Тема 3. Понятие и классификация правовых систем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Понятие и классификация правовых систем



Семинар № 3

Вопросы для обсуждения

1. Понятие типологии и классификации правовых систем современности.

2. Понятие правовой системы в сравнительном правоведении: «национальная правовая система» и «семья правовых систем».

3. Классификация правовых систем.

4. Критерии формирования источников, структуры, основных понятий и институтов права правовых семей.

Литература:

Основная литература

1. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. – М.: Международный отношения, 2003.

2. Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. М., 2001..

3. Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. М.2000. Т. 1.

4. Осакве К. Сравнительное правоведение в схемах. М., 2000.

5. Правовые системы стран мира. М.,2003

Дополнительная литература

1. Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. М.: Проспект, 2011.

2. Осакве К. Сравнительное правоведение: схематический комментарий. М.: Юристъ, 2008.

3. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности). М.: Норма, Инфра-М, 2011.

Дискуссия по вопросу

«Критерии классификации основных правовых систем современности» Обосновать и защитить свою точку зрения.

Тема 4. Романо-германская правовая семья

Семинар № 4

Вопросы для обсуждения

1. История формирования романо-германской правовой семьи.

2. Рецепция римского частного права.

3. Структура права: частное и публичное право, отрасли и институты права.

4. Источники права: закон, обычай, судебная практика, доктрина.

5. Основные различия между романским и германским правом.

Литература:

Основная литература

4. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. – М.: Международный отношения, 2003.

5. Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. М., 2001..

6. Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. М.2000. Т. 1.

7. Осакве К. Сравнительное правоведение в схемах. М., 2000.

8. Правовые системы стран мира. М.,2003

Дополнительная литература

1. Анерс Э. История европейского права. М., 1994.

2. Боботов С.В. Правосудие во Франции. М.,1994.

3. Берман Г. Западная традиция права: эпоха формирования. М.,1998.

4. Брэбан Г. Французское административное право. М.,1988.

5. Государственное право Германии. В 2-х тт. М., 1994.

6. Жалинский А. Рерихт А. Введение в немецкое право. М.,20013.

7. Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М..1996.

8. Шарвен Р. Юстиция во Франции. М.,1978.

9. Шапп Я. Система германского гражданского права. М., 2006.

Дискуссии по вопросу

«Конкуренция рецепции римского права и локального обычного права в Европе Нового времени» и разбор конкретной ситуации «Право средневековой Франции».

Тема 5. Правовая семья общего права

(англо-американская правовая семья)

Семинар № 5

Вопросы для обсуждения

1. История формирования англосаксонской правовой семьи.

2. Общее право и право справедливости.

3. Процессуальное и материальное право.

4. Понятие нормы права. Источники права: обычай, прецедент, закон, роль судебной практики.

5. Особенности права США: прецедент и законодательство, деятельность Верховного суда.

Литература:

Основная литература

1. Апарова Т.В. Суды и судейские процессы в Великобритании. М.,1996.

2. Боботов С.В. Жигачев И.Ю. Введение в правовую систему США. М.,1977.

3. Богдановская И.Ю. Закон в Английском праве. М.,1987.

4. Богдановская И.Ю. Прецедент в Английском праве. М.,1993.

5. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. – М.: Международный отношения, 2003.

Дополнительная литература

1. Дженкинс Э. Английское право. М.,1947. 7.

2. Кросс. Р. Прецедент в английском праве. М.,1985.

3. Марченко М.Н. Источники права. М., 2004.

4. Медушевский А.Н. Сравнительное конституционное право. М.,2002.

5. Мидор Дж. Американские суды. М.,1991.

6. Осакве К. Сравнительное правоведение в схемах. М., 2000.

7. Решетникова И.В. Доказательственное право Англии и США. М., 1997.

8. Романов А.К. Правовая система Англии. М., 2000.

9. Уолкер Р. Английская судебная система. М., 1980.

10. Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. М.2000. Т. 1.

11. Фридман Л. Введение в американское право. М. 1993.

Диспут по следующим вопросам:

1) Значение закона как источника права в современных государствах, относящихся к англо-американской правовой семье;

2) Соотношение федерального законодательства США и законодательства отдельных штатов в контексте внутрисистемного сравнительно-правового исследования.

Тема 6. Религиозные правовые семьи

Семинар № 6

Вопросы для обсуждения

1. Мусульманское право: история формирования, источники права, мусульманское право в светских и теократических государствах.

2. Индуистское право: история формирования, источники, современное состояние и сфера действия.

3.Иудейское право: история, источники, место иудейского права в современном Израиле.

Литература:

Основная литература

1. Спинози К. Основные правовые системы современности. М.: Международные отношения, 2009.

2. Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. М.: Проспект, 2011.

3. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности). М.: Норма, Инфра-М, 2011.

4. Чиркин В.Е. Сравнительное правоведение. М: Международные отношения, 2012.

Дополнительная литература

1. Ван ден Берг Л.В.С. Основные начала мусульманского права. М, 2005.

2. Крашенинникова Н.А. Индусское право: история и современность. М., 1982.

3. Крашенникова Н.А. История права Востока. М., 1996.

4. Менахем Э. Еврейское право. СПб., 2003.

5. Саидов А.Х. Основы мусульманского права. Ташкент, 1995.

6. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право: вопросы теории и практики. М.,1986.

Диспут по вопросу:

Какова современная роль мусульманского права в теократических и светских государствах? Как обстоят дела в России?

Тема 7. Восточное право

Семинар №7

Вопросы для обсуждения

1. Особенности восточного правопонимания. История формирования китайского права: конфуцианство и легизм. Сфера действия права. Источники права, правоприменение.

2. Особенности современного права КНР.

3. История формирования японского права. Понятие гири. Вестернизация японского права.

4. Современное состояние японского права: традиции и новеллы.

Литература:

Основная литература

1. Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. М.: Проспект, 2011.

2. Осакве К. Сравнительное правоведение: схематический комментарий. М.: Юристъ, 2008.

3. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности). М.: Норма, Инфра-М, 2011.

Дополнительная литература

1. Давид Рене, Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М.: Международные отношения, 2009.

2. Еремин В.Е. История правовой системы Японии. М., 2010.

3. Лафитский В.И. Сравнительное правоведение в образах права. В 2-х тт. М., 2010, 2011.

Диспут по вопросу:

Влияет ли философское восточное правопонимание на формирование современного права КНР?

Тема 8. Российская правовая система [4]

Семинар №8

Вопросы для обсуждения

1. Российское дореволюционное право и советское право; преемственность и разрыв.

2. Особенности российской правовой культуры.

3. Марксизм-ленинизм как идеологическая основа советского права.

4. Проблема собственности в советском праве.

5. Соотношение частного и публичного права. Эволюция советского права: от периода военного коммунизма до перестройки.

6. Современная правовая система России, ее место в романо-германской правовой семье.

Литература:

Основная литература

1. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. – М.: Международный отношения, 2003.

2. Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. М., 2001.

Дополнительная литература

1. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону, 1995.

2. Козлихин И.Ю. Право, закон и власть в современной России // Наш трудный путь к праву. М., 2006.

3. Синюков В.Н. Российская правовая система. Саратов 1994.

4. Тарановский Ф.В. История русского права. М.,2004.

Дискуссия по вопросу:

Допустимо ли рассматривать судебный прецедент в качестве источника права в государствах, принадлежащих к романо-германской правовой семье, в том числе, в России?


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

Казанский филиал

Кафедра гражданского процессуального права

 

 

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 

по направлению подготовки 40.04.01 «Юриспруденция»

 

Магистерская программа «Теоретические и практические особенности уголовного судопроизводства в Российской Федерации»

Учебно-методический комплекс по дисциплине

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельной работы

 

Курс 1

Семестр 1,2

Форма обучения очная, заочная

Срок освоения ООП по форме обучения 2 года

Квалификация выпускника магистр

 

Казань, 2015


Составитель: Хисамов Азат Хамзович, к.ю.н., доцент кафедры гражданского процессуального права КФ ФГБОУВО «РГУП».

 

Рецензент: Безина Александра Константиновна, д.ю.н., профессор кафедры гражданского процессуального права КФ ФГБОУВО «РГУП».

 

 

Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция»

Утверждена на заседании кафедры гражданского процессуального права протокол № 10 от 04.07.2015 г.

 

Зав. кафедрой к.ю.н., доцент Хисамов Азата Хамзович

 

Программа одобрена Учебно-методическим советом КФ ФГБОУВО «РГУП» №10 от25.06.2015

 

 

© Хисамов А.Х., 2015

© КФ ФГБОУВО «РГУП», 2015


 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

1. Виды и содержание самостоятельной работы магистрантов по дисциплине, формы контроля.

Одним из основных видов деятельности магистра является самостоятельная работа, которая включает в себя изучение лекционного материала, учебников и учебных пособий, первоисточников, подготовку сообщений, выступления на групповых занятиях, выполнение индивидуальных домашних заданий.

Методика самостоятельной работы предварительно разъясняется преподавателем и в последующем может уточняться с учетом индивидуальных особенностей магистров. Время и место самостоятельной работы выбираются магистрами по своему усмотрению с учетом рекомендаций преподавателя.

Самостоятельную работу над дисциплиной следует начинать с изучения программы, которая содержит основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучаемых. Следует обязательно вспомнить рекомендации преподавателя, данные в ходе установочных занятий. Затем следует приступать к изучению отдельных разделов и тем в порядке, предусмотренном программой.

Самостоятельная работа магистрантов проводится в следующих формах:

А) письменные работы по заданиям, определенным в данных методических рекомендациях, а также иным заданиям, составленным преподавателем.

Б) выполнение тестовых заданий.

В) выполнение эссе.

Г) контрольные работы для магистров-заочников

Д) решение заданий в форме задач.

Особенности в организации самостоятельной работы у магистров, обучающихся по заочной форме обучения.

Требования, предъявляемые к магистру заочной формы обучения преподавателем на промежуточной аттестации, а в дальнейшем работодателем при приёме на работу, не отличаются от таких же требований к магистрам и выпускникам очной формы обучения. Это обстоятельство предполагает исключительно серьёзное отношение к организации самостоятельной работы и соблюдение магистрами заочной формы обучения определенных правил и технологии подготовки.

Подготовительный этап. По зачислению на очередной курс следует провести подготовку к началу обучения. Эта подготовка в самом общем включает несколько необходимых пунктов.

1) Следует убедиться в наличии необходимых методических указаний и программ по каждому предмету и ясного понимания требований, предъявляемых программами учебных дисциплин. При необходимости надлежит получить на кафедре необходимые указания и консультации, контрольные вопросы для изучения дисциплины.

2) Необходимо создать (рационально и эмоционально) максимально высокий уровень мотивации к последовательному и планомерному изучению дисциплины.

3) Необходимо изучить список рекомендованной основной и дополнительной литературы и убедиться в её наличии у себя дома или в библиотеке в бумажном или электронном виде.

4) Необходимо иметь «под рукой» специальные и универсальные словари и энциклопедии, для того, чтобы постоянно уточнять значения используемых терминов и понятий. Пользование словарями и справочниками необходимо сделать привычкой. Опыт показывает, что неудовлетворительное усвоение предмета зачастую коренится в неточном, смутном или неправильном понимании и употреблении понятийного.

5) Желательно в самом начале периода обучения возможно тщательнее спланировать время, отводимое на самостоятельную работу с источниками и литературой по дисциплине, представить этот план в наглядной форме (график работы с датами) и в дальнейшем его придерживаться, не допуская срывов графика индивидуальной работы и аврала в предсессионный период. Пренебрежение этим пунктом приводит к переутомлению и резкому снижению качества усвоения учебного материала.

 

2. Общие методические рекомендации по организации самостоятельной работы магистров. (Работа с учебной литературой, справочными правовыми системами, правовыми актами и т.д.)

Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить материал с помощью учебника. Целесообразно составить краткий конспект или схему, отображающую смысл и связи основных понятий данного раздела и включенных в него тем. Обязательно следует записывать возникшие вопросы, на которые не удалось ответить самостоятельно.

Некоторые общие рекомендации по изучению литературы.

1) Всю учебную литературу желательно изучать «под конспект». Чтение литературы, не сопровождаемое конспектированием, даже пусть самым кратким – крайне бесполезная работа. Цель написания конспекта по дисциплине – сформировать навыки по поиску, отбору, анализу и формулированию учебного материала. Эти навыки обязательны для любого специалиста с высшим образованием независимо от выбранной специальности.

2) Написание конспекта должно быть творческим – нужно не переписывать текст из источников, но пытаться кратко излагать своими словами содержание ответа, при этом максимально структурируя его и используя символы и условные обозначения. Копирование и заучивание неосмысленного текста трудоёмко и по большому счёту не имеет большой познавательной и практической ценности.

3) При написании конспекта используется тетрадь, поля в которой обязательны. Страницы нумеруются, каждый новый вопрос начинается с нового листа, для каждого экзаменационного вопроса отводится 1-2 страницы конспекта. Общая тетрадь позволяет создавать конспекты блоками. Поскольку часть вопросов в этих дисциплинах отчасти перекрывается, отчасти дополняя друг друга, в ряде случаев бывает достаточно сослаться на соответствующие страницы конспекта, а не переписывать их заново. На полях размещается вся вспомогательная информация – ссылки, вопросы, условные обозначения и т.д.

4) В идеале должен получиться полный конспект по программе курса, с выделенными определениями, узловыми пунктами, примерами, неясными моментами, проставленными на полях вопросами.

5) При работе над конспектом обязательно выявляются и отмечаются трудные для самостоятельного изучения вопросы, с которыми уместно обратиться к преподавателю при посещении установочных лекций и консультаций, либо в индивидуальном порядке.

6) При чтении учебной и научной литературы всегда следить за точным и полным пониманием значения терминов и содержания понятий, используемых в тексте. Постоянно следует уточнять значения по словарям или энциклопедиям, при необходимости их записывать.

7) При написании учебного конспекта обязательно указывать все прорабатываемые источники с указанием автора, названия, даты и места издания, а также с указанием использованных страниц.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.40.97 (0.08 с.)