Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Религиозно-общественная система благотворительности в Средние века

Поиск

Христианская церковь в раннего Средневековья выполняла функцию поддержания социального мира и сглаживания социальных противоречий, постепенно укрепляла свои позиции, превращаясь в «государство в государстве». Она начала выполнять следующие функции:

1. Религиозная.

2. Политическая (переговоры с варварами).

3. Хозяйственная (распределение продовольствия и милостыни).

4.Социальная (защита слабых и обездоленных).

5. Военная (организация сопротивления варварским набегам).

6. Культурно-просветительная (сохранение римского наследия, латинской грамотности, римского права и т.д.).

«Именно церковь становится основным носителем благотворительности и призрения в период раннего и классического Средневековья» [Кузьмин, К.В, Сутырин, Б.А. История социальной работы за рубежом и в России (с древности и до начала ХХ века): Учебное пособие. /К.В. Кузьмин, Б.А. Сутырин – М: Академический Проект; Трикста, (изд, доп. и испр.) 2005- с.114 ]. Это выражалось в проповедях смирения, любви к ближнему и равенства всех перед Богом. Обращаясь к богатым, церковь взывала к милосердию ко всем обездоленным и нуждающимся. Многие епископы занимали жесткую позицию по отношению к светским властям по вопросам справедливости и беззакония. Однако церковь считала бедность идеальным состоянием человека. Именно в бедняках она видела «божьих избранников», а их состояние считалось моральной компенсацией за земные невзгоды. О прекращении бедности и не помышляла церковь и требовала лишь милости в пользу бедняков. В бедняках в те времена видели не столько несчастных, сколько спасителей богатых.

Церковь учила, что каждый член общества должен жить сообразно своему положению и не добивался изменения своего правового и имущественного статуса. Этим церковь поддерживала сложившийся в обществе порядок. Главным грехом церковь считала гордыню, а под нее можно было подвести любые попытки избавиться от своей доли.

Церковь считала обязанной себя по велению Божьему защищать бедняков, вдов и сирот. Это проявлялось в решениях соборов – вселенских и поместных. Так, постановления Эльвирского собора 306 г и Антиохийского собора 341 г. дали право епископам распоряжаться имуществом церкви по своему усмотрению на нужды благотворительности.

В этих документах утверждалось: «Постановляем, чтобы епископ имел власть над имуществом церкви: ведь ему следует доверять ценные души людей, то тем более он должен распоряжаться деньгами - собственной властью ведать, всем уделять нуждающимся через пресвитеров и дьяков со страхом божиим и всей осторожностью». В результате этих и других постановлений до четверти церковных доходов употреблялось на культовые и благотворительные цели. Клиентами благотворительности в тот период становятся и сами служители церкви, поэтому в 779 г. Карл Великий издает указ о помощи дворянства бедным епископам и аббатам. Постепенно церковь стала основным центром раздачи хлеба и составления списков нуждающихся.

Начиная со Средневековья церковь, не ограничивалась раздачей милостыни, а положила начало благотворительной деятельности в виде создания убежищ для престарелых, госпиталей, странноприимчивых домов и богаделен для слабых и увечных. Так, епископ Святой Василий (329 – 379 гг) в Кесарии Каппадокийской первым создал такие заведения на церковные доходы и пожертвования прихожан. Именно госпиталь, организованный Святым Василием стал прототипом монастырских больниц в Западной Европе. Хотя нужно отметить, что эти больницы отличались крайне низким уровнем лечения и ухода за больными из-за слабой медицинской подготовки монахов, а «постом и молитвой» редко достигались цели выздоровления. Кроме того, в период эпидемий такие больницы ввиду отсутствия санитарно-гигиенических условий и скученности больных превращались в «дома страданий» в «юдоль смерти».

 

ТАК ЛЕЧИЛИ В СРЕДНИЕ ВЕКА!

 

Объектом церкви позже стали и бездомные. Так, в 542 г. в Леон был открыт первый приют, названный «Домом Господа», где работали как монахи, так и добровольцы из граждан. По этому образцу в 787 г. в Милане был открыт первый приют для найденных детей.

В ХI – ХII вв. появилось такое явление как отшельничество. Отшельник – человек, живущий в одиночестве – вид пустынничества. Эти люди не были связаны с уставом и церковной организацией, но становились идеалом свободной религиозной жизни. Народом они наделялись колдовскими способностями, к ним приходили за исповедью и наставлениями страждущие души, рыцари или любовники, имеющие какие-либо грехи. Отшельники становились возмутителями спокойствия, проповедовали бунт самоотречения от мира. Как правила, они были босы, одевались чаще всего в козлиные шкуры, в руках держали посохи. Все это возбуждающе действовало на умы людей.

Одним из таких отшельников был Игнатий Лойола – основатель знаменитого ордена иезуитов, который стоял за чистоту католической веры. Лойола поселился в Барселоне, когда там свирепствовала чума. В госпитале он посвятил себя посту и молитве и даже скудный больничный стол считал чересчур роскошным, поэтому часто отказывался от еды. Одет он был в рубище, под которым навешивал камни и вериги, с которыми он ложился спать на голую землю.

Игнатий Лойола обладал ореолом праведника и до тонкостей знал человеческую психику. Историк Ж. Губер писал о нем: «Ему знакомы все движения человеческой души, все мучения слишком чуткой совести, и он указывает средство успокоить угрызения совести, он обладал великими педагогическими способностями и мастерски воспитывал своих последователей для намеченной цели». Впоследствии идеями первого иезуита Лойолы воспользовались светские и церковные власти для поддержания социального мира путем борьбы с еретиками.

В ХIV веке для борьбы с реформацией был создан орден иезуитов. Члены ордена жили в монастырях, тщательно соблюдая все предписания католической церкви. Орден иезуитов стремился взять на себя воспитание детей господствующих классов и начал открывать колледжи, где могли учиться талантливые выходцы из низов, так как плату за обучение не брали. Иезуиты стремились к тому, чтобы дети забыли своих родителей и полностью перешли под влияние ордена. Главное – слепое подчинение авторитету наставника. Наставник должен заслужить доверие, любовь у учеников и заставить их бояться. Как бесстрастный судья, учитель должен заставить ребенка понять, что любой его проступок ждет наказание.

Под руководством иезуитов пылали костры «еретиков» по всей Европе. Главным лозунгом в поиске и наказании еретиков был: «Цель оправдывает средства». Существовала полная свободы в выборе средств – подлость, слежка, обман, пытка, убийство и т.д.

Одним из средств борьбы с грехами церковь проповедовала самобичевание ремнями с железными остриями. К этому приему как к средству очищения прибегали не только монахи, но и короли. В начале Х111 в. в Северной Италии было устроено шествие с осуществлением этого акта самоочищения.

Стоит остановиться на еще одной традиции сохранения социального мира в средние века – устройство народных праздников. Эти праздники носили яркие названия: «праздник дураков», «праздник посоха», «ослиный праздник» и т.д. В дни этих праздников в церквах царила необузданная вольность: всех угощали вином, вводили в церковь осла и сами кричали по ослиному, размахивали колбасами и сосисками, менялись одеждой, пели и плясали в масках. Драки и кровопролития в эти дни были обычным делом.

Средневековье постоянно терзал страх голода и сам голод. Среди крестьян существовал миф об обильной пище: мечта о стране Коконь. Все эти мифы питались библейскими сказаниями о небесной манне, о насыщении тысяч человек несколькими хлебами и рыбами.

В истории Средневековья каждые 3 – 5 лет недород регулярно вызывал голод. Складывался цикл: ненастье – неурожай – рост цен – голод – употребление в пищу суррогатов – эпидемии – мор (резкое увеличение смертности). В период голода люди съедали диких зверей и птиц, питались падалью и доходили до людоедства. Сами люди ходили с бледными лицами и вздутыми животами, а их голос был подобен голосу умирающих птиц. Трупы умерших бросали где попало без погребения. Из-за боязни эпидемий людей хоронили в ямах, подобно скотомогильников.

Когда же голод отступал, принимались практические меры: один из епископов давал каждому бедняку «одно денье и серп», то есть «подъемные» и орудие труда. А с деятельности Карла Доброго появились черты простой благотворительности (открытой системы призрения) и некоторой регламентации государственной помощи неимущим (закрытая система), которая включала запрещение спекуляции хлебом и улучшение севооборота.

Плохое питание, жалкое состояние медицины, частые эпидемии порождали физические страдания и высокую смертность населения. Средняя продолжительность жизни не превышала 30 лет. Сорокалетнего мужчину называли «мужем зрелого возраста», а пятидесятилетнего – «человеком преклонного возраста». Физические дефекты встречались даже в среде знати. Младенческая и детская смертность не щадила даже королевские семьи. Золотуха, туберкулез, эпилепсия, «горячка» – из-за употребления зерна испорченного грибком спорыньи, проказа – были постоянными болезнями того времени. Проказа (лепра) – хроническое инфекционное заболевание. Вызывается микробактериями, характеризуется продолжительным инкубационным периодом, образованием плотных, постепенно изъявляющихся узлов на коже, других органах и тканях человека, поражением нервных столбов. В ХII – ХIV вв. пораженных проказой было 300-400 тысяч человек. С проказой было связано появление лепрозориев, которые организовывались католической церковью для призрения прокаженных орденом Святого Лазаря (отсюда – лазареты). Больных размещали вдали от городов, им запрещалось посещение мельниц, пекарен, колодцев и других источников воды.

В середине ХIV века в Европу пришла очередная волна страшной болезни – чумы, которую еще не умели ни предупреждать, ни лечить. Чума – острое инфекционное заболевание животных, грызунов, птиц, рыб. Главный переносчик – блохи. Вызывается чумной бактерией. Проявления: лихорадка, интоксикация, бубоны, пневмония. Эта болезнь в 1348 г. унесла из жизни около 50 миллионов человек.

В связи с эпидемиями постоянно возникала идея изоляции больных, нищих и вообще всех обездоленных. Больных и умалишенных помещали в госпитали, где из них «выгоняли дьявола», а толпы нищих во Франции расстреливали специальные лучники при приближении их к стенам городов.

Постепенно формируется религиозно-общественная система благотворительности. В христианской общине появляются должностные лица, ведающие распределением помощи нуждающимся. Эта благотворительность не ограничивалась только внутригосударственными рамками, а имела международное значение. Так, в 1 веке в Палестине дважды свирепствовал голод и жители Антиохии, Македонии и Греции посылали туда «богатую милостыню». Это была своеобразная гуманитарная помощь братьям по вере.

В Средние века духовенство постепенно отходит от благотворительной деятельности и передает ее в руки монашеских орденов. В 1100 г. Церковь издает декрет, в котором объявляется, что богатые слои населения несут юридическую и моральную ответственность в деле помощи беднякам. Исследователь состояния благотворительности в средневековье А.Я. Гуревич писал: «Программа церкви в этом отношении практически сводилась к требованиям милостыни в пользу бедняков. О способах прекращения бедности и не помышляли, - подаяние призвано было ее увековечить, поскольку оно склоняло нищих к тому, чтобы оставаться в положении иждивенцев, кормящихся от крох, уделяемых зажиточными. Нищета возводилась в моральное достоинство». В бедняках видели избранников Божиих. Широко известна сентенция, что «легче верблюду пройти в игольное ушко, нежели богатому войти в царствие Божие».

Интересный факт: в 1256 г. Рейнский союз городов впервые утверждает налог в пользу бедных.

К 1244 году относится становление традиции сестричества и милосердия. Во время чумы в этом году стали создаваться женские отряды «мизерикордии» (милосердия)

Значительную роль в благотворительности средневековья играли военно-монашеские ордена. Это можно проследить на примере создания, деятельности орденов тамплиеров и госпитальеров.

Об ордене тамплиеров написаны буквально горы литературы на всех европейских языках. Согласно описанию историографа Гийома Тирского «бедное рыцарство Христово и Храма Соломонова» было создано в 1118-1119 гг. группой из 9 французских рыцарей Шампани. По-французски «тампль» означает храм, отсюда и название ордена. На печати ордена было изображение двух рыцарей, скачущих на одной лошади, что означало не только бедность, но и братство. Целью тамплиеров было «по возможности заботиться о дорогах и путях, а особливо об охране паломников».

«Монахи по духу, воины по оружию» поначалу не очень заботились о внешности и манерах, вели праведный образ жизни, воевали за Христовы идеалы. Устав тамплиеров предписывал братьям-храмовникам есть из одной миски, не участвовать в любых светских развлечениях. Им возбранялся смех, пение. Были введены штрафы за нарушение устава. Своеобразным символом ордена стал белый плащ, надевающийся поверх остальной одежды того же цвета. Отряды тамплиеров были прекрасно вооружены, организованы и дисциплинированы.

Орден тамплиеров был создан после первого крестового похода и рассматривался папой и иерусалимскими королями как ударный отряд, призванный не только защищать паломников в Святой земле, но и упрочать и расширять государства крестоносцев в Палестине и Сирии. Орден тамплиеров пополнялся знатными аристократами, которые дарили ордену пожертвования, земли, замки и поместья, а то и все состояние. Поэтому вопреки обету бедности тамплиеры накопили несметные богатства, не брезговали торговлей, спекуляцией и прямым грабежом. Тамплиеры под солидные проценты ссужали деньги обедневшим монархам, вели сложную систему финансового делопроизводства: бухгалтерские книги, документы приходно-расходной отчетности, ввели в обращение банковские чеки, которые используются и в настоящее время.

Располагая громадными финансами, землями и влиянием, тамплиеры стали играть роль международных посредников, а сами рыцари-монахи, получая большие привилегии, стали надменными и гордыми.

В отдельных летописях отмечается, что тамплиеры поощряли развитие науки и техники, способствовали появлению новых идей и передовых знаний. Орден выделял средства на развитие геодезии, картографии, на строительство дорог и мореплавание. У него был свой флот и порты, корабли имели диковинку того времени – магнитные компасы. На своих кораблях они перевозили из Европы в Святую землю паломников, взимая за эту богоугодную деятельность приличную мзду.

Тамплиеры несли военную службу, но также должны были знать медицину, чтобы помогать больным и раненым. Они сами изготовляли лекарства из трав и других средств народной медицины. Их хирурги применяли новейшие методы санитарии и гигиены, использовали даже антибиотики из экстрактов плесени и других сумчатых грибов. Медики-тамплиеры впервые признали эпилепсию болезней, а не вселением дьявола, лечили психические заболевания.

Во времена крестовых походов возникли прообразы современных хосписов (лечебниц, богадельней), которые существовали в монастырях или при них. Рыцари, получившие в походах жестокие раны, не могли добраться до дома и обретали пристанище в хосписах. Монахи уходом и наставлением облегчали их последние дни, готовя их к таинству смерти.

Надменность и далеко не монашеский образ жизни тамплиеров были зафиксированы в поговорке: «пьет как тамплиер». Под гордостью тамплиеров понималась именно гордыня, заносчивость и пренебрежение к другим людям. Жизнь свою они окружили таинственностью, они исповедовались только своим капелланам и никогда не допускали посторонних на свои церемонии.

Вскоре орден тамплиеров стал не просто могущественным, но и опасным для многих европейских монархов. Они стали искать повода, чтобы расправиться с членами ордена. Французский король Филипп 1У, прозванный Красивым, принял решение всех иерархов, рыцарей, капелланов, сержантов и братьев-служителей арестовать и передать инквизиции. И вот в утренние сумерки 13 октября 1307 г. в пятницу все члены ордена одновременно были арестованы, их замки и недвижимость были конфискованы. Арестованные тамплиеры предстали перед судом, многих пытали: дробили руки и ноги, грудь прижигали раскаленным железом, вздергивали на дыбу, распинали на крестах. 54 рыцаря церкви были сожжены на кострах.

Но орден тамплиеров, разгромленный и запрещенный в 1312 г., продолжал тайно существовать, так как ценности ордена были спрятаны, а многие члены ордена бежали в разные страны. Было изменено и название ордена: рыцари Христа. Впоследствии даже корабли Христофора Колумба плавали под восьмиконечными тамплиеровскими флагами. Наследники ордена тамплиеров сохранились и в наши дни. Так, в 1930 г. в США орден рыцарей Христа насчитывал 434 тысячи членов, а руководили ими люди с громкими титулами типа «Святой командор», «Генерал-капитан».

В конце Х1Х в. в Германии и Австрии был основан «орден новых тамплиеров». В качестве эмблемы новые рыцари церкви избрали свастику. Русская писательница Елена Блаватская основала «Теософское общество», построенное на учениях и идеях тамплиеров. Взгляды членов этого общества строились на соединении мистики буддизма с элементами оккультизма и неортодоксального христианства

В начале ХI в. в Палестине был создан военно-монашеский орден госпитальеров или иоаннитов. Основателем его считается провансальский рыцарь Жерар Том. Орден вырос на базе госпиталя (от лат. слова «госпиталис» – гость), который давал приют и уход занедужившим или раненым пилигримам, приезжающим из Европы поклониться Святому гробу. Госпитальеры построили госпитали, как в Палестине, так и в Европе. Рыцари церкви на завоеванных землях строили замки, крепости, а их угодья и имения занимали 19 тысяч рыцарских вотчин к ХIII в., а к 1291 году орден госпитальеров имел около 100 госпиталей.

Целых 200 лет орден считался передовым рубежом католической Европы на Востоке. Госпитальеры владели островами Родос, Мальтой. Впоследствии от места пребывания на Мальте, орден стал называться Мальтийским. Орден состоял из настоящих рыцарей или кавалеров, священников и военнослужащих. В рыцари принимались только люди благородного происхождения. В члены ордена не принимались купцы, банкиры и евреи – даже в отдаленном колене.

Члены Мальтийского ордена одевались в черные суконные мантии, сотканные из верблюжьей шерсти. Рукава – узкие, чтобы показать отсутствие свободы у инока. На левом плече – большой крест из белого материала с восемью концами, которые символизировали 8 блаженств рыцарю после смерти. Но это было тогда, когда госпитальеры были больше монахами, нежели рыцарями. В одежду мальтийцев несколько позже стали рядиться и женщины-аристократки.

Режим жизни мальтийцев был суров: никто не имел право ночевать вне столицы Ла-Валетты – только в общежитии, где рыцарь должен прожить 5 лет и ни на день меньше. В казарме рыцари хорошо питались. Рыцарь не имел право жениться, в орден его мог рекомендовать только человек с рыцарским званием.

При посвящении первый вопрос был о милосердии, а врученный меч предназначался для защиты бедных, вдов и сирот, а также для поражения врагов католической церкви. Рыцарь обещал презирать сокровища, не быть корыстным и любостяжательным, быть послушным к начальникам. Одежда членов ордена к ХYIII в. претерпела метаформозы и стала модной во Франции, а от былого костюма осталась только веревка (вервие) на поясе.

В 1798 г. Великим Магистром Мальтийского ордена стал русский император Павел 1. Но это звание Павел 1 проносил не долго. Вскоре Наполеон взял Мальту и конфисковал все имущество Мальтийского ордена.

Мальтийский орден в наши дни расположен в мини-государстве (княжестве), состоящем из большой виллы на Авентинском холме в Риме и старинного дворца на улице Кондотти. Это мини-государство выпускает почтовые марки, монеты и паспорта, поддерживает дипломатические отношения с 50 странами мира. Госпитальеры имеют представительства и миссии в разных странах, в международных организациях в Женеве, Вене, Брюсселе, в ЮНЕСКО, в Европейском Совете и т.д.

Мальтийский орден осуществляет функции Красного Креста, занимается благотворительной и милосердной деятельностью, содержит множество больниц, госпиталей, домов для престарелых и многие медицинские службы, например, службы скорой помощи. Служащие ордена организуют деятельность медицинских и патронажных сестер - всего около 30 различных учреждений и их филиалов в более 100 странах мира. В 1988 г. Мальтийский орден насчитывал более 10 000 человек. Попасть туда неаристократу чрезвычайно трудно, хотя у ордена появились «почетные члены», которые составляют 60% от общей численности членов ордена. Им выгодно иметь дела с финансово-мощным княжеством. Ежегодно Мальтийский орден выделяет 150 миллионов французских франков на оказание врачебной помощи и на медицинские исследования.

Но не одной благотворительностью занят Мальтийский орден. Госпитальеры в настоящее время играют значительную роль посредников, разведчиков и международных шпионов. Они через благотворительность влияют на политику государств по заказу Ватикана, ЦРУ, «Билдербергского клуба» (1952г.) – организации высокопоставленных деятелей капиталистических стран, банкиров и промышленников, профсоюзных деятелей, экономистов, политологов, журналистов и т. д. Это настоящее «теневое правительство» Запада.

Кроме описанных монашеских орденов в Европе существовали и другие ордена. Одним из них был Тевтонский орден (немецкий) – ХIII – ХIV в., который поддерживал феодально-католическую агрессию в Восточной Европе. В 1237 г. этот орден слился с орденом меченосцев и получил новое название – Ливонский. Но в 1242 г. немецкие рыцари были разбиты на Чудском озере славянами под руководством Александра Невского. Ливонский орден отступил, но с 1283 г. захватил огромную территорию между реками Висла и Неман. На захваченных землях они проводили политику насильственной германизации и окатолицирования населения.

В 1410 г. польско-литовско-русские войска в битве под Грюнвальде нанесли сокрушительное поражение Тевтонам. Окончательно их добил Наполеон в 1809 г.

По данным 1946 г. в настоящее время членами различных орденов являются:

- иезуиты (инквизиторы) – примерно 28 тысяч человек – богатый орден католической церкви. Орден пропагандирует строгое воспитание;

- францисканцы – около 27 тысяч человек. Это нищенствующий орден, однако проявляет большую активность в политической деятельности, в уходе за больными, в получении пожертвований и их распределении. Ученые ордена имеют право преподавать в университетах;

- капуцины – (от слова капюшон) – 14 тысяч человек. Орден является одной из ветвей доминиканцев (9 тысяч человек). Оба ордена имеют направленность на благотворительность.

С 60-х гг. XIX в. стали создаваться добровольные общества помощи военнопленным, больным и раненым воинам «Красный Крест», «Красный Полумесяц». В мирное время эти общества оказывают помощь пострадавшим от стихийных бедствий, проводят мероприятия по предупреждению заболеваний. В настоящее время руководящие органы этих обществ расположены в г. Женева.

В 1970-х г. была создана Дэвидом Рокфеллером «Трехсторонняя комиссия». Ее цель: «Собрать в единое целое все лучшие головы мира и возложить на них решение проблем будущего». По мнению членов этой комиссии мир движется к всеобщему кризису и нужны новые идеи, которые остановили бы этот процесс. Для этого нужно сформировать стратегическое глобальное мышление. Главное средство работы «комиссии» – ведение многосторонних переговоров по широкому кругу проблем. В «комиссии» работают органы по наводке на деятелей безукоризненной репутации, разработка и вербовка перспективных работников. Этой «комиссии» помогают специалисты из Мальтийского ордена, которые имеют громадный дипломатический опыт.

К концу Средних веков церковно-монастырская система благотворительности стала неуправляемой. Появились толпы профессиональных нищих. Положение ухудшила завезенная из крестовых походов проказа и бубонная чума, свирепствовавшая в Западной Европе в 1348 г. Она унесла не только треть населения Европы, но и обострила социальные отношения. Толпы нищих на дорогах Европы представляли серьезную опасность для общества.

В эти годы развернулась борьба с сумасшедшими – безумцами, к которым относили пьяниц, еретиков, обжор и т.д. Их изгоняли из городов, садили на корабли и пускали в море – «корабль дураков», клеймили. Первый дом для сумасшедших был открыт в Европе в середине ХII в. и назывался он – Бедлам. С середины XVII века безумцев начали отправлять в изоляторы. Изоляторы – не больницы, а места заключения для безумных. К ним никого не допускали, приковывали цепями к стенам. Главные методы лечения – отупление, дрессура, кровопускание, использование рвотных средств, промывание желудка.

Католическая Церковь в этот период уже не могла самостоятельно заниматься благотворительностью. Возникает потребность в том, чтобы этот процесс регулировался как государством, так и общинами, профессиональными и территориальными учреждениями. В этот период возникла идея общественно-государственной благотворительности.

Христианская идея спасения души не реализуется бессистемной раздачей милостыни. В обществе поняли, что в «актах человеколюбия» должна присутствовать мера, определяющая вид и размеры помощи. Все чаще в обществе поднимается вопрос: «Как привлечь к работе профессиональных нищих?» В городах ремесленники создают фонды не только для поддержки членов своего профессионального цеха, но также для людей престарелых, детей и т.д. В 1349 г. был образован статут рабочих в Англии. Целью его деятельности являлся контроль за поведением нищенствующих рабочих. В это время появляются черные списки, куда вносили профессиональных нищих, с целью привлечения их к производительному труду.

Таким образом, в период Средневековья появились новые условия общественной жизни:

– зародились денежные хозяйства;

– возникли цеха ремесленников, купцов, первые школы и университеты;

– население было закреплено на местах проживания;

– в законодательстве наметились тенденции к формированию юридических норм, регулирующих благотворительность;

– помощь нуждающимся была поручена общинам, для оказания помощи были введены благотворительные налоги;

– возникают первые институциональные формы помощи – приюты, больницы, первые школы для бедных детей;

– ведущей системой благотворительности была церковно-монастырская;

– в недрах зрелого Средневекового общества зарождается идея общественной социальной благотворительности.

 

Вопросы и задания для повторения:

1.В чем заключались новые условия для возникновения общественной благотворительности?

2.Какие законодательные акты возникли по благотворительности в период средневековья?

3.Назовите первые институционные формы благотворительности?

4.В чем сущность церковно-монастырской помощи нуждающимся?

Темы рефератов:

1.Средневековые рыцари церкви.

2.Становление образования и социального воспитания в Средние века.

 

Основные понятия:

Полис, «культура стыда», «культура вины», человек-учащийся, римское право, «свободные наук (искусство)», тривиум, квадриум, теология, монах, священник, послушник, «Дом Господа», тамплиеры, госпитальеры, хосписы, Мальтийский орден, Красный Крест.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 526; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.78.65 (0.011 с.)