Тема 23. Правовое государство и гражданское общество



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 23. Правовое государство и гражданское общество



Продолжительность семинарского занятия – 4 часа

Цель занятия: Уяснить сущность и ценность правового государства, природу гражданского общества и основные линии их взаимосвязи. Показать, что правовое государство – своеобразный результат, итог функционирования всех элементов механизма правового регулирования.

К семинарскому занятию студентам предлагается подготовить научные сообщения по следующим темам: «Развитие идей о правовом государстве в учении Иммануила Канта», «Система ответственности правового государства перед гражданином», «Гражданское общество в России: состояние, проблемы, особенности».

План занятия

1. Становление и развитие идей о правовом государстве.

2. Понятие и принципы правового государства.

3. Понятие и элементы гражданского общества.

4. Правовое государство и гражданское общество в их соотношении.

5. Проблемы формирования в России правового государства и гражданского общества.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие мыслители разрабатывали в своих трудах идею правового государства?

2. Дайте краткую характеристику идеи правового государства, разработанную И. Кантом и Г. Гегелем.

3. Назовите основные критерии правового государства. Дайте их краткую характеристику.

4. Что входит в понятие «гражданское общество»?

5. Назовите основные элементы и условия формирования гражданского общества.

6. Определите взаимосвязь гражданского общества и правового
государства.

Тестовое задание

В целях закрепления полученных знаний по данной теме решить в рабочей тетради тестовые задания из учебно-методического пособия Никитин А.В., Тенилова Т. Л. Сборник обучающих и контрольных тестов. – Н. Новгород, 2010.

Терминологическое задание

Выписать в личный юридический словарь и выучить определения понятий: «правовое государство», «верховенство права», «правовой закон», ««гражданское общество».

Проблемные вопросы:

Проанализируйте текст Конституции Российской Федерации под углом зрения проблематики правовой государственности и ответьте на следующие вопросы:

1. Обеспечен ли в Конституции РФ баланс властных полномочий между ветвями государственной власти?

2. Какие элементы системы «сдержек и противовесов» получили закрепление в Конституции РФ?

3. Можно ли истолковать ст. 1 Конституции РФ таким образом, что в России уже построено правовое государство?

4. Какие факторы общественной и государственной жизни в современной России препятствуют построению правового государства? Какие факторы, напротив, способствуют формированию правового государства в России?

Материалы для размышлений

1. Из статьи «Право и власть» д. ю. н. профессора Ю. Х. Калмыкова, опубликованной незадолго до референдума по Конституции РФ в газете «Российские вести» (1993. – 25 ноября):

«Мы ни на йоту не приблизились к тому, что называют правовым государством, наоборот – удалились от этого идеала, суть которого чрезвычайно проста: в нем, в таком государстве, выше всего, над всеми: и гражданами, и различными ассоциациями, и высшими должностными лицами, и органами власти – стоит право».

2. После референдума по принятию Конституции РФ в газете «Российские вести» (1993. 15 декабря. С. 1) было опубликовано следующее высказывание Председателя Правительства РФ В.С. Черномырдина: «Мы хотели, мы шли к правовому государству. Мы его получили. Теперь давайте учиться жить по Конституции».

3. Массовые нарушения прав человека в России // Независимая газета. – 1994. 22 июля. № 138; 26 июля. № 139. Отрывки из доклада Комиссии по правам человека «О соблюдении прав человека и гражданина в РФ за 1993 г.»:

«В стране происходят серьезные, порой широкомасштабные нарушения гражданских, политических и особенно социальных и экономических прав и свобод человека, что создает социальную напряженность в обществе, питает антидемократические настроения, создает для России внешнеполитические проблемы…

Продолжают распространяться явления дискриминации по национальным, религиозным и другим признакам…

Складывается неблагоприятная обстановка в области трудовых правоотношений…

Издаются нормативные акты, ограничивающие права личности» (Независимая газета. 1994. 22 июля.).


Практическое задание:

1. Составить анкету для опроса населения с целью выявления реального понимания им определения правового государства, отношения населения к данному понятию, установления реальной картины действия принципов правового государства в современной России. Кроме анкетирования возможно проведение интерактивного опроса. Проведение обеих форм возможно в рамках интернета.

2. Проанализировать полученные результаты, составить их соответствующее графическое изображение, выработать рекомендации по улучшению данной ситуации.

3. Итоги анкетирования, опросов, анализа и предлагаемые рекомендации обсудить в ходе занятия. Возможно представление презентации.

4. На семинарском занятии может быть проведена дискуссия по вопросу «Проблемы становления правового государства в России».

Рекомендуемая литература

Базовый учебник:

1. Теория государства и права / под ред. В. К. Бабаева. – М., 2001. – С. 118 – 142.

Основная:

2. Морозова Л. А. Теория государства и права. – М., 2004. – С. 37 – 406.

Дополнительная:

Учебная:

3. Иванов А. А. Теория государства и права. – М., 2009. – С. 312 – 332.

4. Кожевников С. Н. Теория государства: курс лекций. – Н. Новгород, 2010. – С. 129 – 139.

5. Любашиц В. Я., Мордовцев А. Ю., Тимошенко И. В. Теория государства и права. – Ростов-на-Дону, 2002. – С. 297 – 311.

6. Радько Т. Н. Теория государства и права. – М., 2004. – С. 508 – 525, 555 – 569.

7. Сырых В. М. Теория государства и права. – М., 2005. – С. 464 – 547.

8. Теория государства и права / под общ. ред. А. С. Пиголкина. – М., 2003. – С. 461 – 482.

9. Чашин А. Н. Теория государства и права. – М., 2008. – С. 568 – 584.

Научная:

10. Бляхман Б. Я. Гражданское общество – основа демократизации государства. – Кемерово. – 2000.

11. Гершунский Б. С. Гражданское общество в России: проблемы становления и развития. – М., 2001.

12. Гражданское общество, правовое государство и право (Круглый стол) / Н. С. Серегин, Н.Н. Шульгин // Государство и право. – 2002. – № 1.

13. Гражданское общество: истоки и современность / И. И. Кальной и др. – СПб., 2002.

14. Григонис Э. П. Правовое государство: реальность, мечты, будущее / под общ. ред. В. П. Сальникова. – СПб., 1999.

15. Соколов А. Н. Правовое государство в России: состояние, проблемы и перспективы развития // Правовое государство: теория и практика. – 2011. – № 2 (24).


МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ЭССЕ

Эссе (из фр. essai – попытка, проба, очерк, от лат. exagium – взвешивание) – творческая работа небольшого объема со свободным стилем изложения, представляющая собой собственные рассуждения автора по конкретному проблемному или дискуссионному вопросу.

Жанр эссе не претендует на исчерпывающую и безошибочную трактовку обсуждаемого вопроса. Эссеистический стиль, как правило, отличается образностью, эмоциональностью, афористичностью. По сути, эссе представляет собой краткое, объемом до 5 – 6 страниц, сочинение по той или иной теме.

Тема эссе предлагается преподавателем, ведущим семинарские занятия по курсу учебной дисциплины. В качестве темы обычно ставится дискуссионный, неоднозначный вопрос теории государства и права. Формат эссе позволяет студенту глубже вникнуть в изучаемый предмет, открыть для себя новые стороны ранее пройденного учебного материала, выразить собственную субъективно окрашенную позицию по соответствующему дискуссионному вопросу, попробовать себя в качестве полемиста. Цель эссе состоит в развитии у студента навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения своих мыслей.

Работа по подготовке эссе обязательно должна быть самостоятельной. Автору ни в коем случае не следует копировать тексты, содержащиеся в сети Интернет или написанные однокурсниками; должна быть высказана собственная точка зрения по поставленной проблеме, предложены собственные аргументы.

Эссе как разновидность самостоятельной творческой работы не следует путать с рефератом или курсовой работой. В эссе, как правило, не приводятся точки зрения ученых по рассматриваемому вопросу, не дается ссылок на работы других авторов, стиль изложения отличается большей субъективностью и эмоциональным окрасом. Главная задача, стоящая перед эссеистом, – выразить свое отношение к обсуждаемой проблеме, аргументировать собственную позицию по вопросу.

Начинать эссе лучше всего с краткого введения (30 – 70 слов), обозначающего суть рассматриваемой проблемы. Далее в тезисной форме, приводя аргументы в защиту выдвигаемых тезисов, автору следует отвечать на вопрос, поставленный в теме эссе. Именно в этой части необходимо изложить точку зрения по обсуждаемой проблеме. Для выдвижения аргументов можно воспользоваться следующей формулой: утверждение («Я считаю…») -> объяснение -> пример, иллюстрация, доказательство («Например…») -> итоговое суждение («Таким образом…»). В заключительной части эссе резюмируются главные идеи основной части, делаются выводы.

Нижеследующие темы эссе могут использоваться студентами для самостоятельной подготовки и усовершенствования навыков юридической аргументации.

Примерный перечень тем эссе по курсу Теории государства и права:

1. Может ли политическая система общества существовать без государства?

2. Монархия как форма правления: архаизм или возможное будущее?

3. Нужно ли России федеративное территориальное устройство?

4. Демократические и антидемократические политические режимы: правомерность классификации.

5. Государство и церковь: проблема взаимодействия.

6. Возможно ли идеальное государство?

7. «Всемирное государство»: утопия или вероятное будущее?

8. Государство – «ночной сторож»?

9. Независима ли судебная власть?

10. Догосударственное право – миф или реальность?

11. «Право – искусство доброго и справедливого» (Цельс).

12. «Право не есть нечто противоположное власти, а придаток ей самой» (Р. Иеринг)

13. Право – только система норм?

14. «Право – минимум нравственности» (В.С. Соловьев).

15. Существует ли естественное право?

16. «Закон суров, но это закон».

17. Знание законов заключается не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы понимать их смысл.

18. Нужен ли Российской Федерации Свод законов?

19. Никто не обязан пользоваться своим правом.

20. Нельзя быть судьей в собственном деле.

21. Нет преступления без наказания, нет наказания без закона.

22. Может ли нужда оправдать неправовой поступок?

23. Рождаются ли преступниками?

24. Можно ли оправдать кровную месть?

25. Полезно ли понимание юридической ответственности в перспективном смысле?

26. Признание обвиняемого – лучший свидетель.

27. Нужен ли России судебный прецедент?

28. Может ли в России быть искоренена коррупция?

29. Личность для государства или государство для личности?

30. Россия – правовое государство.

31. Существует ли гражданское общество в России?

32. Либеральное и социальное государство: возможен ли компромисс?

33. Какое государство можно назвать полицейским?

34. Влияние глобализации на развитие государства и права: вред или польза?

35. Нужен ли России судебный прецедент?

36. Национальное и международное право: проблема верховенства.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.58.199 (0.015 с.)