ТОП 10:

Понятие и классификация юридических наук.



Понятие и классификация юридических наук.

 
 


НАУКИ

 

 

Социальные Естественные

 

история физика

 

 

политология социология химия

 

экономические биология

теории

 

 

педагогика культурология астрономия

юридические

 

В самом общем виде понятие науки можно сформулировать как систематизированное знание об окружающей человека природе. В зависимости от сферы исследовательских интересов, все науки подразделяются на естественные, имеющие объектом исследования объективную реальность, существующую независимо от человеческого сообщества, (физика, химия, биология, математика и т.д.) и социальные - изучающие процессы общественной жизнедеятельности (социология, политология, экономика, правоведение).

 
 


Правовая наука - это система полных и всесторонних знаний о праве и государстве, в основе которой лежит совокупность понятий, категорий и научных принципов, отражающих закономерности возникновения, развития и функционирования данных явлений.

Правоведение (система юридических наук) - это отрасль специальных общественных знаний, в пределах и посредством которых осуществляется теоретико-прикладное освоение (изучение) государственно-правовой действительности.

Юридические науки, в комплексе составляющие правоведение, занимают важное место в группе социальных наук. В целом, все они изучают общественные отношения, урегулированные правом. При этом научный интерес представляют различные с точки зрения социально-правовой оценки варианты поведения (правомерного, юридически нейтрального, противоправного). Существует множество критериев классификации юридических наук, однако, наиболее часто, создание специфических научных групп происходит по предметно функциональному принципу.

 

Философия права как мировоззренческая основа юридической науки.

Философия права — это область научного знания, в рамках которой конкретизируется (применительно к правовой действительности) «первичная философия» и показывается каким образом всеобщая сущность мироздания соотносится с бытием личности, бытием права.

Предмет философии права составляют проблемы историко-логического познания права, волевой природы права, сущности и содержания правового воздействия на государство и общество, соотношения свободы и права.

Философия права составляет методологическое и мировоззренческое основание общей теории права и государства.

 
 

 


Светское направление изучения философии права можно подразделить на этико-абсолютистское (Б.А. Кистяковский, И.А. Покровский, Н.Н. Алексеев, С.А. Котляревский) и этико-релятивистское (П.И. Новгородцев, П.Г. Виноградов).

Этико-абсолютистская концепция отстаивала неизменность и вечность основных моральных принципов, ценностей, признавая лишь историческое развитие понятий об этих ценностях, то есть постепенное их уяснение в ходе исторического развития человечества.

Представители этико-релятивистской концепции полагали, что нормы морали подвержены в такой же степени исторической изменчивости, как и иные социальные нормы.

Религиозно-этические концепции рассматривали право как продукт духовной, идеальной деятельности. Основным фактором формирования права являлись высшие разумно-этические начала, которые представлялись в виде Абсолютной Идеи, Абсолютного Духа, Абсолютного Разума, Бога.

Сторонники данного направления (Е.Н. Трубецкой, К.А. Неволин, И.В. Михайловский, А.С. Ященко) предпринимали попытку отыскать реализуемую в действующем законодательстве идею права.

 

 
 

 


Основные группы юридических наук.

Система юридических наук представляет собой комплексную структуру, элементами которой являются историко-теоретические, отраслевые, межотраслевые и прикладные (специальные) науки.


Функции теории государства и права.

 
 


ФУНКЦИИ

ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВАИ ПРАВА

 

 

Теория государства и права как фундаментальная юридическая наука выполняет ряд функций: познавательную, онтологическую, эвристическую, идеологическую, прогностическую.

Познавательная функция выражается в познании и объяснении явлений и процессов государственной и правовой жизни общества.

Онтологическая функция - в рамках указанной функции происходит познание существа государственно-правовых явлений.

Эвристическая функция открывает новые закономерности государственно-правовой жизни общества.

Идеологическая функция способствует утверждению принципов правового государства, обеспечению правовой пропаганды и правового воспитания.

Прогностическая функцияпозволяетвыдвигать научные гипотезы дальнейшего развития права и государства.

МЕТОДОЛОЛОГИЯ

ТЕОРИИГОСУДАРСТВА ИПРАВА

 

всеобщий философский метод материалисти

метод ческой диалектики

 

анализ, синтез, индукция, дедукция,

абстрагирование, прогнозирование

Общие методы

 

 

специальные методы статистический, психологический, конкретно- социологический, математический

 

частные методы правовой науки формально-юридический, сравнительного

правоведения, технико-юридический

 

 

Методология теории государства и права включает в себя комплекс взаимосвязанных приемов и способов, при помощи которых осуществляется процесс изучения государственно-правовых явлений. Иными словами, методология позволяет понять, каким образом происходит познавательный процесс в теоретико-правовой сфере.


ВАЖНЕЙШИЕ ПРИНЦИПЫ (ПОДХОДЫ) ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИСЛЕДОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 

 

историзм объективность конкретность

 

плюрализм универсальность

 

В качестве основных принципов методологии общей теории государства и права следует выделить: историзм, объективность, универсальность, плюрализм.

Принцип историзма предполагает, что государство и право характеризуются как изменяющиеся в пространстве и времени категории и поэтому должны исследоваться в динамике их исторического развития.

Объективность как методологический принцип означает стремление к получению максимально достоверной информации об изучаемых явлениях, при этом влияние субъективных факторов (личное отношение, общественное мнение, сформировавшаяся традиция), по возможности сводится к минимуму.

Универсальный характер теории государства и права заключается в том, что она изучает общие закономерности развития государства и права, безотносительно к какой либо конкретной государственно-правовой системе.

Принцип плюрализма закрепляет "право на жизнь" различных идейно-теоретических подходов, концепций, школ порою отстаивающих противоречивые точки зрения. При этом не допускается насильственного насаждения каких бы то ни было идейно-теоретических схем, объявления их "абсолютными истинами" (как было, например, с идеями марксизма, знакомство с которыми проходило под лозунгом "Учение Маркса всесильно, потому что оно верно").

В процессе изучения теории государства и права используются общенаучные, специальные и частные методы.

Общенаучные методы – это средства познания, используемые во всех областях научного знания. К числу общенаучных методов относятся системно-структурный и функциональный методы.

Системно-структурный метод предполагает рассмотрение явления в его взаимосвязи с окружающей действительностью. Его использование позволяет, с одной стороны, раскрыть целостный характер объекта изучения, а с другой выявить различные типы связей, характеризующие место и роль объекта в однородной системе. Например, характеристика нормы права предполагает как ее целостное восприятие (понятие и признаки юридической нормы, виды норм), так и оценку внутренней структуры (норма с точки зрения единства гипотезы, диспозиции, санкции) и, вместе с тем, ее положение в системе права (где норма рассматривается как первичный образующий элемент).

Функциональный метод используется для выяснения предназначения изучаемых явлений. В частности, применение функционального метода в процессе характеристики государства позволяет сформулировать основные направления государственной деятельности в политической, экономической, экологической и др. сферах общественной жизни.

Специальные методы – это способы познания, которые разрабатываются в рамках обособленных научных групп (например, в сфере естественных, либо же социальных наук). К специальным методам можно отнести социологический, статистический, кибернетический и др.

Общие логические приемы (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, гипотеза) используются для определения научных понятий, последовательной аргументации теоретических положений, устранения неточностей и противоречий. По своей сути эти приемы являются своеобразными "инструментами" для плодотворной научной деятельности.

Применение социологического метода позволяет оценить степень государственно-правового воздействия на жизнедеятельность общества. При этом широко применяются такие приемы как анкетирование, опросы населения, проведение социально-правовых экспериментов и т.д.

Статистический метод помогает получить количественные данные, характеризующие изучаемое явление. Роль данного метода особенно велика при изучении массовых повторяющихся явлений (применение права государственными органами и должностными лицами, правонарушения и т.д.).

Кибернетический метод – это прием, позволяющий с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики, расширить либо уточнить имеющиеся сведения о государстве и праве.

Частно-правовые методы – это способы познания, выработанные непосредственно теорией права и государства. К ним относят методы сравнительного правоведения, толкования (интерпретации) права, формально-юридический и др.

Метод сравнительного правоведения предназначается для изучения различных государственно-правовых систем путем сопоставления одноименных институтов, принципов, школ.

Метод толкования (интерпретации) права – это способ уяснения и разъяснения сущностного содержания закрепленного юридической нормой правила поведения.

Формально-юридический метод предполагает изучение права в "чистом" виде, вне связи с другими социальными явлениями (политикой, экономикой, идеологией и т.д.).

 

 

Государственная территория.

Государственной территорией принято считать такую территорию, которая находится под юрисдикцией определенного государства, то есть принадлежит определенному государству, осуществляющему в ее пределах свое территориальное верховенство. С позиций международного права государственная территория выступает как пространство осуществления верховной власти государства, подчиненное его исключительному господству, как принадлежащая данному государству и находящаяся под его исключительной властью часть земного пространства.

Территория как признак государства включает в себя в качестве составляющих элементов фактическую и юрисдикционную территории. Фактическая территория - это территория в пределах государственных границ, состоящая из суши с ее недрами, внутренних вод и прибрежной зоны, воздушного пространства над землей и водами. Юрисдикционная территория - это территория, на которую распространяется суверенитет государства. При этом законы государства действуют не только на фактической территории, но и на территории в географическом смысле к государственной неотносящейся (зарубежные дипломатические представительства, полярные станции на материке Антарктида, корабли и самолеты под государственным флагом).

В научной литературе нередко встречаются попытки обосновать вывод о том, что возможно государство, не обладающее собственной территорией (государства кочевников, Организация освобождения Палестины и т.д.), однако представляется, что приведенные примеры, являясь исключениями из общего правила, лишь подтверждают объективность данного признака.

 

Тема 6. Форма государства.

 

Понятие формы государства.

 
 

 

 


Категория «форма государства» показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношения друг с другом и населением, а также средства и методы, используемые государственным механизмом для осуществления организующей и управленческой деятельности.

В отечественной и зарубежной литературе нет единого общепризнанного представления о том, что такое форма государства. Учеными высказываются различные точки зрения.

Традиционным, например, для отечественного государствоведения и правоведения 60-70-х годов было представление о форме государства как об институте, складывающемся из формы правления и формы государственного устройства. В более поздний период, вплоть до настоящего времени, в научной литературе утвердилось мнение, согласно которому форма государства объединяет форму правления, форму государственного устройства и форму политического режима. Наряду с элементным подходом (полезным и необходимым, особенно в учебных целях) стали выдвигаться предложения о системном анализе формы, о необходимости учитывать не только элементы и их качества, но и связи, соединяющие элементы в единое, целостное образование (форма государства). По мнению Л.И. Спиридонова «форма государства - это его устройство, выражающееся в характере политических взаимоотношений между людьми, между людьми и государством, между государством и людьми в процессе управления ими (политический режим), в способах организации высших органов государственной власти (форма правления) и в административно-территориальном делении государства (форма территориального устройства)».

Формы правления.

 

 


Чтобы получить исчерпывающую характеристику конкретного государства как особой политической организации, необходимо проанализировать всю совокупность его признаков и выделить среди них важнейшие. К числу последних можно отнести признаки, характеризующие порядок формирования и организацию высших органов государственной власти или, иначе говоря, форму правления как одну из составных частей формы государства. Эту сторону формы государства определяют:

- структура и полномочия высших органов государственной власти;

- порядок их образования и взаимоотношения между собой;

- степень участия населения в формировании этих органов и влияния на принимаемые ими решения.

По форме правления государства подразделяются на монархии (единоличные, наследственные) и республики (коллегиальные, выборные).

Монархия (гр. monarchia – единовластие) как форма правления характеризуется следующими признаками:

1) существование единоличного главы государства (король, император, эмир и т.д.), пользующегося своей властью пожизненно;

2) наследственный порядок преемственности верховной власти;

3) монарх представляет государство по собственному праву, не производному от власти народа (чаще всего при обосновании данного положения подчеркивается божественное происхождение монарха), выполняя и функции главы государства, и функции законодательной, а во многом и функции исполнительной властей, контролируя правосудие и местное самоуправление;

4) юридическая безответственность монарха.

Представленные признаки наиболее полно выражены в неограниченных (абсолютных) монархиях. Данная форма правления характерна для стран Древнего Востока (Египет, Вавилон, Ассирия и т.д.), России XVII – XVIII вв., Франции до революции 1789 г., Омана, Бахрейна, Кувейта в настоящее время.

В ограниченных монархиях власть монарха ограничена выборным органом – парламентом – либо особым правовым актом – конституцией. В большинстве ограниченных монархий налицо сочетание обоих способов ограничения власти монарха – конституцией и парламентом. Монархии, ограниченные таким способом, принято именовать конституционными (парламентарными).

Конституционная (парламентарная) монархия характеризуется следующими основными признаками:

- правительство формируется из представителей партий, получивших большинство на выборах в парламент;

- лидер партии, получившей большинство депутатских мандатов, становится главой правительства;

- власть монарха является символической, он «царствует» но не правит;

- правительство подотчетно в своей деятельности парламенту.

Конституционными (парламентарными) монархиями в настоящее время являются большинство монархических государств: Великобритания, Дания, Испания, Бельгия, Швеция, Япония и др.

Дуалистическая монархия характеризуется юридическим двоевластием: законодательную власть осуществляет парламент, а исполнительную – монарх. При этом монарх осуществляет управление страной через подчиненное ему и ответственное только перед ним правительство (Кайзеровская Германия до 1918 г., Япония до 1945 г.). Дуалистических монархий в чистом виде в настоящее время не существует.

 

 
 


Республика (лат. res publica – общественное дело) как форма правления отличается следующими признаками:

1) выборность органов государственной власти на определенный срок и их коллегиальный характер;

2) выборность на определенный срок главы государства;

3) власть осуществляется от имени народа, который делегирует свои властные полномочия своим представителям;

4) юридическая ответственность государственной власти (в том числе и главы государства).

В качестве современных форм республиканского правления рассматриваются президентские (США, Франция, Филиппины, Мексика и др.) и парламентские (Италия, ФРГ и др.) республики.

В президентских республиках президент избирается независимо от парламента (например, в Мексике – прямым голосованием избирателей, а в США – выборщиками, избранными путем голосования избирателей). Президент либо сам возглавляет правительство и формирует его состав (США), либо назначает премьер-министра, утверждает состав правительства, представленный премьером, контролирует деятельность правительства (Франция, Россия). Президент обладает правом отставки как отдельных министров (в том числе и премьер-министра), так и всего правительства, в случае переизбрания президента либо досрочного прекращения его полномочий правительство слагает с себя свои полномочия.

Взаимодействие между законодательной и исполнительной ветвями власти в президентской республике строится на основании принципа разделения властей и системе сдержек и противовесов. В частности, законодательную власть в РФ осуществляет двухпалатное Федеральное Собрание (Государственная дума разрабатывает и принимает законы, Совет Федерации их одобряет). Однако закон не может вступить в силу без подписи Президента. В случае неподписания закона (наложения вето), документ возвращается в Думу (система сдержек). Вместе с тем, в случае если при повторном голосовании в поддержку отклоненного закона проголосует квалифицированное большинство (2/3) представителей обеих палат Федерального собрания, вето считается преодоленным и, в этом случае, Президент обязан подписать закон и передать его на опубликование в СМИ (система противовесов)

В парламентской республике президент обычно избирается таким образом, чтобы он не получал свой мандат непосредственно от избирателей и, следовательно, не мог противопоставить себя парламенту. Чаще всего главу государства избирает либо парламент, либо особая коллегия.

Правительство в парламентской республике назначает президент. Однако, как правило, это формальный акт. Президент назначает премьер-министра (который затем формирует правительство) только в том случае, если представленная кандидатура пользуется доверием парламента. Поэтому, как правило, пост премьер-министра занимает лидер партии, имеющей большинство депутатов в парламенте, или кандидат, предложенный блоком объединившихся партий, совместно располагающим таким большинством.

В парламентской республике правительство несет ответственность только перед парламентом, но не перед президентом.

Смешанная (полупрезидентская) республика характеризуется сочетанием основных черт обоих типов республиканской формы правления.

Для республик смешанного типа правления характерно отсутствие непосредственной юридической связи между президентом и правительством. В ряде государств всенародно избранный президент, будучи главой государства, в формально-правовом смысле оказывается отделен от руководства исполнительной властью, которое возлагается на председателя правительства.

Одним из признаков, присущим республикам смешанного типа правления, является возможность роспуска парламента или его нижней палаты по инициативе президента в случае возникновения непреодолимого конфликта между органами исполнительной власти и парламентом.

 

Значимости деятельности

Постоянные Основные Внутренние

 

 

Временные Производные Внешние

 

Наиболее часто встречаются попытки классифицировать функции государства в зависимости от того, в какой сфере - внутригосударственной или международной - они осуществляют­ся. Согласно данному критерию, функции подразделяются на внутренние и внешние.

 

В качестве основных внут­ренних функций как правило выделяются:

- политическая функция включающая в себя направления государственной деятельности по обеспечению незыблемости государственного строя; организа­цию и функционирования органов государственной власти;

- экономическая функция содержащая характеристику места и роли государства в системе экономического развития; определяющая пределы вмешательства государства в процесс управления экономикой;

- социальная функция в наиболее общем виде может рас­сматриваться как направление деятельности государства по созданию условий для определенного образа жизни членов сообщества (в соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г., всем гражданам России гарантированно право на достойный образ жизни).

 
 


Внешние функции государства позволяют говорить о нем как о субъекте международных отношений. При этом следует выделить функцию защиты государственного суверенитета и функцию межгосударственного сотрудничества.

Рассматривая деятельность государства, направленную на защиту государственного суверенитета следует отметить два основных пути. Прежде всего, это защита суверенитета, путем противодействия внешним попыткам нарушить территориальную целостность, политическую или экономическую самостоятельность государства. Вместе с тем, ряд авторов защищают право государства на реализацию собственных геополитических интересов, предполагающих решение стоящих перед государством задач за счет вмешательства в дела другого государства, объявленного в одностороннем порядке зоной жизненных интересов. При этом в качестве идеологической подоплеки нередко используются теории обосновывающие «избранность» той или иной нации или народности и – как следствие – неполноценность всех остальных людей.

Функция международного сотрудничества рассматривается как процесс договорных отношений между государствами в целях получения определенных, позитивных результатов. На договорных отношениях основываются экономические, политические, социально-культурные, военные, спортивные связи. Немаловажной особенностью реализации данного вида функций государства является участие в интеграционном процессе государств с различными политико-правовыми систе­мами.

В зависимости от времени осуществления выделяются постоянные и временные функции государства. Постоянные функции государства не ограничены во времени и, как правило, осуществляются государством в течение всего периода своего существования. Важнейшей постоянной функцией является забота государства о сохранении членов сообщества. К постоян­ным функциям относятся также функции международного сотрудничества и защиты государственного суверенитета. Временные функции осуществляются государством на протяже­нии определенного периода.

Ряд авторов в качестве критерия классификации функций государства выделяют принцип социально-политической значимости; поэтому признаку различаются основные и производные функции.

Основные функции - это наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению коренных стратегических целей и задач, стоящих перед ним в определенный исторический периода

Производные функции рассматриваются как структурные части основных функций и вследствие этого представляют собой более узкие и конкретные направления государственной деятель­ности.

От функций государства следует отграничивать функции государственных органов. Последние осуществляют деятельность, направленную на достижение тех же целей и задач, что стоят перед государством в целом. Однако, представляя собой лишь часть государственного механизма, они не в состоянии полностью решить возникающие проблемы.

 

Понятие и признаки права.

Сформулировать определение права как социально-политического явления весьма сложно, и к концу ХХ века нет дефиниции, которая была бы общепризнанной. Обобщив наиболее известные точки зрения можно сделать вывод о том, что право – это нормативное выражение исторически сложившегося порядка общественных отношений между свободными и равными субъектами, отклонения от которого могут быть устранены средствами государственного принуждения.

Основываясь на неразрывной связи права с государством, которое обеспечивает его функционирование и реализацию властно-принудительными средствами, часто приходят к выводу, будто право порождается государством. Этому заключению способствует и тот факт, что государство официально санкционирует часть норм и даже издает их в процессе своей законотворческой деятельности. В таком случае появляется основание для определения права как совокупности юридических норм, изданных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой.

Право - явление сложное, многогранное, имеющее богатое понятийное выражение. Во- первых, выделяют право в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т.п.); во- вторых, выделяют право в специально- юридическом смысле, как юридический инструмент, связанный с государством.

Право (в этом сугубо юридическом смысле) – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

 
 


Признаки права:

· волевой характер;

· общеобязательность;

· нормативность;

· исходит от государства;

· формальная определенность;

· системность;

· обеспеченность системой государственных гарантий и санкций.

Право – система исходящих от государства общеобязательных, формально определенных, гарантированных принудительной силой государства правил поведения общего характера, являющихся регулятором общественных отношений и основывающихся на принципах естественного права.

 

ФУНКЦИИ ПРАВА

 

 

общесоциальныеспециально - юридические

(социально-политические)

 

 

политическая регулятивная охранительная

 

 

социально-

культурная

 

 

воспитательная

статическая динамическая

 

Функции права – это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.

С помощью понятия функции права можно познать предназначение права в обществе, его динамику, действие.

Функции права можно рассматривать в двух плоскостях в зависимости от того, освещаются ли они в рамках специально-юридических (узких) или в общесоциальных (более широких).

Если следовать широкому смыслу функций права, то среди них можно выделить:

· экономическая функция (право упорядочивает производственные отношения, закрепляет различные формы собственности);

· политическая функция (регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы);

· воспитательная функция (отражает определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, связана с формированием у субъектов мотивов правомерного поведения);

· коммуникативная функция (выступает способом связи между субъектом и объектом управления).

На специально-юридическом уровне право выполняет регулятивную и охранительную функции.

Регулятивная функция имеет первичное значение, носит творческий характер, ибо право с помощью ее призвано содействовать развитию наиболее ценных для общества и государства социальных связей. Подобную функцию обеспечивают, как правило, правовые стимулы – поощрения, льготы, дозволения, рекомендации. Данные средства способствуют удовлетворению интересов лиц, открывая простор для их активности, инициативы, предприимчивости (статическая, динамическая).

Охранительная функция осуществляется с помощью правовых ограничений – обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений – и имеет вторичный характер. Данная функция производна от регулятивной и призвана ее обеспечивать, ибо охрана и защита начинают действовать тогда, когда нарушается нормальный процесс развития тех или иных социальных связей, когда ему препятствуют конкретные помехи. Для того чтобы убрать с пути данное препятствие, и используются правовые ограничения, охраняющие и защищающие интересы лиц.

Принципы права.

Принципы права – это основные исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора.

Принципы выражают закономерности права, его природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла.

В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.

 
 


ПРИНЦИПЫ ПРАВА

 

Правовая культура общества.

Правовая культура общества представляет собой обусловленное социально-экономическим, духовным и политическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания, а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свободы поведения личности в единстве с ответственностью перед обществом.

Иными словами, правовая культура общества - это совокупность норм, ценностей, юридических институтов, процессов, состояний и форм, выполняющих функцию социально-правовой ориентации людей в конкретном обществе (цивилизации).

Правовая культура предполагает:

-определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой деятельности;

-надлежащую степень знания населением законов;

-высокий уровень уважения норм права, их авторитета;

-качественное состояние процессов правотворчества и реализации права;

-результаты правовой деятельности в виде духовных и материальных благ, созданных людьми (законы, системы законодательства, судебная практика и т.д.).

 
 


 

 

Правовая культура включает в себя следующие структурные элементы:

а) правовое сознание общества.

Правовая культура общества зависит прежде всего от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т.д., насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение населения к закону, суду, различным правоохранительным органам, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний и т.д.;

б) юридическая деятельность.

Юридическая деятельность - это второй структурный элемент правовой культуры общества, который состоит из теоретической составляющей деятельности ученых-юристов, образовательной деятельности студентов и слушателей вузов, практической правотворческой и правореализующей, в т.ч. правоприменительной деятельности.

в) система правовых (юридических) актов.

Наиболее важное значение для оценки правовой культуры общества имеет система действующих правовых актов, в которых закрепляется право данного общества.

Любой юридический акт должен быть правовым, т.е. отвечать господствующим в общественном сознании представлениям о справедливости, равенстве и свободе. Закон должен быть совершенным и с точки зрения его формы: быть непротиворечивым, по возможности кратким и обязательно ясным и понятным для населения, содержать определения основных терминов и понятий, быть опубликованным в доступном для населения источнике и т.д.

При определении качества правовой культуры общества необходимо учитывать и состояние индивидуальных правовых актов – документов: правоприменительных (решения и приговоры судов, постановления следователей, акты прокуроров, документы в административно-управленческой сфере и т.д.).

Выделение структурных элементов правовой культуры является условным в зависимости от критериев оценки данного явления.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.234.207.100 (0.037 с.)