ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структурные единицы текста. Правила расположения структурных единиц.



Текст нормативного акта редко сводится к одному или нескольким простым нормативным положениям. Обычно он состоит из множества правовых предписаний, которые к тому же специализируются на регулировании того ли иного фрагмента общественных отношений. Вместе с тем текст нормативного акта — это целостное единство. Его деление на отдельные фрагменты не исключено, однако они должны рассматриваться не как нечто полностью самостоятельное, а как части целого, как составные подразделения нормативного акта. 1. Часть — самое крупное подразделение нормативного акта. Обычно деление на части используется при формировании ведущих отраслевых нормативных актов (как правило, кодексов), причем не любых, а основополагающих или «старых» отраслей права. Для группировки нормативного материала на части могут быть использованы различные критерии: а) функциональный критерий годится для отраслей права, имеющих очень длительную историю существования. Функциональный критерий предполагает объединение нормативных предписаний по роли, которую они играют в правовом регулировании отрасли права (регулирование субъектов, объектов и других элементов правоотношений). Как правило, выделяется в таком случае общая часть, позволяющая сконцентрировать в одном месте текста нормативного акта общие нормативные предписания, избежать повторений, сформулировать принципы отрасли права и др. В особенной части концентрируется весь остальной нормативный материал. Не обязательно для обозначения частей кодексов, построенных но этой схеме, использовать термины «общая» и «особенная» части. Иногда законодатель просто нумерует их: первая, вторая и т.д. (как это сделано в Налоговом и Гражданском кодеках). б) предметный критерий. Здесь нормативный материал располагается по кругу вопросов, которым посвящается та или иная часть кодекса. Как правило, они разные, но связаны друг с другом. Данная схема деления нормативного акта применяется для оформления сравнительно молодых отраслей права, и тем не менее уже накопивших значительный объем нормативного материала. Такая схема деления на части используется в Трудовом кодексе. Вот содержание ее частей: часть первая - Общие положения (очень небольшая по объему, более похожая на главу), часть вторая -Социальное партнерство, часть третья - Трудовой договор, часть четвертая - Особенности регулирования труда отдельных категорий работников, часть пятая - Защита трудовых прав и тд. в) смешанный критерий предполагает выделение в нормативном акте одних частей по функциональному критерию, а других — по предметному. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях четко делит материально-правовые нормы на части Общую и Особенную. Но далее идут нормы процессуального права, объединенные в разделы, посвященные отдельным вопросам (органы, уполномоченные рассматривать административные правонарушения, производство по делам об административных правонарушениях, исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях). Правильнее было бы их объединить в отдельную часть, назвав ее процессуальной. Однако законодатель этого не сделал и оставил эти разделы к качестве самостоятельных.

2. Раздел. Эта структурная единица в кодексах может не встречаться. Но если встречается, то вполне может использоваться для выделения подотрасли (или группы институтов). Подотрасль права — это совокупность правовых норм, регулирующих область общественных отношений. В Гражданском кодексе на статус подотрасли вполне могут претендовать договорное право, обязательства из причинения вреда, наследственное право, право интеллектуальной собственности. Бывают случаи, когда в кодексе части отсутствуют (например, Жилищный кодекс). Тогда при делении нормативного материала каркасом становятся разделы. Это имеет мест в отраслях, не отличающихся «солидным возрастом» и не имеющих большого нормативного массива

3. Глава. Назначение данной структурной единицы состоит в том, чтобы оформлять правовой институт или субинститут. Институт права — это обособленный комплекс правовых предписаний, обеспечивающий цельное, относительно законченное регулирование определенной группы родственных общественных отношений'. Институт права регулирует вид общественных отношений. Главы Семейного кодекса, составляющие раздел II (условно называемый «Брачное право»), содержат такие институты, как институт заключения брака, институт его прекращения, институт признания брака недействительным. Субинститут — это совокупность правовых норм, регулирующих разновидность общественных отношений. В УПК РФ институт возбуждения уголовного дела делится на два субинститута — поводы и основания возбуждения уголовного дела (глава 19) и порядок возбуждения уголовного дела (глава 20).

4. Статья — основная структурная единица текста нормативного акта, поскольку именно она является носителем правовой информации. В принципе, можно предположить, что в статье должна содержаться юридическая норма, т.е. правило поведения, регулирующее то или иное общественное отношение. Однако на самом деле очень редко удается в статье обнаружить норму права в целостном выражении. Стало правилом посвящать статью отдельному фрагменту общественного отношения. Законодатель, руководствуясь принципом законодательной экономии, дробит большинство норм права на отдельные фрагменты (правовые предписания). Статья содержит один или несколько фрагментов правовых норм или нормативных предписаний, посвященных отдельным вопросам. Статьи номеруются, и им присваивается название.

5. Параграф — довольно редко используемая структурная единица текста нормативного акта. В основном она встречается в подзаконных актах, как правило ведомственных. Параграф применяют для группировки немногочисленных пунктов ведомственных актов. Действительно, использовать для этой цели раздел вряд ли справедливо, поскольку с помощью разделов разграничиваются правовые институты, а то и подотрасли. Главы как структурные единицы прочно ассоциируются с правовыми институтами или субинститутами. Статья в этом случае тоже не подойдет. Вот и получается, что в маленьких нормативных актах лучше параграфа для группировки небольшого количества правовых предписаний не найти.

6. Пункт. В законах эта структурная единица является вторичной по сравнению со статьей. Она может быть, но может и отсутствовать, и тогда статья представляет собой целостный, а не дифференцированный текст.

7. Подпункт.Эту структурную единицу редкой тоже не назовешь. В большей мере она используются в подзаконных актах для градации текста больших пунктов. Как правило, подпункты не нумеруются, но начинаются с заглавной буквы.

8. Абзац. В отличие от подпункта текст абзаца начинается с прописной буквы. Это говорит о том, что нормативное предписание, сформулированное в абзаце, является органичной или неразрывной частью текста пункта и самостоятельно существовать не может. Абзац служит показателем перехода от одной мысли к другой

9. Примечания. Примечание — часть нормативного акта, которая представляет государственно-властное установление, предназначенное для специального текстового или символического подчеркивания/носящее сопроводительный характер. Примечания обладают следующими особенностями: ? это государственно-властное установление (повеление), следовательно, оно имеет обязательный характер;? носит сопроводительный характер; ? обладает такой же юридической силой, что и сопровождаемая им норма; ? существует для акцентирования внимания на определенном фрагменте сопровождаемой нормы; ? в тексте нормативного акта автономизируется и для этой цели имеет особое обозначение словом «Примечание», к тому же помеченное цифрами, звездочками и т.п. По структуре примечания могут быть разными, что дает возможность их классифицировать на простые и сложные. Содержание примечаний может быть самым разнообразным. Вот примерный круг вопросов, которые могут находить отражение в примечании: ? изложение специальных норм;? наличие дефиниций;? указание на принципы права; ? определение круга лиц, на которых распространяется норма права;? определение пределов действия нормы;? наличие стоимостных критериев;? уточнение оценочных понятий;? определение сроков;? установление правовых режимов;? регулирование вопросов о компетенции;? уточнение структуры субъектов правоотношения;? определение процессуальных моментов и т.д. Примечания позволяют конкретизировано изложить тот или иной фрагмент правовой нормы. Максимально это достигается, когда примечание содержит конкретный пример. Примечание позволяет дополнить норму права, акцентируя внимание адресата на той или иной стороне устанавливаемого нормой права поведения. С помощью примечаний устанавливаются связи между общими и специальными нормами.

10. Заключительные положения. Вот перечень возможных вопросов заключительной части, кото­рый впечатляет внушительностью, но еще более своей непредсказуе­мостью: о вступлении закона в силу; о приведении законодательства в соответствие с законом; о внесении изменений в действующие законодательные акты; о признании нормативных актов утратившими силу; о распространении действия норм закона на тех или иных субъ­ектов; ) об обратной силе законов; о полномочиях субъектов правоотношений; об ответственности за нарушение норм закона; об обжаловании действий субъектов правоотношений; о порядке рассмотрения споров; о сроках исковой давности; об освобождении от уплаты тех или иных сборов; о символах государственной власти; о мерах по реализации закона; вопросы регистрации и перерегистрации субъектов правоотношений; вопросы финансирования исполнительных структур и др. Итак, применительно к заключительной части нормативного акта может быть установлено следующее правило: в нее могут помещаться положения, направленные на поддержание баланса в правовой системе.

11. Приложения. Это вовсе не обязательная структурная единица нормативного акта. Ее скорее можно назвать редкостной. В приложении, как правило, содержатся рисунки, таблицы, схемы, иллюстрирующие нормативные предписания нормативного акта и облегчающие понимание смысла его статей.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.107.166 (0.009 с.)