Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Филантропия как явление социальной помощи

Поиск

 

Вопросы:

1. Сущность социальной помощи.

2. Основные парадигмы социальной помощи.

 

Как мы уже знаем, филантропия – это помощь неимущим, благотворительность. В переводе с греческого языка «филантропия» – любовь к людям.

В этой лекции мы познакомимся с новой парадигмой социальной работы, которая выражается в понятии «помощь». Для начала разберемся с понятием «парадигма». В словарях дается такое определение: «Парадигма (от греч. - пример, образец) – 1) строго научная теория, воплощенная в системе понятий, выражающих существенные черты действительности, 2) исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе».

Дело в том, что социальная работа – это вид деятельности по оказанию социальной помощи различным группам населения. В помощи нуждается и одинокий человек, и неуспевающий по социальным причинам ученик (у него не складываются нормальные отношения с товарищами, родителями, учителями), и человек, вышедший из мест заключения, и молодая женщина, оставшаяся одна с ребенком на руках, и молодой человек одевший (снявший) солдатскую шинель, и безработный, и погорелец, и беженец и т.д.

Таким образом, парадигмой социальной работы является устойчивая модель помощи, которая соответствует уровню развития данного общества и его культуре. Способ помощи и взаимопомощи составляет основу культурологической парадигмы.

Попробуем раскрыть парадигму помощи с культурологического подхода, то есть, рассматривая ее через исторический опыт человечества. Социальная работа сложилась на основе благотворительной деятельности, представляющей собой помощь нуждающимся. Эта деятельность была объявлена христианством богоугодным делом, так как она вытекала из сущности Бога, как любовь ко всем людям.

Идея благотворительности возникла в Древней Греции, основой этой идеи было отношение различных философов к понятию «благо». Понимание блага в тот период трактовалось с трех сторон [Подробнее см.28, с. 23-26].

1.Благо как наслаждение.

2. Благо как воздержание страстей.

3.Благо как господство разума над чувствами.

Идею блага как наслаждение создал Аристипп (после 366 г. до н. э.). По его мнению, душе человека присущи два движения: плавное – приносит наслаждение и резкое – приносит боль. Поэтому цель человека – избегать резких движений и наслаждаться жизнью. Богатство – это не благо, а лишь средство для получения наслаждения. Высочайшим благом для человека является личная свобода. А средством для этого должно быть стремление не принадлежать ни к какому государству, т.е. человек везде должен чувствовать себя иностранцем, у которого нет родины. Продолжателем такой идеи был Эпикур (341-270 гг. до н. э.). Единственным благом он считал отсутствие страдания. Средством избежать страдания он называл самоустранение от тревог и опасностей. Человеку не нужно никуда вмешиваться, жить незаметно. По его пониманию, Боги существуют и обитают между мирами и никогда не вмешиваются в жизнь людей. Человеку не стоит надеяться на их помощь.

Основателем идеи блага как воздержания был Антисфен (450-360 гг. до н. э.). По его мнению, жить в обществе нужно не по его законам, а по своим собственным. Наилучшим для этого является положение нищего или юродивого (безумного). Сам Антисфен вел аскетический образ жизни и проповедовал отказ от каких-либо потребностей (автаркия), считал высшим благом физическую и духовную бедность. Философ призывал свои современников жить на подаяния, отказаться от богатства. Продолжателем этой идеи был Диоген Синопский (около 400-325 гг. до н. э.). Это был человек крайнего аскетизма, доходящего до эксцентрического юродства: герой многочисленных анекдотов. Называл себя гражданином мира («космополитом»). По преданию жил в бочке (пифосе).

Благо как господство разума над чувствами проповедовали Аристотель и Платон. По мнению Аристотеля, имеются три вида блага: телесное (здоровье, сила человека), внешнее (богатство, честь и слава), и душевное (острота ума, нравственная добродетель). Величайшим благом являются достижение счастья и прекрасной жизни. Средством достижения блага должно быть воспитание граждан в нравственной добродетели. Воспитывать граждан должно государство с помощью разумных законов. Демократическое государство, где правит большинство с помощью эмоций, не способно создавать разумные законы. Эти законы нужно знать, и тогда может исчезнуть противоречие между богатыми и бедными, появится зажиточный средний слой общества и наступит общественное благо.

По мнению Платона в обществе имеются два начала: индивидуальная добродетель, основанная на чувствах и эмоциях, и общественная справедливость, в основе которой лежит разум. Эти две составляющие постоянно борются между собой и в этом есть величайшее благо. Достичь примирения между ними можно путем создания хороших законов. Их могут создать только аристократы.

Как мы увидим позже, при анализе развития идей социальной работы во всех странах были и действовали последователи этих трех направлений в идее создания блага для народа.

Однако, опыт человечества лучше осознается, если попробовать проанализировать его с биосоциального подхода помощи, ведь человек – это биологическое и социальное существо.

Чарльз Дарвин впервые отмечает, что многие альтруистические проявления животных иногда противоречат теории естественного отбора, При этом он ссылается на рассказ Сэйнтсбери о том, как сородичи слепого пеликана не бросили его на произвол судьбы, а кормили его как и других младенцев. В этом примере Ч. Дарвин увидел проявление общественных инстинктов. Эти инстинкты присущи слонам и собакам, галкам и диким гусям и т.д. И в этих проявлениях четко просматриваются истоки человеческой нравственности.

Социальные (общественные) инстинкты первобытных людей определяли человека как существо не только разумного, но и нравственного, способного на индивидуальный поступок. Не только осознанная ответственность поведения и деятельность человека порождает общечеловеческую нравственность, но и такие чувства как любовь к ближнему, презрение к смерти, запрет на убийство себе подобных, которые проявляют «братья наши меньшие», влияют на человеческие поступки.

Кто не знает, что мартовские коты грозно кричат и дерутся, но, заметьте, в драке они берегут друг у друга глаза, а вот ушам достается – это хоть и больно, но на жизнь не влияет. Маленькую собачку не тронет агрессивно настроенный пес, если она лежит на спине и открыла живот.

«Наше счастье, - писал известный зоолог, создатель этологии – теории об инстинктивном поведении животных Конрад Лоренц, - мы тоже в полной мере унаследовали соответствующие «животные» инстинкты». Например, есть у нас «боковое зрение», которое охраняет нас в трудных ситуациях на автотрассе, черный предмет где-то в лесу заставляет нас быть осмотрительнее, есть и у людей правило: «Лежачего – не бьют!». Но в человеческой природе бывает, что и лежачего, больного и малого не просто бьют, но бьют ногами, иногда даже убивают. Так что люди иногда бывают хуже животных. У них не только сознание, но и «животные инстинкты» порой не срабатывают и тут на помощь «униженным и оскорбленным» приходит социальный работник.

Все мы знаем рассказ С. Михалкова о дяде Степе, который бросился спасать утопающего в реке мальчика. Так, вот здесь скорее срабатывает не сознание, а инстинкт социальной защиты. «Однако человек, по крайней мере, принадлежащий к нашей западной культуре, крайне неохотно узнает, что действовал он чисто инстинктивно, что каждый павиан в аналогичной ситуации сделал бы то же самое», – писал К. Лоренц.

У каждого человека имеется «сублимированная реакция социальной защиты», которая зависит от его культурного уровня, от усвоенных ценностей и представлений. Разъясним понятие «сублимация» - это психический процесс преобразования и переключения аффектных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Понятие введено Зигмундом Фрейдом (1900 г.), рассматривавшим сублимацию как одно из видов трансформации влечений (либидо), противоположный вытеснению [Социальная работа и гражданское общество. Коллективная монография. Под редакцией И.А. Григорьевой, А.А. Козлова, В.А. Самойловой. Международный проект. – Санкт-Петербург: 2006.- с. 1278].

Реакции социальной защиты проявляются у гоминид – древнейших предков человека. Стадо гоминид было с достаточно хорошо организованной помощью и взаимопомощью, доступностью добычи для всех его членов, обучением детенышей, передачей навыков и опыта, в целом с мирными взаимоотношениями[Крисанова, Е. Н., Перевозчиков, И. В. Антропология./Е.Н. Крисанова, И.В. Перевозчиков.- М: 1991.- с. 90].

Это были еще не люди, но и не дикие звери. Они жили сообща, у них развивался социальный инстинкт. В.М. Бехтерев писал: «Социальный инстинкт развился из семьи и основанием к этому служит взаимная любовь, привычка и взаимопомощь, основанные на органических потребностях» [Бехтерев, В. М. Объективная психология. - М: 1991 - с. 184].

По мнению другого нашего соотечественника П. А. Кропоткина первыми учителями людей были животные, которые окружали его. За животными люди могли наблюдать и учиться сохранять свою жизнь.

Ч. Дарвин приводит интересный пример, когда дикари в голодный год учились у обезьян-бабуинов добывать съестные коренья и плоды для пропитания.

Семейная взаимопомощь сформировала определенные запреты, табу, которые сохранились и у цивилизованного человека. Например, убивший соплеменника, должен сам умереть, покончить с собой. «Не убий!» – эта формула существовала и будет существовать вечно.

Итак, феномен помощи можно рассматривать с позиций естественной истории развития человека.

При изучении феномена помощи необходим научный, культурно-исторический подход. Основой здесь не выступают психологические факторы, а ментальные, связанные с общественнойоценкой поведения человека. От общественной оценки зависят формы оказания помощи людям, которые в ней нуждаются.

В Древней Греции социальную помощь называли филантропией – благотворительная деятельность, оказание помощи и покровительства неимущим и нуждающимся. В России – общественным призрением (не путать со словом «презрение», которое близко по своему смыслу к понятию «ненависть»!), когда неимущим, больным и старым дается приют и пропитание. А в Англии социальную помощь называют социальным благополучием, обозначающую жизнь в довольстве, в полной обеспеченности.

Существует и ещё один подход к изучению феномена помощи – структурно-антропологический, так как помощь зависит от воспитания. Издавна живым существам была характерна межвидовая агрессивность, которая у современного человека постепенно снижается. Человечество медленно выходит из эры насилия и вырабатывает механизмы ненасилия. В этой динамике заметную роль играет воспитание гуманных отношений между людьми.

Под насилием принято понимать: «Применение физической силы к кому-нибудь. Акт насилия. Следы насилия на теле. Принудительное воздействие на кого-нибудь, нарушение личной неприкосновенности. Притеснение, беззаконие, произвол» [Ожегов С.И. Словарь русского языка. /С.И. Южегов.- М: 1991, - с.390]. Ненасилие предполагает включение в процесс взаимоотношений людей элементов гуманизма, исключение физического и психического принуждения, всяческого ограничения свободы личности.

Социальные педагоги и работники понимают помощь как знание, но используют эти знания по-разному. Педагог передает систему знаний, навыков и умений, а социальный работник передает не только знания, навыки и умения, но и помогает клиенту изменить способ своего существования в социуме, если у него возникли разнообразные проблемы. Педагог дает знания с исторических позиций, из вчера – в сегодня. Социальный работник действует «здесь и теперь», он ориентирован на повседневные, обыденные ситуации своего клиента.

Помощь можно рассматривать и как метод, то есть как путь интеракции (воздействие, взаимодействие) между педагогом и учащимся, между социальным работником и клиентом. У педагога акт интеракции происходит с представителями одного-двух поколений (поколение – 20 лет), а сам педагог выступает при этом активным субъектом.

Социальный работник имеет дело с различными возрастными группами, а акт интеракции носит характер взаимодействия субъектов. Практика социального воспитания выработала следующие подходы в работе с субъектами:

– личность и среда (с упором работы на индивидуума и его семью);

– среда и личность (с упором работы на условия, окружающие индивидуума и его семью).

Проблемы работы с семьей и с окружающей средой характерны еще со времени Платона и Аристотеля. Эта работа реализуется в форме социального воспитания, а также в социальной деятельности по социокультурной анимации с целью побуждения человека к деятельности и восстановления взаимовыгодного взаимодействия между личностью и обществом.

Помощь необходимо рассматривать и как деятельность, направленную на формирование менталитета (общественной оценки личности). Данная деятельность первоначально носила строго ограниченный характер в рамках какой-либо касты. Поэтому не случайно, что первыми учителями были жрецы как основные хранители знаний, а их усилия были направлены на ограниченное число детей вождей, начальников и военачальников.

Деятельность социального работника носит социальный, а не формирующий характер. Генезис (происхождение, возникновение) социальной работы идет не от кастовой ограниченности, а наоборот, на предоставление помощи как можно большему числу людей, ибо социальным страданиям подвержены как монархи, так и рабы – «Каждому – свое».

Таким образом, феномен помощи необходимо рассматривать как биосоциальное явление, как генезис профессии и как подготовку социальных педагогов и социальных работников

Вопросы и задания для повторения:

1.В чем сущность социальной работы?

2.Раскройте сущность культурологического подхода к социальной работе.

3.Рассмотрите опыт человечества с биосоциального подхода.

4.В чем суть структурно-антропологического подхода к изучению социальной работы?

5.Дайте характеристику понятия «социокультурная анимация».

Темы рефератов:

1. Основные подходы древних философов к идее блага и ее современное понимание.

2. Социокультурная анимация в деятельности социального работника и социального педагога.

 

Основные понятия: филантропия; парадигма; благо; наслаждение; страсть; человек как биологическое и социальное существо; социальные инстинкты; либидо; сублимация; «культура стыда»; «культура вины»; ментальные факторы; призрение; социальное благополучие; насилие и ненасилие; социокультурная анимация; менталитет; генезис.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 594; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.138.12 (0.011 с.)