Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие юридической техники. Систематизация НПА: понятие, видыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Юридическая техника — это система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях их совершенствования и повышения эффективности. Основным объектом юридической техники является текст правовых актов, информационное воплощение юридических предписаний. Это – совокупность средств и приемов, используемых в соответствии с принятыми правилами при выработке и систематизации правовых (нормативных) актов для обеспечения их совершенства. Важнейшая ее разновидность – законодательная (правотворческая), в частности кодификационная, техника, которой в основном и будет посвящена данная глава. Содержание средств и приемов юридической техники связано главным образом с определенной организацией правового материала и его внешним изложением, в первую очередь с выражением структуры права. Есть довольно веские основания полагать, что структура права – это именно та первооснова, которая предопределяет состав и содержание средств и приемов юридической техники. Однако связь между структурой права и юридической техникой не непосредственная, а опосредованная. Непосредственно же юридическая техника касается главным образом внешней формы права, и прежде всего нормативных юридических актов, проявляясь как в собственном специально-юридическом содержании акта, так и во внешнем словесно-документальном изложении выраженной в нем воли. По своему содержанию юридическая техника складывается из двух элементов: а) технических средств и б) технических приемов. Здесь можно провести аналогию с материальной техникой, где тоже, с одной стороны, выделяются средства техники, т.е. машины, оборудование, а с другой – методы, приемы их использования, т.е. технология. В области права техническими средствами являются, в частности, юридические конструкции, терминология; правовой технологией – способы изложения норм, система отсылок. Юридическая техника отличается многогранностью, многоаспектностью. Она имеет три основных проявления, три формы существования. А. Юридическая техника выступает как совокупность средств и приемов нематериального, технического характера. Средства и приемы здесь технические, потому что являются, так сказать, внешними инструментами и способами организации правового материала. Как и все техническое, они с одинаковым успехом используются при выработке, оформлении и систематизации многих и разных актов. Их значение по отношению к содержанию права служебное. В то же время эти средства и приемы имеют нематериальный характер. Они выражены в определенных идеологических явлениях и категориях (юридических конструкциях, приемах изложения норм и др.)[1][ СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ Нормативно-правовые акты создаются различными правотворческими органами государства. Они имеют неодинаковую юридическую силу, несовпадающее временное действие, распространяются на различных субъектов и разное территориальное пространство. Естественно, что с течением времени между ними появляются противоречия. Количественное увеличение нормативного материала создает трудности в его использовании. Выход из этой затруднительной ситуации, нарушающей оптимальные основы правового регулирования общественных отношений, состоит в систематизации законодательства. Систематизация законодательства преследует цель стабилизации правопорядка, приведения нормативно-правового регулирования в инструмент, обеспечивающий нормальное функционирование общественной жизни, наиболее эффективное управление государственными делами в интересах личности. Систематизация нормативно-правовых актов (законодательства) — это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм. В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются или изменяются устаревшие нормы и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития. Они группируются по определенным системным признакам, годятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированные акты. В странах, где действует прецедентное или обычное право, систематизация правовых норм представляет собой сложную проблему, поскольку современное законодательство лишь формально признает нормативно-правовую состоятельность прецедентов и правовых обычаев. Каноны религиозного права (мусульманского, буддистского) не могут не учитываться системой законодательства тех государств, где данные каноны являются господствующими среди большинства населения в силу устойчивости религиозных убеждений, имеющих многовековую традицию. В современном обществе общечеловеческие, внерелигиозные, вненациональные интересы личности как общей первоосновы цивилизованного мира являются благодатной почвой для функционирования такой нормативно-правовой системы, которая гармонично координирует и всемерно учитывает разнообразие религиозных и национальных потребностей людей. В настоящее время используются три основные формы систематизации нормативно-правовых актов: кодификация, инкорпорация, консолидация. 1. Кодификация — это деятельность правотворческих органов государства по созданию нового, сводного, систематизированного нормативно-правового акта, которая осуществляется путам глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений. В процессе кодификации в проект создаваемого акта включаются действующие нормы, не утратившие своего значения, и вновь созданные нормы, которые вносят качественные изменения в регулирование определенной области общественных отношений. Кодификация законодательства характеризуется следующими признаками. Во-первых, кодификационной деятельностью занимаются только компетентные правотворческие органы на основании конституционных или других законных полномочий. Во-вторых, в результате кодификации создается новый нормативно-правовой акт, включающий нормы, существенно отличающиеся от ранее действовавших. В-третьих, кодификационный акт является сводным актом, так как в нем сводятся воедино нормы, находившиеся ранее в различных актах, но регулировавшие одну и ту же область общественных отношений. В-четвертых, кодификационный акт является основным среди актов, которые действуют в определенной сфере общественной жизни. Такой акт в основных чертах регулирует общественные отношения, являющиеся предметом регулирования данной отрасли права (например, Земельный кодекс). В нем же содержатся общие принципы, имеющие руководящее значение для всех норм этой отрасли права. В-пятых, нормативно-правовые акты, создаваемые в результате кодификации, рассчитаны на длительное регулирование общественных отношений. Они учитывают возможные изменения в общественной жизни и способны регулировать более совершенные общественные отношения, которые могут возникнуть в будущем. Кодификация — это наиболее сложная и совершенная форма систематизации законодательства, имеющая правотворческий характер. Посредством ее создается единый, юридически и логически цельный, внутренне согласованный нормативно-правовой акт. Кодификационный акт в своей структуре, как правило, имеет общую часть, в которой и закрепляются отраслевые принципы (общие положения), определяющие характер и содержание данной отрасли права в целом. Кодификационные акты по своему содержанию и наименованию подразделяются на три основных вида. 1. Основы законодательства — это нормативно-правовой акт, устанавливающий важнейшие положения (основные начала) определенной отрасли права или сферы государственного управления. Такая форма кодификации используется в федеративных (союзных) государствах. Основы законодательства составляют нормативно-правовую базу для кодификационной деятельности членов федерации. 2. Кодекс — наиболее распространенный вид кодификационных актов, действующих в основных сферах общественной жизни, требующих правовой упорядоченности (Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Таможенный кодекс, Кодекс торгового мореплавания и другие). 3. Устав, положение — это кодификационные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (например, президентом или правительством). Кодификационными актами являются общевоинские уставы, действующие в вооруженных силах, Устав железных дорог. Значительное число кодификационных актов в современных государствах не имеют специального наименования. Это различного рода законы: о собственности, о пенсионном обеспечении, о военной службе, о местном самоуправлении и т. д. II. Инкорпорация представляет собой объединение в сборники или собрания действующих нормативно-правовых актов в определенном порядке без изменения содержания. В результате инкорпорации производится внешняя обработка действующего законодательства. Что это означает? 1. При внешней обработке нормативно-правовые акты располагаются в определенном порядке: алфавитном, хронологическом или предметном, то есть достигается их внешняя упорядоченность. 2. Содержание нормативно-правовых актов, включаемых в инкорпоративные сборники или собрания законодательства, по существу не изменяется. В них не включаются лишь те нормы, которые отменены в законном порядке или признаны утратившими силу. Инкорпорацию производит систематизирующий орган (например, министерство юстиции), не имеющий полномочий отменять, изменять или устанавливать правовые нормы. Он может лишь отразить в сборнике изменения и дополнения, которые уже сделал правотворческий орган. Инкорпорация бывает официальной и неофициальной. Официальная инкорпорация — это упорядочение правовых норм путем издания компетентными органами сборников действующих нормативно-правовых актов. Издаваемые этими органами сборники законодательства имеют официальный характер. Хотя они и не являются источниками права, однако на них можно ссылаться в процессе правотворчества и применения права. По своей юридической природе акт официальной инкорпорации является формой опубликования действующих нормативно-правовых актов в обработанном и упорядоченном виде. Отличие официальной инкорпорации от кодификации выражается в уровне систематизации правовых норм. Если кодификация направлена на существенное-развитие системы права, изменение содержания правового регулирования, то инкорпорация таких функций не выполняет. Не изменяя содержания правового регулирования, она призвана привести в строгую систему те нормативно-правовые акты, которые уже созданы в процессе кодификации правотворческими органами. Различают два вида официальной инкорпорации: хронологическую и предметную (систематическую). Хронологическая инкорпорация — это такая форма систематизации, при которой упорядочение нормативно-правовых актов производится по времени их опубликования и вступления в законную силу. В хронологическом порядке издаются акты законодательной и исполнительной власти в специальных официальных изданиях (например, в “Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации”, бюллетенях нормативно-правовых актов ведомственных или местных органов государственной власти). При хронологической инкорпорации каждый нормативный акт имеет порядковый номер, указывается его наименование, год месяц и день издания, а также номер статьи. Это в значительной мере облегчает поиск необходимого нормативно-правового акта, возможность оперативного нахождения и применения находящихся в нем правовых норм. Систематическая инкорпорация представляет собой упорядочение действующих нормативно-правовых актов по предметному признаку, то есть по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности. В систематизированных сборниках или собраниях законодательства нормативный материал распределяется по видам или сферам правового регулирования (государственному строительству, финансам, народному образованию, обороне страны, общественным организациям, уголовной ответственности и т. д.). Пользуясь предметной инкорпорацией, государственные органы, должностные лица и граждане могут быстро и оперативно использовать интересующие их нормы права. Неофициальная инкорпорация — это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами (учебными заведениями, ведомствами) учеными и практиками) без специальных на то полномочий правотворческих органов. Неофициальная инкорпорация обслуживает специфические потребности учреждений, организаций, отдельных категорий специалистов в нормативно-правовом материале. Это могут быть сборники трудового или жилищного законодательства, справочники по законодательству для военнослужащих, учителей, геологов, работников правоохранительных органов. Официальной формой опубликования они не являются, поэтому на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права. III. Консолидация — это такая форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания. Особенность консолидации состоит в том, что она содержит в себе некоторые черты кодификации и инкорпорации. Консолидационный акт является сводным нормативно-правовым актом — и это формально сближает его с кодификацией; а тот факт, что он по существу не вносит ничего нового в регулирование общественных отношений, роднит его с инкорпорацией. По форме систематизации нормативно-правовых актов консолидация в большей мере примыкает к систематической инкорпорации. Она используется там, где отсутствует необходимость или возможность кодификации. В этих случаях консолидация выступает как эффективное средство для объединения однородного нормативного материала, сокращения числа актов и улучшения формы правового регулирования. 47. Правоотношение: понятие, содержание, виды, Правоотношение - это разновидность общественного отношения, урегулированное нормами права. Правоотношение представляет собой юридическую связь между субъектами. Правоотношение - это юридическая взаимосвязь субъектов права, возникающая на основе правовых норм в случае наступления предусмотренных законом юридических фактов. Признаки правоотношения: Нормативное основание правоотношения. Норма - это атрибутивное основание любого правоотношения, обязательное условие его возникновения, изменения или прекращения. Субъекты не могут произвольно устанавливать любые правоотношения. Требуется прямо выраженная в норме государственная воля, санкционирующая то или иное правоотношение. Норма и правоотношение неразрывно связаны, они - части системы правового регулирования. Правоотношение отражает действие нормы права в динамике. Гипотеза нормы права указывает на фактические условия возникновения правоотношений, диспозиция нормы права указывает на содержание правоотношений, санкция нормы права указывает на отрицательные последствия для участников правоотношения, нарушающих требования правовых норм, регулирующих данное правоотношение. В правоотношении норма права конкретизируется применительно к определенным субъектам и ситуациям. Норма права - это правило общего характера, адресованное персонально неопределенному кругу лиц, рассчитанное на многократное применение. При появлении обстоятельств, указанных в гипотезе нормы, она из абстрактного правила превращается в модель для разового употребления применительно к конкретной жизненной ситуации. Таким образом, возникновение обстоятельств, указанных в гипотезе нормы права, является юридическим фактом, в результате которого возникают, изменяются или прекращаются правоотношения. Юридические факты более подробно будут рассмотрены ниже. В данном случае автору хотелось отметить взаимосвязь между гипотезой нормы права и понятием "юридический факт". Реальный характер правоотношения. Правоотношения всегда объективируются вовне в действиях и решениях субъектов. Поэтому они всегда могут быть подвержены внешнему контролю. Общественный характер правоотношения. Правоотношения - это определенная форма социальных взаимодействий между индивидами - членами социума, их коллективами по поводу различного рода социальных благ. Целенаправленный, результативный, сознательно-волевой характер правоотношения. В правоотношении участвуют индивиды, наделенные волей и сознанием. Чтобы стать участником правоотношения, человеку требуется определенная мотивация. Сознательно-волевой элемент правоотношения развивается по схеме: потребность - интерес - цель - задача - результат. Побудительным фактором выступают здесь различного рода социальные ценности, которые являются объектом правоотношения. Таким образом, объектом правоотношения является то социальное благо по поводу которого возникает правоотношение. Индивидуальный характер правоотношения. Как уже упоминалось выше, норма права регулирует общие, типичные, общественные отношения. Норма права всегда абстрактна и рассчитана на множество аналогичных, сходных ситуаций. Правоотношение же всегда индивидуализировано, оно возникает в конкретной обстановке, между конкретными субъектами, по поводу конкретных объектов. Правоотношения характеризуются как типичностью, так и уникальностью. Защита правоотношения со стороны государства. Правоотношения гарантируются и обеспечиваются государством, в том числе и мерами государственно-правового принуждения. Классификация правоотношений: Абсолютные и относительные. У абсолютных правоотношений формально определен только управомоченный участник. Вторая сторона правоотношения как персонально определенный субъект отсутствует. При этом у всех субъектов существует обязанность не нарушать субъективное право первого участника. Например, отношения собственности, где собственнику противостоит неопределенное множество субъектов права, обязанных воздерживаться от любых действии, препятствующих реализации права собственности. В относительных правоотношениях персонально определены все участники. К этому типу относятся все правоотношения договорного типа, сделки, обязательства. Носителю субъективного права - управомоченному лицу в относительном правоотношении противостоит конкретное обязанное лицо. Отраслевые правоотношения. Определяющим критерием отраслевого правоотношения выступает отраслевое законодательство, на основании которого возникает конкретное правоотношение. Так, выделяют административные, гражданско-правовые, уголовно-правовые и т. п. правоотношения. Двусторонние и многосторонние правоотношения. Критерием классификации в данном случае выступает количество участников правоотношения - два или более. Однако, необходимо чётко уяснить, что абсолютные и многосторонние правоотношения - это совершенно разные виды правоотношений. У абсолютных правоотношений персонально определен лишь один участник, которому противостоит неограниченное количество субъектов. А у многосторонних правоотношений поименно определены все субъекты правоотношения, хотя общее количество их может быть значительным (акционеры акционерного общества открытого типа). Регулятивные и охранительные правоотношения. Регулятивные правоотношения возникают, изменяются или прекращаются на основе регулятивных норм права. Охранительные правоотношения возникают, изменяются или прекращаются на основе охранительных норм права. По нормативному основанию выделяют также материальные и процессуальные, публично-правовые и частно-правовые отношения. По длительности существования выделяют краткосрочные правоотношения (договор розничной купли-продажи); среднесрочные правоотношения (аренда помещения), долгосрочные (гражданство). Простые и сложные правоотношения. Простые правоотношения характеризуются тем, что субъективному праву одного участника соответствует юридическая обязанность другого участника. (отношения по договору займа). В сложных правоотношениях каждый из участников одновременно обладает и субъективными правами, и обязанностями Сложными правоотношениями являются, как правило, процессуальные правоотношения, трудовые правоотношения и др. Структура правоотношения включает в себя следующие элементы: · субъекты правоотношения; · объекты правоотношения; · содержание правоотношения; юридические факты. Субъекты и объекты правоотношения Субъект или участник правоотношения - это правосубъектное лицо, у которого в рамках правоотношения возникают субъективные юридические права или обязанности. Субъектами правоотношения могут быть лица, наделенные правосубъектностью. Правсубъектость включает в себя правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. Правоспособность - это способность лица иметь права и нести обязанности. Дееспособность - это способность лица самостоятельно, по своему усмотрению, осуществлять свои права и обязанности. Деликтоспособность - это способность лица нести предусмотренную законом ответственность за совершенные правонарушения. Правосубъектность позволяет лицу на законных основаниях участвовать в правоотношении. При этом понятия «субъект права» и «субъект правоотношения» по своему юридическому содержанию различны. И это различие необходимо чётко уяснить. Субъект права - это потенциальный участник правоотношения, лицо имеющее юридическую возможность стать участником правоотношения, но фактически данное лицо может так никогда и не стать участником правоотношения ввиду отсутствия у него в этом необходимости. Например, все дееспособные граждане, достигшие совершеннолетия, могут заключить договор купли-продажи автомобиля, но не все реализуют эти юридические возможности. Субъект правоотношения - это фактический участник правоотношения, носитель конкретных субъективных прав и обязанностей по данному правоотношению. Субъект правоотношения - это всегда субъект права, поскольку обладает правосубъектностью, но не всякий субъект права - субъект конкретного правоотношения. Таким образом, понятие "субъект правоотношения" по своему объёму входит в понятие "субъект права". Субъектами правоотношения могут быть: · Индивиды или физические лица; · Территориальные образования такие как государства, регионы, города, муниципальные образования; · Юридические лица - организации, которые имеют обособленное имущество, и от своего имени осуществляют юридические права и обязанности, могут выступать в суде в качестве истца и ответчика и т.д. Объект правоотношения - это материальные или нематериальные блага, ценности, по поводу которых складывается правоотношение. Побудительным фактором для вступления субъекта в правоотношение выступают различного рода социальные ценности, необходимые для удовлетворения тех или иных потребностей субъекта в какой-либо сфере жизни общества. Объектами правоотношения могут быть: · Материальные объекты - имущество, деньги, ценные бумаги, другие предметы материального мира. · Нематериальные блага такие как объекты духовного творчества - произведения науки, искусства, литературы. · Личные неимущественные блага такие как жизнь, честь, здоровье, деловая репутация, свобода и безопасность, неприкосновенность частной жизни и т. п. · Действия лица или результаты таких действии такие как, например, участие в выборах, дача свидетельских показаний, оказание услуг и т.д.. Таким образом, можно определить объект правоотношения как различные блага, которые стремятся получить управомоченные субъекты, это состояния, которых они стремятся достичь, это то поведение, которого они ждут от обязанных лиц. Содержание правоотношения - это субъективные юридические права и обязанности участников правоотношения. Права и обязанности участников правоотношения характеризуются взаимным характером, субъективным характером и юридическим характером. Взаимный характер правоотношения. Правоотношение - это всегда юридическая взаимосвязь субъектов, имеющих взаимные права и обязанности. Обязанности всегда носят встречный характер. Это означает, что когда одно лицо имеет субъективное право, на кого-либо другого возлагается соответствующая обязанность - совершать активные действия или же воздержаться от них. И наоборот, если на кого-то возложена юридическая обязанность, существует другое лицо, обладающее правом требовать выполнения этой обязанности. Например, по договору займа праву кредитора получить погашение долга со стороны должника корреспондирует обязанность должника погасить долг в пользу кредитора. Субъективный характер правоотношения. Субъективное право - это мера свободы конкретного лица, участвующего в определенном правоотношении. Юридический характер правоотношения. Субъективные права и юридические обязанности всегда закреплены нормативно, т.е. в нормах права. Субъективное право и юридическая обязанность субъектов правоотношения. Субъективное право - это предусмотренная нормой права мера дозволенного поведения участника правоотношения, обеспеченная мерами государственной защиты. Основным свойством субъективного права является возможность его использования по собственному усмотрению субъекта без угрозы применения государственных санкций. Виды субъективных прав: · Право требовать от другого участника исполнить свои обязанности. Например, требование исполнения обязательства · Право на собственные активные действия. Например, право голоса, право вступления в трудовые отношения и т.д. · Право обладать, пользоваться, распоряжаться определенным благом - материальным либо нематериальным · Право обратиться к государству за защитой нарушенных субъективных прав, то есть возможность прибегнуть к государственному принуждению, чтобы обеспечить реализацию субъективного права. Юридическая обязанность - это предусмотренная нормой права мера должного поведения участника правоотношения, обеспеченная мерами государственного принуждения. У обязанного участника правоотношения отсутствует свобода выбора, поскольку от исполнения обязанности нельзя отказаться. В случае отказа или недобросовестного выполнения государство по собственной инициативе или по требованию другого участника правоотношения принудительно обеспечивает выполнение юридических обязанностей. В этом главное отличие обязанности от субъективного права, которое всегда реализуется добровольно, по свободному усмотрению субъекта. Юридические обязанности одних участников правоотношения обеспечивают использование субъективных прав другими участниками. Они гарантируют субъективные права, делают их реальными, практически действующими. Субъективные права не существуют без соответствующих обязанностей. В этом состоит основное назначение обязанностей. Юридическая обязанность может иметь две формы - активную и пассивную. Активная форма юридической обязанности предполагает совершение активных действий, предусмотренных нормативно и возложенных на участника правоотношения. Пассивная форма исполнения юридической обязанности - это воздержание от определенных действий. Активная форма вытекает из обязывающих норм права, пассивная - из запрещающих.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 540; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.110.231 (0.017 с.) |