Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Семинарские и практические занятияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Общие методические указания Семинарские и практические занятия по теории государства и права предусматривают следующие основные цели: – во-первых, оптимально организовать учебный труд студентов, предоставить возможность для проявления индивидуальности; – во-вторых, проверить качество усвоения студентами соответствующей темы курса на основе их самостоятельной работы с конспектами лекций, учебниками, научной, публицистической, художественной литературой, законодательством и другими юридическими актами. Кроме изучения теоретических вопросов, указанных в планах, студент должен выполнять к каждому занятию серию заданий: терминологическое (усвоение группы определений понятий, относящихся к соответствующей теме), тестовое и практическое (построение схем, отражающих классификацию изучаемых явлений, решение юридических задач, упражнений и т. п.). Для обязательного письменного выполнения этих заданий каждому студенту надлежит иметь личный рабочий блокнот (рабочую тетрадь), содержащий специальные разделы: а) юридический словарь; б) практикум; в) конспекты научной литературы; г) выдержки из нормативных правовых актов. Запись лекций производится в отдельной тетради. Особые требования предъявляются к осознанному и постоянному усвоению студентами именно теоретических вопросов: основных понятий о государственно-правовых явлениях, их связях с иными феноменами общества, закономерностях их развития и функционирования. Надлежащее внимание следует уделять личному самостоятельному изучению рекомендуемых современных политических документов, юридических трудов. Основные источники должны быть законспектированы к тому или иному занятию. Полнота конспектов может быть различной, но нельзя превращать конспектирование в простую переписку текстов изучаемых документов. Навыки конспектирования приобретаются на практике. Учитывая, что первокурсники таких навыков не имеют, им целесообразно изучить соответствующую методическую литературу и проконсультироваться по конспектированию работ с преподавателем, ведущим семинарские занятия. Для основательного усвоения учебного материала нельзя ограничиваться только конспектированием учебника с тем, чтобы потом на занятии просто пересказать (а еще хуже – зачитать) его перед аудиторией. Такой метод подготовки исключает активный, творческий подход студента к учебному материалу, существенно ограничивает круг познавательных источников. Наиболее эффективное, высококачественное усвоение учебного материала обеспечивается глубоким изучением, анализом, сравнением и обобщением большинства источников, которые определяются планами семинарских и практических занятий. Изучать их рекомендуется в такой последовательности: – конспект лекции; – учебник; – законодательный материал; – рекомендуемая литература; – другие материалы. На основе систематизации, анализа и обобщения всех изученных материалов подготовить и запомнить развернутые ответы на каждый вопрос плана семинарского занятия. Ответ на каждый вопрос плана занятия должен, как правило, включать: – определение и раскрытие сущности соответствующих понятий о конкретном государственно-правовом явлении; – ссылку на изученные источники; – характеристику свойств (родовых и видовых) этих явлений, раскрытие их закономерностей, классификацию (типологию). Конкретная методика подготовки написания полного текста ответа (составления расширенного или краткого плана ответа, формулирования основных тезисов ответа и т. п.) избирается каждым студентом индивидуально. Все источники надо изучать «сквозь призму» вопросов плана семинарского занятия. Следует научиться находить, отбирать из разнообразных источников и систематизировать только такую информацию, которая касается именно этих вопросов. Необходимо иметь в виду, что формулирование теоретических вопросов семинарского занятия, как правило, не дублирует названия глав, параграфов того или иного учебника (пособия). Поэтому только активное изучение большинства рекомендованных источников позволит подготовить полный, глубокий ответ на поставленные вопросы, собрать теоретические и фактические аргументы, доказательства, материалы социальной (в том числе юридической) практики, исторические и другие иллюстрации, которые доказывают, обосновывают изложенные тезисы и положения. Основная часть ответа должна быть изложена самостоятельно. Зачитывать разрешается лишь отдельные выписки из научной и другой литературы, законодательные тексты. Такая форма ответа наиболее оправдана потому, что соответствует уровню требований, предъявляемых на семестровом и государственном экзаменах. Считается недостаточно продуктивным такое занятие, которое сводится только к простому повторению материала, изложенного в лекции или в учебнике. Семинар – это, прежде всего, лаборатория творческого мышления, и в этом его основное учебно-методическое назначение, наибольшая дидактическая ценность. Только в том случае, если после занятия студенты имеют более широкие и глубокие знания, чем к его началу, оно полностью оправдывает себя как форма учебы. Поэтому и во время семинара желательно фиксировать, конспектировать все новое, что удалось услышать на занятии, дополнять и уточнять свои рабочие записи, подготовленные материалы. Развитию творческого подхода к правовым явлениям, выработке умения самостоятельно анализировать эти явления на основе историко-материалистического метода с общечеловеческих позиций, формированию у студентов навыков юридического мышления способствуют учебно-практические занятия проблемного характера. Обязательное письменное их выполнение – необходимый составной элемент подготовки к семинару. Каждому студенту надо научиться грамотно, логично, убедительно излагать и отстаивать в процессе публичного выступления свои мысли и положения о государстве и праве, юридической практике, выработать способность «не теряться» перед аудиторией, не «привязывать» себя к письменному тексту. С первых шагов изучения такой сложной науки, как теория государства и права следует привыкать к многообразию позиций по определенным проблемам. Студенту необходимо стремиться к тому, чтобы, заняв определенную позицию по определенному вопросу, вырабатывать у себя способность ее аргументировать. Во время занятий студентам следует активно участвовать в дискуссиях, в обсуждении научных сообщений товарищей по группе, проблемно-познавательных ситуаций, когда требуется четко, понятно для всех других формулировать свою позицию, аргументировать ее, «защищаясь» от оппонентов, ставить вопросы выступающим товарищам, оценивать их ответы. Навыки ведения полемики, владения «орудием» слова, формирующиеся в таких дискуссиях, – составная часть профессиональных качеств юриста. Дискуссия на занятии может возникнуть хотя бы и потому, что студенты имеют разный жизненный опыт, неодинаковую школьную подготовку и к тому же пользуются разными учебниками, в которых многие вопросы курса освещаются зачастую неоднозначно. Уровень достижения обозначенных выше целей семинарского занятия преподаватель проверяет: – заслушивая и оценивая доклады, выступления и вопросы студентов по плану занятия (по вызову преподавателя или с его позволения, по желанию студента; – обсуждая те решения, которые выработаны на семинарских занятиях; – контролируя тетради с конспектами источников и материалами выполнения письменных заданий; – проводя общие письменные (в том числе с использованием компьютера) аудиторные контрольные работы. Все материалы по изучению теории государства и права, в том числе, конспекты монографий и другой научной литературы, схемы, таблицы могут быть использованы студентами на следующих курсах при изучении специальных юридических дисциплин, по отношению к которым теория государства и права является наукой методологической, а также при изучении спецкурса на последнем году учебы и подготовке к сдаче государственного экзамена. Данные рекомендации не универсальны. Их цель – помочь студентам выработать индивидуальную, наиболее приемлемую методику подготовки к занятиям, чтобы глубоко усвоить основы теории государства и права.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.6.41 (0.007 с.) |