Общие этапы проведения систематизации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие этапы проведения систематизации



Этапы проведения систематизации можно обрисовать лишь в

самом общем виде, поскольку они трансформируются в зависимо-

сти от того, какой вид систематизации проводится. Непреложным

принципом является последовательность их выполнения.

Общие этапы проведения работы по систематизации таковы:

1) составление плана систематизации;

2) составление перечня правовых актов, которые необходимо

систематизировать;
 

См.: АчексеевС. С. Общая теория права: в2т. М., 1982. Т. 2. С. 251.
Глава 11. Систематизация правовых актов как вид юридической работы 337   3) сбор этих правовых актов; 4) изъятие устаревших актов; 5) внесение в правовые акты изменений и дополнений; 6) анализ правовых актов; 7) ревизия правовых актов; 8) выбор критериев систематизации; 9) размещение материала по рубрикам. Конечным результатом проведенной работы может быть сба- лансированная и гармоничная система правовых актов.   § 2.Причины и значение систематизации Причины систематизации Множество объективных и субъективных причин делают систе- матизацию крайне необходимой. К объективным причинам относятся: 1) двухуровневая система законодательства, осложняющаяся наличием совместной компетенции федерального центра и субъ- ектов РФ; 2) нестабильность в государстве, следствием которой является постоянное изменение законодательства; 3) многочисленность правотворческих субъектов (отсюда не- редкими являются коллизии между нормативными актами, ими издаваемыми); 4) наличие пробелов в нормативных актах и необходимость их устранения; 5) накопление большого количества нормативных актов в про- цессе преобразований, происходящих в государстве; 6) формирование новых отраслей законодательства; 7) обеспечение удобства пользования нормативными актами. Субъективные причины таковы: 1) противоречивость нормативных актов разных уровней, а по- рой и противоречивость положений внутри одного нормативного акта; 2) декларативность актов и невозможность ими реально поль- зоваться; 3) несовершенство нормативных актов, а потому их низкая эф- фективность;


 
Глава 11. Систематизация правовых актов как вид юридической работы 339 чтобы классификация по возможности стала легко доступной и удобной в обращении; 4) систематизация важна и для дальнейшего развития права. Анализ и обработка действующих нормативных актов, группиров- ка правовых предписаний по определенной схеме, создание внут- ренне единой системы актов являются необходимыми условиями эффективности правотворческой деятельности. § 3. Принципы систематизации Под принципами принято понимать фундаментальные, осно- вополагающие идеи, которые движут субъектами права, выпол- няющими ту или иную юридическую работу. Нарушение их спо- собно сделать работу бесполезной. Вот почему принципы обычно выступают как требования, которые должны неуклонно испол- няться.   Принципы систематизации — это обязательные требования, реализация которых позволит субъектам систематизации достичь поставленного результата по приведению системы правовых актов в сбалансированную и пригодную для использования систему. Систематизация права — один из видов юридической работы. Вполне понятно, что к ней предъявляются те же требования, кото- рые обеспечивают качество любой юридической работы. Особен- но тесно систематизаторская работа связана с правотворческой. Рассмотрим эти принципы (некоторые из них были раскрыты в разд. I, где речь шла о правотворчестве): — плановость (установление этапов проведения систематиза- ции, сроков, конкретных исполнителей и др.); — стремление к минимальному количеству нормативных актов; — полнота (речь идет не только об исчерпывающем сборе ак- тов, но и о ревизии их по всем основаниям); — целесообразность (ревизию актов стоит проводить лишь то- гда, когда есть опасность снижения эффекта от использования правовых актов); — оперативность (поскольку право — это динамичная система, приведение ее в рабочее состояние должно быть быстрым, так как последующие ее изменения только осложнят работу);
Особенная часть

4) засоренность нормативного массива недействующими или

дублирующими предписаниями;

5) перекосы в соотношении законов и подзаконных актов

и т. д.

 

Значение систематизации

Систематизация нормативных актов — очень практичная юри-

дическая работа. Ее проведение с большой долей вероятности мо-

жет привести к успеху, нежели, допустим, создание нового закона,

который еще неизвестно как покажет себя на практике. Рассмот-

рим некоторые выгоды от проведения систематизаторской ра-

боты:

1) чтобы иметь возможность использовать юридические нор-

мы, сами юристы и все граждане, которым надлежит соблюдать

законы, должны иметь более или менее точное и широкое пред-

ставление о праве. Первые — по профессиональной необходимости,

вторые — в основном для того, чтобы защитить свои права и инте-

ресы, а также знать свои обязанности, чтобы избежать неприятно-

стей. Необходимость распространения сведений о праве и углуб-

ленного, специализированного знания законов вызывает потреб-

ность в систематизации, например в виде сборников;

2) являясь дополнением к мерам гласности в отношении зако-

нов и подзаконных актов, систематизация в различных своих ви-

дах представляет собой материальную и публичную опору науки пра-

ва; также она важна для обучения студентов;

3) основной характерной чертой юридической документации,

особенно в наше время, является ее безграничность. При беско-

нечно возрастающем многообразии человеческой деятельности в

развитых странах, увеличивающейся сложности вытекающих из

этого социальных отношений, наконец, при систематическом

вмешательстве отдельных политических режимов право многих

современных государств характеризуется почти патологическим

гигантизмом1. Количество и непостоянство законов, разнообразие

их объектов, дробление административных регламентов, увеличе-

ние числа особых законов — все это делает точное знание права

затруднительным даже для специалистов. Требуется очень серьез-

ная работа по классификации юридической документации, с тем
 

См.: Сандевуар П. Указ. соч. С. 87.


 
Особенная часть
 
Глава 12. Правила систематизации юридических документов

непрерывность (достижение гармонии правовых актов — яв-
Глава 12 ПРАВИЛА СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ В этой главе вы узнаете: • какие существуют виды систематизации; • в чем заключается особенно.;гь кодификации; • какие технико-юридические правила надо выполнять в процессе кодификации; • чем консолидация отличается от других видов систематизации; • какие технико-юридические правила свойственны консолидации; • что такое инкорпорация и как ее осуществлять; • является ли учет правовых документов разновидностью системати- зации и как его можно производить; • почему компьютеризация проникла в систематизацию права столь глубоко и широко.   § 1. Кодификация и правила ее проведения Научные подходык характеристикекодификации Кодификацию издавна считали видом систематизации наряду с инкорпорацией1. Для этого были веские основания: действитель- но, лучшим способом устранить путаницу со множеством актов является их объединение с отбором, переработкой и согласовани- ем всех необходимых норм. Однако создание кодекса — дело не только не легкое, но и не быстрое. Практический опыт показывал, что иногда лучше интег- рировать множество актов в один без их коренной переработки и дело улучшится, чем годами приближаться к созданию кодекса. Так возник новый вид систематизации — консолидация, зани- мающая очень близкое положение к кодификации. В 1990-е гг. ученые включили консолидацию в предмет своего изучения2. Одновременно с этим началась переоценка собственно ко- дификации. Так, В. К. Бабаев полагает, что кодификация от- носится скорее к правотворчеству, нежели к систематизации3.

ление временное, динамизм правовой системы не предполагает

приостановку этой работы);

экономичность (работа по систематизации относится к числу

высокоинтеллектуальных действий, поэтому повышение ее произ-

водительности, а также возможное снижение издержек может ее

удешевить);

доступность (поскольку юридические документы затрагива-

ют интересы людей, следует думать о том, как расширить и сде-

лать достаточно легким пользование ими);

демократичность (имеется в виду выявление общественного

мнения относительно того, какая форма систематизации будет бо-

лее подходящей);

гласность (процесс и результаты работы по систематизации

полезно делать достоянием общественности, поскольку правовые

акты затрагивают их интересы);

профессионализм (желательно, чтобы систематизаторской ра-

ботой занимались знатоки этого дела);

научность (привлечение разработок ученых в области систе-

матизации позволит использовать не только освоенный, но и за-

рубежный опыт, а также новые прогрессивные идеи).

Выполнение всех перечисленных принципов позволит достичь

наилучшего результата в процессе проведения систематизации.

 

Литература

Лкксеев С. С. Общая теория права: в 2 т. М., 1982. Т. 2.

Захарова Н. Н. Систематизация нормативно-правовых актов мини-

стерств СССР. М., 1990.

Карташов В. Н. Теория правовой системы общества: учеб. пособие:

в 2 т. Ярославль, 2005. Т. 1.

Михайлов О. В. Систематизация нормативно-правовых актов как спо-

соб их совершенствования. М., 2003.

Общая теория права: курс лекций / под общ. ред. В. К. Бабаева.

Н. Новгород, 1993.

Орешкина И. Б. Систематизация нормативно-правовых актов Россий-

ской Федерации: автореф. дис.... канд. юрид. наук. Саратов, 2000.

Сандевуар П. Введение в право. М., 1994.
 
См., например: Алексеев С. С. Общая теория права: в 2 т. М., 1982. Т. 2. С. 253.

Сивицкий В. В. Систематизация конституционно-правовых актов Рос-
 
См., например: Общая теория права: учебник / под ред. А. С. Пиголкина. М.,

сийской Федерации: форма, технология, объекты // Законотворческая
1995. С 228.

техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование:
 
См.: Общая теория права: курс лекций / под общ. ред. В. К. Бабаева. Н. Нов-

сб. ст.: в 2 т. Н. Новгород, 2001. Т. 1.
город, 1993. С. 331,332.


 
 
Глава 12. Правила систематизации юридических документов
 
 
Во Франции — центре романо-германской семьи права — ко- дификацию понимают в узком и широком смысле1. В узком смыс- ле кодификация — это процесс создания классических кодексов, в широком — процесс объединения нормативных актов в единый документ, где законодательные нормы, по существу, не пересмат- риваются, устраняются только противоречия между ними, отсека- ются устаревшие положения и т. п. Более того, некоторые фран- цузские ученые и соединение нормативных актов в единый сбор- ник готовы считать кодификацией. Здесь уже практически стирается разница между видами систематизации. Однако нельзя сказать, что они не правы. Слово «кодекс» в переводе с латыни означает «книга», и тогда получается, что создание системного сборника нормативных актов правомерно называть кодексом. И все же слова «кодификация», «кодекс» все больше употреб- ляются в специальном смысле: как совокупность разрозненных правовых норм, приведенных в форму единого целого2. С развитием общества увеличиваются языковые возможности людей. Это позволяет использовать множество терминов для диф- ференциации различных правовых явлений. Вряд ли стоит обо- значать единым термином «кодификация» различные виды систе- матизации. Поэтому использование в российской правовой науке слова «кодификация» в специфическом смысле представляется оправданным.   Особенности кодификации Кодификация существенно отличается от других видов систе- матизации. Рассмотрим ее признаки: 1) целью кодификации является создание единого и согласо- ванного нормативного акта; 2) кодекс — это фундаментальный нормативный акт, посредст- вом которого систематизируются отношения всей отрасли права. При этом он закрепляет основы правового регулирования той или иной сферы общественных отношений, а потому не отменяет су- ществование других видов нормативных актов, более того — пред- полагает их необходимость; 3) цельность кодексу придает не только однородность регули- руемых им общественных отношений (его предмет), но и специ-
Особенная часть

 


К этой позиции стоит присоединиться и выдвинуть следующие

аргументы:

1) систематизация имеет дело с законодательными актами.

В процессе же создания кодекса дело приходится иметь с право-

выми предписаниями;

2) для создания кодекса используется сугубо правотворческий

инструментарий, касающийся построения содержания, структу-

ры, логики нормативного акта, использования языка (см. гл. 6

и 7). При инкорпорации эти инструменты не используются.

Таким образом, систематизировать можно лишь то, что имеется.

Тем не менее если создание кодекса позволяет расчистить правовое

поле от завалов и нагромождений нормативных актов, то с этой сто-

роны кодификацию можно считать способом упорядочения норма-

тивных документов. Но это только с точки зрения эффекта, который

позволяет достичь кодификация, но не исходя из ее сущности.

 

Понятие кодификации

Кодификация — в интеллектуальном плане самый трудный вид

систематизации. Не случайно создание кодекса занимает доволь-

но длительный период и требует объединения усилий множества

высококвалифицированных специалистов. Например, для подго-

товки ныне действующего Гражданского кодекса РФ был создан

Центр частного права, где были собраны лучшие специалисты в

области цивилистики. Для создания других кодексов (Трудового,

Семейного, Уголовно-процессуального и т. д.) также формирова-

лись большие коллективы из видных ученых России, опытных

практических работников и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 935; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.98 (0.048 с.)