Последовательность мыслительных операций, используемых при построении правовых актов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Последовательность мыслительных операций, используемых при построении правовых актов



Насколько важно это правило, говорит часто употребляемое людьми в разговоре клише, равносильное отказу дальше вести диалог: «В твоих рассуждениях нет логики». Однако речь идет только о непоследовательности суждений. Когда суждения последовательны, одно вытекает из другого, это гарантирует доброкачественность умозаключения.

В суде истец, один из соавторов произведения, оспаривает выплаченный ему гонорар. Чтобы вынести правильное решение, суд должен проделать множество серьезных умственных операций: а) если произведение создано трудом двух лиц, они признаются соавторами; б) если они признаются соавторами произведения, то порядок пользования авторскими правами они определяют по соглашению; в) получение гонорара за созданное произведение - одно из авторских прав; г)соавторы при заключении авторского договора не определили долю участия каждого в созданном произведении; д)Закон «Об авторских и смежных правах» в этой ситуации дает возможность признать участие соавторов равным; е) истец не представил убедительные доказательства того, что его участие в создании произведения больше, чем у ответчика, его соавтора; ж) оснований удовлетворить иск не имеется. Если бы в этот ход рассуждений было вплетено такое суждение: истец собирается жениться, и ему нужно больше денег, чем его соавтору, - то налицо была бы нелогичность, т.е. была бы нарушена последовательность мыслительных операций.

Убедительность правовых документов

Юридическая работа — это работа, которая носит в высшей мере интеллектуальный характер. Но мысли, как заключенные в нормативных актах, так и в актах правоприменительных, могут быть истинными или ложными. Формулируя истинную мысль, мы должны обосновать ее истинность, т.е. доказать ее соответствие действительности. Так, выдвигая обвинение против подсудимого, обвинитель должен привести необходимые доказательства. В противном случае обвинение будет необоснованным. Истинность нормативных актов доказать сложнее. Это требует более трудоемкой работы. Доказательством здесь может быть предыдущий опыт всего человечества (например, с развитием общества жесткость санкций уменьшается), законы других стран по правовому регулированию того или иного фрагмента общественной жизни (например, Закон об акционерных обществах Германии), положения юридической и других наук (например, для избрания кандидату в депутаты необходимо получить простое большинство голосов). Основную нагрузку по приданию нормативному акту убедительности несут преамбулы. В преамбуле Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» провозглашается: «Демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируется свободное волеизъявление граждан на выборах в референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме».

 

Структурные правила составления правовых документов.

Структура правового документа — это его строение. Как и любое строительство, создание правовых документов должно подчиняться определенным канонам. Главный из них — деление правового документа на части. Это производится для того, чтобы: а) обеспечить полное изложение необходимой для правового документа информации. Если она содержится не систематизировано существует реальная опасность того, что ее часть, возможно, будет отсутствовать; б) обеспечить эффективное усвоение правовой информации теми, кому она адресована. Опять-таки если правовой документ создается не систематизировано, адресату надо затратить значительные интеллектуальные усилия на ее классификацию и отбор, что вряд ли будет по силам каждому из них либо это потребует от субъектов больших временных затрат. Здесь уместно привести для аналогии бытовую ситуацию: если в шкафу вещи не разложены строго по полочкам, найти нужную крайне сложно. Любой правовой документ содержит, по крайней мере, три части:? вступительную;? основную;? заключительную.

Вступительная часть

В ней отражается большинство реквизитов правового документа. Если речь идет о нормативном акте, в нем желательно всегда помещать хотя бы краткую преамбулу, чтобы придать юридическому документу некоторое обоснование и убедительность. У правоприменительного акта совсем другие цели: урегулировать конкретный случай. Мотивировка индивидуального решения здесь крайне важна, а иначе исполнимость решения окажется под вопросом. Вот почему она отражается в основной части документа, причем детально. Во вступительной части правоприменительного акта значительное внимание уделяется идентификации субъекта, его вынесшего. Именно на него потом будут возложены последствия, связанные с возможной отменой правового документа.

Основная часть

Если вести речь о сложных правовых документах, основная часть, как правило, подразделяется, в свою очередь, на составные части. Основная часть нормативных актов делится на разделы, главы, статьи, пункты, подпункты, абзацы и др. В структуре правореализационных актов (например, в договорах) можно также увидеть разделы, пункты, подпункты, абзацы. Основные судебные акты построены иначе: их содержание составляют констатирующая, описательная, мотивировочная, резолютивная части.

Заключительная часть

Как правило, во всех видах юридических документов она невелика. В ней акцентируется внимание на менее значимых моментах, например срок действия документа, порядок его обжалования, перечень актов отменяемых и изменяемых и т.п.

Приложение

Это часть правового документа, которая встречается не так часто. Приложения располагаются после заключительной части документа. Если их несколько, им присваивается порядковый соответствующий номер. Иногда в приложении содержатся:? таблицы;? графики;? различного рода перечни (лиц, органов, работ и т.д.);? образцы документов;? карты;? бланки;? схемы. Материалы, изложенные в приложениях, как правило, имеют прикладное значение. Поэтому автономное их существование, т.е. отдельно от основной части правового документа, вполне оправдано. Если бы такие предписания располагались в самих актах, последние были бы громоздкими и неудобными для пользования, а материалы, включенные в них, неравноценными по отношению друг к другу.

Ссылки

Ссылки наглядно показывают, насколько взаимосвязаны правовые документы. Ссылки на другие правовые акты (в большей мере на нормативные акты) — одна из характерных черт правовых документов. Главное предназначение ссылок — недопущение повторений правовой информации в юридических документах. По своей сути юридические акты довольно сложны как по содержанию, так и по форме. Ссылки позволяют их упростить, сделать компактными и доступными для обозрения и применения. Однако иногда по ходу изложения необходимо воспроизведение отдельных положений нормативных документов. В любом случае обязательным является указание на источник опубликования акта. При этом орган, воспроизводящий в правовом документе норму права, не выходит за пределы компетенции. Воспроизводя ее и включая в общую ткань созданного им документа, он придает ему лишь дополнительную убедительность.

Сноски

В правовых документах встречаются крайне редко. Их используют для объяснения тех или иных особенностей, которые не могли быть отражены в основной части. Сноска помещается внизу страницы отдельно от текста.

Примечания

Они часто встречаются в договорах, гораздо реже в нормативных актах и практически не встречаются в актах правопримения. Примечания используются, когда необходимую информацию представляется возможным изложить «по ходу дела», т.е. без ущерба для смысла излагаемого положения в основной части правового документа. Позволяют: расширить объем информации; сузить объем информации; предусмотреть исключения из общего правила или индивидуального решения; пояснить или уточнить какое-либо положение; определить условия применимости положения; указать орган, который ответственен за решение того или иного. Однако примечания загромождают и запутывают правовые документы, ухудшают их структуру, рассеивают внимание их исполнителей, затрудняют усвоение и пользование актами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 698; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.74.227 (0.005 с.)