Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Главной целью социальной политики социального государства

Поиск

является:

1) максимально возможное удовлетворение социальных потребностей

членов общества;

2) сохранение минимальных доходов населения;

3) оказание социальной помощи малоимущим слоям населения;

4) обеспечение экономической безопасности и финансовой стабильности общества.

Методические указания студентам по изучению дисциплины

Содержанием самостоятельной работы студентов являются следующие ее виды:

• усвоение понятийного аппарата дисциплины;

• изучение основной и дополнительной литературы;

• подготовка к семинарским занятиям;

• самостоятельная работа студента в библиотеке;

• изучение сайтов по темам дисциплины в сети Интернет;

• самостоятельная работа студента при подготовке к зачету.

Усвоение понятийного аппарата дисциплины

Студенту необходимо, прежде всего, разобраться в основанных понятиях и терминах данной дисциплины, используя с этой целью глоссарий учебно-методического комплекса по «Основам социального государства», а также рекомендованные преподавателем словари, учебники и учебные пособия. При необходимости студент должен воспользоваться консультацией преподавателя.

Изучение основной и дополнительной литературы

Изучение рекомендованной литературы следует начинать с основных рекомендованных преподавателем учебников и учебных пособий, а затем переходить к нормативно-правовым актам, научным монографиям и материалам периодических изданий. При этом очень полезно делать выписки и конспекты наиболее интересных материалов, что способствует более глубокому осмыслению материала и лучшему его запоминанию. Кроме того, такая практика учит студентов отделять в тексте главное от второстепенного, а также позволяет проводить систематизацию и сравнительный анализ изучаемой информации, что чрезвычайно важно в условиях большого количества разнообразных по качеству и содержанию сведений.

Подготовка к семинарским занятиям

На семинарских занятиях студент должен уметь последовательно излагать свои мысли и аргументированно их отстаивать.

Для достижения этой цели необходимо:

1) внимательно ознакомиться с вопросами для обсуждения по каждой теме семинарского занятия;

2) тщательно изучить соответствующий лекционный материал;

3) изучить рекомендованную по данной теме литературу;

4) подготовить краткое выступление по каждому из вынесенных на семинарское занятие вопросу.

Самостоятельная работа студента в библиотеке

Важным аспектом самостоятельной подготовки студентов является работа с библиотечным фондом ИВГПУ.

При подготовке докладов, представляемых студентами на семинарских занятиях, следует считать целесообразным формирование библиографии по изучаемой тематике. При этом рекомендуется использовать различные источники информации, в том числе учебные пособия, монографии, периодические издания, законодательные и нормативные документы, статистические материалы, информацию государственных органов власти и управления, органов местного самоуправления, переводные издания, а также труды зарубежных авторов.

Весь собранный материал следует систематизировать, выявить ключевые вопросы изучаемой тематики и осуществить сравнительный анализ мнений различных авторов по существу этих вопросов. Конструктивным в этой работе является выработка умения обобщать большой объем материала и делать выводы. Весьма позитивным при этом следует считать попытку студента обосновать собственную точку зрения по исследуемой проблематике.

Изучение сайтов по темам дисциплины в сети Интернет

Ресурсы Интернет являются одним из альтернативных источников быстрого поиска требуемой информации. Их использование возможно для получения основных и дополнительных сведений по изучаемым материалам.

Поиск информации осуществляется с помощью различных Интернет-сайтов.

Для помощи студенту в самостоятельной работе в сети Интернет используются:

• программы ICQ (Pro, Lite, Trillian, Miranda, QIP),

• Интернет-телефония Skype, MSN messenger, Same-Time и др.;

• сайты по темам дисциплины периодических изданий (журналов и т.п.), официальных органов (МОТ, государственной власти, управления и т.п.), отраслевых организаций, специализированных организаций (институтов, центров и т.п.) и др.

 

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

 

Википедия // URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/

Социоэкономика // URL: http://socioeconomics.3dn.ru/

Федеральный образовательный портал: экономика, социология, менеджмент // URL: http://ecsocman.hse.ru/

Экономическая социология // Электронный журнал / URL: http://ecsoc.hse.ru/

ЭКСОЦЕНТР (Центр экономической социологии) // URL: www.ecsoc.ru

Экономический портал // URL: http://institutiones.com

Юридический портал // URL: www.yurist-online.com

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ

И ОФОРМЛЕНИЮ РАБОТЫ

Контрольная работа, выполняемая студентом-заочником по курсу "Основы социального государства", призвана обеспечить закрепление знаний, полученных им при изучении учебной, научной и справочной литературы по данному предмету. Она позволяет продемонстрировать умение пользоваться приобретенными знаниями, сопоставлять и анализировать различные (а иногда и противоположные) взгляды исследователей на проблемы возникновения и функционирования социального государства, формулировать собственное видение социально-экономических процессов в России и мире. При выполнении контрольной работы студент вправе опираться на любой существующий в науке методологический подход, либо провести сравнительный анализ достоинств или недостатков тех или иных методологических подходов, предлагаемых исследователями для изучения данной темы.

Контрольная работа должна иметь следующую структуру:

1. Введение, в котором необходимо отразить актуальность выбранной проблемы для социологии и современного общества;

2. Основную часть, раскрывающую содержание всех вопросов темы контрольной работы с учётом: 1) понимания особенностей данной темы различными исследователями с точки зрения различных концепций, методологических подходов; 2) связи социально-экономических теорий, раскрывающих данную тему, с социальной и экономической реальностью России и мира; 3) приведения соответствующих примеров из современной жизни общества;

3. Заключение, в котором студенту следует изложить собственное видение проблемы и те выводы, к которым он пришёл, изучая научные материалы по теме контрольной работы.

Студент обязан рассмотреть все вопросы темы его контрольной работы, изложенные в данных методических указаниях.

Тема контрольной работы определяется последней цифрой номера зачётной книжки студента. Например, если зачётная книжка № 893034, то студент вправе выбрать одну из двух тем контрольной работы: 4 или 14.

Контрольная работа выполняется на компьютере (объём 10 – 15 машинописных страниц, полуторный интервал, 14 шрифт) и лишь в крайнем случае в школьной тетради (в этом случае объём работы не должен превышать 20 – 24 рукописных страниц, написанных разборчивым почерком с нумерацией страниц и полями шириной 4 – 5 см). При цитировании научной литературы (монографии, статьи, учебники), использовании материалов из Internet обязательны сноски, указывающие на источник информации.

Оформление контрольной работы:

– на титульном листе указываются: дисциплина, по которой написана контрольная работа («Основы социального государства»), фамилия, инициалы студента, факультет, специальность, домашний адрес, номер зачётной книжки;

– на первой странице текста – номер темы, её название, план работы;

– в конце работы – список литературы, в том числе названия и электронные адреса сайтов из Интернета, если Вы ими пользовались, дата выполнения и подпись автора.

Студент-заочник обязан на[AK1] писать и отправить контрольную работу в определённый учебным планом срок. Если контрольная работа по каким-либо причинам не зачтена, студент должен в кратчайший срок и не позже, чем за месяц до экзаменационной сессии, написать заново контрольную работу на ту же тему с учётом замечаний рецензента и отправить её на заочное отделение факультета для повторной проверки.

Студент-заочник, который не выполнил контрольной работы или получил оценку "не зачтено", к зачёту по "Основам социального государства" не допускается. На зачёте студенты-заочники представляют экзаменатору контрольную работу с рецензией.

По всем вопросам, касающимся написания контрольных работ, можно получить устную или письменную консультацию на кафедре социально-гуманитарных наук (а. 418, тел. 22-49-16, E-mail: cgn@ael.ru).

 

 

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

 

Тема 1. ГОСУДАРСТВО КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

 

1. Сущность и особенности современного государства.

2. Государство и гражданское общество.

3. Социальные функции современного государства.

 

ЛИТЕРАТУРА

Авцинова Г. И. Социально-правовое государство: сущность, особенности становления / Г. И. Авцинова // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 3. С. 90 – 104.

Баглай М. В. Социальное государство: понятие, функции / М. В. Баглай // Человек: социальная политика в период осуществления экономических реформ. – М., 1994. – С. 15 – 20.

Березнев С. Социальное государство – это не миф / С. Березнев // Российская Федерация сегодня. 2000. № 9. С. 41 – 43.

Взаимодействие государства и гражданского общества в современной России. Проблемы становления и развития: учебное пособие. – М.; Карбондейл, 2006.

Роик В. Социальное страхование, социальное государство, гражданское общество в России: взгляд в XXI век / В. Роик // Человек и труд. 2000. № 2. С. 24 – 28. № 4. С. 31 – 35.

 

 

Тема 2. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО

ГОСУДАРСТВА

 

1. Теории социального государства.

2. Функции социального государства.

3. Принципы социального государства.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Авцинова Г. И. Социально-правовое государство: сущность, особенности становления / Г. И. Авцинова // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 3. С. 90 – 104.

Алексеев С. И. Общественно-политические тенденции становления социального государства в России / С. И. Алексеев // Труд и социальные отношения. 2000. № 1. С. 8 – 27.

Баглай М. В. Социальное государство: понятие, функции / М. В. Баглай // Человек: социальная политика в период осуществления экономических реформ. – М., 1994. – С. 15 – 20.

Березнев С. Социальное государство – это не миф / С. Березнев // Российская Федерация сегодня. 2000. № 9. С. 41 – 43.

Гончаров П. К. Социальное государство: сущность, мировой опыт, российская модель / П. К. Гончаров // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 2. С. 18 – 36.

Социальное государство и защита прав человека / под ред. Е. А. Лукашевой. – М., 1994.

 

Тема 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

 

1. Экономические основы социального государства.

2. Правовые основы социального государства.

3. Теоретические модели социального государства.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Авцинова Г. И. Социально-правовое государство: сущность, особенности становления / Г. И. Авцинова // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 3. С. 90 – 104.

Алексеев С. И. Общественно-политические тенденции становления социального государства в России / С. И. Алексеев // Труд и социальные отношения. 2000. № 1. С. 8 – 27.

Баглай М. В. Социальное государство: понятие, функции / М. В. Баглай // Человек: социальная политика в период осуществления экономических реформ. – М., 1994. – С. 15 – 20.

Березнев С. Социальное государство – это не миф / С. Березнев // Российская Федерация сегодня. 2000. № 9. С. 41 – 43.

Гончаров П. К. Социальное государство: сущность, мировой опыт, российская модель / П. К. Гончаров // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 2. С. 18 – 36.

Государственная экономическая политика России. К умной и нравственной экономике / под общ. ред. С. С. Сулакшина. – М.: Научный эксперт, 2008.

Мамут Л. С. Социальное государство с точки зрения права / Л. С. Мамут // Государство и право. 2001. № 7. С. 5 – 14.

Покровский В. А. Социальное государство в конституциях СНГ / В. А. Покровский // 10 лет СНГ: опыт, проблемы, перспективы. – М.: Изд-во «Каталог», 2001.

Социальное государство и защита прав человека / под ред. Е. А. Лукашевой. – М., 1994.

 

Тема 4. СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО ЗА РУБЕЖОМ

 

1. Теория и практика развития социального государства

в Западной Европе и США.

2. Развитие социального государства в странах СНГ.

3. Международные организации как инструмент формирования социального государства.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Авцинова Г. И. Социально-правовое государство: сущность, особенности становления / Г. И. Авцинова // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 3. С. 90 – 104.

Баглай М. В. Социальное государство: понятие, функции / М. В. Баглай // Человек: социальная политика в период осуществления экономических реформ. – М., 1994. – С. 15 – 20.

Березнев С. Социальное государство – это не миф / С. Березнев // Российская Федерация сегодня. 2000. № 9. С. 41 – 43.

Гончаров П. К. Социальное государство: сущность, мировой опыт, российская модель / П. К. Гончаров // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 2. С. 18 – 36.

Социальное государство в Западной Европе: проблемы и перспективы: пробл.-темат. сб. – М.: ИНИОН РАН, 1999.

Социальное государство и защита прав человека / под ред. Е. А. Лукашевой. – М., 1994.

Социальное государство: мировой опыт и реалии России / общ. ред. Г. А. Николаева. – М.: АТИСО, 2002.

 

Тема 5. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

 

1. Сущность и глобальные проблемы социальной политики.

2. Модели социальной политики.

3. Структура социальной политики.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Калашников С. О концептуальных основах Российской социальной политики / С. Калашников // Общество и экономика. 1999. № 3 – 4. С. 124 – 131.

Основы деятельности профсоюзов: сборник. – М.: Издат. дом «АТИСО», 2008.

Социально-экономические проблемы молодёжи и социальное государство: сборник. – М.: АТИСО, 2007.

Человек: социальная политика в период осуществления экономических реформ. – М., 1994.

Человек. Социальная политика. Социальное государство: материалы круглого стола. – М.: АТИСО, 2001.

 

Тема 6. УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

 

1. Понятие уровня (качества) жизни в социологии и экономике.

2. Качественные критерии уровня жизни.

3. Количественные критерии (коэффициенты) уровня жизни.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Калашников С. О концептуальных основах Российской социальной политики / С. Калашников // Общество и экономика. 1999. № 3 – 4. С. 124 – 131.

Коровяковский Д. З. Социальное государство и жизненный уровень населения / Д. З. Коровяковский // Человек. Социальная политика. Социальное государство: материалы круглого стола. – М.: АТИСО, 2001. – С. 61 – 66.

Основы деятельности профсоюзов: сборник. – М.: Издат. дом «АТИСО», 2008.

Социально-экономические проблемы молодёжи и социальное государство: сборник. – М.: АТИСО, 2007.

 

Тема 7. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СОЦИАЛЬНОГО

ГОСУДАРСТВА

 

1. Сущность и содержание социальной политики.

2. Критерии эффективности социальной политики.

3. Системный подход к формированию социальной политики государства.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Авцинова Г. И. Социально-правовое государство: сущность, особенности становления / Г. И. Авцинова // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 3. С. 90 – 104.

Калашников С. О концептуальных основах Российской социальной политики / С. Калашников // Общество и экономика. 1999. № 3 – 4. С. 124 – 131.

Основы деятельности профсоюзов: сборник. – М.: Издат. дом «АТИСО», 2008.

Социально-экономические проблемы молодёжи и социальное государство: сборник. – М.: АТИСО, 2007.

Человек: социальная политика в период осуществления экономических реформ. – М., 1994.

Человек. Социальная политика. Социальное государство: материалы круглого стола. – М.: АТИСО, 2001.

 

Тема 8. УРОВНИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

 

1. Сущность и уровни социальной политики.

2. Корпоративная социальная политика.

3. Региональная и муниципальная социальная политика.

4. Социальная политика государства.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Калашников С. О концептуальных основах Российской социальной политики / С. Калашников // Общество и экономика. 1999. № 3 – 4. С. 124 – 131.

Основы деятельности профсоюзов: сборник. – М.: Издат. дом «АТИСО», 2008.

Социально-экономические проблемы молодёжи и социальное государство: сборник. – М.: АТИСО, 2007.

Человек: социальная политика в период осуществления экономических реформ. – М., 1994.

Человек. Социальная политика. Социальное государство: материалы круглого стола. – М.: АТИСО, 2001.

 

Тема 9. ЭФФЕКТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ

ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

 

1. Субъекты и объекты социальной политики.

2. Системный подход к формированию социальной политики.

3. Социальный кадастр.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Калашников С. О концептуальных основах Российской социальной политики / С. Калашников // Общество и экономика. 1999. № 3 – 4. С. 124 – 131.

Основы деятельности профсоюзов: сборник. – М.: Издат. дом «АТИСО», 2008.

Социально-экономические проблемы молодёжи и социальное государство: сборник. – М.: АТИСО, 2007.

Человек: социальная политика в период осуществления экономических реформ. – М., 1994.

Человек. Социальная политика. Социальное государство: материалы круглого стола. – М.: АТИСО, 2001.

 

Тема 10. МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА

 

1. Сущность и содержание социального партнёрства.

2. Зарубежные модели социального партнёрства.

3. Российская модель социального партнёрства.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Волков Ю. Е. Социальное государство – базисная основа соцпартнёрства / Ю. Е. Волков // Труд и социальные отношения. 2000. № 2. С. 73 – 94.

Кубицкий С. И. Роль социального партнёрства рынков образования и труда в современной России: монография / С. И. Кубицкий. – Челябинск: ООО «Фотохудожник», 2006.

Основы деятельности профсоюзов: сборник. – М.: Издат. дом «АТИСО», 2008.

Фролова Т. Л. Социальное партнёрство и гендерное равенство / Т. Л. Фролова // Труд и социальные отношения. 2002. № 2. С. 77 – 85.

Человек: социальная политика, социальное партнёрство. – М., 1997.

 

Тема 11. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА

 

1. Сущность и содержание социального партнёрства.

2. Система социального партнёрства.

3. Трипартизм как ведущий принцип социального партнёрства.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Волков Ю. Е. Социальное государство – базисная основа соцпартнёрства / Ю. Е. Волков // Труд и социальные отношения. 2000. № 2. С. 73 – 94.

Кубицкий С. И. Роль социального партнёрства рынков образования и труда в современной России: монография / С. И. Кубицкий. – Челябинск: ООО «Фотохудожник», 2006.

Основы деятельности профсоюзов: сборник. – М.: Издат. дом «АТИСО», 2008.

Фролова Т. Л. Социальное партнёрство и гендерное равенство / Т. Л. Фролова // Труд и социальные отношения. 2002. № 2. С. 77 – 85.

Человек: социальная политика, социальное партнёрство. – М., 1997.

 

Тема 12. СОЦИАЛЬНОЕ РЫНОЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО

 

1. Сущность и критерии социального рыночного хозяйства.

2. Государственное регулирование рыночной экономики.

3. Роль социальной политики в развитии экономики социального государства.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Государственное регулирование рыночной экономики: учебник / под общ. ред. В. И. Кушлина, Н. А. Волгина. – М.: ОАО НПО «Экономика», 2000.

Государственная экономическая политика России. К умной и нравственной экономике / под общ. ред. С. С. Сулакшина. – М.: Научный эксперт, 2008.

Каменецкий В. А. Беседы о реальной экономике: учебное пособие / В. А. Каменецкий, В. П. Патрикеев. – М.: АТИСО, 2006.

 

Тема 13. СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

 

1. Государственное регулирование экономики, его формы и методы.

2. Функции государственного управления экономикой и обществом.

3. Практическая реализация государственной экономической политики в современной России.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Авцинова Г. И. Социально-правовое государство: сущность, особенности становления / Г. И. Авцинова // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 3. С. 90 – 104.

Государственное регулирование рыночной экономики: учебник / под общ. ред. В. И. Кушлина, Н. А. Волгина. – М.: ОАО НПО «Экономика», 2000.

Государственная экономическая политика России. К умной и нравственной экономике / под общ. ред. С. С. Сулакшина. – М.: Научный эксперт, 2008.

Каменецкий В. А. Беседы о реальной экономике: учебное пособие / В. А. Каменецкий, В. П. Патрикеев. – М.: АТИСО, 2006.

Рофе А. И. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: учебник. – М.: Изд-во «МИК», 1997.

 

Тема 14. СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО КАК ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИОЭКОНОМИКИ

 

1. Интеграция социологии экономики и экономической теории.

2. Социальное государство как предмет экономической социологии.

3. Социальное государство как предмет социоэкономики.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Бородкин Ф. Социоэкономика: после конца экономики / Ф. Бородкин // Общественные науки и современность. 2006. № 5. С. 141 – 154.

Государственная экономическая политика России. К умной и нравственной экономике / под общ. ред. С. С. Сулакшина. – М.: Научный эксперт, 2008.

Теоретико-методологические основы социологического анализа общественных систем и процессов. – М.: Советский спорт, 2001.

Каменецкий В. А. Беседы о реальной экономике: учебное пособие / В. А. Каменецкий, В. П. Патрикеев. – М.: АТИСО, 2006.

Рофе А. И. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: учебник. – М.: Изд-во «МИК», 1997.

Социоэкономика как межотраслевая наука: сборник. – М.: Издат. дом «АТИСО», 2008.

Шулус А. А. Социоэкономика как межотраслевая наука: предмет, метод, формы институционализации / А. А. Шулус // Труд и социальные отношения. 2008. № 1. С. 4 – 11.

 

Тема 15. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО АУДИТА

 

1. Сущность и концепции социального аудита.

2. Уровни социального аудита.

3. Особенности зарубежной модели социального аудита.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Основы деятельности профсоюзов: сборник. – М.: Издат. дом «АТИСО», 2008.

Социальный аудит: учебное пособие / под общ. ред. А. А. Шулуса, Ю. Н. Попова. – М.: Ихдат. дом «АТИСО», 2008.

Шулус А. А. Концепция российской модели социального аудита / А. А. Шулус, Ю. Н. Попов // Народонаселение. 2007. № 4. С. 31 – 55.

 

Тема 16. СОЦИАЛЬНЫЙ АУДИТ В РОССИИ

 

1. Сущность и концепции социального аудита.

2. Зарубежный опыт организации социального аудита.

3. Особенности формирования и развития социального аудита

в России.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Основы деятельности профсоюзов: сборник. – М.: Издат. дом «АТИСО», 2008.

Социальный аудит: учебное пособие / под общ. ред. А. А. Шулуса, Ю. Н. Попова. – М.: Ихдат. дом «АТИСО», 2008.

Шулус А. А. Концепция российской модели социального аудита / А. А. Шулус, Ю. Н. Попов // Народонаселение. 2007. № 4. С. 31 – 55.

 

Тема 17. РЫНОК ТРУДА КАК МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

 

1. Понятие и конъюнктура рынка труда.

2. Экономическая активность населения.

3. Занятость и безработица.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Государственное регулирование рыночной экономики: учебник / под общ. ред. В. И. Кушлина, Н. А. Волгина. – М.: ОАО НПО «Экономика», 2000.

Государственная экономическая политика России. К умной и нравственной экономике / под общ. ред. С. С. Сулакшина. – М.: Научный эксперт, 2008.

Збышко Б. Г. Регулирование социально-трудовых отношений в России / Б. Г. Збышко. – М.: Изд-во «Социальное страхование», 2004.

Каменецкий В. А. Беседы о реальной экономике: учебное пособие / В. А. Каменецкий, В. П. Патрикеев. – М.: АТИСО, 2006.

Основы деятельности профсоюзов: сборник. – М.: Издат. дом «АТИСО», 2008.

Рофе А. И. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: учебник. – М.: Изд-во «МИК», 1997.

Эренберг Р. Дж. Современная экономика труда. Теория и государственная политика / Р. Дж. Эренберг, Р. С. Смит. – М.: Изд-во МГУ, 1996.

 

Тема 18. ОПЛАТА ТРУДА КАК МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

 

1. Правовые аспекты заработной платы.

2. Социально-экономические и рыночные аспекты

заработной платы.

3. Организация оплаты труда.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Государственное регулирование рыночной экономики: учебник / под общ. ред. В. И. Кушлина, Н. А. Волгина. – М.: ОАО НПО «Экономика», 2000.

Государственная экономическая политика России. К умной и нравственной экономике / под общ. ред. С. С. Сулакшина. – М.: Научный эксперт, 2008.

Збышко Б. Г. Регулирование социально-трудовых отношений в России / Б. Г. Збышко. – М.: Изд-во «Социальное страхование», 2004.

Основы деятельности профсоюзов: сборник. – М.: Издат. дом «АТИСО», 2008.

Рофе А. И. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: учебник. – М.: Изд-во «МИК», 1997.

 

Тема 19. ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА КАК ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

 

1. Эффективность производства и производительность труда.

2. Социальные факторы производительности труда.

3. Социальная ответственность бизнеса и гражданина в сфере общественного производства.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Государственное регулирование рыночной экономики: учебник / под общ. ред. В. И. Кушлина, Н. А. Волгина. – М.: ОАО НПО «Экономика», 2000.

Государственная экономическая политика России. К умной и нравственной экономике / под общ. ред. С. С. Сулакшина. – М.: Научный эксперт, 2008.

Збышко Б. Г. Регулирование социально-трудовых отношений в России / Б. Г. Збышко. – М.: Изд-во «Социальное страхование», 2004.

Каменецкий В. А. Беседы о реальной экономике: учебное пособие / В. А. Каменецкий, В. П. Патрикеев. – М.: АТИСО, 2006.

Основы деятельности профсоюзов: сборник. – М.: Издат. дом «АТИСО», 2008.

Рофе А. И. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: учебник. – М.: Изд-во «МИК», 1997.

 

Тема 20. СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ КАК МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

 

1. Международный опыт социального страхования.

2. Социальное страхование в истории России и СССР.

3. Пенсионное страхование и трудовые пенсии.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Алексеева О. В. Страхование как механизм обеспечения социальной безопасности и экономических интересов россиян / О. В. Алексеева // URL: http://discollection.ru/article/14012010_alekseeva_ol_ga_vladimirovna_

81062/3.

Ивашкин Е. И. Социология отсутствия страхового интереса / Е. И. Ивашкин // Финансы. 2000. 20 августа.

Информационный портал ПРО СТРАХОВАНИЕ // URL: http://www.prostrahovanie.ru/

Мазаева М. В. Социальные аспекты развития страхового рынка / М. В. Мазаева // URL: http://law.admtyumen.ru/noframe/nic?print&nd =466201899&LogLength=23944&LogNumDoc=466201899&prevdoc=466201874.

Мазаева М. В. Экономическое поведение участников страхового рынка: социологический подход к изучению / М. В. Мазаева // Мониторинг общественного мнения. 2011. № 1 (101). С. 44 – 51.

Роик В. Социальное страхование, социальное государство, гражданское общество в России: взгляд в XXI век / В. Роик // Человек и труд. 2000. № 2. С. 24 – 28. № 4. С. 31 – 35.

Силласте Г. Г. Социология страхования и безопасность личности // Безопасность Евразии. 2003. № 1. С. 279 – 335.

 

 

 

Критерии оценки.

Критерии оценки знаний студентов по отдельным видам работ и разделам дисциплины

 

Цифровое выражение Словесное выражение Описание
  Отлично Выполнен полный объем работы, ответ студента полный и правильный. Студент способен обобщить материал, сделать собственные выводы, выразить свое мнение, привести иллюстрирующие примеры
  Хорошо Выполнено 75% работы, ответ студента правильный, но неполный. Не приведены иллюстрирующие примеры, обобщающее мнение студента недостаточно четко выражено
  Удовлетвори-тельно Выполнено 50% работы, ответ правилен в основных моментах, нет иллюстрирующих примеров, нет собственного мнения студента, есть ошибки в деталях и/или они просто отсутствуют
  Неудовлетворительно Выполнено менее 50% работы, в ответе существенные ошибки в основных аспектах темы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по НАПИСАНИЮ ЭССЕ (РЕФЕРАТА) ПО ОСНОВАМ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

 

Учебная дисциплина «Основы социального государства» ставит своей целью дать студентам научное представление о теории социального государства как междисциплинарном научном направлении и элементе общей системы знаний о государстве, понимание актуальных проблем социальной политики и возможностей повышения ее эффективности, изучить процессы развития основных институтов гражданского общества, привить навыки использования полученных знаний в области государственной политики как в теоретическом, так и в практическом назначении. Курс нацелен на изучение социального государства и социальной политики в современных условиях, в том числе в условиях трансформации современного российского общества и глобализации.Тесная связь дисциплины «Основы социального государства» с другими учебными дисциплинами гуманитарного, социального и экономического математического и естественнонаучного, профессионального циклов способствует формированию системного представления у обучающихся об основах современного социального государства, что обеспечивает высокий теоретический и практический уровень подготовки бакалавров.

В процессе изучения дисциплины используются все основные видыучебных занятий: лекции, практические занятия, самостоятельная работа, групповые и индивидуальные консультации. Задания для практических занятий и самостоятельной работы носят проблемно-поисковый характер и направлены на развитие творческого мышления студентов.

Эссе является основной формой самостоятельной работы студента. Цель написания эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи. Именно такая форма письменной работы помогает сформировать необходимые общекультурные и профессиональные компетенции будущих бакалавров.

Эссе должно содержать четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

В данной форме письменной работы от студентов не требуется глубокого исследования научной доктрины, сравнения научных концепций и взглядов. Эссе может иметь или не иметь обзора точек зрения других ав­торов. Оно призвано показать скорее общий подход к проблеме, чем проанализировать ее детали. Важно понимать при этом, что особо ценится свежий взгляд на проблему, выделяющий какие-либо ее новые стороны. Общая форма изложения должна соответствовать жанру проблемной научной статьи.

Выбор темы. Первый этап написания эссе – выбор темы. Студент может либо выбрать тему из списка, предложенного преподавателем, либо сам предложить тему, которая обязательно должна быть согласована с преподавателем. Тема эссе должна содержать в себе вопрос, проблему, мотивировать на размышление.

Структура эссе.

- Титульный лист (заполняется по единой форме, см. требования к оформлению письменных работ на страничке юридического факультета НовГУ).

- Введение. При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?», «Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?»,«Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?».

- Основная часть - теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе и это представляет собой главную трудность. Поэтому важное значение имеют подзаголовки, на основе которых осуществляется структурирование аргументации; именно здесь необходимо обосновать (логически, используя данные или строгие рассуждения) предлагаемую аргументацию/анализ.

В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий: причина — следствие, общее — особенное, форма — содержание, часть — целое, постоянство — изменчивость.
В процессе построения эссе необходимо помнить, что один пункт/параграф должен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство, подкрепленное графическим, иллюстративным или цифровым материалом (то есть, наполняя содержанием разделы аргументацией, необходимо в пределах параграфа ограничить себя рассмотрением одной главной мысли).
- Заключение - обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение. Заключение может содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как указание на применение исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами.

- В эссе обязателен список использованных источников и литературы по общепринятым правилам. Нельзя ссылаться на работы, которые автор эссе не читал сам. Источники располагаются по иерархии (юридической силе), литература – в алфавитном порядке первой буквы фамилии автора.

Правила оформления эссе. Эссе начинается с титульного листа, считающегося первой страницей. На титульном листе номер страницы не ставится. Объем эссе – до 10 страниц печатного текста (кегль 12, интервал 1,5). Требования по оформлению титульного листа, сносок, списка литературы в эссе такие же, как для письменных работ.

Оценивание эссе. Максимальное количество баллов, которое студент может получить за эссе - 10.Критерии оценки могут трансформироваться в зависимости от их конкретной формы, при этом общие требования к качеству эссе могут оцениваться по следующим критериям:
1. Знание и понимание теоретического материала (max. 2 балла):

- определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры;

- используемые понятия строго соответствуют теме;

- самостоятельность выполнения работы.

2. Анализ и оценка информации (max. 3 балла):

- грамотно применяет категории анализа;

- умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений;

- способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению;

- диапазон используемого информационного пространства (студент использует большое количество различных источников информации);

- обоснованно интерпретирует текстовую информацию с помощ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.200.247 (0.015 с.)