Социальные проблемы и воспитание в Древнем Риме 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные проблемы и воспитание в Древнем Риме



По истории Древнего Рима можно проследить расцвет и упадок рабовладельческого общества. Античная система социализации строилась на идеях рациональности и гражданственности личности, примата социального, общественного начала, на идеях развития личности и знания как добродетели. Ведущей идеологией была идеология гражданской общины-государства (полиса) как единство более или менее равноправных и свободных граждан, связанных общими обязанностями перед государством.

Внешняя привлекательность в Древнем Риме выразилась визуально в прекрасных городах и статуях, в эстетике театра, в эпической поэзии, в рассуждениях философов, в публичных выступлениях риторов, которые могли влиять на социальную жизнь населения, а иногда даже менять политический строй государства. Так случилось после выступления оратора Гая Гракха, когда он простым поворотом тела от сенаторов (законодателей) обратился к всадникам, изменил существующее положение и государство пошло по демократическому пути развития.

Под стать великому Риму «были люди: с величавой осанкой, с гордо поднятой головой, открытым взором, полные достоинства, внешней сдержанности и внутренней энергией» [Федорова Е.В. Императорский Рим в лицах. М.: Издание Московского университета. 1979.- с. 10]. Существующее рабство отрицательно влияло и на господина, развивая у него жестокость, высокомерие, презрение к труду. Этими людьми труд за плату презирался, а плата юриста, других чиновников уклончиво называлась гонораром. В конце концов, роскошь и безнравственность высших классов общества навлекли на голову древних приговор истории, а эмансипация римской женщины и ослабление брачных уз в среде правящих классов подорвали основы общества.

Кроме аристократов и просто зажиточных людей в обществе жили пролетарии (Рroles - потомство). Считалось, что от пролетариев нет пользы, кроме производства потомства – это были самые бедные, но свободные граждане, которых не брали на войну, так как они не могли купить оружие.

Многочисленной стратой римского общества были рабы. У широкой массы рабов нет ни пекулия (скот) ни моногамного брака. Общение полов – своего рода систематическая проституция с премиями рабыням за выращивание детей - за воспитание троих детей иные господа дарили свободу.

Помещение для «говорящего инвентаря» (instrumentum vocale) было рядом со стойлом для скота (instrumentum «semivocale»). Оно состоит из спален, лазарета (valetudinarium) карцера (carcer), мастерской для ремесленников поместья (ergastulum). Жизнь раба - это и есть казарменная жизнь. Спят и едят все вместе под надзором villicus'a; парадная одежда сдается в «камеру» жене надзирателя (villica), ежемесячно происходит ревизия платья. В работах соблюдается строгая военная дисциплина: по утрам собираются отрядами (decunae) и маршируют на работу под командой «погонщиков» (monitores). История учит, что производить для рынка продукты при помощи несвободного труда нельзя было без кнута.

В римском обществе у раба не было никаких прав, а чтобы благополучно прожить, ему нужно было заслужить милость хозяина, а это достигалось не столько честным трудом, сколько сообразительностью, изворотливостью и хитростью.

Античный мир не знал нищенство, как социального явления. В Древнем Риме, также как и в Древней Греции, аристократы регулярно раздавали пожертвования, но в отличие от греческих традиций, делали это уже по существующим законам. Все свободные граждане Рима получали зерно, одежду и другие материальные блага бесплатно или за умеренную плату.

Гай Юлий Цезарь (100 44 гг. до н. э.) – древнеримский государственный деятель и полководец, занимал должности военного трибуна, эдила, диктатора, консула, а с 45 года стал монархом, первым императором Рима. Чтобы создать себе политический авторитет, Цезарь безудержно спекулировал. Бесчисленные миллионы он тратил, будучи римским эдилом, который занимался зрелищами, на полные блеска представления с травлей диких зверей и боями гладиаторов. Реализуя лозунг «хлеба и зрелищ», он купил популярность неимущих масс. Его долг составлял 100 миллионов сестерций, поэтому его всегда преследовали кредиторы.

После галльской войны он смог с ними рассчитаться, так как победитель не только имел лавровый венок, но и получал золото. За 8 лет военных походов он стал самым богатым человеком в Риме. За деньги было продано в рабство ряд галльских племен.

После гражданской войны против Помпея Цезарь стал властелином Рима, походя, захватил бесчисленные государственные сокровища, которые в спешке не вывезли противники. Когда враги были повержены, Цезарь мог демонстрировать свое великодушие. Для неимущих римлян в гигантских размерах проводились раздачи зерна и устраивались блестящие спектакли. Верные солдаты получали внеочередные денежные выплаты, а каждому гражданину Рима было вручено золотое изделие. Даже по завещанию (после покушения) император подарил каждому гражданину Рима 300 сестерций, что равнялось среднему заработку за четверть года.

Божественный Август для наведения порядка в государстве утвердил новые должности для обеспечения социальной политики. Им были введены должности отвечающих за общественные работы на дорогах, водопроводах, за русло Тибра, за распределение хлеба народу и т.д. В правление Августа социальная политика стала проводиться на более низком уровне – в префектурах и комиссиях, а филантропия принимает социально организованный характер со своей системой управления, подчинения и контроля. Император Август, чтобы остаться в мнении народа «добродетельнейшим и добрейшим», повышал ценз (зарплату) сенаторам и был благосклонен к народу: раздавал ему денежные подарки, не всегда одинаковые – то по триста, то по двести пятьдесят сестерциев на человека, при этом не обходил и малолетних, хотя мальчики обычно допускались к раздачам лишь с одиннадцати лет. В голодные годы по приказу Августа часто раздавали хлеб по самой низкой цене или даже даром, а денежные выдачи удваивали. Своей социальной помощью он приобретал любовь народа и предотвращал появление смут и недовольства своих приближенных. Подобную социальную помощь устраивали и другие императоры, что вошло в традицию.

Итак, в Древней Греции и Древнем Риме впервые в сфере социального благополучия постепенно зарождаются традиции помощи нуждающимся, многие из которых закрепляются законодательно в виде снабжения бедных зерном и товарами (в Греции), а в Риме в виде хлеба, зрелищ и денежных вознаграждений. В те далекие времена появляются прообразы социальных комиссий по делам беднейших слоев населения, официальные лица, опекающие сирот. При этом опекуны за свою деятельность поощрялись выдвижением в консулы, что известно со времен императора Клавдия. Все эти зарождающиеся формы социальной работы были факторами ослабления социальной напряженности. Также поступали и другие государственные служащие.

М.Т. Цицерон – государственный деятель и знаменитый оратор служение государству видел в обогащении бедных, выкупе соотечественников из плена, в уплате долгов, в выдаче приданного дочерям и помощи друзьям. Ему же принадлежит перевод с греческого языка на латинский слова «этика» и он сформулировал термин «moralic» (моральный). Отсюда произошло понятие «moralitas» – мораль.

Мораль включает обычаи, традиции, нравы, нормы поведения людей. В них заключаются представления о том, как должен поступать человеку. Регуляция поведения осуществлялась посредством строго фиксированных законов и психологического принуждения и контроля. Все это отвечало парадигме «культуры стыда».

Социальной особенностью Древнего Рима считается значительная роль семьи в жизни римлян. Каждую семью возглавлял патерфамилиас (отец семейства). В состав семьи входила его жена и дети, жены и дети его сыновей, а также рабы. После смерти патерфамилиаса каждый из его сыновей мог стать главой новой семьи, связанной общим именем с семьей отца. Возникающая при этом группа семей, имеющая общее происхождение, образовывала клан или род. Люди, не имеющие обычной правовой поддержки семьи (например, поселившиеся в Риме чужестранцы, вольноотпущенники или люди, покинувшие свои семьи) могли присоединиться к чьей-либо семье. Таких людей называли клиентами, а их покровители именовались патронами. Клиенты оказывали своим патронам политическую и социальную поддержку, а те в свою очередь, поддерживали их в финансовом и юридическом отношении.

По требованиям плебеев (простолюдинов) был опубликован в 450 году до н. э. Свод законов известный под названием «Двадцати таблиц (Римское право)», чтобы судьи не могли игнорировать законы в юридической деятельности.

В законах Древнего Рима нашла отражение идея опекунства:

– над мальчиком без отца. Ее осуществлял опекун;

– над юношей с 14 до 25 лет. Для этого назначался куратор для контроля над сделками юноши;

– опеку над вдовами осуществлял опекун из родственников, который следил за сделками этой женщины. Женщины в Древнем Риме не могли занимать государственные должности и не могли защищать себя в судах. Причиной этого был древний обычай, согласно которому правом обладает тот, кто умеет владеть оружием. Однако, они имели право при правонарушениях сослаться на незнание законов. Долг мужа на вдову не распространялся;

– опеку над безумными осуществляли родственники безумца, они имели право распоряжаться его имуществом. Срок опеки был пожизненным;

– опека над расточителями. Расточителями признавались те, кто, с точки зрения, родственников неправильно распоряжались своим имуществом. Государство назначало им опекуна, и тот следил за их сделками. Срок опекунства был временным.

Еще одна узаконенная проблема Древнего Рима – проституция. Легальная проституция поддерживалась традициями. Профессиональные проститутки заносились в особые списки и им выдавалось разрешение на занятие этим промыслом. Сами проститутки и их сводники облагались налогом на содержание общественных зданий. Проституткам не разрешалось носить белые одежды. Замужняя женщина не могла быть проституткой, даже та, которая жила с двумя мужчинами за деньги. В Римском праве было выделено три формы брачного союза:

1. Брачный обряд с приношением в жертву хлеба. Дети от этого брака считались законнорожденными.

2. Полубрак, который узаконивался при сожительстве не менее одного года, но дети считались при этом незаконнорожденные.

3. Наложничество. Наложница не считалась супругой, а только заменяла ее. Дети были также незаконнорожденными.

Культура полиса была скорее устной, чем письменной. Отсюда исходит искусство красноречия (риторика) и искусство расстановки слов (логика). Эта культура была направлена на практическое приготовление личности с учетом требований сограждан, формирование культуры стыда перед другими людьми, а не на внутренние психологические переживания. Социальную направленность в Древнем Риме можно проследить по риторским выступлениях перед плебсом на площадях и в гражданских судах.

Расслоение римского общества привело к делению школ на элементарные и грамматические. При этом во многом на развитие воспитания в школах оказали влияние идеи педагогики Древней Греции. Плебеи учились письму, чтению и счету. Богатые учили своих сыновей сначала дома, а потом отдавали их в частные школы, где их обучали риторике, греческому и латинскому языкам. Позднее появились школы риторов, которые готовили юношей к занятию высших должностей в государстве. Риторы были двух видов: народные трибуны и работники судов.

Марк Фабий Квинтилиан (42-118 гг. н.э) был создателем первой риторской школы, которая получила статус государственного учебного заведения. До нас дошло его произведение «О воспитании оратора» (из 12 томов нам известны только три), где он исповедовал принципы гуманистической ненасильственной педагогики. Он обосновал и применял в своей практике три метода обучения и воспитания: подражание, наставление и упражнение. По убеждению Квинтилиана школьное (общественное) образование имеет гораздо больше достоинств, чем домашнее (индивидуальное). Квинтилиан высоко оценивает природные способности детей, где неспособность и тупость – редкие явления. В своем произведении он обосновывает индивидуальный подход, вводит запрет на легкую раздачу поощрений и наказаний, необходимость для учителя быть образцом для учеников и ставит задачу уберегать учеников от дурного влияния. Есть у него идея о необходимости позитивной конкуренции в учении между учениками в школе. Есть основания труд М.Ф. Квинтилиана считать первым среди научных трудов по педагогике.

Милость государственных деятелей в последний период существования Римской империи проявлялся не в дележе материальных благ и в организации увеселительных зрелищ, как было при ранней филантропии, а в предоставлении определенных свобод, что происходило не от душевных щедрот, а от суровой необходимости. С учетом такой необходимости было провозглашение христианства официальной религией в конце римского владычества.

Как известно, христианство возникло в I-ХI столетии нашего летоисчисления в восточных провинциях Римской империи. Сначала оно формировалось, как движение угнетенных масс и в нем выражался их протест против своего социального положения. Христианское учение давало надежду на лучшее бытие в посмертной жизни. Это учение медленно, но неуклонно завоевывало умы людей, которые объединялись в христианские общины и церковные организации. Первые христианские общины объединялись на новых традициях и ритуалах погребения умерших.

Несмотря на жестокие гонения со стороны римских властей, христианство как идеология завоевывало прочные позиции в общественном сознании. И, наконец, во времена правления императора Константина Великого (306-337гг.) христианство стало официальной государственной религией. У церкви появляется общественный статус, капитал, земельные участки, ей отчисляется часть государственных налогов. Церковь превращается в»государство в государстве», так как она становится финансово самостоятельной и должна поддерживать социальный мир и равновесие. Духовенство было обязано совершать обряды, украшать храмы и содержать нищих. Возникновение и распространение христианства было обусловлено изменениями в идеологии и социальной психологии, поисками единого универсального божества, как носителя высшей справедливости. Все эти изменения привели к реформации социальной политики. Благотворительная деятельность постепенно переходит к церкви. Церковью утверждаются правила подачи милостыни:

- ценится только непосредственная милостыня;

- она должна подаваться тайком;

- милостыня должна быть слепой, то есть нельзя расспрашивать нищего о причинах его положения и как он хочет потратить деньги;

- нищий должен знать имя подающего милостыню, чтобы за него молиться.

Особое место в жизни Древнего Рима занимала военная служба, где большинство воинов были профессионалами. Военная служба была тяжелой. Каждый день все воины тренировались в плавании, беге, прыжках, метании дротиков и фехтовании. Трижды в месяц войска совершали марш-броски на 30 километров со скоростью 6,5 и даже 8 километров в час. Помимо военного дела воины изучали ремесло землемера, каменщика, учились строить дороги, сооружать каналы и различные здания. Срок службы был 25 лет, а после службы ветераны получали определенную сумму денег или небольшие земельные наделы – в этом заключалась их социальная защита.

Однако, ни раздача продуктов, денег народу, ни устройство зрелищ, ни военные успехи не привели к социальному миру и, наоборот, постепенно приближали конец Римской империи. Уже в начале III века умолкает римская литература. Юриспруденция и риторские школы пришли в упадок. Греческая и латинская поэзия уже не поражает воображение людей. Истории почти не существовало, и даже эпитафии (надгробные надписи) начинают безмолвствовать. Латинский язык был близок к полному вырождению.

В гибели Римской империи решающую роль сыграли экономические причины. Так, с расселением обитателей рабских казарм по крестьянским хижинам производство для сбыта исчезло. Труд принадлежащих к поместью людей покрывал все потребности поместья, содержал себя сам и делает покупку излишней. Если женщины помещичьего двора издавна пряли, ткали, а также мололи и пекли хлеб домашним способом, то теперь и все кузнечные, плотничные, штукатурные, столярные работы и, наконец, и все ремесленные поделки в поместье совершались при помощи несвободных крепостных ремесленников. Но вместе с тем еще больше терял свое относительное значение и тонкий слой городских свободных наемных рабочих, так как передовые в экономическом смысле хозяйства землевладельцев покрывали свои потребности путем натурального хозяйства.

Покрытие собственных потребностей землевладельца путем разделения труда становится все более и более главной хозяйственной задачей. Большие имения порывают свою связь с городским рынком. В соответствии с этим масса средних и маленьких городов все более и более теряют почву, питавшую их хозяйственную жизнь, лишаясь обмена труда и продуктов с окрестными поместьями. Поэтому и приходят в упадок города. Так случилось и с Великим Римом!

В 476 г. Западная Римская империя перестала существовать, когда германский военачальник Одоакр захватил в Риме власть. Начавшееся с наступлением новой эры переселение народов, привело к гибели Римскую империю, так как нахлынувшие массы людей из покоренных областей уже не считали себя гражданами Рима, а поэтому легко отдались под владычество варваров.

Последствием падения Западной Римской империи и нашествий варваров стало наступление так называемых «темных веков» (V-VII вв.).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 1367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.41.214 (0.023 с.)