ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разработка концепции законопроекта



Концепция законопроекта, как правило, составляется специально подобранной для этой цели группой и предназначена для законодате­лей. Вот почему ее важно грамотно сформулировать в письменном виде и оформить в виде документа под названием «Концепция закона (далее идет его примерное название)». Концепция должна отражать: предмет правового регулирования; цели закона; доказательства выбранного подхода решения вопроса; соотношение законопроекта с другими нормативными актами; структуру закона; механизм реализации; возможные последствия его принятия; его стоимость.

Составление проекта закона

Если концепция закона одобрена органом, принявшим решение о принятии закона, для разработки законопроекта создается группа разработчиков. Ее задача — превратить концепцию в текст закона. специалисты-«предметники», хорошо владеющие знаниями и опытом в конкретной сфере деятельности, которая является предме­том правового регулирования; специалисты в области права.

Проведение экспертизы

Экспертиза призвана дать оценку законопроекта по многим пара­метрам: соответствия общепризнанным нормам и принципам междуна­родного права, Конституции и другим законам; соответствия всем правилам правотворческой техники (содер­жательным, логическим, структурным, языковым, реквизитным). В конце проделанной работы составляются сопроводительные документы: пояснительная записка; перечень актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению и принятию в связи с вступлением в силу данного закона; финансово-экономическое обоснование (если предполагаются материальные затраты); заключение Правительства.

Внесение законопроекта (стадия законодательной инициативы)

Составить свой законопроект и предложить его законодательно­му органу может любое лицо. Но парламент не обязан принять его к рассмотрению. Он должен рассматривать только проекты, внесенные органами, которые по Конституции пользуются правом законода­тельной инициативы. Это право не означает, что парламент непре­менно должен принять положительное решение, он лишь обязан вы­разить свое отношение к проекту (отклонить или принять его за осно­ву и направить на доработку). Конституция (ст. 104) предоставляет право законодательной инициативы наиболее информированным и компетентным в решении социальных вопросов органам и должност­ным лицам. Круг их небольшой: Президент;Совет Федерации;члены Совета Федерации;депутаты Государственной Думы;Правительство;парламенты субъектов Федерации;суды высших инстанций (Конституционный, Верховный, Выс­ший Арбитражный) но вопросам их ведения.Таким образом, Конституция различает две группы субъектов права законодательной инициативы: субъекты, чье право законодательной инициативы не связано какими-либо рамками; субъекты, которые пользуются правом законодательной ини­циативы лишь по вопросам их ведения. Субъект законодательной инициативы направляет законопроект и сопроводительные документы Председателю Государственной Ду­мы. Законопроект считается внесенным со дня его регистрации. И лишь после того как этот законопроект по поручению Предсе­дателя Государственной Думы проанализируют фракции и ответст­венный комитет на предмет соответствия его требованиям Конститу­ции и Регламента Государственной Думы, за­конопроект включается в план законопроектных работ.

Рассмотрение проекта в комитетах и комиссиях парламента

Законопроект, подлежащий рассмотрению Государственной Ду­мой, направляется ее Советом в соответствующий комитет нижней палаты, который назначается ответственным по законопроекту. Одновременно законопроект направляется в комитеты, комиссии и депутатские объединения; Президенту, в Совет Федерации, в Правительство, а также в Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд по вопросам их ведения для подготовки и представления отзы­вов, предложений и замечаний. При направлении законопроекта в несколько комитетов Совет Государственной Думы определяет из числа этих комитетов ответст­венный по законопроекту комитет. Подготовку законопроекта в первом чтении осуществляет ответ­ственный комитет. Для этой цели создается рабочая группа, в кото­рую включаются депутаты, представители субъекта законодательной инициативы, органов государственной власти, общественных объе­динений, научных учреждений, эксперты и специалисты. Если зако­нопроект затрагивает несколько комитетов, может быть создана со­вместная рабочая группа. Не бездействует и Аппарат Государствен­ной Думы: его Правовое управление готовит заключение после проведенной им правовой и лингвистической экспертиз. И лишь после этого законопроект направляется в Совет Государ­ственной Думы для вынесения его на пленарное заседание.

Обсуждение концепции законопроекта

Обсуждение концепции считается первым чтением законопро­екта. Оно проходит по следующей схеме: доклад инициатора законопроекта;содоклад ответственного комитета Государственной Думы;предложения и замечания фракций и депутатских групп;выступление депутатов;свое мнение высказывают полномочные представители Прези­дента и Правительства;слово могут попросить представители законодательных (пред­ставительных) органов субъектов Федерации;могут выступить другие лица, приглашенные для участия в об­суждении. По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Госу­дарственная Дума может: принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных предложений и замечаний;принять закон;отклонить законопроект. Отклоненный законопроект дальней­шему рассмотрению не подлежит и возвращается субъекту права за­конодательной инициативы.

Рассмотрение поправок к законопроекту

Рассмотрение поправок — второе чтение законопроекта. Принять концепцию закона, его идеи мало. Поскольку им будут пользоваться миллионы людей, причем разного интеллектуального уровня, надо выверить каждую его статью. Это и делают депутаты, внося в них по­правки. В зависимости от объема и характера законопроекта их коли­чество порой исчисляется несколькими сотнями. Поправки в законо­проект вправе вносить не только депутаты, но и все субъекты, имею­щие право законодательной инициативы. Ответственный комитет изучает и обобщает поправки. Вместе с законопроектом, подготовленным ко второму чтению, комитет пред­ставляет таблицу поправок, рекомендованных им к отклонению, и таблицу одобренных им поправок. Правовое управление Аппарата Государственной Думы осуществляет постатейную правовую и лин­гвистическую экспертизу законопроекта и подготавливает заклю­чение. Порядок проведения второго чтения таков: с докладом выступает представитель ответственного комитета; свое мнение высказывает полномочный представитель Прези­дента в Государственной Думе; заслушивается полномочный представитель Правительства в Государственной Думе; заслушивается представитель инициатора законопроекта; высказывают возражения представители фракций, депутат­ских групп или депутатов; докладчик отвечает на возражения; проводится голосование об одобрении или отклонении попра­вок. По окончании согласования по поправкам председательствую­щий ставит на голосование предложение о принятии законопроекта во втором чтении. Если по итогам голосования такое предложение не набрало необходимого числа голосов, законопроект возвращается на доработку в ответственный комитет.

Принятие закона

Совет Государственной Думы назначает третье чтение законопро­екта для голосования, чтобы принять его в качестве закона. Здесь уже не допускаются внесение в него поправок и возвращение к его обсуж­дению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам. Федеральный закон принимается Государственной Думой боль­шинством голосов от общего числа депутатов палаты. Федеральный конституционный закон считается одобренным, если за его одобре­ние проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.147.211 (0.004 с.)