Тема 9. Античность и варвары – 4 часа.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Античность и варвары – 4 часа.



1. Возникновение и эволюция доктрины превосходства греков над варварами

2. Восточные влияния и самобытность в архаической Греции

3. Греческая колонизация и варварский мир

4. Греко-варварские торговые контакты

5. Греко-варварские взаимоотношения в Северном Причерноморье

6. Греко-персидские войны

7. Поход Александра Македонского и эпоха эллинизма

8. Древний Рим и кельты

9. Романизация римских провинций

10. Рим и Парфия

11. Варваризация армии и аппарата Римской империи. Федераты.

12. Великое переселение народов и падение Западной Римской империи

 

Цели: закрепить у студентов полученные ими на лекционных занятиях и в ходе самостоятельной подготовки знания о представлениях греков и римлян о варварах, греко-варварских взаимоотношениях, взаимоотношениях римлян и варваров, особенностях греко-варварских контактов в Северном Причерноморье, сочетании греческих и варварских черт в эпоху эллинизма и романизации римских провинций; научить выявлять примеры эллинизации и романизации в истории и культуре восточных цивилизаций и варварских племен и влияния других народов на историю и культуру греков и римлян, распознавать эти взаимодействия по изображениям – на примере отдельных категорий предметов и известных памятников искусства.

 

Литература

Аллен С. Кельты. Властители битв. М., 2010.

Андреев Ю.В. Греки и варвары в Северном Причерноморье (Основные методологические и теоретические аспекты проблемы межэтнических контактов) // Вестник древней истории. 1996. № 1.

Античная цивилизация и варвары. М., 2006.

Античное наследие Кубани: В 3 т. / Под ред. Г.М. Бонгард-Левина, В.Д. Кузнецова. М., 2010.

Античные государства Северного Причерноморья / Отв. ред. Г.А. Кошеленко, И.Т. Кругликова, B.C. Долгоруков. М., 1984.

Бикерман Э. Государство Селевкидов. М., 1985.

Бокщанин А.Г. Парфия и Рим. Возникновение системы политического дуализма в Передней Азии. М., 1960—1966. Ч. 1—2.

Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1995.

Буданова В,П. Готы в эпоху Великого переселения народов. М., 1999.

Буданова В.П. Варварский мир эпохи Великого переселения народов. М.: Наука, 2000.

Виноградов Ю.А. Миграции кочевников Евразии и некоторые особенности исторического развития Боспора Киммерийского // Боспорские исследования. Вып. XXII. Симферополь; Керчь, 2009.

Виноградов Ю.А., Горончаровский В.А. Военная история и военное дело Боспора Киммерийского (VI в. до н.э. – середина III в. н.э.). СПб., 2009.

Виноградов Ю.Г. Политическая история Ольвийского полиса VII-I вв. дон. э. М., 1989.

Вэрри Дж. Войны античности от Греко-персидских войн до падения Рима. М., 2004.

Гафуров Б.Г., Цибукидис Д.И. Александр Македонский и Восток. М., 1980.

Гиббон Эд. Закат и падение Римской империи: в 7 т. СПб., 1999—2003. Т. 1—7.

Греки и варвары Северного Причерноморья в скифскую эпоху. СПб., 2005.

Гюйонварх К.-Ж., Леру Ф. Кельтская цивилизация. СПб.; М., 2001.

Древние цивилизации / Под ред. Г.М. Бонгард-Левина. М., 1989.

Иванчик А.И. Накануне колонизации: Северное Причерноморье и степные кочевники VIII – VII вв. до н.э. в античной литературной традиции: фольклор. литература и история. М.; Берлин, 2005.

История Европы: в 8 т. Т. I. Древняя Европа / Отв. ред. Е.С. Голубцова. М., 1988.

Дройзен И.Г. История эллинизма: в 3 т. СПб., 1997—1999.

Колоссовская Ю.К. Римский провинциальный город. его идеология и культура // Культура Древнего Рима. Т. II. М., 1985.

Колосовская Ю.К. Рим и мир племен на Дунае. 1—IV вв. н.э. М.: Наука, 2000.

Коннолли П. Греция и Рим. Энциклопедия военной истории. М., 2000.

Корсунский А.Р., Гюнтер Р. Упадок и гибель Западной Римской империи и возникновение германских королевств (до середины VI в.). М., 1984.

Лапин В.В. Греческая колонизация Северного Причерноморья. Киев, 1966.

Левек П. Эллинистический мир. М., 1989.

Маринович Л.П. Возникновение и эволюция доктрины превосходства греков над варварами // Античная цивилизация и варвары. М., 2006.

Молев Е. Эллины и варвары. На северной окраине античного мира, М., 2003.

Пауэлл Т. Кельты. Воины и маги. М., 2009.

Ранович А.Б. Эллинизм и его историческая роль. М., Л., 1950.

Ростовцев М.И. Общество и хозяйство в Римской империи. Т. I-II. СПб., 2000-2001.

Рунг Э.В. Греция и Ахеменидская держава. История дипломатических отношений в VI–IV вв. до н.э. СПб., 2008.

Сапрыкин С.Ю. Понтийское царство. Государство греков и вар­варов в Причерноморье. М., 1996.

Суриков И.Е. Рождение «греческого чуда»: восточные влияния и самобытность в архаической Элладе // Античная история и классическая археология. М., 2006.

Тарн В. Эллинистическая цивилизация. М., 1949.

Филипп Я. Кельтская цивилизация и ее наследие. Прага, 1961.

Шауб И., Андерсен В. Греко-персидские войны. М., 2009.

Широкова Н.С. Города в римской Галлии // Античное общество: Проблемы политической истории. СПб., 1997.

Широкова Н.С. Культура кельтов и нордическая традиция античности. СПб., 2000.

Шкунаев С.В. Культура Галлии и романизация // Культура Древнего Рима. Т. II. М., 1985.

Шкунаев С.В. Община и общество западных кельтов. М., 1989.

Шофман А.С. Восточная политика Александра Македонского. Казань, 1976.

Шофман А.С. Распад империи Александра Македонского. Казань, 1984.

Штаерман Ε.Μ. Кризис античной культуры. Μ.: Наука, 1975.

Щукин М.Б. На рубеже эр. СПб., 1994.

Эллинизм: Восток и Запад / Отв. ред. Е.С. Голубцова. Μ., Ι992.

Эллинизм: экономика, политика, культура / Отв. ред. Е.С. Голубцова. М., 1990.

Яйленко В.П. Архаическая Греция и Ближний Восток. М., 1990.

Яйленко В.П. Греческая колонизация VIII—III вв. до н. э. М., 1982.

 

 

ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Самостоятельная работа студентов состоит из подготовки к занятиям по предложенным вопросам и тематике, в работе над рефератами и эссе. Заключительным этапом самостоятельной работы является подготовка к экзамену.

Изучение программного материала.

2. Выполнение домашних заданий в виде эссе, рефератов, докладов.

 

Темы рефератов и эссе

Реферат(букв. докладывать, сообщать, т.е. краткое изложение содержания) – самая простая форма самостоятельной письменной работы или выступление по определенной теме. В реферате собрана информация из одного или нескольких источников, их творческое и критическое осмысление. Включает оглавление, состоящее из введения, несколько глав, заключение, список использованных источников и литературы. Во введении отметить актуальность темы, цель, задачи, дать краткую характеристику структуры реферата, обзор использованных источников и литературы. Далее характеристика по главам. Обязательно наличие ссылок. Объём реферата – 10-20 страниц. Необходимо автору чётко и грамотно формировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.

 

Темы рефератов:

1. Реформы Клисфена и их роль в становлении афинской демократии

2. Принципат Августа

3. Воспитание в Спарте

4. Женщина в Древнем Риме

5. Восстание Спартака

6. Банковские операции в Древней Греции

7. Олимпийские игры в Древней Греции

8. Вооружение древних римлян

9. Парфенон

10. Триумфальные арки эпохи Римской империи

11. . Греки и варвары на Боспоре Киммерийском

12. Завоевание Галлии Юлием Цезарем

Эссе(букв. опыт, проба, попытка, набросок, очерк) прозаическое сочинение небольшого объёма свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному вопросу и заведомо не претендующее на определяющую трактовку предмета. Некоторые признаки эссе: а) наличие конкретной темы или вопроса; б) отражение индивидуальных впечатлений и соображений по конкретному вопросу; в) субъективное мнение о чем-либо; г) в содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора – его мировоззрение, мысли, кругозор и т.д. Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей. Написание эссе позволяет автору чётко и грамотно формировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.

 

Темы эссе

1. Греческий полис и римская цивитас: сравнительный анализ

2. Роль рабского труда в античной экономике

3. Семантика одежды в Древнем Риме

4. Особенности греческой и римской архитектуры: сравнительный анализ

5. Роль религии в жизни греков и римлян

6. Эллинизация и романизация: сравнительный анализ

Видом итогового контроля по всему курсу является устный экзамен по билетам, включающим 2 вопроса.

 

Образовательные технологии

В учебном процессе применяются следующие технологии:

Интерактивные лекции (18 часов) с использованием электронных средств обучения (ПК, интерактивных досок и пр.). Лекции проводятся с включением в них:

- изложения материала преподавателем;

- показ визуальных материалов;

- дискуссий;

Практические занятиия, включающие задания на проверку знания теоретического материала, так и практические задания по распознаванию изображений, характеризующих различные стороны культурного развития античного мира (36 часов). Во время практических заданий студенты анализируют раздаточный материал с иллюстрациями монет разных типов.

Самостоятельная работа студента подразумевает работу в библиотеке, работу с Интернет-ресурсами, с электронными ресурсами.

Таблица 4. Разделы дисциплины и виды занятий:

 

Формы проведения занятий Коды сформированных компетенций
Интерактивные лекции ОК-1
Практические занятия ОК-2, ОК-3, ПК-1
Самостоятельная работа студента ПК-2, ПК-3

 

ТАБЛИЦА 5. Интерактивные занятия

 

Форма интерактивных занятий Количество обсуждаемых рефератов, эссе, проводимых коллоквиумов Часы
Рефераты Обсуждение рефератов (12)
Эссе Беседа на тему эссе (6)      
Курсовая работа Защита курсовой
Самоподготовка(проработка и повторение лекционного материала учебников и учебных пособий, подготовка к практическим занятиям)    

7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.178.91 (0.01 с.)