ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Презумпция (принцип) компетентности корпорации на регулирование любых корпоративных вопросов путем создания корпоративных нормативных актов.



Принцип иерархии корпоративных нормативных актов относится к принципам, пронизывающим всю социальную материю. В сфере корпоративного правового регулирования иерархия устанавливается по двум критериям: а) по предмету регулирования. Здесь преимущество по сравнению с другими корпоративными актами всегда имеет основной корпоративный нормативный акт: устав корпорации. Главенство устава вытекает из того, что в нем упорядочиваются принципиальные вопросы жизни корпорации и то, как они урегулированы, должно приниматься за аксиому и незыблемую основу при последующем решении более детальных вопросов деятельности корпораций в других корпоративных актах; б) по субъекту правотворчества. Преимущество устава перед всеми другими корпоративными актами обусловлено тем, что он принимается самым авторитетным субъектом корпоративного правотворчества — общим собранием участников корпорации, как говорится совокупным умом заинтересованных в успешной работе корпорации людей, принявших на себя материальный риск, пусть и в пределах определенной доли. При расхождении между уставом и иными корпоративными актами, без сомнения, преимущество должно отдаваться первому документ. Иерархия среди остальных корпоративных актов определяется в основном по субъекту правотворчества: акты прямого волеизъявления имеют большую юридическую силу, чем акты, принятые представительными органами управления корпорации, и корпоративные акты, принятые в порядке единоначалия.

Принцип неотвратимости юридической ответственности. Общепризнанно, что в корпоративных актах немного императивных, жестких норм. Запрещается вводить в какой-либо корпоративный акт правила, предусматривающие освобождение любого должностного лица или наемного работника от ответственности за допущенную небрежность, нарушение или неисполнение возложенных на них обязанностей, злоупотребление доверием. Важно, чтобы разноплановые интересы гармонично сочетались. В противном случае корпорация может «взорваться» или рассыпаться: либо наемные работники, недовольные своей низкой зарплатой, будут работать спустя рукава, а то и устроят забастовку, либо менеджеры не будут стремиться к достижению нужного эффекта в работе корпорации, и, конечно, начнут падать в цене акции. Третьи лица не должны принудительно исполнять положения, включенные в корпоративные акты — их статус не позволяет влиять на принятие корпоративных правил. Нет у них также возможности изменить положения корпоративных актов, с которыми они не согласны. Корпоративные акты не должны нарушать чьи-либо права, в противном случае корпорация должна возместить причиненные убытки.

Принцип отсутствия обратной силы у корпоративных нормативных актов, ухудшающих правовое положение участников корпорации. Корпорация может изменить любой свой корпоративный нормативный акт, если в том обнаружится необходимость.

Принцип запрета вносить изменения в корпоративные нормативные акты, если они совершены недобросовестно или не в интересах корпорации как целостного объединения. Корпоративные нормативные акты (или изменения, в них вносимые) автоматически не отменяют индивидуальные корпоративные акты, в частности условия ранее заключенных трудовых контрактов. Этот принцип направлен на реализацию такой универсальной ценности человеческого общества, как стабильность. Никто, даже суд, не может вносить изменения в корпоративный нормативный акт, обнаруживший свою дефектность, кроме как орган управления корпорации, его принявший. Дефектными корпоративные нормативные акты могут быть по многим причинам:? несоответствие законодательству;? внутренняя противоречивость корпоративных актов; ? внешняя противоречивость, т.е. противоречивость корпоративных актов между собой; ? несоответствие содержания корпоративного нормативного акта принципу добросовестности; ? нарушение принципа соответствия положений корпоративных актов интересам корпорации в целом и др. Во всех этих случаях действует правило: орган, принявший дефектный корпоративный нормативный акт, должен сам устранить его дефекты. Если это по каким-либо причинам не сделано, заинтересованные лица могут обратиться в суд за отменой дефектного корпоративного нормативного акта в целом либо отдельных его положений. Суд в этом случае издает решение о признании тех или иных положений корпоративного нормативного акта недействительными. Если в связи с действием оспариваемого корпоративного нормативного акта кому-либо причинены убытки, суд одновременно возлагает обязанность на ответчика их возместить.

 

36. Планирование правотворческой деятельности. Значение планирования. Виды планов (перспективные, среднесрочные, краткосрочные).

Значение планирования

Важным правилом правотворческой юридической техники явля­ется планирование правотворческой работы, поскольку она имеет це­ленаправленный характер. Планы в подготовке и принятии норма­тивных актов помогают построить правотворческую деятельность наиболее рационально, избежать поспешности, несогласованности, дублирования. Значимость планирования заставила некоторых ученых прийти к мнению, что оно является самостоятельной и необходимой стадией законодательной работы'. Планировать правотворческую работу можно на разный срок.

Перспективное планирование -Планирование на длительный срок (более года) не предполагает проработку всех конкретных пунктов (название нормативных актов, разработчиков и т.п.), а носит примерный характер (например, разра­ботать и принять законы, упорядочивающие миграционную полити­ку). Одним словом, в перспективных планах указываются лишь на­правления правотворческой работы. Такие планы не носят обязательный характер и, возможно, поэто­му часто нарушаются. Этот вид планирования еще называют про­граммным, а такие планы — программами.

Среднесрочное планирование -Речь идет об определении правотворческой работы на год и менее. Здесь уже можно не только назвать направления этой работы, но и оп­ределять конкретные нормативные акты, готовящиеся к принятию. Чтобы план не стал блефом, уместно указать и ответственных лиц, структурные подразделения правотворческого органа за выполне­ние тех или иных пунктов плана проектных работ. С выполнением среднесрочных планов также встречаются труд­ности как объективного, так и субъективного порядка. Если резко из­менилась обстановка в стране и в связи с этим срочно требуется нор­мативное урегулирование того или иного вопроса, такая ситуация скорее будет носить объективный характер.

Краткосрочное планирование -Срок таких планов может быть различным. Все зависит от того, как интенсивно правотворческий орган ведет работу по принятию нормативных актов. Так, если Государственная Дума ежедневно за­нята законодательной работой, то составление плана на неделю здесь Вполне уместно. Однако, допустим, Правительство — это исполни­тельный орган, и главной его задачей является исполнение законов, а также обеспечение управления страной. Издание постановлений лишь способствует ее достижению. Следовательно, планирование правотворческой работы на месяц будет относиться к краткосрочным планам. С выполнением краткосрочных планов дело обстоит гораздо лучше. Хотя срывы возможны и здесь, но для этого, как правило, нужны веские причины.

 

37. Концепция нормативного акта: понятие и признаки, её элементы (структура).

Концепция нормативного акта — это сравнительно новое понятие в юридической науке. Обычно его употребляют применительно к за­конопроекту. Если кратко, концепция законопроекта — это его замысел, основ­ная идея. И ее надо отчетливо представлять и сформулировать перед тем, как приступить к разработке текста нормативного акта.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.66.86 (0.005 с.)