Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1 теория государства и права как гуманитарная наука и Юридическая наука↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Теория государства и права
Направление подготовки 030900 Юриспруденция
Профиль подготовки Гражданско-правовой
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Форма обучения Очная
Нефтекамск 2011 1. Цели освоения дисциплины
Целью изучения дисциплины является формирование у будущих специалистов прочных знаний в области теории государства и права. Основные задачи при изучении данного курса заключаются в раскрытии важных понятий науки теории государства и права, которая является базовой общетеоретической дисциплиной в системе юридических наук. Путем изучения предмета теории государства и права студенты усваивают комплекс общетеоретических знаний о государственно-правовых явлениях, получают представление об основных категориях, отражающих особые и специфические свойства государства и права, определяют значение общетеоретических знаний для последующей практической деятельности студентов-юристов.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Б.3. «Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть». Теория отечественного государства и права является фундаментальной юридической дисциплиной, принадлежит к числу общепрофессиональных дисциплин обязательного федерального компонента федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Юриспруденция». В качестве основ, закладывающихся для изучения «Теории отечественного государства и права» необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате освоения дисциплин ООП подготовки бакалавра юриспруденции: «История государства и права», «История государства и права зарубежных стран». Теория государства и права является общеметодологической наукой. Представляя собой систему знаний о государстве и праве, и являясь фундаментальной наукой юриспруденции, она дает самые широкие знания о государственно-правовых явлениях, об общественном назначении и исторической судьбе государства и права. Насущные проблемы демократического переустройства нашего общества, занятие им достойного места в цивилизованном мире, в котором на первом плане стоит личность, формирование гражданского общества и правового государства, требуют теоретического осмысления основных тенденций развития государственно-правовых институтов. Теория базируется на обобщении результатов исследований, посвященных историческим процессам развития государства и права отдельных стран. В свою очередь, история государства и права оперирует понятиями, выработанными теорией государства и права. Студент, изучающий должен уметь соотносить понятия и термины, разработанные общей теорией государства и права, с их историческими аналогами, применять понятийный аппарат теории государства и права к анализу исторических процессов. В процессе преподавания курса теории государства и права существенное внимание уделяется формированию и развитию различных отраслей российского права – государственного (конституционного), уголовного, гражданского, семейного, трудового и др. Однако, в отличие от отраслевых дисциплин, теория государства и права изучает государство и право в единстве и взаимосвязи, не выделяя в качестве объекта исследования какую-либо одну сторону государственно-правовой сферы. Изучение курса вводит студента в материю отраслевых юридических наук, знакомит его с их понятийным аппаратом и инструментарием, что создает базу для обучения на следующих курсах. В условиях становления правового государства важное значение приобретают формирование, развитие и закрепление нового юридического мышления, общей и правовой культуры, высокого профессионализма, чувства законности и справедливости. Не менее важной и актуальной при изучении предмета является проблема пересмотра и переосмысления ряда устаревших государственно-правовых взглядов, политико-правовых и духовных ценностей. Как методологическая наука теория государства и права выполняет направляющую и координирующую роль при изучении специальных вопросов юриспруденции. Изучение дисциплины нацелено на формирование творческого мышления у студентов, что и определяет ее ведущее место, роль и значение в деле подготовки юристов.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент владеет общекультурными компетенциями (ОК): - осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); - способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); - обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5); - имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6); профессиональными компетенциями (ПК): в нормотворческой деятельности: - способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1); в правоприменительной деятельности: - способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2); - способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6); в правоохранительной деятельности: - готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8); - способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9); - способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11); в экспертно-консультационной деятельности: - способен толковать различные правовые акты (ПК-15); В результате изучения теории государства и права студент должен: знать: – природу и сущность государства и права; основные закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, исторические типы и формы государства и права, их сущность и функции; - механизм государства, систему права, механизм и средства правового регулирования, реализации права; - особенности государственного и правового развития России; роль государства и права в политической системе общества, в общественной жизни; уметь: – оперировать юридическими понятиями и категориями; - анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; - анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; - выявлять обстоятельства, способствующие совершению преступлений; планировать и осуществлять деятельность по предупреждению и профилактике правонарушений; владеть: - юридической терминологией; - навыками работы с правовыми актами, - навыками анализа научной литературы по теории государства и права; - навыками ведения дискуссии по проблемам курса, затрагивающимися на практических занятиях; - навыками анализа теоретико-правовых проблем в рамках подготовки курсовой работы; - навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности, а также принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина. 4. Структура и содержание дисциплины «Теория государства и права» 4.1 Структура курса (очная форма) Общая трудоемкость дисциплины составляет 9 зачетных единиц - 324 часа. Аудиторных -124 ч. Самостоятельная работа (СРС)- 140 ч. Контроль самостоятельной работы (КСР)– 6 ч. 1 семестр2 семестр Лекционных занятий -20 ч. Лекционных занятий -24 ч. Практических – 36 ч. Практических – 44 ч. КСР – 2 ч. КСР – 4 ч. Форма промежуточной аттестации:Форма промежуточной аттестации: зачет экзамен, экзамен
Структура курса (заочная, полная форма) Общая трудоемкость дисциплины составляет 9 зачетных единиц - 324 часа. Аудиторных -37 ч. Самостоятельная работа (СРС)- 287 ч. Контроль самостоятельной работы (КСР)– 3 ч. 1 семестр2 семестр Лекционных занятий -10 ч. Лекционных занятий -4 ч. Практических – 10 ч. Практических – 10 ч. СРС – 142 ч. СРС – 145 ч. Форма промежуточной аттестации:Форма промежуточной аттестации: зачет экзамен, курсовая работа
Структура курса (заочная, сокращенная форма) Общая трудоемкость дисциплины составляет 9 зачетных единиц - 324 часа. Аудиторных - 23 ч. Самостоятельная работа (СРС)- 221 ч. Контроль самостоятельной работы (КСР)– 1 ч. 1 семестр2 семестр Лекционных занятий - 6 ч. Лекционных занятий -2 ч. Практических – 8 ч. Практических – 6 ч. СРС – 149 ч. СРС – 72 ч. Форма промежуточной аттестации:Форма промежуточной аттестации: зачет экзамен, курсовая работа
Структура курса (заочная форма, на базе высшего образования) Общая трудоемкость дисциплины составляет 9 зачетных единиц - 324 часа. Аудиторных - 26 ч. Самостоятельная работа (СРС)- 298 ч. Контроль самостоятельной работы (КСР)– 2 ч. 1 семестр2 семестр Лекционных занятий - 6 ч. Лекционных занятий - 4 ч. Практических – 8 ч. Практических – 6 ч. СРС – 130 ч. СРС – 168 ч. Форма промежуточной аттестации:Форма промежуточной аттестации: зачет экзамен, курсовая работа
4.2 Содержание дисциплины «Теория государства и права» Тема 5 Форма государства Понятие и элементы формы государства. Соотношение сущности, содержания типа и формы государства. Территориальный и национальный факторы, влияющие на форму государства. Прогрессивные и регрессивные изменения формы государства в рамках одного типа государства. Формы государственного правления: понятие и виды. Общая характеристика монархий и республик: понятие, признаки, виды. Смешанные и нетипичные формы правления. Форма государственного правления России, и ее развитие в современных условиях. Формы государственного (национально-государственного и административно-территориального) устройства. Унитарное государство и федерация: понятие, признаки, виды. Проблема суверенитета в федеративном государстве. Федеративное устройство России: прошлое и современность. Право сецессии. Конфедерация. Иные государственные и межгосударственные образования. Политический (государственный, политико-правовой) режим: понятие и виды. Демократический и антидемократический режимы. Понятие и признаки демократии. Авторитаризм и тоталитаризм, их различия. Политический (государственный) режим современной России. Тема 6 Функции государства Понятие функций государства. Соотношение их с целями и задачами государства. Обусловленность функций государства его сущностью и социальным назначением. Функции государства и его органов. Динамика функций государства. Связь и взаимодействие функций государства. Функции государства и своеобразие исторического периода развития государства и общества. Классификация функций государства: постоянные и временные, внутренние и внешние, основные и неосновные, охранительные и регулятивные. Функции государства и глобальные проблемы современности. Характеристика основных внутренних и внешних функций современного Российского государства. Формы осуществления функций государства. Методы осуществления функций государства. Соотношение методов убеждения и принуждения в его деятельности. Стимулирование как метод осуществления функций государства. Формы и методы осуществления функций государства: понятие и виды. Семестр Тема 18 Нормы права Понятие нормы права, ее признаки. Общий характер правовых норм. Формальная определенность нормы права, общеобязательность, системность, неоднократность действия, неперсонофицированность адресата. Связь права с государством. Возможность государственного принуждения и обеспечения реализации правовых норм. Классификация норм права по субъектам правотворчества, социальному назначению, функциональному назначению, предмету и методу правового регулирования, сфере действия, времени действия, способу охраны прав, степени абстракции и др. Структура нормы права. Понятие и виды гипотезы, диспозиции, санкции. Позитивное обязывание, дозволения, ограничения и запреты в содержании правовых норм. Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта. Способы изложения правовых норм в актах государства: прямой, отсылочный (ссылочный) и бланкетный.
Тема 21 Правовые отношения Понятие правовых отношений как особой формы общественных отношений. Признаки правоотношений. Предпосылки возникновения правовых отношений. Взаимосвязь нормы права и правового отношения, их соотношение. Классификация правовых отношений по субъектам, объектам и содержанию. Виды правоотношений. Состав (элементы) правоотношений. Содержание правоотношений: юридическое и фактическое. Субъективное право: понятие, признаки, правомочия, входящие в его состав. Юридическая обязанность: понятие, признаки, виды. Соотношение субъективных прав и юридических обязанностей. Субъекты правоотношения. Правосубъектность. Правоспособность. Дееспособность. Неполная дееспособность. Ограниченная дееспособность. Деликтоспособность. Сделкоспособность. Правовой статус. Характеристика субъектов права. Гражданин, должностное лицо, государственный орган, иностранцы, лица без гражданства, резиденты и нерезиденты. Юридическое лицо. Государство как особый субъект права. Объекты правоотношения: понятие, виды и характеристика. Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений. Юридические факты: понятие, особенности. Классификация юридических фактов. Действия, события, юридические состояния. Фактический (юридический) состав.
Тема 22 Реализация права Реализация права: понятие, формы и методы. Соблюдение запретов, исполнение обязанностей, использование права и применение права. Применение правовых норм права (правоприменение) как особая форма реализации права. Необходимость применения права. Признаки правоприменения и его субъекты. Стадии процесса применения права. Установление фактических обстоятельств дела. Юридическая квалификация и доказательства. Выбор и анализ нормы права для применения и проверка ее достоверности. Вынесение решения и контроль за его исполнением. Требования правильного применения правовых норм. Законность, обоснованность, целесообразность, справедливость как принципы правоприменения. Понятие акта применения права, его особенности. Отличие правоприменительных актов от нормативно-правовых актов. Индивидуальные юридические акты и требования, предъявляемые к ним. Пробелы в праве, их причины и способы преодоления. Способы восполнения пробелов. Применение права по аналогии. Аналогия закона и аналогия права, условия их применения. Юридические презумпции и фикции. Коллизия правовых норм. Виды юридических коллизий и способы их разрешения.
Модуль 1 Семинарское занятие № 1 Тема: Теория государства и права как гуманитарная наука Вопросы для обсуждения на семинарском занятии: 1. Понятие науки: общая характеристика и классификация. 2. Теория государства и права как гуманитарная и юридическая наука. Становление и развитие теории государства и права. 3. Взаимодействие теории государства и права с другими гуманитарными науками: философией, политологией, социологией и др. 4. Система юридических наук. Место теории государства и права в системе юридических наук. 5. Теория государства и права как учебная дисциплина. Задания для самостоятельной работы 1.Выписать в словарь и усвоить значение терминов: «наука»,«теория государства и права», «юридические науки». Семинарское занятие № 2 Тема: Предмет, методология и функции теории государства и права 1. Понятие и предмет теории государства и права. 2. Методы научного познания государственно-правовых явлений, их классификация. 3. Характеристика всеобщих, общенаучных, частнонаучных методов познания государственно-правовых явлений. 4. Функции теории государства и права (онтологическая, гносеологическая, эвристическая, методологическая, прогностическая, идеологическая и др.). Задания для самостоятельной работы 1. Выписать в словарь и усвоить значение терминов: «предмет науки», «предмет теории государства и права», «метод науки», «методология науки», «всеобщие методы научного познания», «диалектика», «метафизика», «общенаучные методы», «частнонаучные методы», «объективный идеализм», «субъективный идеализм», «функции науки», «онтология», «гносеология», «эвристика». Семинарское занятие № 3-4 Тема: Исторические условия и закономерности происхождения государства и права Вопросы для обсуждения на семинарском занятии: 1. Организация и формы осуществления власти в первобытном обществе. Социальные нормы первобытного общества. 2. Причины и общие закономерности возникновения государства и права. Западный и восточный способы формирования государства. 3. Особенности и основные способы образования права (санкционирование, создание прецедентов, правотворчество). 4. Характеристика основных теорий происхождения государства и права: патриархальная, теологическая, договорная, марксистско-ленинская, психологическая, органическая, насилия, ирригационная, инцестная, диффузная, спортивная, расовая и др. Задания для самостоятельной работы 1. Выписать в словарь и усвоить значение терминов: «род», «родовая община», «племя», «власть», «класс», «традиция», «табу», «социальная норма», «обычай», «мононорма», «неолитическая революция». 2. Иметь представление о содержании следующих источников: - Ф. Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и государства»; В.И. Ленин «О государстве» (лекция в Свердловском университете). 3. Пользуясь вышеперечисленными источниками составить конспекты на тему: «Формы возникновения государства (афинская, римская, древнегерманская, азиатская)»; «В.И. Ленин о сущности государства».
Вопросы для обсуждения на семинарском занятии: 1. Понятие государства. Многообразие подходов к пониманию государства. 2. Признаки государства. Суверенитет как признак государства. 3. Понятие сущности. Сущность государства. Основные подходы к сущности государства (социальный, классовый, национальный, религиозный и др.). 4. Эволюция сущности и социального назначения государства, необходимость новых подходов. Задания для самостоятельной работы: 1. Подготовить конспект по теме: « Многообразие подходов к пониманию государства». 2. Выписать в словарь и усвоить значение терминов: «государство», «суверенитет государства», «сущность», «сущность государства», «социальное назначение государства». Семинарское занятие № 7 Тема: Типология государства Вопросы для обсуждения на семинарском занятии: 1. Понятие типологии государства. Факторы, определяющие тип государства. 2. Формационный подход к типологии государства, его достоинства и слабые стороны. 3. Характеристика типов государства с позиции формационного подхода. 4. Цивилизационный подход: его достоинства и слабые стороны. 5. Характеристика типов государства с позиции цивилизационного подхода. Задания для самостоятельной работы: 1. Выписать в словарь и усвоить значение терминов: «тип государства», «типология государства», «формационный подход», «общественно-экономическая формация», «цивилизационный подход», «цивилизация», «светское государство», «клерикальное государство», «теократическое государство», «атеистическое государство». Семинарское занятие № 8 Тема: Форма государства Вопросы для обсуждения на семинарском занятии: 1. Понятие и элементы формы государства. Соотношение типа и формы государства. 2. Форма правления. Понятие, признаки и виды монархий и республик. Нетипичные формы правления. 3. Форма государственного устройства. Унитарное государство, его основные черты. 4. Понятие, характерные черты федераций. Виды федераций. Конфедерация. 5. Политический (государственный) режим: понятие и виды. Демократический режим, его основные признаки. Антидемократический режим: признаки и виды. Задания для самостоятельной работы 1. Подготовить конспекты по темам: «Конфедерация», «Нетипичные формы правления в современных государствах». 2. Выписать в словарь и усвоить значение терминов: «форма государства», «форма правления», «форма государственного устройства», «политический режим», «монархия», «республика», «абсолютная монархия», «конституционная монархия», «теократическая монархия», «президентская республика», «парламентская республика», «монархическая республика», «суперпрезидентская республика», «унитарное государство», «федерация», «конфедерация», «империя», «политический режим», «демократический режим», «авторитарный режим», «тоталитарный режим», «фашистский режим», «сецессия». 3.Подготовиться к Контрольной работе № 1 по вопросам семинарских занятий №№ 6-8). Модуль 2 Семинарское занятие № 11 Тема: Функции государства Вопросы для обсуждения на семинарском занятии: 1. Понятие функций государства, их соотношение с целями и задачами государства. Обусловленность функций государства его сущностью и социальным назначением. 2. Классификация функций государства (постоянные и временные, основные и неосновные, регулятивные и охранительные, внутренние и внешние и др.). 3. Характеристика внутренних и внешних функций государства. Динамика (эволюция) функций государства. 4. Формы и методы осуществления функций государства. Задания для самостоятельной работы 1.Выписать в словарь и усвоить значение терминов: «функции государства», «методы осуществления функций государства», «задачи государства», «внутренние и внешние функции», «регулятивные и охранительные функции», «правовые формы осуществления функций государства», «неправовые формы осуществления функций государства», «средства осуществления функций государства», «императивные методы осуществления функций государства», «диспозитивные методы осуществления функций государства», «поощрительные методы осуществления функций государства», «рекомендационные методы осуществления функций государства». Семинарское занятие №12-13 Тема: Механизм государства. Государственные органы: понятие, признаки классификация Вопросы для обсуждения на семинарском занятии: 1. Понятие и структура механизма государства, его роль в осуществлении функций и задач государства. 2. Понятие и структура государственного аппарата. Соотношение механизма государства и государственного аппарата. 3. Понятие, признаки, виды государственных органов. 4. Принципы организации и деятельности государственных органов. Принцип разделения властей. 5. Законодательные (представительные) органы государственной власти. 6. Исполнительные органы государственной власти. Судебные органы власти. Примечание: в 5,6 вопросах раскрыть понятие, признаки, компетенцию государственных органов. Задания для самостоятельной работы: 1. Подготовить конспект по теме: «Становление и развитие теории разделения властей». 2. Выписать в словарь и усвоить значение терминов: «механизм государства», «государственный аппарат», «орган государства», «законодательные органы власти», «исполнительные органы власти», «судебные органы власти», «парламент», «правительство».
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.107.1 (0.019 с.) |