Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Юридические нормативные акты: понятие, структура, виды, действие. Нормотворческий процессСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие нормативно-правового акта. Классификация нормативно-правовых актов. Понятие и особенности структуры отдельных видов нормативно-правовых актов. Закон в системе нормативно-правовых актов: понятие, признаки, структура. Правовой закон: понятие, признаки. Действие нормативно-правовых актов в пространстве, во времени, по кругу лиц. Нормотворчество: понятие, основные стадии. Нормотворчество и правотворчество. Особенности процедуры принятия и действие отдельных нормативно-правовых актов. Роль нормативно-правовых актов в государственном и муниципальном управлении.
Цель занятия состоит в формировании у студентов умения и навыков анализа нормативно-правовых актов как важнейших источников, форм закрепления права. Для этого необходимо проанализировать понятие, признаки, структуру, разновидности, процесс разработки принятия, введения в действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве, по кругу лиц. На занятии должна быть обеспечена активная работа по изучению конкретных нормативно-правовых актов, по каждому из которых следует обосновать ответы на все поставленные выше вопросы. Следует также обсудить указанные акты с точки зрения их конкретного юридического содержания (характер регулируемых отношений, разновидности юридических норм, способы регулирования, закрепленные в нем).
Литература 1. Белкин А.А. О категории законодательства // Учен. записки Ин-та права С-Петербург. гос. ун-та экономики и финансов. Вып. 7. СПб., 2001. 2. Васильев Р.Ф. Нормативно-правовые акты. М., 1986. 3. Денисенко В. В. Коллизии правовых актов: сущность и разрешение // Правоведение. 2007. № 3. 4. Гайворонская Я. В. Проблемы теории и правовых актов. Правовед. 2008. № 4. 5. Иванов С.А. Формальное закрепление юридической силы нормативных актов // Государство и право.2007. № 12. 6. Зивс Л.С. Источники права. М., 1991. 7. Казьмин И. Ф., Поленина С.В. Закон о законах: проблемы издания и содержания // Советское государство и право. 1989. № 12. 8. Марксистско-ленинская общая теория государства и права. В 4 т. Т. 4. Социалистическое право. М., 1973. Гл. 10. 9. Проблемы теории государства и права. М., 1987. Гл. 20. 10. Разумович Н.Н. Источники и форма права // Советское государство и право. 1991. № 3. 11. Теория государства и права. М., 1985. Гл. 20. 12. Теория государства и права. М., 2002. 13. Тихомиров Ю.А. Теория закона. М., 1982. 14. Тихомиров Ю. А., Рахманина Т. Н., Хабибулин А. Г. Закон о нормативных правовых актах - актуальная повестка дня // Журнал российского права. 2006. № 5.
Нормативно-правовые акты Конституция РФ. Гражданский кодекс РФ. Уголовный кодекс РФ. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Гражданско-процессуальный кодекс РФ. Кодекс РФ об административных правонарушениях.
В процессе подготовки к занятию студенты изучают также конкретные нормативно-правовые акты Федерации, субъектов Федерации, местных органов власти. Семинар № 12 Законотворческий процесс 1. Понятие правотворчества и законотворчества, их соотношение. 2. Принципы законотворческого процесса. 3. Стадии законотворческого процесса. 4. Эффективность законотворчества. Литература 1. Абрамова А. И. Современный законодательный процесс Российской Федерации: стадии и проблемы их совершенствования// Журнал российского права. 2007. № 2. 2. Апт Л. Ф. Теоретические вопросы правовой экспертизы федеральных законов//Журнал российского права. 2008. № 2. 3. Баранов В. М. Идея законопроекта: сущность, практическая ценность, технико-юридическое оформление//Журнал российского права. 2008. № 2. 4. Лукьянова Е. Г. Некоторые проблемы правотворчества в современной России//Правоведение.2007. № 6. 5. Толмачева Н. Н. К вопросу о соблюдении принципа верховенства закона и других принципов законности в законодательстве субъектов Российской Федерации// Журнал российского права. 2008. № 2. Раздел V. Теория юридической деятельности
Семинар № 13 Толкование юридических норм: понятие, содержание, способы, приемы Понятие толкования юридических норм как разновидности юридической деятельности. Классификация видов толкования: критерии, характеристика отдельных видов толкования юридических норм. Способы и приемы толкования юридических норм. Толкование юридических норм и проблемы восполнения пробелов в праве.
Цель практического занятия заключается в приобретении студентами умения и навыков толкования юридических норм. В процессе подготовки к практическому занятию и на самом занятии студенты изучают конкретные нормативно-правовые акты, уясняя и разъясняя их содержание, одновременно объясняют, какими приемами и способами толкования они при этом пользуются, какие условия необходимы для отнесения толкования к другим видам. На практическом занятии анализируются конкретные акты толкования норм права (См.: постановления Верховного Суда РФ // Бюллетень Верховного Суда РФ; комментарии к уголовному, гражданскому, трудовому и иным отраслям законодательства и т.п.), в связи с этим анализируется вопрос о соотношении толкования юридических норм, юридического статуса актов толкования с проблемой восполнения пробелов в праве.
Литература 1. Бобылев А.И. Современное толкование системы права и системы законодательства // Государство и право. 1998. № 2. 2. Вопленко И.И. Официальное толкование юридических норм. М., 1976. 3. Закон: создание и толкование. М., 1998. 4. Иванников И.А. Теория государства и права. Ростов н/Д., 2002. 5. Корельский В.М., Перевалов В.Д. Теория государства и права. М., 1997. 6. Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Т. 4. Социалистическое право. М., 1973. 7. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Саратов, 2000. 8. Павлушина А.А. Защита публичного юридического интереса как универсальная форма // Журнал российского права. 2003. № 6. 9. Пиголкин А.С. Толкование нормативных актов в СССР. М., 1960. 10. Проблемы теории государства и права. М., 1987. Гл. 23. 11. Ромашов Р.А. Теория государства и права (схемы и комментарии). СПб., 2000. 12. Соцуро Л.В. Неофициальное толкование норм права. М., 2000. 13. Теория государства и права. М., 2000. 14. Черданцев А.Ф. Толкование советского права. М., 1979.
Семинар № 14 Реализации юридических норм Понятие о реализации юридических норм и ее формы. Исполнение, соблюдение и использование как формы реализации юридических норм. Понятие и особенности применения юридических норм. Основные стадии применения юридических норм. Виды и юридические признаки правоприменительных актов. Пробелы в законодательстве: понятие, восполнения. Аналогия закона и аналогия права в процессе применения юридических норм.
Литература 1. Абрамов А. И. Понятие реализации функций права. Соотношение понятий «реализация права» и «реализация функций права»//Правоведение. 2006. № 2. 2. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1998. 3. Гревцов Ю.И. Правовые отношения и осуществление права. М., 1987. 4. Дюрягин И.Я. Гражданин. Право. Закон. М., 1989. 5. Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Тимошенко И.В., Шапсугов Д.Ю. Теория государства и права. М.; Ростов н/Д., 2003. 6. Марченко М.Н. Теория государства и права. В 2 т. М., 2001. 7. Морозова Л.А. Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву // Государство и право. 1998. № 7, 8, 10. 8. Тихомиров Ю. А. Правоприменение: от стихийности к системе//Журнал российского права. 2007. № 12. Семинар № 15 Система законодательства и его систематизация
1. Понятие, элементы, принципы построения системы законодательства. 2. Основные способы систематизации законодательства. 3. Результаты систематизации законодательства и их значение. 4. Эффективность систематизации законодательства и факторы, влияющие на нее. Литература
Семинар № 16 Правоотношения Понятие правоотношения и его виды. Общественные отношения и правоотношения. Состав (элементы) правоотношения. Субъект и объект правоотношения. Содержание правоотношений. Субъективное право и юридическая обязанность. Правоотношения в механизме правового регулирования общественных отношений.
Цель практического занятия заключается в приобретении студентами умений и навыков анализировать правоотношение, опираясь на знание его элементов, состава. Поэтому необходимо сначала кратко обсудить теории правоотношений. В процессе подготовки к практическому занятию студент изучает отраслевое законодательство (например, Уголовный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Кодекс законов о браке, семье и опеке РФ), любые иные доступные данному студенту нормативно-правовые акты и анализирует модели правоотношений, содержащихся в закрепленных в анализируемых актах юридических нормах. При этом фиксируется информация о субъекте и объекте каждой конкретно анализируемой модели правоотношения. Аналогичным образом изучается судебная практика по отдельным категориям дел, информация о которой содержится в бюллетенях Верховного Суда РФ. На практическом занятии студенты под руководством преподавателя обмениваются информацией либо на занятии самостоятельно получают ее. Эффективность занятия определяется качеством домашних “заготовок” студентов.
Литература 1. Абрамов А. И. Правоотношение: функциональные аспекты//Правоведение.2008. № 2. 2. Варламова В.И. Правоотношения: философский и юридический подходы // Правоведение. 1991. № 4. 3. Гревцов Ю.И. Проблемы теории правового отношения. Л., 1981. 4. Гревцов Ю.И. Правовые отношения и осуществление права. М., 1987. 5. Зинченко С.А., Шапсугов Д.Ю. Правоотношение и динамика его элементов // Северо-Кавказский юридический вестник. 1998. № 1. 6. Кечекьян С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. М., 1958. 7. Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ф., Тимошенко И.Я., Шапсугов Д.Ю. Теория государства и права. М.; Ростов н/Д., 2003. 8. Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2003. 9. Протасов В.Н. Правоотношения как система. М., 1991. 10. Теория государства и права. М., 2002. 11. Ткаченко Ю.Г. Методологические вопросы теории правоотношений. М., 1980. 12. Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. М., 1974.
Семинар № 17
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.26.221 (0.007 с.) |