Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и принципы правотворчестваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Правотворчество — это деятельность по принятию, изменению и отмене юридических норм. Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также народ при принятии законов на референдумах. Правотворчество является составной частью правообразова-ния, под которым понимается естественно-исторический процесс формирования права, в ходе которого осуществляется анализ и оценка сложившейся правовой действительности, выработка взглядов и концепций о будущем правового регулирования, а также разработка и принятие нормативных предписаний. Правотворчество выступает как завершающий этап правообразования. Сущность правотворчества состоит в возведении государственной воли в норму права, т.е. в форму юридических предписаний, имеющих общеобязательный характер. Правотворческая деятельность осуществляется в рамках процессуальных норм (процедур), содержащихся в конституции, регламентах, уставах и т.п. Правотворчество заключается в принятии новых норм права, отмене либо совершенствовании старых путем внесения изменений и дополнений. Правотворчество характеризуется тем, что: • это важнейшее средство управления обществом, здесь фор • его основная продукция — юридические нормы, — воплоща • уровень и культура правотворчества, а соответственно и ка Правотворчеству присущи следующие принципы: • научность (ибо в процессе подготовки нормативных актов иную ситуацию, объективные потребности развития общества и т.п.); • профессионализм (заниматься подобной деятельностью • законность (подобная деятельность должна осуществляться • демократизм (характеризует степень участия граждан в этом в обществе); • гласность (означает открытость, «прозрачность» правотвор • оперативность (предполагает своевременность издания нор Принципы правотворчества — это основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или с заменой юридических норм, это ориентир для органов, творящих право. § 2. Виды правотворчества Правотворчество — богатое по содержанию явление, сверхсложная деятельность по формулированию общих правил поведения. Оно может быть, естественно, неоднородным. Правотворчество подразделяется: 1) в зависимости от субъектов на: • правотворчество народа в процессе проведения референдума • правотворчество государственных органов (например, Госу • правотворчество отдельных должностных лиц (например, • правотворчество органов местного самоуправления. • локальное правотворчество (например, на предприятии, вы • правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов); 2) в зависимости от значимости на: Глава 13. Правотворчество § 3. Понятие и стадии законотворчества в РФ
• законотворчество (правотворчество высших представитель • делегированное правотворчество (нормотворческая деятель • подзаконное правотворчество (здесь нормы права принима Далеко не все юридические нормы необходимо принимать на уровне законотворчества. Есть целый спектр ситуаций, когда юридические нормы целесообразнее принимать на уровне подзаконных актов, нормативных договоров и в иных формах. Кроме прочего, подзаконное правотворчество характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшей формальностью,
Виды правотворчества В зависимости от значимости
законотворчество делегированное правотворчество правотворчество государственных органов подзаконное правотворчество правотворчество отдельных должностных лиц правотворчество органов местного самоуправления локальное правотворчество большей компетентностью осуществляющих его конкретных субъектов. Вместе с тем оно связано с «непрозрачностью» процесса принятия нормативных актов, с их громоздкостью. § 3. Понятие и стадии законотворчества в Российской Федерации Законотворческий процесс — главная составная часть правотворческого процесса, его сердцевина. Именно принятие законов характеризует данный процесс в целом. Кроме законов продукцией правотворчества выступают подзаконные нормативные акты, правовые обычаи, нормативные договоры, юридические прецеденты. Законотворчество — сложный, неоднородный процесс, включающий в себя следующие стадии: 1) законодательная инициатива — закрепленное в Конститу /£) обсуждение законопроекта — начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, чтобы устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение; 4) принятие закона — достигается с помощью механизмов голосования (простым большинством и квалифицированным). Принятие закона — главная стадия, которая в свою очередь распадается на три подстадии: а) принятие закона Государственной Думой (федеральные законы принимаются простым большинством голосов от общего числа Глава 13. Правотворчество § 4. Своеобразие правотворчества субъектов Федерации
депутатов Государственной Думы, т.е. 50% + 1 голос; федеральные же конституционные законы считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы); б) одобрение закона Советом Федерации (в соответствии с ч. 4 в) подписание закона Президентом РФ (согласно ч. 2 ст. 107 и 0>) опубликование закона (как правило, федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ; неопубликованные законы не применяются). Стадии законотворчества в Российской Федерации законодательная инициатива принятие Государственной Думой обсуждение законопроекта
одобрение Советом Федерации
подписание Президентом РФ § 4. Своеобразие правотворчества субъектов Федерации Конституция РФ в соответствии с ч. 4 ст. 76 представляет субъектам Федерации право вне пределов ведения РФ, совместного ведения Федерации и ее субъектов осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных норматив- ных актов. Такое регулирование может быть осуществлено в сфере принятия и изменения конституций республик (уставов краев и областей), территориального устройства субъектов Федерации, государственной (на уровне субъектов РФ) и муниципальной службы, бюджета, налогов и сборов субъектов РФ. Своеобразие правотворчества субъектов РФ заключается в следующем: 1) расширились полномочия в сфере правотворчества — регио 2) все большее место в правотворчестве регионов начинают за 3) правотворчество субъектов РФ отличает довольно значитель 4) правотворчество субъектов РФ должно осуществляться в со 5) в рамках субъектов РФ принимают нормативные акты и t Глава 13. Правотворчество § 6. Юридическая техника
§ 5. Систематизация нормативных актов: понятие и виды Нормативные акты принимаются различными органами в различное время, в различных пространственных пределах и по разному поводу. Такая ситуация не может не влиять на природу действующих законов и подзаконных актов, которые порой могут между собой находиться в противоречии. Поэтому прежде чем общественные отношения будут упорядочены, необходимо, чтобы сами нормативные акты привести в соответствующую систему. Систематизация — это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов. Выделяют такие виды систематизации, как: • инкорпорация — систематизация путем объединения норма • консолидация — систематизация путем объединения норма • кодификация — систематизация путем объединения норма ем их содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность (примером подобного может служить принятие первой части Налогового кодекса РФ). Поэтому кодификация — наиболее сложный и трудоемкий вид систематизации. Кодификация законодательства может быть всеобщей (когда переработке подвергается значительная часть законодательства), отраслевой (когда перерабатываются нормы определенной сферы законодательства), специальной (когда перерабатываются нормы какого-либо правового института). Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию и их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (кодексе, своде законов и т.д.). Признаки кодификации: во-первых, ею имеют право заниматься только специальные органы; во-вторых, в итоге появляется новый нормативный акт — кодекс; в-третьих, кодифицированный акт выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере.
Виды систематизации нормативных актов
Инкорпорация ±.
неофициальная § 6. Юридическая техника Юридическая техника — это система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях их совершенствования и повышения эффективности. Основным объектом юридической техники является текст правовых актов, информационное воплощение юридических предписаний. При их принятии важно учитывать, чтобы содержание таких предписаний (дух) и форма (буква) соответствовали друг другу, чтобы не было неясности, двусмысленности.
Глава 13. Правотворчество Рекомендуемая литература
Юридическая техника призвана структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным. Во многом именно уровень юридической техники символизирует определенный уровень правовой культуры конкретного общества. К техническим средствам относят юридические термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания правового акта) и юридические конструкции_(специфичес-кое строение нормативного материала, предусматривающее определенное сочетание субъективных прав, льгот, поощрений, обязанностей, запретов, приостановлений, наказаний и т.п.). В качестве юридических конструкций выступают те или иные правовые режимы, юридический состав правонарушения и т.п. К техническим правилам относят: ясность и четкость, простота и языка правовых актов; сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретности с требуемой абстрактностью выражения соответствующих правовых предписаний; последовательность в изложении юридической информации; взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового материала. К техническим приемам относят способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц и т.п.), структурную организацию правового акта (вводная часть — преамбула, общая и особенная части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов и т.д.) Юридическая техника ±
технические приемы 1---------- I
структурная организация текста правового акта
взаимосвязь, внутреннее единство правового материала Юридическая техника подразделяется на следующие виды: 1) законодательная (правотворческая) техника; 2) техника систематизации нормативных актов; 3) техника учета нормативных актов; 4) техника правоприменительных актов и других документов. Все виды юридической техники играют исключительно важную роль и используются на разных этапах механизма правового регулирования (от издания нормативных актов до принятия на их основе правоприменительных актов). Все вместе различные виды юридической техники, организуя и конструируя правовой материал, создают условия для рационализации юридической деятельности, для оптимизации процесса правового упорядочения общественных отношений. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Что такое правотворчество и законотворчество? 2. Назовите принципы правотворчества. 3. В чем суть стадии законодательной инициативы и кто имеет право на подоб 4. В каком случае федеральный конституционный закон будет считаться при 5. В каком случае федеральный конституционный закон будет считаться одоб 6. Назовите основные принципы инкорпорации. 7. Что такое юридическая техника? РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 16. Власенко НА. Основы законодательной техники. Иркутск, 1995. Гаврилов О А. Стратегия правотворчества и социальное прогнозирование. М., 1993. Дубов ИА. Законодательная инициатива: проблемы и пути совершенствования // Государство и право. 1993. № 10. Керимов ДА. Культура и техника законотворчества. М., 1991. Комаров СА. Общая теория государства и права. М., 1997. Гл. 13. Конституция. Закон. Подзаконный акт. М., 1994. Кудрявцев В.М., Казимирчук В.П. Современная социология права. М., 1995. Лазарев В.В., Липень СВ. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 12. Малков В.П. Опубликование и вступление в силу федеральных законов, иных нормативных правовых актов // Государство и право. 1995. № 5. Марченко ММ. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 16. С. 378—384. Общая теория государства и права: Академический курс / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Т. 2. Гл. 7—9, 18. Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. 13. Паленина СВ. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996. Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации: Научно-методическое пособие / Отв. ред. А.С. Пиголкин. М., 1998. Глава 13. Правотворчество
Российское законодательство: проблемы и перспективы. М., 1995. Сандевуар П. Введение в право. М., 1994. Сенякин ИМ. Специализация и унификация российского законодательства. Саратов, 1993. Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997. Гл. 16. Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Гл. 22. Черданцев А.Ф. Логико-языковые феномены в праве, юридической науке и практике. Екатеринбург, 1993. Юридическая техника: природа, основные приемы, значение / Сост. и автор предисловия В.М. Баранов. Н.Новгород, 1999. Язык закона / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1990. $ ГЛАВА 14 СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА § 1. Понятие и структурные элементы системы права Право, кроме внешней формы, имеет и внутреннюю, под которой понимается его строение. Система права — это его ст руктура, состоящая из вз аимосогласованных норм, субинститутов, институтов, подотраслей и отраслей права. Смысл понятия «система праваГзаключаётся в том, чтобы объяснить объединение юридических норм в один организм, а также их подразделение на отрасли, подотрасли, институты и субинституты, дать обобщенную характеристику права в целом. Системное устройство права означает, что оно представляет собой целостное образование, состоящее из множества элементов, находящихся между собой в определенной иерархической связи. Системная организация права имеет важное значение как для законодателя (принимая нормативный акт, правотворческий орган обязан гармонично "включить" его в существующую систему права, не нарушая ее целостности), так и для правоприменителя (системный принцип права в сфере правоприменительной деятельности позволяет правильно истолковать и применить норму права). Существенно влияние системности права и на процесс систематизации (упорядочения) законодательства. Первичным элементом системы права выступают нормы права, которые объединяются в более крупные образования — институты, подотрасли, отрасли. Система права характеризуется тем, что: • обусловлена социально-экономическими, политическими, • имеет объективный характер, ибо зависит от объективно су • ее элементы непротиворечивы, внутренне согласованы, вза Понятие «система права» не следует отождествлять с понятием «правовая система». Последнее шире по объему и включает в себя, помимо системы права, юридическую практику и господству- 13-549 Глава 14. Система права и система законодательства § 2, Предмет и метод правового регулирования...
ющую правовую идеологию. Таким образом, правовая система и система права соотносятся как целое и часть.
§ 2. Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права на отрасли Для деления норм права на отрасли используют два критерия: предмет и метод правового регулирования. Предмет правового регулирования — это Т-е-Общественные отношения, которые право регулирует. Он является основным критерием, ибо общественные отношения объективно существуют, их определенный характер требует и соответствующих правовых форм. Так, трудовые отношения выступают предметом регулирования трудового права, семейные отношения — семейно-брачного права. Круг общественных отношений весьма широк. Однако всем им присущи следующие черты: это жизненно важные для человека и его объединений отношения; это волевые, целенаправленные (разумные) отношения; это устойчивые, повторяющиеся и типичные отношения; это отношения поведенческие, за которыми можно осуществлять внешний контроль (например, правоохранительными Органами). 1 Кроме общественных отношений, в предмет правового регули-, рования подчас включают: «• круг потенциальных участников правоотношений; #■» • юридические факты; ►■• варианты возможной или требуемой деятельности; * • объекты интересов участников правоотношений и т.п. Вместе с тем, предмет правового регулирования не может быть единственным критерием деления права на отрасли, потому что: ^общественные отношения, его составляющие, чрезвычайно разнообразны (так, если взять только трудовое право, то в нем можно выделить целый ряд многообразных отношений, претендующих на самостоятельную отрасль — отношения приема на работу и увольнения, условий и оплаты труда, отпуска, трудовой дисциплины, охраны труда, техники безопасности и т.п.); ^нередко одни и те же общественные отношения регулируются различными отраслями и к тому же различными способами (речь, в частности, здесь может идти об отношениях, связанных с государственной и частной собственностью, честью и достоинством личности, жизнью и здоровьем человека и т.д.). Вот почему вторым (дополнительным) критерием выступает метод правового регулирования. Если предмет отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод — как регулирует. Если предмет является материальным критерием, то метод — формально-юридическим. Метод правового регулирования — это совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений. Структура метода правового регулирования включает: • общее взаимоположение субъектов (равноправное, подвласт • порядок возникновения субъективных прав и юридических • степень определенности предоставленных субъективных • пути обеспечения субъективных прав и юридических обязан Выделяют следующие основные методы правового регулирования: • императивный — метод властных предписаний, субордина • диспозитивный — метод равноправия сторон, координации, 13*
Глава 14. Система права и система законодательства § 3. Отрасль права. Краткая характеристика основных отраслей права
• поощрительный — метод вознаграждения за определенное • рекомендательный — метод совета осуществления конкрет Перечисленные методы используются так или иначе во всех отраслях права, другое дело — в какой пропорции и какой из них в конкретной отрасли права будет доминирующим, определяющим. § 3. Отрасль права. Краткая характеристика основных М Отрасль права — это упорядоченная совоку31Р.£!1!ь юридических' норм, регулирующих определе нны й род (сферу) общественных" отношений, это наиболее крупное подразделение системы Тхрава по сравнению со всеми иными ее элементами. Признаки отрасли права: -+ особые предмет и метод правового регулирования; ■{ специфические отраслевые принципы (например, для гражданского права характерны принципы всеобщности защиты гражданских прав, полного восстановления нарушенного положения субъектов гражданского права, презумпции добросовестности участников гражданских правоотношений; для семейно-брачного права — принцип равноправия мужчины и женщины в семейных отношениях и т.п.); .-Г особые правовые режимы (например, для уголовного процессуального права характерны процессуальные правовые режимы; для семейно-брачного права ■— договорный и законный; для финансового права — валютный, налоговый; для земельного права — режим особого землепользования; для конституционного права — режим лиц без гражданства, режим беженцев и вынужденных переселенцев и т.д.); ■•""обособленное, как правило, кодифицированное законодательство (например, в гражданском праве таким актом выступает ГК РФ, в уголовном — УК РФ, в уголовно-исполнительном — Уголовно-исполнительный кодекс РФ, в семейно-брачном — Семейный кодекс РФ и пр.). Качественная однородность, специфика той или иной области общественных отношений вызывает к жизни соответствующую отрасль права. Так, объективно существующие трудовые отношения людей обусловливают необходимость трудового права, управленческие отношения — административного права. Если система права складывается из отраслей, то сами отрасли состоят из подотраслей, институтов и норм права. Существуют следующие отрасли права: 1) конституционное (государственное) право; 2) гражданское; 3) административное; 4) уголовное;
7) семейно-брачное; 8) уголовно-исполнительное; 9) аграрное (сельскохозяйственное);
10) экологическое (природоохранное); 11) финансовое; 12) уголовно-процессуальное; 13) гражданское процессуальное. Среди формирующихся отраслей можно назвать отрасли предпринимательского, налогового, муниципального, компьютерного, космического права и др. Дать краткую характеристику основных отраслей права — значит рассмотреть конкретный предмет и доминирующий метод правового регулирования конституционного, гражданского, административного и уголовного права. Конституционное право — ведущая отрасль права, предметом регулирования которой являются основы конституционного строя, правовое положение личности (конституционные права, свободы и обязанности), форма правления и государственного устройства. Нормы конституционного права содержатся в конституциях и иных конституционных законах (например, в федеральных конституционных законах о Конституционном Суде РФ, о референдуме в Российской Федерации, об Уполномоченном по правам человека в РФ и т.п.). Доминирующий метод — императивный, хотя используются и иные. Гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения. Оно закрепляет отношения собственности и иные неимущественные отношения, складывающиеся между различными организациями, организациями и гражданами, между гражданами. Нормы гражданского права содержатся в ГК РФ, в других законах. Основной метод — диспозитивный, хотя используются и иные. Глава 14. Система права и система законодательства § 4. Институт права: понятие и виды
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1581; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.143.150 (0.016 с.) |