Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика состава и основных элементов правоотношений

Поиск

Состав правоотношения – это его внутреннее строение, необходимый набор элементов, без которого правоотношение не может состояться. В состав правоотношения входят 3 элемента:

1. Субъект правоотношения;

2. Объект правоотношения;

3. Содержание правоотношения;

Субъективное право – это предусмотренная для управомоченного лица в целях удовлетворения его интересов мера возможного поведения, обеспеченная юридическими обязанностями других лиц.

Субъективное право – сложное явление, включающее в себя ряд правомочий:

Право на собственные фактические действия, направленные на использование полезных свойств объекта права, например, собственник вещи вправе использовать ее по прямому назначению;

Право на юридические действия, на принятие юридических решений, например, собственник вещи может ее заложить, подарить, продать,завещать;

Право требовать от другой стороны исполнения обязанности, то есть право на чужие действия, например заимодавец имеет право требовать от заемщика возврата денег или вещей;

Право притязания, которое заключается в возможности привести в действие аппарат принуждения против обязанного лица, то есть право на принудительное исполнение обязанности, например, в принудительном порядке может быть взыскан долг, произведено восстановление рабочего или служащего на работе.

Юридическая обязанность есть предписанная обязанному лицу и обеспеченная возможностью государственного принуждения мера необходимого поведения, которой оно должно следовать в интересах управомоченного лица.

Юридическая обязанность имеет три основные формы:

1. Воздержание от запрещенных действий (пассивное поведение);

2. Совершение конкретных действий (активное поведение);

3. Претерпевание ограничений в правах личного, имущественного или организационного характера мер юридической ответственности;

Субъектами права являются индивиды или организации, которые на основании юридических норм могут быть участниками правоотношений, то есть носителями субъективных прав и обязанностей.

Правосубъектностъ есть предусмотренная нормами права способность (возможность) быть участником правоотношений. Она представляет собой сложное юридическое свойство, состоящее из двух элементов – правоспособности и дееспособности

Правоспособность – это предусмотренная нормами права способность (возможность) лица иметь субъективные права и юридические обязанности

Дееспособность – предусмотренная нормами права спо­собность и юридическая возможность лица своими действи­ями приобретать права и обязанности, осуществлять и ис­полнять их. Разновидностями дееспособности являются: сделкоспособность, то есть способность (возможность) лично, своими действиями совершать гражданско - правовые сделки и деликтоспособность - предусмотренная нормами права спо­собность нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение

Субъектами права могут быть индивиды граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, лица с двойным гражданством, организации и социальные общности

Объект правоотношения – это то реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности. Объект правоотношения теснейшим образом связан с интересом управомоченной стороны и является благом, находящимся в его распоряжении и охраняемым государством.

Объектами могут быть разнообразные предметы, представляющие ценность для субъекта права. Например, по жилищному законодательству для нанимателя объект – жилое помещение, необходимое ему для проживания.

В соответствии со статьёй 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распо­ряжаться им единолично или совместно с другими лицами. В силу ст. 36 Конституции граждане, их объединения могут иметь в собственности землю

Объектами правоотношений выступают предметы духовного творчества, например, объект авторского права – созданное автором произведение, различные нематериальные блага, например право на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Одно и то же благо может быть объектом разнообразных правоотношений. Так, вещь может быть объектом права собственности, правоотношенийкупли - продажи, залога, наследования, страхования

 

47.Социальное назначение и сущность государства. Соотношение обще-

социальных и классовых начал сущности государства.

 

Правовое государство - это правовая (справедливая) организация государственной власти в высококвалифицированном, культурном обществе, нацеленном на идеальное использование государственно-правовых институтов для организации общественной жизни в подлинно народных интересах.

Сущность правового государств а сводится к его подлинной демократичности. К принципам правового государства относятся:

1. принцип приоритета права (это рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона; необходимость идеологически правового обоснования любых решений государственных и общественных органов; наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур, т.е. конституции и законов, системы материальных и процессуальных гараетий и т.д.);

2. принцип правовой защищенности человека и гражданина (это равенство сторон и взаимная ответственность государства и гражданина, особые тип правового регулирования и форма соотношений, стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осуществления)

3 принцип единства права и закона (это означает, что нормативно-правовой акт

должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным);

4 принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти (власть в государстве обязательно должна делиться на законодательную, исполнительную и судебную);

4. принцип верховенства закона.

 

48.Социальное назначение и функции права.

Функции права отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, позволяют дать обобщенную характеристику работы юридических норм. Общесоциальные функции: экономическая, политическая, воспитательная. Функциональное назначение права проявляется в следующих конкретных функциях:

1. регулятивно-статическая - это функция закрепления, стабилизации общественных отношений, более четко выражается при определении общественного статуса различных субъектов: закреплении основных прав и свобод человека и гражданина, компетенции органов и должностных лиц; правоспособности физических и юридических лиц.

2. Регулятивно-динамическая - с ее помощью право определяет, каким должно быть будущее поведение людей.

3. Охранительная - выделяет право из других систем социальной регуляции, т.к. осуществляется органами государства, принимающими индивидуальные властные решения, исполнение которой гарантируется государственным принуждением.

4. Оценочная - позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чего-либо, решений поступков.

5. Воспитательная - с помощью этой функции право оказывает воспитательное воздействие на индивида и общество в целом.

 

 

49.Структура правовой нормы. Способы изложения правовых норм в статьях нормативно-правовых актов.

 

Норма права как системное образование имеет определенную структуру. Под структурой нормы права понимается внутреннее строение нормы и связь ее элементов. Структурными элементами правовой нормы являются гипотеза, диспозиция, санкция.

Гипотеза - это часть правовой нормы, в которой содержится условие ее реализации. Например, в уголовном праве в качестве условий привлечения к ответственности выступают общие признаки субъекта преступления: определенный возраст и вменяемость.
По характер у содержания различают общие и конкретные гипотезы.

Общая (абстрактная) гипотеза определяет условия действия норм общими родовыми признаками.
Конкретная (казуистическая) гипотеза устанавливает частные специальные условия действия нормы. Примером такой гипотезы являются нормы уголовно-процессуального кодекса, где по пунктам перечислены обстоятельства, при наличии которых уголовное дело не возбуждается либо прекращается.

Диспозиция — это часть нормы права, которая формулирует правило правомерного поведения либо признаки неправомерного поведения. В гражданском праве в ряде других регулятивных отраслей диспозиции выступают в виде правил правомерного поведения. В уголовном праве и других правоохранительных отраслях большинство диспозиции содержит признаки запрещенных деяний.По способу описания различают диспозиции простые, описательные, бланкетные и отсылочные.

Простая диспозиция содержит указание на совершенное деяние без описания его признаков, так как они достаточно очевидны. Например, закон не характеризует признаки преступления, если речь идет о предельно ясном деянии.
Описательная диспозиция содержит признаки правомерного либо неправомерного поведения. Например, закон характеризует кражу как: а) незаконное, б) безвозмездное, в) изъятие, г) чужого имущества, д) совершенное тайным способом.
Отсылочная диспозиция вместо описания признаков деяния содержит ссылку на другую норму того же нормативного акта, например, при характеристике квалифицированного преступления законодатель ссылается на признаки, указанные в ч. 1 уголовно-правовой нормы.
Бланкетная диспозиция содержит ссылку на другой нормативный акт либо указывает на незаконность действий и таким образом отсылает правоприменителя к соответствующему закону.

Санкция — это часть нормы права, в которой указаны правовые последствия: негативные либо позитивные. В уголовном и административном праве негативные санкции сформулированы как вид и мера наказания. Трудовое право и ряд других отраслей в качестве позитивных санкций предусматривают поощрительные меры. По характеру последствий различают позитивные и негативные санкции.

Позитивные санкции предусматривают меры поощрения (стимулирующие санкции) и меры восстановления субъективных прав (правовосстановительные санкции).
Негативные санкции предусматривают виды и меры наказания (карательные санкции) и возможность признания деяний недействительными (санкции ничтожности).
Карательные меры в литературе иногда называют полными санкциями, а санкции ничтожности именуются неполными, так как они не сопровождаются наказанием нарушителя.

В теории права различают логическую и фактическую структуру правовой нормы. Обязательным элементом логической структуры нормы права являются гипотеза, диспозиция, санкция. Указанные элементы формируют логическое содержание нормы, которое можно выразить формулой: "Если при определенных обстоятельствах (гипотеза) субъект совершит известное действие (диспозиция), то наступят предусмотренные последствия (санкция)".

Вопрос о фактической структуре нормы является дискуссионным. Одни ученые (Н. П. Томашевский, А. Ф. Черданцев и другие) считают, что фактическая норма права состоит из двух элементов: гипотезы и диспозиции, либо диспозиции и санкции. При этом высказывается мнение, что гипотеза уголовно-правовой нормы сливается с диспозицией. Другие авторы (М. С. Строгович, П. Е. Недбайло и их сторонники) полагают, что фактическая структура классической нормы права имеет трехчленное строение

 

 

50.Субъекты правоотношений: понятие и виды.

Субъекты правоотношений (права) - это участники правовых отношений, имеющие субъективные права и юридические обязанности.

Субъектами правоотношения могут быть отдельные люди - индивиды (физические лица) и организации (юридические лица).

К индивидам как субъектам правоотношений относятся: граждане государства, иностранцы, лица без гражданства. Иностранцы и лица без гражданства (апатриды) могут вступать в те же правоотношения на территории России, что и граждане Российской Федерации, за рядом исключений: они не могут избирать и быть избранными в представительные органы России, входить в экипаж гражданского, воздушного, морского или речного судна, служить в Вооруженных Силах республики, других войсках, органах внешней разведки и федеральных органах государственной безопасности.

К организациям как субъектам правоотношений относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, различные некоммерческие организации. Государственные, а в установленных законом случаях и негосударственные орга­низации, выступают субъектами правоотношений в следующих случаях:

- реализуя свои властные полномочия, которые выражаются в праве государственного органа издавать нормативные и индивидуальные правовые акты и принудительными средствами обеспечивать их соблюдение и исполнение;

- участвуя в социально-политической жизни общества государства. В этом случае организации, объединения, партии, движения, фонды и иные образования реализуют права, предусмотренные их уставами и положениями;

- осуществляя хозяйственную и имущественную деятельность.

Чтобы быть субъектом права, организация должна обладать качеством юридического лица. "Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и лич­ные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету" - гласит ч. 1 ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Юридическим лицом обычно признавались только организации. Однако принятый в конце 1990 г. Закон Российской Федерации "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" признает права юридического лица и за отдельным гражданином, если крестьянское (фермерское) хозяйство состоит из одного лица.

К организациям как субъектам права относится и суверенное государство в целом.

Как государство в целом Российская Федерация вступает во многие виды правоотношений. Например, в международно-правовые - когда речь идет о связи с зарубежными государствами, в конституционно-правовые - отношения с республиками и иными субъектами в составе Российской Федерации по вопросам совместного ведения, прием в российское гражданство, награждение гражданина государственной наградой и т.д., в гражданско-правовые - отношения федеральных органов власти с другими субъектами по поводу федеральной собственности, в уголовно-правовые - поскольку приговор по уголовному делу выносится от имени Российской Федерации.

 

51.Сущность права. Понятие и классификация принципов права.

Сущность права — главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная характеристика права, которая отражает природу и назначение его в жизни общества. Выявление сущности основывается на исследовании социальных ценностей, идей, определяющих природу права. Поскольку право представляет собой сложное многогранное социальное явление, оно может исследоваться в различных аспектах, с различных точек зрения. История правовой мысли представлена достаточно широким диапазоном взглядов о сущности права и определении его понятия. Существующие в юридической науке подходы являются выражением исторически конкретных социальных проблем и одновременно вариантом их разрешения. Право в своей содержательной многосторонности может выражаться в различных идейных основаниях, например, как воля господствующего класса, как защищенный интерес, как справедливость, как мера свободы и т. д.о Основоположники философии выдающиеся античные мыслители сущность права усматривали в общесоциальной справедливости:

Сократ: справедливость драгоценнее всякого золота — это равенство для всех и добровольное подчинение всех закону; законное и справедливое — одно и то же. Право — есть справедливость, выраженная в реализации разумно взвешенных интересов всех членов общества.

Платон: справедливость — это сочетание трех добродетелей — мудрости, мужества, умеренности; она заключается в том, что никто не должен вмешиваться в дела других, захватывать чужое, лишаться своего. «… Неправильны те законы, что установлены не ради общего блага всего государства в целом … где законы установлены в интересах нескольких человек».

Аристотель: право — это политическая справедливость, справедливый порядок, установленный в государстве, в обществе. «Понятие справедливости связано с представлениями о государстве, так как право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общежития».

Принципы права — это руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе. С одной стороны, они выражают закономерности права, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов.

Принципы права определяют пути совершенствования правовых норм, выступая в качестве руководящих идей для законодателя. Они являются связующим звеном между основными закономерностями развития и функционирования общества и правовой системой. Благодаря принципам пра­вовая система адаптируется к важнейшим интересам и по­требностям человека и общества, становится совместимой с ними.

Правовые принципы подразделяются на свойственные праву в целом (общеправовые), его отдельным отраслям (от­раслевые) или группе смежных отраслей (межотраслевые). Например, к отраслевым относится принцип индивидуали­зации наказания в уголовном праве, к межотраслевым - принцип состязательности в гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном праве.

К числу принципов, прямо не сформулированных в за­коне, относятся принципы ответственности за вину, нераз­рывной связи прав и обязанностей.

Рассмотрим некоторые общеправовые принципы более подробно.

Принцип справедливости имеет особую значимость. Он в наибольшей степени выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином и государством. Справедливость требует соответствия между действиями и их социальными последствиями. Должны быть соразмерны труд и его оплата, нанесение вреда и его возмещение, преступление и наказание. Законы отра­жают эту соразмерность, если отвечают принципу справед­ливости.

Принцип уважения прав человека отражает тот факт, что естественные, прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы государства. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Принцип равноправия закрепляет равный правовой ста­тус всех граждан, т. е. равные конституционные права и еди­ную для всех правосубъектность. В ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации говорится: "Государство гарантиру­ет равенство прав и свобод человека и гражданина незави­симо от пола, расы, национальности, языка, происхожде­ния, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлеж­ности к общественным объединениям, а также других об­стоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности".

Содержание Принципа законности заключается в том, что, как гласит ст. 15 Конституции РФ, "Конституция Рос­сийской Федерации имеет высшую юридическую силу, пря­мое действие и применяется на всей территории Россий­ской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимае­мые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государствен­ной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конститу­цию Российской Федерации и законы".

Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъек­тивных прав в судебной порядке. В ч. 1 ст. 46 Конституции РФ записано: "Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод".

52.Типология государства. Научные основания для выделения различных типов государства.

1) рабовладельческий тип государства:

а) монархия – восточная деспотия, при которой вся полнота государственной власти принадлежала монарху—деспоту, осуществляющему единоличное управление при помощи насильственного военно—бюрократического аппарата (в Египте, Вавилоне, Ассирии и т. д.);

б) республика:

аристократическая – республика, в которой основная масса населения была отстранена от участия в выборах в органы высшей власти (Спарта);

демократическая – республика, в которой для формирования высших органов власти привлекались широкие слои населения (Афины);

2) феодальный тип государства:

а) монархия:

раннефеодальная, сформированная в процессе завоевания и передела территорий. Монарх – первый среди равных, а его власть носила номинальный характер;

сословно—представительная, в которой власть монарха была формально полноправной, но при осуществлении управления он опирался на собрание представителей господствующего класса;

абсолютная, в которой отсутствовали органы, ограничивающие власть монарха;

б) республика – экономически развитые и независимые города—республики, устанавливающие свое господство над прилегающей к ним территорией (Венеция, Новгород, Псков);

3) буржуазный тип государства:

а) монархия – конституционная (Англия, Япония и т. д.);

б) республика – парламентская и президентская;

4) социалистический тип государства

социалистическая республика (СсСр, КНДР идр.).

В юридической литературе существует мнение, что четкого соотношения между формой и типом государства нет, так как у государств одного и того же типа могут встречаться различные формы государства, так же как у государств различного.

 

 

53.Толкование права: понятие и виды + 54.Толкование права: понятие и способы

 

Толкование права - это уяснение смысла нормы права, установление ее содержания. По юридической силе различают официальное и неофициальное толкование. Первое дают управомоченные органы государства (Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ и другие органы в пределах их компетенции). Такое толкование нормы права является обязательным для исполнения. Неофициальное толкование осуществляют любые лица, общественные организации, оно необязательно для исполнения. Разновидностью этого толкования является доктринальное или научное толкование, которое осуществляет научный работник или научное учреждение. Результаты неофициального толкования могут быть учтены официальным органом при последующем толковании Правовой нормы или при кодифицировании законодателем.

Принято также различать три способа толкования норм права:
грамматический, при котором исходят из выяснения смысла отдельных слов, терминов или их словосочетания;
систематический (смысловой) — при котором осуществляется сопоставление содержания двух или более норм права и установление их места и значение в данном нормативном акте, в отрасли права, во всей правовой системе;
исторический, при котором осуществляется сравнение содержания действующей нормы с содержанием ранее действовавшей и отмененной или измененной с введением данной нормы права. Результатом юридического толкования должна быть ясность, определенность в интерпретации нормы. При этом результаты толкования не могут выходить за пределы толкуемой нормы, то есть представлять собой конкретизирующее суждение, а не новое нормативное положение.

Акт толкования — это один из видов правовых актов. Таким актом не устанавливаются, не изменяются и не отменяются нормы права.
Интерпретационные акты как виды правовых актов имеют свои особенности: они не содержат общеобязательных правил поведения (норм права), не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с теми нормативными актами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы. Они находятся в зависимости от нормативных актов, обслуживают и разделяют их судьбу. Акт толкования необходимо рассматривать и как действие, и как юридический документ, акт уяснения и разъяснения. Последний может быть устным или письменным. Акт толкования - это официальный, юридически значимый документ, направленный на установление действительного смысла и содержания нормы права.

Интерпретационные акты можно классифицировать по различным основаниям:
1. По внешней форме они могут быть письменными и устными. Письменные акты толкования имеют определенную структуру, т.е. в них должны присутствовать реквизиты: кто издал этот акт, когда, к каким нормам права относится, когда вступил в действие.
2. По юридической значимости различают акты нормативного толкования и казуального. Акты нормативного толкования распространяют свое действие на неопределенный круг субъектов и рассчитаны на применение каждый раз, когда реализуется толкуемая норма, в этом смысле они носят общеобязательный характер. Казуальные акты относятся к конкретному случаю и касаются конкретных лиц; с этой точки зрения их можно назвать индивидуальными.
3. Юридическая сила акта толкования и сфера его действия определяются местом органа, его издавшего. Это акты органов власти: исполнительно-распорядительных, судебных, прокурорских и т.д.
4. В зависимости от того, кто издал акт толкования и нормативно-правовой акт, они могут быть аутентичными или легальными. Если акт принимает и толкует один и тот же субъект, это авторское толкование (аутентичное). Если норму права толкует субъект, который на это управомочен, которому это право делегировано (разрешено) законом (например, Верховный Суд РФ толкует законы, принимаемые парламентом), то это легальные акты.
5. Можно выделить акты толкования в различных отраслях права: уголовно-правовые, административно-правовые и т.д.

Таким образом, толкование права и его результаты играют важную роль в правореализационном процессе. Оно завершает процесс правового регулирования общественных отношений и делает правовые нормы готовыми к реализации различными субъектами.

 

55.Цели, функции и принципы юридической ответственности.

Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершенное правонарушение. Юридическая ответственность - правоотношение, в которое вступает государство, в лице его компетентных органов, и правонарушитель, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения за совершенное им правонарушение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 898; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.233.69 (0.014 с.)