Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Системные проблемы становления института обязательного социального страхования в РоссииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Задача трансформации социалистического государства в социальное (согласно статье 7 Конституции РФ) включает решение вопроса по формированию принципиально иной национальной системы социальной защиты. В социалистическом государстве система социальной защиты базировалась на государственных формах ее организации, с высокой долей финансирования из государственного бюджета - бесплатное здравоохранение, определяющие в своих размерах дотации системам пенсионного обеспечения и жилищно-коммунальных услуг, многих детских товаров и услуг по организации учебного процесса (книг и других товаров и услуг культурного обихода). Важно подчеркнуть, что одним из основных источников затрат на социальное обеспечение были доходы от государственной собственности. В настоящее время в результате приватизации. Наиболее прибыльных форм государственной собственности данный источник практически «иссяк». Кроме того, существовала широко распространенная практика предоставления денежных дотаций и натуральных форм услуг работникам и членам их семей со стороны предприятий в виде бесплатного жилья, его частичной или полной оплаты (особенно в районах Крайнего Севера), весьма дешевых краткосрочных или долгосрочных ссуд на постройку жилья, покупку мебели, фактически полная оплата семейного отдыха и многое другое. Финансово такая система базировалась на механизмах налогообложения юридических и физических лиц, государственного повсеместного регулирования цен на производимые продукты, т.е. была построена в основном, на налогово-бюджетной основе. Система социального страхования обеспечивала только потребности в оплате временной нетрудоспособности, частичное покрытие расходов на оздоровление трудящихся и членов их семей и частичное финансирование (до 50 % от объема) затрат на пенсионное обеспечение. В результате издержки по обязательному социальному страхованию были многократно занижены, что искажало реальную картину воспроизводства рабочей силы на всех уровнях воспроизводственного цикла: предприятие, отрасль, регион, народное хозяйство. Изменение общественного устройства страны (возникновение новых типов хозяйствующих субъектов с использованием частной собственности, распространением в широких масштабах трудовой деятельности самозанятого населения и т.д.), применение в государственной экономической и социальной политике либеральных постулатов дерегуляции в сфере производства, труда и внешней торговли - эти и другие факторы привели к серьезным последствиям на рынке труда и в области социальной защиты населения. Возникла жесткая конкуренция импортных и отечественных товаров, строительных и ремонтных работ, страховых и лечебно-оздоровительных услуг, обеспечиваемых западными и отечественными хозяйствующими субъектами. При этом наблюдается тотальное вытеснение отечественных товаров и услуг потребительской группы, значительное сокращение их производства в стране (до 40-70 % объема), а как итог - существенное уменьшение экономических возможностей по организации системы социальной защиты населения. За период с 1990 г. ВВП в России сократился более чем на 40%, средняя заработная плата и пенсия снизились с позиции их покупательной способности более чем на 50%, возникла в весьма значительных масштабах безработица (скрытая ее форма достигает в отдельных регионах страны 20% и даже 40 % численности трудоспособных), произошел невиданный рост бедности - до 50 % населения страны, дифференциации и поляризации в доходах населения (разрыв в доходах 10 % наиболее и 10 % наименее обеспеченных жителей составляет 40 раз (7). В ходе реформ уровень жизни снизился, по данным статистики, в два раза. До 60 % населения в конце 90-х годов имели реальные доходы на уровне 20-25 % от того, что они имели до начала 90-х годов. Произошло резкое расслоение общества на богатых и бедных (см. табл. 7). Таблица 7 Дифференциация населения России по уровню дохода (на душу населения в месяц, по данным ВЦИОМ [8]
Следует отметить, что существующая система социальной защиты в стране, и это признает большинство отечественных и зарубежных специалистов (МОТ, Всемирного банка), сумела в значительной мере сгладить последствия политических и экономических преобразований и предотвратить социальные взрывы. Но важно подчеркнуть и тот факт, что потенциал существующей системы социальной защиты уже не соответствует объемам требуемых ресурсов и качеству необходимых услуг, а ее институциональная база нуждается в серьезной трансформации с позиции изменившегося общественного устройства. Существующая, во многом уже модернизированная за последние 10 лет реформ, система социальной защиты в России представляет собой совокупность следующих институтов и механизмов: 1. социальное страхование трудозанятого населения (пенсионное, медицинское, от несчастных случаев на производстве, по болезни и в случае материнства, по безработице), предусматривающее краткосрочные и долгосрочные денежные выплаты (пенсии) и социальные услуги (медицинская помощь); 2. государственное социальное обеспечение всего населения, включающее государственную систему здравоохранения, семейные пособия и социальные пенсии; 3. государственное социальное обеспечение отдельных категорий трудозанятого населения: пенсионное обеспечение военнослужащих и государственных служащих; 4. корпоративные и частные системы дополнительных видов социальной защиты, организованные в форме добровольных систем (негосударственные пенсионные фонды, добровольное дополнительное медицинское страхование и личное страхование пенсий, жизни от несчастных случаев и т.д.); 5. системы социальной защиты, организованные на уровне предприятий (оплата проезда, питания и т.д.). Состояние системы социальной защиты, несмотря на ряд позитивных и конструктивных моментов ее реформирования, свидетельствует о серьезных органических ее недостатках. Макроэкономические показатели, характеризующие ее эффективность (уровень, продолжительность жизни и состояние здоровья населения, масштабы и состав бедности), как в статике, так и в динамике позволяют большинству отечественных и зарубежных исследователей делать вывод о том, что система все меньше справляется со стоящими перед ней задачами. В число недостатков, присущих системе, как правило, относят: • наличие высокой и всерасширяющейся сферы теневого рынка труда и доходов - нерегистрируемые формы занятости, неофициальные и неучитываемые выплаты заработной платы, что в итоге снижает уровень социальных гарантий для занятых в этой сфере работников и существенно сужают (до 25-30 %) экономические возможности для финансирования государственных внебюджетных социальных фондов; • сохранение архаичных положений трудового и социального законодательства, которые консервирует декларативные нормы защиты в сфере труда и нестраховые механизмы приобретения прав на социальную защиту, например, при исчислении размеров пенсий и пособий. Это вызывает деформацию в системе трудовых отношений, порождает стимулы уклонения работниками и работодателями от законодательно установленных процедур оформления трудовых отношений и уплаты в полном объеме налогов и страховых взносов; • наличие крайне высокой дифференциации в системе заработной платы и доходов населения в различных секторах экономики и регионах страны, которая при этом не увязана с системой страховых отчислений и всей системой социальной защиты, является тормозом развития системы социального страхования; • сохранение устарелых механизмов исчисления размеров пенсий и пособий на основе увязки базовой пенсии с минимальной заработной платой, размеры которой лишают какой-либо смысловой нагрузки всю процедуру определения заработанных пенсионных прав; • отсутствие концептуально выверенной системы управления социальной защитой и проведения согласованных реформ в данной сфере с реформами заработной платы, налоговой системой. Разрыв и разнонаправленностъ законодательных решений и экономических возможностей приводит к воспроизводству кризисных ситуаций с выплатой заработной платы, пенсий, детских пособий, разрушает систему здравоохранения. В качестве единственного активного субъекта проведения социальной политики все еще продолжает оставаться одно государство, которое в силу изменившихся условий не может справиться со всем комплексом задач в сфере социальной защиты (финансовых, организационных, институциональных). Таким образом, крупный масштаб существующих проблем в данной сфере требует изменения и упорядочения ее институциональной базы, с помощью формирования новой модели социальной политики и защиты (социальное государство), правового закрепления полномочий, функций и обязанностей между социальными субъектами (работодателями и работниками), государством, гражданами (застрахованными лицами и пенсионерами), федеральным центром и регионами. В этой связи представляется плодотворным подход, основанный на формировании новой институциональной базы. Объясняется это тем, что институты социального страхования нельзя модернизировать, не затрачивая всего круга фундаментальных социально-экономических составляющих жизни общества. Требуется учет множества факторов, согласования параметров их устройства с системами заработной платы, демографической политикой занятости. Это связано с тем, что институты социального страхования одновременно выступают в экономической, социальной и правовой ипостасях. Экономический характер институтов социального страхования обусловливается их связью с доходами населения. По-этому параметры, характеризующие уровень заработной платы) и доходов самозанятого населения, в значительной степени определяют состояние институтов социального страхования. Так, высокие размеры заработной платы (по покупательской способности» по доле ВВП, например, в США и ФРГ)| благоприятно сказываются на развитии социального и личного страхования. «Умеренная» заработная плата приводит к необходимое! развивать институт профессионального (корпоративного) пенсионного страхования в качестве дополнения (и весьма весомого) к институту обязательного социального пенсионного страхования (Великобритания, Франция). Низкий уровень заработной платы обусловливает необходимость организации социального страхования на основе жестко-нормативной модели государственного социального обеспечения (бывший СССР, нынешний Китай), датируемого с государственного бюджета. Институты социального страхования играют важную социальную роль, выполняя функцию защиты от бедности, восполнения утраченных доходов, помощи престарелым и инвё дам. Общественный продукт перераспределяется как во временных рамках (вертикальная солидарность), так и между категориями населения (горизонтальная солидарность): лица с более высокими доходами солидарно помогают лицам с меньшими доходами через налоговую систему и систему социального страхования; недоживающие до пенсионного возраста солидарно «передают» свои пенсионные права переживающим этот возраст. Национальные системы перераспределения общественного продукта непосредственно связаны с моделью экономической политики государства (либеральная, консервативная, социалистическая и их комбинации), особенностями проводимой политики, историческими и культурными традициями. Институты социального страхования являются правовыми институтами. Будучи включенными в правовое поле трудового и социального законодательства (социального обеспечения), они имеют собственную нормативную базу, регламентирующую и определяющую: • социальные роли и правовой статус субъектов страховых правоотношений; • механизмы социально гарантированных страховых выплат, с помощью которых реализуются конституционные права граждан на социальное обеспечение; • механизмы и органы контроля системы социального страхования, включая судебные органы. Таким образом, система социального страхования представляет собой сложный организм, объединяющий экономические, социальные и правовые институты, предназначенные для удовлетворения интересов различных слоев общества. Для развитых рыночных экономик характерна значительная дифференциация самодеятельного населения по уровню доходов, по способам вовлеченности в общественное производство (наемные работники, самозанятое население), по условиям труда. Это в свою очередь обусловливает возникновение разнообразных видов социального и профессионального риска утраты дохода в связи с потерей трудоспособности, а значит, и способов защиты от них. Идея социального государства, как она сформулирована международным сообществом для современного типа рыночного хозяйства, заключается в политическом и правовом упорядочении жизни общества на принципах гуманизма, выполнении комплекса социально-защитных функций, создании условий для развития гражданского общества. а Государство в цивилизованном обществе является центральным, но не единственным субъектом социальной политики. Его роль в значительной мере подкрепляется ролью множества субъектов гражданского общества, которым государство делегирует широкий спектр функций. Однако особенность, уникальность роли государства заключается в его ответственности за социальную стабильность в обществе, устойчивость социального положения граждан, семей, социальных групп, проведение политики прогрессивного развития общества, что обусловлено самой природой государства как единственного политического и правового субъекта, обладающего всем спектром властных полномочий. Следует отметить, что сильное социальное государство не то, которое оказывает помощь и поддержку слабым слоям общества, а то, которое поощряет и создает саморегулирующие механизмы социальной защиты на принципах самоответственности и коллективной солидарности. Такой подход требует повышения роли, ответственности как государства, так и всех социальных субъектов за организацию социальной защиты. Это возможно при соблюдении следующих одновременно и взаимообусловленных масштабных (на уровне конституционного права) мер: • расширения функций государства с учетом возрастающей дифференциации интересов различных слоев общества; • передачи значительного круга функций, выполняемых государством, структурам гражданского общества, представляющим сбалансированные и согласованные интересы подавляющего большинства социальных факторов; • повышения инициативы, предусмотрительности и ответственности граждан, с помощью создания благоприятных для этого условий (личное страхование жизни, личное страхование дополнительных пенсий и т.д.). Стратегическое требование формирования новой концепции социальной защиты состоит в одновременно повышающейся роли каждого из субъектов, как в отдельности, так и всей триады в совокупности. Для России решение данного вопроса особенно актуально и связано со следующими обстоятельствами: 1. Необходимостью разрешения острых общественных противоречий между: а) архаичными формами социалистического и зарождающегося нового общественного уклада и б) между наемным трудом и работодателями (капиталом), отношения которых все более обостряются, о чем свидетельствует динамика показателей бедности. Социальная защита должна быть встроена в систему новых экономических отношений, базироваться на эффективном труде работающих, носить комплексный характер и не может быть ограничена гарантиями только в какой-либо одной сфере трудовой жизни. 2. Необходимостью обеспечить социальный консенсус между личностью, обществом и государством, что позволит разрешить застарелую (хроническую) проблему российского общества (неизжитую на длительном историческом этапе его развития), суть которой состоит в недоверии личности к государству, а государства к обществу и личности, что требует новых форм социального партнерства. 3. Необходимостью создать действенный механизм общественного обсуждения важнейших социальных проектов и широкий спектр требуемых институтов социальной защиты, которые позволили бы создать атмосферу ответственности и открытости. Участие людей в управлении реформами может начаться только там, где они непосредственно вовлечены и организованы. В качестве подготовительных мер по разработке концепции социальной защиты России для средне- и долгосрочного периода представляется целесообразным сформировать федеральную организационную структуру и региональные рабочие группы (во всех субъектах Российской Федерации) по оценке федеральных и региональных социальных расходов и выработке предложений по их упорядочению. На втором этапе проведения данной работы требуется разработать концепцию социальной защиты, основная я цель которой состоит в обосновании новой модели социальной | защиты с позиций ее институционального устройства (роль институтов социального страхования, социальной помощи и государственного социального обеспечения). Важнейшими ориентирами при разработке узловых вопросов данной концепции могли бы служить следующие положения: • разработка механизмов финансирования социальных 1 расходов (аккумулирования и расходования с помощью увязки уплачиваемых страховых взносов и размеров получаемых пенсий и пособий), установление четкой границы между пособиями, получаемыми за счет взносов, и пособиями, имеющими более широкую солидарную основу; • разработка и реализация программы по созданию достаточного числа высококачественных рабочих мест, обеспечивающих достойный уровень доходов трудоспособного населения; • разработка механизмов увязки систем заработной платы, налогов и социальной защиты, позволяющих создать новые стимулы к труду и самозащите населения: предпринимательство, самозанятость, наличие собственности, самострахование; • разработка механизмов по самоуправлению системой социального страхования на всех уровнях управления; • создание цивилизованных форм распределения различных видов доходов (акционерные механизмы участия населения в распределении прибыли, стимулирование добровольного вида социального страхования); • разработка механизмов системы минимальной социальной защиты с позиции ее адресности, достаточности и финансового обеспечения на муниципальном, региональном и федеральном уровнях; • формирование современных организационно- управленческих и контрольных органов в сфере социальной защиты и социальной инфраструктуры (национальных советов по социальной политике, актуарных центров, социальных судов, сети медицинской, профессиональной и социальной реабилитации).
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.177.204 (0.011 с.) |