Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Действие нормативных актов по кругу лиц.

Поиск

Все граждане, лица без гражданства, иностранцы и юридические лица, находящиеся на территории государства, подпадают под сферу действия законодательства государства, в котором они пребывают.

 

5. Закон: понятие, признаки, виды.

Закон – нормативный акт, который издается только законодательными органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума. Закон обладает высшей юридической силой, регулирует наиболее важные, основополагающие отношения, содержит нормы права и принимается в особом процессуальном порядке. Закон имеет следующие признаки, отличающие его от нормативных правовых актов:

1. Закон обладает высшей юридической силой среди всех остальных источников права, имеет верховенство и является главенствующей формой права.

Cyщнocть высшей юридической силы заключается в следующем:

а). Huкmo, кроме органов зaкoнoдameльнoй влacmu, не вправе npинимamь или omмeняmь зaкoны. б). Bce npaвoвыe aкmы гocyдapcmвa должны uздaвamьcя в cоomвemcmвuu c Ocнoвным Зaкoнoм (Koнcmumyцueй). Ecлu подзаконный aкm npomивopeчum закону, mo эmom акт должен быmь приведен в coomвemcmвue c законом, либо omмeнeн. в). Зaкoн не подлежим ymвepждeнuю или npuocmaнoвлeнию никем, кроме специально уполномоченного на mo органа зaкoнодameльнoй влacmu.

2. Закон как источник права, исходящий от высшего органа государственной власти, представляющего волю и интересы всего общества или народа, должен также отражать волю и интересы всего общества или народа.

3. Законы, в отличие от других нормативно-правовых актов издаются по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С их помощью упорядочиваются и регулируются наиболее важные общественные отношения. В законах закрепляется общественный и государственный строй, компетенция центральных звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан и т.д.

4. По своему значению закон - это правовой акт первичного характера, т.к. в нем содержится первичное, изначальное право - юридические предписания, которые представляют собой отправные начала всей правовой системы государства;

5. Законы принимаются, изменяются и дополняются в особом, строго установленном, законодательном порядке. Законодательная процедура существует в каждом государстве. Она закрепляется, как правило, особыми актами -- Положениями или Регламентами высших органов государственной власти и является объективно необходимой.

6. Закон исключительно нормативен (содержит только нормы права, в отличие от других нормативно-правовых актов, которые могут иметь «вкрапления» индивидуально-властных предписаний).

 

В каждой стране существует свой собственный и особый порядок принятия, изменения и дополнения законодательных актов и положений. Однако, все принимаемые законы, как правило, проходят через одни и те же стадии процесса правотворчества, начиная с момента внесения законопроекта в высший законодательный орган, его обсуждения и утверждения, и кончая опубликованием (обнародованием) принятого закона.

 

В том случае, если закон принимается путем референдума, отдельные стадии и весь порядок его принятия оговариваются в специальном Законе о референдуме. Законодательство - совокупность нормативно-правовых актов, изданных высшими органами государственной власти и управления. Часто к законодательству относят все без исключения нормативные акты, в том числе ведомственные и акты местных органов власти и управления.

Классификация законов может производиться по различным основаниям:

 

- по их юридической силе (федеральные конституционные, федеральные, субъектов федерации);

 

- по субъектам законотворчества (принятие в результате референдума или органом, соответствующей государственной власти);

 

- по сфере действия (общефедеральные и субъектов федерации). Если первые принимаются Федеральным собранием (федеральным парламентом) и регулируют общественные отношения, имеющие значение для всей Российской Федерации, то вторые принимаются органами законодательной власти субъекта и действуют только в пределах территории данного субъекта. По общему правилу, в случае расхождения федеральных законов с законами субъектов федерации первые имеют приоритет над вторыми, действуют федеральные законы.

 

6. Место теории государства и права в системе гуманитарных наук

Государство и право – объект изучения многих юридических и гуманитарных наук, в том числе и теории государства и права. Теория государства и права занимает ведущее место в системе юридических наук, так как основным для нее является исследование государства и права.

 

Теория государства и права изучает закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, связанные с ними общественные отношения, формирует основные правовые понятия, которые являются теоретической базой для других юридических и гуманитарных наук.

 

Среди юридических наук теория государства и права имеет особое методологическое значение, так как в отличие от историко—правовых наук она не изучает государство и право в историческом развитии и хронологической последовательности, а определяет общие закономерности государственно—правового функционирования, анализирует и обобщает конкретные исторические данные, факты, события и процессы. В отличие от отраслевых юридических наук и независимо от времени и пространства теория государства и права обобщает отраслевые юридические знания, определяет их взаимосвязь, устанавливает юридические явления и процессы, которыми впоследствии все отраслевые юридические науки руководствуются.

Теория государства и права – обобщающая наука, поскольку для отраслевых юридических наук (гражданского, уголовного, трудового, административного права и т. д.) она имеет руководящее и координирующее значение.

Теория государства и права также тесно взаимосвязана с такими гуманитарными науками, как:

 

1) история, которая изучает государство и право в хронологической последовательности, учитывая при этом конкретные государственно—правовые явления и исторические процессы. Взаимосвязь теории государства и права с историей проявляется в использовании конкретных явлений, процессов и данных истории как науки в целом;

2) философия, которая является методологической основой теории государства и права, так как возникновение, развитие и сущность права познаются на основе законов общественного развития. Философия определяет место и роль государственно—правовых явлений в общем историческом процессе;

3) экономическая теория, которая исследует экономические законы развития общественной жизни и влияние государственно—правовых явлений на экономику;

4) политология, изучающая влияние государства и права на политическую среду, политику и политические системы, тесно соприкасаясь с теорией государства и права, которая исследует место и роль государства и права в политической системе общества.

 

7. Механизм правового регулирования: понятие и структура

Правовое регулирование - это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

Механизм правового регулирования - это система юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование.

Элементы механизма правового регулирования:

1) юридические нормы права (в них указывается, что дозволено и что разрешено, каковы последствия соблюдения или нарушены указанных в нормах права предписаний.)

2) нормативно-правовой акт (документ, содержащий нормы права, воздействует на поведение на поведение люден путем установления правового режима регламентации того или иного вида общественных отношений).

3) акты официального толкования (документы, изданные специально уполномоченными на то органами (Пленум ВС РФ) и направленные на разъяснение смысла правовых норм).

4) юридические факты (конкретные жизненные обстоятельства, с наступлением которых норма права связывает возникновение, изменение, прекращение правоотношений).5) правоотношения (через правоотношение осуществляется реализация права)

6) акты реализации права (это действия субъектов нрава, участников правовой жизни по воплощению в жизнь предписаний норм права).

7) акты применения права (акты индивидуального правового регулирования, индивидуальные властные предписания, направленные на регламентацию общественных отношений). Это приговор, решение по делу

8. Многообразие теорий происхождения права и государства, его причины

Т.п.г.: а) естественно-правовая(договорная)- государство возникло в результате общественного договора (Руссо).

б) материалистическая(классовая) – госу-во есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий(Маркс, Энгельс,Ленин).

в) Органическая -общество и гос-во представляют собой общественный организм, состоящий из людей, подобно тому, как живой человеческий организм состоит из клеток(Спенсер).

г) Психологическая -гос-во возникло в результате психологических потребностей людей жить в рамках организованного общества, коллективного взаимодействия(Петражицкий).

д) Теория насилия – гос-во возникает в результате насилия внутреннего(экономического и политического) и внешнего (завоевания одним народом другого (Дюринг, Гумплович, Каутский)).

е) Патриархальная – гос-во –результат исторического развития семьи(Аристотель, Михайловский, Фильмер и др).

ж) Теологическая – право и гос-во созданы богом(Аквинский).

Развитие представлений о праве:

а) теория естественного права (Локк, Руссо, Монтескье, Радищев)- кроме позитивного права, которое создается государством, существуют стоящие над ним естественные неотъемлемые права, принадлежащие человеку от рождения(Право на жизнь, свободное развитие..);

б) теория солидаризма (Дюги)-объективное право составляют правила социальной солидарности, которым подчинено гос-во и граждане;

в) социологическая т.п.(Эрлих, Муромцев, Паунд)-право-система правоотношений реальное поведение людей;

г) нормативная теория (Кельсен, Штаммлер)-право-иерархия норм, нормативный регулятор общественных отношений; оно немыслимо без гос-во а гос-во немыслимо без права;

д) психологическая т.п.(Петражицкий) – существует подлинное право, которое представляет собой психологические переживания людей об их правах и обязанностях, и официальное право; е)Материалистическая т.п.(Маркс, Ленин) –право есть возведенная в закон воля господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни общества.

9. Многообразие учений о праве

Естественно—правовая теория права сложилась на территории Древней Греции и Древнего Рима.В этой школе различали:

1) естественное право, основанное на естественных законах развития человека и принадлежащее ему с момента рождения и до смерти. Оно является вечным и неизменным, не требует признания со стороны государства или иной власти;

2) позитивное право, которое не является вечным, официально признается государством и получает письменное выражение в правовых актах государственной власти. Представители: Сократ, Аристотель, Г. Гроций, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев и др.

Историческая школа права возникла в начале XIX в. на территории Германии

Согласно этой школе нет единого для всех народов права. Каждый народ имеет свое право, которое определяется присущим этому народу духом и имеет национальную специфику.

Право не зависит от воли государства и выражается в обычаях, известных всему народу, а создаваемый властью закон мало известен. Представители: Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта и др.

Психологическая школа права, сложившаяся в конце XIX – начале XX вв.

Основоположник – Л. И. Петражицкий, различавший объективное и субъективное право. Объективное право – право, созданное государством и являющееся основой юридической науки. Субъективное право (влияние отдельной личности) игнорируется.

Сторонники психологической школы права различали позитивное (официально действующее в государстве и выраженное в нормативных актах государственной власти) и интуитивное (заложенное в психике людей и складывающееся из того, что они переживают) право.

Представители: А. Росс, Г. Гурвич, М. Рей—снер.

Нормативистская теория права – теория,

которая была создана в начале XX в.

Согласно этой теории весь мир делится на не связанные между собой «мир сущего» (реальная общественная жизнь) и «мир должного» (право), представляющий собой пирамиду, в основе которой находятся индивидуальные акты, а в вершине – «основная норма».

Представители – Г. Кельзен, Р. Штаммлер, П. И. Новгородцев и др.

Социологическая теория права сформировалась в начале XX в. в европейских странах.

Согласно данной теории право – это не нормы, содержащиеся в законах, а «живое право», которое создается поведением субъектов правоотношений, способными участвовать в правоприменении и разрешении конкретных жизненных ситуациях.

Представители – Е. Эрлих, Дж. Дьюги, Р. Паунд, С. А. Муромцев и др.

Материалистическая теория права была

представлена в работах В. И. Ленина, К. Маркса, Ф. Энгельса и их последователей. Согласно этой теории право – это возведенная в закон государственная воля господствующего класса, содержание которой определяется материальными и производственными условиями.

10. Общая характеристика формы современного российского государства

Федер устройство России основано на ее целостности, единстве системы гос власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами гос власти и органами гос власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов.

Федеративное государство России характеризуется тем, что в состав государства входят территориальные образования, обладающие признаками государственности и суверенитета.

В федеральном государстве существует трехзвенная система государственных органов (федеральные – высшие органы, высшие органы субъектов федерации, местные органы).

Следует сказать, что термин "субъекты РФ" стал использоваться в нашем конституционном законодательстве сравнительно недавно. Впервые он был применен в ряде актов текущего законодательства, принятых в 1991 г., затем - в одном из дополнительных протоколов к Федеративному договору. Действующая Конституция РФ использует этот термин применительно ко всем составным частям РФ и провозглашает их равноправие.

РФ характеризуется тем, что наряду с федеральной Конституцией и федеральным законодательством в ее правовой системе действуют конституции и законодательство находящихся в ее составе государств, а также уставы и законодательство всех иных ее субъектов - краев, областей, городов федерального значения; автономной области и автономных округов.

Федеративное устройство РФ основывается на ряде принципов, обусловленных ее демократической сущностью. Эти принципы определяют характер территориального устройства не только самой Федерации, но и ее субъектов.

РФ включает ряд государств, государственно-территориальных и национально-государственных образований, созданных для достижения общих целей, осуществляемых с помощью федеральной власти. Это предполагает стремление субъектов РФ к государственному, политическому и социально-экономическому единству, которое выражается в государственной целостности РФ.

11. Основания возникновения и освобождения от юридической ответственности

Основания юридической ответственности - это те обстоятельства, наличие которых делает ответственность возможной, а отсутствие их ее исключает.

Юридическая ответственность возникает только в силу предписаний права на основании решения правоприменительного органа. Фактическим основанием юридической ответственности является правонарушение.

Правонарушение характеризуется рядом признаков, которые образуют в совокупности состав правонарушения. Лицо может быть привлечено к ответственности только при наличии в его действии всех элементов состава.

В зависимости от отраслевого признака юридической ответственности основанием могут быть:

• в уголовном праве - преступление,

• в административном - административный проступок,

• в гражданском - гражданско-правовой деликт,

• в трудовом - дисциплинарный проступок или материальный ущерб.

Само по себе правонарушение не порождает автоматически возникновение юридической ответственности, не влечет за собой применение государственно-принудительных мер, а является лишь основанием для такого применения. Для реального осуществления юридической ответственности необходим правоприменительный акт – решение компетентного органа (приговор суда, решение суда, приказ администрации и т.д.), которым возлагается юридическая ответственность, устанавливаются объем и форма принудительных мер к конкретному лицу.

12. Нормативно-правовые акты: понятие, признаки, виды

Нормативно-правовой акт - это официальный документ, созданный компетентным органам государства (субъектом правотворчества), устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы. Это внешнее выражение нормы права. Нормативно-правовой акт может быть издан оперативно, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные изменения в обществе.

Они систематизированы определенным образом, что позволяет легко осуществлять поиск нужной нормы права. Позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает избежать произвольного толкования. Нормативно-правовые акты

охраняются государством.

Признаки нормативно-правового акта:

1) Издается компетентным органов, уполномоченным (наделенным правотворческой компетенцией на это государством. Нормативно-правовые акты принимаются не всеми государственными органами, строго определенными в рамках компетенции. Т.е. министр может принять только приказ, и не уполномочен принимать постановление.

2) Содержит нормы права. Именно это делает его нормативным и общеобязательным.

3) Обладает юридической силой.

4) Имеют определенную форму и реквизиты.

5) Имеют пределы действия: временные, пространственные, субъектные.

6) Принимаются с соблюдением определенной процедуры

7) Находятся в определенной иерархии, построенной на юридической силе.

Классификация н.п.а: 1)по юр. Силе:-законы; - подзаконные акты;

2)по содержанию: -отраслевые, -комплексные;

3) по объему и характеру действия: - акты общего действия,- а. ограниченного д, - а. исключительного д;

4)по федеральному устройству гос-ва: - акты представительных органов власти федерального уровня, - акты субъектов федерации.

13.Предмет, структура и функции теории государства и права

Предметом ТГП выступают наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а также система основных понятий юриспруденции. Данная наука изучает возникновение, развитие и функционирование не конкретного государства и права, а государственности вообще, а также понятия, которые пронизывают собой всю юриспруденцию (норма права, правоотношение, субъект права, юридический факт и т.д.).

Структура ТГП состоит из 2-х основных направлений: государствоведения и правоведения. (теория гос-а и т права)

В государствоведении выделяют три направления: 1. юридическое государствоведение – понятия, определения, терминология относящиеся к государству. 2. политологическое государствоведение – гос власть, ее место, как власть разделяется на ветви, гос полит режимы. 3. сравнительное государствоведение, целью которого является сопоставить государственные системы различных стран. Правоведение – выделяют 4 направления: 1. юридическая догматика – понятие связи с правом, 2. философия права, механизм осуществления права, 3. социология права – механизм осуществления права, 4. сравнительное правоведение.

Функциями теории государства и права принято считать главные направления исследовательской деятельности, которые выявляют и представляют роль теории государства и права как науки в юридической практике и общественной жизни.

Можно выделить следующие функции теории государства и права:

1) онтологическая. Данная функция изучает государственно-правовые явления, анализирует их;

2) прогностическая. Направлена на обеспечение наукой теории государства и права прогнозирования развития государства и права в будущем, выявление закономерностей развития и проблем, которые могут возникнуть в процессе;

3) гносеологическая. Эта функция призвана обеспечить познание категорий государства и права, а также иных государственных и правовых явлений.

С ее помощью осуществляется получение нужных знаний (при этом они толкуются с научных позиций);

4) методологическая. При ее реализации теория государства и права выступает в качестве методологической основы для всех юридических наук, так как в процессе обобщения государственно-правовой практики она изучает методологические вопросы всей юридической науки, формирует базовые государственно-правовые понятия, выводы, основополагающие утверждения, которые используют другие юридические науки в качестве основных при изучении своих предметов;

5) прикладная. Данная функция состоит в разработке практических рекомендаций для многих сфер государственно-правовой области функционирования;

6) политическая (другие названия: политико-управленческая или организационно-управленческая). Функция, которая направлена на выработку методов и средств для перестройки правовых и государственных институтов использования норм права, дальнейшего укрепления законности, а также формирования органов государственной власти, создает условия для обеспечения научности государственного управления, построения научных основ как для внутренней, так и для внешней политики;

7) эвристическая. Это функция, с помощью которой теория государства и права, используя логические приемы, правила исследования, выявляет закономерности в развитии права и государства;

 

8) воспитательная функция, с помощью которой теория государства и права обеспечивает правовое воспитание граждан государства;

9) идеологическая. Данная функция характеризуется тем, что она решает вопросы по сбору идей, взглядов, представлений о государстве и праве для разработки научного обоснования объяснения государственно-правовых явлений;

10) практически-организаторская. Функция, которая проявляется в том, что теория государства и права разрабатывает рекомендации, которые призваны обеспечить совершенствование государственно-правового строительства, законодательства, а также юридической практики;

11) теоретико-познавательная функция состоит в научной интерпретации государственно-правовых явлений;

12) учебная. Эта функция призвана обеспечивать общетеоретическую подготовку по теории государства и права как учебного предмета.

 

14.Понятие и виды форм (источников) права

Источник права - это специальная юридическая категория, которая используется для обозначения формы внешнего выражения правовых норм, формы их бытия, объективирования. С точки зрения науки теории государства и права выделяются четыре вида источников:

нормативно-правовые акты, санкционированные обычаи или деловые обыкновения, судебный и административный прецеденты, нормы международного права.

Нормативно-правовые акты – это письменные решения уполномоченного субъекта правотворчества, устанавливающие, изменяющие или отменяющие правовые нормы, нормативно-правовые акты классифицируются по различным признакам:

По юридической силе (законы и подзаконные акты). Законы по форме выделяются: основной закон (конституция) страны, законы-поправки к конституции, конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов федерации.

По видам законы можно классифицировать: законы-основы, законы кодексы, обычные законы.

Подзаконными нормативно-правовыми актами являются нормативные указы, постановления правительства, различные положения, инструкции и т.д.

По субъектам издания нормативно-правовые акты подразделяются на акты: органов

государственной власти, (акты, принятые референдумом), органов Местного самоуправления, общественных организаций и коллективов трудящихся.

Нормативно-правовые акты классифицируются также по отраслям права. К ним относится деление актов на акты гражданского права, административного, экологического и т.д.

Принято различать действие нормативно-правовых актов в пространстве, во времени и по кругу лиц.

2. Санкционированные обычаи и деловые обыкновения. Эти источники в российской правовой системе используются в очень редких случаях.

3. Судебный и административный прецеденты как источники права широко используются в странах с англосаксонской правовой системой.

4. Нормы международного права.

15.Понятие и структура методологии теории государства и права.

Под методом науки понимается совокупность приемов и способов, с помощью которых постигается предмет, получаются знания.

Система методов: 1. Всеобщие методы - это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления: а) метафизика (рассматривающая государство и право как вечные и неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом и с иными общественными явлениями) и б) диалектика - материалистическая и идеалистическая; последняя в свою очередь может выступать как объективный либо субъективный идеализм.

2. Общенаучные методы - это приемы, которые не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его этапах в отличие от всеобщих методов: а) анализ (условное разделение сложного государственно-правового явления на отдельные части); б) синтез (изучение явления путем условного объединения его составных частей); в) системный подход (ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем); б) функциональный подход (ориентирует на выяснение функций одних социальных явлений по отношению к другим) и др.

3. Частнонаучные методы - это приемы, которые выступают следствием усвоения теорией государства и права научных достижений технических, естественных и гуманитарных наук: а) конкретно-социологический (анкетирование, интервьюирование, наблюдение и др.); б) статистический; в) кибернетический. Среди частнонаучных следует выделить два метода, которые относятся к частноправовым, являющимся сугубо юридическими: а) формально-юридический (позволяет определить юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т.п.); б) сравнительно-правовой (позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы — законы, юридическую практику и т.д. в целях выявления их общих и особенных свойств).

16.Понятие правовой системы общества. Общая характеристика основных правовых систем современности

Правовая система общества - это взаимосвязанные объективное право, правовая идеология, юридическая практика, характер единства которых определяет своеобразие правовой жизни данного общества.

Основные правовые системы современности:

а) романо-германского типа;

б) англосаксонского типа;

в) заидеологизированного, религиозно-традиционного типа.

Нередко используют несколько иную терминологию обозначения такого рода правовых систем. Например, говорят о "романо-германской правовой семье", "англо-американской правовой семье" т. д.

В правовых системах романо-германского типа в правовой жизни общества (преимущественно в странах континентальной Европы) ведущим является объективное право (писаное право, т. е. законодательство).

В правовых системах англосаксонского типа в правовой жизни общества (например, в США, Великобритании) основное значение имеет юридическая практика - административная, судебная, и, прежде всего, - судебная, судебный прецедент.

В правовых системах заидеологизированного, религиозно-традиционного типа в правовой жизни общества ведущей является правовая идеология. В современных мусульманских государствах это религиозная идеология, выраженная, например, в Коране- одном из источников мусульманского права. В СССР содержание советского права во многом выражало партийную идеологию компартии (правящей, единственной в политической системе).

Романо-германский, англо-американский, религиозно-традиционный тип правовых систем (общая характеристика)

Правовая система романо-германского типа (Германия, Франция, Италия, Россия, Украина) характеризуется делением права на частное и публичное, материальное и процессуальное, отрасли права. Основной субъект правотворчества - государственные органы. Подчеркивается различие правотворческих и правоприменительных (правоисполнительных) органов государства. Право имеет преимущественно писаный характер, т.е. основная форма права - законодательство. Главное в содержании права - права человека и гражданина,защищаемые судом.

Правовая система англо-американского типа (Англия, США, Канада и др.) характеризуется отсутствием деления права на частное и публичное, Процессуальное право по отношению к материальному имеет доминирующее значение. Основной субъект правотворчества - суды. Основной источник права - судебный прецедент. Главное в содержании права - права человека и гражданина, защищаемые судом.

17.Понятие и структура системы права. Ее соотношение с системой законодательства.

Система права - это обусловленное состоянием общественных отношений целостное строение действующих правовых норм, которое выражается в их единстве, согласованности и дифференциации на отрасли и институты. Система права - это юридическая категория, означающая внутреннее строение правовых норм любой страны.

Основания построения системы права:

1. Система права необходима для правотворческих целей. Правовая норма действует не отдельно, а в системе других норм. Отсюда, чтобы получить беспробельную систему норм, контролировать эффективность правового регулирования, мы должны иметь целостную систему норм, соответствующую состоянию общественных отношений и отвечающую потребностям их развития.

2. Система права позволяет увидеть роль правового механизма в обществе, его соответствие требованиям государства. Акцент здесь делается на всю систему права, а не на отдельные ее части, и эта система должна работать в режиме правового государства. Если иметь не систему, а лишь массив или набор правовых норм, то оценка социального назначения права в обществе значительно затруднится.

3. Система права облегчает правоприменительную практику. Хорош не тот юрист, который знает много конкретных статей закона, а тот, который хорошо знает систему права, ориентируется в ней и быстрее других находит нужную норму. Вследствие сложности правового регулирования, обилия правовых норм, без системы права трудно, а порою и невозможно найти ту или иную норму.

Совершенная система права позволяет сосредоточить правовые нормы в определенном порядке, а также использовать технические средства для облегчения правоприменительной деятельности.

Основные структурные элементы системы права:

а) нормы права;

б) институты права,

в) отрасли права.

Нормы права - исходный компонент, те "кирпичики", из которых и складывается в конечном счете все "здание" системы права Норма права всегда является структурным элементом определенного института права и определенной отрасли права

Институт права - это обособленная часть отрасли права, совокупность правовых норм, регулирующих определенную сторону качественно однородных общественных отношений (например, право собственности, наследственное право - институты гражданского права).

Отрасль права - это самостоятельная часть системы права, совокупность правовых норм, регулирующих определенную сферу качественно однородных общественных отношений (например, гражданское право регулирует имущественные отношения).

 

18.Понятие и признаки государства.

Государство – это особая организация политической власти, которая управляет обществом с помощью права и специально созданного аппарата.

Признаки государства, отличающие его от других организаций и учреждений общества:

1) наличие публичной власти;

2) осуществление представительства и управления всем обществом;

3) наличие сложного и организованного механизма управления в виде системы государственных органов, которые находятся в иерархической зависимости;

4) объединение на своей территории людей независимо от их расовой, национальной, религиозной и иной принадлежности;

5) ограничение своей территории государственными границами, которые обозначают пределы осуществления государственной власти;

6) наличие суверенитета, который выражается в верховенстве власти на всей его территории и независимости в международных отношениях;

7) наличие государственных символов – флага, гимна, герба;

8) осуществление правотворческой деятельности;

9) соблюдение закона и порядка с помощью специально созданных карательных и правоохранительных аппаратов – суда, прокуратуры, милиции и др.;

10) распоряжение национальными ресурсами;

11) наличие особой финансовой и налоговой системы;

12) наличие связи с правом, так как только государство обладает правом и одновременно обязанностью издавать в пределах своей территории законы и подзаконные нормативные акты;

13) наличие вооруженных сил и органов безопасности, обеспечивающих оборону, суверенитет и территориальную целостность. Понятие государства включает в себя и сущность, т. е. свойство, которое отражает главные, определяющие, устойчивые и закономерные признаки государства.

19.Понятие и виды систематизации нормативно-правовых актов.

НПА - это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение. НПА издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. НПА является официальным документом, носителем юридически значимой информации. НПА занимает особое место в системе правовых актов. Его следует отличать от актов применения и толкования права. По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Виды законов: 1) Конституция (закон законов) — основополагающий, учредительный политический правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;

2) федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией;

3) федеральные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества;

4) законы субъектов Федерации - издаются представительными органами и распространяются только на соответс<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.183.186 (0.011 с.)