Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные парадигмы социальной работы

Поиск

 

Вопросы:

1.Содержание парадигм социальной работы

2.Паттерны социального работника

 

Как вы думаете, кто был первым социальным работником на нашей планете Земля?

Исходя из мифов, первым социальным работником был титан Прометей. По преданию он первым приручил коня и подарил его людям, изобрел ярмо для животных, чтобы облегчить людям тяжелые полевые работы, использовал холст для парусов и научил людей ходить по морям. Вершиной его социальной деятельности было похищение с неба огня и передача его людям.

Эти любвеобильные к людям поступки не понравились Зевсу и Прометея жестоко наказали, приковав его к скале железными цепями в горах Кавказа. Каждый день на скалу прилетал огромный орел, садился на грудь Прометея и склевывал его печень, которая вновь вырастала за ночь. Такое мучение длилось многие века.

Эта мифическая история должна быть предостережением современным социальным работникам, так как в этой деятельности есть не только положительные стороны, но и «подводные камни», которые могут использовать власть предержащие и различные недовольные.

В истории общества отмечается пять парадигм социальной работы (напоминаю, парадигма – система понятий, схема, модель постановки и решения проблем и методы их исследования):

Теперь попробуем дать краткую характеристику каждой парадигмы.

1. Архаичная (старинная, древняя) парадигма охватывает родоплеменные отношения, когда в основе лежал реципрокный (взаимонаправленный) альтруизм. Уточним понятие «альтруизм» – это бескорыстная забота о благе других людей. Этот альтруизм проявляется в заботе о детях и стариках и имеет узкую направленность в себя, в свое родовое общество. Позже реципрокный альтруизм получает название «социоинтровертный альтруизм», то есть направленный вовнутрь какого-либо объединения людей. Вы уже знаете, деление всех людей на два типа: экстраверт, который направлен на внешнюю среду и интроверт, который направлен в себя, в свои идеи и переживания. Отсюда пошло новое название «социоинтровертного альтруизма».

Так, охотники за черепами племени каннибалов очень бережно относились к своим старикам, родственникам, но за пределами племени они становились кровожадными убийцами невиновных и поедали их, не считая это плохим поступком. При этом они проявляли коллективный нарциссизм, якобы они гораздо лучше всех других людей.

Первоначальной формой социоинтровертного альтруизма была милостыня – одно из средств общественного призрения.

У древних иудеев помощь ближнему соединялась с помощью представителям других родов, то есть проявляются элементы социоэкстравертивной направленности. Община освобождается от коллективного нарциссизма. Помощь ближнему оказывается благодаря внутреннему нравственному императиву. Понятие «императив» - происходит от латинского слова - повелительный и означает требование, приказ, закон, безусловный принцип поведения.

2. Государственная парадигма помощи связана с личным участием и деятельностью в сфере милосердия того или иного монарха и органов власти.

По замечанию Франсуа де Ларошфуко «милосердие сильных мира сего чаще всего лишь хитрая политика, цель которой – завоевать любовь народа». [Суждения и афоризмы Франсуа де Ларошфуко. Максимы и моральные размышления.- М: 1990. - с. 30].

В результате развития общества коллективный нарциссизм постепенно заменяется групповым и индивидуальным. Дело в том, что по мере усложнения общественных отношений появляется бедность, нищета, голод и неравенство, возникает необходимость в регулирующем оказании помощи ближним (Вавилон, Греция, Рим). Все чаще наблюдаются акты любви к человеку, общественной повинности, обязанности населения. Так, у древних инков была традиция «минка», когда после обработки семейных наделов инки обрабатывали общественные участки земли. Работали они под музыку, бесплатно, получая за труд, еду и питье. Запасы, которые создавались при участии в «минке», шли на общественную благотворительность: вдовам, сиротам, калекам, престарелым, то есть всем, кто не мог кормиться собственным трудом.

В Древней Греции и Риме расходы на религиозные обряды, праздники по случаю «минка» несли государство и жрецы.

Объединяющим фактором в общественной благотворительности выступали монархи. Они оказывали помощь, как отдельным гражданам, так и беднейшим слоям населения в виде выплат, дорогих подарков, путешествий за казенный счет. Интересная деталь: отсутствие каких-либо законов по благотворительности привело к появлению профессионального нищенства, обнищание земледельцев породило целый класс люмпен-пролетариата. Развращенные подачками, даровым хлебом и бесплатными зрелищами эти профессиональные нищие и люмпен пролетарии поддерживали тиранов.

3. Церковная парадигма проявляется в период легализации христианства и превращения его в официальную религию. Церковь становится крупным собственником и вместе с государством может влиять на социальную политику.

В этот период переосмысливается проблема бедности. Бедность возводится в ранг моральной добродетели и становится необходимой социально-этической нормой. Быть бедным – хорошо и даже полезно, ибо бедный спасает свою душу. В бедных видели не несчастных, а спасителей богатых, так как они могли искупить свои грехи путем помощи, подаяниями, милостыней. Кроме того, идеалом средневековья стал не только обет нищеты, но и целомудрия – девственности, строгой нравственности и чистоты. Если кто-то с этим не соглашался, его ждал костер инквизиции.

Во времена средневековья существовала помощь не только церкви, но и господская, монашеских орденов и монастырей.

В этот период уже появляются первые законы, в которых указываются категории населения, нуждающиеся в помощи (приюты для нищих, инвалидов, дома для сирот, престарелых, воинов, калек и т.д.). В законах отражаются налоги с населения, контроль за расходованием общественных фондов.

4. Общественная парадигма помощи зародилась тогда, когда помощь оказывается как со стороны государства, так и со стороны общественных организаций. Государственная помощь направляется на лечение социальных недугов: бедность, беспризорность, на нетрудоспособную часть граждан. Появляются государственные организации по социальному обеспечению и поддержке. Так, якобинское правительство Франции создало систему помощи на основе государственных пенсий. Оно провозгласило, что «священное слово «бедняк» – вскоре будет неизвестно революции». Якобинцев не стало, а бедность остается, наверное, навсегда.

В Саксонском уставе определены группы населения, нуждающиеся в помощи и способы ее оказания:

– раздача пособий на руки;

– работа с бедными и больными;

– работа с детьми;

– предоставление убежища и крова;

–полное попечение больных и немощных в различных государственных учреждениях (приютах, богадельнях, детских домах).

Общественные организации помогают там и тем, где государство не может вмешиваться. Например, работа с эмигрантами в США, работа девиантными группами в Англии, занятия досуга и просвещение рабочих в России и т.д.

Расширяются возможности контактов субъектов и объектов помощи не только на социетальном уровне, но и на ментальном (оценочном), психоментальном и социоментальном уровнях связи, когда нуждающихся не только поддерживают, но и занимаются их воспитанием, реабилитацией, образованием, созданием системы помощи нуждающимся, как это было, например, в России. В помощи вычленяются компоненты: медицинская, социологическая, психологическая. Начинается подготовка профессиональных специалистов по социальной работе в учебных заведениях.

Если государственная помощь оказывается через «закрытую» систему (сеть государственных учреждений, имеющих свои фонды), то общественная помощь представляет собой «открытую» систему через агентства помощи и поддержки, защиты и реабилитации клиентов, то есть возникает «профессиональное милосердие».

5. Ассоциативная парадигма проявляется в том, что социальная помощь разделяется на геронтологическую, медицинскую, коммунальную, производственную, детскую, психологическую и т.д. Отсюда следует, что социальный работник изучает сущность бытия клиента, пытается облегчить его страдания, помогает клиенту изменить сложившийся жизненный сценарий. Сценарий же - это субъективно-личностная стратегия жизни человека, обусловленная социальным, культурным, этическим и возрастным положением в социуме.

Переходя от одной парадигмы к другой, изменялся и профессиональный паттерн социального работника (устойчивая модель образа, существующая в том или ином социуме). Ряд паттернов с исторической точки зрения можно представить так: тотем—шаманы – вожди – религиозные боги - пророки – юродивые – жрецы – цари – монархи – общественные деятели – профессионалы – парапрофессионалы.

Тотем как комплекс верований и обрядов, когда какое-то животное, явление природы, растение или предмет считался родоначальником племени, был первой ступенью становления социальной помощи, так как являлся помощником человека в его взаимодействии с природой.

Чаще всего это были определенные знаки, действия, предметы (деревянная кукла), животные, например, медведь у чукчей, эскимосов. Тотем помогал не только отдельному человеку, но и всему роду. При этом удача зависела от строгого выполнения всех предписаний, табу (запрет), всех действий, связанных с культовыми предметами.

В послеродовой общине появляется институт шаманов, наделенных особыми знаниями оказывать помощь в критических ситуациях. Шаманы обладали знаниями о свойствах лекарств, растений, минералов, металлов, человеческой психики, поведении животных, о движении планет и т.д.

Шаманы владели трансиндукцией, то есть влияли через коллективное настроение на личность нуждающегося или больного. У него были личные культовые предметы, с которыми только он мог совершать свои таинства.

Знания шамана были универсальны, так как он контролировал всю жизнь рода, выполнял функции посредника при спорах, был своеобразным юрисконсультантом. Его деятельность отвечала требованиям социальной группы, рода, племени и отсюда и его могущество.

Следующий паттерн – вождь или глава племени. От него зависело сытное существование, мир племени. Он должен обладать авторитетом и способностью внушать доверие. Вождь должен многое уметь: приготовлять яд для стрел, мяч для игры, должен быть хорошим пловцом, веселым и находчивым лидером в борьбе и на досуге. Вождь имел право распределять продукты. «Первое и главное оружие власти – щедрость… он всегда должен иметь под рукой излишки пищи, орудий, оружия и украшений… Когда один человек или целая группа чувствует в чем-то потребность, они обращаются к вождю. Таким образом, щедрость является главным качеством, которого они ждут от вождя» [Леви, К. Печальные тропинки. - М: 1984.- с. 172].

Вождь должен обладать нравственными качествами. Сначала они связывались с прагматическим смыслом, но потом принимали форму требований к личности. Например, в Древней Руси звали на воеводство и обговаривали его административные и нравственные обязанности.

Позднее институт шаманства и вождей дополняется системой богов и их иерархией. Они не только покровительствовали всему живому, но и отвечали за конкретные виды помощи. Боги при этом обладали абсолютной властью.

Были боги, которые помогали людям в бою и в быту. Домашние боги решали проблемы с урожаем и болезнями. Были богини - покровительницы беременных, ткачества и даже богиня – покровительница повесившихся. Множество богов действовало в Америке, Древней Греции и Риме. Были фигурки богов, которые помогали на охоте, при уборке урожая и многие другие.

С появлением сонма богов у различных народов появляются агенты богов на Земле. Такими агентами богов в Древней Греции и Риме были пророки или юродивые на Руси. Как пророки, так и юродивые разворачивали свои действия принародно, заставляя толпу становиться соучастниками процесса социальной защиты или обвинения. Пророки и юродивые выступали против всякой несправедливости, против властей, законов. Они соблюдали определенные стереотипы поведения, действий и поступков. «Юродивый – «мнимый безумец», самопроизвольный дурачок, скрывающий под личиной глупости святость и мудрость». [Зеньковский, Д.С. История русской философии. /Д.С. Зеньковский.-Л: 1991, Т.1.,Ч.1, - с. 42].

Таким юродивым был народный мудрец, древнегреческий баснописец Эзоп (6 в. до н. э.), который был хромой из-за того, что его безвинно сбросили со скалы.

Юродивых ценили на Руси, строили в их честь храмы (Василия Блаженного, собор «Покрова Богородицы, что на Рву» и др.).

В явлении юродивых есть две стороны: с одной стороны – это форма самозащиты («Что с глупого возьмешь?»), а с другой – защита и поддержка людей перед системой насилия. Юродивые берут на себя обет добровольного страдания и через свои страдания сохраняют идеалы справедливости.

При государственной парадигме субъектами помощи становятся, как мы это видели, органы власти. Они либо прямо помогали неимущим согласно законам Рима, либо проводили акции, например, любви к человеку в Древней Греции или в государстве Майя. Паттерн социального работника в этом случае - монарх, в руках которого находились бразды правления и милости.

Вождям оказывали помощь в их социальной работе жрецы – следующий паттерн. Жрецы составляли особую касту «посвященных» людей, которые свято хранили свои секреты от простых людей. Благодаря житейским и сакральным знаниям, они сильно влияли на жизнь народов. Но скоро власть монархов стала абсолютной и появляется царь-жрец, которого обожествляют – это сам бог на земле.

Царям приписывались способности посылать дождь или сухую погоду, от них ждали хорошего урожая, то есть помощь от царя была универсальной, на все случаи жизни. От царя требовались высокие нравственные качества. Так, Конфуций сформулировал пять прекрасных правил для правителя: «Быть добрым, но не излишествовать. Заставлять работать, но так, чтобы не было ропота. Желать, но не жадничать. Обладать широтой духа, но не знать гордыни. Иметь силу, но не быть жестоким» [Древнекитайская литература // История всемирной литературы.- М: 1983,- с. 159].

Уже в те далекие времена появляется и общественная парадигма, которая требовала от правителей подчиняться одной цели: восхождению от простого смертного к Богу через служение народу. Сначала они были избранными, но не равные народу. Они должны были отвечать идеалу: сыновье послушание, воинская доблесть, великодушие. Позже появляется парадигма равенства, когда все посвященные – такие же люди, но имеют так много положительных качеств, которые и возвышают их над массой. Древнегреческий историк Плутарх описал своего героя Ликурга как кроткого, добродетельного, обладающего любовью к труду, чем он завоевал привязанность и верность даже врага своего.

С развитием общественных отношений, с усложнением социальной работы в обществе появляются люди, занимающиеся профессионально социальной работой. Профессиональные социальные работники получали специальное образование, а их деятельность оплачивалась государством или общественными структурами. И наконец, стоит сказать о парапрофессионалах (пара – около), которые самостоятельно отыскивают нишу в социальной работе. К ним относятся различные общественные деятели, волонтеры, которые трудятся без денежного вознаграждения, а также «знахари», гадалки, предсказатели, «народные целители», костоправы.

Вопросы и задания для повторения:

1.Назовите основные парадигмы социальной работы.

2.Дайте характеристику ментального и социотального уровня помощи.

3.В чем сущность ассоциативной парадигмы социальной работы?

Темы рефератов:

1.Основные паттерны социальных работников.

2.Бедность как моральная добродетель.

 

Основные понятия: социоинтравертный и социоэкстравертный альтруизм; внутренний нравственный императив; коллективный нарциссизм; «минка» тираны; люмпен-пролетариат; «открытая» и «закрытая» системы помощи; паттерн социального работника; тотем; шаман; вождь; боги; пророки; юродивые; жрецы; цари; монахи; общественные деятели; профессионалы; парапрофессионалы»; табу; трансиндукция; парадигма равенства; клиент; патрон.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 2240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.72.220 (0.008 с.)