Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок защиты курсовой работы

Поиск

При наличии в рецензии, подготовленной научным руководителем, положительной оценки (на титульном листе курсовой работы должна иметь место резолюция рецензента – «допускается к защите») на выполненную курсовую работу она подлежит защите. Если содержание работы не соответствует предъявляемым требованиям (не раскрыты вопросы, все переписано из одного источника и т. д.), то курсовая работа направляется на доработку. Только после устранения указанных в рецензии замечаний студент допускается к защите.

Оценка выставляется с учетом качества выполненной работы и результатов ее защиты. В случае получения неудовлетворительной оценки за защиту курсовой работы, студент должен подготовить работу заново по той же самой теме или другой, по согласованию с научным руководителем и заведующим кафедрой и пройти ту же самую процедуру защиты. Оценка за курсовую работу выставляется в зачетную книжку и ведомость. Студент, не написавший курсовую работу в срок указанный в учебном плане, считается имеющим академическую задолженность.

 

Темы курсовых работ

1) Всеобщие методы познания государства и права.

2) Правовой эксперимент.

3) Происхождение государства и права.

4) Теория договорного происхождения государства.

5) Современные подходы к пониманию государства.

6) Государственный суверенитет.

7) Сущность государства.

8) Государство и общество.

9) Государство и экономика.

10) Государственная власть как разновидность социальной власти.

11) Проблема типологии государств.

12) Функции современного государства.

13) Формы и методы осуществления функций государства.

14) Форма государства: современные подходы.

15) Формы государственного правления: история и современность.

16) Монархическая форма правления.

17) Республика как форма правления.

18) Нетипичные формы правления.

19) Формы государственного территориального устройства.

20) Федерализм в государственном устройстве.

21) Государственно-правовой режим.

22) Проблемы типологии современных политических режимов.

23) Тоталитарное государство.

24) Демократия как тип политического режима.

25) Механизм государства.

26) Государственный аппарат: понятие, структура, принципы деятельности.

27) Органы государства.

28) Государство в политической системе общества.

29) Государство и политические партии.

30) Государство и церковь: проблемы взаимодействия.

31) Современные подходы к пониманию права.

32) Юридический позитивизм.

33) Социологические концепции правопонимания.

34) Естественноправовой подход к пониманию права.

35) Проблема догосударственного права.

36) Проблемы соотношения права и закона.

37) Государство и право: проблемы взаимодействия.

38) Право и экономика: проблемы взаимодействия.

39) Право и политика: противоречия и взаимосвязь.

40) Право в системе регулирования общественных отношений.

41) Право и обычай.

42) Взаимодействие права и морали.

43) Правовые и корпоративные нормы: проблемы взаимодействия.

44) Право и религия: проблемы взаимодействия.

45) Принципы права.

46) Функции права.

47) Формы (источники) права.

48) Правовой прецедент.

49) Правотворчество как разновидность профессиональной юридической деятельности.

50) Законотворческий процесс.

51) Санкционированное и делегированное правотворчество.

52) Судейское правотворчество: понятие, формы, тенденции развития.

53) Проблемы использования прецедентного права в России.

54) Нормативно-правовой акт как источник права.

55) Закон в системе источников права.

56) Договор нормативного содержания как форма (источник) права.

57) Юридическая техника.

58) Нормы права.

59) Система российского права.

60) Систематизация законодательства.

61) Теория правовых отношений.

62) Права человека и правовой статус личности.

63) Юридические факты.

64) Механизм правового регулирования.

65) Действие норм права.

66) Реализация норм права.

67) Правоприменение как особая форма реализации норм права.

68) Юридические процедуры.

69) Пробелы в праве.

70) Толкование норм права.

71) Правосознание как форма общественного сознания.

72) Деформация правосознания: причины, разновидности, проблема искоренения.

73) Правовая культура общества.

74) Правовая культура должностных лиц и пути ее реформирования.

75) Правовое воспитание граждан в России.

76) Правовое поведение.

77) Правонарушение: понятие, состав и виды.

78) Причины правонарушений в современной России.

79) Юридическая ответственность.

80) Юридические коллизии и конфликты.

81) Стимулы и ограничения в праве.

82) Юридическая практика.

83) Общественное мнение и право.

84) Правовые системы современного мира.

85) Романо-германская правовая семья.

86) Правовая семья общего права.

87) Мусульманская правовая система.

88) Теория правового государства.

89) Проблемы построения правового государства в России.

90) Верховенство права как принцип правового государства.

91) Теория разделения властей.

92) Теория полицейского государства.

93) Теория социального государства.

94) Особенности государства и права переходного периода.

95) Проблема непризнанных и несостоявшихся государств.

96) Государство в условиях глобализации.

МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К СДАЧЕ ЭКЗАМЕНА

 

Экзамен – проверочное испытание по какому-либо учебному предмету. (см.: Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М., 1991. – С. 903). Это своеобразный «венец», конечная форма изучения какого-либо предмета, механизм выявления и оценки результатов учебного процесса.

Цель экзамена – завершить курс обучения по конкретной дисциплине, проверить сложившуюся у студента систему понятий и оценить степень полученных знаний. Тем самым, экзамены содействуют решению главной задачи высшего образования – подготовке квалифицированных специалистов.

Основные функции экзамена: обучающая, оценивающая и воспитательная.

Обучающее значение экзаменов состоит в том, что студент во время сессии вновь обращается к пройденному материалу, перечитывает конспект лекций, учебник, иные источники информации. Он не только повторяет и закрепляет полученные знания, но и получает новые. Во-первых, именно во время экзамена «старые» знания обобщаются и переводятся, тем самым, на качественно новый уровень – на уровень системы как упорядоченной совокупности данных, что позволяет студенту понять логику предмета в целом. Во-вторых, новые знания студент получает в процессе изучения того, чего не было на лекциях и семинарских занятиях: отдельных тем, предложенных для самостоятельного изучения, новейшей научной литературы (монографий, статей и т. п.) и нормативной базы (законов и т. п.).

Оценивающая функция экзаменов заключается в том, что они не только обучают, но и подводят итоги как знаниям студентов (что выражается в конкретной оценке), так и в определенной степени – всей работе по данному предмету.

Если экзамены принимаются объективно и доброжелательно, то они, бесспорно, играют и большую воспитательную роль: стимулируют у студентов трудолюбие, принципиальность, ответственное отношение к делу, развивают чувство справедливости, уважения к науке и преподавателям.

В процессе подготовки к экзамену, прежде всего, необходимо запоминать определение понятий, ибо именно в них фиксируются признаки, показывающие их сущность и позволяющие отличить данное понятие от других.

Кроме того, студент в процессе заучивания определений конкретных понятий «наращивает» свою правовую культуру, формирует профессиональное правосознание, связанное со специфической юридической терминологией и соответствующей юридической практикой.

Однако преподаватель на экзамене проверяет не столько уровень запоминания учебного материала, сколько то, как студент понимает те или иные правовые категории и юридическую действительность, как умеет мыслить, аргументировать, отстаивать определенную позицию, объяснять, передавать заученную дефиницию своими словами. Таким образом, для экзаменов необходимо разумное сочетание запоминания и понимания, простого воспроизводства учебной информации и работы мысли.

Следует иметь в виду, что некоторая учебная информация поддается, так называемому, «условно-гарантированному» запоминанию, т. е. запоминанию в расчете на помощь определенных учебно-методических средств и приемов. Речь, например, идет о той информации, которая содержится в программе курса (в ней зачастую перечисляются признаки отдельных, наиболее сложных понятий, показывается их структура, приводятся виды и т. п.). Учитывая, что программа курса должна обязательно лежать на столе экзаменующегося, ему необходимо научиться максимально полно использовать сведения, содержащиеся в ней. Это обеспечивает студенту информационный минимум.

Зачастую студенты выбирают «штурмовой метод», когда факты закрепляются в памяти в продолжение немногих часов или дней и лишь для того, чтобы «свалить» экзамен. Однако они не могут сформировать в своем сознании прочных ассоциаций с другими понятиями. Поэтому знания, приобретенные с помощью подобного метода, как правило, менее прочны и надежны.

Материал же, набираемый памятью постепенно, день за днем, в различных контекстах, освещенный с разных точек зрения, связанный ассоциациями с другими событиями и неоднократно подвергавшийся обсуждению, образует качественные системные знания.

При подготовке к экзамену следует особое внимание уделить конспектам «живых» лекций, а уж затем учебникам, курсам лекций и т.п. печатной продукции. Дело в том, что «живые» лекции обладают рядом преимуществ: они более детальны, иллюстрированы и оперативны, позволяют оценить современную ситуацию, отразить самую «свежую» научную и нормативную информацию, ответить непосредственно на интересующие аудиторию в данный момент вопросы.

Отвечая на конкретный вопрос, необходимо исходить из принципа плюрализма, согласно которому допускается многообразие мнений. Это означает, что студенту вправе выбирать по дискуссионной проблеме любую точку зрения (не обязательно, кстати, совпадающую с позицией преподавателя), но с условием ее достаточной аргументации.

При подготовке к экзамену важно, наряду с «живыми» лекциями, учебниками и т.п., максимально использовать и программу курса. Ведь она включает в себя разделы, темы и основные проблемы предмета, в рамках которых формируются вопросы для экзамена. Поэтому студент, заранее просмотрев программу курса, сможет лучше сориентироваться: чем ему поможет программа и в какой последовательности (чтобы структурировать знания, построить их в определенную систему) учить ответы на вопросы.

На экзамене преподаватель может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. Если первые задаются помимо вопросов экзаменационного билета и связаны, как правило, с плохим ответом, то вторые – в рамках билета и направлены на уточнение мысли, высказанной студентом при ответе на вопрос билета.

Можно выделить следующие критерии, которыми обычно руководствуются преподаватели на экзамене:

1) правильность ответов на вопросы (верное, четкое и достаточно глубокое изложение идей, понятий, фактов и т. д.);

2) полнота и одновременно лаконичность ответа;

3) новизна учебной информации, степень использования научных и нормативных источников;

4) умение связывать теорию с практикой, творчески применять знания к неординарным ситуациям;

5) логика и аргументированность изложения;

6) грамотное комментирование, приведение примеров, аналогий;

7) культура речи.

Оценка знаний студентов осуществляется на основе критериев, указанных в разделе 6.1 настоящего учебно-методического комплекса.

Если экзамен проводится в форме тестирования, оценка выставляется по следующей методике:

– если студент абсолютно верно ответил более, чем на 90% от числа поставленных вопросов, ему выставляется оценка «отлично»;

– если студент абсолютно верно ответил более, чем на 80% от числа поставленных вопросов, но этот уровень не превышает 90%, ему выставляется оценка «хорошо»;

– если количество абсолютно верных ответов попадает в пределы 70–80% от числа всех поставленных вопросов, студенту выставляется оценка «удовлетворительно»;

– если количество абсолютно верных ответов не превысило 70% от числа всех поставленных вопросов, то по результатам тестирования студенту выставляется оценка «неудовлетворительно», которая пересдается по направлению учебной части.

При получении двух неудовлетворительных оценок за экзамен, он (экзамен) пересдается комиссии.

Ориентиром для подготовки к устному экзамену может служить следующий примерный перечень контрольных вопросов:

1. Предмет теории государства и права. Соотношение теории государства и права с другими неюридическими и юридическими гуманитарными науками.

2. Функции теории государства и права как науки: понятие, виды, их характеристика.

3. Методология теории государства и права: понятие, классификация, характеристика основных методов.

4. Понятие и признаки государства.

5. Характеристика основных теорий происхождения государства и права.

6. Власть и социальные нормы в первобытном обществе. Отличие государства от социальной организации родовой общины.

7. Сущность государства: классовый и общесоциальный подходы.

8. Типология государств. Формационный и цивилизационный подходы
к типологии государств.

9. Понятие, признаки и виды функций государства.

10. Характеристика внутренних функций современного государства.

11. Характеристика внешних функций современного государства.

12. Формы и методы реализации функций современного государства.

13. Форма правления: понятие, виды и их характеристика.

14. Форма государственного устройства: понятие, виды и их характеристика.

15. Государственно-правовой (политический) режим: понятие, виды и их характеристика.

16. Механизм государства: понятие, признаки, элементы.

17. Принципы организации и деятельности механизма государства.

18. Государственный орган: понятие, признаки, классификация.

19. Краткая характеристика законодательных (представительных), исполнительных и судебных органов власти.

20. Понятие и элементы политической системы общества. Место и роль государства в политической системе общества.

21. Основные концепции правопонимания (позитивистская, нормативистская, естественноправовая, социологическая и др.).

22. Понятие и признаки права с точки зрения нормативного подхода.

23. Сущность и назначение права. Классовые и общесоциальные начала в сущности права. Ценность права.

24. Взаимосвязь государства и права.

25. Право и экономика: взаимосвязь и взаимовлияние.

26. Принципы права: понятие, классификация, значение.

27. Функции права и их характеристика.

28. Система нормативного регулирования общественных отношений. Место права в системе нормативного регулирования.

29. Взаимодействие норм права и морали.

30. Право и обычай: единство, взаимосвязь, противоречие.

31. Понятие и виды форм (источников) права.

32. Договор нормативного содержания: понятие и виды.

33. Правовой прецедент как источник права.

34. Нормативно-правовые акты как основная форма (источник) права. Классификация нормативно-правовых актов по их юридической силе.

35. Правотворчество: понятие, принципы и основные виды.

36. Стадии законотворческого процесса.

37. Действие нормативно-правовых актов во времени. Обратная сила закона. Переживание закона.

38. Действие нормативно-правовых актов в пространстве и по
кругу лиц.

39. Законодательная техника как разновидность юридической техники. Классификация правил и средств законодательной техники.

40. Юридическая терминология и юридические конструкции. Требования, предъявляемые к юридическим терминам.

41. Особые средства юридической техники: правовые презумпции, фикции, символы, аксиомы.

42. Понятие и признаки нормы права.

43. Нормы – правила поведения: понятие и виды.

44. Отправные (исходные) нормы права: понятие и виды.

45. Структура юридической нормы и характеристика ее элементов.

46. Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта. Способы изложения норм права в статьях нормативного правового акта.

47. Предмет и метод правового регулирования как основания деления системы права на отрасли.

48. Отрасль права: понятие и виды. Краткая характеристика базовых отраслей российского права.

49. Понятие и виды институтов права.

50. Соотношение национального (российского) и международного права. Имплементация международно-правовых норм.

51. Систематизация нормативных правовых актов: понятие, виды, значение.

52. Инкорпорация нормативных правовых актов: понятие, виды и их характеристика.

53. Кодификация: понятие, виды и их характеристика.

54. Правовые отношения: понятие, признаки и юридические предпосылки возникновения.

55. Виды правоотношений и их характеристика.

56. Субъекты права: понятие и классификация.

57. Правосубъектность индивида. Правовой статус личности.

58. Коллективные субъекты правоотношений, их компетенция. Государство в целом как субъект права.

59. Субъективное право: понятие, признаки, структура.

60. Юридическая обязанность: понятие, признаки, структура.

61. Объекты правоотношений: понятие, монистический и плюралистический подходы к классификации.

62. Юридические факты: понятие, виды и их характеристика.

63. Понятие и основные формы реализации норм права.

64. Применение норм права как форма их реализации: понятие, признаки, необходимость и место в системе иных форм реализации норм права.

65. Стадии процесса применения норм права. Требования к правоприменительной деятельности.

66. Пробелы в праве: понятие и виды. Институт аналогии в праве.

67. Акты применения норм права: понятие, признаки и виды. Соотношение нормативно-правовых и правоприменительных актов.

68. Понятие, необходимость и значение толкования норм права.

69. Способы (приемы) толкования норм права: понятие, виды и их характеристика.

70. Виды толкования норм права по субъекту.

71. Виды толкования норм права по объему.

72. Акты официального толкования норм права: понятие, признаки, классификация.

73. Правосознание: понятие, признаки, виды и функции.

74. Структура правосознания: гносеологический и социологический подходы.

75. Правовая культура общества: понятие и основные показатели.

76. Правовое воспитание: понятие, формы, средства и методы. Система правового воспитания.

77. Деформация правосознания: понятие, виды и их характеристика, социальная опасность.

78. Правомерное поведение: понятие и виды. Правовая активность граждан.

79. Понятие, признаки и виды правонарушений.

80. Состав правонарушения: понятие и характеристика его элементов.

81. Причины совершения правонарушений в российском обществе.

82. Государственное принуждение: понятие и виды.

83. Понятие и функции юридической ответственности в российском обществе.

84. Виды юридической ответственности.

85. Цели и принципы юридической ответственности.

86. Освобождение от юридической ответственности и ее исключение по российскому законодательству.

87. Законность: понятие и принципы.

88. Законность: понятие и принципы. Соотношение законности и целесообразности.

89. Гарантии законности в Российском государстве: понятие и виды.

90. Правопорядок: понятие, принципы, структура. Соотношение правопорядка и законности.

91. Типология основных правовых систем современности. Особенности российской правовой системы.

92. Правовое государство: понятие, признаки. Перспективы развития правового государства в России.

93. Понятие и элементы гражданского общества и перспективы его развития в России.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

 

Учебные планы по курсу Теории государства и права (см. раздел 5) отводят значительное количество времени для самостоятельной работы студентов. Предполагается, что это время будет заполнено подготовкой к семинарским (практическим) занятиям, посещением библиотек, чтением учебников, статей и монографий, изучением материалов, содержащихся в электронных библиотеках и сети Интернет.

Студент должен уделять самостоятельной работе над изучаемым материалом достаточное количество времени. При этом изучение вопросов темы должно быть последовательным: от освоения основных понятий и признаков изучаемых государственно-правовых явлений следует переходить к другим пунктам темы; разбор проблемных вопросов, требующих углубленного понимания предмета, должен следовать за освоением базового материала. В качестве общего плана для подготовки по вопросам конкретной темы могут быть использованы планы семинарских занятий, содержащиеся в разделе 9.2 учебно-методического комплекса.

Самостоятельное изучение той или иной темы следует начинать с чтения конспекта лекции (при наличии) и материала базового учебника. Особое внимание следует уделять ответам на вопросы для самоконтроля, предлагаемые по каждой теме в разделе 9.2. После тщательного ознакомления с основной учебной литературой по теме студент может переходить к изучению дополнительной литературы – учебной и научной. Дополнительная научная литература, примерные перечни которой содержатся в описании материалов для семинарских (практических) занятий, рекомендуется к использованию при подготовке научных сообщений, эссе, курсовых работ, ответов на проблемные вопросы.

В процессе самостоятельного изучения курса студенту рекомендуется использовать следующие электронные ресурсы:

· Электронная библиотека «МИРАПОЛИС» (http://95.79.99.239/) – электронная база, в которой выложены учебно-методические материалы, аудио- и видео-лекции преподавателей Нижегородской правовой академии;

· Электронная библиотечная система «ZNANIUM.COM» (http://znanium.com/) – содержит большую подборку учебников, монографий, журналов по различным направлениям, в том числе по праву;

· Научная электронная библиотека «ELIBRARY.RU» (http://elibrary.ru) – содержит аннотации и полные тексты более 18 млн научных публикаций, более 2000 научных журналов в открытом доступе.

Значительный объем нормативного материала содержат популярные юридические базы данных «Консультант-Плюс» (www.consultant.ru), «Гарант» (www.garant.ru), «Кодекс» (www.kodeks.ru).

Диссертации и авторефераты диссертаций содержатся в Электронной библиотеке диссертаций Российской государственной библиотеки (http://diss.rsl.ru) – свободный полнотекстовый доступ к ресурсам библиотеки осуществляется через виртуальный читальный зал Нижегородской государственной областной универсальной научной библиотеки им. В. И. Ленина (Нижний Новгород, ул. Варварская, д. 3).


ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение № 1

Образец оформление титульного листа курсовой работы

(титульный лист курсовой работы)

НОУ ВО «Нижегородская правовая академия»

Кафедра теории и истории государства и права

 

 

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А

 

по теории государства и права

на тему: «Виды правонарушений по российскому законодательству»

 

Выполнил:

студент первого курса

группы № 1 Иванов С.И.

 

 

Научный руководитель:

к. ю. н., доцент_______________________

(фамилия, имя, отчество преподавателя)

 

 

Нижний Новгород

Приложение № 2

Образец оформления плана исследования

(второй лист курсовой работы)

П Л А Н

 

Введение ……………………..………..……………………….……... 3
 
1. Понятие правонарушения по российскому законодательству …………………………………….…………… 5
 
2. Основания классификации правонарушений по законодательству России и их виды …………………….... 17
3. Причина и условия совершения правонарушений в современной России…………………………………………... 25
Заключение …………………………………………..….……….. 32
 
Список использованной литературы...………………………. 34

 

Приложение № 3

Образец оформления списка использованной литературы

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты

1. Конституция РФ. – М., 2000.

2. Кодекс об административных правонарушениях РСФСР. – М., 1996.

3. Уголовный кодекс РФ. – М., 1998.

Научная литература

4. Батурин Ю. М., Жодзишский А. М. Компьютерная преступность и компьютерная безопасность. – М., 1991.

5. Галузин А. Ф. Правонарушения в публичном и частном праве: автореф. дис... канд. юрид. наук. – Саратов, 1996.

6. Денисов Ю. А. Общая теория правонарушения и ответственности (социологический и юридический аспекты). – Л., 1983.

7. Мишин Г. К. Проблемы экономической преступности (опыт международного изучения). – М., 1994.

Периодические издания

8. Лунеев В. В. Тенденции преступности: мировые, региональные, российские // Государство и право. – 1993. – № 5.

9. О некоторых проблемах борьбы с экономическими правонарушениями (по материалам Всероссийского совещания) // Государство и право. – 1997. – № 1.

10. Привалов К. В. Теневая экономика и перспектива развития реформируемой России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 1999. № 1.

Учебная литература

12. Теория государства и права / под ред. В.К. Бабаева. М., 1999.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.149.221 (0.013 с.)