Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 14. Систематизация законодательстваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Продолжительность семинарского занятия – 2 часа Цель занятия: Уяснить понятие и основные формы систематизации нормативно-правовых актов, ее значение в правовом регулировании. Уметь охарактеризовать основные виды инкорпорации, хронологические и предметные собрания нормативных актов, свод законов государства. Изучить понятие и виды кодификации нормативно-правовых актов в Российском государстве. К семинарскому занятию студентам может быть предложено подготовить научное сообщение по одной из следующих тем: «Кодификационные акты: понятие, виды, место в системе нормативных актов», «Основы законодательства РФ», «Опыт инкорпорации российского законодательства: история и современность». План занятия 1. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие, виды, значение. 2. Инкорпорация нормативно-правовых актов. Свод законов Российского государства. 3. Кодификация российского законодательства: понятие, виды, перспективы. 4. Консолидация российского законодательства. Ее отличие от инкорпорации и кодификации. Вопросы для самоконтроля 1. Определите, что такое систематизация нормативно-правовых актов, и ее значение. 2. Назовите виды систематизации нормативно-правовых актов. 3. Что такое инкорпорация нормативно-правовых актов? 4. Определите понятие официальной и неофициальной, предметной и хронологической инкорпорации. Назовите соответствующие основания для деления на такие виды. 5. Назовите виды инкорпорированных актов. 6. Дайте определение понятию «консолидация нормативно-правовых актов». 7. Что такое кодификация нормативно-правовых актов? Чем она отличается от инкорпорации и консолидации? Каково ее значение? 8. Назовите виды кодификационных актов. Дайте их понятия. Приведите соответствующие примеры. 9. В чем своеобразие юридической природы основ законодательства на современном этапе развития Тестовое задание В целях закрепления полученных знаний по данной теме решить в рабочей тетради тестовые задания из учебно-методического пособия Никитин А. В., Тенилова Т. Л. Сборник обучающих и контрольных тестов.– Н. Новгород, 2010. Терминологическое задание Выписать в личный юридический словарь и усвоить определения понятий: «систематизация нормативных правовых актов», «учет нормативных правовых актов», «инкорпорация», «консолидация», «кодификация», «свод законов», «основы законодательства», «кодекс», «устав», «положение», «регламент». Практическое задание: Используя раздаточный материал, проконсолидируйте представленные нормативно-правовые акты. В чем отличие консолидированного акта от инкорпорированного? Проблемные вопросы 1. Каково соотношение понятий «Свод законов России» и «Свод законодательства России»? 2. Есть ли основание для включения в Свод законов России постановлений Конституционного Суда РФ о толковании Конституции РФ? 3. Можно ли и в каком виде в Свод законов России включить результаты судебной практики? 4. Не ведет ли появление в России информационно-поисковых систем законодательства к ненужности формирования Свода законов Российской Федерации? Можно ли электронный эталонный банк нормативных актов считать Сводом законов государства? Рекомендуемая литература Основная: Нормативно-правовой материал: 1. Указ Президента РФ № 2171 от 16 декабря 1993 года «Об общеправовом классификаторе отраслей законодательства» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. – 1993. – № 51. – Ст. 4936. 2. Указ Президента РФ от 14 февраля 1998 года № 170 «О мерах по повышению эффективности работы, связанной с формированием Свода законов Российской Федерации» // Российская газета. – 1998. – 25 февраля. 3. Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 декабря 1997 г. № С 5-7/ОЗ-859 «Об организации работы по учету и систематизации законодательства с использованием электронных средств информации в арбитражных судах». 4. Классификатор правовых актов. Одобрен Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. № 511 // Российская газета. – 2000. – 21 – 23 марта. Учебная: 1. Венгеров А. Б. Теория государства и права. – М., 2005. – С. 476 – 496. 2. Морозова Л. А. Теория государства и права. – М., 2004. – С. 253 – 269. 3. Теория государства и права / под ред. В. К. Бабаева. – М., 2006. Дополнительная: Учебная: 4. Головистикова А. Н., Дмитриев Ю. А. Теория государства и права. – М., 2004. – С. 457 – 469. 5. Иванов А. А. Теория государства и права. – М., 2005. – С. 136 – 146. 6. Кожевников С. Н. Общая теория права: курс лекций. Т. 2. – Н. Новгород, 2010. – С. 91 – 100. 7. Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права. – М., 2004. – С. 288 – 294. 8. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. – М., 2002. – С. 297 – 302. 9. Общая теория права. Академический курс в 3-х томах / отв. ред. М. Н. Марченко. Т. 2. – М., 2002. – С. 254 – 270. 10. Оксамытный В. В. Теория государства и права. – М., 2004. – С. 373 – 389. 11. Радько Т. Н. Теория государства и права. – М., 2004. – С. 294 – 307. 12. Смоленский М. Б. Теория государства и права. – Ростов-на-Дону, 2005. – С. 145 – 149. 13. Сырых В. М. Теория государства и права. – М., 2005. – С. 221 – 235. 14. Теория государства и права / под ред. А. С. Пиголкина. – М., 2003. – С. 276 – 289. 15. Чашин А. Н. Теория государства и права. – М., 2008. – С. 457 – 525. Научная: 16. Анахасян Р. Л. Соотношение и взаимосвязь инкорпорации с другими формами систематизации законодательства // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2009. – № 1. – С. 55 – 58. 17. Баранов В. М. Систематизация и кодификация нормативно-правовых актов. – Н. Новгород, 1998. 18. Егоров Г. Г. Роль справочных правовых компьютерных систем в систематизации российского законодательства: дисс. … канд. юрид. наук. – Волгоград, 2007. 19. Казаков Д. А. Систематизация российского законодательства на основе использования современных информационных технологий: дисс. канд. юрид. наук. – М., 2007. 20. Казаков Д. А. Учет и инкорпорация законодательства как информационно-правовая деятельность // Право и государство: теория и практика. – 2007. – № 4. – С. 32 – 41. 21. Кашанина Т. В. Юридическая техника. – М., 2011. – С. 334 – 367. 22. Луценко Е. С. Систематизация нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации: дисс. … канд. юрид. наук. – Ростов-на-Дону, 2013. 23. Систематизация законодательства в РФ. – СПб., 2003. 24. Соболевская А. И. Систематизация законодательства в современной России: теоретико-правовой аспект: дисс. … канд. юрид. наук. – СПб., 2008. 25. Чашин А. Н. Кодификация в сфере российского законодательства: теория, история и перспективы: дисс. … канд. юрид. наук. – Магадан, 2012. Тема 15. Правовые отношения Продолжительность семинарского занятия – 4 часа Цель занятия: Студенту надлежит четко уяснить природу правоотношения, осознать диалектическую взаимообусловленность правовых и экономических отношений. Особое внимание нужно обратить на предпосылки возникновения правоотношений, обусловленность правовых отношений нормами права. На базе изучения действующего российского законодательства разобраться в понятии и видах правоспособности, дееспособности, элементах правового статуса. Специальное внимание следует уделить взаимосвязи субъективных прав и юридических обязанностей, проблеме объекта правоотношения, классификации юридических фактов. К семинарским занятиям студентам предлагается подготовить научные сообщения на темы: «Виды правоотношений», «Фактический состав», «Особенности ограничения правоспособности субъекта права». План занятия 1. Понятие и признаки правовых отношений. 2. Виды правоотношений. 3. Объект правоотношения. Монистическая и плюралистическая теории объекта. 4. Понятие и виды субъектов права. Правосубъектность. Правоспособность и дееспособность по действующему законодательству России. 5. Индивид как субъект международного права. Правовой статус личности. 6. Субъективные права и юридические обязанности. 7. Предпосылки возникновения правоотношений. Юридические факты: понятие, виды. Фактический состав. Вопросы для самоконтроля 1. Что такое правоотношение? Каковы его признаки и предпосылки возникновения? 2. Каковы основания деления правоотношения на определенные виды? Назовите виды правоотношений по различным основаниям. 3. Определите понятия относительных и абсолютных правоотношений. 4. Что такое субъект права? Назовите виды субъектов права. 5. В каких случаях субъектом права может выступать государство? 6. Что такое правосубъектность? 7. Определите понятия правоспособности, дееспособности и деликтоспособности. 8. В каких случаях возможно ограничение дееспособности? 9. Что такое правовой статус личности? 10. Что такое объект правоотношений? Назовите основные подходы 11. Определите виды объектов правоотношений с точки зрения плюралистического подхода. 12. Что такое субъективное право и юридическая обязанность? Назовите их существенные признаки. 13. Определите понятие и виды юридических фактов. 14. Что такое действие и событие как юридические факты? Каковы их виды? 15. Дайте понятие и приведите примеры юридических актов и юридических поступков. 16. Что такое фактический состав? Тестовое задание В целях закрепления полученных знаний по данной теме решить в рабочей тетради тестовые задания из учебно-методического пособия Никитин А. В., Тенилова Т. Л. Сборник обучающих и контрольных тестов. – Н. Новгород, 2010. Терминологическое задание Выписать в личный юридический словарь и усвоить определения понятий: «правоотношение», «субъект права», «правоспособность», «дееспособность», «юридическое лицо», «субъективное право», «законный интерес», «юридическая обязанность», «объект правоотношения», «юридический факт», «событие», «действие», «фактический состав», «сложный юридический факт». Практическое задание Задание 1. Изучите приведенные ниже элементы состава правоотношения на примере купли-продажи. По аналогии приведите элементы состава, используя собственные примеры. Состав правоотношения (на примере купли-продажи) Юридический факт: договор купли-продажи. Субъекты – покупатель (имеет право получить вещь; обязан передать деньги); – продавец (обязан передать вещь; имеет право получить деньги). – покупатель (имеет право получить вещь; обязан передать деньги). Объекты правоотношения Вещь, деньги. Юридическое содержание правоотношения – обязанность передать деньги, право получить вещь – покупатель; – обязанность передать вещь, право получить деньги – продавец. Задание 2. 2.1. Изучите нижеприведенную таблицу. По аналогии с ней приведите свои примеры видов правоотношений по различным основаниям.
2.2. Приведите (письменно) примеры правоотношений, в которых вы участвовали на протяжении трех последних дней. К какому виду они относятся? Какие юридические факты стали основанием для их возникновения и что являлось объектом каждого из этих правоотношений? Проблемные вопросы и материалы для обсуждения 1. Может ли ребенок являться субъектом права с момента зачатия? Если да – в каком случае? 2. Является ли субъектом права церковь? 3. В чем состоит специфика правоотношений, в которые вступают сотрудники органов внутренних дел? 4. Правовой статус определяет набор прав для потенциального вступления в правоотношения. Кант определял статус индивида в обществе через его свободу как человека, равенство – как подданного, самостоятельного – как гражданина. Самостоятельность означает возможность отдельного, автономного индивида с его неотъемлемыми правами занять центральное место в общественной жизни, возвыситься над властью и другими социально-политическими институтами общества в целом. По Канту, именно ответственность делает гражданина таковым, причем ее величина не определяет объем его прав. Кроме того, в собственность входит всякое умение, ремесло, наука. Поразмышляйте над этими материалами и ответьте на вопросы: 4.1. Какое место должна занимать в гражданском обществе собственность? 4.2. Каково соотношение понятий «собственность», «независимость» и «правовой статус личности»? 4.3. Что можно сказать о реальном состоянии правового статуса личности в современной России? 4. 4. К чему может привести неправильная юридическая оценка фактов? Последний аспект вопроса, который необходимо Вам осветить, – понятие и классификация юридических фактов. Будучи основаниями возникновения, изменения, прекращения правоотношений, юридические факты играют существенную роль в механизме правового регулирования. Говоря о значении юридических фактов в деятельности юриста, профессор В. Б. Исаков подчеркивает: «Умение работать с фактами, юридико-фактическая культура – необходимый элемент общей правовой культуры правоприменительного органа» (Исаков В. Б. Юридические факты в советском праве. – М., 1984. – С. 9). 5. Следует обратить внимание на то, что в большинстве учебников по теории государства и права превалирует классификация юридических фактов по волевому признаку и редко учитывается такая специфическая категория юридических фактов, как юридические состояния. Например, состояние в браке, состояние в гражданстве, состояние в трудовом договоре: «Юридическими состояниями называют сложные юридические факты, характеризующиеся относительной стабильностью и длительным периодом существования, в течение которого они могут неоднократно (в сочетании с другими фактами) вызывать наступление правовых последствий (указ. соч. – С. 34). Что является критерием выделения юридических фактов-состояний? Рекомендуемая литература Основная Учебная: 1. Венгеров А. Б. Теория государства и права. – М., 2005. – С. 476 – 496. 2. Морозова Л. А. Теория государства и права. – М., 2004. – С. 253 – 269. 3. Теория государства и права / под ред. В. К. Бабаева. – М., 2006. – С. 411 – 428. Дополнительная: Учебная: 1. Абдулаев М. И. Теория государства и права. – СПб., 2003. – С. 185 – 199. 2. Головистикова А. Н., Дмитриев Ю. А. Теория государства и права. – М., 2004. – С. 537 – 557. 3. Иванов А. А. Теория государства и права. – М., 2005. – С. 193 – 203. 4. Кожевников С. Н. Общая теория права: курс лекций. Т. 2. – Н. Новгород, 2010. – С. 126 – 143. 5. Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права. – М., 2004. – С. 345 – 359. 6. Любашиц В. Я., Мордовцев А. Ю., Тимошенко И. В. Теория государства и права. – Ростов-на-Дону, 2002. – С. 376 – 393. 7. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. – М., 2002. – С. 380 – 404. 8. Общая теория права. Академический курс в 3-х томах / отв. ред. М. Н. Марченко. Т. 2. – М., 2002. – С. 436 – 465. 9. Радько Т. Н. Теория государства и права. – М., 2004. – С. 313 – 341. 10. Смоленский М. Б. Теория государства и права. – Ростов-на-Дону, 2005. – С. 171 – 193. 11. Сырых В. М. Теория государства и права. – М., 2005. – С. 308 – 333. 12. Теория государства и права / под ред. А. С. Пиголкина. – М., 2003. – С. 256 – 275. 13. Чашин А. Н. Теория государства и права. – М., 2008. – С. 303 – 320. Научная: 14. Гревцов Ю. И. Проблемы теории правового отношения. – Л., 1981. 15. Гревцов Ю. И. Правовые отношения и осуществление права. – Л., 1987. 16. Горюнова Е. М. Диалектика юридических фактов в системе правых норм. – Белгород, 2002. 17. Исаков В. Б. Юридические факты в российском праве. – М., 1998. 18. Костюкова А. Н. Юридические факты в муниципальном праве // Журнал российского права. – 2002. – № 9. 19. Курцев Н. П., Горюнова Е. Н. Правовая природа юридических фактов // Юрист. – 2003. – № 10. 20. Лаптев П. А. О правосубъектности индивида в свете международно-правовой защиты прав человека // Журнал российского права. – 1999. – № 2. 21. Липинский Д. А. Принципы и правоотношения юридической ответственности. – М., 2003. 22. Никифоров А. С. Юридическое лицо как субъект преступления // Государство и право. – 2000. – №8. 23. Нечаева А. М. О правоспособности и дееспособности физических лиц // Государство и право. – 2001. – № 2. 24. Парфёнов А. В. Правовое состояние: учебное пособие. – Н. Новгород, 2002. 25. Халфина Р. О. Общее учение о правоотношении. – М., 1974. 26. Якимов А. Ю. Статус субъекта права (теоретические вопросы) // Государство и право. – 2003. – № 4. По проблемным вопросам: 27. Абдулаев М. И., Комаров С. А. Проблемы теории государства и права. – СПб., 2003. – С. 372– 387. 28. Проблемы теории государства и права / под ред. М. Н.Марченко. – М., 2008. – С. 635 – 659. 29. Проблемы теории государства и права / под ред. В. С. Нерсесянца. – М., 2004. – С. 365 – 383. 30. Проблемы теории государства и права / под ред. В. М. Сырых. – М., 2008. – С. 411 – 446.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 572; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.70.79 (0.015 с.) |