Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблемы перехода от системы государственного социального обеспечения к системе социального страхованияСодержание книги
Поиск на нашем сайте Трансформация общественной системы в России в начале 90-х годов создала для населения страны радикально новую ситуацию, которая стала характеризоваться непривычно высоким уровнем социальных рисков (материальной необеспеченностью в случае болезни, старости, безработицы). Логика либеральных преобразований в экономической и социальной сферах с неизбежностью несет с собой коренные изменения в механизмах социальной защиты. Вместо государственно-патерналистских предлагаются институты социальной защиты, в основе которых: а) личная ответственность индивида (а значит, требуется достаточная (по размеру) для этого заработная плата), б) коллективно-групповые формы в виде обязательного и добровольного социального страхования (функционирование которых можно обеспечить только при наличии правового и финансового обеспечения этих институтов), в) государственная социальная помощь уязвимым слоям населения. Следует отметить, что условий для личной и коллективно-групповых форм социальной защиты создать еще не удалось. Реальный уровень заработной платы, служащий базой для личного самофинансирования пенсионного и медицинского страхования, не только не вырос, а снизился по покупательной способности в 2-3 раза, финансовые институты личного и социального страхования находятся на этапе своего становления. Это во многом объясняет массовую незаинтересованность трудозанятого населения в своевременной уплате в полном объеме страховых взносов (работниками и работодателями) в государственные внебюджетные социальные фонды. Приходится констатировать серьезное отставание в создании экономических условий и инстуциональной базы для формирования новых механизмов социальной защиты в форме сбалансированных между собой экономических отношений и института социального страхования. Мировой опыт свидетельствует о том, что развитые системы социального страхования - это конкретные механизмы реализации гражданских свобод как работников, так и работодателей, с участием (но без диктата) государства по достижению высокого уровня социальной защиты работников. Обусловлено это тем, что в нем нашли органическое воплощении казалось бы полярные идеи: персональная ответственность личности за свое материальное благополучие и коллективная (солидарная) ответственность, самопомощь и помощь государства, либеральные и социал-демократические установки. Таким образом, социальное страхование - это и продукт гражданского общества (определяющая роль социальных субъектов в финансировании и самоуправлении) и, одновременно, эффективный механизм его построения, так как позволяет в наиболее удобной форме проявить каждому из трех основных социальных субъектов (работодатели - работники -государство) свою ответственность и реализовать широкую гамму обязанностей. Впереди непростой путь выработки адекватной для России модели социального страхования, который важно пройти вместе, преодолеть разногласия и найти приемлемые компромиссы. Следует напомнить, что Программой социальных реформ, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.97 № 222, в качестве одной из стратегических целей социальной политики определена цель по обеспечению гарантий конституционных прав граждан в области социальной защиты населения, для достижения которой намечается повышение роли социального страхования как важнейшего механизма защиты граждан. Мировой опыт свидетельствует о том, что система социального страхования - это один из основных институтов социальной защиты в условиях рыночной экономики, призванный обеспечить реализацию конституционного права граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности (или отсутствия таковой от рождения), потери кормильца, безработицы. Размеры получаемых средств зависят от продолжительности страхового (трудового) стража, величины заработной платы (которая служит базой для начисления страховых взносов), степени утраты трудоспособности и регулируются законами. В отличие от социальной помощи, когда нуждающийся человек получает пособия за счет общественных средств (фактически за счет других лиц), по программам социального страхования финансовыми источниками выплат и услуг являются специализированные фонды, формируемые при непосредственном участии самих застрахованных. Важно отметить, что действующая в России система социального страхования до сих пор сохраняет черты, в большей степени характерные для социальной помощи, чем страхования. При достаточно высокой страховой нагрузке на работодателей (почти 40 процентов от фонда оплаты труда) уровень большинства социальных выплат явно недостаточен и не увязан с объемом вносимых страховых средств. Правовое поле данного института социальной защиты только формируется. Отсутствует реальное разделение системы социального страхования и системы социальной помощи. Термины, принципы и инструментарий организации финансовых институтов и систем социальных гарантий, которые широко используются во многих развитых странах, в практике различных видов социального страхования - социальный и профессиональный риски, эквивалентность страховых взносов и выплат, увязка уровней социальных рисков и страховых тарифов - эти и другие классические элементы и механизмы данных систем все еще представляются отвлеченными категориями, а не жизненно важными регуляторами социальной защиты населения. Следует отдавать отчет, что формирование национальной - для всей России - системы социального страхования дело не простое. Данная система органически связана с системой заработной платы, налоговой системой, политикой и состоянием на рынке труда, демографическим положением в настоящем и его прогнозным положением в будущем. Необходимо критически признать, что пока формирование системы социального страхования не увязано с указанными выше факторами, которые во многом определяют качественные ее характеристики - уровень пенсий и других страховых выплат, качество и объем услуг по лечению и оздоровлению трудящихся, построить эффективную систему социальной защиты в стране не удастся. В этой связи необходимо разработать среднесрочную программу мер (например, на 3-5 лет) по завершению в ближайшие 5-8 лет формирования системы социального страхования в России, в увязке ее с реформами в системе заработной платы и налоговой системе. Такая программа мер позволит обеспечить преемственность и последовательность в работе правительства, министерств, ведомств, федеральных и региональных законодательных органов. Много серьезных вопросов в этой связи предстоит решить законодателям, и прежде всего, Государственной Думе. В их числе совершенствование законов по социальному страхованию и обеспечению, их гармонизация с другими видами права - трудовым, гражданским, финансовым и административным, снятие существующих законодательных противоречий между ними. Процесс законотворчества важно направить в конструктивное русло, с помощью обеспечения углубленной законотворческой работы, например, по правовому развитию статьи Конституции Российской Федерации, определяющей, что Россия - это социальное государство. В этой связи требуется законодательно решить ряд принципиальных вопросов: 1. Какие из социальных гарантий обеспечиваются: за счет федерального бюджета, за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, за счет обязательного социального страхования. 2. В каких размерах возможно повысить заработную плату и понизить налоги на физических лиц с тем, чтобы передать часть страховой нагрузки на работников и снизить, соответственно, с работодателей. 3. Какие законодательные решения принять с целью введения системы профессиональных пенсий за работу с особыми условиями труда и в северных регионах, за выслугу лет, не уменьшая при этом финансовых источников на пенсии по старости и инвалидности. 4. Какие законодательные решения принять с целью повышения самоуправления системами социального страхования полномочными представителями работников и работодателей.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.195.180 (0.006 с.) |