Компьютеризация работы по систематизации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Компьютеризация работы по систематизации



Перечисленные выше способы систематизации уже давно стали анахронизмом. Практически во всех странах осуществился тотальный переход на компьютеризиро­ванный учет правовых актов. Автоматизированные информацион­но-поисковые системы (АИПС) правовой информации существуют и в России при каждом федеральном органе государственной власти.

Вместе с тем широкое распространение получили частные справочные поисковые системы (СПС), например «Консультант- Плюс», «Гарант» и др. СПС — это не просто электронная картотека правовых актов, но и электронная разновидность инкорпорации, причем нося­щая общеправовой характер. Привлекательность СПС обусловлена следующими особенностями: 1) СПС позволяют получить максимально исчерпывающую ин­формацию по интересующей правовой проблематике; 2) помимо баз данных нормативных документов многие СПС включают дополнительно базы поддержки законодательства, например судебную и арбитражную практику, консультации, обзоры, словари, электронные версии печатных изданий и др.; СПС — это сложный интеллектуальный продукт. Она не про­сто представляет собой хранилище правовых актов, но и содержит аналитические материалы к ним, сосредоточенные под рубрикой «Комментарии законодательства». Материалы, подготовленные юри­стами, подробно разъясняют, как понимать ту или иную норму права, и значительно облегчают работу с правовыми документами, содержа­щими противоречивые формулировки. Таким образом, юридическая наука напрямую подключается к работе по облегчению и повышению эффективности использования информации, связанной с законода­тельством; 3) базы данных СПС постоянно пополняются и изменяются, пра­вовые акты даются в новой редакции, но СПС предоставляет возмож­ность проследить и предыдущий путь того или иного акта; 4) СПС помогает проследить взаимосвязи между документами в информационном банке; 5) ответ на интересующий вопрос можно получить разными мето- дами: по реквизитам; по ключевым словам; контекстный поиск; по тематическому рубрикатору; 6) СПС обеспечивает быстрый поиск информации, даже если нет полной информации о правовом акте. Составление тематической подборки — еще одно преимущест­во СПС. СПС дает возможность каждому создать свою пользовательскую базу данных, предусматривает вывод текста необходимого документа на печать или в текстовый файл. С развитием Интернета появилась возможность работать с право­вой информацией в оперативном режиме. Некоторые СПС обеспечи­вают бесплатный доступ к своим базам данных.

 

Понятие толкования, его структура, объективные и субъективные причины толкования.

Научные подходы к пониманию толкования

Толкование — это деятельность по установлению содержания правовых норм для их практической реализации. В юридической науке существует три подхода к пониманию тол­кования. Первый основан на толковании буквы закона (статический под­ход). Речь идет о толковании, которое отталкивается от самого текста закона. Толкователь при этом руководствуется следующим прави­лом: все право вмещается в писаный закон; задача юриста состоит в том, чтобы извлечь его оттуда, следуя за волей законодателя. Другими словами, при толковании надо путем логического анализа тщательно, постатейно исследовать только сам текст закона. Возможно, при этом придется поднять опубликованные в момент подготовки закона рабо­ты, материалы парламентских дебатов. То есть здесь просматривается фетишизм закона, что ведет к потере правом динамизма. Второй подход предполагает толкование на основании духа зако­на (динамический подход). Он обязывает толкователя учитывать со­циальные явления, появившиеся позднее принятия закона. Цель такого социологического подхода — удовлетворение об­щественных потребностей. Третий подход является комплексным, и основан он на одновре­менном познании в процессе толкования и буквы, и духа закона. Здесь не отвергается учет социальных реалий, но все же толкователь должен опираться прежде всего на законы и учитывать дух права в це­лом. Именно этот подход в настоящее время взят на вооружение прак­тически во всех странах романо-германской семьи права.

Структура толкования

Толкование — это сложный интеллектуально-волевой процесс, представляющий собой совокупность мыслительных операций. Их группировка позволяет выявить структуру толкования. Одни авторы считают, что толкование состоит из мыслительных операций, направленных на уяснение смысла правовых норм. Другие ученые под толкованием понимают лишь разъяснение содержания норм права. Третья группа в структуру толкования включают уяснение (раскры­тие содержания правовых норм, разъяснение их смысла), т.е. объясне­ние выраженной в нормах права воли субъектов правотворчества.

Толкование-уяснение

Уяснение смысла правовых норм — главная и обязательная часть толкования. Толкование-уяснение выступает как внутренний мысли­тельный процесс, поэтому оно, как правило, не имеет внешних форм выражения. Так поступает судья при вынесении решения по делу. Толкование-уяснение может осуществляться чисто в познава­тельных целях, присущих лицам, обучающимся в юридических вузах. Так поступают и граждане, желающие приобрести определенные юридические знания, с тем чтобы не иметь конфликтов с законом. Иногда толкование ими осуществляется при реализации права (на­пример, при намерении поступить в вуз или на работу). Уяснение связано с: установлением подлинности и достоверности толкуемого нор­мативного акта; воссозданием структуры нормы права; анализом понятий нормы права; вынесением суждений о норме права; оценкой нормы права или вынесением умозаключения.

Толкование-разъяснение

Разъяснение — это вторая часть толкования. Она не всегда следу­ет за уяснением. Разъяснение — это изложение смысла нормативного акта, которое стало возможным в результате деятельности по уяснению. Оно адре­совано не себе, а другим участникам правоотношения. Его цель: внести дополнительную ясность для себя; озвучить смысл нормы для других заинтересованных лиц или для всеобщего сведения. Необходимость в разъяснении возникает в правоприменительной деятельности, когда исполнительный или правоохранительный ор­ган, рассматривая конкретное юридическое дело, объясняет его уча­стникам смысл нормы права и установленные ею их права и обязан­ности. В процессе разъяснения результат толкования объективируется либо в устной форме (например, совет, рекомендация, консультация) либо в письменной (например, постановление палаты парламента, Пленума Верховного Суда РФ).

Толкование позволяет уточнить норму права по смыслу, объему регулирования, конкретизировать ее цель, время применения. Одна­ко надо иметь в виду, что толкование — это не правотворчество. Но­вые нормы права в процессе толкования не создаются. Толкование всегда вторично, а норма права первична. Отсюда следует, что толко­ватель — это человек, обслуживающий, а не творящий право. В луч­шем случае он может только исправить право (и то речь идет о толко­вании норм права судами высших инстанций страны).

Причины толкования

Объективные причины — это причины, которые нельзя устранить и которые не могут быть поставлены в вину законодателю. Среди них можно назвать следующие: 1) абстрактный характер норм права. 2) усложнение жизни и появление ситуаций, которые приобрели новые признаки, не известные на момент принятия нормы права. 3) уяснение воли законодателя, которая может меняться с течени­ем времени. 4) уяснение связей между нормами права. Дело в том, что нормы права действуют во взаимосвязи. Чтобы понять истинный смысл од­ной, надо отыскать несколько других, с которыми она связана, по­скольку они могут работать только вместе. 5) уяснение любой формы речи, которая имеет определенную автономность от мысли. Нормы права выражаются посредством слов, предложений, формулировок. Для того чтобы понять их смысл и значение, логическую связь между ними, необходимо проделать немалую мыслительную работу. 6) уяснение специальных терминов (оферта, акцепт, невменяе­мость, вина, неустойка), юридических конструкций (состав преступ­ления, состав правоотношения, состав договора и др.), системы отсы­лок и т.п. Одним словом, порой необходимо «дешифровать» норма­тивный текст, который сделан с учетом требований юридической техники. Для этого нужны специальные знания; 7) использование оценочных понятий, имеющих открытое содержание.или, иначе, неточных, неопределенных понятий. Нельзя сказать, что их наличие в законе есть результат недоработки законодателя. Напротив, они являются своего рода амортизаторами в праве и по зволяют учитывать особенности регулируемых жизненных ситуаций.

Субъективные причины есть результат упущений субъектов пра вотворчества, и при внимательном отношении к делу создания нормативных актов они вполне могли быть устранены. Их достаточно много: правотворческой техники (содержательных, логических, структурных, языковых); плохая редакция текста нормативного акта; отсутствие предвидения обстоятельств, при которых норма права будет применяться; отсутствие изменений в нормативном акте, когда изменились предполагаемые обстоятельства или появились новые; отсутствие специальных знаний автора нормативного акта, ко­торый касается той или иной специальной области; наличие коллизий между нормативными актами, регулирую­щими один вопрос, и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.82.79 (0.005 с.)