ТОП 10:

Принципы и общие правила проведения систематизации.



Систематизация правовых актов — это деятельность, направлен­ная на их упорядочение и приведение действующих юридических документов в единую, согласованную систему.

Объекты систематизации

Систематизируют­ся не 'I ол ько нормативные, но и правоприменительные, а также интер­претационные акты (например, акты судов высших инстанций, а так­же акты Генерального прокурора, издаваемые в основном в виде сборников). Этот перечень можно дополнить правореализационными документами. Их систематизация не носит публичный характер, а производится внутри организаций, которые имеют дело с индивиду­альными актами, связанными с их деятельностью. Так, на каждом предприятии ведутся сброшюрованные подшивки приказов по лич­ному составу, в договорных отделах систематизируются заключен­ные организацией договоры и т.п. Одним словом, систематизаторская работа проводится в отношении практически всех юридических доку­ментов, и это является залогом эффективной работы организации.

Субъекты систематизации

Субъекты систематизации можно разделить на две группы: частные лица (граждане, организации), которые проводят правосистематизаторскую работу по собственной инициативе. Ее ре­зультатом обычно является издание сборников. Такую систематиза­цию еще называют неофициальной. Этими сборниками можно и нуж­но пользоваться, однако ссылаться при решении юридических дел нельзя; компетентные органы. Их компетенция на проведение система­тизации (которую еще называют официальной) устанавливается ка­ким-либо правовым (нормативным или индивидуальным) актом. Та­кими органами являются, например, Государственная Дума. Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд и др.

Общие правила проведения систематизации

Их можно обрисовать лишь в самом общем виде, поскольку они трансформируются в зависимости оттого, какой вид систематизации проводится. Непреложным принципом является последовательность их выполнения. Общие правила проведения работы по систематиза­ции таковы: составление плана систематизации; составление перечня правовых актов, которые необходимо сис­тематизировать; сбор этих правовых актов; изъятие актов устаревших; критериев систематизации; размещение материала по рубрикам.

Причины систематизации

К объективным причинам относятся: двухуровневая система законодательства, осложняющаяся на­личием совместной компетенции федерального центра и субъектов Федерации; нестабильность в государстве, следствием которой является постоянное изменение законодательства; многочисленность правотворческих субъектов (отсюда неред­кими являются коллизии между нормативными актами, ими издавае­мыми); пробельность, содержащаяся в нормативных актах и необходи­мость ее устранения; накопление большого количества нормативных актов в процес­се преобразований, происходящих в государстве; формирование новых отраслей законодательства; 7) обеспечение удобства пользования нормативными актами. Субъективные причины: противоречивость нормативных актов разных уровней, а по­рой и противоречивость, содержащаяся внутри одного нормативно­го акта; декларативность актов и невозможность ими реально пользоваться; несовершенство нормативных актов, а потому низкая их эф­фективность; засоренность нормативного массива недействующими или дуб­лирующими предписаниями; перекосы в соотношении законов и подзаконных актов и т.д.

Принципы:

Под принципами принято понимать фундаментальные, или осно­вополагающие, идеи, которые движут субъектами права, выполняю­щими ту или иную юридическую работу. Принципы систематизации — это обязательные требования, реа­лизация которых позволит субъектам систематизации достичь по­ставленного результата по приведению системы правовых актов в сбалансированную и пригодную для использования систему: плановость (установление этапов проведения систематизации, сроков, конкретных исполнителей и др.); стремление к минимальному количеству нормативных актов; полпота (речь идет не только об исчерпывающем сборе актов, но и о ревизии их по всем основаниям); целесообразность (ревизию актов стоит проводить лишь тогда, когда есть опасность снижения эффекта от использования правовых актов); оперативность (поскольку право — это динамичная система, приведение ее в рабочее состояние должно быть быстрым, ибо после­дующие ее изменения только осложнят работу); непрерывность (достижение гармонии правовых актов — явле­ние временное, динамизм правовой системы не предполагает приос­тановку этой работы); экономичность (работа по систематизации относится к числу высокоинтеллектуальных, поэтому повышение ее производительно­сти, а также возможное снижение издержек может ее удешевить); доступность (поскольку юридические документы затрагивают интересы людей, следует думать о том, как расширить и сделать дос­таточно легким пользование ими); демократичность (имеется в виду выявление общественного мнения относительно того, какая форма систематизации будет более подходящей); гласность (процесс и результаты работы по систематизации по­лезно делать достоянием общественности, поскольку правовые акты затрагивают их интересы); профессионализм (желательно, чтобы систематизаторской ра­ботой занимались знатоки этого дела); научность (привлечение разработок ученых в области система­тизации позволит использовать не только освоенный, но и зарубеж­ный опыт, а также новые прогрессивные идеи).

 

 

Кодификация и правила её проведения.

Понятие кодификации

Кодификация — самый интеллектуально трудный вид системати­зации. Не случайно создание кодекса занимает довольно длительный временной период и требует объединения усилий множества высоко­квалифицированных специалистов. Кодификацияэто упорядочение нормативного массивапутем коренной переработки содержанияимеющихся в определенной сфере правового регулирования нормативных актов и созданияна их основе единого юридически и логически цельного нормативного акта.

Особенности кодификации

Кодификация существенно отличается от других видов система­тизации. Рассмотрим ее признаки: целью кодификации является создание единого и согласован­ного нормативного акта; кодекс - Это фундаментальный нормативный акт, посредством которого систематизируются отношения всей отрасли права. При этом он закрепляет основы правового регулирования той или иной сферы общественных отношений, а потому не отменяет существова­ние других видов нормативных актов, более того — предполагает их необходимость; цельность кодексу придает не только однородность регулируе­мых им общественных отношений (его предмет), но и специфический метод их регулирования, а также закрепленные в нем принципы от­расли права; кодификация осуществляется периодически в зависимости от накопленного нормативного материала и объективной необходимо­сти его всесторонней переработки; при кодификации приходится иметь дело с правовыми предпи­саниями, нормами права, институтами права. Именно они являются ее предметом; собранные правовые предписания перерабатываются основа­тельно, т.е. они могут быть изменены, дополнены, преобразованы. На их основе или только с их учетом могут быть созданы новые право­вые предписания; все правовые предписания, намеченные для включения в ко­декс, требуется увязать и расположить по заранее разработанной ло­гической схеме: 8) кодификация имеет определенные ограничения, которые должны быть приняты во внимание: а) время существования отрасли, института, ставших объектами кодификации (лишь «старые» отрасли, накопившие значительный нормативный массив, могут быть кодифицированы); б) скорость изменения общественных отношений, регулируемых нормативными актами, составляющими объект кодификации (быстро изменяемые жизненные ситуации, например пенсионные, вряд ли могут быть кодифицированы); 9) результаты кодификации всегда носят официальный характер. Только законодательный орган (Федерации или ее субъекта), по статусу самый компетентный в области правотворчества государственный орган, может дать жизнь кодексу и принять его в качестве закона; кодифицированный акт является обязательным для всех его адресатов; кодифицированные законы хотя и считаются по юридической силе равноправными с законами некодифицированными, но такой подход противоречит одному из основных правил юридической тех­ники: специальный закон имеет преимущество перед законом общим. Кодекс не всегда детализированно регулирует общественные отноше­ния. И если по этой причине приходится издавать закон более деталь­ный и специализированный, нет никаких оснований делать кодифи­цированному акту преференции.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.25.104 (0.004 с.)