Понятие «механизм государства» и «государственный аппарат» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие «механизм государства» и «государственный аппарат»



Понятие «механизм государства» и «государственный аппарат»

В юридической науке понятие «механизм государства» и «государственный аппарат» обычно употребляются как синонимы, хотя существует точка зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие «механизм государства» включаются наряду с государственным аппаратом еще и государственные учреждения и организации, а также «материальные придатки» государственного аппарата (вооруженные силы, полиция, уголовно-исполнительные учреждения и т. д.), опираясь на которые государственный аппарат действует. Существует научная позиция, в соответствии с которой под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства — те же органы, но в динамике. Изучая аппарат государства, говорят прежде всего о назначении, порядке образования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства — непосредственно о деятельности государственных органов, об их взаимосвязи между собой в процессе осуществления тех или иных функций государства[2].

 

 

4. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве, по кругу лиц.

Нормативно-правовой акт - это официальный документ, созданный компетентным органам государства (субъектом правотворчества), устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы. Все нормативные акты имеют определенные временные, территориальные ограничения

существования и действия, а также распространяются на определенный круг лиц.

По общем правилу нормативные акты применяются к отношениям, имевшим место в период от введения их в действие до утраты ими силы.

Действие нормативного акта во времени - это момент вступления нормативного акта в законную силу:

- в результате указания в тексте нормативного акта на конкретную дату, с которой документ вступает в силу;

- в результате указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление в законную силу документа (“с момента подписания”, “с момента опубликования”);

- в результате применения общих правил:

• законы РФ, другие нормативные акты высших представительных органов гос. власти вступают в силу на всей территории РФ одновременно по истечению 10

дней со дня их официального опубликования (если в тексте акта не указано иное);

• нормативно-правовые акты Президента РФ и Правительства РФ - по истечении 7 дней со дня их официального опубликования;

Официальное опубликование - в Российской газете и Собрании законодательства РФ.

• акты министерств и ведомств - по истечении 10 дней со дня их официального опубликования подлежат государственной регистрации в Минюсте.

Порядок вступления в силу актов субъектов РФ, муниципальных образований определяются ими самостоятельно.

Прекращение действия нормативного акта происходит в результате:

• истечения срока, на который был принят документ;

• объявления об утрате юридической силы нормативного акта (прямое указание на отмену которое может содержаться в специальном акте);

• принятие управомоченным органом нового нормативного акта равной или больше) юридической силы, регулируемых этот круг общественных отношений;

• устаревания документа в связи с истечением обстоятельств, которые подлежали регулировании (нормативные акты, регламентирующие правовой статус Советов народных депутатов).

Нормативный акт не имеет обратной силы - нормативный документ действует только в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введения его в действие. Исключение – уголовное законодательство, в котором правило: уголовный закон имеет обратную силу, если им смягчается или устраняется наказуемость деяния.

Нормативный акт может утратить силу, но его отдельные положения могут применяться к фактах имеющим место во времени его действия (регулирование длящихся отношений).

Действие нормативного акта в пространстве - территориальное ограничение его действия - когда нормативный акт применяется на той территории, на которой распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующего органа.Акты федеральных органов государственной власти распространяются на всю территорию РФ, акты субъектов РФ - на территории субъектов РФ, акты муниципальных образований - на территорию административных единиц.

Признаки правоприменения

§ является государственной властной деятельностью, а также деятельностью негосударственных органов, наделенных правоприменительной функцией в силу закона.

§ осуществляется в рамках конкретных правоотношений;

§ осуществляется в установленных государством процессуальных формах;

§ сопровождается вынесением индивидуального персонифицированного и казуистичного правоприменительного акта.

Признаки

§ Они издаются компетентными органами или должностными лицами. Как правило, это органы государства или их должностные лица. Отсюда вытекает государственно-властный характер актов применения права. Однако государственно-властные полномочия нередко осуществляют негосударственные организации, например органы и должностные лица местного самоуправления.

§ Правоприменительные акты строго индивидуальны, то есть адресованы поименно определенным лицам. Этим они отличаются от нормативных актов, обладающих общим характером.

§ Акты применения права направлены на реализацию требований юридических норм, так как конкретизируют общие предписания норм права применительно к определенным ситуациям и лицам, официально фиксируют их субъективные права, обязанности или меру юридической ответственности, то есть выполняют функцию индивидуального регулирования.

§ Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением. При этом акт применения права– документ, который является непосредственным основанием для использования государственных принудительных мер.

 

29.Понятие и виды политических (государственно-правовых) режимов

Государственно—правовой (политический) режим – совокупность средств и способов осуществления государственной власти, которые выражают ее содержание и характер.

Виды политического режима:

1) авторитарный – осуществление государственной власти одним лицом по своему произволу, без учета мнения большинства.

Его признаки:

а) отстранение населения от формирования государственной власти;

б) концентрация всей государственной власти в руках правящей элиты, интересы которой преобладали над не учитываемыми интересами населения;

в) устранение властью оппозиции;

г) реализация решений государственной власти с использованием насилия и при помощи военно—полицейского аппарата;

д) преобладание противоправных решений.

Виды:

деспотический, при котором лицо (деспот) приходит к власти законными способами, но осуществляемая им власть носит поработительный для ближайшего окружения характер;

тиранический, при котором лицо (тиран) приходит к государственной власти захватническим способом, а его жестокость обрушивается на все население государства;

конституционно—авторитарный, при котором ограничения демократических прав и свобод получают законодательное

закрепление в конституции, формально провозглашающей эти права и свободы; – тоталитарный, при котором в абсолютном централизованном государстве существует одна официальная идеология, ущемляющая демократические права и свободы и сформированная правящей партией во главе с вождем, который осуществляет контроль во всех сферах общественной жизни;

2) переходные и чрезвычайные – режимы, имеющие временный характер и формируемые либо в результате революции, либо при стихийных потрясениях, которые угрожают нормальному функционированию государств и безопасности граждан;

3) демократический – государственная власть основана на принципе подчинения меньшинства большинству.

Признаки:

а) прямое и непосредственное формирование народом представительных органов;

б) реализация принципа разделения властей;

в) полное подчинение государства праву;

г) провозглашение и обеспечение государством демократических прав и свобод.

Виды:

а) демократия участия, т. е. участие в политике всего населения;

б) демократия многовластия (полиархия),

т. е. наличие множества центров политической активности, привлекающих граждан и отстаивающих свои интересы;

в) демократия сообществ (консоциатив—ная), т. е. сохранение за каждым участником национально—религиозной культуры.

30.Правоотношение: понятие, признаки, виды.

Правоотношение - это общественное отношение, складывающееся между его участниками на основе действия правовых правовые норм.

Правоотношениям присущи следующие признаки:

-стороны правоотношения всегда обладают субъективными, правами и несут обязанности;

-правоотношение - это такое общественное отношение, в котором осуществление субъективного права и исполнение обязанности обеспечены возможностью государственного принуждения;

3) Правоотношение выступает в виде конкретной общественной связи, причем, степень конкретизации может быть различной.

Содержание правоотношения - это субъективные юридические права и обязанности.

Правоотношения делятся:

По отраслям: конституционные (отношение гражданства), гражданско-правовые (купля-продажа), административные (по уплате налога), уголовно-правовые (ответственность за кражу), трудовые (трудовой договор), семейные (алименты) и т.д.

По содержанию: общерегулятивные (конституционное право на труд конкретного лица), регулятивные(трудовые права и обязанности по договору), охранительные (уголовная ответственность за преступление).

По степени определенности сторон: абсолютные (правоотношение собственности), относительные (правоотношение купли-продажи).

По характеру обязанности: пассивного типа (правоотношение собственности), активного типа (налоговое отношение).

31.Принципы организации и деятельности механизма современного демократического государства.

Принципы организации и деятельности государственного аппарата – основополагающие идеи построения, функционирования и развития аппарата государства.

Требования к принципам:

1) нормативность, т. е. прямое либо косвенное закрепление в законодательстве и обязательность при формировании государственных органов;

2) непротиворечивость, т. е. недопущение наличия двух взаимоисключающих принципов;

3) полнота, т. е. предварительное определение наиболее важных аспектов формирования и осуществление деятельности государственных органов;

4) относительная самостоятельность, т. е. исключение возможности взаимного дублирования нескольких принципов.

Виды принципов организации и деятельности государственного аппарата:

1) общие – принципы, которые относятся к государственному механизму в целом:

а) социально—политические:

– разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви;

– демократизм, предоставляющий одинаковую возможность для всех граждан влиять на политику и осуществлять контроль над государственными органами;

– гласность, предусматривающая постоянное и систематическое освещение деятельности государственных органов средствами массовой информации;

– законность, означающий соблюдение и непротиворечие всеми государственными органами правовых предписаний;

– профессионализм и компетентность, предусматривающие наличие определенных знаний и навыков для управленческой деятельности;

– гуманизм, соблюдение которого обеспечивает приоритет прав и интересов личности при осуществлении деятельности государственным аппаратом;

– национальное равноправие, определяющее предоставление возможности любому лицу для замещения им государственной должности на равных условиях и независимо от его расы, национальности, вероисповедания и т. д.;

– федерализм, закрепляющий равноправность региональных государственных органов с общефедеральными государственными органами;

б) организационные:

– иерархичность;

– дифференциация и законодательное фиксирование функций и полномочий;

– ответственность за принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностных обязанностей в пределах предусмотренной компетенции;

– сочетание коллегиальности и единоначалия, выборности и назначения;

– соотношение отраслевых и территориальных начал управления;

2) частные – принципы, которые распространяются только на отдельные органы механизма государства.

32.Понятие и назначение местного самоуправления. Его соотношение с государственной властью.

Орган государства - это структурно обособленная часть государственного аппарата обладающая властными полномочиями и осуществляющая определенные задачи и функции государства. Местные органы - это органы, которые действуют в пределах соответствующих адм-терр единиц. Как правило, территория всех государств подразделяется на определенные части, которые именуются адм-терр единицами. Существуют самые различные адм-терр единицы, имеющие самые различные названия. В РФ адм-терр единицами являются города, районы, поселки, села. В федеративных государствах данная классификация имеет несколько иной вид. В федеративных государствах органы государства по сфере действия подразделяются на высшие органы федерации (федеральные органы), высшие органы субъекта федерации и 3-я разновидность, местные.

ОМСУ – не входят в систему гос органов, имеют представительный характер и действуют в пределах соот адм-терр единиц.

Две формы организации гос власти на местах:

1) все местные дела в руках выборных ОМСУ различных уровней (Япония).

2) ограничение в своих действиях центральной властью. Такие ОМСУ ведают местным хозяйством, финансами, здравоохранением, дорожным строительством и т.д., но поддержание правопорядка возлагается на лицо, назначаемое центром (Франция).

33.Правомерное поведение: понятие, признаки, виды.

Правомерное поведение - это осознанное деяние (действие или бездействие) участника общественного отношения в соответствии с требованиями правовых норм.

Оно представляет собой желаемое поведение участника общественного отношения. Любое цивилизованное общество должно быть заинтересовано в том, чтобы оно функционировало на основе правомерного поведения граждан. Чем больше такого поведения, тем меньше правонарушений.

Теорией государства и права установлено, что правомерному поведению способствуют следующие условия:

- соответствия политики государства воле народа, демократические порядки и гласность в деятельности государства и его должностных лиц;

- совпадение цели законодателя с практической деятельностью всей правоохранительной службы государства;.

- недопущение чрезмерной зарегулированности общественных отношений, особенно в сфере предпринимательства;

- совершенное, отвечающее потребностям общественного развития и интересам широких слоев населения законодательство;

- уменьшение количества запретов в обществе, предпочтение управомочивающих правовых норм, выход в сфере экономики на принцип “Разрешено все, чти прямо не запрещено”;

- совпадение требований правовых норм с нравственными ценностями, которых

придерживается большинство населения;

- широкое использование норм стимулов и поощрительных норм;

- высокий уровень правовой культуры граждан и должностных лиц.

Виды правомерного поведения можно квалифицировать по различным основаниям:

1.по внешнему проявлению: действия или бездействия;

2.по субъектам правомерного деяния: деяния граждан, государственных органов, общественных организаций;

3.по отраслевой принадлежности: административно-правовые, гражданско-правовые, государственно-правовые и т.д.

34.Понятие и принципы правового государства.

Правовое государство - это правовая (справедливая) организация государственной власти в высококвалифицированном, культурном обществе, нацеленном на идеальное использование государственно-правовых институтов для организации общественной жизни в подлинно народных интересах.

К принципам правового государства относятся:

1. принцип приоритета права (это рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона; необходимость идеологически правового обоснования любых решений государственных и общественных органов; наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур, т.е. конституции и законов, системы материальных и процессуальных гараетий и т.д.);

2.принцип правовой защищенности человека и гражданина (это равенство сторон и взаимная ответственность государства и гражданина, особые тип правового регулирования и форма соотношений, стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осуществления).

3 принцип единства права и закона (это означает, что нормативно-правовой акт должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным);

4 принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти (власть в государстве обязательно должна делиться на законодательную, исполнительную и судебную);

5. принцип верховенства закона.

35.Правонарушение: понятие, признаки, виды.

Правонарушение - это вредное для государствообразующего общества противоправное

деяние участника общественного отношения.

Признаками правонарушений является: 1) противоправность, 2) общественная вредность, 3) виновность, 4) деяние.

Правонарушения делятся на преступления (уголовно-правовые) и проступки (гражданско-правовые, административно-правовые, дисциплинарные).

Преступление - это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом Российской Федерации под угрозой наказания.

Состав преступления включает в себя: объект, субъект, субъективную сторону, объективную сторону.

Объектом правонарушения является то, на что направлено правонарушение (ценности, деньги, блага, собственность, жизнь здоровье и т.д.).

Субъектом правонарушения может быть деликтоспособное физическое лицо или организация. В уголовном праве субъектом может быть только физическое лицо.

К субъективной стороне правонарушения относятся: мотив, вина, цель. Вина делится на умысел (прямой или косвенный) и неосторожность (противоправная самонадеянность и противоправная небрежность).

К объективной стороне правонарушения относятся: противоправное деяние, противоправный результат, причинная связь между деянием и противоправным результатом, место, время и обстановка.

36.Понятие и признаки права. Многообразие его определений.

Наиболее предпочтительной является точка зрения, согласно которой необходимо различать право в общесоциальном смысле и право в юридическом смысле. Слово “право” употребляется в таких смыслах, как “естественное право”, “юридическое право”, “моральное право”, “право члена общественной организации”, “материнское право” и т.д. Говоря о понятии права, нужно прежде всего исходить из смыслового значения слова “право” и различать в связи с этим право в общесоциальном и право в юридическом смысле. Право в общесоциальном смысле – это признаваемая в обществе, социально оправданная возможность (свобода) определенного поведения, т.е. возможность совершать какие-то социально значимые действия, притязать на что-то, требовать соответствующего поведения от других. Право в общесоциальном смысле по сути своей является естественным правом. Оно возникает само по себе, естественным путем и никем не устанавливается. Это право, рождаемое самой жизнью, вытекающее из общественных потребностей. Сформировавшись в системе общественных отношений, естественное право закрепляется в обычаях, нормах морали, религиозных и других нормах. Может оно закрепляться и в юридических нормах, т.е. нормах, устанавливаемых государством. Право в юридическом смысле – это установленные или санкционированные государством, государственной властью, нормы, а также закрепленная в этих нормах свобода, возможность определенного поведения. Другими словами, право в юридическом смысле – это и есть то, что представители естественно-правовой, психологической и некоторых других теорий называют позитивным правом. Позитивное право не тождественно естественному праву. Государство закрепляет в своих нормах или санкционирует только такую свободу, которая отвечает интересам государства. А интересы государства – это не обязательно интересы общества. Более того, в нормах позитивного права может закрепляться не только свобода, но и несвобода и даже произвол. Поэтому в нормах позитивного права закрепляется не столько социально оправданная свобода, сколько свобода, установленная или признанная государством. А такая свобода не равнозначна естественному праву. Закон не тожд праву. Правом могут признаваться только правовые законы.

 

 

Различные учёные выделяют различные признаки права, среди них наиболее распространены:

§ Нормативность (устанавливает правила поведения)

§ Общеобязательность

§ Обеспеченность государством

§ Носит объективный характер

§ Формальная определённость — нормы права выражены в официальной форме.

§ Неперсонифицированность и неоднократность действия норм права. Юридические нормы рассчитаны на неограниченное количество случаев применения. Не имеют конкретного адресата, обращены ко всем

§ Справедливость содержания юридических норм

§ Системность. Право — это внутренне согласованный, упорядоченный организм

§ Предоставительно-обязывающий характер. Одновременно предоставляет правомочия одному субъекту, а на другого возлагает соответствующую обязанность

 

37.Понятие и принципы законности. Соотношение законности и правопорядка.

За­кон­ность – это вы­ра­жен­ная в точ­ном и не­ук­лон­ном ис­пол­не­нии и со­блю­де­нии за­ко­нов все­ми субъ­ек­та­ми пра­ва их об­щая во­ля.

По­ня­тие за­кон­но­сти при­об­ре­та­ет ис­ход­ное зна­че­ние в го­су­дар­ст­ве, где при­зна­ет­ся вер­хо­вен­ст­во за­ко­на. Ко­рен­ной пе­ре­во­рот в об­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ни­ях в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции вы­дви­нул во­прос о по­ня­тии за­кон­но­сти на пе­ред­ний план. И ес­ли рань­ше, в пе­ри­од то­та­ли­тар­но­го ре­жи­ма ей уде­ля­лось лишь тео­ре­ти­че­ское вни­ма­ние, то в ны­неш­них ус­ло­ви­ях она об­ре­ла ог­ром­ное прак­ти­че­ское зна­че­ние. И это по­нят­но, ибо пра­во­вое го­су­дар­ст­во не­раз­рыв­но свя­за­но с за­кон­но­стью, ко­то­рая ос­но­вы­ва­ет­ся на за­ко­нах.

К прин­ци­пам за­кон­но­сти от­но­сят­ся:

1. един­ст­во за­кон­но­сти в мас­шта­бах все­го го­су­дар­ст­ва. Этот прин­цип оз­на­ча­ет борь­бу с ме­ст­ни­че­ст­вом и во­ло­ки­той, еди­но­об­раз­ное по­ни­ма­ние и ис­пол­не­ние за­ко­нов го­су­дар­ст­ва, не­до­пус­ти­мость по­ся­га­тель­ст­ва на об­щие ин­те­ре­сы пу­тем аб­со­лю­ти­за­ции осо­бен­ных и т. д.;

2. обя­за­тель­ность за­кон­но­сти для всех, без ка­ко­го бы то ни бы­ло ис­клю­че­ния – пе­ред за­ко­ном все долж­ны быть рав­ны;

3. не­раз­рыв­ная связь за­кон­но­сти с об­щей куль­ту­рой на­се­ле­ния: чем вы­ше его куль­тур­ный уро­вень, тем проч­нее за­кон­ность и не­зыб­ле­мость за­ко­нов. Осо­бое зна­че­ние при­об­ре­та­ет пра­во­вая куль­ту­ра об­ще­ст­ва – без пра­во­вых зна­ний не мо­гут со­блю­дать­ся и ис­пол­нять­ся за­ко­ны. Са­ми же за­ко­ны долж­ны быть до­ве­де­ны до сведе­ния всех гра­ж­дан, имен­но по­это­му в Кон­сти­ту­ции РФ бы­ло за­пи­са­но, что «за­ко­ны под­ле­жат офи­ци­аль­но­му опуб­ли­ко­ва­нию. Не­опуб­ли­ко­ван­ные за­ко­ны не при­ме­ня­ют­ся»;

4. связь за­кон­но­сти и це­ле­со­об­раз­но­сти, что оз­на­чает: за­ко­ны го­су­дар­ст­ва долж­ны быть оп­ти­маль­ны­ми, т. е. не толь­ко вы­ра­жать и во­пло­щать во­лю об­ще­ст­ва, но и со­от­вет­ст­во­вать по­треб­но­стям об­ще­ст­вен­но­го разви­тия. Це­ле­со­об­раз­ность долж­на по­ни­мать­ся и как наи­бо­лее ра­цио­наль­ные действия долж­но­ст­ных лиц, осу­ществляю­щих свои пол­но­мо­чия в пре­де­лах за­ко­на, и на ос­но­ве за­ко­нов;

5. кон­троль со сто­ро­ны об­ще­ст­ва за за­кон­но­стью осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в раз­но­об­раз­ных фор­мах и при­зван обеспе­чить не­зыб­ле­мость за­ко­нов, ох­ра­ну прав и за­кон­ных ин­те­ре­сов гра­ж­дан.

Виды правовой культуры

В зависимости от носителя правовой культуры различают три ее вида [1]:
-правовая культура общества;
-правовая культура личности;
-правовая культура группы.

Правовая культура общества

Это разновидность общей культуры, представляющая собой систему ценностей, достигнутых человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состояния законодательства, состояния юридической практики и др. Высокий уровень правовой культуры является показателем правового прогресса. Культура общества является результатом социально-правовой активности отдельных личностей, коллективов и других субъектов права; она выступает отправным моментом, базой для такого рода активности и в целом для правовой культуры личности.


ФУНКЦИИ: Познавательно-преобразовательная функция связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества. Она призвана содействовать согласованию общественных, групповых и личных интересов, поставить человека в центр общественного развития, создать ему достойные условия жизни и труда, обеспечить социальную справедливость, политическую свободу, возможность всестороннего развития.

Праворегулятивная функция направлена на обеспечение устойчивого, слаженного, динамичного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы, а стало быть, и общества в целом.

Ценностно-нормативная функция. Она проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Здесь идет речь о ценностях в праве и самом праве как ценности.

Правосоциализаторская функция может быть изучена через призму формирования правовых качеств личности. Правовая культура выполняет и коммуникативную функцию. Обеспечивая общение граждан в юридической сфере, она существует через это общение и влияет на него.

Прогностическая функция охватывает правотворчество и реализацию права, обеспечение правомерного поведения граждан, их социальной активности, включает анализ тенденций, характерных для всей правовой системы.

Правовая культура личности

Это обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивно-правового развития личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность.
Правовая культура личности предполагает:
1. наличие правовых знаний, правовой информации. Информированность была и остаётся важным каналом формирования юридически зрелой личности (интеллектуальный срез);
2. превращение накопленной информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки правомерного поведения (эмоционально-психологический срез);
3. готовность действовать, руководствуясь этими правовыми знаниями и правовыми убеждениями, т.е. поступать правомерно - в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения (поведенческий срез).

Правовая культура личности характеризует уровень правовой социализации члена общества, степень усвоения и использования им правовых начал государственной и социальной жизни, Конституции и иных законов. Правовая культура личности означает не только знание и понимание права, но и правовые суждения о нем как о социальной ценности, и главное - активную работу по его осуществлению, по укреплению законности и правопорядка. Другими словами, правовая культура личности - это ее позитивное правовое сознание в действии. Она включает преобразование личностью своих способностей и социальных качеств на основе правового опыта.

Правовая культура группы

В научной литературе нередко встречается указание ещё и на третий вид правовой культуры — правовую культуру социальной группы, характеризующуюся уровнем правосознания данной социальной группы, а также уровнем реального осуществления ею требований действующего права. Однако, учитывая, что характеристика правовой культуры общества в целом совпадает с характеристикой правовой культуры социальной группы, выделять правовую культуру социальной группы из правовой культуры общества целесообразно непосредственно при изучении конкретной социальной группы, а не правовой культуры как таковой.

 

44.Понятие и стадии правотворческого (законотворческого) процесса

В юридической науке преобладает мнение, согласно которому правотворческий процесс - это порядок осуществления юридически значимых действий, процессуально оформлены, юридически опосредованы и носят официальный характер, по подготовке, принятию и опубликованию нормативного акта.

Это организационно оформленная деятельность государства по возведению в закон государственной воли путем выявления потребностей в нормативно-правовом регулировании общественных отношений и создание в соответствии с потребностями новых правовых норм, замене и отмена действующих.

Любой процесс, в том числе правотворческий, проходит в определенных формах и может быть разбит на стадии (этапы). Говоря об отдельной стадию правотворческого процесса, определим ее как самостоятельный этап процедурных действий по формированию государственной воли, организационно обособленный комплекс тесно связанных между собой действий, направленных на создание нормативно-правового акта.

Совокупность этих действий образует то, что называют правотворческим процессом. Это технология создания нормативных актов и доведения их предписаний до адресатов. Сам правотворческий процесс в силу его общественно-политического значения регулируется конституционными и другими юридическими нормами.

В литературе встречается такая последовательность стадий правотворческого процесса:

а) изучение, анализ общественных явлений и процессов, выявления потребности правовой регламентации;

б) определение вида органов, субъектов, правомочных принимать правовые решения, и вида правового акта;

в) принятие решения о подготовке правового акта;

г) разработка концепции, идеи, анализа будущего акта;

г) подготовка проекта правового акта - разработчиком, рабочей группой, органом;

д) предварительное рассмотрение проекта нормативного правового акта

е) рассмотрение проекта акта соответствующим органом с соблюдением необходимых процедур;

ж) принятие правового акта, его оформления, подписания, опубликования, вступления юридическую силу.

45.Содержание правоотношений. Понятие субъективного права и юридической обязанности.
Содержание правоотношений составляют субъективные права и юридические обязанности.

Субъективные права и юридические обязанности — это как бы две стороны одной медали: они взаимонаправлены, корреспондируют друг другу, не могут существовать друг без друга.

Субъективное право — это мера возможного или дозволенного поведения.

В субъективном праве всегда заключен какой-либо интерес управомоченного: материальный, духовный, семейный, политический или иной. Именно в этом состоит для управомоченного ценность субъективного права. Дозволенное поведение хотя и зависит от усмотрения управомоченного, его воли и желания, но имеет рамки. Поэтому мы для его характеристики и употребляем слово «мера». Гражданин получает заработную плату в строго установленном размере, он может одновременно состоять только в одном зарегистрированном браке, может по-лучить бесплатное высшее образование только один раз и др.

Юридическая обязанность — это мера необходимого или должного поведения.

Обязанность логически соответствует субъективному праву, на него направлена и осуществляется в интересах управомоченного (индивида, организации, государства в целом). Получается, что в правоотношении именно управомоченный является центральной фигурой. Без соответствующей обязанности субъективное право превратилось бы в фикцию. Обязанность определяется как должное поведение потому, что от выполнения ее нельзя отказаться, тогда как субъективным правом можно и не воспользоваться. Если гражданин, например, вступил в брак, то он не может настаивать, чтобы супруг выбрал его фамилию, поскольку обязан не препятствовать этому выбору.

Поступив на работу, работник не может решать, выполнять ли ему конкретную работу или нет, поскольку это теперь является его обязанностью. Юридическая обязанность, как и субъективное право, также ограничена определенными рамками. Требовать исполнения обязанности сверх установленной меры — произвол, беззаконие. Работник обязан выполнять работу, но не любую, а обусловленную при поступлении на работу, и не 24 часа в сутки, а не более 8 часов, если ему установлен нормальный рабочий день. Покупатель при купле-продаже обязан оплатить товар в обусловленном размере. Преступник обязан отбыть конкретный срок наказания. За нарушение юридических обязанностей наступает юридическая ответственность.

Объектами правоотношений являются разнообразные социальные блага.

Различают следующие их разновидности: 1) материальные блага (вещи, деньги, ценные бумаги, результаты действий). Купля-продажа, мена, дарение, транспортные, издательские услуги и др. — вот далеко не полный перечень договоров, направленных на их получение;

1. интеллектуальные блага — учеба в вузе, создание научного произведения, изобретения и др.;

2. политические блага — выборы достойных в депутаты, проведение референдума, участие в митинге, осуществление свободы слова и др.;

3. экономические блага — поступление на работу, получение отпуска и др.;

4. социальные блага — пользование услугами здравоохранения, устройство ребенка в детский сад, получение пенсий, пособий и др.;

5. эстетические блага — посещение театра, музея, выставки и т. п.;

6. личные блага (жизнь, честь, достоинство, комфорт) — вступление в брак, личная неприкосновенность и др.;

7. юридическое благо — отстаивание прокурором интересов потерпевшего в уголовном процессе, получение юридической консультации и др.

Юридические факты.

Правоотношения, а стало быть, и субъективные права и обязанности, являющиеся их содержанием, возникают, функционируют, изменяются и прекращают свое существование под влиянием определенных условий. В теории их обозначают понятием «юридические факты».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.118 с.)