Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1V. Период социального обеспечения

Поиск

(XVI – начало ХХ вв.)

4.1. Становление социального обеспечения в Западной Европе и

Америке

Начало XVI века в Европе ознаменовалось появлением великой эпохи буржуазной культуры. «Это время благородных порывов и сожжения «еретиков», увлечения античной культурой и облав на ведьм, благочестивых диспутов и изощренных пыток». [Протестантизм. /Словарь атеиста. - М: 1990. - с.7].

По Европе прокатилась эпоха Возрождения (Ренессанса). Это была эпоха титанов: поэты Данте Алигьери и Петрарка; художники Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан; писатели Франсуа Рабле, Шекспир, Сервантес, Эразм Роттердамский, Томас Мор и др.; это и педагоги – Витторино да Фельтре, создавший «Дом радости» и религиозные деятели, которые разрушили теологию Средневековья: Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин и др.

В этот период развитие философии было связано с постановкой социальных проблем общества и человека, воспитанием личности.

В эпоху Ренессанса зародилась Реформация (от лат. Reformatio – преобразование) – широкое общественное движение в Западной и Центральной Европе в XVI веке. Движение носило антифеодальный характер, где опорой была католическая церковь. Началась Реформация с выступления Мартина Лютера в Германии. 31 октября 1517 г. в Виттенберге священник Мартин Лютер (1483-1546 гг.) прибил к воротам собора тезисы, в которых обличал практику продажи индульгенций. Дело в том, чтобы грешнику обеспечить себе благополучную жизнь в загробном мире, нужно было отличиться перед церковью: принятие таинств, участие в обрядах, соблюдение постов, посещение «святых мест», приобретение индульгенций, добровольные пожертвования и т.д. Для всего этого нужны были деньги в пользу церкви, а истинность религиозных чувств никого не интересовало. Согрешил – купи индульгенцию и прощен Богом! Папской канцелярией был разработан целый каталог преступлений и прейскурант отпущений за них, получивший название: «Тексты святой апостольской канцелярии» и помещенный в ХV- м томе трактата «Океан права» в 1583 г. Сохранился текст индульгенции: «Форма полнейшего оправдания и отпущения при жизни». Сначала можно было получить освобождение от наказаний, налагаемых папой на земле, но потом начали освобождать от наказаний, которые Бог налагал уже в чистилище. Еще позже священники по определенному тарифу освобождали людей от грехов. Полученные деньги церковь должна была направлять на помощь нуждающимся. На самом деле половина денег тратилась на дела самой церкви.

Мартин Лютер провозгласил абсолютную зависимость человека от Бога, а не от церкви. Единственным источником веры объявил «Новый завет» и Библию, которые он перевел на немецкий язык. Для человека важна личная вера, которая делает его свободным, а поэтому лозунг любви к ближнему приравнивается к службе ближнему – человек не должен наподобие монахов бежать от мира. «Служить Богу, - писал М. Лютер, - есть не что иное, как служить ближнему, будь то ребенок, жена, слуга…любому, кто телесно или душевно в тебе нуждается: это и есть богослужение».

Мартин Лютер критиковал сложившиеся формы и принципы благотворительности, расточительность церкви, которая возводила и великолепно украшала Храмы за счет пожертвований. Также он критиковал бессистемную помощь просителям в форме милостыни. Он считал, что бесконтрольная раздача милостыни ведет к профессиональному нищенству, а помощь должна оказываться лишь тем, кто умирает с голода, замерзает, погибает от болезни или стоит на грани преступления.

В своих проповедях в1520 г. Мартин Лютер говорил о добрых делах, о восстановлении древнехристианского понятия любви к ближнему. Он считал, что помощь беднейшим слоям общества должна оказывать как церковь, так и общественные организации самоуправления. Мартин Лютер в произведении «Воззвание к христианскому дворянству немецкой нации» объявляет о необходимости уничтожения «попрашайничества». Город должен сам призревать своих нищих, а пришлых – изгонять. В другом своем произведении «Устав общественной кружки» (1523 г.) утверждает, что нищие, способные к труду, должны работать. Помощь нужно оказывать только тем, кто не способен к труду, а детей нищих нужно обучать ремеслу, чтобы они не пошли по стопам своих родителей. Чтобы организовать такую благотворительность, члены общины должны платить дополнительные налоги. Так наметились меры по локализации профессионального нищенства и способы финансирования благотворительности.

За свои взгляды М. Лютер был объявлен еретиком, но он чудом спасся от костра. Однако на суде он не отрекся от своих взглядов и не пошел против своей совести: «На том стою. Я не могу иначе. Да поможет мне Бог. Аминь».

С XVI-го века началось течение Протестантизма (от лат. Protestans – публично доказывающий). Протестантизм объединяет множество церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканскую церковь, методистов, баптистов, адвентистов и т.д.). Для протестантизма характерно: отсутствие противопоставления духовенства мирянам; отказ от сложной церковной иерархии; упрощенные культы; отсутствие монашества; введение песнопения и т.д. В нем нет культа богородицы, святых, ангелов и икон. Число таинств сведено к двум: крещение и причастие. Протестантизм пытается примирить религию с наукой, дать рациональное толкование Библии, религии без Бога, то есть имеющее только нравственную основу.

Эпоха Возрождения сломала духовную диктатуру папства. Появился новый идеал человека – жизнерадостного, активного и физически развитого. Эпоха выдвинула и новых педагогов – гуманистов, которые активно проводили просвещение народа, стояли за уважение личности ребенка, были против средневековой школы с ее суровой палочной дисциплиной. Они придавали большое значение стимулированию живого интереса учащихся к знаниям и стремились создать такую атмосферу учения, которая бы превратила его в радостный и интересный процесс для учащихся.

Таким педагогом-гуманистом в Италии был Витторино Да Фельтре (1378-2.11.1446 гг.), который организовал «Дом радости» в 1424 г. при дворе герцога Мантуанского. В школе учились дети графа, дети его приближенных и бедные дети, но за счет Витторино Да Фельре. Этот дом располагался на лоне природы, в нем было много света и воздуха, на стенах были фрески, изображающие игры детей. С тех далеких времен школы во всем мире начали строить по образцу первого «Дома радости». В этой школе учили классическим языкам (греческому и латыни), античной литературе, математике, астрономии и т.д. Кроме того, дети учились верховой езде, плаванию, гимнастикой и фехтованию. Возросший интерес к духовной культуре античного мира в эпоху Возрождения породил новый тип общего среднего образования, который получил название «классический». Впервые в школе Витторино да Фельтре начали использовать экскурсии, уроки среди живой природы, игры и занятия по физической культуре. При обучении грамоте использовались буквы на цветном картоне. К сожалению, автор этих новшеств не оставил педагогических трудов.

Значительное влияние на развитие социального воспитания в эпоху Возрождения оказали произведения социалистов-утопистов. Изучая природу человека, его потребности, они пришли к выводу о том, что интересы человека могут быть обеспечены только в социально справедливом обществе и таким обществом они считали социализм.

Одним из представителей социалистов-утопистов был Томас Мор (1478-1535 гг.), написавший труд «Золотая книга о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516 г.). Мор считал, что счастье человека, его свободная деятельность и всестороннее развитие зависят от устройства справедливого общества. Достаточно освободиться от дворян, служителей культа и бездельников и построить счастливое общество. Все тяжелые работы в этом обществе должны выполняться рабами, военнопленными и преступниками. Мор первый из мыслителей выдвинул идею трудового воспитания, как источник всех добродетелей. Все утописты – земледельцы и трудятся на своих участках. От физического труда освобождались только особо одаренные люди, которые должны заниматься науками. Для всех утопистов Мор рекомендует использовать однообразную одежду, а распределение продуктов – по потребностям. Как показала история реализации этих идей в России, идеи социализма, скорее всего, противоречат самой природе человека, а поэтому терпят крах. Кстати, большевики в России использовали герб Утопии – серп, молот и колосья.

Наиболее ярко и полно педагогические идеи Возрождения разработал великий чешский педагог и практик образования Ян Амос Коменский 9(1592-1670 гг.). В главном труде своей жизни «Великая дидактика» (1632 г.) он призывал «учить всех – всему» (идея всеобщего обучения), начинать обучение на родном, а не на латинском языке. Красной нитью в этом произведении проводится мысль о сообразности воспитания с природой, так как человек – часть природы, в которой действуют всеобщие законы в жизни растений, животных и людей. Коменскому принадлежит заслуга в создании содержания обучения для четырех возрастных групп (детство, отрочество, юность и возмужалость), а также в разработке системы принципов дидактики, которая с небольшими уточнениями сохранилась и до наших дней. Образование, писал Я.А. Коменский, только тогда имеет ценность, когда благотворно действует на нравственность учеников, и что «ученость без добродетелей – все равно, что золотое кольцо в носу у свиньи». Сейчас всем известно, что Я.А. Коменский – отец классно-урочной системы обучения, которая произвела настоящую революцию в организации учебной работы в школе. Надо сказать, что пока еще никто не придумал более совершенную систему обучения.

Оригинальную систему социального воспитания создал английский философ и педагог Джон Локк (1632-1704 гг.). В основном философском труде «Опыт о человеческом разуме» он доказывал, что в сознании человека нет врожденных идей и представлений, а душа ребенка – «чистая доска» - «tabula rasa», на которой воспитатель может написать все, что угодно. Отсюда вывод: велика роль воспитания. Все знания, утверждал Джон Локк, приходят к нам через ощущения, через органы чувств, а закрепляются они с помощью личного опыта.

В другом своем произведении «Мысли о воспитании» Джон Локк проводит идею о том, что роль воспитания огромна и это создает разницу между людьми. Автор дает советы по воспитанию будущего джентльмена, который должен воспитываться в суровых условиях сначала дома, чтобы оградить ребенка от дурного влияния толпы. В советах выражены требования к строгому режиму, одежде и пище воспитанника. Джон Локк утверждает, что грубость и наказания не приведут к хорошим привычкам, так как «рабская дисциплина создает и рабский характер».

Изучать ребенка нужно тогда, когда он этого не замечает. Когда же ребенок проявляет упрямство и открытое неповиновение, его можно подвергнуть телесным наказаниям.

Джентльмен должен многое знать и уметь: чтение, письмо, языки, географию, бухгалтерию, законы, верховой езде, танцы и т.д. При сложных жизненных ситуациях ему понадобятся ремесленнические умения: столярные,, по ремонту часов, по работе садовников, гравером и т.д. Идеал джентльмена – солдат и мудрый делец, не мешающий жить другим и умеющий управлять собой.

Общеобразовательная школа, по мнению Джон Локка, - учреждение не для джентльмена и там должны учиться только дети бедняков с 3 до 14 лет. В школе эти дети должны питаться только хлебом, а в холодную пору – теплой кашицей. Свою пищу дети должны отрабатывать или в школе, или у фабрикантов. Обращение в школе с детьми должно быть жестоким и даже в церковь их стоит водить строем. Анализ представленных взглядов говорит о двойственном подходе Джон Локка к социальному воспитанию.

К теоретическим заслугам Джон Локка можно отнести идею прагматизма: необходимо то, что полезно. Кроме того, он создал основу семиотики – науки о знаках и многое другое.

В период становления социального обеспечения, охватывающий, приблизительно, время с 1524 по 1900 гг., происходило усиленное расслоение общества, развивалась промышленность, наука, образование. Особенностью этого периода является появление мануфактур и промышленного производства. Мануфактуры отличались ручным производством, привлечением вольнонаемных рабочих, ориентацией на рынок и на спрос потребителей. В это время на первый план выступает не производитель, не нищий, а торговец. В странах Западной Европы и Соединенных Штатов Америки вместо общинного призрения вырабатывается государственная система помощи, складываются органы социального обеспечения, развивается законодательство в социальной политике. Таким образом, государственная система благотворительности становится важнейшим механизмом государственного устройства, народного хозяйства и системы управления.

Вместе с прогрессивными идеями в эпоху Ренессанса существовал ряд трудно объяснимых социальных явлений. В ХIV- ХVIII веках таким явлением была «охота на ведьм», потрясшая своей бессмысленностью и жестокостью всю Европу. Жертвами этой охоты становились душевнобольные, люди с физическими недостатками, одинокие и престарелые женщины после пятидесятилетнего возраста, молодые девушки-сиротки, «деревенские дурачки», а также женщины – нонконформистки, т.е. конфликтные и неприспособленные жить в обществе и т.д.

Идеологической основой для «охоты на ведьм» были положения церкви о борьбе Бога и дьявола, святых и колдунов. Гонения на ведьм и колдунов начались в 1430 –1440 гг. в западных областях Европы. Однако середину ХУ века можно назвать «золотым временем» для охоты на ведьм. При различных бедствиях: падеж скота, неурожай, внезапные заморозки, смерть ребенка население выискивало «виновных» и тысячами отправляло в суд, на пытки (самые изощренные – дыба, испытание водой, когда женщину бросали в воду со связанными руками и ногами и она просто тонула, пытки огнем и т.д.). Вырванные при пытках признания (оговоры) считались достаточными, чтобы женщину послать на костер.

Основная цель «охоты на ведьм» – сохранить видимость социального равновесия среди населения. На «козла отпущения» можно было свалить все страхи и грехи. Деревенская ведьма была беззащитна, а обвинение в ее грехах служило залогом спасения души доносчика. «Охота на ведьм» была проявлением кризиса традиционной морали, общинного призрения. Вместо помощи бедным и несчастным их просто уничтожали.

К ХV веку страшная болезнь проказа постепенно отступает, а лепрозории приходят в запустение. Их начинают преобразовывать в исправительные заведения для малолетних преступников, в больницы и другие благотворительные учреждения.

Эстафету проказы приняли венерические болезни, завезенные моряками Христофора Колумба в 1494 г. Начались они в Неаполе и быстро распространились по Европе, наводя ужас на людей. Венерических больных помещали в бывших лепрозориях. Но число больных так быстро росло, что пришлось строить новые здания на пустынных местах, изолированных от городов. Таким образом, венеритиков изолируют от общества и пытаются лечить ртутью, потогонными средствами.

Лечение разделялось на три этапа. На первом этапе лечения была публичная порка. После порки венеритику выдавалось свидетельство и направление в госпиталь. Если болезнь была запущена, то человека и не пытались лечить. В госпитале лечение начиналось с кровопускания, промывания желудка. Затем использовались ванны по 2 часа в сутки и снова - кровопускание и промывание желудка. На третьем этапе использовались ртутные притирания в течение двух недель. Еще две недели отводилось на выздоровление. Каждый этап завершался исповедью.

Основными распространителями болезни были проститутки и мужчины, которые прибегали к их услугам (как и в настоящее время). Церковь клеймила явление проституции, однако еще Августин Блаженный (354-430 гг.) замечал: «Уничтожьте проституток и общество погрязнет в распутстве». В книге «О правлении властителей» известный теолог Фома Аквинский писал: «Отнимите у общества публичных женщин, и разврат заполнит его всяческими беспорядками. Проститутки в городе подобны отхожему месту во дворце: уничтожьте отхожее место, и дворец станет местом грязным и смрадным». Проституцию пытались запрещать и в те далекие времена, но даже короли пользовались услугами публичных женщин.

Благодаря изоляции и лечения, больных в начале ХУ11 в. проблема венерических болезней ушла на второй план, но ее место пришла еще более сложная проблема – безумие. Безумцев изгоняли из городов, сажали на «корабли дураков» и отправляли по воле волн в море или по рекам в другие города, их же позже начали помещать в специальные больницы типа лондонского «Вифлеема». Безумцев делили на меланхоликов, которые скорее нуждались во священнике, а не во враче, «одержимые», которых мог «излечить» только «экзерцист» (специалист по изгнанию дьявола). Известный переводчик «Корабля дураков» на латинский язык Лохер уточнил перечень безумцем: «нечестивцы, гордецы, скупцы, сладострастники, развратники, привереды, гневливцы, обжоры, чревоугодники, завистники, чародеи и предатели». Из этого списка видно, как легко можно было объявить кого-то безумцем.

К середине ХVII века умалишенных уже не садили на «корабль дураков», а помещали под замок, в заточение, где их пытались лечить традиционными методами: кровопускание, промывание желудка и рвотными средствами. Часто безумцев держали на длинной цепи, которой надзиратель мог управлять поведением больного. И только к концу ХVIII в. появилась лечебница в Сен-Люке близ Парижа – прообраз психиатрической больницы, где были отменены методы насилия (цепи, наручники, голод, избиения и т.д.). Все эти меры лишь углубляли болезнь, поэтому позже стали вводить больничный режим, лечебные процедуры и использование трудотерапии. Больные успокаивались, им предоставлялась полная свобода внутри изолятора, а после поправки – отпускали на свободу.

Уже в начале ХIV в. в английском праве утвердился принцип, что «слабоумный или безумный не отвечает за преступление». Это с одной стороны, а с другой в эпоху Ренессанса безумие становится одной из форм самого разума. Великие люди того времени создавали произведения часто в виде фантазии, бредовых видений, в виде грез и сновидений.

Социальное обеспечение становилось и развивалось в различных государствах Западной Европы специфическими путями. Так, в Англии оно приняло форму борьбы против профессионального нищенства. Сначала эта борьба ограничивалась карательными мерами. Профессиональных нищих вылавливали, били плетьми и в качестве особого наказания отрезали верхушку левого уха. Многие монастыри были в этот период закрыты, так как их владельцами были крупные землевладельцы (почти треть земли принадлежала монастырям). В связи с закрытием монастырей прекратилась раздача хлеба серьезные меры в области социальной политики. В 1531 г. появляется Указ нищим. Разрушив старую систему, нужно было предпринимать какие-то о запрещении здоровым и крепким людям кормиться за счет подаяния.

Английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626гг.) писал: «Что касается простого народа, то он опасен,… когда задеты его верования, обычаи или средства к существованию». Все эти три фактора привели к довольно острой ситуации во всей Европе, так как три короля практически одновременно издают указы о том, чтобы общины сами кормили своих бедных. Карл V распорядился об этом в 1530 г., а Франциск 1 и Генрих VII – в 1536г. Монархи хорошо усвоили и познали природу толпы: выждав удобный момент, она порождает мятежников и бунтовщиков, дерзко и нечестиво замышляющих потрясти и низвергнуть власть государей, так писал об этом Ф. Бэкон. Толпу можно понять, так как она хотела иметь не только просвещеннейшего монарха, но и кусок хлеба.

Немецкий экономист Густав Шмоллер (1838-1917гг.), анализируя экономическую ситуацию в Западной Европе, в частности, в Англии писал: «Низшие классы в течение целых поколений и столетий не сумели… усвоить себе приемы и привычки, которые бы им могли обеспечить сносное существование в новых условиях денежного хозяйства». В этом он видел негативную сторону общественной благотворительности, которая существовала в Западной Европе несколько столетий.

Несмотря на сложную социально-экономическую ситуацию, в Англии реализуются некоторые проекты по социальному обеспечению. Этому способствует новое территориальное деление страны в конце ХVI века, когда появились церковные приходы. В них и началась «борьба» с профессиональными нищими.

Законодательная борьба с профессиональными нищими в Европе началась еще в 438 г. (кодекс Феодосия), затем в кодексе Юстиниана (529 г.), в котором нищенствовать запрещалось здоровым людям. В 1531 г. в Англии разрешалось нищенствовать только старым и калекам. В 1536 г. принимаются Генриховские законы о бедности, где нищие классифицируются, а «незаконные» нищие и бродяги подлежат суду. В 1601 г. Елизавета издает ряд законов об общественных налогах в пользу бедных, что позволило организовать и распределять «милостыню» непосредственно в приходах. Мировой судья и епископ наделялись правом карать всех, кто уклонялся от налога. Они же наблюдали за его распределением.

Социальное обеспечение в приходах постепенно складывалось в определенную систему. В этот период в Англии

Создается «открытая» и «закрытая» системы благотворительности. «Открытая» система предполагала оказание помощи нуждающимся на дому, причем без выяснения причин бедности. При «закрытой» системе человека помещали в специальные заведения (работные дома), где они работали по принуждению.

По всей Европе стали появляться богадельни-тюрьмы и работные дома, где бездомные и нищенствующие могли получить работу и жилье. В 1697 г. появился первый работный дом в Бристоле, а к середине ХVIII в. было создано 200 работных домов в Англии. В них «бедняки обоего пола и любого возраста могут трепать пеньку, прясть и аппретировать лен, чесать и прясть шерсть». Эти работные дома выполняли три функции:

1. Изъять из общества праздношатающихся.

2. Профилактики волнений и бунтов с целью поддержания социального мира и равновесия в обществе.

3. Использование дешевой рабочей силы через предоставление работы людям, которых держат под замком и заставляют трудиться «на благо всех».

Во второй половине ХVIII в. началась эпоха Просвещения, поэтому начали критически оценивать роль работных домов – изоляторов из-за того, что бедняки отнимали рабочие места у честных людей; содержание их обходилось довольно дорого; труд бедняков был малопроизводительным. Вскоре всех призреваемых начали делить по пяти службам:

1.Смирительный дом, темницы и тюремные камеры для тех, кто был задержан по тайному королевскому повелению.

2.Помещение для «хороших» бедняков.

3.Помещения для взрослых паралитиков.

4.Помещения для сумасшедших и безумцев.

5.Помещения для венерических больных, выздоравливающих и детей, родившихся в исправительном доме.

В госпиталях и работных домах отсутствовала связь между репрессиями и благотворительностью, стиралась грань между профессиональным нищенством и остальной беднотой. Первых нужно было наказывать, а вторым можно было давать право учиться и предоставлять работу.

В XVIII веке начинается переход от феодализма к капитализму, появляется новый, прогрессивный для того времени класс – буржуазия. В эти годы провозглашаются новые идеи: необходимости установления «царства разума»; естественное равенство людей; необходимость «нового» человека. Восемнадцатый век принято называть веком Просвещения, который поражает обилием мыслителей в области философии и педагогики: Ж.Ж. Руссо, К.А. Гельвеций, Д. Дидро, Г. Песталоцци, Р. Оуэн, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев и т.д.

Одним из вдохновителей идеи воспитания нового человека был французский просветитель, философ, писатель, педагог и композитор Жан Жак Руссо (1712-1778 гг.). В своем романе-трактате «Эмиль или о воспитании» (1762 г.) Ж.Ж. Руссо утверждал, что человек испорчен обществом, поэтому ребенка надо воспитывать вдали от общества, на лоне природы. Идеал Руссо – мелкобуржуазная собственность и труд каждого, как его личная независимость. Он считал, что не нужно воспитывать тех, кто трудится, ибо сам труд воспитывает. При воспитании необходимо следовать природе ребенка, учитывать его возраст.

По Руссо воспитание зависит от трех составляющих:

1.От природы – путем внутреннего развития способностей и чувств.

2.От людей – учить ребенка использовать свои способности и органы чувств.

3.От вещей – накапливать собственный опыт использования различных вещей, с которыми сталкивается ребенок.

Главной заслугой Ж.Ж. Руссо в развитии социального воспитания является идея свободного и естественного воспитания. Вот некоторые положения этой идеи:

- ребенка нельзя пеленать, так как этим мы отнимаем у него свободу;

- ребенка нужно закалять, развивать и знакомить с окружающим миром;

- с 2 до 12 лет не нужно заставлять ребенка рассуждать, нельзя читать ему наставления и давать заучивать тексты наизусть; Учить читать также не нужно, но если ребенок сам научился читать, то пусть читает книгу о Робинзоне Крузо, так как тот все делал сам;

- до 18 лет юноше не нужно говорить о религии. Он сам должен прийти к идее Творца. Также ребенок сам должен познать идею собственности и понятие о половой жизни;

- к ребенку можно применять метод «естественных последствий»: сломал стул - нет, на чем сидеть; разбил окно – сиди в холоде;

- при обучении Руссо рекомендовал применять принципы; самостоятельность, умение наблюдать, сообразительность, наглядность. Однако ему не удалось связать личный опыт человека с опытом человечества, чем отбросил систематическое познание мира.

- ребенка, юношу должен воспитывать один учитель, который должен руководить его интересами так, чтобы ребенок этого не замечал.

Многие идеи Ж.Ж. Руссо после революции 1789 г. стали неприемлемыми для буржуазии, но нашли свое воплощение в делах различных педагогов.

В эпоху Просвещения (XVIII век) начали сочетать благотворительность с духовным воспитанием и обучением детей письму и счету, чтобы получить набожных и серьезных работников для современных фабрик с их дисциплиной, строгими правилами и организацией работы. Детей готовили к поступлению в подмастерья. В эти годы появляются «благотворительные школы», «бесплатные школы для бедных». Чтобы как-то обеспечить такие школы финансами в Синодальных инструкциях 1662 г. было требование из церковных касс выделять деньги на оплату местному школьному учителю.

В эпоху Просвещения произошла еще одна важная реформа – уголовного законодательства, разработана проблема исправительных наказаний. К этому времени характер преступлений постепенно изменился: вместо убийств и агрессивного поведения пришли правонарушения против собственности, вместо телесных повреждений – кража и мошенничество. Если в ХVII веке преступники описывались как изнуренные люди, голодные и разгневанные, то к ХVIII веку – он стали изворотливыми, хитрыми, расчетливыми, продувными бестиями и маргиналами. И хотя публичные пытки и казни до конца ХVIII века имели место, но они уже рассматривались как орудия нравственного воспитания и предупреждения возможного нарушения законов. В этот период возникает проблема соизмеримости преступления и наказания. Теория естественных прав, положенная в основу философии Просвещения, породила идею гуманности. При этом трактовалось, что гуманность необходима не человеку, совершившему преступление, а самому обществу, так как публичные казни оказались бессмысленными из-за порождения в людях ожесточения и противодействия. Наказание превращалось в искусство последствий: нет смысла противопоставлять чрезмерность наказания чрезмерности преступления; наказание должно быть направлено в будущее, чтобы служить профилактике преступлений.

Сформировались следующие постулаты наказаний:

1. Наказания должны быть как можно менее произвольными, т.е. отвечать социальной защите и соответствовать закону.

2. Наказание должно уменьшить «привлекательность» преступления, делать его «невыгодным», чтобы человек боялся наказания, чтобы возможное наказание вызывало страх.

3. Само наказание должно быть растянуто по времени, но не быть бесконечным. Была предложена также система убывающей строгости наказания: сначала преступник закован в цепи, потом находится в освещенной клети, потом он может работать и общаться с другими осужденными.

4. Осужденный должен служить обществу. Для этого он должен быть задействован на общественных работах (строительство зданий, дорог и т.д.).

5. Наказание должно заглушить сомнительную славу преступников, снять с их славу «героев». Для этого предлагали организовывать по воскресеньям посещения осужденных семьями с детьми. А юношам и взрослым хорошо бы посетить рудники, каторжные работы, чтобы они видели ужасную судьбу каторжников. Думается, такие экскурсии были бы полезны и в наши дни.

Тюрьма долгое время отсутствовала в ряду карательной практики. Сначала она была местом изоляции прокаженных, потом зачумленных, венерических больных, безумцев и нищих.

В ХVIII веке она стала инструментом наказания и перевоспитания и тогда же появились три модели пенитенциарных учреждений: фламандская, английская и американская.

1. Для фламандской модели было характерно использование трудовой педагогики по принципу: «Хочешь жить – трудись!» Заключенных привлекали к труду сначала принуждением, а потом давали возможность получать какое-то ремесло и тем обеспечивать свое существование в будущем.

2. Английская модель главным средством исправления предполагала изоляцию заключенных друг от друга. Это обосновывалось по-разному: а) скученность заключенных плохо влияет на их здоровье и воспитание; б) одиночество помогает включить «голос добра», в заключенном просыпается экономическое и религиозное сознание и общество получает исправившегося человека; в) заключенный получал условия для обучения ремеслу.

3. Американская модель отвечала образцу тюрьмы Уолнат Стрит, открытая в 1790 г. в Филадельфии. В этой тюрьме заключенные работали в цехаха, были постоянно заняты (жесткий распорядок жизни и работы с восхода солнца, с наступлением сумерек – колокол и дается полчаса, чтобы приготовить постель, запрещаются в это время даже громкие разговоры), а финансирование осуществлялось за счет их труда, также как и вознаграждение, которое, скапливаясь, позволяло при выходе на свободу иметь некоторые деньги.

Одиночное заключение применялось лишь тем, кто получил смертный приговор или получил наказание уже будучи в тюрьме.

В американской тюрьме существовали некоторые правила:

1. Приговор и основание для него должны быть известны широкой публике, но само наказание происходило только между заключенным и надзирателем. Перевоспитание вверялось тюремной администрации и видным гражданам города, которые беседовали с заключенными об их долге перед людьми и обществом.

2. Тщательное изучение заключенных. На заключенного были переданы все документы, за его поведением велось наблюдение и каждый день фиксировались его результаты, т.е. администрация знала не только о преступлениях заключенного, но и об их наклонностях. Таким образом, в тюрьме Уолнат Стрит выявляли потенциальные опасности, скрывавшиеся в человеке, а также вскрывались возможности смягчения или отмены наказания.

Все три модели тюрьмы дали возможность сформулировать семь универсальных принципов идеального пенитенциарного учреждения [ Кузьмин, К.В, Сутырин, Б.А. История социальной работы за рубежом и в России (с древности и до начала ХХ века): Учебное пособие. /К.В. Кузьмин, Б.А. Сутырин – М: Академический Проект; Трикста, (изд, доп. и испр.) 2005. - с.338-339]:

1. Принцип исправления и социальной реабилитации индивида в условиях тюремного заключения посредством изменения его поведения.

2. Принцип классификации заключенных с учетом правовой тяжести деяний, возраста, наклонностей, применяемых методов исправления и стадий перевоспитания.

3. Принцип модуляции наказаний в зависимости от индивидуальности заключенных, достигнутых результатов, продвижения вперед или срывов, с возможностями сокращения сроков заключения или условного освобождения.

4. Принцип работы как обязанности и права в качестве одного из основных элементов преобразования и постепенной социализации заключенного, причем тюремный труд должен здесь расцениваться как смягчение наказания и средство к обучению ремеслу, а после освобождения - как потенциальной источник средств к существованию.

5. Принцип пенитенциарного воспитания, когда перевоспитание заключенного становится превентивной мерой со стороны государства для предупреждения преступления, а исправительные меры направляются главным образом на общее и профессиональное обучение индивида.

6. Принцип технического обеспечения заключения, когда сам тюремный режим должен контролироваться и руководиться специальным персоналом, обеспечивающим правильное формирование индивида.

7. Принцип вспомогательных институтов, когда заключение должно сопровождаться мерами контроля и содействия вплоть до полной реадаптации, ресоциализации бывшего заключенного, включая помощь и содействие после освобождения из тюрьмы.

Велись и до сих пор ведутся дискуссии о целесообразности существования тюрем. Высказываются «за» и «против» их использования. Но пока они есть, поэтому социальным работникам нужно знать и уметь работать в пенитенциарных учреждениях.

Начало ХVII века характеризуется развитием законодательства в области социального обеспечения. Находит свое реальное применение «Закон о бедных» (1601 г.). Суть его заключалась в карательных мерах против бедности и бедняков. К концу XVII в. в изоляторы для безумцев полиция загоняла всех изгоев и нищих. В такие госпитали не допускалась полиция, судебные чиновники и священники, то есть эти люди не имели никакой юридической защиты. Там все должны были трудиться до изнурения. Подобные госпитали ограждали общество от изгоев и организовывали исправительный труд этих людей. К концу XVII века во Франции насчитывалось 32 подобных госпиталя, в Англии – 120 рабочих домов.

В это время начинается борьба с уличным нищенством. По английским законам человек неработающий в течение месяца признавался бродягой. Из бродяг исключались калеки и студенты, если при них были письменные разрешения ректора университета. Все бродяги приравнивались к государственным изменникам и могли быть подвергнуты пяти видам наказания: сожжение, колесование, четвертование, бичевание и вырывание внутренностей. Меняется отношение к нищим и со стороны церкви: нищие утрачивают мистический ореол и отражают их грехи перед Богом.

К XVII веку работные дома показывают свою несостоятельность ввиду слабой производительности труда. В 1785 г. из изоляторов были выпущены все, кто не был помещен сюда по решению суда. В госпиталях остались безумцы, преступники и бродяги. Безумцев начали лечить психиатры с помощью успокоительных средств (Франция, г. Сен-Люк, 1789 г.). С 1795 г. в изоляторах остаются только безумцы, а преступников отправляют в тюрьмы, бродяг же отпускают на волю.

Отношение к бедным в Англии отражалось не только в законах, но и в трудах философов, политиков и педагогов. Именно там родилась теория прагматизма (греч. – дело, действие, деятельность). Основателем этой теории считается Чарльз Пирс (1840-1914 гг.), который ввел этот термин в 1878 г. Главный принцип прагматизма: ценность наших идей и понятий сводится и исчерпывается практическими результатами (полезностью). «Истинно то, что полезно». Истоки идеи «полезности», как мы знаем, исходят к работам Д. Локка. Используя теорию прагматизма, возникла прагматическая педагогика, в которой известны течения: инструментализм, экспериментализм, конструктивизм, прогрессивизм. Основателем прагматической педагогики является американский педагог и психолог Джон Дьюи (1859-1952 гг.), который изложил свои взгляды в книг



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 420; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.46.129 (0.021 с.)