Тема 1. Понятие сравнительного правоведения




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Понятие сравнительного правоведения



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

Казанский филиал

Кафедра гражданского процессуального права

 

 

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 

по направлению подготовки 40.04.01 «Юриспруденция»

 

Магистерская программа «Теоретические и практические особенности уголовного судопроизводства в Российской Федерации»

Учебно-методический комплекс по дисциплине

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ

Перечень структурных элементов УМК

 

Курс 1

Семестр 1,2

Форма обучения очная, заочная

Срок освоения ООП по форме обучения 2 года

Квалификация выпускника магистр

 

 

Казань, 2015


Утвержден на заседании кафедры гражданского процессуального права протокол № 10 от 04.07.2015 г.

 

Зав. кафедрой, к.ю.н., доцент Хисамов Азат Хамзович

 

© Хисамов А.Х., 2015

© КФ ФГБОУВО «РГУП», 2015

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

Казанский филиал

Кафедра гражданского процессуального права

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ

 

по направлению подготовки 40.04.01 «Юриспруденция»

 

Магистерская программа «Теоретические и практические особенности уголовного судопроизводства в Российской Федерации»

 

 

Курс 1

Семестр 1,2

Форма обучения очная, заочная

Срок освоения ООП по форме обучения 2 года

Квалификация выпускника магистр

 

Казань, 2015


Составитель: Хисамов Азат Хамзович, к.ю.н., доцент кафедры гражданского процессуального права КФ ФГБОУВО»РГУП».

 

Рецензент: Безина Александра Константиновна, д.ю.н., профессор кафедры гражданского процессуального права КФ ФГБОУВО»РГУП».

 

 

Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция»

Утверждена на заседании кафедры гражданского процессуального права протокол № 10 от 04.07.2015 г.

 

Зав. кафедрой к.ю.н., доцент Хисамов Азата Хамзович

 

Программа одобрена Учебно-методическим советом КФ ФГБОУВО «РГУП» №10 от25.06.2015

 

 

© Хисамов А.Х., 2015

© КФ ФГБОУВО «РГУП», 2015


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. ЦЕЛИ и место ДИСЦИПЛИНЫ.. 6

2. тРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.. 7

3. оБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ.. 9

4. сОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.. 9

5. Критерии оценки знаний, умений, навыков и заявленных компетенций.. 16

6. Вопросы для оценки качества освоения курса…………………………………………... 16

7.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.. 18

 


ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью освоения дисциплины «Сравнительное правоведение» является: изучение методологии сравнительного правоведения, истории развития и современного состояния основных правовых семей в сравнительно-историческом и сравнительном аспектах, роли юридической профессии в государствах, относящихся к различным правовым семьям; формирование фундаментальных мировоззренческих основ профессиональной правовой культуры юриста.

Задачами преподавания дисциплины «Сравнительное правоведение» являются:

- получение систематизированных представлений об актуальных идеях, сформировавшихся в рамках основных методологических подходов к изучению предмета сравнительного правоведения;

- расширение теоретических знаний об основных категориях юридической науки и практики с учетом традиций их обсуждения и использования в различных правовых семьях;

- выработка навыков ориентирования в научных источниках дисциплины;

- усвоение смысла и содержания изучаемых правовых идей, положений и практик в их конкретно-историческом аспекте и в связи с последующим развитием.

Конечной целью обучения является не только профессиональная подготовка к практической юриспруденции в гражданском судопроизводстве в роли судьи, прокурора либо судебного представителя (адвоката, юрисконсульта), но также и создание полноценного концептуального понимания современного состояния основных правовых семей с целью формирования навыков и основ последующей научной и педагогической деятельности магистров.

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (ООП)

Дисциплина «Сравнительное правоведение» относится к базовой части профессионального цикла направления подготовки 40.04.01 «Юриспруденция».

Для ее успешного освоения магистранты должны знать философию права, историю политических и правовых учений, историю и методологию науки, общие положения концепций современного естествознания. У обучающихся должны быть сформированы навыки работы с нормативно-правовыми актами.

Вместе с тем изучение данного курса логично предшествует освоению магистрантами таких дисциплин как международное и сравнительное экологическое право.

 

Для освоения программы настоящей дисциплины магистрант должен

знать:

- методологию получения юридических знаний;

- философские основы формирования представлений о правовой действительности;

уметь:

- аргументировать принятые решения, в том числе, с учетом возможных последствий, предвидеть последствия принятых им решений;

- анализировать нестандартные ситуации правоприменительной практики и вырабатывать различные варианты решений;

- проводить научные исследования по отдельным правовым проблемам и свободно излагать результаты научных исследований в устной и письменной форме с использованием современных технических средств сообщения информации;

- самостоятельно осваивать новые методы получения и анализа информации, в том числе в смежных областях знаний.

владеть навыками:

- устных выступлений по правовым вопросам, в том числе, в состязательных процедурах, аргументирования и отстаивания своей точки зрения в устной полемике;

- ведения дискуссии, деловых переговоров, осуществления посредничества с целью достижения компромисса участниками юридического конфликта, управления коллективом;

- изучения правовой действительности с помощью научной методологии.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

В результате изучения дисциплины студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

-осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

-способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

-способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);

-способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-4);

-компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в правотворческой деятельности:

-способностью разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);

в правоприменительной деятельности:

-способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);

в правоохранительной деятельности:

-готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);

-способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4);

-способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5);

-способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6);

в экспертно- консультационной деятельности:

-способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);

-способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8);

в организационно-управленческой деятельности:

-способностью принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9);

-способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10);

в научно-исследовательской деятельности:

-способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);

в педагогической деятельности:

-способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);

-способностью управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13);

-способностью организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14);

-способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Очная форма обучения

Вид учебной работы Трудоемкость
зач. ед. час. по семестрам
   
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану
Аудиторные занятия  
Лекции  
Семинары и практические занятия  
Занятия в интерактивных формах    
Самостоятельная работа(СРС)  
Форма промежуточной аттестации   зачет   зачет

Заочная форма обучения

Вид учебной работы Трудоемкость
зач. ед. час. по семестрам
   
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану
Аудиторные занятия  
Лекции  
Семинары и практические занятия  
Занятия в интерактивных формах    
Самостоятельная работа(СРС)  
Форма промежуточной аттестации   зачет   зачет

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Текст рабочей программы

Тема 7. Восточное право

Правовые системы стран Дальнего Востока. Общая характеристика дальневосточного права. Древнекитайское право – основа дальневосточного права. Дальневосточная концепция права. Правовая система Китайской Народной Республики.

Очная форма обучения

Раздел дисциплины, тема Всего часов В том числе Образовательные технологии, используемые при проведении занятий
лекции практи-ческие или семинарские занятия
Понятие сравнительного правоведения - 2* Традиционный семинар и диспут
История развития сравнительного правоведения Традиционный семинар и диспут
Понятие и классификация правовых систем Традиционный семинар и диспут
Романо-германская правовая семья - 2* Традиционный семинар и диспут
Правовая семья общего права (англо-американская правовая семья) - Традиционный семинар
Религиозные правовые семьи - Традиционный семинар
Восточное право - Традиционный семинар
Российская правовая система - 2* Традиционный семинар и диспут
  Итого  
  % занятий, проводимых в активных и интерактивных формах (помечено *)     2 часов, 10%  

Заочная форма обучения

Раздел дисциплины, тема Всего часов В том числе Образовательные технологии, используемые при проведении занятий
лекции практи-ческие или семинарские занятия
Понятие сравнительного правоведения - - 2* Традиционный семинар и диспут
История развития сравнительного правоведения -  
Понятие и классификация правовых систем    
Романо-германская правовая семья - 2* Традиционный семинар и диспут
Правовая семья общего права (англо-американская правовая семья) - Традиционный семинар
Религиозные правовые семьи - Традиционный семинар
Восточное право - - -
Российская правовая система - 2* Традиционный семинар и диспут
  Итого  
  % занятий, проводимых в активных и интерактивных формах (помечено *)     6 часов, 42%  

 

При реализации различных видов учебной работы используются следующие образовательные технологии, включающие пассивные, активные и интерактивные формы проведения занятий.

1. Технологии традиционного обучения:

лекции – вид учебного занятия, основанный на устном систематическом и последовательном изложении материала по какой-либо проблеме, теме;

семинары – вид учебного занятия, при котором в результате предварительной работы над программным материалом и преподавателя и магистрантов, в обстановке их непосредственного и активного общения, в процессе выступлений магистрантов по вопросам темы, реализации иных форм учебных технологий, решаются задачи познавательного и воспитательного характера, прививаются знания, умения, навыки, необходимые для становления квалифицированного специалиста в соответствии с требованиями ФГОС;

самостоятельная работа – вид деятельности обучающихся, основанный на самостоятельной подготовке к семинарским и практическим занятиям, тестированию, групповым дискуссиям, выполнении индивидуальных домашних заданий, написании рефератов и эссе;

практические занятия – метод репродуктивного обучения, обеспечивающий связь теории и практики, содействующий выработке у магистрантов умений и навыков применения знаний, полученных на лекционных занятиях и в рамках самостоятельной работы;

2. Интерактивные технологии обучения:

– метод групповых дискуссий – способ организации совместной деятельности магистрантов с целью интенсификации принятия решения в группе;

– метод конкретных ситуаций – метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта, основанный на анализе конкретных задач-ситуаций (решение кейсов).

Самостоятельная работа

Очная форма обучения

№ темы дисциплины Формы внеаудиторной самостоятельной работы Трудоемкость в часах
Выполнение письменных заданий
Выполнение письменных заданий. Эссе
Выполнение письменных заданий
Выполнение письменных заданий. Эссе
Выполнение письменных заданий
Выполнение письменных заданий. Эссе
Выполнение письменных заданий.
Выполнение письменных заданий. Эссе
Итого:  

Заочная форма обучения

№ темы дисциплины Формы внеаудиторной самостоятельной работы Трудоемкость в часах
Выполнение письменных заданий
Выполнение письменных заданий. Эссе
Выполнение письменных заданий
Выполнение письменных заданий. Эссе
Выполнение письменных заданий
Выполнение письменных заданий. Эссе
Выполнение письменных заданий.
Выполнение письменных заданий. Эссе
Итого:  

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Нормативные правовые акты

Конституция России. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. от 30.12.2008 года № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 года № 7-ФКЗ, от 05.02.2015. № 2-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря. – № 237; Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 1. – Ст. 1; Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 1. – Ст. 2; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 11.04.2015.

Декларация прав и свобод человека ООН 10 декабря 1948 г. Официальный сайт Организации объединенных наций (русский текст) // http://www.un.org/russian/documen/declarat/declhr.htm

Таблица 5

Электронные ресурсы

Вид занятий Наименование Создатель электронного ресурса URL-адрес ресурса Режим доступа
Лекция /практ.зан. самост.работа eLIBRARY.RU - электронная библиотека научных публикаций Российский фонд фундаментальных исследований http://elibrary.ru свободный
Лекция /практ.зан. самост.работа Информационно-правовой портал «Гарант» ООО «НПП ГАРАНТ-СЕРВИС http://www.garant.ru/ свободный
Лекция /практ.зан./ самост.работа Конституция РФ
"Гарант-Интернет" , юридическая обработка: НПП "Гарант-Сервис"
 

 

http://www.constitution.ru/ свободный
Лекция /практ.зан./ самост.работа Статистика законодательного процесса Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации http://www.duma.gov.ru/legislative/statistics/ свободный
Лекция /практ.зан./ самост.работа Общероссийская сеть распространения правовой информации "Консультант Плюс". Компания «Консультант Плюс» http://www.consultant.ru/ свободный
Лекция /практ.зан./ самост.работа «Юридическая Россия» – российский образовательный правовой портал Министерство образования и науки РФ http://www.lawportal.ru/ свободный
Лекция /практ.зан./ самост.работа Официальный сайт Юридической научной библиотеки Изд-ва «Спарк» ЮНБ изд-ва «Спарк» http://www.lawlibrary.ru/ свободный

 

Зав. библиотекой _______________

 

Зав. кафедрой__________________

 

ПРОТОКОЛ ИЗМЕНЕНИЙ РПД

Дата Раздел Изменения Комментарии
         

Программа разработана:

кафедра _____________________________________

 

____________________________________________

 

(должность, ФИО)

 

________________________________________________________________

………………(подпись)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

Казанский филиал

Кафедра гражданского процессуального права

 

 

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 

по направлению подготовки 40.04.01 «Юриспруденция»

 

Магистерская программа «Теоретические и практические особенности уголовного судопроизводства в Российской Федерации»

Учебно-методический комплекс по дисциплине

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ

 

Учебно-методические материалы по освоению дисциплины

(учебно-методические рекомендации для магистрантов по изучению дисциплины)

 

 

Курс 1

Семестр 1,2

Форма обучения очная, заочная

Срок освоения ООП по форме обучения 2 года

Квалификация выпускника магистр

 

Казань, 2015


Составитель: Хисамов Азат Хамзович, к.ю.н., доцент кафедры гражданского процессуального права КФ ФГБОУВО «РГУП».

 

Рецензент: Безина Александра Константиновна, д.ю.н., профессор кафедры гражданского процессуального права КФ ФГБОУВО «РГУП».

 

 

Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция»

Утверждена на заседании кафедры гражданского процессуального права протокол № 10 от 04.07.2015 г.

 

Зав. кафедрой к.ю.н., доцент Хисамов Азата Хамзович

 

Программа одобрена Учебно-методическим советом КФ ФГБОУВО «РГУП» №10 от25.06.2015

 

 

© Хисамов А.Х., 2015

© КФ ФГБОУВО «РГУП», 2015


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ МАГИСТРАНТОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Общие положения

Курс «Сравнительное правоведение»предназначен для магистрантов 1 курса, обучающихся по направлению Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»).

Система юридического образования, предполагающая изучение не только узкоспециальных, но и тесно связанных с ними исторических, философских, сравнительно-правовых и иных дисциплин, способна подготовить высокопрофессионального, эрудированного, самостоятельно политически и юридически мыслящего специалиста.

Изучение сравнительного правоведения не только способствует расширению общего кругозора магистрантов-юристов, но и помогает выработке у них критического подхода к праву и различным явлениям правовой жизни, развитию чувства ответственности за все то, что происходит в мире и в своей стране, накоплению у них высоких духовных ценностей и усвоению подлинных человеческих идеалов.

Наряду с образовательными функциями сравнительное правоведение выполняет значительные по своей социальной роли функции в области государственно-правовых научных исследований. Как междисциплинарная и одновременно многодисциплинарная юридическая наука оно способно оказывать огромное позитивное влияние не только на общетеоретические или исторические исследования, но и на научные разработки в области отраслевых юридических наук.

Органическое сочетание разнородного эмпирического материала, включающего как общие, «глобальные», так и корпоративные, локальные нормы, составляющие систему норм муниципального права и других находящихся в поле зрения исследователей в настоящее время отраслей и подотраслей права, с фундаментальным, теоретическим материалом позволяет составить полное представление как о характере, так и о тенденциях развития сравнительного правоведения на современном этапе.

При реализации различных видов учебной работы используются следующие образовательные технологии, включающие пассивные, активные и интерактивные формы проведения занятий.

2. Технологии традиционного обучения:

– лекции – вид учебного занятия, основанный на устном систематическом и последовательном изложении материала по какой-либо проблеме, теме;

– семинары – вид учебного занятия, при котором в результате предварительной работы над программным материалом и преподавателя и магистрантов, в обстановке их непосредственного и активного общения, в процессе выступлений магистрантов по вопросам темы, реализации иных форм учебных технологий, решаются задачи познавательного и воспитательного характера, прививаются знания, умения, навыки, необходимые для становления квалифицированного специалиста в соответствии с требованиями ФГОС;

– самостоятельная работа – вид деятельности обучающихся, основанный на самостоятельной подготовке к семинарским и практическим занятиям, тестированию, групповым дискуссиям, выполнении индивидуальных домашних заданий, написании рефератов и эссе;

– практические занятия – метод репродуктивного обучения, обеспечивающий связь теории и практики, содействующий выработке у магистрантов умений и навыков применения знаний, полученных на лекционных занятиях и в рамках самостоятельной работы.

2. Инновационные технологии обучения:

– метод работы в малых группах – метод имитации принятия решений обучающимися применительно к различным практическим ситуациям;

– метод групповых дискуссий – способ организации совместной деятельности магистрантов с целью интенсификации принятия решения в группе;

– метод конкретных ситуаций – метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта, основанный на анализе конкретных задач-ситуаций (решение кейсов).

3. Технологии дистанционного обучения – обучение с использованием электронных средств.

В учебном процессе занятия, проводимые в активных и интерактивных формах должны составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий.

Выбор формы проведения занятий зависит от следующих факторов:

– от содержания темы и характера рекомендуемых по ней источников литературы, в том числе и от их объема;

– от уровня подготовленности, организованности и работоспособности данной учебной группы, формы обучения;

– от опыта использования различных форм на предшествующих занятиях;

– от материально-технического обеспечения учебного процесса.

Тема 7. Восточное право.

Традиционно характерным для регулирования общественных отношений в государствах Азии и особенно юго-восточной ее части было применение согласительных процедур и поиск компромисса. Отправной идеологической установкой правовой (и не только правовой) жизни в этих странах является стремление к достижению гармонии - будь то частная сфера отношений между людьми, общественная или публичная. Воспитанию справедливых и гуманных взглядов у всех представителей общества в целом отдается предпочтение перед властно установленными публичными санкциями. Да и само значение права видится в установлении неких образцов поведения, придерживаться которых следует отнюдь не под угрозой принуждения.

Китайское право. Традиционным для населения китайского государства, с его общинным семейно-родовым укладом, с непоколебимым авторитетом главы семьи и иерархичностью внутрисемейных (внутриобщинных) отношений, было следование и в бытовой, и в общественной жизни правилам-принципам, определенным для каждого в зависимости от его статуса в общине - "ритам". Предупреждение общественно опасного поведения традиционно лежало не в правовой, а в морально-нравственной плоскости. Справедливость и приличия - вот что служило основой понимания правового порядка. Это относилось не только к "рядовым" членам общества. Чиновники местных и вышестоящих администраций считали более правильным сначала произвести внушение и попытаться предостеречь и только потом - наказать.

Определение нормативных правил неправовыми (идеологическими, нравственными) средствами, преобладание в регуляции общественной жизни моральных норм повлияло на формирование в Китае особого отношения к закону как акту правотворчества властей и судебным органам в роли правоприменителей. Писаный закон довольно долго не признавался действенным источником права, а судебному рассмотрению во всех случаях предпочитался несудебный порядок разрешения конфликтов. Сначала только уголовно-правовые и административно-правовые нормы нашли отражение в китайских законодательных актах. В сфере гражданских правоотношений законы игнорировались как "чуждые китайской цивилизации"; здесь всецело господствовал обычай.

Эти особенности, сложившиеся в общественно-политической жизни Китая, определили место права в жизни китайского общества и в официальной идеологии. Идеи конфуцианства возобладали и в государственной жизни. Отрицательное отношение к закону и законодательной регламентации вообще сказалось и на развитии правоведения. Правовая доктрина или собственно юридическая наука в Китае сложилась лишь с преодолением преимущественно традиционно-нравственного подхода к формированию государственной политики и политических институтов. Только в середине 30-х гг. XX столетия появляются первые публикации по истории китайского права и развития китайского законодательства В дальнейшем, начиная с первой трети XX в., право Китая, как считается, все более обретает характеристики, свойственные правовым системам, основанным на римском праве. Активно разрабатываются Гражданский, Гражданский процессуальный, Земельный кодексы.

После образования Китайской Народной Республики - КНР (1949 г.) китайское право претерпевает значительное влияние социалистических идей марксистского толка. Законодательство государства наполняется идеологическими установками классовой направленности, поддержания демократической диктатуры. На развитие права начинают заметно влиять наука, правовые исследования.

Специфику развития современной государственности и правовых институтов в Китае в определенной мере порождает наличие особой административно-территориальной единицы - административного района Сянган - в недавнем прошлом государства Гонконг. Его возвращение в состав китайского государства после пятидесятилетнего пребывания под юрисдикцией Великобритании определило существование заметных отличий в организации политической власти, формировании государственных органов и правовых институтов в Китае в целом, а также в отдельно взятом районе.

Правовое развитие китайского государства в настоящее время идет через формирование законодательства, как парламентским путем, так и иными способами. Юридическую основу правовой системы государства составляет Конституция Китая. На ее базе обеспечивается отраслевая градация права, законодательства. Хотя значение Основного закона за Конституцией признается не всеми исследователями, ссылками на ее нормы часто обосновывается вынесение судебных решений. По форме конституция - писаный, постатейно структурированный правовой акт декларативно-нормативного содержания. Концептуально в конституции обосновывается политический курс государства на соединение в государственно-правовой жизни в качестве приоритетных направлений модернизации экономики и укрепления законности. В Китае принят и действует Основной закон об особом административном районе Сянган. Законодательной системе Китая в целом несвойственна четкая разграниченность понятий "закон" и "норма права". Законодательствование, как отмечалось, не является прерогативой одного лишь парламента - Всекитайского собрания народных представителей. Административные органы также полномочны устанавливать нормативное регулирование. Законодательные и подзаконные акты имеют "конкурирующую" сферу применения. Установление критериев отграничения содержания, процедуры принятия и сферы применения закона в настоящее время является актуальной задачей правовой науки в Китае.

Структуру права Китая можно назвать традиционной в плане ее соответствия критериям структурного деления в странах романо-германской правовой семьи. Гражданское право, хозяйственное право, трудовое, семейное, уголовное, исправительно-трудовое, гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное и довольно молодая отрасль - административное право составляют систему китайского права. Практически во всех отраслях действуют кодексы. Отраслевые кодификации в Китае, проводимые с начала XX в., позволили упорядочить законодательство, исключить дублирование, противоречивость, несогласованность ранее изданных многочисленных разрозненных законоположений.

Правовая система Китая испытала на себе сильное влияние идеологических течений и взглядов, сформированных за время длительной истории правления разных династий китайского государства и, как следствие, порожденных ими обычаев. Правовые обычаи, возникшие в древности, влияли и продолжают оказывать серьезное влияние на правовую жизнь в Китае. На протяжении последних двух десятков лет в стране проводится систематизация старинной правовой литературы. Поиск, перевод с древнекитайского языка, изучение, комментирование древних правовых текстов возложен на научные учреждения. Опубликованные под заголовками "Избранные правовые обычаи древности", "Краткий словарь права древности", "История династии Цинь: перевод и комментарий к описанию уголовного права" тематические сборники рекомендуются к использованию, в том числе практическим работникам законодательных органов и органов юстиции.

Доктрина права с тех пор, как начали оформляться основные современные ее теоретические школы, не относилась к числу основных источников китайского права. Тем не менее доктрина не лишена известного влияния на формирование концепции и определение характера современного законодательства и развития политико-правовых и экономических реформ. С созданием в 1982 г. Китайской ассоциации правоведения научные исследования стали непременным атрибутом юридического обеспечения проводимых в стране преобразований. Многочисленные НИИ высших исполнительно-распорядительных органов и НИИ при авторитетных высших учебных заведениях участвуют в подготовке, научном обосновании, обсуждении правотворческих решений органов китайского государства. В государственной политике последовательно проводятся взгляды, совмещающие задачи науки и юридической практики: "...ставить древнее на службу современности", "иностранное - на службу Китаю", "пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ".

Японское право. Японское государство со времени своего основания прошло различные периоды: зарождения императорской власти из культа Солнца, лежащего в основе национальной японской религии - синто (синтоизм), междоусобной борьбы крупных феодалов, сосредоточения светской власти в руках верховного военачальника (сегуна), многовековой самоизоляции Японии от внешнего мира, а с 1868 г. - реставрации императорской власти Мэйдзи, активного развития капиталистических товарных отношений, формирования современной политической и правовой системы японского государства.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.85.57.0 (0.028 с.)