Оценка оснований заключения договоров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка оснований заключения договоров



Главный вопрос, который должно решить предприятие, — заклю­чать или не заключать договор. Оценка базируется главным образом на анализе производственной и коммерческой ситуации, в которой находится организация. Однако право предприятия выбирать контр­агентов по договору на основе своего усмотрения нельзя абсолютизи­ровать. Если принимается решение об отказе от заключения договора при наличии предварительного договора или договора о намерениях, у организации возникает обязанность аргументировать свой отказ, причем сделать это нужно до того, как предполагаемый контрагент совершит определенные действия, связанные с материальными за­тратами.

Оформление договорных отношений

Заключение договоров может включать в себя следующие этапы:

1) работа над проектами договоров;

2) урегулирование разногласий;

3) конкретизация содержания заключенных договоров;

4) изменение или расторжение договоров.

Проекты договоров, как правило, разрабатываются службой, ответственной за ведение договорной работы. Результаты фиксиру­ются в документах, выполненных в виде проекта договора, протокола разногласий или другой договорной документации. Эти документы подлежат всестороннему рассмотрению службами, отвечающими за участки работы, связанные с техническим, производственным, мате­риальным, финансовым и правовым обеспечением исполнения дого­воров. Традиционная форма проверки соответствия проектов дого­ворной документации интересам предприятия — визирование.

Разработанные проекты договорных документов подлежат рас­смотрению и подписанию руководителем или другими должностны­ми лицами, уполномоченными на заключение договора от имени предприятия.

Информация о договоре (воля сторон) может фиксироваться тра­диционными способами (язык, специальные термины, таблицы для формулирования отдельных договорных условий), а также с помо­щью ЭВМ. Но все же документ до сих пор остается одним из главных носителей договора, ЭВМ применяется гораздо шире при ведении учета исполнения договоров.

. Составленный проект договора передается контрагенту. Во мно­гих случаях содержание договора вызывает возражения контрагента, и тогда требуется применение процедуры разрешения разногласий. Работа, связанная с урегулированием разногласий, во многом сходна с работой над проектом договора: в обоих случаях стоит задача оты­скать вариант, приемлемый для сторон и отвечающий их законным интересам.

Доведение содержания договоров до исполнителей

На практике распространены следующие формы такой информа­ции:

♦ непосредственное ознакомление заинтересованных лиц с дого­ворной документацией, что обычно удостоверяется их подписью;

♦ передача подразделениям выписок из договоров (копий дого- 393 норных документов);

♦ издание специально составленных документов, содержащих систематизированную информацию об основных условиях договоров (описи заказов, планы поставок и т.д.).

Нарушение порядка доведения договорной информации до ис- шШ полнителей должно рассматриваться как серьезное дисциплинарное нарушение, влекущее применение мер ответственности.

Контроль над исполнением договоров

Эта деятельность направлена на поддержание соответствия рабо­ты предприятия задачам достижения конечных результатов произ­водства, установленным в договорах. Осуществляется она путем сравнения данных об условиях договоров с данными о ходе производ­ства. Контроль может быть периодическим (за декаду, месяц, квартал и т.д.), выборочным, сплошным, постоянным. Применение ЭВМ по­зволяет наладить точный и постоянный контроль над процессом вы­полнения договорных обязательств.

Оценка результатов исполнения договоров

Ее содержание составляют:

♦ определение результатов исполнения договоров путем сравне­ния предусмотренных в договоре показателей с фактически достиг­нутыми;

♦ анализ результатов исполнения с точки зрения возможности применения мер стимулирования или, возможно, санкций;

♦ разработка мероприятий, направленных на улучшение испол­нения договоров, устранение причин их нарушения.

По итогам оценки результатов исполнения обязательств к сотруд­никам могут применяться меры поощрения или санкции, а также раз­рабатываются мероприятия, направленные на устранение недостат­ков в организации производства, повышение уровня исполнительской дисциплины, предъявляются претензии к неисправным контраген­там.

 

Характеристика правоприменения: понятие, причины, формы и виды. Правоприменительные акты.

Применение права — это государственно-властная деятельность компетентных органов государства по осуществлению норм права относительно конкретных жизненных случаев путем вынесения индивидуально-конкретных предписаний.

Правоприменительная деятельность характеризуется следующи­ми признаками:

♦ осуществляется компетентными органами государства;

♦ имеет властный обязательный характер, характер односторон­него волеизъявления или распоряжения;

♦ требует профессиональных знаний и навыков;

♦ осуществляется в форме индивидуально-конкретных предпи­саний;

♦ является организующей деятельностью по осуществлению норм права. Ее цель — удовлетворение не личных потребностей пра­воприменителя, а потребностей отдельных лиц или всего общества;

♦ осуществляется в процессуальных формах.

Применение права может подключаться ко всем формам непо­средственной реализации права: к использованию, исполнению, соблюдению.

Причины правоприменения

Государственные органы вмешиваются в процесс реализации права субъектами права неслучайно. Однако объем правоприменения может быть разным. Если в государстве правоприменение занимает слишком большое место, это говорит о том, что свобода в данной стра­не не в почете, а само оно является отнюдь не демократическим. И на­оборот. Обойтись без правоприменения не представляется возмож­ным по нескольким причинам:

1) ограниченность общественных ресурсов (финансовых, матери­ альных, природных, человеческих и т.п.) и необходимость обеспечить справедливое их распределение и использование;

2) возможность злоупотребления своими правами со стороны субъектов права, а отсюда необходимость контроля, с тем чтобы пре­дотвратить вред и обезопасить других лиц;

3) различия в интересах субъектов права и их нежелание это учи­тывать;

4) совершение правонарушений. Именно эти причины и вызывают необходимость подключения применения права к различным формам непосредственной реализа­ции права.

Формы правоприменения

Различают четыре формы применения:

конкретизация. Это такая ситуация, когда правоотношение не может возникнуть без властного решения государственного органа исполнительной власти, который должен конкретизировать имею­ щееся у субъекта права субъективное право (например, произвести начисление пенсии, проверить основания для получения льготы). Иногда приходится конкретизировать юридическую обязанность (например, призыв на военную службу). Одним словом, «наделить» правом (что чаще) или обязанностью (гораздо реже) — это то, что тре­ буется от государственного органа. Данную форму правоприменения условно и с натяжкой можно было бы назвать правонаделением. Сю­ да относятся ситуации, которые так или иначе связаны с использова­ нием общественных ресурсов;

* контроль. Имеются в виду случаи, когда содержание правоот-

ношения должно подвергнуться предварительной проверке со сторо­ны исполнительного органа. Это выражается в виде выдачи им разре­шения (например, регистрация автомобиля, предпринимательской деятельности, договора о купле-продаже квартиры) с целью предот­вратить возможный вред обществу или государству;

разрешение споров. Споры о праве — ситуация обыденная, и вряд ли стоит осуждать лиц, которые не могут прийти к согласию. Не секрет, что субъекты права имеют свои собственные интересы и по­рой видят все то'лько со своей позиции. Суд — независимый орган, и он способен со стороны посмотреть на то, кто прав в спорной ситуа­ции (например, раздел имущества, определение места жительства де­тей в случае развода и т.п.);

наложение санкции. Ситуация встречается, когда совершено правонарушение, т.е. умалено чье-то субъективное право и его надо защитить, а для этого привлечь нарушителя к юридической ответст­венности и восстановить права потерпевшего. В серьезных случаях этим занимается опять-таки суд.

♦ можно будет выделить два вида правоприменения':

1) исполнительно-распорядительный. Сюда относятся такие фор­ мы правоприменения, как конкретизация и контроль. В этих случаях правоприменительную деятельность выполняют государственные служащие, занимающие различные должности в исполнительных ор­ ганах. Смысл их деятельности состоит в гармонизации частных (гра­ ждан и организаций) и публичных интересов. 2) правоохранительный. Здесь речь идет о таких формах примене­ ния, как рассмотрение споров и применение санкций за правонаруше­ ния. В подлинно развитой юридической системе в настоящий принцип возведено то, что рассмотрение споров и правонарушений осуществля­ ется правоохранительными органами, компетентными в этой сфере, не зависящими от политических или административных руководящих органов, защищенными от любого давления или угроз. Центральное место среди правоохранительных органов занимают суды. По мере раз­ вития общества роль судов будет возрастать2. Поэтому в дальнейшем судебному правоприменению будет уделено особое внимание.

Правоприменительные акты

Правоприменительные акты являются результатом применения права.

Акты применения права — это акты-документы, в которых фор­мально закрепляются индивидуально-конкретные государствен-:; но-властные решения компетентных органов по юридическому делу.

Акты правоприменения являются разновидностью правовых ак­тов, но имеют свои отличительные признаки:

* издаются государствен но-властными компетентными органами;

♦ имеют государственно-властный характер;

♦ обязательны для исполнения;

♦ содержат индивидуально-конкретные предписания;

♦ рассчитаны на однократное (одноразовое) применение;

♦ обеспечиваются силой государственного принуждения. Классификация правоприменительных актов может быть дана

по многим признакам':

1) по субъектам принятия: акты исполнительных органов (напри­мер, акт о призыве на военную службу, диплом о присвоении звания профессора) и акты правоохранительных органов (постановление о возбуждении уголовного дела, об отказе в приеме заявления к произ­водству);

2) по основным направлениям деятельности государства: в облас­ти экономики (например, о выделении дотации Республике Тыва), военного дела (например, о предоставлении отсрочки на военную службу), культуры (например, о создании Центра российско-казах­ской дружбы), охраны правопорядка (например, о наложении штра­фа за превышение скорости);

3) по характеру индивидуального предписания: регулятивные, на­правленные на закрепление, оформление, реализацию правомерных действий (например, о назначении на должность) и охранительные, направленные на охрану прав и законных интересов субъектов права (например, о назначении предварительного слушания дела);

.4) по процедуре принятия: коллегиальные (например, решение ВАК о присвоении ученой степени) и единоличные (указ о назначе­нии министром);

5) по времени действия: акты однократного действия (например, о создании комиссии по празднованию юбилея города) и длящегося действия (например, о регистрации юридического лица);

6) по значению: основные (судебное решение), вспомогательные (определение о приобщении материалов к делу) и дополнительные (протокол судебного заседания);

7) по территории: федеральные (например, о закрытии Фонда «Открытая Россия») и региональные (например, о создании Акаде­мии государственной службы Хабаровского края).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1053; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.187 (0.014 с.)