Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стратегия и тактика предстоящих реформ системы социальной защиты↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 20 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Сложившаяся за десятилетия социалистическая модель социальной защиты пока остается без существенных изменений. Ее главная черта - государственный монополизм, проявляющийся в игнорировании интересов двух других социальных партнеров: работников и работодателей - при рыночной экономике становится саморазрушающим социальным фактором. И прежде всего потому, что и предприниматели, и профсоюзы пока не осознали свою конструктивную социальную роль, не сформировали поле своих интересов и не ощущают в полной мере социальную ответственность за происходящие в государстве процессы. Однако явление это временное. Уже сейчас очевидно, что без решения проблемы социального страхования организовать экономические процессы по-новому не удастся. При этом государство, делегировав часть социальной нагрузки работодателям и работникам и реформировав налоговую систему, должно сохранить за собой важную функцию координатора и гаранта социальной защиты. Социальное страхование как особый институт защиты работающих от социального риска имеет ряд особенностей, среди которых наиболее существенные: • распространение этой формы социальной защиты прежде всего на работников «общественно организованного производства», основным и зачастую единственным источником средств существования которых является заработная плата; • понимание социального риска как закономерного и объективного массового социального явления, затрагивающего определенные, весьма значительные социально-демографические и профессиональные группы, слои населения; • признание соответствующих затрат по социальному страхованию работников «общественно необходимыми» для воспроизводства рабочей силы и включение их в себестоимость продукции (т.е. признание неналогового характера данных затрат); • финансирование программ социального страхования (в той или иной мере) всеми основными субъектами трудовых отношений - работниками, предпринимателями и государством; • участие в управлении страховой организацией всех заинтересованных сторон, и прежде всего - самих работников (через своих представителей). Существующая система социального страхования утратила основные признаки страховых отношений и фактически превратилась в часть налоговой системы государства. По существу страховые взносы предприятий не носят страхового характера, не базируются на оценке социальных рисков. Скорее они представляют собой разновидность налога, взимаемого и перераспределяемого государством для выплаты социальных пособий и пенсий через многофункциональные централизованные фонды (Пенсионный фонд и Фонд социального страхования) с неоправданно высокими издержками. Страховые взносы предприятий никак не связаны с уровнями профессиональных рисков повреждения здоровья. Все предприятия, независимо от уровня опасности и вредности работ, численности пенсионеров по Спискам № 1 и № 2 начисляют одинаковые страховые взносы в Пенсионный фонд. Существующий порядок сбора, аккумуляции страховых взносов и централизованного распределения поступающих средств между отдельными видами социального страхования и обеспечения делает неявной связь между страховыми случаями, которые охватываются социальным страхованием (болезнь, несчастный случай на производстве, материнство, старость), взносами предприятий и получением застрахованными пособий и пенсий. Переход к рыночным отношениям сопровождается существенными изменениями в хозяйственной деятельности предприятий и организаций, которые определяют трансформацию системы экономических, правовых и организационных форм социальной защиты работников на производстве с помощью системы социального страхования. Выделим важнейшие тенденции: 1. Государство отказывается от своей доминирующей роли и делегирует права и полномочия на региональный уровень и уровень предприятий. Происходит отказ от принципов бесплатности социальных услуг, начинает считаться нормой их оплата. Переход к системам платной медицины, социального обеспечения вызывает резкий рост финансовой нагрузки на предприятия. В этой связи возникает задача оптимизации страховых взносов как по всем, так и по отдельным платежам: в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд занятости, Фонд медицинского страхования с одновременным снижением прочих налогов с работодателей. Существующий централизованный характер управления системами социального страхования по отдельным его видам требует новых подходов к координации, а также передаче ряда функций управления основным субъектам страхования - страхователям и застрахованным. 2. Переход к рыночным отношениям - длительный процесс. Для переходного периода характерны снижение доли инвестиций, быстрые темпы физического и морального износа основных фондов, а значит, значительное понижение уровня охраны труда, ухудшение состояния производственной среды, зачастую неконтролируемый рост интенсивности труда. В результате - резкое повышение профессиональной и производственно-обусловленной заболеваемости, производственного травматизма, ухудшение состояния здоровья работающих, особенно в отраслях с высоким уровнем профессионального риска. Хозяйственная самостоятельность для многих предприятий оборачивается финансовой неустойчивостью. Это обусловливает, в свою очередь, необходимость усиления роли социально» го страхования как важнейшего и определяющего института социальной защиты. Тенденция к возрастанию страховых выплат, финансовой напряженности страховых фондов требует создания целого ряда финансовых буферов и противовесов, а также механизма страховой солидарности различных профессиональных групп работающих. Это особенно важно для отраслей с высоким уровнем профессионального риска (угольная промышленность), которые в новых условиях без солидарной помощи других отраслей не смогут обойтись. В этой связи координирующая роль государства резко возрастает. Требуется безотлагательное законодательное определение величины страховых взносов в различные отрасли социального страхования, нормативное определение минимально необходимых уровней социальных гарантий, создание механизмов страховой солидарности отдельных профессиональных групп трудящихся, а также механизмов увязки страховых взносов с уровнем рентабельности отраслей, прибыли и налоговых отчислений. 3. Сложный социально-экономический и политический характер проблем в области социального страхования вызывает необходимость качественно нового стратегического (законодательного) и оперативного (контрольно-распорядительного) управления в этой сфере. Кроме того, в условиях коренной ломки экономической модели хозяйствования реформу системы социального страхования проводить трудно вдвойне. Сложившиеся в сознании населения упрощенные стереотипы социального страхования как объекта забот государства и профсоюзов затрудняют выработку новой модели социального страхования. Требуется широкая разъяснительная работа в обществе (среди населения и управленческого аппарата всех уровней) по поводу того, что успешное осуществление всех социально-экономических реформ возможно лишь в случае достижения общественного согласия по уровню социальной защиты трудящихся и всего населения в переходный период. Представляется, что первоочередными мерами в области реформирования социального страхования, которые могли бы реализовываться в рамках социальной политики государства, являются следующие. 1. Изменение правового статуса органов страхования. Распоряжаться фондами должны страховые организации под строгим контролем соответствующих представительных органов страхователей (работодателей), застрахованных (работников) и государства (парламента, правительства и уполномоченных ими организаций). Для этого целесообразно упорядочить структуру органов управления данной системы. 2. Установление зависимости между финансовым обеспечением профессиональных и региональных (досрочных) пенсий, а также пенсий за выслугу лет, и числом работников, пользующихся этим правом. Взносы работодателей и государства должны определяться критериями профессионального риска повреждения здоровья из-за объективных и неизменных факторов (шахтеры, водолазы, работающие на Крайнем Севере) и субъективных факторов (устаревшие технологии и вредные условия труда). В первом случае (объективные факторы) финансовую нагрузку несет государство, во втором - работодатели. 3. Создание механизмов защиты социального страхования от инфляции, для чего предлагается поручить Центробанку РФ разработку и осуществление соответствующей программы, включающей организацию страхового банка. 4. Проблемы социальной защиты, носящие межотраслевой и межрегиональный характер (создание крупных центров реабилитации, организация производства протезной техники, проведение научно-исследовательских работ и т.д.) следует решать в рамках соответствующих государственных целевых программ, финансирование которых обеспечивалось бы из соответствующих страховых фондов. 5. Для удобства получения финансовых отчислений и выплат сумм застрахованным целесообразно организовать совместные региональные и отраслевые кассы сбора средств и выплат (как правило, для лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, пенсионеров и т.д.). Работа по начислению и выплате пособий на предприятиях (в организациях) возлагается на администрацию за соответствующую плату из указанных фондов. При этом за региональными, профессиональными и федеральными отделениями фондов целесообразно закрепить право бесспорного взимания задолженности по взносам на социальное страхование, а также по средствам, израсходованным в нарушение действующего законодательства. 6. Организация социальных судов для решения спорных вопросов в области социального страхования между основными субъектами. 7. Формирование общественного мнения по ключевой роли социальных субъектов (работников и работодателей) в организации систем социального страхования: разъяснение и популяризация новых социализированных форм социальной защиты, их экономической и правовой природе, функциям субъектов социального страхования. Меры по совершенствованию всей системы и отдельных видов социального страхования необходимо осуществлять поэтапно, в тесной взаимоувязки с социальной и экономической политикой России.
ЛИТЕРАТУРА 1. Социальный вестник пенсионных и социальных фондов стран СНГ и Балтии. — М., 2002. — № 1-2 (7-8). 2. К реформе социального обеспечения. (Материал МОТ). Издание Бюро МОТ в Москве, 1999. 3. Элементы системы социального обеспечения в условиях социально ориентированной рыночной экономики — на примере Федеративной Республики Германия. — Кельн, 1992. 4. Конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ). МБТ, в 2-х томах (1918-1966; 1967-2002). 5. Роик В. Социальный налог и социальное страхование: борьба идеологий переходит в практическую плоскость // Российский экономический журнал. — 2000. — № 5-6. 6. Роик В. Социальная политика: какая модель распределения доходов нужна России? // Российский экономический журнал. — 2002. — №8. 7. Роик В.Д. Социальное страхование: история, проблемы, пути совершенствования. НИИтруда Минтруда России. — М., 1994. 8. Социальная защита населения. Российско-канадский проект / Под ред. Н.М. Римашевской. — М.: РИЦ ВС, 2002. — 288 с. 9. Введение в социальное обеспечение. Международное Бюро труда. — Женева, 1996: — 151с.
10. Бабич A.M., Егоров Е.Н., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования. — М.: ТЕИС, 1998. — 189 с. 11. Социальная политика: Учебник / Под ред. Н.А. Волгина. — М.: Экзамен, 2002. — 736 с. 12. Якушев Л.П. Социальная защита: Учебное пособие.— М.: Государственная академия управления им. С. Орджоникидзе, 1998. —153 с.
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………..3
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.46.174 (0.01 с.) |