Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общие этапы проведения систематизации
Этапы проведения систематизации можно обрисовать лишь в самом общем виде, поскольку они трансформируются в зависимо- сти от того, какой вид систематизации проводится. Непреложным принципом является последовательность их выполнения. Общие этапы проведения работы по систематизации таковы: 1) составление плана систематизации; 2) составление перечня правовых актов, которые необходимо систематизировать; См.: АчексеевС. С. Общая теория права: в2т. М., 1982. Т. 2. С. 251.
4) засоренность нормативного массива недействующими или дублирующими предписаниями; 5) перекосы в соотношении законов и подзаконных актов и т. д.
Значение систематизации Систематизация нормативных актов — очень практичная юри-
дическая работа. Ее проведение с большой долей вероятности мо- жет привести к успеху, нежели, допустим, создание нового закона, который еще неизвестно как покажет себя на практике. Рассмот- рим некоторые выгоды от проведения систематизаторской ра- боты: 1) чтобы иметь возможность использовать юридические нор- мы, сами юристы и все граждане, которым надлежит соблюдать законы, должны иметь более или менее точное и широкое пред- ставление о праве. Первые — по профессиональной необходимости, вторые — в основном для того, чтобы защитить свои права и инте- ресы, а также знать свои обязанности, чтобы избежать неприятно- стей. Необходимость распространения сведений о праве и углуб- ленного, специализированного знания законов вызывает потреб- ность в систематизации, например в виде сборников; 2) являясь дополнением к мерам гласности в отношении зако- нов и подзаконных актов, систематизация в различных своих ви- дах представляет собой материальную и публичную опору науки пра- ва; также она важна для обучения студентов; 3) основной характерной чертой юридической документации, особенно в наше время, является ее безграничность. При беско- нечно возрастающем многообразии человеческой деятельности в развитых странах, увеличивающейся сложности вытекающих из этого социальных отношений, наконец, при систематическом вмешательстве отдельных политических режимов право многих современных государств характеризуется почти патологическим гигантизмом1. Количество и непостоянство законов, разнообразие их объектов, дробление административных регламентов, увеличе- ние числа особых законов — все это делает точное знание права затруднительным даже для специалистов. Требуется очень серьез- ная работа по классификации юридической документации, с тем См.: Сандевуар П. Указ. соч. С. 87.
— непрерывность (достижение гармонии правовых актов — яв-
ление временное, динамизм правовой системы не предполагает приостановку этой работы); — экономичность (работа по систематизации относится к числу высокоинтеллектуальных действий, поэтому повышение ее произ- водительности, а также возможное снижение издержек может ее удешевить); — доступность (поскольку юридические документы затрагива- ют интересы людей, следует думать о том, как расширить и сде- лать достаточно легким пользование ими); — демократичность (имеется в виду выявление общественного мнения относительно того, какая форма систематизации будет бо- лее подходящей); — гласность (процесс и результаты работы по систематизации полезно делать достоянием общественности, поскольку правовые акты затрагивают их интересы); — профессионализм (желательно, чтобы систематизаторской ра- ботой занимались знатоки этого дела); — научность (привлечение разработок ученых в области систе- матизации позволит использовать не только освоенный, но и за- рубежный опыт, а также новые прогрессивные идеи). Выполнение всех перечисленных принципов позволит достичь наилучшего результата в процессе проведения систематизации.
Литература Лкксеев С. С. Общая теория права: в 2 т. М., 1982. Т. 2. Захарова Н. Н. Систематизация нормативно-правовых актов мини- стерств СССР. М., 1990. Карташов В. Н. Теория правовой системы общества: учеб. пособие: в 2 т. Ярославль, 2005. Т. 1. Михайлов О. В. Систематизация нормативно-правовых актов как спо- соб их совершенствования. М., 2003. Общая теория права: курс лекций / под общ. ред. В. К. Бабаева. Н. Новгород, 1993. Орешкина И. Б. Систематизация нормативно-правовых актов Россий- ской Федерации: автореф. дис.... канд. юрид. наук. Саратов, 2000. Сандевуар П. Введение в право. М., 1994.
Сивицкий В. В. Систематизация конституционно-правовых актов Рос-
сийской Федерации: форма, технология, объекты // Законотворческая
техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование:
сб. ст.: в 2 т. Н. Новгород, 2001. Т. 1.
К этой позиции стоит присоединиться и выдвинуть следующие аргументы: 1) систематизация имеет дело с законодательными актами. В процессе же создания кодекса дело приходится иметь с право- выми предписаниями; 2) для создания кодекса используется сугубо правотворческий инструментарий, касающийся построения содержания, структу- ры, логики нормативного акта, использования языка (см. гл. 6 и 7). При инкорпорации эти инструменты не используются. Таким образом, систематизировать можно лишь то, что имеется.
Тем не менее если создание кодекса позволяет расчистить правовое поле от завалов и нагромождений нормативных актов, то с этой сто- роны кодификацию можно считать способом упорядочения норма- тивных документов. Но это только с точки зрения эффекта, который позволяет достичь кодификация, но не исходя из ее сущности.
Понятие кодификации Кодификация — в интеллектуальном плане самый трудный вид систематизации. Не случайно создание кодекса занимает доволь- но длительный период и требует объединения усилий множества высококвалифицированных специалистов. Например, для подго- товки ныне действующего Гражданского кодекса РФ был создан Центр частного права, где были собраны лучшие специалисты в области цивилистики. Для создания других кодексов (Трудового, Семейного, Уголовно-процессуального и т. д.) также формирова- лись большие коллективы из видных ученых России, опытных практических работников и др.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 935; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.98 (0.048 с.) |