Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 2. Социальные отношения в античном полисе.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Отношения индивида и полиса в классическом греческом полисе.Самосознание и самоутверждение свободной человеческой личности как важнейшая историческая предпосылка греческой демократии. Греция как родина индивидуальности. Черты индивидуальности в скульптуре и эпосе. Представление об идеальном герое. Пробуждение «агонального духа». Соединение ярко выраженного индивидуализма или обостренного чувства собственного достоинства с постоянной оглядкой на общественное мнение. Распад микенских дворцовых государств и создание условий для свободы личности. VII в. до н.э. и мощный всплеск интереса к конкретной человеческой личности. Семья и воспитание в Древней Греции. Права и положение женщины в греческом мире. Ведение женщиной домашних дел. Гинекей как основное место проведения досуга женщины. Гетеры. Положение женщины в Спарте. Брак как договор между двумя главами семей в целях продления рода у большинства греков. Церемония бракосочетания. Разница в возрасте невесты и жениха. Приданое. Возможность развода для мужчины и женщины. Права отца на ребенка. Отсутствие семьи у рабов. Наречение имени. Запись в список детей свободных граждан. Воспитание в гинекее. Воспитание девочек и их занятия. Воспитание мальчиков. Надзор педагога. Государственные и частные школы. Занятия гимнастикой в палестрах. Школы философов. Пребывание в эфебах и обучение военному делу. Обучение философии и красноречию. Посещение гимнасиев. Воспитание в Спарте. Подчинение воспитания военному делу. Детские лагеря – агеллы. Педономы. Образование. Физические упражения и воспитание выносливости. Переход в разряд взрослых. Воспитание девушек в Спарте. Посещение девушками гимнасиев. Совместные состязания девушек и юношей. Социальный строй Спарты Структура общества в спартанском полисе. Понятие лакедемоняне – спартиаты вместе с периэками. Спартиаты как высшее сословие, потомки дорийцев, жители города Спарты, полноправные граждане, из которых формировались органы власти. Освобождение от физического труда. Спартиаты как военная прослойка. Периэки, свободная неполноправная часть населения в Спарте - потомки коренного населения, покорённого дорийцами и оттеснённого к окраинам Лаконики. Ограниченное самоуправление периэков и отсутствие у них политических прав. Хозяйственная деятельность периэков. Илоты. Илоты как низшее и наиболее многочисленное сословие, зависимые земледельцы, содержавшие своим трудом спартиатов. Происхождение слова «илот». Илотия как результат порабощения ахейцев, населявших Лаконию до завоевания ее дорийцами. Сравнительно самостоятельное положение большей части илотов как крестьян с собственным хозяйством. Илотия как коллективная форма рабства и как коллективная собственность Спартанского государства. Двойственная зависимость илотов как от государства, так и от их собственных индивидуальных владельцев. Илоты как безусловная собственность спартанского полиса как коллективного сообщества граждан и условная собственность их реальных владельцев. Илоты как обязательный атрибут земельных участков. Возможность для илотов иметь жен и вести семейную жизнь. Ограниченное владение илотами предметов, фактически являющихся их собственностью. Религиозная гарантия, данная илотам – право убежища в храме Посейдона на Тенаре. Надзор государства за экономическими взаимоотношениями илотов и их хозяев. Фиксированный оброк. Масштабный психологический прессинг, применяемый спартанцами по отношению к илотам. Огромная численная диспропорция между илотами и спартиатами. Средства для морального и физического подавления илотов. Криптии. Социальные отношения в Афинах. Реформы Солона.Сисахфия. Политика экономического протекционизма. Новая система мер и весов. Деление граждан на имущественные разряды. Пентакосиомедимны. Всадники. Зевгиты. Феты. Социальная структура Аттики. Численность гражданского коллектива. Имущественные разряды и роль их представителей в экономической и политической жизни. Пентакосиомедимны и всадники. Практика литургий. Зевгиты и феты. Негражданское население полисов. Метеки. Классическое рабство: характерные черты, источники. Индивид и римская цивитас. Семья и воспитание в Древнем Риме. Положение женщины в римском обществе. Весталки. Культ домашних богов на попечении женщин в доме. Посещение римлянками общественных мест и представлений, участие в общественной жизни. Участие женщин в агитации за выборы того или иного магистрата. Собрания знатных женщин. Присутствие женщин на пирах и императорских приемах. Обручение в дестком возрасте. Возраст для замужества. Формы заключения брака. Падение нравов в эпоху поздней Республики. Законы об обязательном вступлении в брак лиц высших сословий. Штраф за безбрачность и бездестность, налагаемый на женщин и мужчин. Воспитание дома под наблюдением родителей. Обучение греческому языку. Совместное обучение мальчиков и девочек в школах. Частные школы. Государственные начальные школы. Школы учителей-грамматиков. Высшее образование в школе риторов. Школы греческих риторов. Школы латинских риторов. Школы, где изучали естественные науки, геометрию. Льготы для детей бедных граждан при обучении в специальных технических и строительных школах. Вступление во взрослый возраст. Обучение на форумах. Женское образование и высокообразованные женщины конца Республики – императорского времени. Общественная организация Рима в этрусскую эпоху. Роды, курии, трибы. Римское общество в царский период. Патриции и плебеи. Патронат и клиентелла. Патриархальное рабство. Политический строй. Власть царя. Сенат. Комиции. Реформы Сервия Туллия. Имущественные разряды. Военная реформа. Территориальные трибы. Социальное развитие ранней Римской Республики. Социальная структура Рима. Теории происхождения патрициев и плебеев в историографии. Экономическое и политическое положение патрициев и плебеев. Патриархальное рабство. Борьба плебеев с патрициями. Право на землю, кассация долгов, доступ к государственным должностям как объекты борьбы патрициев и плебеев. Требования плебеев. Методы и формы борьбы плебеев за свои права. Этапы сословной борьбы. Исторические последствия победы плебеев. Складывание новых сословий: сенаторское, всадническое и плебс. Понятие «нобилитет». Социальное развитие поздней Римской республики. Сельский и городской плебс. Люмпен-пролетариат. Нобилитет. Всадники. Вопрос о праве римского гражданства. Социальное развитие Римской империи эпохи принципата. Свободные земледельцы и колоны. Городские ремесленники. Торговцы. Римская армия. Социальные противоречия. Социальное развитие Римской империи эпохи домината. Городская верхушка: владельцы небольших рабовладельческих поместий в окрестностях города, собственники ремесленных мастерских, оптовые торговцы. Крупные магнаты. Колоны. Ремесленники. Варваризация армии. Обострение социальной обстановки в империи. Лекция 3. Античное рабство. Классическое рабство как наиболее полная и развитая форма зависимости и принуждения иноплеменников. Классическое и патриархальное рабство: основные различия. Источники рабства в Древней Греции. Патриархальное рабство в Греции гомеровского периода. Долговое рабство в начале архаического периода. Особенности классического рабства и его отличия от патриархального рабства. Предпосылки его распространения в Древней Греции. Запрет обращения граждан в долговую кабалу. Сисахфия –«стряхивание бремени» при Солоне в Афинах. Противопоставление понятия«гражданин» понятию «раб».Удовлетворение потребности в рабском труде за счет иноплеменников. Максимальная отдаленность статуса раба от статуса свободного. Раб как живое орудие труда. Покупка рабов как первый источник классического рабства. Приобретение хиосцами рабов на стороне – в негреческих царствах Малой Азии. Продажа правящей знатью варварских племен соплеменников или представителей родственных и соседних племен в обмен на греческие товары. Победоносные войны греков со своими соседями как второй и важнейший источник пополнения рабов. Один из важнейших факторов развития рабовладельческих отношений – греко-персидские войны с порабощением взятых в плен варваров. Захват свободных людей пиратами как третий источник рабства. Дети, рожденные рабынями, считавшиеся собственностью хозяина, как четвертый источник рабства. Крупнейшие рынки рабов в Эфесе, на островах Хиосе, Самосе, Делосе. Развитие рабства в различных районах греческого мира. Слабое развитие рабства в тех районах греческого мира, где господствовали архаичные формы зависимости, при которых в положении, близком к рабскому оказывалось местное завоеванное население (спартанские илоты, фессалийские пенесты). Сфера применения рабского труда в Греции. Широкое использование труда рабов в ремесле и торговле, строительных артелях, на рудниках. Не очень значительное применение рабского труда в сельском хозяйстве. Рабы - домашние слуги. Государственные рабы: Рабы-скифы, вооруженные луками – полицейская стража в Афинах. Доля рабов среди населения полиса. Положение рабов в Древней Греции. Отношение к рабу как к вещи, дорогой и нужной в хозяйстве. Тяжесть положения раба, заключалвшаяся не в жестоком обращении с ним, а в его полном бесправии. Вмешательство государства во взаимоотношения рабовладельцев и рабов. Запрет в Афинах на беспричинное убийство и истязание рабов. Рабство в оценке греческих авторов. Мнение Аристотеля о рабах как существах второго сорта, наделенных ограниченными умственными и интеллектуальными способностями. Практика отпуска рабов на волю и ее формы: выкуп, отпуск на волю по завещанию после смерти хозяина, дарение или продажа божеству. Формы протеста рабов: бегство, убийство хозяев. Источники рабства в Древнем Риме. Патриархальное рабство в Древнем Риме в царский период и в эпоху Ранней Республики. Долговое рабство. Переход от патриархального к классическому рабству в Италии и его причины. Запрет долгового рабства в Риме как результат борьбы плебеев за свои права. Порабощение пленных как основной источник пополнения рабов при классическом рабстве. Влияние победы римлян во Второй Пунической войне на распространение в Италии рабовладельческих отношений. Особенности классического рабства в Древнем Риме. Источники классического рабства: война, долговое рабство (для населения Италии и провинций, не имеющих прав римского гражданства), внутреннее воспроизводство рабской силы, морское пиратство. Работорговля. Крупнейшие рабские рынки на острове Делосе. в Аквилее, Танаисе. Цены на рабов. Численность рабов. Соотношение численности рабов и свободного населения. Сферы применения рабского труда: сельское хозяйство, горнодобывающее дело, металлургия, строительство. Рабы, входившие в городскую и сельскую фамилии. Распространение рабовдалельческих латифундий. Рабы – управляющие. Положение раба в освещении римского права. Приравнивание раба к говорящей вещи – instrumentum vocale. Восприятие рабства в римском мире и общественном мнении как особого юридического состояния. Смягчение отношения к рабам в эпоху империи. Выступления римских писателей и философов против чрезмерно жестокого обращения с рабами. Формы протеста рабов: бегство, поломка орудий. Восстания рабов. Приравнивание раба к вещи. Восстания рабов. Восстания рабов на Сицилии. Восстание Спартака. Кризис рабовладельческой системы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 635; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.252.191 (0.01 с.) |