Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Корпоративное правотворчествоСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Корпоративное правотворчество в той или иной мере имеет место в различных организациях, но наиболее массивно оно представлено в предпринимательских корпорациях (организаци- ях, основанных на объединенных капиталах), поскольку там по- рой занято несколько тысяч человек (юридическая техника кор- поративных нормативных правовых актов будет рассмотрена в гл. 8).
§ 2. Законодательство: Три подхода к его пониманию В юридической литературе и в обыденной жизни широко рас- пространен термин «законодательство». Он понимается по-раз- ному. В соответствии с первой точкой зрения законодательство — это совокупность законов1. Согласно второй точке зрения это совокупность нормативных актов, издаваемых федеральными органами власти2. От рафиниро- ванного (или узкого) понимания законодательства заставила отка- заться сама жизнь: нехватка законов особенно явно наблюдалась в период перехода к рыночным отношениям. Однако на сегодняш- ний день этот голод устранен, он восполняется с помощью подза- конных нормативных актов. Нельзя не считаться и с правовым менталитетом народа. В сознании людей любое нормативное веле- ние верховной власти всегда приравнивалось и приравнивается до сих пор к «закону». В защиту этой точки зрения выдвигаются и другие аргументы. Так, некоторые ученые утверждают, что исклю- чение из системы законодательства, например, ведомственных нормативных актов означает признание фрагментарного характе- ра законодательства, а это «негативно отразится на всей системе, поскольку позволит каждому, теперь уже отдельному звену функ- ционировать самостоятельно, не обеспечивая единство и взаимо- действие всех звеньев»3. См., например: Лившиц Р. 3. Теория права. М., 1994. С. 112; Тихомиров Ю. А., Котелевская И. В. Правовые акты: учеб.-практ. и справ, пособие. М., 1999. С. 39; Шмакова Н. С. Указ. соч. С. 28. См., например: Бабаев В. К. Правотворчество в современном Российском го- сударстве // Теория государства и права / под ред. В. К. Бабаева. М., 2006. С. 329. Червяков Н. Н. Проблемы совершенствования ведомственного правотворче- ства на материалах МВД России: автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 7.
реальным общественным отношениям. Закон может соответство-
вать самому высокому уровню законодательной техники, тем не менее вызывать отрицательный эффект, если грубо нарушает со- циальную справедливость и не отвечает экономическим, полити- ческим и иным интересам и потребностям общества. Например, в начале 2006 г. жители многих российских городов вы- шли на улицы, протестуя против резкого удорожания коммунальных услуг. Их можно понять. Коммунальные тарифы возросли на 30%, а прибавки к пенсиям, пособиям и заработной плате бюджетников не произошло.
Стремление к минимальному количеству нормативных актов У подавляющего большинства населения возникают проблемы с получением информации о законодательстве: в большом их мас- сиве немудрено запутаться. И даже при должной информирован- ности далеко не все способны увязать правовые нормы между со- бой, определить их иерархию и т. п., что зачастую приводит к не- желанию действовать в соответствии с законодательством. Именно такое положение существует в области налогового права, которое продолжает оставаться массивным, сложным и запутанным. Налогоплательщики (особенно мелкие предпринимательские органи- зации) жалуются: чтобы разобраться с налоговым законодательством и правильно посчитать свои налоги, им приходится приглашать юри- стов за немалую плату. Это часто обходится гораздо дороже, чем упла- та штрафов за сокрытие налогов. В правотворчестве надо исходить из принципа регулирования с помощью законодательства лишь тех вопросов, которые граждане и организации не могут решить самостоятельно и которые затра- гивают их общие интересы. Неоправданное правовое регулирова- ние общественной жизни не только ведет к ограничению свободы личности, но и вызывает инфляцию законодательства, способную вообще парализовать право как социальный регулятор. Особенно это касается внешней правовой избыточности, т. е. когда одни и те же вопросы регулируются большим количеством нормативных ак-
тов.
Однако есть еще одна проблема — внутренняя правовая избы-
точность. Речь идет о повторении информации в самом норма-
тивном акте, не несущей дополнительную нагрузку, которую мож-
но удалить либо преобразовать без изменения смысла норматив-
ного акта. Такая избыточность загромождает нормативные акты и
затрудняет восприятие их смысла. Ярким примером в этом отно- шении является Федеральный закон «Об основных гарантиях из- бирательных прав и права граждан на референдум в Российской Федерации».
Стабильность Стабильность отнюдь не означает неизменности законода- тельства, которая может сделать его косным, не соответствую- щим реальности. Стабильность достигается при максимальной продуманности и обоснованности закона. Поспешность, поверх- ностный подход, неадекватное отражение действительности при- водят к многочисленным поправкам и исправлениям в законода- тельстве. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и струк- туре федеральных органов исполнительной власти» повлек изменение более 100 нормативных актов. Он был издан в период подготовки оче- редных выборов главы государства. В этот период обостряются ожида- ния народа, что влияет на результаты выборов. Стремясь их предвос- хитить, Президент провел административную реформу. Однако не прошло и месяца, как в данный Указ уже было внесено изменение. В последующем изменения приобрели регулярный характер. Все это говорит о том, что принятие нормативных актов по конъюнктурным соображениям дорого обходится обществу и крайне негативно сказы- вается на стабильности законодательства.
Своевременное обновление Если правовая реформа не успевает за развитием общественных отношений, она превращается в тормоз. Задачей законодателя яв- ляется определение хотя бы ближайших перспектив в развитии об- щества и выработка нормативных актов наперед. Сиюминутное правовое регулирование, практика «латания дыр» не повышают качества законодательства. Исторически негативным уроком в этом отношении является по- ложение дел с принятием Земельного кодекса РФ (далее — ЗК РФ). В начале 1990-х гг. общество стало переходить к рыночным отноше- ниям. Земля же как один из главных атрибутов рыночной экономики была передана в гражданский оборот только 10 лет спустя, да и то с определенными ограничениями. Сколько возможностей в обществе не было реализовано...
Демократичность Большое значение в деле повышения качества законодательст- ва имеет процесс его демократизации. Способствовать этому мо- жет проведение следующих мероприятий: 1) свободные выборы, когда роль административного ресурса сведена к минимуму; 2) развитие партийной системы и реальное, а не номинальное участие партий в предвыборной борьбе; 3) более широкое использование референдумов; 4) широкое обсуждение законопроектов в СМИ; 5) проведение опросов общественного мнения относительно законопроектов и его реальный учет в законотворчестве; 6) других. Необходимо постоянно повышать качество законодательства. Прекращение работы в этой области (даже на самый непродолжи- тельный срок) может стоить обществу очень дорого.
Ошибки в законотворчестве Законотворчество — очень сложный процесс, требующий вы- сокой профессиональной подготовки и концентрации интеллек- туальной энергии. И даже когда за подготовку законопроекта бе- рется команда высококлассных юристов, не всегда дело обходится без ошибок1. 1. Государственная Дума в начале 1990-х гг. приняла первый За- кон РФ от 19 ноября 1992 г. № 3929-1 «О несостоятельности (банкрот- стве) предприятий» (ныне утратил силу). Поскольку банкротство бы- ло для России делом новым, разработчики Закона в полной мере оз- накомились с зарубежным опытом и постарались его учесть. Однако через два года обнаружилось, что в данном Законе были допущены серьезные ошибки. Оказывается, разработчики Закона не учли, что в России существует много градообразующих предприятий (т. е. пред- приятий, в работе которых принимает участие практически все насе- ление города), например завод «Норильский никель», завод по обра- ботке атомных отходов «Маяк», АвтоВАЗ. Если такое предприятие Проблема правотворческих ошибок подверглась всестороннему исследова- нию на Международном научно-практическом круглом столе в мае 2008 г. Его ре-
зультатом стал монументальный сборник научных статей «Правотворческие
ошибки: понятие, виды, практика и техника устранения в постсоветских государ-
ствах» под редакцией В. М. Баранова, И. М. Мацкевича (М., 2009).
Позиция В. М. Баранова более предпочтительна прежде всего потому, что она основывается на распространенном в обществен- ном сознании понимании ошибки как оплошности, погрешности в поведении, которую можно было и не допустить, если бы субъект был более внимателен и осмотрителен. Предполагается, что всякая ошибка должна быть исправлена. Но можно ли исправить то, в чем правотворческий орган убежден и к чему так упорно стремится? Государственная Дума внесла поправки в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которым теперь выборы в региональные парламенты будут проходить по партийным спискам. Опросы общественного мнения показывают, что в регионах еще существует смутное представление о россий- ских партиях и их предназначении в обществе. Однако депутаты убеждены: их нововведение даст толчок развитию партийного движения и в целом поправки к данному Закону дадут положи- тельный результат. Политологическая наука, лишь сравнительно недавно начавшая развиваться в России, рекомендаций на этот счет пока не дала. Этот пример относится к категории гносеологических (позна- вательных) пробелов, пока не заполненных наукой, а не ошибок законодателя, которого нельзя упрекнуть в неосмотрительности и оплошности1. Какие же виды ошибок могут встречаться в правотворческой деятельности? Авторы, занимавшиеся этой проблемой, предлагают разные классификации. А. С. Лашков все правотворческие ошибки по психологическо- му механизму их формирования разделяет на две группы: умыш- ленные и неумышленные2. Н. В. Вантеева считает, что субъективная сторона юридической ошибки го- раздо сложней, чем просто заблуждение и непреднамеренность. Психологический ее механизм включает несколько блоков: информационный, мотивационный, программно-целевой, энергетический (недостаточность волевых усилий и др.),
личностный (отсутствие умений), оценочный блок принятия рационального ре-
шения и др. (см.: Вантеева Н. В. Ошибочная юридическая деятельность органов
местного самоуправления как разновидность антикультуры. Ярославль, 2010. С. 27). См.: Лашков А. С. Правотворческие ошибки. Проблемы теории и практики:
автореф. дис.... канд. юрид. наук. СПб., 1999.
сти, которая и определяла все направления законотворческой работы. Первые попытки вовлечь ученых в законотворческую работу начались сразу же с созданием профессионального парламента в начале 1990-х гг. Однако не было четкой грани между советника- ми, референтами, помощниками депутатов, экспертами законо- проектов и их разработчиками. Не установлена она в полной мере и сейчас. Иначе как понимать следующие высказывания Е. М. Савельевой, специалиста по экспертному обеспечению законодательной деятель- ности Государственной Думы, на конференции по законодательной технике1. «Эксперты должны не только давать оценку работы законодателей, но и поддерживать их деятельность по разработке законопроекта и внесения в него поправок». Перед глазами встает такая картина: представитель юридической элиты, доктор наук, профессор, автор многочисленных книг, при- знанный специалист в определенной области правоведения, солид- ный и уже немолодой человек ходит по пятам депутата и подстрахо- вывает его от совершения неправильных поступков. «Задачи эксперта и лица, принимающего решение, не совпадают. Задачей эксперта является предоставление законодателям информа- ции, которую необходимо принять во внимание при принятии реше- ния, но никак не предложение уже выбранного экспертом варианта, который политикам остается только одобрить». Насколько известно, с подбором информации по нужному вопро- су успешно справляются хорошие библиографы и технические работ- ники. Целесообразно ли для этого задействовать высококлассного специалиста? Непонятно также, почему человек, буквально начинен- ный знаниями, не может высказать свое мнение по поводу того, какой вариант законопроекта имеет преимущество. «Классические три вопроса управления «для чего», «что» и «как» (делать в определенной ситуации) применительно к законопроекту превращаются в вопросы политиков, администраторов и юристов». Призывая юристов не вникать в концепцию законопроекта, а ос- тавить ее на откуп политикам и администраторам, Е. М. Савельева от- водит юристам-экспертам механическую роль: проанализировать, правильно ли концепция «отлита» в статьях закона. Но любая дея- ' См.: Савельева Е. М. Экспертная поддержка политических и управленческих решений в законодательной деятельности // Законотворческая техника современ- ной России: состояние, проблемы, совершенствование: сб. ст.: в 2 т. / под ред.
II М. Баранова. Т. 1. С. 322—340.
тельность эффективна лишь тогда, когда есть отчетливое понимание того, зачем она нужна, каковы ее цели. Одним словом, такое понимание роли юристов, привлеченных в качестве экспертов, вряд ли может дать нужный эффект. В чем же особенность экспертизы законопроектов, проведение которой поручается высококвалифицированным специалистам в области правоведения? Экспертная деятельность — это всегда оценочная деятельность. В полной мере это применимо и к экспертизе законопроектов. Эксперт не должен контролировать депутатов, выполнять иссле- довательские функции, обучать политиков и т. п. Его дело — про- никнуть в суть законопроекта, познакомившись с его содержани- ем и формой, и вынести решение о его регулятивной пригодности. Эксперт-правовед должен отчетливо представлять, что любой закон затрагивает интересы определенного слоя людей. Мысленно надо всегда моделировать возможные конфликтные ситуации. Чтобы они не стали реальностью и не повлекли негативных по- следствий, законопроект надо рассматривать на предмет наличия в нем формул (норм права), которые бы их нейтрализовали. Целью юридической экспертизы является анализ законопроек- та с точки зрения соблюдения различных правил юридической техники, в основном касающихся: — содержания (в том числе концепции) законопроекта; — его структуры; — логики построения; — языка изложения норм права. Одним словом, эксперт обязан вынести решение о качестве за- конопроекта, т. е. можно ли достичь поставленных в нем целей. Правовое регулирование может касаться различных сторон жизни общества, значит, экспертом законопроекта может быть не вообще высококвалифицированный правовед, а специалист в оп- ределенной отрасли права. Об этом могут свидетельствовать спе- циализация, полученная им в вузе, опыт предыдущей работы, его должность, специальная подготовка, научные труды и т. п. Эксперт должен быть независимым. Именно это во многом оп- ределяет объективность экспертизы. Считается, что направление законопроекта на экспертизу в крупные научные (учебные) юри- дические институты, где рабётают специалисты разного юридиче- ского профиля, обеспечивает одновременно качество и объектив- ность ее проведения.
законодательства характерно для европейской правовой традиции.
В Великобритани и США применяются прежде всего прецеденты, а не законы. По этой причине законодательная техника в назван- ных странах не привлекала внимания ученых. Основателем учения о законодательной технике является Р. Иеринг1. В своей книге он сформулировал множество правил относительно того, как писать законы. Эти правила он подразде- лил на следующие две части: 1) правила количественного упрощения законов; 2) правила качественного упрощения законов. Французский ученый Ф. Жени выделяет две стадии законо- творчества: 1) поиск решения правового регулирования по существу; 2) техн<
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 558; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.195.30 (0.018 с.) |