мере, еще столетие. Оно, вне всякого сомнения, является достижением и достоянием всего человечества.

Освещению теоретических, методологических, организаци­онно-правовых и финансовых аспектов формирования и функ­ционирования механизмов и институтов социального страхова­ния посвящена данная работа.

РАЗДЕЛ III

Теоретические основы социального страхования

Социальная политика в современных странах с рыночной экономикой в качестве важнейшего элемента включает в себя страхование населения от социальных рисков. Развитые систе­мы социального страхования являются результатом длительно­го процесса совершенствования отношений наемных работни­ков, работодателей и государства и позволяют судить в целом об обществе -насколько оно заботится о престарелых, боль­ных, инвалидах, детях и других социально уязвимых группах населения. Для России, осуществляющей переход к рыночной экономике и открытому обществу, становится настоятельной необходимостью создание новой системы социального страхования и социальной помощи населению, соответствующей уровню, достигнутому в этой области в мире.

Разработка проблем социального страхования давно при­знана мировым сообществом в качестве приоритетных целей социальной политики и дает методологический ключ к по­строению надежных и высокоэффективных национальных сис­тем социальной защиты трудящихся. Так, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. Всеобщая декларация прав че­ловека определила право каждого на социальное обеспечение как при наступлении случаев социальных рисков (болезнь, ин­валидность, старость, потеря кормильца, безработица), так и во, всех остальных случаях лишения средств к существованию по причинам, не зависящим от человека. Минимальные нормы та­кой защиты позднее были определены в Конвенции Междуна­родной организации труда (МОТ) №102 в 1952 г. Эти идеи нашли широкое отражение в социальном законодательстве многих европейских стран (Великобритании, Германии, Скан­динавских странах), и стали базой для формирования концеп­ции социально ориентированной рыночной экономики.

Социальное страхование не только обеспечивает социаль­ную защиту трудящихся, но служит одновременно механизмом социальных инвестиций. «Доходы» от этих инвестиций воз­вращаются в форме обеспечения стабильности в обществе, формирования побудительных мотивов к труду, повышения образования и квалификации работников.

ГЛАВА 7 ВОПРОСЫ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ПОСТРОЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В СТРАНАХ СНГ

Нормы социальной защиты

В Российской Федерации действует множество норматив­но-правовых актов, регулирующих размеры пенсий, компенса­ций, нормы выплат и оказания услуг инвалидам. Многие из них устарели, невелики по размерам, не предусматривают целого ряда услуг по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации. Следствие - низкий уровень социальной защи­ты значительных слоев населения и особенно наиболее уязви­мых групп - иждивенцев погибших, инвалидов, нетрудоспо­собных граждан и их семей, малообеспеченных семей с детьми.

В этой связи при проведении реформы социального стра­хования требуются обоснование и систематизация всех видов выплат и услуг, повышение во многих случаях их минимально­го уровня и введение новых видов социальной защиты за счет средств социального страхования. Важно при этом выделить следующие принципиальные моменты:

продолжительность периода компенсации утраченно­го заработка целесообразно устанавливать отдельно для каждого вида выплат с учетом определяющих его факторов (медицинских и социально-экономических);

• размеры выплат по социальному страхованию и право на их получение должны увязываться с трудовым стажем только по отдельным видам пенсий (по старости, досрочным), во всех же других случаях они не должны зависеть от страхо­вого стажа;

размер выплат должен быть ориентирован на величи­ну прежней заработной платы или на величину страховых вы­плат получателя (принцип страховки).

При этом система обязательного социального страхования компенсирует трудящемуся величину утраченного заработка лишь до определенного уровня, т.е. отвечает за поддержание только определенного уровня социальной защиты при наступ­лении страховой ситуации. Нижняя граница уровня выплат оп­ределяется исходя из минимального потребительского бюджета и периодически пересматривается с учетом индекса цен и ми­нимальной заработной платы. За основу определения верхней границы берется уровень жизни, характерный для населения со средними доходами (для данного региона).

Следует отметить, что ориентация на уровень жизни при определении денежных выплат уместна тогда, когда выплаты из фондов социального страхования производятся в возмещение полной утраты заработка и когда в распоряжении получателя нет никаких других источников дохода.

Степень компенсации утраченного дохода, т.е. доля утра­ченного заработка, подлежащая выплате в качестве социальной поддержки, должна определяться в зависимости от экономиче­ских условий страны. Кроме того, следует ограничивать верх­ний предел компенсации (во всех случаях, когда возможно бы­строе возвращение к трудовой деятельности) с тем, чтобы не возникал соблазн слишком долго пользоваться услугами сис­темы социального страхования.

Дополнительное страхование, как правило добровольное, создает предпосылки для более полной компенсации утра­ченного заработка. Оно может быть организовано на основах личной и коллективной инициативы, сверх обязательных ви­дов страхования.

На первом этапе проведения реформы представляется це­лесообразным:

определить установленный государством минималь­ный размер выплат по социальному страхованию;

создать экономико-правовые предпосылки для широко­го развития добровольных дополнительных форм страхования;

• предусмотреть денежные выплаты, ориентированные на уровень фактического заработка, ограниченного устанав­ливаемым государством верхним пределом, после которого обязательное страхование не применяется;

• определить минимально устанавливаемый государст­вом уровень расходов на лечение и реабилитацию на основе нормативов в зависимости от видов заболевания, степени и видов утраты трудоспособности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Социальный вестник пенсионных и социальных фондов стран СНГ и Балтии. — М., 2002. — № 1-2 (7-8).

2. К реформе социального обеспечения. (Материал МОТ). Издание Бюро МОТ в Москве, 1999.

3. Элементы системы социального обеспечения в услови­ях социально ориентированной рыночной экономики — на примере Федеративной Республики Германия. — Кельн, 1992.

4. Конвенции и рекомендации Международной организа­ции труда (МОТ). МБТ, в 2-х томах (1918-1966; 1967-2002).

5. Роик В. Социальный налог и социальное страхование: борьба идеологий переходит в практическую плоскость // Рос­сийский экономический журнал. — 2000. — № 5-6.

6. Роик В. Социальная политика: какая модель распреде­ления доходов нужна России? // Российский экономический журнал. — 2002. — №8.

7. Роик В.Д. Социальное страхование: история, проблемы, пути совершенствования. НИИтруда Минтруда России. — М., 1994.

8. Социальная защита населения. Российско-канадский проект / Под ред. Н.М. Римашевской. — М.: РИЦ ВС, 2002. — 288 с.

9. Введение в социальное обеспечение. Международное Бюро труда. — Женева, 1996: — 151с.

 

10. Бабич A.M., Егоров Е.Н., Жильцов Е.Н. Экономика со­циального страхования. — М.: ТЕИС, 1998. — 189 с.

11. Социальная политика: Учебник / Под ред. Н.А. Вол­гина. — М.: Экзамен, 2002. — 736 с.

12. Якушев Л.П. Социальная защита: Учебное пособие.— М.: Государственная академия управления им. С. Орджоникидзе, 1998. —153 с.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………..3

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

 

Москва


УДК 364.3

ББК 65.272 Р65

Роик В.Д. Р 65 Основы социального страхования. — М.: Анкил, 2005.— 256 с.

ISBN 5-86476-136-2

В монографии рассматриваются основы теории и методологии органи­зации системы обязательного социального страхования. Подробно освещены исторические, экономические, институциональные предпосылки и условия формирования данного вида социальной защиты, а также современный, зару­бежный и отечественный опыт его функционирования, рекомендации Между­народной организации труда по оптимизации и дальнейшему совершенство­ванию его механизмов.

Для специалистов в области социального страхования, социальной защи­ты и обеспечения, слушателей и профессорско-преподавательского состава вузов и факультетов.

 

ISBN 5-86476-136-2 О Роик В.Д., 2005 © «Анкил», 2005

ВВЕДЕНИЕ

История становления и развития системы социального страхования - это история формирования отдельных элемен­тов, правил и норм, механизмов и институтов защиты людей от неблагоприятных и зачастую тяжелых последствий жизненных обстоятельств, которые случаются практически со всеми: ста­рость, болезни, несчастные случаи.

Проблема содержания граждан, утративших трудоспособ­ность в связи с трудовой деятельностью, существовала во все времена. Их защиту в форме социальной помощи традиционно обеспечивали семья, сельская община, а для ремесленников - корпоративные структуры (цеха, гильдии и т.д.). Кроме того, в письменных памятниках Древнего мира, начала и середины Но­вой эры можно найти упоминания о некоторых элементах стра­хования жизни на основе временных соглашений, что отмечает­ся, например, при описании законодательства Хаммурапи (око­ло 1800 лет до н.э.), в Библии (Ветхом Завете), деятельности римских профессиональных союзов (коллегий), а также средне­векового гильдийско-цехового страхования уставного типа.

Первоначально в качестве единственного страхового слу­чая при личном страховании в рамках цеховой (корпоративной) взаимопомощи рассматривалась смерть члена союза, впослед­ствии перечень страховых случаев все более расширялся (пен­сии по инвалидности вследствие несчастного случая на произ­водстве, пособия членам семьи погибшего). Фонды для выпла­ты указанных пособий формировались за счет вступительных членских взносов.

Значительную роль в развитии личного страхования (которое с точки зрения экономических механизмов и математического аппарата сложнее, чем страхование имущественных рисков) сыграли страховые общества Англии. Начиная с конца XVII в. они были «первопроходцами» в данной области, вводили и отрабатывали основные элементы и методы страхования жизни, которые используются в настоящее время. С этой целью формируется статистическая база на основе построения таблиц смертности, получает свое развитие теория вероятности. Сле­дует отметить, что на развитие личного страхования в Англии оказал влияние пожар в Лондоне в 1666 году, унесший жизни более 70 тыс. человек.

После этой трагедии в Англии возникли многочисленные взаимные и акционерные страховые общества, введено госу­дарственное страхование жизни через почтовые учреждения.

В конце XVIII - начале XIX века на смену семьи как глав­ной производственной единицы в экономике, базировавшейся на сельском хозяйстве, простых ремеслах (натуральное хозяй­ство) и основного источника (и формы) содержания нетрудо­способных, пришло крупное промышленное производство.

Поэтому общепринятой точкой зрения является та, что формирование и развитие социального страхования, как авто­номного института социальной защиты, тесно связано с этапом интенсивной индустриализации. Имевшиеся до этого формы помощи нуждающимся все меньше отвечали новым условиям жизни людей.

В результате индустриализации появляется многочислен­ный класс фабричных рабочих, полностью зависевших от регу­лярной выплаты заработной платы, которые при потере заработ­ка в результате болезни, безработицы, трудового увечья или ста­рости сразу могли стать нищими.

Поэтому после многочисленных и длительных по време­ни (несколько столетий) попыток возложение всей полноты ответственности за риски материальной необеспеченности на самих работников пришло понимание того, что для решения данной задачи необходимо объединение усилий работодателей и работников на долгосрочной и законодательной основе.

Наиболее оптимальной формой финансового обеспече­ния данного способа защиты, который получил название со­циального страхования, послужило резервирование части за­работной платы, выплачиваемой работникам в случае наступ­ления нетрудоспособности или утраты места работы.

Социальное страхование, сформированное как правовая, организационная и финансовая система первоначально в Гер­мании в конце 90-х годов XIX века, продемонстрировало свою высокую эффективность и впоследствии получило широкое распространение в странах Западной Европы, а после второй мировой войны и в большинстве стран мирового сообщества.

Это расширение сферы социальной защиты и качествен­ное повышение ее уровня в промышленно развитых странах имело большой успех. В начале XX столетия средняя продол­жительность жизни была крайне низкой, продолжительность трудовой жизни весьма значительной, а период жизни после выхода на пенсию короток. При этом пожилые лица почти все­гда испытывали материальную зависимость от своих детей. Одним словом -старость была синонимом бедности.

Кроме того, защиты от других видов социального риска также практически не было. Широко распространены были ин­фекционные заболевания; весьма ограниченным оставался дос­туп к медицинскому обслуживанию, к тому же оно было доро­гим; рождение ребенка зачастую было связано с многочислен­ными трудностями, как для ребенка, так и для матери. В результате болезней, несчастных случаев на производстве и в быту работники и их семьи сталкивались с нуждой, а часто и с резким понижением их социального статуса. Безработица озна­чала материальные лишения, а нередко и нищету.

Введение социального страхования позволило многие из этих рисков материальной необеспеченности существенно смягчить, а впоследствии предпринять меры по их предупреж­дению и снижению. Уровень бедности среди лиц пожилого возраста сегодня зачастую ниже уровня бедности остальных Групп населения, а продолжительность жизни после выхода на пенсию составляет 10-20 и более лет.

Доступ к медицинскому обслуживанию получили практи­чески все работающие, а его уровень существенно повысился. Искоренены многие инфекционные заболевания, опасные в первую очередь для детей, а также представляющие серьезную угрозу для работников и лиц пенсионного возраста.

Материальная поддержка лиц, оказавшихся безработными, позволяет им избежать недопустимых лишений, найти в себе силы для переобучения и поиска работы.

Комплекс задач, решаемых с помощью социального стра­хования, впечатляет. Помимо прочной основы социальной за­щиты работающих, данный социальный институт способствует повышению стабильности в обществе и экономике, содейству­ет гармонизации отношений в трудовых коллективах.

Понятно и то, что социальное страхование не универсаль­ный механизм социальной защиты «на все времена». Он зависит от состояния экономики, рынка труда, демографических усло­вий развития общества и ряда других факторов. Например, структурные преобразования экономики, рост дифференциации в доходах населения, долгосрочные демографические изменения, рост продолжительности жизни населения - эти и ряд других «вызовов» требуют модернизации экономических, правовых и организационных механизмов институтов социального страхо­вания, выработки непростых решений со стороны правительства, социальных партнеров и международных организаций.

Ясно одно: социальное страхование на протяжении целого столетия является основной формой социальной защиты и бу­дет играть такую роль, по крайней мере, еще столетие. Оно, вне всякого сомнения, является достижением и достоянием всего человечества.

Освещению теоретических, методологических, организаци­онно-правовых и финансовых аспектов формирования и функ­ционирования механизмов и институтов социального страхова­ния посвящена данная работа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.056 с.)