Понятие и принципы правотворчества



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и принципы правотворчества



Правотворчество — это деятельность по принятию, изменению и отмене юридических норм. Субъектами правотворчества высту­пают государственные органы, негосударственные структуры (ор­ганы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также народ при принятии законов на референдумах.

Правотворчество является составной частью правообразова-ния, под которым понимается естественно-исторический процесс формирования права, в ходе которого осуществляется анализ и оценка сложившейся правовой действительности, выработка взглядов и концепций о будущем правового регулирования, а также разработка и принятие нормативных предписаний. Право­творчество выступает как завершающий этап правообразования.

Сущность правотворчества состоит в возведении государствен­ной воли в норму права, т.е. в форму юридических предписаний, имеющих общеобязательный характер.

Правотворческая деятельность осуществляется в рамках про­цессуальных норм (процедур), содержащихся в конституции, рег­ламентах, уставах и т.п. Правотворчество заключается в принятии новых норм права, отмене либо совершенствовании старых путем внесения изменений и дополнений.

Правотворчество характеризуется тем, что:

• это важнейшее средство управления обществом, здесь фор­
мируется стратегия его развития, принимаются существен­
ные правила поведения;

• его основная продукция — юридические нормы, — воплоща­
ется главным образом в нормативных актах (в нормативных
договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах);

• уровень и культура правотворчества, а соответственно и ка­
чество принимаемых нормативных актов, является показа­
телем цивилизованности и демократии общества.

Правотворчеству присущи следующие принципы:

• научность (ибо в процессе подготовки нормативных актов
важно изучать социально-экономическую, политическую и


иную ситуацию, объективные потребности развития общест­ва и т.п.);

• профессионализм (заниматься подобной деятельностью
должны компетентные, подготовленные для этой роли
люди — юристы, управленцы, экономисты и другие);

• законность (подобная деятельность должна осуществляться
в рамках и на основе конституции, иных законов и подзакон­
ных актов);

• демократизм (характеризует степень участия граждан в этом
процессе, уровень развития процедурных норм и институтов

в обществе);

• гласность (означает открытость, «прозрачность» правотвор­
ческого процесса для широкой общественности, нормальную
циркуляцию информации).

• оперативность (предполагает своевременность издания нор­
мативных актов).

Принципы правотворчества — это основополагающие идеи, ру­ководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или с заменой юридических норм, это ори­ентир для органов, творящих право.

§ 2. Виды правотворчества

Правотворчество — богатое по содержанию явление, сверх­сложная деятельность по формулированию общих правил поведе­ния. Оно может быть, естественно, неоднородным.

Правотворчество подразделяется:

1) в зависимости от субъектов на:

• правотворчество народа в процессе проведения референдума
(всенародного голосования по наиболее важным вопросам го­
сударственной и общественной жизни);

• правотворчество государственных органов (например, Госу­
дарственной Думы, Правительства РФ);

• правотворчество отдельных должностных лиц (например,
президента, министра);

• правотворчество органов местного самоуправления.

• локальное правотворчество (например, на предприятии, вы
учреждении и организации);

• правотворчество общественных организаций (например,

профсоюзов); 2) в зависимости от значимости на:



Глава 13. Правотворчество


§ 3. Понятие и стадии законотворчества в РФ



 


законотворчество (правотворчество высших представитель­
ных органов — парламентов, в процессе которого издаются
нормативные акты высшей юридической силы — законы,
принимаемые в соответствии с усложненной процедурой);

• делегированное правотворчество ( нормотворческая деятель­
ность органов исполнительной власти, прежде всего прави­
тельства, осуществляемая по поручению парламента по при­
нятию для оперативного решения определенных проблем
нормативных актов, входящих в компетенцию представи­
тельного органа);

• подзаконное правотворчество (здесь нормы права принима­
ются и вводятся в действие структурами, не относящимися к
высшим представительным органам — президентом, прави­
тельством, министерствами, другими центральными органа­
ми исполнительной власти, местными органами государст­
венного управления, губернаторами, главами администра­
ций, руководителями предприятий, учреждений, организа­
ций).

Далеко не все юридические нормы необходимо принимать на уровне законотворчества. Есть целый спектр ситуаций, когда юри­дические нормы целесообразнее принимать на уровне подзакон­ных актов, нормативных договоров и в иных формах.

Кроме прочего, подзаконное правотворчество характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшей формальностью,

В зависимости от субъектов

Виды правотворчества

В зависимости от значимости

правотворчество народа в процессе проведения референдума

законотворчество

делегированное правотворчество

правотворчество государственных органов

подзаконное правотворчество

правотворчество отдельных должностных лиц

правотворчество органов местного самоуправления

локальное правотворчество


большей компетентностью осуществляющих его конкретных субъектов. Вместе с тем оно связано с «непрозрачностью» процесса принятия нормативных актов, с их громоздкостью.

§ 3. Понятие и стадии законотворчества в Российской Федерации

Законотворческий процесс — главная составная часть право­творческого процесса, его сердцевина. Именно принятие законов характеризует данный процесс в целом. Кроме законов продук­цией правотворчества выступают подзаконные нормативные акты, правовые обычаи, нормативные договоры, юридические прецеденты.

Законотворчество — сложный, неоднородный процесс, вклю­чающий в себя следующие стадии:

1) законодательная инициатива — закрепленное в Конститу­
ции РФ право определенных субъектов внести предложение об из­
дании закона и соответствующий законопроект в законодатель­
ный орган. Право законодательной инициативы порождает у зако­
нодательного органа обязанность рассмотреть предложение и зако­
нопроект, но принять или отклонить его — право законодателя.
Право законодательной инициативы (согласно ч. 1 ст. 104 Консти­
туции РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, чле­
нам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Прави­
тельству РФ, законодательным (представительным) органам субъ­
ектов Федерации. Право законодательной инициативы принадле­
жит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ,
Высшему Арбитражному Суду РФ, однако только по вопросам их
ведения; **.■'{ , • - / ■ . ' */'<■ ■' л •■ < ' '

/£) обсуждение законопроекта — начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, чтобы устра­нить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наи­более существенные законопроекты выносятся на всенародное об­суждение;

4) принятие закона — достигается с помощью механизмов голо­сования (простым большинством и квалифицированным). Приня­тие закона — главная стадия, которая в свою очередь распадается на три подстадии:

а) принятие закона Государственной Думой (федеральные зако­ны принимаются простым большинством голосов от общего числа



Глава 13. Правотворчество


§ 4. Своеобразие правотворчества субъектов Федерации



 


депутатов Государственной Думы, т.е. 50% + 1 голос; федеральные же конституционные законы считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Го­сударственной Думы);

б) одобрение закона Советом Федерации ( в соответствии с ч. 4
ст. 105 Конституции РФ федеральный закон считается одобрен­
ным Советом Федерации, если за него проголосовало более полови­
ны от общего числа членов этой палаты либо если в течение четыр­
надцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации; в соответ­
ствии с ч. 2 ст. 108 Конституции РФ федеральный конституцион­
ный закон считается принятым, если он одобрен большинством не
менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Феде­
рации);

в) подписание закона Президентом РФ (согласно ч. 2 ст. 107 и
ч. 2. ст." 108 Конституции РФ Президент РФ в течение четырнад­
цати дней подписывает одобренный закон и обнародует его);

0>) опубликование закона (как правило, федеральные конститу­ционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Прези­дентом РФ; неопубликованные законы не применяются).

Стадии законотворчества в Российской Федерации

законодательная инициатива

принятие Государственной Думой

обсуждение законопроекта

принятие закона

одобрение Советом Федерации

опубликование закона

подписание Президентом РФ

§ 4. Своеобразие правотворчества субъектов Федерации

Конституция РФ в соответствии с ч. 4 ст. 76 представляет субъ­ектам Федерации право вне пределов ведения РФ, совместного ве­дения Федерации и ее субъектов осуществлять собственное право­вое регулирование, включая принятие законов и иных норматив-


ных актов. Такое регулирование может быть осуществлено в сфере принятия и изменения конституций республик (уставов краев и областей), территориального устройства субъектов Федерации, го­сударственной (на уровне субъектов РФ) и муниципальной служ­бы, бюджета, налогов и сборов субъектов РФ.

Своеобразие правотворчества субъектов РФ заключается в сле­дующем:

1) расширились полномочия в сфере правотворчества — регио­
ны впервые получили право принимать законы, как акты высшей
юридической силы. Это связано с общей тенденцией децентрали­
зации российской государственности, с укреплением в ней подлин­
но федеративных начал. За последние годы субъектами РФ приня­
то уже несколько сотен законов (например, в Саратовской облас­
ти — законы о государственной и муниципальной службе, о рефе­
рендуме Саратовской области и т.п.);

2) все большее место в правотворчестве регионов начинают за­
нимать соглашения и договоры между субъектами Федерации или
даже отдельными администрациями, которые регулируют вопро­
сы, возникающие в социально-экономической и культурной сфе­
рах;

3) правотворчество субъектов РФ отличает довольно значитель­
ная самобытность, отражающая специфику и статус того или
иного региона (например, в республиках в большей мере принима­
ются кодифицированные акты — кодексы, на Северном Кавказе
особую роль играют национальные и религиозные обычаи). Перед
субъектами РФ стоят цели — учитывать в правовом регулирова­
нии местные, региональные природные и национальные особен­
ности, осуществлять поиск оптимальных путей развития и кон­
кретизации положений общефедерального законодательства;

4) правотворчество субъектов РФ должно осуществляться в со­
ответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционны­
ми и федеральными законами. Между тем, на практике в совре­
менных условиях более трети нормативных актов субъектов Феде­
рации противоречат общефедеральным актам;

5) в рамках субъектов РФ принимают нормативные акты и
многочисленные негосударственные структуры — прежде всего
органы местного самоуправления и т.д.


t



Глава 13. Правотворчество


§ 6. Юридическая техника



 


§ 5. Систематизация нормативных актов: понятие и виды

Нормативные акты принимаются различными органами в раз­личное время, в различных пространственных пределах и по раз­ному поводу. Такая ситуация не может не влиять на природу действующих законов и подзаконных актов, которые порой могут между собой находиться в противоречии. Поэтому прежде чем общественные отношения будут упорядочены, необходимо, чтобы сами нормативные акты привести в соответствующую сис­тему.

Систематизация — это упорядочение нормативных актов, при­ведение их в определенную систему. Она необходима для обеспече­ния доступности законодательства, удобства пользования им, уст­ранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов.

Выделяют такие виды систематизации, как:

• инкорпорация — систематизация путем объединения норма­
тивных актов без изменения их содержания в сборник, где
каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридичес­
кое значение. Принципы инкорпорации: хронологический
(по времени принятия), тематический (по определенной те­
матике) и др. Инкорпорация — самый простой вид система­
тизации. Инкорпорация подразделяется на официальную и
неофициальную. К первой можно отнести Собрание законо­
дательства Российской Федерации, ко второй — сборники
нормативных материалов по отраслям права, издаваемые в
учебных целях, для просвещения населения и т.п. На неофи­
циальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в
процессе рассмотрения юридических дел, например, в суде;

• консолидация — систематизация путем объединения норма­
тивных актов без изменения их содержания в единый акт,
где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридичес­
кое значение. Они объединяются по признаку относимости к
одному виду деятельности (охрана природы, образование
и т.п.). Особенность консолидации состоит в том, что она яв­
ляется « компромиссной », сочетающей в себе черты инкорпо­
рации и кодификации. Консолидация используется зачас­
тую как промежуточный этап, когда отсутствует возмож­
ность кодификации;

• кодификация — систематизация путем объединения норма­
тивных актов в единый, логически цельный акт с изменени-


ем их содержания. В процессе кодификации устраняются ус­таревший правовой материал, противоречия в нормах, созда­ются новые правила поведения, обеспечивается их согласо­ванность, логичность (примером подобного может служить принятие первой части Налогового кодекса РФ). Поэтому ко­дификация — наиболее сложный и трудоемкий вид система­тизации. Кодификация законодательства может быть всеоб­щей (когда переработке подвергается значительная часть за­конодательства), отраслевой (когда перерабатываются нормы определенной сферы законодательства), специальной (когда перерабатываются нормы какого-либо правового ин­ститута). Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию и их систематизированное, научно обо­снованное изложение в новом законе (кодексе, своде законов и т.д.). Признаки кодификации: во-первых, ею имеют право заниматься только специальные органы; во-вторых, в итоге появляется новый нормативный акт — кодекс; в-третьих, кодифицированный акт выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере.

консолидация

Виды систематизации нормативных актов

кодификация

Инкорпорация

±.

официальная

неофициальная

§ 6. Юридическая техника

Юридическая техника — это система средств, правил и при­емов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях их совершенствования и повышения эффективности.

Основным объектом юридической техники является текст пра­вовых актов, информационное воплощение юридических предпи­саний. При их принятии важно учитывать, чтобы содержание таких предписаний (дух) и форма (буква) соответствовали друг другу, чтобы не было неясности, двусмысленности.



 


 



Глава 13. Правотворчество


Рекомендуемая литература



 


Юридическая техника призвана структурировать правовой ма­териал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным. Во многом именно уровень юри­дической техники символизирует определенный уровень правовой культуры конкретного общества.

К техническим средствам относят юридические термины (сло­весное выражение понятий, используемых при изложении содер­жания правового акта) и юридические конструкции_(специфичес-кое строение нормативного материала, предусматривающее опре­деленное сочетание субъективных прав, льгот, поощрений, обя­занностей, запретов, приостановлений, наказаний и т.п.). В каче­стве юридических конструкций выступают те или иные правовые режимы, юридический состав правонарушения и т.п.

К техническим правилам относят:

ясность и четкость, простота и языка правовых актов;

сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретнос­ти с требуемой абстрактностью выражения соответствующих пра­вовых предписаний;

последовательность в изложении юридической информации;

взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового

материала.

К техническим приемам относят способы, фиксирующие офи­циальные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц и т.п.), структурную ор­ганизацию правового акта (вводная часть — преамбула, общая и особенная части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов и т.д.)

Юридическая техника

±

технические правила
технические средства

технические приемы

1---------- I

способы, фиксирующие официальные реквизиты
юридические термины
юридические конструкции

структурная организация текста правового акта

1 1
четкость,   лаконичность
ясность,   в сочетании
простота   с полнотой
языка   изложения
последовательность изложения

взаимосвязь, внутреннее единство правового материала


Юридическая техника подразделяется на следующие виды:

1) законодательная (правотворческая) техника;

2) техника систематизации нормативных актов;

3) техника учета нормативных актов;

4) техника правоприменительных актов и других документов.

Все виды юридической техники играют исключительно важ­ную роль и используются на разных этапах механизма правового регулирования (от издания нормативных актов до принятия на их основе правоприменительных актов). Все вместе различные виды юридической техники, организуя и конструируя правовой матери­ал, создают условия для рационализации юридической деятель­ности, для оптимизации процесса правового упорядочения обще­ственных отношений.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое правотворчество и законотворчество?

2. Назовите принципы правотворчества.

3. В чем суть стадии законодательной инициативы и кто имеет право на подоб­
ную инициативу?

4. В каком случае федеральный конституционный закон будет считаться при­
нятым в Государственной Думе Федерального Собрания РФ?

5. В каком случае федеральный конституционный закон будет считаться одоб­
ренным Советом Федерации Федерального Собрания РФ?

6. Назовите основные принципы инкорпорации.

7. Что такое юридическая техника?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 16.

Власенко НА. Основы законодательной техники. Иркутск, 1995.

Гаврилов О А. Стратегия правотворчества и социальное прогнозирование. М., 1993.

Дубов ИА. Законодательная инициатива: проблемы и пути совершенствова­ния // Государство и право. 1993. № 10.

Керимов ДА. Культура и техника законотворчества. М., 1991.

Комаров СА. Общая теория государства и права. М., 1997. Гл. 13.

Конституция. Закон. Подзаконный акт. М., 1994.

Кудрявцев В.М., Казимирчук В.П. Современная социология права. М., 1995.

Лазарев В.В., Липень СВ. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 12.

Малков В.П. Опубликование и вступление в силу федеральных законов, иных нормативных правовых актов // Государство и право. 1995. № 5.

Марченко ММ. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 16. С. 378—384.

Общая теория государства и права: Академический курс / Отв. ред. М.Н. Мар­ченко. М., 1998. Т. 2. Гл. 7—9, 18.

Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. 13.

Паленина СВ. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996.

Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации: Научно-методи­ческое пособие / Отв. ред. А.С. Пиголкин. М., 1998.



Глава 13. Правотворчество


 


Российское законодательство: проблемы и перспективы. М., 1995.

Сандевуар П. Введение в право. М., 1994.

Сенякин ИМ. Специализация и унификация российского законодательства. Саратов, 1993.

Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997. Гл. 16.

Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Гл. 22.

Черданцев А.Ф. Логико-языковые феномены в праве, юридической науке и практике. Екатеринбург, 1993.

Юридическая техника: природа, основные приемы, значение / Сост. и автор предисловия В.М. Баранов. Н.Новгород, 1999.

Язык закона / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1990.

$


ГЛАВА 14 СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

§ 1. Понятиеи структурные элементы системы права

Право, кроме внешней формы, имеет и внутреннюю, под кото­рой понимается его строение. Система права — это его

структура, состоящая из взаимосогласованных норм, субинститу­тов, институтов, подотраслей и отраслей права.

Смысл понятия «система праваГзаключаётся в том, чтобы объ­яснить объединение юридических норм в один организм, а также их подразделение на отрасли, подотрасли, институты и субинсти­туты, дать обобщенную характеристику права в целом.

Системное устройство права означает, что оно представляет собой целостное образование, состоящее из множества элементов, находящихся между собой в определенной иерархической связи.

Системная организация права имеет важное значение как для законодателя (принимая нормативный акт, правотворческий орган обязан гармонично "включить" его в существующую систе­му права, не нарушая ее целостности), так и для правопримените­ля (системный принцип права в сфере правоприменительной дея­тельности позволяет правильно истолковать и применить норму права). Существенно влияние системности права и на процесс сис­тематизации (упорядочения) законодательства.

Первичным элементом системы права выступают нормы права, которые объединяются в более крупные образования — институ­ты, подотрасли, отрасли.

Система права характеризуется тем, что:

• обусловлена социально-экономическими, политическими,
национальными, религиозными, культурными, историчес­
кими факторами;

• имеет объективный характер, ибо зависит от объективно су­
ществующих общественных отношений и не может созда­
ваться по чисто субъективному усмотрению людей;

• ее элементы непротиворечивы, внутренне согласованы, вза­
имоувязаны, что придает ей целостность и единство.

Понятие «система права» не следует отождествлять с понятием «правовая система». Последнее шире по объему и включает в себя, помимо системы права, юридическую практику и господству-

13-549



Глава 14. Система права и система законодательства


§ 2, Предмет и метод правового регулирования...



 


                   
 
   
 
     
 
     
 
     
 

С

ющую правовую идеологию. Таким образом, правовая система и система права соотносятся как целое и часть.

 

Основные структурные элементы системы права
       
  отрасль права  
   
  подотрасль права  
       
  институт права  
       
  субинститут права  
       
  норма права  

§ 2. Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права на отрасли

Для деления норм права на отрасли используют два критерия: предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования — это Т-е-Общественные отно­шения, которые право регулирует. Он является основным крите­рием, ибо общественные отношения объективно существуют, их определенный характер требует и соответствующих правовых форм. Так, трудовые отношения выступают предметом регулиро­вания трудового права, семейные отношения — семейно-брачного права.

Круг общественных отношений весьма широк. Однако всем им присущи следующие черты:

это жизненно важные для человека и его объединений отно­шения;

это волевые, целенаправленные (разумные) отношения;

это устойчивые, повторяющиеся и типичные отношения;

это отношения поведенческие, за которыми можно осущест­влять внешний контроль (например, правоохранительными Орга­нами).


1 Кроме общественных отношений, в предмет правового регули-, рования подчас включают:

« • круг потенциальных участников правоотношений;

#■» • юридические факты;

►■• варианты возможной или требуемой деятельности;

* • объекты интересов участников правоотношений и т.п.

Вместе с тем, предмет правового регулирования не может быть единственным критерием деления права на отрасли, потому что:

^общественные отношения, его составляющие, чрезвычайно разнообразны (так, если взять только трудовое право, то в нем можно выделить целый ряд многообразных отношений, претенду­ющих на самостоятельную отрасль — отношения приема на работу и увольнения, условий и оплаты труда, отпуска, трудовой дисцип­лины, охраны труда, техники безопасности и т.п.);

^нередко одни и те же общественные отношения регулируются различными отраслями и к тому же различными способами (речь, в частности, здесь может идти об отношениях, связанных с госу­дарственной и частной собственностью, честью и достоинством личности, жизнью и здоровьем человека и т.д.).

Вот почему вторым (дополнительным) критерием выступает метод правового регулирования. Если предмет отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод — как регулирует. Если предмет является материальным критерием, то метод — формально-юри­дическим.

Метод правового регулирования — это совокупность юридичес­ких средств, при помощи которых осуществляется правовое регу­лирование качественно однородных общественных отношений. Структура метода правового регулирования включает:

• общее взаимоположение субъектов (равноправное, подвласт­
ное);

• порядок возникновения субъективных прав и юридических
обязанностей (из закона, договора, акта применения права);

• степень определенности предоставленных субъективных
прав;

• пути обеспечения субъективных прав и юридических обязан­
ностей (меры наказания и меры поощрения).

Выделяют следующие основные методы правового регулиро­вания:

• императивный — метод властных предписаний, субордина­
ции, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях;

• диспозитивный — метод равноправия сторон, координации,
основанный на дозволениях;

13*



 


 



Глава 14. Система права и система законодательства


§ 3. Отрасль права. Краткая характеристика основных отраслей права



 


поощрительный — метод вознаграждения за определенное
заслуженное поведение;

• рекомендательный — метод совета осуществления конкрет­
ного желательного для общества и государства поведения
и т.п.

Перечисленные методы используются так или иначе во всех отраслях права, другое дело — в какой пропорции и какой из них в конкретной отрасли права будет доминирующим, опреде­ляющим.

§ 3. Отрасль права. Краткая характеристика основных М
отраслей права
Щ

Отрасль права — это упорядоченная совоку31Р.£!1!ь юридичес­ких' норм, регулирующих определенный род (сферу) обществен­ных" отношений, это наиболее крупное подразделение системы Тхрава по сравнению со всеми иными ее элементами.

Признаки отрасли права:

-+ особые предмет и метод правового регулирования; ■{ специфические отраслевые принципы (например, для граждан­ского права характерны принципы всеобщности защиты граждан­ских прав, полного восстановления нарушенного положения субъ­ектов гражданского права, презумпции добросовестности участни­ков гражданских правоотношений; для семейно-брачного права — принцип равноправия мужчины и женщины в семейных отноше­ниях и т.п.);

.-Г особые правовые режимы (например, для уголовного процессу­ального права характерны процессуальные правовые режимы; для семейно-брачного права ■— договорный и законный; для финансо­вого права — валютный, налоговый; для земельного права — режим особого землепользования; для конституционного права — режим лиц без гражданства, режим беженцев и вынужденных переселенцев и т.д.);

■•""обособленное, как правило, кодифицированное законодатель­ство (например, в гражданском праве таким актом выступает ГК РФ, в уголовном — УК РФ, в уголовно-исполнительном — Уго­ловно-исполнительный кодекс РФ, в семейно-брачном — Семей­ный кодекс РФ и пр.).

Качественная однородность, специфика той или иной области общественных отношений вызывает к жизни соответствующую от­расль права. Так, объективно существующие трудовые отношения


людей обусловливают необходимость трудового права, управлен­ческие отношения — административного права.

Если система права складывается из отраслей, то сами отрасли состоят из подотраслей, институтов и норм права.

Существуют следующие отрасли права:

1) конституционное (государственное) право;

2) гражданское;

3) административное;

4) уголовное;
5)земельное;
6)трудовое;

 

7) семейно-брачное;

8) уголовно-исполнительное;

9) аграрное (сельскохозяйственное);

 

10) экологическое (природоохранное);

11) финансовое;

12) уголовно-процессуальное;

13) гражданское процессуальное.

Среди формирующихся отраслей можно назвать отрасли пред­принимательского, налогового, муниципального, компьютерного, космического права и др.

Дать краткую характеристику основных отраслей права — зна­чит рассмотреть конкретный предмет и доминирующий метод пра­вового регулирования конституционного, гражданского, админи­стративного и уголовного права.

Конституционное право— ведущая отрасль права, предметом регулирования которой являются основы конституционного строя, правовое положение личности (конституционные права, свободы и обязанности), форма правления и государственного уст­ройства. Нормы конституционного права содержатся в конститу­циях и иных конституционных законах (например, в федеральных конституционных законах о Конституционном Суде РФ, о рефе­рендуме в Российской Федерации, об Уполномоченном по правам человека в РФ и т.п.). Доминирующий метод — императивный, хотя используются и иные.

Гражданское праворегулирует имущественные и личные не­имущественные отношения. Оно закрепляет отношения собствен­ности и иные неимущественные отношения, складывающиеся между различными организациями, организациями и граждана­ми, между гражданами. Нормы гражданского права содержатся в ГК РФ, в других законах. Основной метод — диспозитивный, хотя используются и иные.



Глава 14. Система права и система законодательства


§ 4. Институт права: понятие и виды



 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.36.32 (0.042 с.)