Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Главной целью социальной политики социального государства↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
является: 1) максимально возможное удовлетворение социальных потребностей членов общества; 2) сохранение минимальных доходов населения; 3) оказание социальной помощи малоимущим слоям населения; 4) обеспечение экономической безопасности и финансовой стабильности общества. Методические указания студентам по изучению дисциплины Содержанием самостоятельной работы студентов являются следующие ее виды: • усвоение понятийного аппарата дисциплины; • изучение основной и дополнительной литературы; • подготовка к семинарским занятиям; • самостоятельная работа студента в библиотеке; • изучение сайтов по темам дисциплины в сети Интернет; • самостоятельная работа студента при подготовке к зачету. Усвоение понятийного аппарата дисциплины Студенту необходимо, прежде всего, разобраться в основанных понятиях и терминах данной дисциплины, используя с этой целью глоссарий учебно-методического комплекса по «Основам социального государства», а также рекомендованные преподавателем словари, учебники и учебные пособия. При необходимости студент должен воспользоваться консультацией преподавателя. Изучение основной и дополнительной литературы Изучение рекомендованной литературы следует начинать с основных рекомендованных преподавателем учебников и учебных пособий, а затем переходить к нормативно-правовым актам, научным монографиям и материалам периодических изданий. При этом очень полезно делать выписки и конспекты наиболее интересных материалов, что способствует более глубокому осмыслению материала и лучшему его запоминанию. Кроме того, такая практика учит студентов отделять в тексте главное от второстепенного, а также позволяет проводить систематизацию и сравнительный анализ изучаемой информации, что чрезвычайно важно в условиях большого количества разнообразных по качеству и содержанию сведений. Подготовка к семинарским занятиям На семинарских занятиях студент должен уметь последовательно излагать свои мысли и аргументированно их отстаивать. Для достижения этой цели необходимо: 1) внимательно ознакомиться с вопросами для обсуждения по каждой теме семинарского занятия; 2) тщательно изучить соответствующий лекционный материал; 3) изучить рекомендованную по данной теме литературу; 4) подготовить краткое выступление по каждому из вынесенных на семинарское занятие вопросу. Самостоятельная работа студента в библиотеке Важным аспектом самостоятельной подготовки студентов является работа с библиотечным фондом ИВГПУ. При подготовке докладов, представляемых студентами на семинарских занятиях, следует считать целесообразным формирование библиографии по изучаемой тематике. При этом рекомендуется использовать различные источники информации, в том числе учебные пособия, монографии, периодические издания, законодательные и нормативные документы, статистические материалы, информацию государственных органов власти и управления, органов местного самоуправления, переводные издания, а также труды зарубежных авторов. Весь собранный материал следует систематизировать, выявить ключевые вопросы изучаемой тематики и осуществить сравнительный анализ мнений различных авторов по существу этих вопросов. Конструктивным в этой работе является выработка умения обобщать большой объем материала и делать выводы. Весьма позитивным при этом следует считать попытку студента обосновать собственную точку зрения по исследуемой проблематике. Изучение сайтов по темам дисциплины в сети Интернет Ресурсы Интернет являются одним из альтернативных источников быстрого поиска требуемой информации. Их использование возможно для получения основных и дополнительных сведений по изучаемым материалам. Поиск информации осуществляется с помощью различных Интернет-сайтов. Для помощи студенту в самостоятельной работе в сети Интернет используются: • программы ICQ (Pro, Lite, Trillian, Miranda, QIP), • Интернет-телефония Skype, MSN messenger, Same-Time и др.; • сайты по темам дисциплины периодических изданий (журналов и т.п.), официальных органов (МОТ, государственной власти, управления и т.п.), отраслевых организаций, специализированных организаций (институтов, центров и т.п.) и др.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
Википедия // URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ Социоэкономика // URL: http://socioeconomics.3dn.ru/ Федеральный образовательный портал: экономика, социология, менеджмент // URL: http://ecsocman.hse.ru/ Экономическая социология // Электронный журнал / URL: http://ecsoc.hse.ru/ ЭКСОЦЕНТР (Центр экономической социологии) // URL: www.ecsoc.ru Экономический портал // URL: http://institutiones.com Юридический портал // URL: www.yurist-online.com
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ РАБОТЫ Контрольная работа, выполняемая студентом-заочником по курсу "Основы социального государства", призвана обеспечить закрепление знаний, полученных им при изучении учебной, научной и справочной литературы по данному предмету. Она позволяет продемонстрировать умение пользоваться приобретенными знаниями, сопоставлять и анализировать различные (а иногда и противоположные) взгляды исследователей на проблемы возникновения и функционирования социального государства, формулировать собственное видение социально-экономических процессов в России и мире. При выполнении контрольной работы студент вправе опираться на любой существующий в науке методологический подход, либо провести сравнительный анализ достоинств или недостатков тех или иных методологических подходов, предлагаемых исследователями для изучения данной темы. Контрольная работа должна иметь следующую структуру: 1. Введение, в котором необходимо отразить актуальность выбранной проблемы для социологии и современного общества; 2. Основную часть, раскрывающую содержание всех вопросов темы контрольной работы с учётом: 1) понимания особенностей данной темы различными исследователями с точки зрения различных концепций, методологических подходов; 2) связи социально-экономических теорий, раскрывающих данную тему, с социальной и экономической реальностью России и мира; 3) приведения соответствующих примеров из современной жизни общества; 3. Заключение, в котором студенту следует изложить собственное видение проблемы и те выводы, к которым он пришёл, изучая научные материалы по теме контрольной работы. Студент обязан рассмотреть все вопросы темы его контрольной работы, изложенные в данных методических указаниях. Тема контрольной работы определяется последней цифрой номера зачётной книжки студента. Например, если зачётная книжка № 893034, то студент вправе выбрать одну из двух тем контрольной работы: 4 или 14. Контрольная работа выполняется на компьютере (объём 10 – 15 машинописных страниц, полуторный интервал, 14 шрифт) и лишь в крайнем случае в школьной тетради (в этом случае объём работы не должен превышать 20 – 24 рукописных страниц, написанных разборчивым почерком с нумерацией страниц и полями шириной 4 – 5 см). При цитировании научной литературы (монографии, статьи, учебники), использовании материалов из Internet обязательны сноски, указывающие на источник информации. Оформление контрольной работы: – на титульном листе указываются: дисциплина, по которой написана контрольная работа («Основы социального государства»), фамилия, инициалы студента, факультет, специальность, домашний адрес, номер зачётной книжки; – на первой странице текста – номер темы, её название, план работы; – в конце работы – список литературы, в том числе названия и электронные адреса сайтов из Интернета, если Вы ими пользовались, дата выполнения и подпись автора. Студент-заочник обязан на[AK1] писать и отправить контрольную работу в определённый учебным планом срок. Если контрольная работа по каким-либо причинам не зачтена, студент должен в кратчайший срок и не позже, чем за месяц до экзаменационной сессии, написать заново контрольную работу на ту же тему с учётом замечаний рецензента и отправить её на заочное отделение факультета для повторной проверки. Студент-заочник, который не выполнил контрольной работы или получил оценку "не зачтено", к зачёту по "Основам социального государства" не допускается. На зачёте студенты-заочники представляют экзаменатору контрольную работу с рецензией. По всем вопросам, касающимся написания контрольных работ, можно получить устную или письменную консультацию на кафедре социально-гуманитарных наук (а. 418, тел. 22-49-16, E-mail: cgn@ael.ru).
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Тема 1. ГОСУДАРСТВО КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
1. Сущность и особенности современного государства. 2. Государство и гражданское общество. 3. Социальные функции современного государства.
ЛИТЕРАТУРА Авцинова Г. И. Социально-правовое государство: сущность, особенности становления / Г. И. Авцинова // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 3. С. 90 – 104. Баглай М. В. Социальное государство: понятие, функции / М. В. Баглай // Человек: социальная политика в период осуществления экономических реформ. – М., 1994. – С. 15 – 20. Березнев С. Социальное государство – это не миф / С. Березнев // Российская Федерация сегодня. 2000. № 9. С. 41 – 43. Взаимодействие государства и гражданского общества в современной России. Проблемы становления и развития: учебное пособие. – М.; Карбондейл, 2006. Роик В. Социальное страхование, социальное государство, гражданское общество в России: взгляд в XXI век / В. Роик // Человек и труд. 2000. № 2. С. 24 – 28. № 4. С. 31 – 35.
Тема 2. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
1. Теории социального государства. 2. Функции социального государства. 3. Принципы социального государства.
ЛИТЕРАТУРА
Авцинова Г. И. Социально-правовое государство: сущность, особенности становления / Г. И. Авцинова // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 3. С. 90 – 104. Алексеев С. И. Общественно-политические тенденции становления социального государства в России / С. И. Алексеев // Труд и социальные отношения. 2000. № 1. С. 8 – 27. Баглай М. В. Социальное государство: понятие, функции / М. В. Баглай // Человек: социальная политика в период осуществления экономических реформ. – М., 1994. – С. 15 – 20. Березнев С. Социальное государство – это не миф / С. Березнев // Российская Федерация сегодня. 2000. № 9. С. 41 – 43. Гончаров П. К. Социальное государство: сущность, мировой опыт, российская модель / П. К. Гончаров // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 2. С. 18 – 36. Социальное государство и защита прав человека / под ред. Е. А. Лукашевой. – М., 1994.
Тема 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
1. Экономические основы социального государства. 2. Правовые основы социального государства. 3. Теоретические модели социального государства.
ЛИТЕРАТУРА
Авцинова Г. И. Социально-правовое государство: сущность, особенности становления / Г. И. Авцинова // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 3. С. 90 – 104. Алексеев С. И. Общественно-политические тенденции становления социального государства в России / С. И. Алексеев // Труд и социальные отношения. 2000. № 1. С. 8 – 27. Баглай М. В. Социальное государство: понятие, функции / М. В. Баглай // Человек: социальная политика в период осуществления экономических реформ. – М., 1994. – С. 15 – 20. Березнев С. Социальное государство – это не миф / С. Березнев // Российская Федерация сегодня. 2000. № 9. С. 41 – 43. Гончаров П. К. Социальное государство: сущность, мировой опыт, российская модель / П. К. Гончаров // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 2. С. 18 – 36. Государственная экономическая политика России. К умной и нравственной экономике / под общ. ред. С. С. Сулакшина. – М.: Научный эксперт, 2008. Мамут Л. С. Социальное государство с точки зрения права / Л. С. Мамут // Государство и право. 2001. № 7. С. 5 – 14. Покровский В. А. Социальное государство в конституциях СНГ / В. А. Покровский // 10 лет СНГ: опыт, проблемы, перспективы. – М.: Изд-во «Каталог», 2001. Социальное государство и защита прав человека / под ред. Е. А. Лукашевой. – М., 1994.
Тема 4. СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО ЗА РУБЕЖОМ
1. Теория и практика развития социального государства в Западной Европе и США. 2. Развитие социального государства в странах СНГ. 3. Международные организации как инструмент формирования социального государства.
ЛИТЕРАТУРА
Авцинова Г. И. Социально-правовое государство: сущность, особенности становления / Г. И. Авцинова // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 3. С. 90 – 104. Баглай М. В. Социальное государство: понятие, функции / М. В. Баглай // Человек: социальная политика в период осуществления экономических реформ. – М., 1994. – С. 15 – 20. Березнев С. Социальное государство – это не миф / С. Березнев // Российская Федерация сегодня. 2000. № 9. С. 41 – 43. Гончаров П. К. Социальное государство: сущность, мировой опыт, российская модель / П. К. Гончаров // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 2. С. 18 – 36. Социальное государство в Западной Европе: проблемы и перспективы: пробл.-темат. сб. – М.: ИНИОН РАН, 1999. Социальное государство и защита прав человека / под ред. Е. А. Лукашевой. – М., 1994. Социальное государство: мировой опыт и реалии России / общ. ред. Г. А. Николаева. – М.: АТИСО, 2002.
Тема 5. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
1. Сущность и глобальные проблемы социальной политики. 2. Модели социальной политики. 3. Структура социальной политики.
ЛИТЕРАТУРА
Калашников С. О концептуальных основах Российской социальной политики / С. Калашников // Общество и экономика. 1999. № 3 – 4. С. 124 – 131. Основы деятельности профсоюзов: сборник. – М.: Издат. дом «АТИСО», 2008. Социально-экономические проблемы молодёжи и социальное государство: сборник. – М.: АТИСО, 2007. Человек: социальная политика в период осуществления экономических реформ. – М., 1994. Человек. Социальная политика. Социальное государство: материалы круглого стола. – М.: АТИСО, 2001.
Тема 6. УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
1. Понятие уровня (качества) жизни в социологии и экономике. 2. Качественные критерии уровня жизни. 3. Количественные критерии (коэффициенты) уровня жизни.
ЛИТЕРАТУРА
Калашников С. О концептуальных основах Российской социальной политики / С. Калашников // Общество и экономика. 1999. № 3 – 4. С. 124 – 131. Коровяковский Д. З. Социальное государство и жизненный уровень населения / Д. З. Коровяковский // Человек. Социальная политика. Социальное государство: материалы круглого стола. – М.: АТИСО, 2001. – С. 61 – 66. Основы деятельности профсоюзов: сборник. – М.: Издат. дом «АТИСО», 2008. Социально-экономические проблемы молодёжи и социальное государство: сборник. – М.: АТИСО, 2007.
Тема 7. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
1. Сущность и содержание социальной политики. 2. Критерии эффективности социальной политики. 3. Системный подход к формированию социальной политики государства.
ЛИТЕРАТУРА
Авцинова Г. И. Социально-правовое государство: сущность, особенности становления / Г. И. Авцинова // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 3. С. 90 – 104. Калашников С. О концептуальных основах Российской социальной политики / С. Калашников // Общество и экономика. 1999. № 3 – 4. С. 124 – 131. Основы деятельности профсоюзов: сборник. – М.: Издат. дом «АТИСО», 2008. Социально-экономические проблемы молодёжи и социальное государство: сборник. – М.: АТИСО, 2007. Человек: социальная политика в период осуществления экономических реформ. – М., 1994. Человек. Социальная политика. Социальное государство: материалы круглого стола. – М.: АТИСО, 2001.
Тема 8. УРОВНИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
1. Сущность и уровни социальной политики. 2. Корпоративная социальная политика. 3. Региональная и муниципальная социальная политика. 4. Социальная политика государства.
ЛИТЕРАТУРА
Калашников С. О концептуальных основах Российской социальной политики / С. Калашников // Общество и экономика. 1999. № 3 – 4. С. 124 – 131. Основы деятельности профсоюзов: сборник. – М.: Издат. дом «АТИСО», 2008. Социально-экономические проблемы молодёжи и социальное государство: сборник. – М.: АТИСО, 2007. Человек: социальная политика в период осуществления экономических реформ. – М., 1994. Человек. Социальная политика. Социальное государство: материалы круглого стола. – М.: АТИСО, 2001.
Тема 9. ЭФФЕКТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
1. Субъекты и объекты социальной политики. 2. Системный подход к формированию социальной политики. 3. Социальный кадастр.
ЛИТЕРАТУРА
Калашников С. О концептуальных основах Российской социальной политики / С. Калашников // Общество и экономика. 1999. № 3 – 4. С. 124 – 131. Основы деятельности профсоюзов: сборник. – М.: Издат. дом «АТИСО», 2008. Социально-экономические проблемы молодёжи и социальное государство: сборник. – М.: АТИСО, 2007. Человек: социальная политика в период осуществления экономических реформ. – М., 1994. Человек. Социальная политика. Социальное государство: материалы круглого стола. – М.: АТИСО, 2001.
Тема 10. МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА
1. Сущность и содержание социального партнёрства. 2. Зарубежные модели социального партнёрства. 3. Российская модель социального партнёрства.
ЛИТЕРАТУРА
Волков Ю. Е. Социальное государство – базисная основа соцпартнёрства / Ю. Е. Волков // Труд и социальные отношения. 2000. № 2. С. 73 – 94. Кубицкий С. И. Роль социального партнёрства рынков образования и труда в современной России: монография / С. И. Кубицкий. – Челябинск: ООО «Фотохудожник», 2006. Основы деятельности профсоюзов: сборник. – М.: Издат. дом «АТИСО», 2008. Фролова Т. Л. Социальное партнёрство и гендерное равенство / Т. Л. Фролова // Труд и социальные отношения. 2002. № 2. С. 77 – 85. Человек: социальная политика, социальное партнёрство. – М., 1997.
Тема 11. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА
1. Сущность и содержание социального партнёрства. 2. Система социального партнёрства. 3. Трипартизм как ведущий принцип социального партнёрства.
ЛИТЕРАТУРА
Волков Ю. Е. Социальное государство – базисная основа соцпартнёрства / Ю. Е. Волков // Труд и социальные отношения. 2000. № 2. С. 73 – 94. Кубицкий С. И. Роль социального партнёрства рынков образования и труда в современной России: монография / С. И. Кубицкий. – Челябинск: ООО «Фотохудожник», 2006. Основы деятельности профсоюзов: сборник. – М.: Издат. дом «АТИСО», 2008. Фролова Т. Л. Социальное партнёрство и гендерное равенство / Т. Л. Фролова // Труд и социальные отношения. 2002. № 2. С. 77 – 85. Человек: социальная политика, социальное партнёрство. – М., 1997.
Тема 12. СОЦИАЛЬНОЕ РЫНОЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО
1. Сущность и критерии социального рыночного хозяйства. 2. Государственное регулирование рыночной экономики. 3. Роль социальной политики в развитии экономики социального государства.
ЛИТЕРАТУРА
Государственное регулирование рыночной экономики: учебник / под общ. ред. В. И. Кушлина, Н. А. Волгина. – М.: ОАО НПО «Экономика», 2000. Государственная экономическая политика России. К умной и нравственной экономике / под общ. ред. С. С. Сулакшина. – М.: Научный эксперт, 2008. Каменецкий В. А. Беседы о реальной экономике: учебное пособие / В. А. Каменецкий, В. П. Патрикеев. – М.: АТИСО, 2006.
Тема 13. СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
1. Государственное регулирование экономики, его формы и методы. 2. Функции государственного управления экономикой и обществом. 3. Практическая реализация государственной экономической политики в современной России.
ЛИТЕРАТУРА
Авцинова Г. И. Социально-правовое государство: сущность, особенности становления / Г. И. Авцинова // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 3. С. 90 – 104. Государственное регулирование рыночной экономики: учебник / под общ. ред. В. И. Кушлина, Н. А. Волгина. – М.: ОАО НПО «Экономика», 2000. Государственная экономическая политика России. К умной и нравственной экономике / под общ. ред. С. С. Сулакшина. – М.: Научный эксперт, 2008. Каменецкий В. А. Беседы о реальной экономике: учебное пособие / В. А. Каменецкий, В. П. Патрикеев. – М.: АТИСО, 2006. Рофе А. И. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: учебник. – М.: Изд-во «МИК», 1997.
Тема 14. СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО КАК ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИОЭКОНОМИКИ
1. Интеграция социологии экономики и экономической теории. 2. Социальное государство как предмет экономической социологии. 3. Социальное государство как предмет социоэкономики.
ЛИТЕРАТУРА
Бородкин Ф. Социоэкономика: после конца экономики / Ф. Бородкин // Общественные науки и современность. 2006. № 5. С. 141 – 154. Государственная экономическая политика России. К умной и нравственной экономике / под общ. ред. С. С. Сулакшина. – М.: Научный эксперт, 2008. Теоретико-методологические основы социологического анализа общественных систем и процессов. – М.: Советский спорт, 2001. Каменецкий В. А. Беседы о реальной экономике: учебное пособие / В. А. Каменецкий, В. П. Патрикеев. – М.: АТИСО, 2006. Рофе А. И. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: учебник. – М.: Изд-во «МИК», 1997. Социоэкономика как межотраслевая наука: сборник. – М.: Издат. дом «АТИСО», 2008. Шулус А. А. Социоэкономика как межотраслевая наука: предмет, метод, формы институционализации / А. А. Шулус // Труд и социальные отношения. 2008. № 1. С. 4 – 11.
Тема 15. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО АУДИТА
1. Сущность и концепции социального аудита. 2. Уровни социального аудита. 3. Особенности зарубежной модели социального аудита.
ЛИТЕРАТУРА
Основы деятельности профсоюзов: сборник. – М.: Издат. дом «АТИСО», 2008. Социальный аудит: учебное пособие / под общ. ред. А. А. Шулуса, Ю. Н. Попова. – М.: Ихдат. дом «АТИСО», 2008. Шулус А. А. Концепция российской модели социального аудита / А. А. Шулус, Ю. Н. Попов // Народонаселение. 2007. № 4. С. 31 – 55.
Тема 16. СОЦИАЛЬНЫЙ АУДИТ В РОССИИ
1. Сущность и концепции социального аудита. 2. Зарубежный опыт организации социального аудита. 3. Особенности формирования и развития социального аудита в России.
ЛИТЕРАТУРА
Основы деятельности профсоюзов: сборник. – М.: Издат. дом «АТИСО», 2008. Социальный аудит: учебное пособие / под общ. ред. А. А. Шулуса, Ю. Н. Попова. – М.: Ихдат. дом «АТИСО», 2008. Шулус А. А. Концепция российской модели социального аудита / А. А. Шулус, Ю. Н. Попов // Народонаселение. 2007. № 4. С. 31 – 55.
Тема 17. РЫНОК ТРУДА КАК МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
1. Понятие и конъюнктура рынка труда. 2. Экономическая активность населения. 3. Занятость и безработица.
ЛИТЕРАТУРА
Государственное регулирование рыночной экономики: учебник / под общ. ред. В. И. Кушлина, Н. А. Волгина. – М.: ОАО НПО «Экономика», 2000. Государственная экономическая политика России. К умной и нравственной экономике / под общ. ред. С. С. Сулакшина. – М.: Научный эксперт, 2008. Збышко Б. Г. Регулирование социально-трудовых отношений в России / Б. Г. Збышко. – М.: Изд-во «Социальное страхование», 2004. Каменецкий В. А. Беседы о реальной экономике: учебное пособие / В. А. Каменецкий, В. П. Патрикеев. – М.: АТИСО, 2006. Основы деятельности профсоюзов: сборник. – М.: Издат. дом «АТИСО», 2008. Рофе А. И. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: учебник. – М.: Изд-во «МИК», 1997. Эренберг Р. Дж. Современная экономика труда. Теория и государственная политика / Р. Дж. Эренберг, Р. С. Смит. – М.: Изд-во МГУ, 1996.
Тема 18. ОПЛАТА ТРУДА КАК МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
1. Правовые аспекты заработной платы. 2. Социально-экономические и рыночные аспекты заработной платы. 3. Организация оплаты труда.
ЛИТЕРАТУРА
Государственное регулирование рыночной экономики: учебник / под общ. ред. В. И. Кушлина, Н. А. Волгина. – М.: ОАО НПО «Экономика», 2000. Государственная экономическая политика России. К умной и нравственной экономике / под общ. ред. С. С. Сулакшина. – М.: Научный эксперт, 2008. Збышко Б. Г. Регулирование социально-трудовых отношений в России / Б. Г. Збышко. – М.: Изд-во «Социальное страхование», 2004. Основы деятельности профсоюзов: сборник. – М.: Издат. дом «АТИСО», 2008. Рофе А. И. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: учебник. – М.: Изд-во «МИК», 1997.
Тема 19. ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА КАК ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
1. Эффективность производства и производительность труда. 2. Социальные факторы производительности труда. 3. Социальная ответственность бизнеса и гражданина в сфере общественного производства.
ЛИТЕРАТУРА
Государственное регулирование рыночной экономики: учебник / под общ. ред. В. И. Кушлина, Н. А. Волгина. – М.: ОАО НПО «Экономика», 2000. Государственная экономическая политика России. К умной и нравственной экономике / под общ. ред. С. С. Сулакшина. – М.: Научный эксперт, 2008. Збышко Б. Г. Регулирование социально-трудовых отношений в России / Б. Г. Збышко. – М.: Изд-во «Социальное страхование», 2004. Каменецкий В. А. Беседы о реальной экономике: учебное пособие / В. А. Каменецкий, В. П. Патрикеев. – М.: АТИСО, 2006. Основы деятельности профсоюзов: сборник. – М.: Издат. дом «АТИСО», 2008. Рофе А. И. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: учебник. – М.: Изд-во «МИК», 1997.
Тема 20. СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ КАК МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
1. Международный опыт социального страхования. 2. Социальное страхование в истории России и СССР. 3. Пенсионное страхование и трудовые пенсии.
ЛИТЕРАТУРА
Алексеева О. В. Страхование как механизм обеспечения социальной безопасности и экономических интересов россиян / О. В. Алексеева // URL: http://discollection.ru/article/14012010_alekseeva_ol_ga_vladimirovna_ 81062/3. Ивашкин Е. И. Социология отсутствия страхового интереса / Е. И. Ивашкин // Финансы. 2000. 20 августа. Информационный портал ПРО СТРАХОВАНИЕ // URL: http://www.prostrahovanie.ru/ Мазаева М. В. Социальные аспекты развития страхового рынка / М. В. Мазаева // URL: http://law.admtyumen.ru/noframe/nic?print&nd =466201899&LogLength=23944&LogNumDoc=466201899&prevdoc=466201874. Мазаева М. В. Экономическое поведение участников страхового рынка: социологический подход к изучению / М. В. Мазаева // Мониторинг общественного мнения. 2011. № 1 (101). С. 44 – 51. Роик В. Социальное страхование, социальное государство, гражданское общество в России: взгляд в XXI век / В. Роик // Человек и труд. 2000. № 2. С. 24 – 28. № 4. С. 31 – 35. Силласте Г. Г. Социология страхования и безопасность личности // Безопасность Евразии. 2003. № 1. С. 279 – 335.
Критерии оценки. Критерии оценки знаний студентов по отдельным видам работ и разделам дисциплины
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по НАПИСАНИЮ ЭССЕ (РЕФЕРАТА) ПО ОСНОВАМ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
Учебная дисциплина «Основы социального государства» ставит своей целью дать студентам научное представление о теории социального государства как междисциплинарном научном направлении и элементе общей системы знаний о государстве, понимание актуальных проблем социальной политики и возможностей повышения ее эффективности, изучить процессы развития основных институтов гражданского общества, привить навыки использования полученных знаний в области государственной политики как в теоретическом, так и в практическом назначении. Курс нацелен на изучение социального государства и социальной политики в современных условиях, в том числе в условиях трансформации современного российского общества и глобализации.Тесная связь дисциплины «Основы социального государства» с другими учебными дисциплинами гуманитарного, социального и экономического математического и естественнонаучного, профессионального циклов способствует формированию системного представления у обучающихся об основах современного социального государства, что обеспечивает высокий теоретический и практический уровень подготовки бакалавров. В процессе изучения дисциплины используются все основные видыучебных занятий: лекции, практические занятия, самостоятельная работа, групповые и индивидуальные консультации. Задания для практических занятий и самостоятельной работы носят проблемно-поисковый характер и направлены на развитие творческого мышления студентов. Эссе является основной формой самостоятельной работы студента. Цель написания эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи. Именно такая форма письменной работы помогает сформировать необходимые общекультурные и профессиональные компетенции будущих бакалавров. Эссе должно содержать четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. В данной форме письменной работы от студентов не требуется глубокого исследования научной доктрины, сравнения научных концепций и взглядов. Эссе может иметь или не иметь обзора точек зрения других авторов. Оно призвано показать скорее общий подход к проблеме, чем проанализировать ее детали. Важно понимать при этом, что особо ценится свежий взгляд на проблему, выделяющий какие-либо ее новые стороны. Общая форма изложения должна соответствовать жанру проблемной научной статьи. Выбор темы. Первый этап написания эссе – выбор темы. Студент может либо выбрать тему из списка, предложенного преподавателем, либо сам предложить тему, которая обязательно должна быть согласована с преподавателем. Тема эссе должна содержать в себе вопрос, проблему, мотивировать на размышление. Структура эссе. - Титульный лист (заполняется по единой форме, см. требования к оформлению письменных работ на страничке юридического факультета НовГУ). - Введение. При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?», «Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?»,«Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?». - Основная часть - теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе и это представляет собой главную трудность. Поэтому важное значение имеют подзаголовки, на основе которых осуществляется структурирование аргументации; именно здесь необходимо обосновать (логически, используя данные или строгие рассуждения) предлагаемую аргументацию/анализ. В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий: причина — следствие, общее — особенное, форма — содержание, часть — целое, постоянство — изменчивость. - В эссе обязателен список использованных источников и литературы по общепринятым правилам. Нельзя ссылаться на работы, которые автор эссе не читал сам. Источники располагаются по иерархии (юридической силе), литература – в алфавитном порядке первой буквы фамилии автора. Правила оформления эссе. Эссе начинается с титульного листа, считающегося первой страницей. На титульном листе номер страницы не ставится. Объем эссе – до 10 страниц печатного текста (кегль 12, интервал 1,5). Требования по оформлению титульного листа, сносок, списка литературы в эссе такие же, как для письменных работ. Оценивание эссе. Максимальное количество баллов, которое студент может получить за эссе - 10.Критерии оценки могут трансформироваться в зависимости от их конкретной формы, при этом общие требования к качеству эссе могут оцениваться по следующим критериям: - определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры; - используемые понятия строго соответствуют теме; - самостоятельность выполнения работы. 2. Анализ и оценка информации (max. 3 балла): - грамотно применяет категории анализа; - умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений; - способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению; - диапазон используемого информационного пространства (студент использует большое количество различных источников информации); - обоснованно интерпретирует текстовую информацию с помощ
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.195.180 (0.011 с.) |