Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое положение различных социальных групп в древнем вавилоне.

Поиск

Правовое положение различных социальных групп в Древнем Вавилоне.

Судебник Хаммурапи основан на принципе сословности, то есть в нем открыто закрепляется различный правовой статус отдельных категорий населения.

Сословие – категория населения, имеющая особенный правовой статус и передающийся по наследству.

Первое сословие авилум – «человек», то есть свободные полноправные жители Вавилона.

Второе сословие «мушкенум» - стоящие на коленях, склоненные вниз, сводные, но неполноправные по отношению к авилумам, люди.

Историки предполагают, что мушкенум находились в личной зависимости от царя.

За совершение одних и тех же правонарушений мушкенум несли более серьезное наказание; услуги, оказанные мушкенумом, дешевле. При этом посягательство на имущество мушкенума, наказывалось строже, так как хозяином этого имущества считался сам царь.

3-е сословие – вардум – «раб». Судебник закрепил патриархальное рабство, т.е. рабы, будучи собственностью государства, храмов, общин или отдельных лиц при этом обладали определенной правоспособностью, т.е. могли обладать имуществом, заключать договоры, вступать в брак со свободными, обращаться в суд и т.д.

Правовое положение различных социальных групп в Древнем Вавилоне. Низший общественный слой в Древнем Вавилоне составляли рабы - варДУМ. Ими становились военнопленные, а также порабощенные и ставшие бесправными свободные. Рабы подразделялись на: • царских; • храмовых; • частновладельческих. Для обозначения рабского состояния на рабов налагались особые знаки, вырезаемые или выжигаемые на теле. Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина; рабов могли продать, заложить и т. д. Повреждение здоровья или лишение жизни раба считалось не более как повреждением имущества его господина, которому виновный обязан возместить ущерб. Рабы не имели права собственности. С разрешения господина они могли владеть имуществом, но оно считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба. Свободное население Вавилона делилось на: • полноправных (авилум); • неполноправных (мушкену). Основную массу населения составляли полноправные свободные граждане - авилум. Они могли владеть землей, несли имущественные и личные повинности. Полноправные граждане не были однородным сословием. Отдельные зажиточные общинники становились все более самостоятельными. Наряду с ними появились обедневшие общинники, попадавшие в долговую кабалу. Другую часть населения составляли жители покоренных городов и областей - мушкену. Наряду с сословным делением существовало разделение по профессиональным занятиям: • первое место занимали придворные служащие; • далее следовали различного рода военнослужащие; • в соответствии с государственным значением религии и храмов почетное положение среди профессий занимали храмовые служащие; • высокое положение в обществе занимало чиновничество; • низшие ступени профессионально-служебной лестницы занимали крупные купцы, предприниматели, врачи, ремесленники, поденщики.

Правовое регулирование имущественных отношений Древнем Вавилоне..

Значительная часть судебника Хаммурапи посвящена регулированию имущественных отношений. Древневосточное право не знало еще общего понятия права собственности и лишь разделяло законное или не законное владение. Если владелец не мог доказать законность овладения вещью, то он автоматически считался вором. Судебник Хаммурапи закреплял институт услуг владения за службу.

В судебнике Хаммурапи регулируются такие договоры, как купля-продажа, найм, заем, личные подряды. Государство активно вмешивалось в регулирование этих договоров, определялся процент ставки по договору займа или оплату услуги и т.д. Текст судебника свидетельствует о распространенности письменной формы заключения договора.

Пр собств. Ч собств достигла высокого уровня развития. зем собств: земли царские, храм, общ, частные. И цар, и храм управлял царь (важн источник дохода.) Происх. интенсивное развитие ч. собств на землю. Ч. землевлад. разл. по своему объему: кр землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие - сами обраб землю. Развитие ч.собств. вело к сокращению общ земель, упадку общины. Земли могли свободно продав, сдаваться в аренду, передав по наследству. Обяз-ва. 1. статьи, регули-р. аренду. Плата за аренду поле - 1/3 урожая. Аренда была краткосрочной (на 1 или 2 г.). На более длит срок в аренду сдавалась еще не освоенная земля. Если поле не обрабатывалось, то аренд. платил исходя из объема урожая соседей.2. имущ найм: помещ, дом жив, судов, повозок, рабов. Уст. не только плату за наем, но и ответств. за порчу или потерю им-ва. Был широко распр. договор личного найма. Наним. сел-хоз. рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. 3.регулир. договор займа. Хар -но: стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долг рабство. (уст. макс. срок отработки долга (3 года), огранич. проценты, взимаемых ростовщиком). 4. бол развитие - договор купли-продажи. Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) - в пис форме при свидетелях. Продавцом мог быть только собств вещи. Кроме названных зак -во Х знает договоры хранения, товарищества, мены, поручения+ обязательства из причинения вреда

Правовое регулирование имущественных отношений по судебнику Хаммурапи. При царе Хаммурапи частная собственность на землю достигла наивысшего уровня развития. В Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности: * царские; * храмовые; * общинные; * частные. Царским и. храмовым хозяйством управлял царь. С развитием частной собственности на землю сокращались общинные земли, происходил упадок общины. Поэтому земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, каких-либо ограничений на подобные сделки со стороны общины не существовало. Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие землевладельцы обрабатывали свою землю сами. Во время крупных военных походов созывалось общинное ополчение. При Хаммурапи произошел отрыв постоянной армии от общинного землевладения. Воин получал надел царской земли, который обеспечивал его и его семью, причем воинский надел полностью исключался из оборота, все сделки относительно земли воина считались ничтожными. Если воин бросал свой надел ради избавления от службы, то не терял права на него в течение года при условии возвращения к своим обязанностям. В целях укрепления боеспособности и дисциплины в армии Законы Хаммурапи предписывали жестоко карать воинов, нарушавших царский приказ о выступлении в поход, а также воинских начальников, использовавших в своих целях имущество солдат ("илку") или отдававших это имущество внаем.

Реформы Клисфена.

Реформы Клисфена. Д емос по-прежнему испытывал на себе давление аристократии, поскольку собрания происходили по родовым филам. Родовая организация объединяла лиц, разных по своему социальному положению и имеющих совершенно разные интересы. Клисфен 509г. поставил задачу разрушить эти связи, избавить демос от какого-либо влияния со стороны аристократов. Кроме того, он имел в виду разрушение и старых политических группировок. Эти задачи были решены введением нового административного деления. В результате реформы Аттика была поделена на три территориальных округа: город Афина с пригородами, внутренняя центральная полоса и береговая полоса. Каждый округ состоял из 10 равных частей — триттий (всего насчитывалось 30 триттий). Три триттии, по одной из каждого округа, объединялись в филу, и таким образом было создано 10 территориальных фил. Самыми мелкими единицами были демы, на которые распадались триттии. Каждая фила включала городские, прибрежные, сельские демы. Выборы центральных органов управления происходили по филам. Организация новых фил устранила всякое значение родоплеменного деления для государственной организации и предопределила замену Совета четырехсот на Совет пятисот (по 50 человек от каждой филы).

В демах действовала система самоуправления. Во главе дема стоял выборный староста, который созывал собрание граждан дема и руководил этим собранием, исполнял решения собрания, заведовал местной кассой и собирал различные взносы, по истечении срока полномочий (1 год) отчитывался перед собранием. Списки граждан составлялись по демам. Таким образом, свободные чужестранцы, проживающие на территории того или иного дема, автоматически становились гражданами Афин. Демократия приобрела новую опору, расширила свою базу за счет метеков — чужеземцев, проживавших в Афинах.

Клисфеном был создан новый орган — коллегия стратегов, в которую входило по одному представителю от каждой филы.

Для того чтобы сохранить новый порядок от покушений на него со стороны врагов, была введена такая мера, как остракизм («суд черепков») — изгнание отдельных граждан, определенных путем тайного голосования. При этом каждый, имеющий право голоса, писал на черепке имя человека, казавшегося ему опасным для народа. Если имя одного человека повторялось 6 тысяч раз, то носитель этого имени подвергался изгнанию сроком на 10 лет без конфискации имущества. В дальнейшем остракизм широко применялся в политической борьбе.

Реформы Клисфена были более последовательны, чем реформы Солона, и завершили длившийся более чем столетие период борьбы между родовой аристократией и демосом, закончившейся победой последнего. В результате в Афинах сложилось рабовладельческое государство в форме демократической республики

16) Единственным привилегированным органом оставался ареопаг, и олигархическая партия пыталась использовать его для укрепления своих позиций. Чтобы ослабить этот орган, Эфиальт возбудил дело о коррупции некоторых членов ареопага. Факты подтвердились, иНародное собрание в 462 г. до н. э. приняло закон о лишении ареопага политической власти. Право вето на постановления Народного собрания было передано гелиэе, право контроля за должностными лицами и надзора за исполнением законов перешло к Совету пятисот и Народному собранию, но главным образом к гелиэе.

Эфиальт изменил систему отчетов должностных лиц. Теперь любой гражданин Афин мог после предоставления магистратом отчета обратиться с жалобой на уходящего в отставку. С именем Эфиальта связывают установление обычая выставлять законы для всеобщего ознакомления.

После убийства Эфиальта афинскую демократию возглавил Перикл. При. Перикле происходит более четкое разделение полномочий: Народное собрание является законодательным органом, функции по управлению осуществляют Совет пятисот и магистраты, судебные полномочия принадлежат гелиэе и другим судебным органам. Принцип жеребьевки распространился на большинство ранее выборных должностей. По предложению Перикла стало оплачиваться выполнение общественных обязанностей. Прежде всего была установлена плата судьям, а затем и другим должностным лицам. Это новшество открывало дорогу для участия в государственном управлении значительному кругу рядовых афинских граждан.

Перикл провел гражданскую реформу. Было установлено, что полноправным гражданином Афин является лишь тот, чьи мать и отец были афинянами. Эта реформа была вызвана чрезмерным увеличением гражданской общины и необходимостью создания оптимального по численности гражданского коллектива, способного осуществлять управление государством:

Перикл много сделал и для превращения Афин в морскую державу. Усиление морской мощи Афин, расширение торговых связей выдвинули на первый план слои населения, связанные с морем; укрепились позиции прибрежных. Социальную базу афинской демократии теперь составляло главным образом портовое население. А во главе демократической партии стояли часто аристократы, осознающие, что олигархическая партия — это партия консерваторов, идущая не в ногу со своим временем.
Реформы Эфиальта и Перикла. Окончательно демократия в Афинах сложилась в результате реформ Перикла:

Отмена имущественного ценза, и на должность могли избираться все граждане, не зависимо от своего имущественного положения.

Введение платы за осуществление государственных полномочий (функций).

Перикл ввел порядок выборов на многие должности по жребию. Т.о., к середине 5 века до н.э. в Афинах сформировалась афинская демократия.

В 462 году до н. э. афинская демократия, руководимая Эфиальтом, провела наконец закон о лишении ареопага всех политических функций.

Эфиальт обрушился на ареопаг. Ареопаг имел право: 1.Налагать вето на постановление народного собрания 2.контроль за долж.лицами и 3.надзор за исполнением законов.

Реформы Эфиальта и Перикла. Сущность реформ Эфиальта заключается в том, что организовал судебный процесс на доходы. И отнял право ореопага накладывать вето на постановление народного собрания. Это право перешло народному суду – гелеи. Эфиальт усложнил систему отчета и сделал её более гласной. Он предоставил демосу контроль за деятельностью должностных лиц, магистраты должны предоставить отчет в течение 30 дней после окончания сроков своих полномочий. Это были выбраны 10 человек из совета 500, которые проверяли отчет и передавали его или на ратификацию (одобрение) или в суд, если возник противоречия. После поступления отчета любой гражданин в течение 3 дней мог обратиться с жалобой к должностному лицу своей рифы на то должностное лицо, которое ходило в отставку. Должностное лицо передавало её в соответствующую инстанцию, где отчет поднимался заново, это решение было окончательным. После убийства Эфиальта афинскую демократию возглавил Перикл, с его именем связывают не только проведение реформ, но и разработку новейших принципов управления обществом. В них лежат требования политического профессионализма, и формирования новейшей социальной философии Реформы Перикла были связаны с оплатой судьям. Введя плату чиновникам, Перикл открыл дорогу для участия в городских делах широкого круга афинских граждан. Гражданская реформа Перикла. Афинянином мог считаться тот человек, у которого и отец и мать его были Афинянами. Перикл ввел ограничение, с целью создать наиболее оптимальное, по численности гражданское общество. Ему же принадлежала реформа разделения властей. Принципы, введенные им и другими реформаторами: выборность, гласность, подотчетность, сменяемость, коллегиальность.

17)

Афинская рабовладельческая демократия. Высшая власть полиса - народное собрание (экклесия) полноправных граждан не моложе 20 лет. Место заседания - агора. Собирались 2-4 раза в месяц. Собрание обладало наивысшими властными полномочиями (законы, должностные лица, война-мир, внутр. и внешн. политика). Голосование тайное, по частным вопросам принимались декреты. Закон вступал в силу после рассмотрения его советом 500. Любой гражданин, недовольный законом мог добиться его отмены. Верховный суд - главный законодательный орган. Гласность. Граждане привлекались к обсуждению и принятию особо важных законов. Эти институты демократии торчали костью в горле афинской аристократии. Совет 500: его члены избирались по жребию народным собранием из граждан не моложе 30 лет. Совет был разбит на 10 пританий. Функции совета 500: высший административный орган, муниципалитет, вопросы благоустройства города, доставка продовольствия в Афины, ведал казной, контроль за должност. лицами, готовил проекты законов, следил за исполнением законов и декретов. Гелиэя - 6 тыс. судей, избираемых народным собранием. Гелиэя оттесняла аристократов от оправления правосудия. Суд был открытый и гласный. Все судьи делились на 10 декастерий. Суд рассматривал уголовные преступления, дела о государственной измене, выносил любое наказание (от штрафа до смерти). Коллегия 10 стратегов - высший орган исполнительной власти. Стратеги избирались открытым голосованием. Стратег должен был иметь определенный возраст, имущ. ценз и военный опыт. Возвышение коллегии стратегов вело к уменьшении роли ареопага. Ареопаг - суд по особо тяжким уголовным делам. Высокий имущественный ценз. При разборе дел запрещалось многословие. Из 9 архонтов привилегии имели 3 - эпоним (рассматривал жалобы граждан), базилевс (культовый, ведал ответственностью за святотатство), полемарх (следил за обрядами жертвоприношений, ставил памятники воинам, ведал преступлениями чужестранцев). Полиция - следила за всем и все докладывала властям. Служить в полиции считалось позором.


Государственный аппарат афинской демократии состоял из следующих органов власти: Народного собрания, гелиэи, Совета пятисот, коллегии стратегов и коллегии архонтов.

Народное собрание (экклесия) являлось главным органом. Право участия в Народном собрании имели все полноправные афинские граждане (мужчины), достигшие двадцатилетнего возраста, независимо от их имущественного положения и рода занятий.

Народное собрание принимало законы, решало вопросы войны и мира, избирало должностных лиц, заслушивало отчеты магистратов по окончании сроков полномочий, решало дела по продовольственному снабжению города, обсуждало и утверждало государственный бюджет, осуществляло контроль за воспитанием юношей. В компетенцию Народного собрания входило такое мероприятие, как остракизм. Народное собрание работало по довольно демократическим правилам. Выступить мог любой его участник. Но в своей речи он не должен был повторяться, оскорблять своего оппонента и говорить не по существу.

Совет пятисот (буллэ), будучи одним из важнейших государственных институтов афинской демократии, не подменял Народное собрание, а был его рабочим органом. Совет пятисот избирался путем жеребьевки из числа полноправных граждан, достигших тридцатилетнего возраста, по 50 человек от каждых 10 фил. В Совет пятисот могли войти представители всех разрядов населения.

В компетенцию Совета входило много вопросов. Совет подготавливал и обсуждал все дела, которые выносились на обсуждение и решение Народного собрания, составлял предварительное заключение для внесения в Народное собрание, без которого народ не мог вынести постановления по рассматриваемому вопросу. Кроме того, Совет следил за исполнением постановлений Народного собрания, контролировал деятельность всех должностных лиц, заслушивал отчеты многих из них. Важная функция Совета заключалась в организации строительства флота.

Совет производил проверку (докимассию) девяти архонтов и кандидатов в члены Совета на будущий год, наблюдал за всеми общественными зданиями и распоряжался большинством общественных и государственных дел совместно с остальными должностными лицами. Совет имел право привлекать к суду должностных лиц, в первую очередь виновных в неправильном расходовании государственных средств. Приговоры Совета могли быть обжалованы в гелиэю.

Под руководством и непосредственным наблюдением Совета пятисот действовал весь финансовый и административный аппарат Афинского государства. Широкий круг вопросов, обсуждаемых на Совете, делал необходимым его ежедневные заседания, кроме неприсутственных дней.

Непосредственно повседневными делами руководила по очереди десятая часть Совета, т. е. одна фила. Ее члены, пританы, ежедневно избирали из своей среды путем жеребьевки председателя, который председательствовал и в Народном собрании.

В системе государственных органов сохранился такой орган, как ареопаг. В него кооптировались на пожизненный срок представители афинской аристократии. В ходе борьбы аристократии и демоса функции ареопага как государственного органа были сильно ограничены. В V в. до н. э. ареопаг выступал как судебная инстанция (по делам об убийствах, поджогах, телесных повреждениях, нарушении религиозных предписаний) и наблюдал за состоянием нравов.

Среди органов исполнительной власти в Афинах следует отметить две коллегии — стратегов и архонтов.
Коллегия стратегов. Стратеги занимали особое положение среди других должностей. Они были не только военачальниками, но и дипломатами, финансистами. Поэтому стратегов выбирали на Народных собраниях из наиболее выдающихся людей путем открытого голосования (поднятием рук). Поскольку стратеги, в отличие от других должностных лиц, не получали жалованья, занимать эту должность могли только весьма состоятельные люди. Война с персами требовала сосредоточения власти в одних руках. Так выдвигается должность первого стратега, ставшего и первым должностным лицом в государстве. Стратегом можно было быть много лет подряд. Очень часто стратег был и лидером той или иной партии.

В ведении коллегии архонтов находились религиозные и семейные дела, а также дела, касающиеся нравственности.

Девять архонтов (шесть фесмофетов, архонт-эпоним, базилевс и полемарх) и секретарь избирались с помощью жребия по одному от каждой филы. Затем архонты, кроме секретаря, подвергались проверке (докимассии) в Совете пятисот. Вторую проверку архонты проходили в гелиэе, где голосование происходило путем подачи камешков. Архонт-эпоним, базилевс и полемарх имели равную власть, и каждый из них избирал себе по два товарища.

Под руководством коллегии архонтов действовал высший судебный орган — гелиэя. Помимо чисто судебных функций, она выполняла функции в области законодательства. Гелиэя состояла из 6 тыс. человек (по 600 от каждой филы), ежегодно избиравшихся по жребию архонтами из числа полноправных граждан не моложе 30 лет. Функции гелиэи были связаны не только с судебным разбирательством. Участие в охране Конституции и законодательства придавало гелиэе большой политический вес. Она разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан, государственные дела, спорные дела между союзниками и все важные дела граждан союзных государств.

Афинская демократия в V—IV вв. до н. э. представляла собой хорошо разработанную политическую систему. Замещение государственных должностей строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности, возмездности, отсутствия иерархии.

Афинское государство представляет собой первый в истории человечества опыт демократической республики. Эта демократия имела ограниченный характер. Во-первых, она обеспечивала полноправие только свободного населения. Во-вторых, она распространялась только на тех, у кого родители были афиняне, предупреждая проникновение в ряды афинских граждан чужаков. Но и среди тех, кто имел статус афинского гражданина, не все пользовались правом голоса и принимали активное участие в политической жизни. Весьма консервативными были крестьяне, которым сложно было добираться в Афины из горных районов и для которых забота о собственном урожае была важнее заседаний в Народном собрании. Из 43 тыс. полноправных граждан на собрания являлись 2—3 тыс. Управление обществом осуществлялось партиями и их вождями — демагогами. К V в. до н. э. вместо прежних партий сложились две: олигархическая партия, представлявшая интересы землевладельческой аристократии и богатого купечества, и демократическая, опиравшаяся на мелких дельцов, наемных работников, моряков.
При всех недостатках афинской демократии она имела для своего времени самое передовое государственное устройство, изучение которого имеет большое историческое значение.

18)
Особенности образования государства в Древнем Риме. 753г до н.э. – образование Рима, начало объединения живущих рядом племён, происходят изменение наподобие реформ Тезея в древних Афинах, этот процесс привёл к образованию римской общины: климатические условия хорошие, следовательно быстро развивается земледелие. Процесс объединения этих племён в единый римский народ привёл к образованию новых учреждений – сената. 10 родов составляли курию, появились народные трибуны (лат. tribuni plebis, букв. — плебейские трибуны), в Древнем Риме должностные лица, ежегодно избиравшиеся (с 494 до н. э.) из плебеев на собраниях по трибам. Сначала избирались два народных трибуна, а с 457 до н. э. — 10. Должность народных трибунов была введена для защиты плебеев от произвола патрицианских магистратов. По окончании борьбы патрициев и плебеев (с 3 в. до н. э.) народные трибуны рассматриваются как защитники прав и интересов всех рядовых граждан и сами становятся ординарными магистратами. Для римлян характерна постоянная война, она как способ объединения была обусловлена тем, что полуостров был населён многими народами, и ареал расселения племени напрямую был связан с его военной мощью. Община носила замкнутый характер в неё не допускались не члены общины, чужаки не имели ни каких прав, это обусловило специальный институт – клиент, в Др. Риме отдельные лица или целые общины, отдававшиеся под покровительство патрона; получали родовое имя патрона, земельные наделы, неся сельскохозяйственную и военную повинности в пользу патрона. Это существенно повлияло на римскую общину. Начавшийся процесс имущественной и социальной дифференциации привёл к тому, что большинство коренного населения обеднело, а пришлое (чужаки и изгои), образовали новую – плебс. Главное её занятие ремесло и торговля. Римляне, небольшая и наиболее богатая часть, получила название патриции, часто обращалась за помощью к плебсу (он не мог иметь землю, заключать брак с римскими гражданами и т.д). Община в ДР была сильно военизированной, так как война была основным средством существования.

С образованием поселения Рим, начинается отсчёт первого периода истории государства Рим (753-509г до н.э.), он связан с изгнанием последнего римского царя ТАРКВИНИЙ ГОРДЫЙ (Tarquinius Superbus), из состава общины, за плохое поведение. Этот период называется царским, именно в тот момент складывается государство Рим. Значение родового собрания было не велико, особенно во время военных походов. Основная власть у царя и сената. Затем родовое собрание формируется в государственное учреждение. Также в конце этого периода возникает такой орган как консульство – коллегиальный орган, который заменил царя.

Второй период становление и утверждение республики 509-27г до н.э. Он характеризуется борьбой плебса и патрициев. Плебс боролся за право представления в государственных органах, право на брак со всеми, доступ к земле.

Третий 27г до н.э – 476 г н.э. делится на 2 этапа. В рамках этого периода окончательно возникает и утверждается монархия и империя. Первый этап принципат – переход от республики к монархии до 193г, царь становится первым среди равных. Второй этап доминат – абсолютная монархия, до абсолютного конца римской империи.

Реформа Сервия Туллия.

На смену полису приходит государство. Историческая традиция связывает закрепление победы плебеев и возникновение государства в Древнем Риме с реформами рекса Сервия Туллия, относимыми к VI в. до н.э. Все свободное население Рима (и члены римских родов, и плебеи) было разделено на имущественные разряды. В основу деления положен размер земельного надела, которым владел человек. Каждый разряд выставлял вооруженных мужчин, из которых формировались центурии (стали полит. единицей) - сотни. Народные собрания по центуриям (деление свободного населения по территориальному принципу 4 город. и 17 сельс. террит. округов - трибов). В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся ее старосте.

Реформы Сервия Туллия, завершили процесс ломки основ родового строя, заменив его новым социально-политическим устройством, основанным на территориальном делении и имущественных различиях. Включив плебеев в состав «римского народа», допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, они способствовали консолидации свободных, обеспечивали их господство над рабами. Возникшее государство стало формой такой консолидации и господства. Но одновременно государственная власть была направлена и против свободных пролетариев. Реформы - итог процесса образования государства, но не завершили его. В основе его дальнейшая консолидация свободных в господствующий класс, что требовало окончательного устранения былых различий между патрициями и плебеями. Реформы допустили плебеев к участию в народ. собраниях, но не устранили полностью политических и социальных их ограничений.

1) Центуриатная (центуриат – военная реформа). Стремясь по новому организовать армию, С.Тулий ввел новую военную единицу – центурию (сотню). Для этого он разделил всех свободных жителей Рима на % имущественных разрядов:! класс > 100.000 ассов. % класс от 11 до 22 тыс. ассов. Те свободные, которые имели доход меньше 11.000 ассов, относились к категории пролетариев (имеющих только потомство). Они или вообще не призывались к военной службе, или составляли вспомогательные подразделения. Каждый класс поставлял определенное количество центурий. Всего центурий 193, при этом 1 класс имел 18 центурий всадников и 80 –центурий тяжеловооруженной пехоты. Т.е. первый класс составлял больше ½. Важно то, что в эти центурии были включены и плебеи и совпадение военной и политической организации предопределило возникновение нового вида народного собрания – центуриатных комиций. Фактически это означало признание за плебеями статуса гражданства.

2) Трибутная реформа. (террит.). С.Тулий разделил всю территорию Рима на 4 городских и 17 сельских триб, включив в них плебеев. Т.о., в результате этих реформ и плебеи, и патриции были объединены в рамках военно-политической организации. Историки предполагают, что С.Тулий хотел провести и земельную реформу, наделив плебеев частью «общего поля». Это вызвало гнев у патрициев и С.Тулий был убит. К власти пришел седьмой и последний римский рекс - Тарквиний по прозвищу «гордый», который установил в Риме жесткую тиранию. В результате восстания Тарквиний был изгнан из Рима.

В 509г. до н.э. патриции решили избрать нового рекса, но при этом сохранить высшую власть, изменив лишь его носителя. Вместо рекса были избраны два должностных лица – консулы и лишь на 1 год. Т.о. в Риме была установлена республиканская форма правления.

Реформы Сервия Туллия. С течением времени земельный фонд, состоявший из прилегавшей к городу целине, был исчерпан (в связи с приростом населения), и Рим обратился к политике завоеваний. Плебеи не были допущены к дележу захваченных территорий. Земельный вопрос переплелся с вопросом о политических правах плебеев. Последовали острые конфликты, приведшие к коренным реформам.

Самой первой из них и самой важной была реформа, которую историческая традиция приписывает рексу Сервию Туллию. Время ее осуществления не поддается точной датировке. Скорее, это в основном VI в. до н. э.

В ходе реформы все римляне, т. е. как патриции, так и плебеи, были разделены по имущественному принципу. В основу деления были положены размер земельного участка и количество скота, которым владел глава семьи. В IV в. до н. э. с появлением денег вводится денежная оценка имущества. В соответствии с реформой все римляне были разделены на 193 сотни — центурии. Те, чье имущество достигало 100 тыс. ассов (за один асе можно было купить овцу), были объединены в 80 центурий1. Самые богатые, чье имущество превышало 100 тыс. ассов, составили 18 центурий конницы. Поскольку каждая центурия имела один голос, то голоса богатых и самых богатых центурий составляли большинство — 98 голосов из 193. Второй класс граждан с цензом в 75 тыс. ассов объединился в 22 центурии, третий класс с цензом в 50 тыс. ассов — в 20 центурий и т. д. Пролетарии, т. е. вовсе лишенные учитываемого имущества, составили всего одну центурию. В Народном собрании граждане выстраивались и голосовали по центуриям (центуриатным комициям). Каждая из них имела один голос. При согласованном голосовании первых двух разрядов голоса остальных не имели значения.

Таким образом, было положено начало господству богатых и знатных независимо от того, были они патрициями или плебеями.

Наряду с этим к несомненной выгоде плебеев было введено еще одно важное новшество — территория города была разбита на четыре округа — трибы, что являлось (в более общем плане) свидетельством победы принципа территориального деления населения над родоплеменным. Городские трибы имели некоторые политические права и самоуправление.

Реформа Сервия Туллия разрушила общество, базировавшееся на родоплеменном строе, и вместо него создала государственное устройство, основанное, как справедливо писал Ф. Энгельс, на имущественном различии и территориальном делении.
После устранения должности рекса как главы государства Рим стал республиканским.
20)

Источники римского права. Источники римского права – это формы правообразования, в которых объективируются и получают обязательную силу нормы права. Виды источников права: 1) обычное право; 2) закон; 3) эдикты магистратов; 4) деятельность римских юристов; 5) кодексы римского права. Обычное право – это древнейшая форма образования римского права. Обычное право – неписаное право, восходящее к обычаям первобытного общества. Возникает писаное право в форме закона. Законами были некоторые постановления народного собрания. К числу законов следует относить и постановления принцепцов (императоров). Эти постановления носили название «конституции» и были четырех видов: а) эдикты – общие распоряжения, обращенные к населению; б) рескрипты – распоряжения по отдельным делам; в) мандаты – инструкции императоров своим чиновникам; г) декреты – решения по поступающим на рассмотрение императора спорным делам. Одним из видов источников права являлись эдикты магистратов. Эдикты содержали правила деятельности этих должностных лиц. Источником права была и разнообразная деятельность римских юристов. Юристы составляли формулы различных частноправовых актов, давали советы относительно предъявления иска и порядка ведения возбужденного дела. Профессиональные юристы оказывали серьезное влияние на развитие римского права. Важнейшим источником права являлись кодексы римского права, особенно кодекс византийского императора Юстиниана. До нас дошло 2 издание кодекса, «Новеллы» – постановления, принятые при жизни Юстиниана. Кодификация Юстиниана представляла собой систематизацию правового материала, с устранением из него устаревших положений в духе требований эпохи

Источники римского частного права - это способы (формы) выражения и закрепления правовых норм римского частного права.

Можно выделить 3 периода:

1.
Архаический или предклассический преиод. Право носило местный характер и было патриархально. Первыми юристами были жрецы (они вели календарь природы). Это период зарождения права. В качестве источников здесь можно выделить:

o
Обычай – широкоприменяемое правило поведения. Имеет сильную религиозную окраску.

o
Законы рексов (царей).

o
Законы 12 таблиц. Были разработаны в 462г до н.э. Это первый кодифицированный акт, в котором были собраны все римские обычаи. Носили светский характер. Они не сохранились, но т.к. учились наизусть – не были утрачены.
Законы принимались на народных собраниях (по классам), разрабатывались магистратом, утверждались сенатом.

2.
Классический период (расцвет права).

Обычаи.

Законы.
Эдикты магистратов (претор). Магистрат – чиновник, который назначался на год. Он толковал закон, ничего не придумывал, осовременивал нормы, и имел право выдавать обязательные к исполнению указания. Эдикт – программа магистрата. Издавался при вступлении в должность. Просуществовали до 130 г н.э., когда установилась абсолютная власть императора - был принят вечный единый эдикт.

Сенатусконсульты – постановления сената.

Конституции императоров. Давали указания чиновникам, судьям. Император – верховный судья. Консультация императора имела форму закона.

Деятельность юристов, действующих по поручению императора. Это были выдающиеся юристы. Они давали консультации при спорах и они имели силу как конституции импер



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 7359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.248 (0.019 с.)