ТОП 10:

Основные способы и приемы формирования содержания.



Запреты, предписания, дозволения

Это три различных приема формулирования правил поведения. Суть норм запретительного характера заключается в установлении обязанностей воздерживаться от определенных действий. Этот способ формулирования правовых норм призван законсервировать существующее положение дел в обществе. В случае установления запретов законодатель весьма недвусмысленно подвигает субъектов права на желаемое поведение. Предписание (или позитивное обязывание), напротив, требует от субъектов права совершения активных действий. Если предписания сравнить с запретами, то можно сказать, что в отношении адресата нормы права законодатель осуществляет явный психологический прессинг. Дозволения — это прием нормативного регулирования, связанный с предоставлением субъектам права возможности совершать то или иное поведение. Устанавливая субъективные права, законодатель лишь их ориентирует, побуждает к определенному поведению. Этот прием установления норм права позволяет субъектам права самостоятельно решать, как строить свое поведение, способствует раскрепощению энергии людей и по своей эффективности превосходит первые два.

Как показывает практика, необходимым является применение всех этих приемов. Однако следует стремиться к сбалансированности и оптимальному сочетанию запретов, предписаний, дозволений. Если государственная власть будет делать упор на запреты и предписания, это приведет к тому, что у людей будет отобрано самое дорогое — свобода, что чревато социальным взрывом. Если дозволения будут использоваться неумеренно, возникнет опасность дестабилизации общества. Использование приемов для формулирования содержания права носит в целом объективный характер и лишь отчасти их выбор подвержен воле законодателя. В их появлении на арене человеческого бытия прослеживается следующая закономерность. На начальном этапе развития человечества основным средством правового регулирования были запреты как способ наиболее простой и интеллектуально доступный для людей того исторического периода. Этот способ правового регулирования находит широкое применение в деспотическом государстве, основанном на сельскохозяйственном способе производства. Затем с усилением государственной власти в индустриальную эру правовое регулирование приобрело властно-императивный характер, и предписание как способ правового регулирования стало выдвигаться на первое место. Именно с его помощью можно более динамично управлять обществом, определяя содержание права. Однако жесткие приемы формулирования правовых норм (запреты и предписания) не дают проявиться активности людей, гасят их свободу. Это их свойство делает их недостаточно эффективными в развитом обществе, где людям свойственна нацеленность на реализацию своей энергии во благо не только себя, но и общества. Вот почему в дальнейшем на первое место выходит дозволение как прием формулирования содержания права. Дозволение больше свойственно демократическому государству, базирующемуся на интеллектуальной собственности и широком использовании информационных технологий. Конечно, в любой национальной системе права встречаются и запреты, и предписания, и дозволения. Однако их удельный вес в законодательстве страны объективно обусловлен и определяется уровнем ее развития. В целом же эти способы выражают преимущественно волевую сторону содержания права.

Принципы права

Запрет, предписание, дозволение — это основные способы формирования содержания права. Однако по степени важности им не уступают принципы права, потому что позволяют выразить содержание права в концентрированном виде. В принципах отражается сущностный и даже философский момент права. Принципами в праве, как и в большинстве наук, являются идеи, либо фундаментальные, либо просто важные, опирающиеся на здравый смысл, на практику судебных решений, иногда исходящие из сделанного выбора, и составляющие максимально абстрактные нормы и даже цели, которых будет придерживаться и по которым будет строиться юридическое рассуждение (правотворческое или правоприменительное). Принципы права — это максимально абстрактно выраженные правила поведения, определяющие сущность права и отражающие закономерности его развития. Значение принципов права заключается в том, что они: ? отражают объективные законы жизни. Именно поэтому принципы права выражают интеллектуальную сторону содержания права; ? являются основой правотворческой деятельности государства, организаций, граждан. В законодательстве принципы права могут выражаться прямо либо косвенно; ? сами зачастую приобретают непосредственное регулирующее значение, например, когда суд, не найдя нормы права для разрешения конкретного дела, решает его на основе принципов права. В этом случае мы ведем речь об аналогии права.

Принципы распадаются на виды в зависимости от места, которое каждый из них занимает в политико-юридической системе общества, и от их значения в соответствующих отраслях права: 1) общие принципы:? принцип законности — самый важный юридический принцип, по которому ни один индивид, ни одна группа индивидов, ни один орган государственной власти не вправе действовать вопреки закону в широком понимании этого слова;? принцип личной свободы. Согласно ему индивиды должны иметь возможность действовать самостоятельно и по своей воле, не подвергаясь какому бы то ни было неправомерному принуждению при условии соблюдения установленных законом пределов такой свободы, связанных с общими интересами;? принцип равенства граждан;? принцип свободы совести;? принцип демократизма (народовластия);? принцип социальной справедливости;? принцип гуманизма;? принцип права на оборону; 2) отраслевые принципы права: ? принцип правосудной защиты (в процессуальном праве);? принцип свободы труда (в трудовом праве);? принцип уважения и взаимопомощи (в семейном праве); ? принцип свободного распоряжения собственностью (в гражданском праве) и др.

 

Правовые дефиниции.

Это еще один способ организации юридической материи. Если рассматривать дефиниции в историческом контексте, можно заметить, что они относятся к новым средствам выражения содержания права. Это касается не только российского, но и права западноевропейских стран. Определение понятий активно стало использоваться в Западной Европе с середины XX в., в России с начала XXI в.

Дефиниция — это краткое определение какого-либо понятия, отражающее существенные (качественные) признаки явления, предмета. Необходимо различать определения: ? законодательные (основанные на законодательных или нормативных документах);? вытекающие из судебной практики (т.е. из судебных решений); ? доктринальные (предлагаемые каким-либо автором или какой-либо школой права). Законодательные определения являются не только инструментами правотворческой техники, но и (в большинстве случаев) самостоятельными правовыми предписаниями, нарушение которых для субъекта права может повлечь нежелательные неблагоприятные последствия. Этот факт имеет особое значение в уголовном праве. Право — довольно сложная материя, имеющая свои тонкости, которые необходимо изучать профессионально. Однако нормативные акты, где содержатся нормы права, обращены не только к специалистам в области права, но и к обычным гражданам, поэтому в процессе правотворчества необходимо стремиться к тому, чтобы они были по возможности понятными и доступными для людей. Определение употребляемых в нормативных актах понятий — один из основных способов, позволяющих достичь данной цели.

Рассмотрим несколько примеров определений. Рецидивом преступлений признается совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление (УК). Налог- обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взи­маемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадле­жащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельно­сти государства и (или) муниципальных образований (Налоговый кодекс Российской Федерации).

Правовые дефиниции должны: отражать только существенные признаки обобщаемых явле­ний; эти признаки должны иметь правовое значение;быть полными и отражать все обобщаемые явления;быть адекватными, т.е. иметь совпадающий объем с определяе­мым понятием; не содержать противоречивые суждения;не содержать термины, употребляемые в определяемом поня­тии (чтобы не было тавтологии).

М. А. Нагорная предлагает другую классификацию, где критерием является способ составления дефиниции: ? дефиниции-перечисления; ? дефиниции, содержащие синтез составных частей явлений, предметов, документов;? дефиниции через сравнение;? дефиниции через отличительные признаки; ? дефиниции, в которых указывается на один главный признак явления; ? общие дефиниции, где отражаются закономерности развития явлений.

Далеко не все понятия, встречаемые в нормативных актах, надо определять. Как производить отбор понятий, нуждающихся в особом разъяснении? В соответствии с правотворческой практикой определению подлежат понятия:? неточные;? редкие;? специальные;? иностранные;? сложные юридические;? обыденные, имеющие множество смыслов;? по-разному трактуемые юридической наукой и практикой; ? употребляемые в нормативном акте в расширительном или ограничительном смысле;? переосмысленные, измененные.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.234.207.100 (0.005 с.)