Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эта удивительная природа (22 ч)↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Окружающий мир Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе. Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества. Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность. К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе. При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности. Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осуществлялся на основе следующих ведущих идей: – идея многообразия мира; – идея экологической целостности мира; – идея уважения к миру. Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса. Уважение к миру – это предлагаемая и применяемая нами формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру. Идея уважения к миру базируется на учении А. Швейцера о благоговении перед жизнью, на концепции экологического императива Н. Н. Моисеева, созвучна современным идеям воспитания культуры мира. В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Учебный курс «Мир вокруг нас» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, например в группе продленного дня, на внеклассных занятиях. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых. Тематический план. 3 класс (68 ч)
Содержание тем учебного курса
Класс (68 ч)
Как устроен мир (7 ч) Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей. Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира. Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество. Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы. Экскурсия: Что нас окружает? Мы и наше здоровье (10 ч) Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании. Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц. Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания. Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья. Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса. Наша безопасность (7 ч) Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа. Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы. Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой. Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества. Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы. Чему учит экономика (11 ч) Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги. Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей. Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств. Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др. Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата. Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги. Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке. Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами. Класс
К концу 3 класса учащиеся должны знать: – человек — часть природы и общества; – что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы; – основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе; – основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы; – взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными); – взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе); – строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме; – правила гигиены; основы здорового образа жизни; – правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности; – потребности людей; товары и услуги; – роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета; – некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту). Учащиеся должны уметь: – распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы; – проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты; – объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком; – выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы; – выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды; – владеть элементарными приемами чтения карты; – приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
Список литературы
Литература для учащихся: Ø Основная: 1. Плешаков А.А. Окружающий мир 3 класс, М.: Просвещение, 2007 2. Плешаков А. А. Рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас» в 2-х частях: 3 класс. – М.: Просвещение, 2007 3. Плешаков А. А. Мир вокруг нас: Проверим себя в 2-х частях: 3 класс. – М.: Вита Пресс, 2007 4. Плешаков А. А. Атлас. Окружающий мир: 1 – 4 класс. М.: АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2004 Дополнительная: 5. Еремеева Е. Ю. Растения: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005 6. Модестов С. Ю. Космос: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005 7. Модестова Т. В. Животные: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005 8. Модестова Т. В. Птицы: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2006 9. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2004 10. Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2005 11. Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2005 12. Шикина Л. Б. Люди и народы: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2006 13. Шикина Л. Б. Страны и континенты: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005 Пособия для учителя: 1. Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2004 2. Дмитриева О. И. и др. Поурочные разработки по окружающему миру: 3 класс. – М.: ВАКО 3. Муковникова О. Г. Природоведение. 3 класс. Поурочные планы по учебнику А. А. Плешакова «Мир вокруг нас». – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004 4. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2004 5. Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2005 6. Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2005 7. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2004
Приложение Тема: «Природа и мы» 1. Подчеркни названия природных объектов: ромашка линейка плитка машина горы шкаф глина птица облака тетрадь дерево дом 2. К неживой природе относятся: а) человек, животные, растения, грибы и микробы; б) Солнце, Земля, воздух, вода, человек и все то, что сделано его руками; в) Солнце, небо, облака, земля, камни, вода, дождь, снег. 3. К живой природе относятся: а) человек, животные, растения, грибы и микробы; б) Солнце, Земля, воздух, вода, человек и все то, что сделано его руками; в) Солнце, небо, облака, земля, камни, вода, дождь, снег. 4. Живые существа отличаются от предметов неживой природы тем, что: а) они дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают; б) они разговаривают, бегают и прыгают, смеются и плачут, растут, умирают; в) они передвигаются, растут, изменяют окружающую природу, умирают. 5. Животные – это: а) птицы, рыбы, звери, ящерицы, черепахи, черви; б) звери, насекомые, змеи, растения, грибы, микробы; в) птицы, звери, человек, насекомые, растения, грибы.
Тема: Природа в опасности! Что такое заповедники? а) заповедники - это участки земли, где всякая природа неприкосновенна; б) заповедники - это участки земли, где выращивают редкие растения со всего мира; в) заповедники - это участки земли, где обитает большое разнообразие зверей, птиц и насекомых.
Тема: Воздух и его охрана
1. Какие вещества входят в состав воздуха? а) водород, медь, цинк; б) кислород, азот, углекислый газ; в) хлор, фтор, йод. Тема: Вода и ее свойства
1. Лед и снег- это вода.... а)в твердом состоянии; б)в жидком состоянии; в) в газообразном состоянии. Тема: Берегите воду
Какая вода нужна людям? а)прозрачная; б)бесцветная; (в) чистая. Тема: Как разрушаются камни
Тема: Что такое почва
Из чего состоит почва? а) из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве; б) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей; в) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а также микробов, корней растений и различных животных, обитающих в почве. Впиши пропущенные слова Корни растений дышат..., который содержится в почве. Они всасывают из почвы... и растворенные в ней
Тема: Организм человека
Где начинается пищеварение? а) во рту; б) в желудке; в) в кишечнике. Тема: Огонь, вода и газ 1. Соедини стрелочками номера телефонов и названия срочных служб: 01 газовая служба 03 пожарная охрана 04 скорая помощь 2. Что необходим сделать прежде всего, если в доме неожиданно начался пожар, который ты не можешь потушить самостоятельно? а) убежать; б) закричать, позвать на помощь; в) вызвать пожарников по телефону 01. Прежде всего? а) оставить все как есть до прихода родителей - это дело взрослых; б) завернуть специальный вентиль и позвонить родителям; в) выйти из квартиры. Тема: Полезные ископаемые
1. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе? 1)врачи; 2) геологи; 3)строители. 2. Какие из полезных ископаемых используются в строительстве? 1) песок, глина; 2) гранит, торф; 3) каменный уголь, поваренная соль. Тема: Растениеводство 1. Укажи строчку, в которой правильно указаны основные отрасли растениеводства. а) полеводство, овцеводство, кактусоводство; б) полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство; в) полеводство, овощеводство, оленеводство. 2. Укажи строчку, в которой правильно указаны главные зерновые культуры. а) картофель, подсолнечник, лен, земляника; б) кабачок, патиссон, огурец, капуста; в) овес, рожь, ячмень, пшеница. 3. Укажи строчку, в которой правильно указаны плодовые культуры. а) капуста, картофель, лен, овес; б) лук, чеснок, перец, апельсин; в) яблоня, груша, черешня, малина. 4. Какие ты знаешь сельскохозяйственные профессии? а) ткач, газосварщик, геолог; б) комбайнер, овощевод, хлопкороб; в) инженер, механик, докер. Тема: Животноводство Тема: Деньги. Бюджет
1. Что такое «бартер»? а) так называется процесс купли-продажи товара; б) это прямой обмен одних товаров на другие; в) это один из видов дохода? Что такое «гонорар»? а) бюджет; б) доход; в) расход. 6. Выигрыш по лотерейному билету - это... а) доход; б) расход; в) не является ни доходом, ни расходом, так как не может быть запланирован.
Литература для учащихся: Ø Основная: 14. Плешаков А.А. Окружающий мир 3 класс, М.: Просвещение, 2007 15. Плешаков А. А. Рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас» в 2-х частях: 3 класс. – М.: Просвещение, 2007 16. Плешаков А. А. Мир вокруг нас: Проверим себя в 2-х частях: 3 класс. – М.: Вита Пресс, 2007 17. Плешаков А. А. Атлас. Окружающий мир: 1 – 4 класс. М.: АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2004 Дополнительная: 18. Еремеева Е. Ю. Растения: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005 19. Модестов С. Ю. Космос: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005 20. Модестова Т. В. Животные: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005 21. Модестова Т. В. Птицы: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2006 22. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2004 23. Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2005 24. Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2005 25. Шикина Л. Б. Люди и народы: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2006 26. Шикина Л. Б. Страны и континенты: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005 Пособия для учителя: 8. Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2004 9. Дмитриева О. И. и др. Поурочные разработки по окружающему миру: 3 класс. – М.: ВАКО 10. Муковникова О. Г. Природоведение. 3 класс. Поурочные планы по учебнику А. А. Плешакова «Мир вокруг нас». – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004 11. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2004 12. Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2005 13. Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2005 14. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2004
Окружающий мир Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе. Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества. Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность. К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе. При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности. Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осуществлялся на основе следующих ведущих идей: – идея многообразия мира; – идея экологической целостности мира; – идея уважения к миру. Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса. Уважение к миру – это предлагаемая и применяемая нами формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру. Идея уважения к миру базируется на учении А. Швейцера о благоговении перед жизнью, на концепции экологического императива Н. Н. Моисеева, созвучна современным идеям воспитания культуры мира. В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Учебный курс «Мир вокруг нас» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, например в группе продленного дня, на внеклассных занятиях. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых. Тематический план. 3 класс (68 ч)
Содержание тем учебного курса
Класс (68 ч)
Как устроен мир (7 ч) Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей. Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира. Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество. Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы. Экскурсия: Что нас окружает? Эта удивительная природа (22 ч) Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы. Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений. Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту. Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы. Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений. Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.) Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных. Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов. Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни. Экскурсии: Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей. Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений. Мы и наше здоровье (10 ч) Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании. Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц. Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания. Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья. Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса. Наша безопасность (7 ч) Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа. Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы. Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой. Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества. Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы. Чему учит экономика (11 ч) Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги. Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физиче
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 437; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.51.72 (0.023 с.) |