Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 5. Механизм государстваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Продолжительность семинарского занятия – 2 часа Цель занятия: Уяснить, что представляет собой механизм государства, как соотносятся понятия «механизм государства» и «государственный аппарат». Приобрести глубокие знания о природе органа государства. Уметь раскрыть его признаки, показать отличие органа государства от государственных предприятий и учреждений, охарактеризовать принципы организации и деятельности государственных органов. При изучении видов государственных органов необходимо понять, что их классификация проводится по различным критериям. Специальное внимание следует уделить изучению особенностей законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти. К семинарскому занятию рекомендуется подготовить научные сообщения на темы: «Законодательные органы власти Российской Федерации»; «Институт президента в системе органов власти Российской Федерации»; «Правоисполнительные органы в механизме государства». План занятия 1.Понятие и структура механизма государства. Соотношение понятий «механизм государства» и «государственный аппарат». 2.Понятие и виды государственных органов. 3.Принципы организации и деятельности государственных органов. 4.Законодательные (представительные) органы государственной власти. 5.Исполнительные органы государственной власти. 6.Органы судебной власти. Вопросы для самоконтроля 1. Что означает понятие «механизм государства»? 2. Как соотносятся понятия «механизм государства» и «государственный аппарата»? 3. Каковы признаки механизма государства и его структура? 4. Что такое орган государства, и каковы его признаки? 5. Раскройте смысл понятий «государственный служащий», «компетенция». 6. Какой принцип лежит в основе законодательного закрепления компетенции органа государства? 7. Назовите критерии, используемые для классификации органов государства. 8. Назовите виды государственных органов в зависимости от порядка их формирования. 9. Дайте краткую характеристику законодательных, исполнительных, судебных органов. 10. Назовите виды государственных органов в зависимости от территориального объема их действия. 11. Назовите принципы, на основе которых должен функционировать государственный аппарат. Дайте их краткую характеристику. 12.Каким образом эволюция функций государства может воздействовать на развитие государственного аппарата? 13. Что можно сказать о развитии исполнительной ветви власти Тестовое задание В целях закрепления полученных знаний по данной теме решить в рабочей тетради тестовые задания из учебно-методического пособия Никитин А.В., Тенилова Т.Л. Сборник обучающих и контрольных тестов. Н. Новгород, 2010. Терминологическое задание Выписать в личный юридический словарь и усвоить определения понятий: «механизм государства», «орган государства», «законодательные органы государственной власти», «исполнительные органы государственной власти», «судебные органы государственной власти». Практическое задание 1. Студентам предлагается составить схему «Структура законодательных, исполнительных и судебных органов власти» и продемонстрировать ее знание в устном виде. 2. Найти, выписать и усвоить определения понятий «государственная организация», «государственное предприятие», «государственное учреждение». В чем их отличие от органов государства и друг от друга? Проблемные вопросы 1. Каким образом эволюция функций государства может воздействовать на развитие государственного аппарата? Аргументируйте свой ответ. В целях изучения вопроса об основных звеньях аппарата Российского государства и общей характеристики полномочий основных органов государства, Вам рекомендуется обратиться, прежде всего, к тексту действующей Конституции РФ. Особое внимание следует уделить главам 4 – 7, в которых закреплено правовое положение высших органов власти и управления, правосудия, прокурорского надзора. 2. Что можно сказать о развитии исполнительной ветви власти в современной России? Какова реальная роль законодательной ветви власти? 3. Чем обусловлена двухпалатная структура Федерального Собрания Российской Федерации»? 4. Можно ли относить государственные корпорации (Агентство по страхованию вкладов, Российская корпорация нанотехнологий, Росатом и др.) и государственные компании («Российские автомобильные дороги», «Роскартография» и др.), к элементам механизма современного Российского государства? Аргументируйте свою точку зрения. Для ответа на данный вопрос студенту рекомендуется обратиться к тексту п. 1 ст. 7.1 и п. 1 ст. 7.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также к статье Г. А. Колобовой «Государственные корпорации как политико-государственные механизмы регулирования российской экономики» (Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 8. Ч. 2. С. 101 – 104. URL: http://scjournal.ru/articles/issn_1997-292X_2012_8-2_22.pdf). Рекомендуемая литература Базовый учебник: 1. Теория государства и права / под ред. В. К. Бабаева. – М., 2001. – С. 105 – 117. Основная: 2. Морозова Л. А. Теория государства и права. – М., 2004. – С. 115 – 126. 3. Рассолов М. М. Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата. – М., 2014. – С. 183 – 217. Дополнительная: Нормативно-правовые акты: 4. Указ Президента РФ от 31 декабря 1999 г. № 1763 «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих обязанностей, и членам его семьи». 5. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ 6. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ 7. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации». 8. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». 9. Федеральный закон от 31 декабря 1999 г. № 228-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». 10. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Учебная: 11. Иванов А. А. Теория государства и права. – М., 2009. – С. 52 – 67. 12. Кожевников С. Н. Теория государства: курс лекций. – Н. Новгород, 2010. – С. 102 – 114. 13. Любашиц В. Я., Мордовцев А. Ю., Тимошенко И. В. Теория государства и права. – Ростов-на-Дону, 2002. – С. 144 – 162. 14. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах / отв. ред. М. Н. Марченко. Т. 1. М., 2002. – С. 259 – 278. 15. Оксамытный В. В. Теория государства и права. – М., 2004. С. 208 – 211. 16. Радько Т. Н. Теория государства и права. – М., 2004. – С. 119 – 152. 17. Сырых В. М. Теория государства и права. – М., 2005. – С. 45 – 53. 18. Теория государства и права / под общ. ред. А. С. Пиголкина. – М., 2003. – С. 114 – 130. 19. Чашин А. Н. Теория государства и права. – М., 2008. – С. 81 – 90. Научная: 20. Бородин С. В., Кудрявцев В. Н. О судебной власти в России // Государство и право. – 2001. – № 10. 21. Денисов С. А. Формирование контрольной ветви государственной власти и ограничение коррупции // Государство и право. – 2002. – № 3. 22. Петрухин И. Л. Проблемы судебной власти в современной России // Государство и право. – 2000. – № 7 – 8. 23. Салищева Н. Г., Хаманева Н. Ю. Исполнительная и судебная ветви власти: соотношение и взаимодействие // Государство и право. – 2000. – № 1. – С. 5 – 11. 24. Хесин Б. Л. Механизм современного Российского государства: дис… канд. юрид. наук. – Н. Новгород, 2001. Тема 6. Форма государства Продолжительность семинарского занятия – 4 часа Цель занятия: Добиться понимания формы государства и ее структурных элементов: формы правления (монархия и республика), формы государственного устройства (унитарная и федеративная), политического (государственно-правового) режима (демократический и антидемократический). К семинарскому занятию возможно подготовить научные сообщения на темы: «Нетипичные формы правления в современных государствах», «Федеративная модель государственного устройства: достоинства и недостатки», «Децентрализованные унитарные государства», «Современные конфедеративные образования», «Переходные политические режимы». План занятия 1.Понятие формы государства. 2.Форма правления. 3.Форма государственного территориального устройства. 4.Политический (государственно-правовой) режим. Вопросы для самоконтроля 1. Из каких элементов состоит форма государства? 2. Определите понятие и виды формы правления. 3. Назовите особенности абсолютной, дуалистической и парламентской (конституционной) монархий. 4. В чем заключаются основные отличия республики как формы правления от монархии? 5. Каковы отличительные признаки президентской республики? 6. Каковы отличительные признаки парламентской республики? 7. В чем особенности смешанной республики как формы правления? 8. Какие формы правления принято относить к категории нетипичных? 9. Определите понятие «форма государственного устройства». 10. В чем заключается отличие унитарного государства от федеративного? 11. Каковы особенности конфедерации как формы государственного устройства? 12. В чем различие федерации от конфедерации? 13. Что представляет собой форма децентрализованного унитарного государства? 14. Определите понятие государственно-правового режима. Каковы его виды? 15. В чем особенности демократического государственно-правового режима? 16. Дайте краткую характеристику авторитарного, тоталитарного и фашистского режимов как основных видов антидемократического режима. 17. Дайте характеристику формы современного Российского государства. Тестовое задание В целях закрепления полученных знаний по данной теме решить в рабочей тетради тестовые задания из учебно-методического пособия Никитин А. В., Тенилова Т. Л. Сборник обучающих и контрольных тестов. – Н. Новгород, 2010. Терминологическое задание Выписать в личный юридический словарь и уяснить содержание следующих понятий: «форма государства», «форма правления», «монархия», «республика», «абсолютная монархия», «конституционная монархия», «дуалистическая монархия», «президентская республика», «парламентарная республика», «полупрезидентская республика», «полупарламентарная республика», «суперпрезидентская республика», «президентско-монократическая республика», «унитарное государство», «федерация», «конфедерация», «империя», «децентрализованное унитарное государство», «политический (государственно-правовой) режим», «демократический режим», «авторитарный режим», «тоталитарный режим». Практическое задание 1. Изучите понятия таких сложных государств, как «сообщество», «содружество», «союз», «уния», «протекторат», «инкорпорация», «фузия». 2. Обратившись к тексту Конституции Российской Федерации (главы 1 – 3) и дополнительной литературе, дайте описание формы современного Российского государства. Будьте готовы пояснить сделанные выводы. Проблемные вопросы и материалы для размышлений 1. Знаменитый римский мыслитель Цицерон писал о «res publica», понимая под данным термином государство вообще (Цицерон. Диалоги. М., 1994). Прокомментируйте указанные факты? Действительно ли республика и монархия являются двумя противоположными друг другу формами правления? 2. Есть ли однозначная зависимость между формой правления и характером политико-правового режима? Например, в аспекте соблюдения прав личности в том или ином государстве. А, может быть, политико-правовой режим в большей степени характеризует сущность государства, а не его форму? Как отнестись, например, к тому, что в некоторых государствах с монархической формой правления политические режимы более демократичны, чем в отдельных государствах-республиках? Аргументируйте занятую Вами позицию. К какому виду следует отнести форму правления, сложившуюся в Российской Федерации? Адекватна ли была реальным условиям России концепция «десоветизации» и ее радикальная реализация? Могла ли советская форма эволюционировать в направлении парламентской демократии? Были ли в истории советской государственности элементы разделения властей? Какие методы модернизации государственности более правильны в современную эпоху: эволюционные или революционные? Можно ли «имплантировать» институты западной демократии, так сказать, в «чистом виде» в российскую государственность? Приемлемы ли они для российской социокультурной и политико-правовой среды, национально-исторических традиций и правового менталитета? Материал 1-й. Из книги Р. Т. Жеругова « Теория государства и права: учебное пособие для вузов» (М. – Нальчик, 1995. – С. 42 – 43): «Как известно, Советы в России возникли в результате революционного творчества народа. В. И. Ленин открыл республику Советов как новую историческую форму правления социалистического государства. В его известных «Апрельских тезисах» провозглашалось программное требование: «Не парламентарная республика… а республика Советов…» (Полн. собр. соч. Т. 31. – С. 115.) Советы, характерной чертой которых было соединение законодательных, исполнительных и контрольных функций, а также демократический централизм как принцип их организации, таким образом, изначально противопоставлялись «буржуазному» парламентаризму с разделением властей (законодательных, исполнительных и судебных). Следует, однако, подчеркнуть, что в последние годы существования СССР и далее в России произошли серьезные преобразования в системе представительной власти: внедрение элементов разделения властей, учреждение Конституционного контроля и т. д. В результате трагических сентябрьско-октябрьских событий 1993 года эволюционный процесс «парламентаризации» советской представительной системы был прерван… Еще в годы «перестройки» незабываемый экс-мэр Москвы Г. Попов в брошюре «Что делать?» обосновывал идеи «десоветизации, дефедерализации» и прочих «де…заций» России. В 1993 г. в России Советы оказались в центре политического противостояния законодательной и исполнительной власти. На «Конституционном совещании» Президент РФ однозначно заявил: «Советы и демократия – несовместимы», после чего началась, так называемая, «артподготовка» к решительному наступлению на представительную власть». 2. Какой принцип должен лежать в основе государственного устройства Российской Федерации, чтобы свести к минимуму межнациональные конфликты? 3. Прокомментируйте точку зрения, согласно которой традиционная классификация форм государственного территориального устройства нуждается в корректировке. Материал 2-й. Из книги В. Иванова «Теория государства» (М., 2010. – С. 156): «Очевидно, что в довольно скорой перспективе теоретикам государства придется рационализировать классификацию форм государственного устройства и, в частности, вероятно, вообще отказаться от понятия федерации, поскольку граница между федеративными и децентрализованными унитарными государствами довольно размытая. …Нужно разделить государства на унитарные (простые) и региональные (сложные, сложносоставные, сложноустроенные). Простые – это нынешние централизованные унитарные государства, состоящие целиком или в основном из административных образований. А региональные государства – состоящие целиком или в основном из автономных или государственных образований». Рекомендуемая литература Базовый учебник: 1. Теория государства и права / под ред. В. К. Бабаева. – М., 2001. – С. 68 – 87. Основная: 2. Венгеров А. Б. Теория государства и права. – М., 2005. – С. 25 – 56. 3. Морозова Л. А. Теория государства и права. – М., 2004. – С. 75 – 95. 4. Рассолов М. М. Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата. – М., 2014. – С. 118 – 157. Дополнительная: Учебная: 5. Иванов А. А. Теория государства и права.– М., 2009. – С. 52 – 67. 6. Кожевников С. Н. Теория государства: курс лекций. – Н. Новгород, 2010. – С. 102 – 114. 7. Любашиц В. Я., Мордовцев А. Ю., Тимошенко И. В. Теория государства и права. – Ростов-на-Дону, 2002. – С. 101 – 123. 8. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах / отв. ред. М. Н. Марченко. Т. 1. – М., 2002. – С. 88 – 106. 9. Радько Т. Н. Теория государства и права. – М., 2004. – С. 91 – 108. 10. Сырых В. М. Теория государства и права. – М., 2005. – С. 70 – 90. 11. Теория государства и права / под общ. ред. А. С. Пиголкина. – М., 2003. – С. 86 – 101. 12. Чашин А. Н. Теория государства и права. – М., 2008. – С. 102 – 119. Научная: 13. Агеев В. В. Развитие европейского федерализма. – Калининград, 2001. 14. Александров И. А. Монархии Персидского залива: этап модернизации. – М., 2000. 15. Бабурин С. Н. Мир империй: Территория государства и мировой порядок. – СПб., 2005. – С. 53 – 71, 94 – 125, 259 – 270, 275 – 310. 16. Брезгулевская Н. В. Виды федерации и модели федерализма // Правоведение. – 2005. – № 3. – С. 150 – 162. 17. Горбачева С. В. Федерализм как форма государственного устройства: основные теоретические подходы // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право. – 2013. – № 35. – С. 76 – 85. 18. Громыко А. Н. Политические режимы. – М., 2000. 19. Иванов В. Теория государства. – М., 2010. 20. Киселева А. В., Нестеренко А. В. Теория федерализма. – М., 2002. 21. Кудрявцев Ю. А. Политические режимы: критерии классификации и основные виды // Правоведение. – 2002. – № 1 (240). – С. 195 – 205. 22. Кушхов И. Р. Процессы развития унитаризма при современной монархической форме правления // Ленинградский юридический журнал. – 2011. № 3. – С. 187 – 199. 23. Мамочкина Е. М. Российский федерализм: проблемы и перспективы развития // Право. Законодательство. Личность. – 2013. – № 2 (17). – С. 29 – 32. 24. Тэпс Д. Концептуальные основы федерализма. СПб., 2002. 25. Тирских М. Г. Соотношение политического, государственного и государственно-правового режимов // Сибирский юридический вестник. – 2005. – № 1. – С. 8 – 3. 26. Федерализм: теория, институты, отношения (сравнительно-правовое исследование) / отв. ред. Б. Н. Топорнин. – М., 2001. 27. Федорец М. Н. Федерация или все-таки унитарное государство? // Государство и право. – 2011. – № 10. – С. 113 – 117. 28. Чиркин В. Е. Современное государство. – М., 2001. – С. 135 – 198. 29. Шанин А. А. Политический режим: сущность, содержание и типология. – Волгоград, 2002. 30. Ширко Е. Н. Модель кооперативного федерализма: возможности и границы использования: на примере США и России. – М., 2002.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.50.71 (0.009 с.) |