Чтение учебника (учебного пособия). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чтение учебника (учебного пособия).



Необходимо помнить, что работа с учебником – только начальный этап изучения дисциплины.

1) Учебник ориентирует в основных понятиях и категориях дисциплины, даёт частичные сведения об истории их возникновения и включения в научный оборот.

2) Учебник очерчивает круг обязательных знаний по предмету, не претендуя на раскрытие и подробное доказательство логики их происхождения.

3) Учебник предназначен не для заучивания, а для ориентации в проблемном поле учебной дисциплины. Из-за краткости изложения в учебнике иногда может оказаться непонятным тот или иной раздел или пункт.

4) Отдельные пункты и даже разделы учебной программы могут отсутствовать в тексте учебника.

Особенностью изучения литературы по юридическим наукам является необходимость «сверки» нормативного материала на предмет изменений и дополнений. В связи с отмеченным необходимо обращаться к базам справочных правовых систем «КонсультантПлюс», «Гарант».

Чтение учебника может быть сплошным и выборочным (чтение отдельных глав или разделов). Чтение должно быть вдумчивым, внимательным, при чтении не следует торопиться. Эффективность учебного труда зависит от скорости чтения. Обычная скорость от 100 до 200 слов в минуту (книжная страница содержит 300 - 400 слов). Можно научиться читать до 1000 слов в минуту. Уместно обратить внимание на основные приемы скорочтения:

1) Не произносить про себя читаемые слова.

2) Не переводить взгляд вдоль строки с одной строки на другую.

3) Читая текст, сосредотачивать внимание на самом главном его содержании.

При чтении могут встретиться непонятные слова, термины и определения. В этих случаях следует обратиться к справочнику или соответствующему словарю. Не следует при чтении пропускать сноски и примечания, т.к. в них разъясняются отдельные места, дополняются сжато изложенные в тексте положения.

При чтении необходимо выделить основную мысль, представить прочитанное как единое целое. Это легче сделать, если магистрант при чтении каждого параграфа (раздела) сам себе ответит на вопросы, о чем говорится в данной части текста, чем сказанное подтверждается или поясняется.

Чтение рекомендованной дополнительной учебной и научной литературы одна из важных частей самостоятельной учебы магистранта, которая обеспечивает глубокое и прочное усвоение материала по юриспруденции. Некоторые соображения:

1) Самостоятельное изучение и конспектирование рекомендованной литературы обычно приводит к знанию ответов на все вопросы, выносимые на экзамен.

2) Чтение и конспектирование литературы осуществляется не по принципу «книга за книгой», а «вопрос за вопросом» в соответствии с программой курса, при этом выделяются различные подходы к освещению одного и того же вопроса у различных авторов.

3) Изучение научной литературы должно сопровождаться поиском и фиксацией примеров, иллюстрирующих то или иное теоретическое положение.

4) При изучении дополнительной научной литературы особое внимание нужно уделить проработке проблемно ориентированных заданий семинарских (практических) занятий, включенных в программу и/или в текст учебника или пособия.

Заключительным этапом изучения учебника, книги или статьи является запись, конспектирование прочитанного. Конспект позволяет быстро восстановить в памяти содержание прочитанной книги. Кроме того, процесс конспектирования организует мысль, которая побуждает читающего к обдумыванию, к активному мышлению, улучшает качество усвоения и запоминания. Запись способствует выработке ясно, чётко и лаконично формулировать и излагать мысль. Запись следует вести сжато и обязательно своими словами.

Существуют три основные формы записи прочитанного: план, тезисы, конспект.

План – самая короткая форма записи прочитанного. Различают план простой и развёрнутый. Простой план включает перечень заголовков или вопросов, о которых говорится в главе (параграфе или статье), расположенных в том же порядке, что и в книге. Развёрнутый план - это такой план, в котором каждый вопрос разбит на подвопросы.

Тезисы представляют собой запись основных положений и идей, изложенных в книге или статье, и являются более полным раскрытием плана.

Конспект – это сжатое логически связанное изложение прочитанного материала. В конспекте помещаются не только главные положения книги, но и аргументы (цифры, примеры, таблицы и т.д.).

Таким образом, самостоятельная работа магистрантов является одним из видов учебных занятий и она в значительной мере определяет успех обучения в институте. Самостоятельная работа способствует приобретению глубоких и прочных знаний по юриспруденции, вырабатывает умение ориентироваться в огромном потоке информации и дает навыки работы с учебной и научной литературой. Самостоятельная работа приучает делать обобщения и выводы, вырабатывает умение логично излагать изучаемый материал, формирует у магистрантов творческий подход, способствует использованию полученных знаний для разнообразных практических задач, развивает самостоятельность в принятии решений.

Поиск литературы можно осуществлять по электронным каталогам сайтов известных в России библиотек (перечень см. в Рабочей программе дисциплины). В свою очередь, тексты нормативных правовых актов, а также материалов судебной практики, которые рекомендуются в Рабочей программе дисциплины, следует проверять на сайте http://www.pravo.gov.ru/ (официальный Интернет-портал правовой информации), а также на сайтах «Консультанта Плюс» и «Гаранта».

3. Тестовые задания для самостоятельного контроля знаний при подготовке к практическим занятиям:

Рекомендации по выполнению тестовых заданий:

Целью выполнения тестовых заданий является формирование у магистрантов навыков самостоятельного выбора ответов из нескольких вариантов, определения соответствия, либо нахождения не обозначенного ответа, расположения по определенному порядку и обоснования их в соответствии со знанием системы категорий теории государства и права и при необходимости норм действующего законодательства.

Выполнение тестовых заданий должно способствовать повышению теоретической и профессиональной подготовки магистрантов, лучшему освоению учебного материала, углубленному рассмотрению содержания тем дисциплины. При выполнении тестовых заданий магистранты, должны показать умение работать с научной литературой, анализировать нормативно-правовые источники, делать обоснованные выводы.

При решении тестов ответ следует обосновать, опираясь на положения нормативно-правовых актов. При этом должна использоваться и иная специальная литература.

Приступая к выполнению тестовых заданий, магистрант должен, прежде всего, уяснить суть предложенного вопроса, внимательно прочитать предлагаемые ответы, проанализировать выбранный ответ с точки зрения действующего законодательства.

Ответы на поставленные вопросы должны быть обоснованы ссылками на конкретные правовые нормы.

Перечень тестовых заданий.

1. Сравнительное правоведение изучает:

а) зарубежное право на уровне правовых систем в целом

б) конкретную правовую проблему

в) сравнение нормативных источников по конкретным правовым проблемам

г) правовые явления

д) традиционное «сравнительное законодательство» на уровне и в рамках отраслей права

2. Теоретики политико-правовой мысли, которых можно считать основоположниками сравнительного правоведения:

а) Платон

б) Аристотель

в) Боден

г) Цицерон

д) Монтескье

 

3. Значение сравнительного правоведения как науки и учебной дисциплины заключается:

а) придании праву национального характера и соответственно изменения концепции права

б) в невозможности историко-хронологического изучения права

в) в возможности лучше узнать национальное право и совершенствовать его

г) в возможности разобраться во всем множестве правовых систем

д) в возможности определить принципы хорошей системы правления

 

4. Понятие «правовая система» - это:

а) «национальная правовая система»

б) «правовая надстройка»

в) система права

г) институциональная структура права

д) анализ нормативной основы и систему осуществления права

 

5. Соответствие основных правовых систем современным государствам:

1. Романо-германская правовая семья [ ]

2. Африканская правовая семья[ ]

3. Смешанные правовые семьи[ ]

4. Правовая семья общего права [ ]

А) Япония

Б) Малагасийская республика

В) Австралия

Г) Куба

Д) Израиль

 

6. Соответствие критериев группировки правовых систем и их видов:

1. Исторические и юридические особенности правовых систем[ ]

2. Иерархия различных источников права[ ]

3. Тип общества, которое стремятся создать с помощью права[ ]

4. Деление по правовой технике и стилю права[ ]

А) Каноническая

Б) Славянская

В) Социалистическая

Г) Континентальная

Д) Буддистская

 

7. Правовая доктрина как источник права в период раннего средневековья рассматривалась основным источником права в:

а) англосаксонской правовой системе

б) мусульманской правовой системе

в) романо-германской правовой системе

г) дальневосточной правовой системе

 

8. Мусульманская правовая доктрина начала складываться с:

а) с VII века

б) с VIII века

в) с IХ века

г) с Х века

9. В период зрелого средневековья национальное законодательство становится предметом изучения европейских ученых-юристов в:

а) мусульманской правовой системе

б) англосаксонской правовой системе

в) японо-китайской правовой системе

г) романо-германской правовой системе

 

10. В период нового времени распространила свое влияние школа юридического позитивизма в:

а) мусульманской правовой системе

в) романо-германской правовой системе

г) дальневосточной правовой системе

д) англосаксонской правовой системе

 

11. В период нового времени появляется единая схема иерархической системы источников права:

а) мусульманской правовой системе

в) романо-германской правовой системе

г) дальневосточной правовой системе

д) англосаксонской правовой системе

 

12. В период новейшего времени правовая доктрина применяешься при разработке новых нормативных актов во всех отраслях права в:

а) мусульманской правовой системе

б) англосаксонской правовой системе

в) японо-китайской правовой системе

г) романо-германской правовой системе

 

13. Формирование романо- германской правовой системы в отличие от системы общего права состоит в том, что:

а) была продуктом деятельности феодальной государственной власти

б) была продуктом деятельности христианской церкви

в) была продуктом деятельности судей

г) была продуктом культуры, независимым от политики

 

14. Соответствие направлений формирования и развития правовой науки и типа правовой системы:

1. Статутное право[ ]

2. Школа естественного права[ ]

3. Сборник Хадисов[ ]

А) Мусульманская система права

Б) Система общего права

В) Дальневосточная правовая система

Г) Романо-германская правовая система

 

15. Исторической датой в становлении системы общего права считают:

а)ХVIII век

б) ХIХ век

в) IХ век.

г) ХV век

 

16. Правило прецедента сложилось в результате:

а) письменного делопроизводства в судах, начиная со второй половины XIV в.

б) в ходе деятельности королевский судов постепенно сложилась сумма решений, которыми и руководствовались в последующем эти суды

в) подробного ведения судебных протоколов, где фиксировались развернутые (с обоснованием, аргументацией) решения судов, начиная с ХVI века

г) постановления с 1549 г. судебной практики под королевский контроль с целью некоторой ее унификации

 

17. До какого периода времени в Англии существовал дуализм судопроизводства:

а) до середины ХVIII века

б) до второй половины ХIХ века

в) до начала ХIХ века

г) до начала ХХ века

 

18. Правовая система, которая развивалась по принципу: “ibi jus ibi remedium” (право там, где есть защита)

а) мусульманская правовая система

в) романо-германская правовая система

г) дальневосточная правовая система

д) англосаксонская правовая система

 

19. Иерархия источников права в романо-германской правовой системе:

а) Закон[ ]

б) Правовой обычай [ ]

в) Правовая доктрина[ ]

г) Судебная практика[ ]

 

20. Иерархия источников права в англо-саксонской правовой системе:

а) Закон[ ]

б) Правовой обычай [ ]

в) Правовая доктрина[ ]

г) Судебная практика[ ]

 

21. Иерархия источников права в мусульманской правовой системе:

а) Закон[ ]

б) Правовой обычай [ ]

в) Правовая доктрина[ ]

г) Судебная практика[ ]

 

22. Полномочиями интерпретация статутов в системе общего права обладают только:

а) суды

б) парламент

в) правительство

г) прокуратура

 

23. Разделение судов по инстанциям относится к правовой системе:

а) мусульманской

в) романо-германской

г) дальневосточной

д) англосаксонской

 

24. Разделение судов на суды "общего права" и "суды справедливости"относится к правовой системе:

а) мусульманской

в) романо-германской

г) дальневосточной

д) англосаксонской

 

25. Мусульманская система права основана на:

а) Коране, Евангелии, Ведах

б) Коране, Упанишадах, Законах Ману

в) Коране, Сунне, высказываниях пророка Мухаммада, Адатах

г) Коране, высказываниях пророка Мухаммада, Каноне перемен

 

26. Маджаллы – это:

а) толкование Корана и Сунны имамами

б) кодекс Османской империи, охватывающей гражданское и процессуальное право

в) нормы, сформулированные мусульманско-правовой доктриной на основе единогласного мнения (Иджмы)

г) нормы, сформулированные мусульманско-правовой доктриной на основе умозаключения по аналогии (Кийас)

 

27. В странах какой правовой системы закреплен принцип приоритета конституционных законов по отношению к обычным:

а) мусульманской правовой системы

в) романо-германской правовой системы

г) дальневосточной правовой системы

д) англосаксонской правовой системы

 

28. Правовая система, в которой право выступает прежде всего как средство регулирования отношений между гражданами:

а) мусульманская правовая система

б) англосаксонская правовая система

в) японо-китайская правовая система

г) романо-германская правовая система

 

29. Правовая система, в которой основная забота юристов – немедленное восстановление статус-кво, а не установление основ социального порядка:

а) мусульманская правовая система

б) англосаксонская правовая система

в) японо-китайская правовая система

г) романо-германская правовая система

 

30. Правовая система, в которой право уделяет не особенно много внимания санкциям, устанавливаемым самими нормами:

а) мусульманская правовая система

б) англосаксонская правовая система

в) японо-китайская правовая система

г) романо-германская правовая система

 

31. Сравнительное правоведения как наука сформировалась:

а) в глубокой древности

б) в средние века

в) в начале 19 века

г) в конце 19-20 веков

д) в конце 20 века.

 

32. Одним из элементов формы государства является:

а) правительство;

б) избирательная система;

в) форма правления;

г) партии и общественные объединения.

 

33. Форма правления, при которой правительство образуется на парламентской основе и несет политическую ответственность перед парламентом – это...

а) президентская республика;

б) парламентская республика;

в) смешанная республика;

г) дуалистическая монархия.

 

34. Объектами сравнительного правоведения не являются:

а) правовая действительность, правовая реальность.

б) правовые семьи

в) правовые системы государств

г) отдельные законы

д) функции права.

 

35. Монархия отличается от республики...

а) наличием поста президента;

б) ответственностью правительства перед парламентом;

в) наличием института референдума;

г) передачей власти главы государства в порядке престолонаследия.

 

36. Президентскую республику характеризует...

а) внепарламентский способ избрания президента;

б) наличие у президента права роспуска парламента;

в) ответственность правительства перед парламентом;

г) наличие поста премьер-министра.

 

37. Правительство формируется из членов партий, получивших большинство на выборах в парламент государства. Укажите, для какой формы правления характерен такой порядок формирования исполнительной власти:

а) дуалистической монархии;

б) абсолютной монархии;

в) президентской республики;

г) парламентской республики.

 

38. Укажите, в каком пункте перечислены явления и понятия, противоречащие друг другу:

а) президентская республика, ответственность правительства перед президентом, отсутствие поста премьер-министра, избрание президента внепарламентским путем;

б) парламентарная монархия, назначение главы правительства по принципу партийного большинства, институт контрассигнатуры, право абсолютного veto у монарха;

в) парламентарная республика, наличие права роспуска парламента у президента, существование поста премьер-министра, избрание президента парламентским путем;

г) дуалистическая монархия, неограниченное право роспуска парламента у монарха, ответственность правительства перед монархом, право монарха на чрезвычайное указное законодательство в период между сессиями парламента.

 

39. Институт контрассигнатуры существует:

а) в абсолютной монархии;

б) в дуалистической монархии;

в) в парламентарной монархии;

г) в президентской республике.

 

40. Конституция (Основной закон) Саудовской Аравии 1992 г. устанавливает, что власть исходит от народа, но акты, имеющие силу закона, принимает монарх после обсуждения в совете аш-шура. Исходя из этого, Саудовская Аравия -...

а) типичная абсолютная монархия;

б) дуалистическая монархия;

в) абсолютная монархия с некоторыми внешними признаками конституционной;

г) парламентарная монархия.

 

41. Укажите исторический тип права:

а) германское право

б) общее право

в) каноническое право

г) частное право

 

42. Согласно Конституции Федеративной Республики Бразилия 1988 г., исполнительная власть осуществляется Президентом Республики. Президент Республики имеет исключительное право назначать и смещать с должности государственных министров. Бразилия является...

а) президентской республикой;

б) парламентарной республикой;

в) смешанной республикой;

г) парламентарной монархией.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 703; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.228 (0.121 с.)