Точность правового документа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Точность правового документа



Точность понимается как степень соответствия чему-либо. Ес-

ли сравнить юридический язык с языком, принятым в сфере жур-

налистики, можно заметить, что степень точности первого несрав-

ненно более высокая. Неточности, допущенные журналистами,

можно опротестовать (т. е. поправить) в суде. Неточности судеб-

ных актов поможет исправить только вышестоящая судебная ин-

станция. Однако цена неточностей нормативных актов может ока-

заться слишком высокой.

Иногда первое языковое правило юридической техники (яс-

ность) может вступить в противоречие со вторым (точность). В са-

мом деле, ясность и понятность акта может препятствовать точно-

сти юридического текста, и наоборот, повышенное внимание к

точности способно привести к усложнению и неясности его тек-

ста. Такими примерами изобилует Федеральный закон «Об основ-

ных гарантиях избирательных прав и права на участие в референ-

думе граждан Российской Федерации». Здесь явно просматривает-

ся желание законодателя быть исключительно точным. Кстати,

пространность наименования самого Закона обусловлена этим же.

Тем не менее все правоведы, рассматривавшие проблему про-

тиворечий между ясностью и точностью юридического документа,

предлагают отдавать преимущество точности1, поскольку без нее

документ теряет определенность, создаются условия для его про-

тиворечивого толкования, а следовательно, и для возможного зло-

употребления.

Для обеспечения точности правового акта не следует употреб-

лять такие общие и абстрактные формулировки, как «повысить

внимание», «решительно улучшить», и выражения в конце фразы

типа «и т. д.», «и т. п.».

 

Доступность правовых актов

Это несколько иное языковое правило юридической техники.

Здесь имеется в виду не столько контингент адресатов правового

документа, сколько круг лиц, в отношении которых осуществляет-

ся превентивная, воспитательная работа. В данном случае речь

идет в основном о правовых актах, выполняющих охранительную
 
' См.: Власенко Н. А. Язык права. С. 22.
См.: Бошно С. В. Правотворчество: путь от источника к форме права: лекции. М.,2002. С. 75.

См.: Вяасенко Н. А. Язык права. С. 22; Мирошников Е. Г. Ясность и точность

как требования к языку права // Проблемы юридической техники: сб. ст. / под ред.
 
См.: Боголюбов С. А. Культура законодательной техники // Журнал россий-

В. М. Баранова. Н. Новгород, 2000. С. 212; Шмакова Н. С. Ведомственное право-
i кою права. 2006. № 10.

творчество: понятие и формы: автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 26, 27.


Общая часть
 
IUI 4. Общие правила юридической техники
 

мая опасная. В. М. Баранов определяет правовую демагогию как
рактер. Это связано с тем, что международные нормы не имеют санкций и исполняются только добровольно. Здесь пафосность оправданна. Она служит для того, чтобы внушить сторонам, под- писавшим международный акт, его значимость и тем самым обес- печить повышение эффективности его исполнения. Пафосна преамбула и в Конституции РФ. Скорее всего, это и правильно. Конституция — документ особенный, призванный от- разигь единение граждан. Однако в других нормативных актах, а тем более в правоприменительных документах, это только отвле- клает внимание адресатов и снижает эффективность правовых до- кументов.   Официальность стиля правовых документов Несмотря на то что многие авторы относят юридический стиль изложения правовых документов к разновидности литературного1, все же следует констатировать, что здесь едва ли не больше разли- чий, чем сходства, с другими литературными источниками. Авторы отмечают следующие особенности юридического стиля: - строгость; — чеканность; — нейтральность; — беспристрастность; — отсутствие какой-либо оригинальности и стилевой индиви- дуальности; — сдержанность и эмоциональная холодность; — отсутствие образных сравнений; — властность (повелительность). Указанные языковые правила служат основой для формулиро- вания правовых предписаний. Их значение для практики подго- товки правовых документов трудно переоценить.   § 6. Формальные (реквизитные) правила Для идентификации правового документа и его учета в целях принятия к обязательному исполнению необходимо у каждого правового акта найти признаки, отражающие его официальный

намеренное (иногда обманное) воздействие на чувства и знания

людей посредством различных форм односторонней либо грубо

извращенной подачи правовой действительности для достижения

собственных порочных целей, обычно скрываемых под видом

пользы для народа и благосостояния государства1.

Правовой демагогией довольно часто страдали нормативные

акты в советский период. Сегодня демагогичные правовые акты

уже не встречаются. Однако актов декларативного характера дос-

таточно. Вот пара примеров.

1. В Федеральном законе от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О выс-

шем и послевузовском профессиональном образовании» есть положе-

ния, не в полной мере соответствующие реальности. К ним, как пред-

ставляется, относятся:

— конкурсность и гласность при определении приоритетных на-

правлений развития науки, техники, технологий, а также при подго-

товке специалистов, переподготовке и повышении квалификации ра-

ботников;

— содействие созданию и функционированию негосударственных

высших учебных заведений;

— предоставление обучающимся в государственной системе выс-

шего и послевузовского профессионального образования государст-

венных стипендий, мест в общежитиях, пособий и льгот, в том числе

на питание и проезд на транспорте.

2. Другой пример. Федеральный закон от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ

«О государственном языке Российской Федерации». Понятно, что

данный Закон, в принципе, нужен, поскольку он определяет случаи,

когда использование русского языка обязательно. Однако в нем, на

мой взгляд, не обошлось без деклараций, более уместных в публици-

стических или научных статьях, которые никакой регулятивной на-

грузки не несут:

«4. Государственный язык Российской Федерации является язы-

ком, способствующим взаимопониманию, укреплению межнацио-

нальных связей народов Российской Федерации в едином многона-

циональном государстве.

5. Защита и поддержка русского языка как государственного языка

Российской Федерации способствуют приумножению и взаимообога-

щению духовной культуры народов Российской Федерации».

Напыщенность ясно просматривается практически во всех
 
«и II. Б. Проблемы использования лексических средств языка и юридической тех- ники в законотворческом процессе // Проблемы юридической техники: сб. ст. / иод ред. В. М. Баранова. Н. Новгород, 2000. С. 205—212.
См.: Алексеев С. С. Общая теория права: в 2 т. М., 1982. Т. 2. С. 287; Чунако-

международных актах: их преамбулы имеют крайне пафосный ха-
 

См.: Баранов В. М. О правовой демагогии // Нижегородские юридические
записки: сб. науч. тр. Н. Новгород, 1997. Вып. 3. С. 22, 23.


 
Общая часть
 
i.in.i 4. Общие правила юридической техники
характер и отличающие его от множества похожих документов. Такие признаки именуются реквизитами правового акта. К их чис- лу относятся: — название вида правового акта; — название органа, его издавшего; — наименование (полное и сокращенное); — дата принятия; — номер правового акта. Такие реквизиты, вместе взятые, образуют титул (титульный лист) правового документа. Существуют также реквизиты, которые располагаются в конце нормативного акта. Понятно, что они имеют меньшее значение, хотя и являются атрибутом правового акта. К ним относятся: — место (название города); — дата подписания; — полное наименование должности лица (лиц), подписавшего документ; — фамилия и инициалы должностного лица (лиц), подписав- шего документ; — его (их) личная подпись (ставится только на подлиннике правового документа). Рассмотрим титульные реквизиты, несущие основную нагрузку по приданию правовому документу официальности, по порядку.   Вид правового акта Значение вида акта велико: оно сразу же позволяет адресату определить степень важности, официальности и обязательности правового документа. Если вести речь о нормативных актах, издаваемых в Россий- ской Федерации, то их система многоуровневая. За каждым уровнем закрепляется определенный вид нормативного акта. Так, федеральный закон как вид нормативного акта имеет выс- шую юридическую силу (за исключением Конституции РФ и фе- деральных конституционных законов) по отношению к другим нормативным актам (указам, постановлениям, инструкциям ве- домств). С указания вида начинается и всякий индивидуальный акт (приказ, договор, определение, заключение, приговор и т. д.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.197.123 (0.015 с.)