Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основы социального страхования↑ Стр 1 из 20Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
Москва УДК 364.3 ББК 65.272 Р65 Роик В.Д. Р 65 Основы социального страхования. — М.: Анкил, 2005.— 256 с. ISBN 5-86476-136-2 В монографии рассматриваются основы теории и методологии организации системы обязательного социального страхования. Подробно освещены исторические, экономические, институциональные предпосылки и условия формирования данного вида социальной защиты, а также современный, зарубежный и отечественный опыт его функционирования, рекомендации Международной организации труда по оптимизации и дальнейшему совершенствованию его механизмов. Для специалистов в области социального страхования, социальной защиты и обеспечения, слушателей и профессорско-преподавательского состава вузов и факультетов.
ISBN 5-86476-136-2 О Роик В.Д., 2005 © «Анкил», 2005 ВВЕДЕНИЕ История становления и развития системы социального страхования - это история формирования отдельных элементов, правил и норм, механизмов и институтов защиты людей от неблагоприятных и зачастую тяжелых последствий жизненных обстоятельств, которые случаются практически со всеми: старость, болезни, несчастные случаи. Проблема содержания граждан, утративших трудоспособность в связи с трудовой деятельностью, существовала во все времена. Их защиту в форме социальной помощи традиционно обеспечивали семья, сельская община, а для ремесленников - корпоративные структуры (цеха, гильдии и т.д.). Кроме того, в письменных памятниках Древнего мира, начала и середины Новой эры можно найти упоминания о некоторых элементах страхования жизни на основе временных соглашений, что отмечается, например, при описании законодательства Хаммурапи (около 1800 лет до н.э.), в Библии (Ветхом Завете), деятельности римских профессиональных союзов (коллегий), а также средневекового гильдийско-цехового страхования уставного типа. Первоначально в качестве единственного страхового случая при личном страховании в рамках цеховой (корпоративной) взаимопомощи рассматривалась смерть члена союза, впоследствии перечень страховых случаев все более расширялся (пенсии по инвалидности вследствие несчастного случая на производстве, пособия членам семьи погибшего). Фонды для выплаты указанных пособий формировались за счет вступительных членских взносов. Значительную роль в развитии личного страхования (которое с точки зрения экономических механизмов и математического аппарата сложнее, чем страхование имущественных рисков) сыграли страховые общества Англии. Начиная с конца XVII в. они были «первопроходцами» в данной области, вводили и отрабатывали основные элементы и методы страхования жизни, которые используются в настоящее время. С этой целью формируется статистическая база на основе построения таблиц смертности, получает свое развитие теория вероятности. Следует отметить, что на развитие личного страхования в Англии оказал влияние пожар в Лондоне в 1666 году, унесший жизни более 70 тыс. человек. После этой трагедии в Англии возникли многочисленные взаимные и акционерные страховые общества, введено государственное страхование жизни через почтовые учреждения. В конце XVIII - начале XIX века на смену семьи как главной производственной единицы в экономике, базировавшейся на сельском хозяйстве, простых ремеслах (натуральное хозяйство) и основного источника (и формы) содержания нетрудоспособных, пришло крупное промышленное производство. Поэтому общепринятой точкой зрения является та, что формирование и развитие социального страхования, как автономного института социальной защиты, тесно связано с этапом интенсивной индустриализации. Имевшиеся до этого формы помощи нуждающимся все меньше отвечали новым условиям жизни людей. В результате индустриализации появляется многочисленный класс фабричных рабочих, полностью зависевших от регулярной выплаты заработной платы, которые при потере заработка в результате болезни, безработицы, трудового увечья или старости сразу могли стать нищими. Поэтому после многочисленных и длительных по времени (несколько столетий) попыток возложение всей полноты ответственности за риски материальной необеспеченности на самих работников пришло понимание того, что для решения данной задачи необходимо объединение усилий работодателей и работников на долгосрочной и законодательной основе. Наиболее оптимальной формой финансового обеспечения данного способа защиты, который получил название социального страхования, послужило резервирование части заработной платы, выплачиваемой работникам в случае наступления нетрудоспособности или утраты места работы. Социальное страхование, сформированное как правовая, организационная и финансовая система первоначально в Германии в конце 90-х годов XIX века, продемонстрировало свою высокую эффективность и впоследствии получило широкое распространение в странах Западной Европы, а после второй мировой войны и в большинстве стран мирового сообщества. Это расширение сферы социальной защиты и качественное повышение ее уровня в промышленно развитых странах имело большой успех. В начале XX столетия средняя продолжительность жизни была крайне низкой, продолжительность трудовой жизни весьма значительной, а период жизни после выхода на пенсию короток. При этом пожилые лица почти всегда испытывали материальную зависимость от своих детей. Одним словом -старость была синонимом бедности. Кроме того, защиты от других видов социального риска также практически не было. Широко распространены были инфекционные заболевания; весьма ограниченным оставался доступ к медицинскому обслуживанию, к тому же оно было дорогим; рождение ребенка зачастую было связано с многочисленными трудностями, как для ребенка, так и для матери. В результате болезней, несчастных случаев на производстве и в быту работники и их семьи сталкивались с нуждой, а часто и с резким понижением их социального статуса. Безработица означала материальные лишения, а нередко и нищету. Введение социального страхования позволило многие из этих рисков материальной необеспеченности существенно смягчить, а впоследствии предпринять меры по их предупреждению и снижению. Уровень бедности среди лиц пожилого возраста сегодня зачастую ниже уровня бедности остальных Групп населения, а продолжительность жизни после выхода на пенсию составляет 10-20 и более лет. Доступ к медицинскому обслуживанию получили практически все работающие, а его уровень существенно повысился. Искоренены многие инфекционные заболевания, опасные в первую очередь для детей, а также представляющие серьезную угрозу для работников и лиц пенсионного возраста. Материальная поддержка лиц, оказавшихся безработными, позволяет им избежать недопустимых лишений, найти в себе силы для переобучения и поиска работы. Комплекс задач, решаемых с помощью социального страхования, впечатляет. Помимо прочной основы социальной защиты работающих, данный социальный институт способствует повышению стабильности в обществе и экономике, содействует гармонизации отношений в трудовых коллективах. Понятно и то, что социальное страхование не универсальный механизм социальной защиты «на все времена». Он зависит от состояния экономики, рынка труда, демографических условий развития общества и ряда других факторов. Например, структурные преобразования экономики, рост дифференциации в доходах населения, долгосрочные демографические изменения, рост продолжительности жизни населения - эти и ряд других «вызовов» требуют модернизации экономических, правовых и организационных механизмов институтов социального страхования, выработки непростых решений со стороны правительства, социальных партнеров и международных организаций. Ясно одно: социальное страхование на протяжении целого столетия является основной формой социальной защиты и будет играть такую роль, по крайней мере, еще столетие. Оно, вне всякого сомнения, является достижением и достоянием всего человечества. Освещению теоретических, методологических, организационно-правовых и финансовых аспектов формирования и функционирования механизмов и институтов социального страхования посвящена данная работа. РАЗДЕЛ III Теоретические основы социального страхования Социальная политика в современных странах с рыночной экономикой в качестве важнейшего элемента включает в себя страхование населения от социальных рисков. Развитые системы социального страхования являются результатом длительного процесса совершенствования отношений наемных работников, работодателей и государства и позволяют судить в целом об обществе -насколько оно заботится о престарелых, больных, инвалидах, детях и других социально уязвимых группах населения. Для России, осуществляющей переход к рыночной экономике и открытому обществу, становится настоятельной необходимостью создание новой системы социального страхования и социальной помощи населению, соответствующей уровню, достигнутому в этой области в мире. Разработка проблем социального страхования давно признана мировым сообществом в качестве приоритетных целей социальной политики и дает методологический ключ к построению надежных и высокоэффективных национальных систем социальной защиты трудящихся. Так, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. Всеобщая декларация прав человека определила право каждого на социальное обеспечение как при наступлении случаев социальных рисков (болезнь, инвалидность, старость, потеря кормильца, безработица), так и во, всех остальных случаях лишения средств к существованию по причинам, не зависящим от человека. Минимальные нормы такой защиты позднее были определены в Конвенции Международной организации труда (МОТ) №102 в 1952 г. Эти идеи нашли широкое отражение в социальном законодательстве многих европейских стран (Великобритании, Германии, Скандинавских странах), и стали базой для формирования концепции социально ориентированной рыночной экономики. Социальное страхование не только обеспечивает социальную защиту трудящихся, но служит одновременно механизмом социальных инвестиций. «Доходы» от этих инвестиций возвращаются в форме обеспечения стабильности в обществе, формирования побудительных мотивов к труду, повышения образования и квалификации работников. ГЛАВА 7 ВОПРОСЫ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ПОСТРОЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В СТРАНАХ СНГ Нормы социальной защиты В Российской Федерации действует множество нормативно-правовых актов, регулирующих размеры пенсий, компенсаций, нормы выплат и оказания услуг инвалидам. Многие из них устарели, невелики по размерам, не предусматривают целого ряда услуг по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации. Следствие - низкий уровень социальной защиты значительных слоев населения и особенно наиболее уязвимых групп - иждивенцев погибших, инвалидов, нетрудоспособных граждан и их семей, малообеспеченных семей с детьми. В этой связи при проведении реформы социального страхования требуются обоснование и систематизация всех видов выплат и услуг, повышение во многих случаях их минимального уровня и введение новых видов социальной защиты за счет средств социального страхования. Важно при этом выделить следующие принципиальные моменты: • продолжительность периода компенсации утраченного заработка целесообразно устанавливать отдельно для каждого вида выплат с учетом определяющих его факторов (медицинских и социально-экономических); • размеры выплат по социальному страхованию и право на их получение должны увязываться с трудовым стажем только по отдельным видам пенсий (по старости, досрочным), во всех же других случаях они не должны зависеть от страхового стажа; • размер выплат должен быть ориентирован на величину прежней заработной платы или на величину страховых выплат получателя (принцип страховки). При этом система обязательного социального страхования компенсирует трудящемуся величину утраченного заработка лишь до определенного уровня, т.е. отвечает за поддержание только определенного уровня социальной защиты при наступлении страховой ситуации. Нижняя граница уровня выплат определяется исходя из минимального потребительского бюджета и периодически пересматривается с учетом индекса цен и минимальной заработной платы. За основу определения верхней границы берется уровень жизни, характерный для населения со средними доходами (для данного региона). Следует отметить, что ориентация на уровень жизни при определении денежных выплат уместна тогда, когда выплаты из фондов социального страхования производятся в возмещение полной утраты заработка и когда в распоряжении получателя нет никаких других источников дохода. Степень компенсации утраченного дохода, т.е. доля утраченного заработка, подлежащая выплате в качестве социальной поддержки, должна определяться в зависимости от экономических условий страны. Кроме того, следует ограничивать верхний предел компенсации (во всех случаях, когда возможно быстрое возвращение к трудовой деятельности) с тем, чтобы не возникал соблазн слишком долго пользоваться услугами системы социального страхования. Дополнительное страхование, как правило добровольное, создает предпосылки для более полной компенсации утраченного заработка. Оно может быть организовано на основах личной и коллективной инициативы, сверх обязательных видов страхования. На первом этапе проведения реформы представляется целесообразным: • определить установленный государством минимальный размер выплат по социальному страхованию; • создать экономико-правовые предпосылки для широкого развития добровольных дополнительных форм страхования; • предусмотреть денежные выплаты, ориентированные на уровень фактического заработка, ограниченного устанавливаемым государством верхним пределом, после которого обязательное страхование не применяется; • определить минимально устанавливаемый государством уровень расходов на лечение и реабилитацию на основе нормативов в зависимости от видов заболевания, степени и видов утраты трудоспособности. ЛИТЕРАТУРА 1. Социальный вестник пенсионных и социальных фондов стран СНГ и Балтии. — М., 2002. — № 1-2 (7-8). 2. К реформе социального обеспечения. (Материал МОТ). Издание Бюро МОТ в Москве, 1999. 3. Элементы системы социального обеспечения в условиях социально ориентированной рыночной экономики — на примере Федеративной Республики Германия. — Кельн, 1992. 4. Конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ). МБТ, в 2-х томах (1918-1966; 1967-2002). 5. Роик В. Социальный налог и социальное страхование: борьба идеологий переходит в практическую плоскость // Российский экономический журнал. — 2000. — № 5-6. 6. Роик В. Социальная политика: какая модель распределения доходов нужна России? // Российский экономический журнал. — 2002. — №8. 7. Роик В.Д. Социальное страхование: история, проблемы, пути совершенствования. НИИтруда Минтруда России. — М., 1994. 8. Социальная защита населения. Российско-канадский проект / Под ред. Н.М. Римашевской. — М.: РИЦ ВС, 2002. — 288 с. 9. Введение в социальное обеспечение. Международное Бюро труда. — Женева, 1996: — 151с.
10. Бабич A.M., Егоров Е.Н., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования. — М.: ТЕИС, 1998. — 189 с. 11. Социальная политика: Учебник / Под ред. Н.А. Волгина. — М.: Экзамен, 2002. — 736 с. 12. Якушев Л.П. Социальная защита: Учебное пособие.— М.: Государственная академия управления им. С. Орджоникидзе, 1998. —153 с.
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………..3 ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
Москва УДК 364.3 ББК 65.272 Р65 Роик В.Д. Р 65 Основы социального страхования. — М.: Анкил, 2005.— 256 с. ISBN 5-86476-136-2 В монографии рассматриваются основы теории и методологии организации системы обязательного социального страхования. Подробно освещены исторические, экономические, институциональные предпосылки и условия формирования данного вида социальной защиты, а также современный, зарубежный и отечественный опыт его функционирования, рекомендации Международной организации труда по оптимизации и дальнейшему совершенствованию его механизмов. Для специалистов в области социального страхования, социальной защиты и обеспечения, слушателей и профессорско-преподавательского состава вузов и факультетов.
ISBN 5-86476-136-2 О Роик В.Д., 2005 © «Анкил», 2005 ВВЕДЕНИЕ История становления и развития системы социального страхования - это история формирования отдельных элементов, правил и норм, механизмов и институтов защиты людей от неблагоприятных и зачастую тяжелых последствий жизненных обстоятельств, которые случаются практически со всеми: старость, болезни, несчастные случаи. Проблема содержания граждан, утративших трудоспособность в связи с трудовой деятельностью, существовала во все времена. Их защиту в форме социальной помощи традиционно обеспечивали семья, сельская община, а для ремесленников - корпоративные структуры (цеха, гильдии и т.д.). Кроме того, в письменных памятниках Древнего мира, начала и середины Новой эры можно найти упоминания о некоторых элементах страхования жизни на основе временных соглашений, что отмечается, например, при описании законодательства Хаммурапи (около 1800 лет до н.э.), в Библии (Ветхом Завете), деятельности римских профессиональных союзов (коллегий), а также средневекового гильдийско-цехового страхования уставного типа. Первоначально в качестве единственного страхового случая при личном страховании в рамках цеховой (корпоративной) взаимопомощи рассматривалась смерть члена союза, впоследствии перечень страховых случаев все более расширялся (пенсии по инвалидности вследствие несчастного случая на производстве, пособия членам семьи погибшего). Фонды для выплаты указанных пособий формировались за счет вступительных членских взносов. Значительную роль в развитии личного страхования (которое с точки зрения экономических механизмов и математического аппарата сложнее, чем страхование имущественных рисков) сыграли страховые общества Англии. Начиная с конца XVII в. они были «первопроходцами» в данной области, вводили и отрабатывали основные элементы и методы страхования жизни, которые используются в настоящее время. С этой целью формируется статистическая база на основе построения таблиц смертности, получает свое развитие теория вероятности. Следует отметить, что на развитие личного страхования в Англии оказал влияние пожар в Лондоне в 1666 году, унесший жизни более 70 тыс. человек. После этой трагедии в Англии возникли многочисленные взаимные и акционерные страховые общества, введено государственное страхование жизни через почтовые учреждения. В конце XVIII - начале XIX века на смену семьи как главной производственной единицы в экономике, базировавшейся на сельском хозяйстве, простых ремеслах (натуральное хозяйство) и основного источника (и формы) содержания нетрудоспособных, пришло крупное промышленное производство. Поэтому общепринятой точкой зрения является та, что формирование и развитие социального страхования, как автономного института социальной защиты, тесно связано с этапом интенсивной индустриализации. Имевшиеся до этого формы помощи нуждающимся все меньше отвечали новым условиям жизни людей. В результате индустриализации появляется многочисленный класс фабричных рабочих, полностью зависевших от регулярной выплаты заработной платы, которые при потере заработка в результате болезни, безработицы, трудового увечья или старости сразу могли стать нищими. Поэтому после многочисленных и длительных по времени (несколько столетий) попыток возложение всей полноты ответственности за риски материальной необеспеченности на самих работников пришло понимание того, что для решения данной задачи необходимо объединение усилий работодателей и работников на долгосрочной и законодательной основе. Наиболее оптимальной формой финансового обеспечения данного способа защиты, который получил название социального страхования, послужило резервирование части заработной платы, выплачиваемой работникам в случае наступления нетрудоспособности или утраты места работы. Социальное страхование, сформированное как правовая, организационная и финансовая система первоначально в Германии в конце 90-х годов XIX века, продемонстрировало свою высокую эффективность и впоследствии получило широкое распространение в странах Западной Европы, а после второй мировой войны и в большинстве стран мирового сообщества. Это расширение сферы социальной защиты и качественное повышение ее уровня в промышленно развитых странах имело большой успех. В начале XX столетия средняя продолжительность жизни была крайне низкой, продолжительность трудовой жизни весьма значительной, а период жизни после выхода на пенсию короток. При этом пожилые лица почти всегда испытывали материальную зависимость от своих детей. Одним словом -старость была синонимом бедности. Кроме того, защиты от других видов социального риска также практически не было. Широко распространены были инфекционные заболевания; весьма ограниченным оставался доступ к медицинскому обслуживанию, к тому же оно было дорогим; рождение ребенка зачастую было связано с многочисленными трудностями, как для ребенка, так и для матери. В результате болезней, несчастных случаев на производстве и в быту работники и их семьи сталкивались с нуждой, а часто и с резким понижением их социального статуса. Безработица означала материальные лишения, а нередко и нищету. Введение социального страхования позволило многие из этих рисков материальной необеспеченности существенно смягчить, а впоследствии предпринять меры по их предупреждению и снижению. Уровень бедности среди лиц пожилого возраста сегодня зачастую ниже уровня бедности остальных Групп населения, а продолжительность жизни после выхода на пенсию составляет 10-20 и более лет. Доступ к медицинскому обслуживанию получили практически все работающие, а его уровень существенно повысился. Искоренены многие инфекционные заболевания, опасные в первую очередь для детей, а также представляющие серьезную угрозу для работников и лиц пенсионного возраста. Материальная поддержка лиц, оказавшихся безработными, позволяет им избежать недопустимых лишений, найти в себе силы для переобучения и поиска работы. Комплекс задач, решаемых с помощью социального страхования, впечатляет. Помимо прочной основы социальной защиты работающих, данный социальный институт способствует повышению стабильности в обществе и экономике, содействует гармонизации отношений в трудовых коллективах. Понятно и то, что социальное страхование не универсальный механизм социальной защиты «на все времена». Он зависит от состояния экономики, рынка труда, демографических условий развития общества и ряда других факторов. Например, структурные преобразования экономики, рост дифференциации в доходах населения, долгосрочные демографические изменения, рост продолжительности жизни населения - эти и ряд других «вызовов» требуют модернизации экономических, правовых и организационных механизмов институтов социального страхования, выработки непростых решений со стороны правительства, социальных партнеров и международных организаций. Ясно одно: социальное страхование на протяжении целого столетия является основной формой социальной защиты и будет играть такую роль, по крайней мере, еще столетие. Оно, вне всякого сомнения, является достижением и достоянием всего человечества. Освещению теоретических, методологических, организационно-правовых и финансовых аспектов формирования и функционирования механизмов и институтов социального страхования посвящена данная работа.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.178 (0.014 с.) |