ТОП 10:

Принципы правотворчества – основные начала осуществления правотворческой деятельности.



Принцип законности заключается в том, что разработка и принятие нормативно-правовых актов должны происходить с соблюдением правовой процедуры и не выходить за пределы компетенции принимающих органов. К этому принципу примыкает требование соответствия нормативных актов конституции страны и действующему законодательству.

Принцип научности: подготовка и принятие НПА осуществляется с участием представителей разных наук.

Принцип использования правового опыта подразумевает, что всякий вновь разрабатываемый нормативный акт должен опираться на уже известный положительный правовой опыт государств и цивилизации в целом.

Принцип демократизма позволяет эффективно выявлять истинные стремления и волю народа. Всенародное голосование (референдум) – один из способов придания НПА высшей юридической силы. Однако, это дорогая процедура. Поэтому проявлениями демократизма наряду с этим является гласность обсуждения законопроекта в правотворческом органе, его свободная критика, предложение альтернативных вариантов и т.д.

Связь с практикой как принцип правотворчества выражает задачу законодателя постоянно отслеживать общественные процессы, ориентироваться на практику применения уже действующих законов, своевременно устранять пробелы в праве, воспринимать все лучшее, что предлагается правоприменительными органами.

Системность – учет в процессе правотворчества внутренней логики права (системы права, отраслей, институтов).

Лекции: Правотворческая деятельность должна отвечать определенным принципам, т.е. основополагающим началам, лежащим в основе права.

1. Принцип демократизма проявляется в демократической процедуре разработки и принятия НПА. В этой процедуре должны участвовать граждане. Этот принцип предполагает соответствующую процедуру рассмотрения, обсуждения НПА.

2. Законность предполагает строгое соблюдение действия законов. Все действия субъектов правотворческой деятельности должны быть основаны на законах. Реализация законов сопряжена с трудностями, с недостаточной правовой регламентацией правотворческой деятельности. Этот принцип предполагает строгую иерархию НПА. Нижестоящие должны соответствовать вышестоящим и конституции.

3. Принцип научности правотворческой деятельности.

4. Планирование правотворческой деятельности.

5. Профессионализм. Применение прогрессивных приемов юридической техники.

6. Преемственность и рецепция в праве. Преемственность – восприятие правовых институтов в рамках данной национальной системы права, которые сложились в предшествующий исторический период. Рецепция – восприятие (заимствование) правовых институтов из других национальных систем права.

Обновление в праве связано с процессом создания самобытных правовых ценностей в рамках конкретной национальной культуры.

Виды правотворчества:

Ø Непосредственное правотворчество народа – референдум,

Ø Правотворчество государственных органов (ФС РФ)

Ø Правотворчество отдельных лиц (Президент РФ)

Ø Правотворчество ОМСУ

Ø Правотворчество общественных организаций

Ø Деятельность государственных органов по заключению нормативных договоров (конституционных, между федерацией и субъектами, внутрифедеральных, управленческих)

При осуществлении правотворческой деятельности его субъекты опираются на систему обеспечения правотворчества, которую составляют: информационное обеспечение, планирование, поддержка со стороны народа, юридическо-организационное обеспечение.

Стадии правотворческого процесса. Преемственность, обновление и рецепция в праве.

Выделяют два этапа правотворчества:

1- предпроектный этап. Заключается в том, что в обществе выявляется потребность в урегулировании нормами права социальной проблемы, анализ общественных отношений, для регламентации которых необходимо принять данный акт; определение вида нормативного акта и вида органов, правомочных его принять. Принятие решения о подготовке нормативно-правового акта; разработка концепции будущего акта.

2- Проектный этап или этап принятия правотворческого решения. Имеет 4 стадии:

А. Внесение в правотворческий орган проекта закона субъектом правотворческой инициативы (правительство, депутаты ГД).

Б. Рассмотрение проекта закона в комиссиях и комитетах правотворческого органа с целью проанализировать его содержание с разных позиций и предложить более совершенные средства правового воздействия.

В. Обсуждение законопроекта по палатам или на совместном заседании палат законотворческого органа. Может иметь 2 варианта завершения: принятие законопроекта в первом чтении или возврат его на доработку с последующим прохождением процедуры обсуждения по комиссиям и комитетам парламента.

Г. принятие законопроекта правотворческим органом во втором (окончательном) чтении.

Необходимы еще 2 этапа: подписание законопроекта главой государства и опубликование закона.

Преемственность – внутринациональное развитие права, учет всех особенностей исторического опыта правового развития данного государства. Использование в правовой системе предыдущих форм права при обновлении их содержания. Преемственность проявляется в правотворчестве. Преемственность – это критерий прогресса права, общецивилистическая ценность. Согласно преемственности право должно сочетаться в статических и динамических тенденциях.

Рецепция права – восприятие каким-либо национальным государством действующего права другого государства. Это не механическое заимствование, а процесс восприятия, адоптации реципированного права.

Формы рецепции:

Добровольная (Япония реципировала Германское гражданское право)

Насильственная – для Индии англо-саксонская.

Лекции: Правотворческий процесс – упорядоченная система деятельности по установлению, изменению или отмене правовых норм.

Необходимо различать законодательный и правотворческий процесс. Более узкий – законодательный процесс, т.к. речь идет только о принятии актов.

А) Иногда началом правотворческого процесса является принятие решение о подготовке проекта НПА.

Б) С другой точки зрения, подготовка проекта – есть 1 стадия правотворческой деятельности.

В) подготовка проекта – это стадия, предшествующая формированию права.

Принятие решения о подготовке проекта и подготовка проекта. Право правотворческой инициативы – это право специально уполномоченных на то субъектов, право внесения проекта НПА или предложения о принятии НПА в правотворческий орган.

С точки зрения общей теории права, право законодательной инициативы – это не только законопроекты, но и внесение предложения в законопроект.

1 стадия – реализация правотворческой инициативы (либо право внесения законопроекта, принятие законопроекта, либо внесение предложений в законопроект).

2 стадия – рассмотрение и обсуждение проекта в правотворческом органе. На этой стадии вносятся поправки, дополнения, изменения, исключаются ненужные положения.

3 стадия – принятие НПА путём голосования и подписания Президентом.

4 стадия – опубликование НПА.

В РФ считается принятым закон, который принят ГД и одобрен СФ, который принят в результате преодоления вето СФ.

Опубликование НПА – это придание юридической силы НПА. Для принятия подзаконного НПА характерны 2 стадии: первая, последняя. Процедура принятия подзаконных актов более простая, чем принятие законов.

Юридическая техника – совокупность приёмов, правил, способов разработки и оформления НПА и индивидуальных юридических актов, обеспечивающих их совершенство. В рамках юридической техники необходимо выделить законодательную технику, которая должна обеспечивать:

ü Логическую последовательность изложения

ü Отсутствие противоречия внутри НПА и в целом в системе законодательства

ü Компактность нормативного материала

ü Ясность и доступность языка НПА

ü Точность и определённость формулировок и терминов

ü Устранение множественности НПА по одному и тому же вопросу







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.25.104 (0.004 с.)