Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Компьютеризация работы по систематизацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Перечисленные выше способы систематизации уже давно стали анахронизмом. Практически во всех странах осуществился тотальный переход на компьютеризированный учет правовых актов. Автоматизированные информационно-поисковые системы (АИПС) правовой информации существуют и в России при каждом федеральном органе государственной власти. Вместе с тем широкое распространение получили частные справочные поисковые системы (СПС), например «Консультант- Плюс», «Гарант» и др. СПС — это не просто электронная картотека правовых актов, но и электронная разновидность инкорпорации, причем носящая общеправовой характер. Привлекательность СПС обусловлена следующими особенностями: 1) СПС позволяют получить максимально исчерпывающую информацию по интересующей правовой проблематике; 2) помимо баз данных нормативных документов многие СПС включают дополнительно базы поддержки законодательства, например судебную и арбитражную практику, консультации, обзоры, словари, электронные версии печатных изданий и др.; СПС — это сложный интеллектуальный продукт. Она не просто представляет собой хранилище правовых актов, но и содержит аналитические материалы к ним, сосредоточенные под рубрикой «Комментарии законодательства». Материалы, подготовленные юристами, подробно разъясняют, как понимать ту или иную норму права, и значительно облегчают работу с правовыми документами, содержащими противоречивые формулировки. Таким образом, юридическая наука напрямую подключается к работе по облегчению и повышению эффективности использования информации, связанной с законодательством; 3) базы данных СПС постоянно пополняются и изменяются, правовые акты даются в новой редакции, но СПС предоставляет возможность проследить и предыдущий путь того или иного акта; 4) СПС помогает проследить взаимосвязи между документами в информационном банке; 5) ответ на интересующий вопрос можно получить разными мето- дами: по реквизитам; по ключевым словам; контекстный поиск; по тематическому рубрикатору; 6) СПС обеспечивает быстрый поиск информации, даже если нет полной информации о правовом акте. Составление тематической подборки — еще одно преимущество СПС. СПС дает возможность каждому создать свою пользовательскую базу данных, предусматривает вывод текста необходимого документа на печать или в текстовый файл. С развитием Интернета появилась возможность работать с правовой информацией в оперативном режиме. Некоторые СПС обеспечивают бесплатный доступ к своим базам данных.
Понятие толкования, его структура, объективные и субъективные причины толкования. Научные подходы к пониманию толкования Толкование — это деятельность по установлению содержания правовых норм для их практической реализации. В юридической науке существует три подхода к пониманию толкования. Первый основан на толковании буквы закона (статический подход). Речь идет о толковании, которое отталкивается от самого текста закона. Толкователь при этом руководствуется следующим правилом: все право вмещается в писаный закон; задача юриста состоит в том, чтобы извлечь его оттуда, следуя за волей законодателя. Другими словами, при толковании надо путем логического анализа тщательно, постатейно исследовать только сам текст закона. Возможно, при этом придется поднять опубликованные в момент подготовки закона работы, материалы парламентских дебатов. То есть здесь просматривается фетишизм закона, что ведет к потере правом динамизма. Второй подход предполагает толкование на основании духа закона (динамический подход). Он обязывает толкователя учитывать социальные явления, появившиеся позднее принятия закона. Цель такого социологического подхода — удовлетворение общественных потребностей. Третий подход является комплексным, и основан он на одновременном познании в процессе толкования и буквы, и духа закона. Здесь не отвергается учет социальных реалий, но все же толкователь должен опираться прежде всего на законы и учитывать дух права в целом. Именно этот подход в настоящее время взят на вооружение практически во всех странах романо-германской семьи права. Структура толкования Толкование — это сложный интеллектуально-волевой процесс, представляющий собой совокупность мыслительных операций. Их группировка позволяет выявить структуру толкования. Одни авторы считают, что толкование состоит из мыслительных операций, направленных на уяснение смысла правовых норм. Другие ученые под толкованием понимают лишь разъяснение содержания норм права. Третья группа в структуру толкования включают уяснение (раскрытие содержания правовых норм, разъяснение их смысла), т.е. объяснение выраженной в нормах права воли субъектов правотворчества. Толкование-уяснение Уяснение смысла правовых норм — главная и обязательная часть толкования. Толкование-уяснение выступает как внутренний мыслительный процесс, поэтому оно, как правило, не имеет внешних форм выражения. Так поступает судья при вынесении решения по делу. Толкование-уяснение может осуществляться чисто в познавательных целях, присущих лицам, обучающимся в юридических вузах. Так поступают и граждане, желающие приобрести определенные юридические знания, с тем чтобы не иметь конфликтов с законом. Иногда толкование ими осуществляется при реализации права (например, при намерении поступить в вуз или на работу). Уяснение связано с: установлением подлинности и достоверности толкуемого нормативного акта; воссозданием структуры нормы права; анализом понятий нормы права; вынесением суждений о норме права; оценкой нормы права или вынесением умозаключения. Толкование-разъяснение Разъяснение — это вторая часть толкования. Она не всегда следует за уяснением. Разъяснение — это изложение смысла нормативного акта, которое стало возможным в результате деятельности по уяснению. Оно адресовано не себе, а другим участникам правоотношения. Его цель: внести дополнительную ясность для себя; озвучить смысл нормы для других заинтересованных лиц или для всеобщего сведения. Необходимость в разъяснении возникает в правоприменительной деятельности, когда исполнительный или правоохранительный орган, рассматривая конкретное юридическое дело, объясняет его участникам смысл нормы права и установленные ею их права и обязанности. В процессе разъяснения результат толкования объективируется либо в устной форме (например, совет, рекомендация, консультация) либо в письменной (например, постановление палаты парламента, Пленума Верховного Суда РФ). Толкование позволяет уточнить норму права по смыслу, объему регулирования, конкретизировать ее цель, время применения. Однако надо иметь в виду, что толкование — это не правотворчество. Новые нормы права в процессе толкования не создаются. Толкование всегда вторично, а норма права первична. Отсюда следует, что толкователь — это человек, обслуживающий, а не творящий право. В лучшем случае он может только исправить право (и то речь идет о толковании норм права судами высших инстанций страны). Причины толкования Объективные причины — это причины, которые нельзя устранить и которые не могут быть поставлены в вину законодателю. Среди них можно назвать следующие: 1) абстрактный характер норм права. 2) усложнение жизни и появление ситуаций, которые приобрели новые признаки, не известные на момент принятия нормы права. 3) уяснение воли законодателя, которая может меняться с течением времени. 4) уяснение связей между нормами права. Дело в том, что нормы права действуют во взаимосвязи. Чтобы понять истинный смысл одной, надо отыскать несколько других, с которыми она связана, поскольку они могут работать только вместе. 5) уяснение любой формы речи, которая имеет определенную автономность от мысли. Нормы права выражаются посредством слов, предложений, формулировок. Для того чтобы понять их смысл и значение, логическую связь между ними, необходимо проделать немалую мыслительную работу. 6) уяснение специальных терминов (оферта, акцепт, невменяемость, вина, неустойка), юридических конструкций (состав преступления, состав правоотношения, состав договора и др.), системы отсылок и т.п. Одним словом, порой необходимо «дешифровать» нормативный текст, который сделан с учетом требований юридической техники. Для этого нужны специальные знания; 7) использование оценочных понятий, имеющих открытое содержание.или, иначе, неточных, неопределенных понятий. Нельзя сказать, что их наличие в законе есть результат недоработки законодателя. Напротив, они являются своего рода амортизаторами в праве и по зволяют учитывать особенности регулируемых жизненных ситуаций. Субъективные причины есть результат упущений субъектов пра вотворчества, и при внимательном отношении к делу создания нормативных актов они вполне могли быть устранены. Их достаточно много: правотворческой техники (содержательных, логических, структурных, языковых); плохая редакция текста нормативного акта; отсутствие предвидения обстоятельств, при которых норма права будет применяться; отсутствие изменений в нормативном акте, когда изменились предполагаемые обстоятельства или появились новые; отсутствие специальных знаний автора нормативного акта, который касается той или иной специальной области; наличие коллизий между нормативными актами, регулирующими один вопрос, и др.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.152.189 (0.01 с.) |