Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 19. Правомерное поведение и правонарушения

Поиск

Продолжительность семинарского занятия – 2 часа

Цель занятия: На основе анализа видов правового поведения уяснить природу правомерного поведения, его субъективную и объективную стороны, виды правомерного поведения. Изучить понятие и виды правовой активности субъектов права (в области познания правовых явлений, в сфере правотворчества, в деятельности, направленной против нарушений закона).

На базе глубокого уяснения теоретических положений, относящихся к правонарушениям, надо четко разобраться в их сущности и содержании. Студенту надлежит получить четкое представление о видах правонарушений и, особенно, о причинах их существования.

Рассматривая вопрос о причинах правонарушений в современном российском обществе, надо заострить внимание на том, что эти причины не равнозначны: есть общие причины, которые создают только возможность правонарушений, и конкретные «специальные» причины, которые выступают факторами, способствующими совершению правонарушений. Только сочетание этих видов причин в конкретной ситуации влечет неправомерное деяние.

К семинарскому занятию студентам предлагается подготовить научные сообщения на темы: «Причины правонарушения», «Гражданская самозащита как особая разновидность правовой активности».

План занятия

1. Понятие и виды правового поведения.

2. Правомерное поведение: понятие и виды. Субъективная и объективная сторона правомерного поведения.

3. Понятие и виды правовой активности субъектов права. Основные средства повышения правовой активности граждан и их законных объединений.

4. Понятие и виды правонарушений по российскому законодательству.

5. Состав правонарушения: понятие и характеристика элементов.

6. Причины правонарушений в российском обществе и пути их устранения.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое правомерное поведение? Каковы его виды? Почему государство заинтересовано в поддержке активного правомерного поведения граждан?

2. Назовите понятие и признаки правонарушения.

3. Назовите виды правонарушений по степени общественной опасности.

4. Каковы критерии определения степени общественной опасности?

5. Что такое состав правонарушения, и каковы его элементы?

6. Что такое объективная сторона правонарушения? Какие элементы входят в состав этого понятия?

7. Что такое субъективная сторона правонарушения? Какие элементы входят в состав этого понятия?

8. Определите понятия умышленной и неосторожной вины. Приведите соответствующие примеры.

9. Определите понятие причины правонарушений.

10. Каковы особенности проявления условий правонарушений в современной России?

Тестовое задание

В целях закрепления полученных знаний по данной теме решить в рабочей тетради тестовые задания из учебно-методического пособия Никитин А. В., Тенилова Т. Л. Сборник обучающих и контрольных тестов. – Н. Новгород, 2010.

Терминологическое задание

Выписать в личный рабочий блокнот и усвоить определения понятий: «правовое поведение», «правомерное поведение», «злоупотребление правом», «маргинальное поведение», «конформистское поведение», «привычное поведение», «правовая активность», «правонарушение», «состав правонарушения», «вина», «субъект правонарушения», «объект правонарушения», «объективная сторона правонарушения», «субъективная сторона правонарушения», «объективно-противоправное деяние», «причины правонарушений».

Практические задания:

Задание 1.

Изучите предложенный фрагмент определения Верховного суда РФ. Определите, является ли поведение И. правомерным, если является, то определите его вид.

Определение Верховного суда РФ от 22.05.2003 № З-ДпОЗ-6 (Бюллетень Верховного суда РФ, 2004, № 2). 7 ноября 2000 года, около 19 часов, И., находясь в своей квартире по адресу: г. Воркута, ул. Некрасова, д. 4, кв.12, распивал спиртные напитки со своей женой. В это время в комнату зашел его пасынок П., который схватил стоявшую на полу бутылку водки и нанес ею один удар по голове И., при этом бутылка разбилась, а у последнего потекла кровь. После чего между осужденным и П. произошла драка, в ходе которой П. Взял нож, но И. Выхватил его у П., прижал его к стене и умышленно нанес ему три удара ножом в грудь и спину, причинив потерпевшему телесные повреждения в виде колото-резаной раны левой лопаточной области и передней грудной клетки справа, с повреждением мягких тканей, а также проникающее колюще-режущее ранение забрюшного пространства справа с повреждением почки и почечных сосудов, головки поджелудочной железы, двенадцатиперстной кишки, гемоперитониум. Данные телесные повреждения относятся к категории тяжких по признаку опасности для жизни и 17 ноября наступила смерть потерпевшего от осложнения в виде геморрагического шока 3 степени, разлитого ферментативно-гнойного перитонита, двухсторонней тотальной пневмонии, развившихся в результате проникающего колото-резаного ранения.

Задание 2.

Изучите предложенный фрагмент судебного постановления. Определите, является ли поведение Шмика правомерным, если является, то определите его вид.

Пост. През. ВС Каз. ССР от 30 августа 1965 г. по делу Шмика К. К. [Судебная практика к Уголовному кодексу Российской Федерации / под

общ. ред В.М.Лебедева.М. С. 167-169). 28 июня примерно в 24 часа Шмик возвращаясь из клуба совхоза домой увидел лежащего на улице

Михалкина избитого неизвестным. По просьбе Михалкина Шмик поднял его довел до гаража и без разрешения кого-либо посадил Михалкина в кабину пожарной автомашины и повез его в с. Чистополье в больницу. В пути следования наехал на кочку м опрокинул автомашину но несмотря на это Шмик довел его до больницы. В результате аварии совхозу был причинен ущерб на 611 руб. 70 коп., который Шмик до рассмотрения дела в суде возместил.

Задание 3.

Изучите предложенный фрагмент судебного постановления. Определите, является ли поведение Телунца правомерным, если является, то определите его вид.

Опр. УСК ВС СССР от 28 июня 1939 г. по делу Телунца и Степаняна (Судебная практика к Уголовному кодексу Российской Федерации / под общ. ред. В. М. Лебедева. – М., 2005. – С. 169 – 170).

Бригадир мулитового завода Шведова обратилась к главному механику завода Степаняну и слесарю-электромонтеру Телунцу с просьбой отремонтировать ее станок. Степанян предложил Шведовой смазать шестеренки и, не проверив, закончила ли уже Шведова смазку, велел Телунцу включить ток. Так как Шведова смазки к этому моменту еще не закончила, то ее рука попала в станок и ей были срезаны кончики указательного и среднего пальцев правой руки.

Задание 4.

Изучите предложенную ситуацию. Определите, являются ли действия представителей правоохранительных органов правомерными.

Гр. Вишнякова А. и Москвичева Н. во время посещения кафе зашли в туалетную комнату, где обнаружили кем-то забытый мобильный телефон. Девушки вернулись за столик, но не торопились отдать найденный телефон администратору. Через некоторое время хозяйка телефона вспомнила о его отсутствии и не найдя его в туалете, обратилась к администратору за помощью, который вызвал представителей охраны правопорядка. Вишнякова А. и Москвичева Н., испугавшись, выбросили телефон под стол, где он и был обнаружен, после чего девушек задержали по подозрению кражи телефона, и на них по данному факту было возбуждено уголовное дело.

Изменится ли ситуация, если девушки, стремясь избавиться от телефона, смогли его испортить или уничтожить?

Задание 5.

Изучите предложенную статью закона. Определите состав правонарушения, предусмотренный этой статьей.

Ст. 130 УК РФ: «Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженного в неприличной форме, - наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев».

Задание 6.

Изучите предложенную статью из российского «Уложения о наказаниях уголовных и исполнительных». Назовите элементы состава правонарушения, которые в ней указаны. Проведите сравнительный анализ данных элементов с действующим законодательством.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 547; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.106.78 (0.009 с.)