Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 11. Правотворчество и законодательная техника

Поиск

Продолжительность семинарского занятия – 4 часа

Цель занятия: Уяснить природу и принципы правотворчества в России, приобрести знания об основных стадиях законотворческого процесса.

Добиться ясного понимания условий действия нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Приобрести отчетливое представление о тенденциях и основных направлениях развития российского законодательства.

Приобрести знания о понятии и значении законодательной техники. Рассмотреть и изучить ее основные правила и средства. Усвоить правила создания, опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов.

Студентам может быть предложено подготовить научные сообщения по следующим темам: «Лоббизм в законотворческой деятельности: за и против», «Институт контрасигнатуры в законодательном процессе: зарубежный опыт», «Проблемы совершенствования российского законодательства», «Законодательный стиль», «Правовая экспертиза проектов нормативно-правовых актов»

План занятия

1. Правотворчество: понятие, принципы, основные виды.

2. Акт референдума: понятие и виды.

3. Законотворческий процесс и его основные стадии.

4. Пределы действия нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

5. Законодательная техника как разновидность юридической техники. Классификация правил и средств законодательной техники.

6. Юридическая терминология и юридические конструкции.

7. Правовые презумпции и правовые фикции.

8. Правовые символы и правовые аксиомы.

9. Концепция нормативно-правового акта как средство законодательной техники.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое правотворчество? Назовите его признаки.

2. Как соотносятся понятия «правотворчество» и «правообразование»?

3. В чем различаются понятия «правотворчество» и «законотворчество»?

4. Что такое «референдум»? Какие виды референдумов принято выделять по критерию юридической силы принимаемых на референдумах решений; по территориальной сфере; в зависимости от условий, необходимых для их проведения?

6. Назовите основные стадии законотворческого процесса.

7. Что такое законодательная инициатива? Каковы ее виды?

8. Какие органы и должностные лица обладают правом официальной законодательной инициативы в соответствии с Конституцией РФ?

9. В чем отличие процедуры принятия федерального от процедуры принятия федерального конституционного закона?

10. Назовите источники официального опубликования нормативно-правовых актов в Российской Федерации.

11. Чем обусловлено действие нормативно-правового акта во времени?

12. Назовите факторы, определяющие вступление действия нормативно-правового акта в силу и порядок утраты им силы.

13. Что такое «обратная сила закона»? В каких случаях закон может действовать с обратной силой?

14. Что такое «переживание закона»? В каких случаях может действовать утративший юридическую силу нормативно-правовой акт?

15. Назовите особенности действия нормативно-правового акта в пространстве и по кругу лиц. Приведите соответствующие примеры.

16. Что означает принцип экстерриториальности действия нормативно-правовых актов?

17. Определите содержание понятий «юридическая техника» и «законодательная техника». В чем их отличие?

18. Дайте определение понятия «юридическая терминология». Какие виды юридических терминов существуют? Какие требования применяются по отношению к юридическим терминам?

19. Определите содержание понятия «юридическая конструкция». Раскройте ее значение как приема юридической техники.

20. Определите понятие «правовая презумпция». Какие виды презумпций существуют по возможности степени опровержения? Приведите соответствующие примеры.

21. Определите содержание понятия «правовая фикция». Приведите примеры правовых фикций.

22. Что представляют собой правовые аксиомы? Приведите примеры правовых аксиом.

23. Что такое правовой символ? Каковы виды правовых символов? Приведите примеры.

24. Что представляет собой концепция (идея) законопроекта? Каково значение данного приема юридической техники?

Тестовое задание

В целях закрепления полученных знаний по данной теме решить в рабочей тетради тестовые задания из учебно-методического пособия Никитин А. В., Тенилова Т. Л. Сборник обучающих и контрольных тестов. – Н. Новгород, 2010.

Терминологическое задание

Надлежит выписать в личный юридический словарь и усвоить определения понятий: «правотворчество», «обратная сила закона», «переживание закона», «принцип экстерриториальности действия нормативно-правовых актов», «юридическая техника», «законодательная техника», «юридический термин», «юридическая терминология», «правовая презумпция», «правовая фикция», «правовая аксиома», «юридическая конструкция», «правовой символ», «концепция нормативно-правового акта».

Практическое задание

1.Составить и поместить в рабочий блокнот схему «Виды нормативно-правовых актов в РФ».

2. В рабочей тетради письменно решить следующие задачи ситуативного характера:

а) Российский посол в Республике Сенегал, находясь за рулем автомобиля, стал виновником дорожно-транспортного происшествия, в результате которого погиб гражданин Сенегала. Будет ли посол привлечен к уголовной ответственности на территории Сенегала?

б) Во время стоянки иностранного грузового судна на рейде морского порта Новороссийска один из матросов на палубе этого судна причинил тяжкое телесное повреждение другому матросу. Потерпевший обратился в администрацию порта. Вправе ли работники местного РОВД привлечь к ответственности виновного? Изменится ли ситуация в случае совершения правонарушения на борту судна во время его нахождения в нейтральных водах, и к кому должен в данном случае обратиться потерпевший?

в) В Приокский РОВД г. Н. Новгорода 22 декабря 2010 года поступил Приказ Министра МВД РФ № 300 от 18 декабря 2010 года. С какого момента данный приказ вступает в законную силу на территории Приокского района?

г) Двенадцатилетний сын депутата Государственной Думы РФ по неосторожности сжег сарай соседа по дому. Требуется ли предварительное согласие Государственной Думы РФ или его Президиума для возложения на депутата гражданско-правовой ответственности?

Деловая игра «Подготовка законопроекта»

Студенты делятся на группы по 10-12 человек. Среди них выделяется ответственный за работу над проектом.

Каждой группе дается тема законопроекта. Важно, чтобы тема была не слишком глобальной (допустим, реформы в сфере высшего образования, возможность получения распределения выпускниками вузов и т. д.).

Определяется разумное время для групповой работы. Затем студенты обмениваются готовыми проектами для проведения анализа. Их задача выявить достоинства и недостатки данных проектов, то есть провести экспертизу.

Далее начинается мастер-класс, то есть представление законопроекта группой, которая его готовила. При этом остальные могут задать вопросы или внести корректирующие замечания. После представления проекта выступают эксперты и выражают свою точку зрения по поводу его принятия. Заключительное слово по достоинствам и недостаткам законопроекта предоставляется преподавателю.

Подводятся итоги, в ходе которых определяется наиболее интересный и важный законопроект, подготовленный той или иной группой.

4. Деловая игра «Принятие проекта Государственной Думой»

Цель мастер-класса – выявление достоинств и недостатков представленного законопроекта (законопроектов). В рамках данного проекта важно приобретение студентами навыков анализа нормативно-правового акта, публичного выступления, а также отстаивания собственной позиции.

Законопроект готовится заранее студентами (или предлагается преподавателем).

Распределяются роли:

Председатель Государственной Думы

Председатель Правительства

Министры, ответственные за подготовку законопроекта, или чья компетенция, так или иначе его затрагивает.

Представитель президента в Государственной Думе

Председатели и члены фракций

Представители приглашенных общественных организаций

В ходе мастер-класса присутствующие заслушивают подготовленный законопроект, подготовленный по актуальной теме. Затем идет обсуждение проекта, выявление его достоинств и недостатков. В обсуждении принимают участие все желающие. Важна критическая оценка предложенного проекта, возможность учета финансовых затрат, предположительное прогнозирование правовых последствий, аргументирующие факты.

Должны быть предусмотрены санкции для нарушителей.

Затем преподавателем подводятся итоги. Дается развернутая характеристика по всему процессу игры. Обязательно оценивается личностное участие каждого студента, выступившего в процессе.

Лучшие студенты поощряются по следующим номинациям: «За содержательность речи», «За композицию речи», «За эмоциональность речи», «За форму выступления», «Лучший оратор» (где сочетаются многие факторы)

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Теория государства и права / под ред. В. К. Бабаева. – М., 2006.

Нормативно-правовые акты:

1. Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».

2. Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

Учебная:

1. Венгеров А. Б. Теория государства и права. – М., 2005. – С. 476 – 496.

2. Морозова Л. А. Теория государства и права. – М.,2004. – С.253 – 269.

3. Теория государства и права / под ред. В. К. Бабаева. – М., 2006.

Дополнительная:

Учебная:

4. Кашанина Т. В. Юридическая техника: учебник. – М., 2011.

5. Керимов Д. А. Законодательная техника. Научно-методическое и учебное пособие. – М., 2000. – С. 3 – 18.

6. Кожевников С. Н. Общая теория права: курс лекций. Т. 2. – Н. Новгород, 2010. – С. 61 – 70, 161 – 173.

7. Чухвичев Д. В. Законодательная техника. – М., 2008.

8. Юридическая техника: курс лекций / под ред. В. М. Баранова, В. А. Толстика. – М., 2012.

Научная:

9. Апт Л. Ф. Правовая экспертиза как фактор повышения качества законодательного материала в Российской Федерации // Юридическая техника. – 2014. – № 8. – С. 75 – 80.

10. Баранов В. М. Концепции законопроекта. – Н. Новгород. – 2003.

11. Баранов В. М., Климентьева Н. А. Юридическая техника: природа, основные приемы, значение. – Н. Новгород, 2005.

12. Бахрах Д. Н. Действие норм во времени: теория, законодательство, судебная практика. – М., 2004.

13. Бачило И. Л. О методологии и юридической технике законотворчества // Государство и право. – 2006. – № 6. – С. 14 – 22.

14. Вишневский А. Ф. Теория и практика подготовки проекта нормативного правового акта. – Мн., 2005.

15. Власенко Н. А. Законодательная технология: Теория. Опыт. Правила. – Иркутск, 2001.

16. Власенко Н. А. Язык права. – Иркутск, 1997.

17. Власенко Н. А., Стародубцев С. В. Основы теории юридических документов. – М., 2006.

18. Губаева Т. В. Язык и право. Искусство владения словом в профессиональной юридической деятельности. – М., 2014. – С. 31 – 77.

19. Законодательная техника: Научно-практическое пособие / под ред. Ю. А. Тихомирова. – М., 2000.

20. Законодательный процесс: Понятие. Институты. Стадии / отв. ред. Р. Ф. Васильев. – М., 2000.

21. Законотворчество в Российской Федерации / под ред. А. Ф. Пиголкина. – М., 2000.

22. Каргин К. В. Юридические документы. – М., 2008.

23. Любимов Н. А. Правотворчество в Российской Федерации: проблемы теории и практики. – М., 2009.

24. Надеев Р. К. Правовая экспертиза законопроектов в Государственной Думе. – М., 2005.

25. Придворов Н. А., Трофимов В. В. Правообразование и правообразующие факторы в праве. – М., 2014.

26. Тенилова Т. Л. Время в праве. – Н. Новгород, 2001.

27. Тенилова Т. Л. Время и законодательная техника // Юридическая техника. – 2008. – № 2.

28. Тенилова Т. Л. Правотворчество и время // Гуманитарные науки современности: человек и общество. Кн.10. – Новосибирск, 2009.

29. Чевычелов В. В. Юридическая конструкция: Проблемы теории и практики: дисс. … канд. юрид. наук. – Н. Новгород, 2005.

 

Тема 12. Нормы права

Продолжительность семинарского занятия – 4 часа

Цель занятия: Приобрести глубокие знания о природе, структуре и видах юридических норм, добиться четкого представления о логическом строении правовой нормы, соотношении нормы права и статьи нормативного акта; научиться определять структурные элементы нормы права; письменно решать задачи.

При изучении видов правовых норм необходимо понять, что классификация таких норм проводится по различным критериям. Надо уметь объяснить, какое значение имеет классификация правовых норм для их правильного применения.

Теоретические положения о видах и структуре правовых норм нужно иллюстрировать конкретными примерами из действующего российского (особенно новейшего) законодательства.

Одному из студентов может быть предложено подготовить научное сообщение на тему «Дискуссионные вопросы структуры правовой нормы».

План занятия

1. Понятие, признаки и значение нормы права.

2. Отправные (исходные) правовые нормы: понятие, виды, структура.

3. Нормы – правила поведения: понятие, виды.

4. Структура юридической нормы. Виды гипотез, диспозиций и санкций.

5. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения норм права в статьях нормативных актов.

Вопросы для самоконтроля

1. Почему нормы права являются разновидностью социальных норм?

2. Каковы отличительные признаки правовой нормы? Сформулируйте ее понятие.

3. Определите понятие и виды отправных (исходных) норм права.

4. Дайте понятие дефинитивных норм, норм-принципов, норм-начал, определительно-установочных и коллизионных норм. Приведите соответствующие примеры.

5. Определите понятие норм-правил поведения. Назовите различные основания для их классификации.

6. По какому основанию нормы права делятся на императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные? Дайте понятие каждого из видов.

7. Определите, по какому основанию нормы делятся на управомочивающие, обязывающие, запрещающие. Дайте понятие этих норм.

8. Из каких элементов состоит логическая структура правовой нормы?

9. Что такое гипотеза и каковы ее виды? Дайте понятие положительной и отрицательной гипотезы. Приведите примеры.

10. Что такое диспозиция? Каковы ее основные виды? Приведите примеры.

11. Определите понятия ссылочной и бланкетной диспозиций.

12. Что такое санкция? Каковы ее виды? Дайте понятие альтернативной, абсолютно-определенной и относительно-определенной санкции. Приведите соответствующие примеры.

13. В чем особенности структуры нормы-предписания? Из каких элементов она состоит?

14. Из каких элементов складывается структура отправной (исходной) нормы?

15. Каково соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта? Приведите соответствующие примеры.

Тестовое задание

В целях закрепления полученных знаний по данной теме решить в рабочей тетради темы из учебно-методического пособия Никитин А.В., Тенилова Т.Л. Сборник обучающих и контрольных тестов. – Н. Новгород, 2010.

Терминологическое задание

Выписать в личный юридический словарь и уяснить определения понятий «норма права», «гипотеза», «диспозиция», «санкция», «положительная гипотеза», «отрицательная гипотеза», «относительно-определенная санкция», «абсолютно-определенная санкция», «альтернативная санкция», «ссылочная диспозиция», «бланкетная диспозиция», «коллизионная норма права», «дефинитивная норма права», «управомочивающая норма», «обязывающая норма», «императивная норма», «диспозитивная норма».

Рекомендуемая литература

Основная:

Учебная:

1. Венгеров А. Б. Теория государства и права. – М., 2005. – С.476 – 496.

2. Морозова Л. А. Теория государства и права. – М., 2004. – С.253 – 269.

3. Теория государства и права / под ред. В. К. Бабаева. – М., 2006. – С. 369 – 387.

Дополнительная:

Учебная:

1. Абдулаев М. И. Теория государства и права. – СПб., 2003. – С. 201 – 216.

2. Головистикова А. Н., Дмитриев Ю. А. Теория государства и права. – М., 2004. – С. 339 – 350.

3. Иванов А. А. Теория государства и права. – М., 2005. – С.136 – 146.

4. Кожевников С. Н. Общая теория права: курс лекций. Т. 2. – Н. Новгород, 2010. – С.61 – 70.

5. Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права. – М., 2004. – С. 240 – 258.

6. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. – М., 2002. – С. 272 – 287.

7. Общая теория права. Академический курс в 3-х томах / отв. ред. М. Н. Марченко. Т. 2. – М., 2002. – С. 314 – 331.

8. Оксамытный В. В. Теория государства и права. – М., 2004. – С. 402 – 404.

9. Радько Т. Н. Теория государства и права. – М., 2004. – С. 247 – 266.

10. Смоленский М. Б. Теория государства и права. – Ростов-на-Дону, 2005. – С. 126–136.

11. Сырых В. М. Теория государства и права. – М., 2005. – С. 115 – 131.

12. Теория государства и права / под ред. А. С. Пиголкина. – М., 2003. – С. 225 – 233.

13. Чашин А. Н. Теория государства и права. – М., 2008. – С. 269 – 302.

Научная:

14. Алексеев С. С. Общая теория права: в 2-х т. – М., 1982. Т. 2. – С. 31 – 81.

15. Антропов В. Г. Правовая логика: структура правовой нормы. – Волгоград, 1999.

16. Астанин А. В. Гипотеза как элемент правовой нормы: автореф. дис…канд. юрид наук. – СПб., 2004.

17. Берг О. В. Некоторые вопросы теории норм права // Государство и право. – 2003. – № 4.

18. Ветрова Г. Н. Санкции в судебном праве. – М., 1991.

19. Гущина Н. А. Поощрительные нормы российского права: теория и законодательная практика. – СПб., 2003.

20. Нормы советского права. Вопросы теории / под ред. проф. М. И. Байтина и В. К. Бабаева. – Саратов, 1987.

21. Рыбушкин Н. Н. Запрещающие нормы в советском праве. – Казань, 1990.

По проблемным вопросам:

22. Абдулаев М. И., Комаров С. А. Проблемы теории государства и права. – СПб., 2003. – С. 317 – 330; 331. – 371.

23. Проблемы теории государства и права / под ред. М. Н. Марченко. – М., 2004. – С. 589 – 625.

24. Проблемы теории государства и права / под ред. В. С. Нерсесянца. – М., 2004. – С. 246. – 264.

25. Проблемы теории государства и права / под ред. В. М. Сырых. – М., 2008. – С. 257 – 291.

26. Раянов Ф. М. Проблемы теории государства и права (юриспруденция). – М., 2003. – С. 258. – 260.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 550; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.212.195 (0.008 с.)