Объекты трудовых правоотношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объекты трудовых правоотношений



Объектом трудового правоотношения выступают умения, навыки, способности работника, которые он предлагает использовать работодателю и которые интересуют работодателя в процессе организованного им труда. Именно за них работодатель готов платить заработную плату. В рыночных отношениях цена работника, как и любой товар, определяется спросом и предложением.

Б) Метод поощрения является одним из способов обеспечения трудовой дисциплины. Поощрением является общественное признание заслуг работника, его высокопроизводительного, высококачественного труда.

В законе предусмотрены следующие виды поощрений:

1) объявление благодарности;

2) выдача премии;

3) награждение ценным подарком;

4) представление к званию лучшего по профессии;

5) награждение почетной грамотой.

В конкретных отраслях и сферах деятельности меры поощрения уточняются применительно к особенностям условий труда. Кроме того, меры поощрения работников за добросовестный труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка.

Меры поощрения можно классифицировать:

а) по способу воздействия на работников: моральные и материальные;

б) по оформлению и закреплению в правовых актах: правовые и неправовые;

в) по сфере действия и применения: общие и специальные;

г) по мере общественной значимости заслуг работника: поощрения за успехи в работе и поощрения за особые трудовые заслуги.

За особые трудовые достижения работники могут быть представлены к государственным наградам. Этот вид является высшей формой поощрения граждан, применяемой за выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном строительстве, науке, экономике, культуре, искусстве, просвещении, здравоохранении и т. д.

Конституцией РФ установлено, что право установления государственных наград и почетных званий РФ принадлежит органам государственной власти РФ. Правом награждать государственными наградами Российской Федерации и присваивать почетные и высшие специальные звания РФ обладает Президент РФ, который так же издает указы об учреждении государственных наград, о награждении государственными наградами, вручает эти награды. По поручению Президента РФ и от его имени государственные награды могут вручать руководители федеральных органов государственной власти, начальник Управления Президента РФ по государственным наградам, руководители органов по государственной власти субъектов РФ, полномочные представители Президента РФ и др.

Возможно также назначение не одного, а не скольких видов поощрений, например награждение почетной грамотой и выдача премии за добросовестное исполнение трудовых обязанностей, объявление благодарности и награждение ценным подарком.

Поощрения оформляются приказом работодателя. Согласно нормам ТК РФ не требуется от работодателя внесения в трудовые книжки сведения о поощрениях, однако данные сведения в обязательном порядке должны найти отражение в личной карточке работника.

Билет 13.

Система правоотношений в сфере трудового права.

Правовое регулирование внутреннего трудового распорядка.

А) Под воздействием норм трудового права общественные отношения, складывающиеся в процессе применения и организации труда, облекаются в правовую форму и становятся правовыми отношениями. При этом важно отметить, что общественные отношения в сфере труда не всегда функционируют в правовой форме, то есть в виде правоотношений, хотя она и является преобладающей. В ряде случаев эти отношения регламентируются обычаями, нормами корпоративных организаций, моральными нормам и т.п. Однако общественные отношения по использованию наемного труда требуют всегда правовой формы регулирования.

От неправовых форм общественных отношений правоотношения по труду отличаются тем, что они неразрывно связаны с государством, его правотворческой и правоприменительной деятельностью.

Правовой характер содержание общественных отношений в сфере труда приобретает в силу регулирующего воздействия нормативных государственных актов, а не индивидуальных актов их непосредственных участников(которые сами по себе не способны придать данным отношениям юридическую форму).

Учитывая, что правоотношение в сфере труда есть результат воздействия трудового права на общественное отношение, составляющее предмет этой отрасли права, а потенциальным участником правоотношения выступает государство, в его содержании всегда предполагается выражение государственной воли. Но все же наряду с волей государства в содержании правоотношения определяющей выступает воля его сторон, которые реально осуществляют права и обязанности, предусмотренные для них трудовым законодательством.

Главным предметом трудового права являются трудовые отношения наемных работников. Кроме того, трудовое право регулирует и другие общественные отношения, тесно связанные с трудовыми и составляющими вместе с ними единый предмет этой отрасли права. В результате воздействия трудового права на общественные отношения, составляющие его предмет, складывается система правоотношений, также характеризующаяся определенным единством.

В настоящее время система правоотношений в сфере труда включает в себя: трудовые правоотношения, организационно-управленческие правоотношения между трудовым коллективом(или профсоюзным органом) и работодателем либо администрацией организации; правоотношения по трудоустройству; правоотношения по профессиональной подготовке и повышению квалификации кадров непосредственно на производстве; правоотношения по надзору за охраной труда и соблюдением трудового законодательства; правоотношения по рассмотрению трудовых споров. Следует сказать, что ведущее место в единой системе правоотношений в сфере труда занимают трудовые правоотношения: они цементируют и определяют все другие правоотношения, которые оправданы и целесообразны в той мере, в какой этого требуют интересы развития трудовых отношений.

Неразрывное единство системы правоотношений в сфере труда определяется единством предмета трудового права, последовательностью реализации гражданами своего права на труд. Но это не означает, что, реализуя право на труд, граждане столкнутся со всей системой правоотношений. Как правило, граждане вступают в трудовые правоотношения путем непосредственного заключения трудовых договоров (контрактов) с организациями, минуя трудоустраивающие органы. Иначе говоря иные правоотношения вне связи с трудовыми не имеют самостоятельного значения и существуют лишь постольку, поскольку есть трудовое правоотношение в настоящее время, либо они будут существовать в будущем, либо имелись в прошлом; на практике работники, состоящие в трудовых отношениях, не обязательно являются непосредственными участниками всего комплекса правоотношений. Все иные правоотношения применительно к трудовым можно подразделить на три группы: предшествующие, сопутствующие и вытекающие из трудовых.

Предшествующие правоотношения возникают и развиваются до трудовых и прекращаются в связи с появлением последних (правоотношения по трудоустройству, профессиональной подготовке кадров и др.) Сопутствующие правоотношения возникают и развиваются параллельно с трудовыми (правоотношения по надзору за охраной труда и соблюдением трудового законодательства, организационно-управленческие, по рассмотрению трудовых споров, за исключением споров с уволенными работниками).Правоотношения, вытекающие из трудовых, возникают в связи с прекращением трудовых и имеют целью либо материальное обеспечение уволенного работника, либо его восстановление на работе(правоотношения по рассмотрению споров с уволенными работниками).

Всем правоотношениям в сфере труда свойственны следующие общие черты:

а) они выступают в качестве юридической формы выражения общественных отношений, складывающихся в процессе производства материальных и духовных благ и в иных сферах применения труда;

б) в них выражается воля государства и сторон

(субъектов) правоотношений;

в) в них реализуются нормы и принципы трудового права, они служат средством укрепления и развития общественных отношений по труду в направлении их преобразования и дальнейшего совершенствования.

Б) Правила внутреннего трудового распорядка - локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя.

Правовое регулирование внутреннего трудового распорядка осуществляется на основе гл. 29 и 30 Кодекса. Правила внутреннего трудового распорядка организации утверждаются работодателем с учетом мнения профкома организации. Они, как правило, являются приложением к коллективному договору (ст. 189 ТК).

В отдельных отраслях народного хозяйства действуют для основных работников уставы, положения, утверждаемые Правительством РФ.

Правила внутреннего трудового распорядка должны иметь все производства. Эти правила включают обязанности не только работников, но и администрации, и не только по исполнению самих Правил, но и соответствующих должностных инструкций, инструкций и правил по технике безопасности, производственной санитарии, противопожарной, противорадиационной безопасности и др.

Правила внутреннего распорядка обычно состоят из следующих семи разделов:

1) общие положения, предусматривающие действие этих правил, на кого они распространяются, их цель, задачи;

2) порядок приема и увольнения (приводятся кратко положения Кодекса с их уточнением для данного производства);

3) основные обязанности работника;

4) основные обязанности работодателя, его администрации;

5) рабочее время и его использование: режим рабочего времени для всего производства и отдельных подразделений, в том числе начало и конец обеденных и других внутрисменных перерывов, графики сменности (в том числе по вахтовому методу работы), структура рабочей недели (5- или 6-дневной);

6) меры поощрения за успехи в труде;

7) дисциплинарная ответственность за нарушение трудовой дисциплины.

Эти правила доводятся до каждого работника.

В тех отраслях народного хозяйства, где действуют уставы и положения о дисциплине для основных работников, также действуют и Правила внутреннего трудового распорядка для других работников данного производства, не относящихся к тем, на кого распространяются уставы и положения.

Уставы и положения о дисциплине утверждаются правительством страны. Пока в основном действуют еще союзные (их более десятка), но есть и российские, например Положение “О дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации”, утвержденное 25 августа 1992 г. (САПП РФ. 1992. №9. Ст. 608; 1994. №1. Ст. 11), Положение “О дисциплинарной ответственности глав администрации”, утвержденное Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. с изменениями от 14 ноября 1992 г. (Ведомости РФ. 1992. №33. Ст. 1931).

Поскольку уставы и положения о дисциплине являются специальным законодательством и распространяются на тех основных (ведущих) работников, чей грубый дисциплинарный проступок может привести к тяжелым последствиям или гибели людей и грузов, то в этих актах может предусматриваться более жесткая дисциплинарная ответственность, чем в общих актах трудового права. Эти акты предусматривают и дополнительные обязанности работников и их руководителей.

Билет 14

Социальное партнерство в сфере труда понятие, принципы, формы. Дисциплинарная ответственность работников.

А)Социальное партнерство в сфере труда – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Отношения социального партнерства: а) двусторонние – между представителями работников и работодателей);

б) трехсторонние – с участием органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Система социального партнерства – совокупность мер организационного, правового, экономического характера, которые должны функционировать на всех уровнях экономики, от общефедерального уровня до уровня отдельно взятой организации в области социально-трудовых отношений, разрешения социально-трудовых конфликтов. Система социального партнерства включает федеральный, региональный, отраслевой, территориальный уровень и уровень организации.

Формы социального партнерства:

1) коллективные переговоры – основанные на диалоге взаимоотношения, результатом которых является выработка проекта коллективного договора, соглашения и их заключение, установление коллективных условий труда;

2) взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечение гарантий трудовых прав работников и совершенствование трудового законодательства;

3) участие работников, их представителей в управлении организацией;

4) участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Основные принципы социального партнерства:

1) равноправие сторон;

2) уважение и учет интересов сторон;

3) заинтересованность сторон в участии вдоговорных отношениях;

4) содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

5) соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;

6) полномочность представителей сторон;

7) свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

8) добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

9) реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

10) обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

11) контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

12) ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Б)Дисциплинарная ответственность – вид юридической ответственности, предусматривающий государственное осуждение (порицание) за совершение дисциплинарного проступка ввиде дисциплинарного взыскания.

Основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок – неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей. Состав дисциплинарного проступка – объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Объект дисциплинарного проступка – то, на что посягает нарушитель (внутренний трудовой распорядок, имущество организации). Объективная сторона дисциплинарного проступка – противоправные действия (бездействия), вредные последствия и причинная связь между этими действиями (бездействиями) и наступившими вредными последствиями. Субъект дисциплинарного проступка – работник, который состоит в конкретных трудовых правоотношениях с работодателем и нарушивший трудовую дисциплину. Субъективная сторона дисциплинарного проступка содержит вину, выражаемую в форме умысла и неосторожности.

За нарушение трудовой дисциплины администрация может применить следующие дисциплинарные взыскания:

а) замечание; б) выговор; в) увольнение. Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания.

Увольнение возможно в случаях:

1) неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;

2) однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей;

3) совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя;

4) совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы;

5) принятия необоснованного решения руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации;

6) однократного грубого нарушения руководителем организации, его заместителями своих трудовых обязанностей;

7) представления работником работодателю подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении трудового договора;

8) предусмотренных трудовым договором с руководителем организации, членами коллегиального исполнительного органа организации;

Билет 15

Правоотношения, производные от трудовых, их субъектный состав и содержание.

Меры дисциплинарного взыскания. Порядок наложения, обжалования и снятия.

А). Правоотношения, производные от трудовых.

Социально-партнерские правоотношения объединяют такие виды правоотношений, связанных с трудовыми, как:

1) взаимоотношения между работниками и нанимателями

2) правоотношения, связанные с деятельностью профсоюзов и объединений нанимателей

3) правоотношения по заключению коллективных договоров и соглашений.

Объектом этих отношений являются социально-экономические интересы, вопросы организации и оплаты труда, его охраны, т.е. затрагивающие материальные интересы как конкретного коллектива работников, так и целой отрасли и каждого работника в отдельности. Субъектами этих отношений являются с одной стороны представители работников, на практике это профсоюзы, с другой стороны – наниматели или их представители, с третье – органы государственного управления (ОГУ). Содержание этих отношений – права и обязанности социальных партнеров по процессу ведения коллективных переговоров и заключению коллективного договора или соглашения, которые определяют права и обязанности каждого партнера, а также контроль за исполнением соглашения или коллективного договора. Социально-партнерские отношения носят длящиеся отношения.

Правоотношения с профсоюзом начинаются с избранием профкома и продолжаются до прекращения его полномочий. У работников и нанимателей правоотношения возникают с момента образования и прекращаются с ликвидацией производства.

Правоотношения по проведению коллективных договоров возникают с письменного уведомления их участников об их начале, прекращаются с окончанием срока действия соглашения или договора.

Правоотношения по профессиональной подготовке работников на производстве:

1) по ученичеству на производстве для получения специальности

2) по повышению квалификации, переобучению, обучению смежным профессиям

3) по руководству обучением на производстве

1) правоотношения по ученичеству на производстве возникают между гражданином, принятым с целью обучения специальности, а затем работы по ней, и нанимателем. Основанием возникновения правоотношений является заключение ученического договора. Субъектами являются наниматель и ученик. Содержание ученического правоотношения – обязанности ученика овладеть в установленный договором срок специальностью, подчиняясь правилам внутреннего трудового распорядка и обязанность нанимателя организовать обучение – может быть индивидуальным, бригадным, курсовым. Наниматель обязан оплачивать время обучения, соблюдать трудовое законодательство и по окончании обучения обеспечить ученика работой по специальности. На ученика в период обучения распространяется трудовое законодательство как на работника данной организации.

Договор об ученичестве может быть заключен и с работником, намеченным к высвобождению. Ученические правоотношения возникают у такого работника в дополнению к трудовому, т.к. о высвобождении он предупреждался за 2 месяца.

Прекращается данное правоотношение окончанием обучения и сдачей квалификационного экзамена. Далее правоотношение по ученичеству трансформируется в трудовое правоотношение.

2) правоотношения по повышению квалификации, переобучению, обучению смежным профессиям возникают между работником и нанимателем, уже состоящими в трудовых правоотношениях. Основанием возникновения данного правоотношения является соглашение сторон, по которому работник направляется на повышение квалификации или обучение новой профессии, прекращается со сроком обучения.

3) правоотношения по руководству обучением на производстве возникает между обучающимся лицом и нанимателем на основании договора между ними. Такое правоотношение может возникать у лица, осуществляющего обучение как дополнительно к трудовому правоотношению с момента прикрепления ученика и до окончания учебы, сдачи квалификационного экзамена.

Правоотношение по обеспечению занятости возникает при обращении гражданина в органы службы занятости с целью найти подходящую работу и устроится, а в случае необходимости – получить новую специальность, повысить квалификацию. Эти правоотношения предшествуют трудовым, а при высвобождении работников, могут последовать за прежними трудовыми или изменить их при трудоустройстве на том же производстве.

Правоотношения по обеспечению занятости могут быть:

1) правоотношения между органом государственной службы занятости и гражданином, обратившимся в этот орган в просьбой о помощи в трудоустройстве и признании его безработным.

2) Правоотношения между службой занятости и нанимателем, обязанным информировать эту службу о кадровом наличии вакантных мест, перечислять взносы в фонд занятости и принимать на вакантные места направленных ему подходящих работников

3) Правоотношения между безработными, получившими направление на работу от службы занятости.

4) Правоотношения между частным агентством по трудоустройству, гражданином, ищущим работу, и нанимателем, готовым принять гражданина на работу.

Каждое из этих правоотношений является самостоятельным, имеет свои субъекты и содержание. Они взаимосвязаны общностью целей помочь гражданину в трудоустройстве на работу, а нанимателям – подобрать необходимы кадры.

Правоотношение между службой занятости и гражданином возникает с момента письменного обращения в этот орган с просьбой о помощи в трудоустройстве. Основанием возникновения этого правоотношения является заявление гражданина. С момента регистрации гражданина в качестве безработного это правоотношение трансформируется в правоотношение безработного и органом службы занятости. Основанием прекращения данного правоотношения является заключение трудового договора между нанимателем и безработным.

Правоотношения между службой занятости и нанимателем возникает с момента появления право- и дееспособности у нанимателя и заканчивается его ликвидацией. Правоотношение между службой и трудоустраиваемым гражданином и нанимателем возникает с момента передачи гражданина нанимателю направления службы занятости. Права и обязанности этих субъектов определяются законом РБ «о занятости населения в РБ» от 15 июня 2006г. №125-3 (2006, 2007гг. – дополнения).

Правоотношения между частным агентством по трудоустройству и гражданином, ищущим работу, и нанимателем, готовым принять гражданина на работу, сформировались в настоящее время среди социально-экономических условий. Они возникают на основании устного или письменного обращения гражданина в это агентство. Между частным агентством и нанимателем заключается договор по подбору кадров. Правоотношения между агентством и нанимателем носят возмездный характер.

Субъектами правоотношений по контролю и надзору в сфере трудового законодательства являются:

1) органы, основанными функциями которых является контроль и надзор в сфере трудового законодательства

2) должностные лица и наниматели, обязанные обеспечивать охрану труда и соблюдение трудового законодательства.

Контроль и надзор в сфере труда в РБ осуществляют органы прокуратуры, министерство труда и социальной защиты, специализированные государственные органы, МЧС, органы санитарно-эпидемиологической службы системы здравоохранения, профсоюзы, осуществляющие общественный контроль. Эти правоотношения возникают с начала работы организации. До этого момента у органов надзора есть правоотношения по предупредительному надзору с проектно-строительными организациями с тем, чтобы уже в проектах оборудования, промышленных зданиях и сооружениях, а также при сдаче в эксплуатацию были соблюдены правила техники безопасности и производственной санитарии.

Прекращение – с ликвидацией организации. Содержание правоотношения – обязанности органов надзора осуществлять контроль с области охраны труда, соблюдение трудового законодательства, выполнение нанимателями своей обязанности обеспечить условие для осуществления прав этих органов по надзору. Кроме этого наниматели несут перед органами соответствующую правовую ответственность за нарушение и несоблюдение охраны труда.

Трудовая правосубъектность охраны труда возникает с момента образования их и действуют они на основании положений, которые предусмотрены и содержат задачи, права и обязанности каждого из них.

Правоотношения по разрешению трудовых споров носят правоохранительный характер. Субъектами этих правоотношений являются:

1) органы, разрешающие трудовые споры – комиссия по трудовым спорам, суд, примирительная комиссия, посредники, трудовой арбитраж и республиканский трудовой арбитраж

2) каждый участник спора – работник, работники, профсоюз, наниматель и т.д.

Основанием возникновения правоотношений является письменное обращение в соответствующий орган спорящей стороны по поводу рассмотрения и разрешения трудового спора. Прекращается правоотношение принятием решения определенным органом, если оно не обжаловано и не требуют принудительного разрешения.

Содержание этих правоотношений определено трудовым законодательством, а при рассмотрении споров в суде – ГПК.

Б) Обязательным условием применения мер дисциплинарного взыскания является вина работника, которая может проявляться в двух формах: умысла либо неосторожности.

Совершение дисциплинарного проступка в форме умысла означает, что работник сознает противоправность своих действий, желает наступления, но в то же время сознательно нарушает установленный на предприятии трудовой распорядок. Совершая проступок по неосторожности, работник, действуя противоправно, не предвидит вредных последствий своих действий, хотя должен их предвидеть, либо предвидит такие последствия, но легкомысленно надеется их предотвратить.

До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника объяснение в письменной форме. Если работник отказывается дать указанное объяснение по истечении двух рабочих дней, составляется соответствующий акт, в котором фиксируется факт отказа. Отказ работника дать объяснение не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня его обнаружения, а также не позднее 6 месяцев со дня совершения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Дисциплинарное взыскание снимается по истечении одного года с момента наложения взыскания, но при условии, что в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не был подвергнут новому дисциплинарному взысканию. ТК РФ предусматривается возможность досрочного снятия дисциплинарного взыскания с работника, например по ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников.

ТК РФ регламентирует возможность привлечения к дисциплинарной ответственности руководителя организации, структурного подразделения, их заместителей по требованию представительного органа работников. Работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении данными лицами законов и иных нормативных правовых актов о труде, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах рассмотрения представительному органу работников. Если факты нарушений подтвердились, работодатель обязан применить к руководителю организации, его заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения. Порядок применения дисциплинарных взысканий к руководителю организации, его заместителю тот же, что предусмотрен для применения взысканий к работникам.

Билет 16

Понятие занятости, подходящей работы и правовой статус безработного.

Определение размера ущерба, причиненного работником и порядок его возмещения.

А)Занятость – деятельность граждан, не противоречащая законодательству, приносящая им заработок (трудовой доход). Обстоятельства, доказанность которых позволяет признать граждан занятыми:

1) осуществление деятельности для удовлетворения личных и общественных потребностей, которая не противоречит действующему законодательству; 2) возмездный характер указанной деятельности. Получение заработка.

Недоказанность обстоятельств, входящих в правовое понятие занятых граждан, не позволяет признать граждан занятыми даже при наличии формальных признаков.

Занятыми считаются граждане:

1) работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в организации общественных работ);

2) занимающиеся предпринимательством; занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

4) выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, являющиеся членами производственных кооперативов, артелей;

6) проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, службу в органах внутренних дел;

7) проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения;

8) временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой; призывом на военные сборы, исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

9) учредители (участники) организаций (имеющие доход не менее установленного для работников минимального размера заработной платы), за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

Безработные – трудоспособные граждане, которые не имеют работы или заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Регистрация безработных граждан осуществляется органами по вопросам занятости по месту жительства в такой последовательности: первичная регистрация; регистрация безработных граждан в целях поиска работы; регистрация граждан в качестве безработных; перерегистрация безработных граждан. Решение о признании безработным принимается не позднее 11 календарных дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы.

Безработными не могут быть признаны граждане:

а) не достигшие 16летнего возраста;

б) получающие пенсию по возрасту или по выслуге лет;

в) отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы от двух вариантов такой работы, а впервые ищущие работу, не имеющие профессии (специальности), – в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы;

г) не явившиеся в течение первых 10 дней без уважительных причин в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный для регистрации их в качестве безработных;

д) осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а так же к наказанию в виде лишения свободы. Граждане, которым отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

Случаи снятия безработных граждан с регистрационного учета:

а) признание граждан занятыми;

б) прохождение профессиональной подготовки, повышение квалификации или переподготовка по направлению органов по вопросам занятости с выплатой стипендии;

в) неявка без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска работы в органы по вопросам занятости для предложения им подходящей работы, а также неявка в срок для регистрации их в качестве безработных;

г) длительная (более месяца) неявка в органы по вопросам занятости без уважительных причин;

д) переезд в другую местность;

е) установление злоупотреблений со стороны граждан (сокрытие заработка (дохода), предоставление документов, содержащих заведомо ложные сведения, а также предоставление других недостоверных данных для признания безработными и т. п.);

ж) осуждение к наказанию в виде лишения свободы;

з) назначение в соответствии с пенсионным законодательством РФ пенсии по старости (возрасту), за выслугу лет.

Подходящая работа (в том числе временного характера) – работа, соответствующая профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности.

В соответствии с п. 4 ст. 4 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» подходящей не может считаться работа, если:

1) она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

2) условия труда не соответствуют нормам и правилам по охране труда;

3) предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, за исключением случаев, когда средний месячный заработок гражданина превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Обстоятельства, доказанность которых позволяет признать подходящей предлагаемую гражданину работу:

1) предоставление гражданину работы, которая соответствует профессиональной пригодности гражданина с учетом уровня его профессиональной подготовки;

2) предлагаемая работа должна соответствовать условиям последнего места работы;

3) соответствие состояния здоровья гражданина предлагаемым условиям для будущей трудовой деятельности;

4) транспортная доступность предлагаемого гражданину рабочего места;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.141 (0.097 с.)