Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Должны быть достигнуты в процессе применения этого закона.

Поиск

Возникновение вводной части закона проистекает от оформ-

ления законов в Древнем Риме. В Древнем Риме многие зако-

нодательные акты благословлялись формулой «Вопит factum!»,

что означало «На благо и счастье!» (т. е., по сути, «В добрый

путь!»).

Сегодня преамбула играет такую же важную роль, как и много

веков назад. Исполнитель правовых норм, обыкновенный гражда-

нин, должен знать, зачем он следует нормам закона и почему этот

закон лучше предыдущего. Можно исполнять норму права из-за

боязни быть наказанным (маргинальное правомерное поведение),

но не понимать ни ее смысл, ни цели своего поведения. Однако

«законы должны не просто управлять, но и убеждать» — эти слова

великого философа Платона, сказанные два тысячелетия назад, до

сих пор не потеряли своей актуальности.

Преамбула включает такие компоненты, как мотивы принятия

закона, цели и задачи, которые хотелось бы достичь в процессе

реализации нормативного акта. Разграничим эти близкие между

собой понятия.

Мотив побуждает человека к активной деятельности и делает

его поведение осмысленным и последовательным.

Цель — это конечный результат, которого хочет достичь зако-

нодатель, принимая нормативный акт.


I пана 7. Требования к внутренней форме нормативных актов
 
234 Особенная часть

 
 
помощью текст закона приобретает композиционную стройность, унифицированность. Более того, юридическая графика служит упорядочению мыслей самого законодателя, а текст закона приоб- ретает смысловую завершенность и спаянность. Вместе с тем текст нормативного акта — это целостное един- ство. Его деление на отдельные фрагменты не исключено, однако они должны рассматриваться не как нечто полностью самостоя- тельное, а как части целого, как составляющие нормативного акта. На какие структурные единицы может подразделяться текст нормативного акта? 1.Часть. Это самое крупное подразделение нормативного акта. Обычно деление на части используется при формировании веду- щих отраслевых нормативных актов (как правило, кодексов), при- чем не любых, а основополагающих или «старых» отраслей права. Дело в том, что за большой срок существования отрасли накапли- вается значительный нормативный материал и он настоятельно требует классификации, в противном случае пользоваться им ста- новится невозможно. Для группировки нормативного материала на части могут быть использованы различные критерии: — функциональный критерий. Он подходит для отраслей права, имеющих очень длительную историю существования. Функцио- нальный критерий предполагает объединение нормативных пред- писаний по роли, которую они играют в правовом регулировании отрасли права (регулирование субъектов, объектов и других эле- ментов правоотношений). Как правило, в таком случае выделяет- ся общая часть, позволяющая сконцентрировать в одном месте текста нормативного акта общие нормативные предписания, из- бежать повторений, сформулировать принципы отрасли права и др. В особенной части находится весь остальной нормативный материал. По мнению ведущих специалистов в области теории права, обобщающие предписания выполняют функцию «цементи- рующего средства» в структуре права1. Например, уголовное право — самая древняя отрасль права, нахо- дящая оформление в Уголовном кодексе. Нормативные предписания Общей части Кодекса объединяет то, что они органично включаются во все составы преступления, и законодатель, чтобы исключить по- См.: Алексеев С. С. Общая теория права: в 2 т. М., 1982. Т. 2. С. 72.


— устанавливая цели и задачи, которые стоят перед норматив-

ным актом, официально констатирует эти положения и тем самым

обязывает исполнителей иметь их в виду при применении отдель-

ных норм акта;

— формирует правосознание пользователей нормативного акта,

мобилизует общественность на осуществление юридических пред-

писаний; можно сказать, программирует адресатов на предписан-

ное поведение;

— способствует добровольной реализации положений норматив-

ного акта, поскольку формирует у адресатов убежденность в необ-

ходимости поступать так, как предписывает данный нормативный

акт.

Преамбула важна и для самих правотворческих субъектов: не-

обходимость мотивировать нормативный акт сдерживает их от

принятия ненужных нормативных актов.

Ошибок, связанных с написанием преамбулы, множество. Вот

некоторые из них:

— в преамбуле вместо мотивационного введения содержится

информационное введение. Информацию о содержании норма-

тивного акта вполне можно отразить с помощью его оглавления;

— преамбула настолько мала, что отражает только цель и не за-

дает мотивов издания нормативного акта. Это не способствует

формированию у людей убежденности в необходимости выпол-

нять предписания данного нормативного акта;

— в преамбулу вводятся нормативные положения, в частности

дефинитивные. Это размывает нормативный материал;

— преамбула не выделяется, а сливается с основной частью

акта;

— порой преамбула вообще отсутствует.

 

Структурные единицы текста

Текст нормативного акта редко сводится к одному или не-

скольким простым нормативным положениям. Обычно он состо-

ит из множества правовых предписаний, которые к тому же спе-

циализируются на регулировании той или иной сферы обществен-

ных отношений. Все это позволяет сгруппировать и расположить

их в определенном порядке. Организация содержания текста пу-

тем его членения и оглавления есть юридическая графика1. С ее

 

См.: Власенко Н. А. Язык права. С. 128.


I мина 7. Требования к внутренней форме нормативных актов 237

Особенная часть вторения, вынес их за скобки. Состав любого преступления может быть сформирован только с их учетом. Общие элементы преступле- ний затем группируются по главам (понятие преступления, субъект преступления, вина, соучастие, виды наказаний и т. п.). В Особенной части отражены специфические моменты отдельных преступлений, относящиеся к их объективной стороне, а также санкции, которые могут быть за них назначены.
 

 

оформления сравнительно молодых отраслей права, и тем не ме-

нее уже накопивших значительный объем нормативного мате-

риала.

 

Такая схема деления на части используется в Трудовом кодек-

се РФ. Вот содержание его частей: часть первая, состоящая из разд. I

«Общие положения» (очень небольшая по объему, более похожая на

главу); часть вторая, состоящая из разд. II «Социальное партнерство в

Для обозначения частей кодексов, построенных по этой схеме, не обязательно использовать термины «общая часть» и «особенная часть». Иногда законодатель просто нумерует их: первая, вторая и т. д. (как это сделано в Налоговом и Гражданском кодексах). В Налоговом кодексе РФ просматривается такая схема класси- фикации нормативного материала: в части первой находят отраже- ние нормативные предписания, которые должны быть приняты во внимание правоприменителями при взыскании всех видов нало- гов, а в части второй сосредоточены правовые предписания, сгруп- пированные по видам налогов. Это фундаментальное правило юридической техники не всегда соблюдается.   Выделение частей в Гражданском кодексе РФ нарушает всякие ка- ноны. В часть первую Кодекса помещены не только общие норматив- ные предписания (субъекты, объекты и др.), но и общие положения об обязательствах, нормы о собственности и т. д. В части второй со- средоточены отдельные виды обязательств. Часть третья посвящена наследственному праву и международному частному праву. В части четвертой сосредоточены нормы, касающиеся интеллектуальной соб- ственности. Получается, что если бы не ошибка, допущенная при формировании структуры части первой, в которую, помимо общих предписаний, помещены некоторые специальные (например, о собст- венности), то деление на части нормативного массива Гражданского кодекса РФ укладывалось бы в схему, основанную на предметном критерии1;   — предметный критерий. Здесь нормативный материал распо- лагается по кругу вопросов, которым посвящается та или иная часть кодекса. Как правило, они разные, но связаны друг с дру- гом. Данная схема деления нормативного акта применяется для

сфере труда»; часть третья, содержащая разд. III—XI, посвященные

трудовому договору и т. д.; часть четвертая, включающая разд. XII

«Особенности регулирования труда отдельных категорий работни-

ков»; часть пятая, состоящая из разд. XIII, посвященного защите тру-

довых прав; часть шестая, включающая разд. XIV «Заключительные

положения».

Создатели Трудового кодекса РФ вполне могли бы использовать

функциональный критерий и разделить Кодекс на следующие четыре

части: общая; особенная (поместить в нее различные виды догово-

ров — нынешние части вторую и третью); специальная (посвятить ее

особенностям регулирования труда отдельных категорий работни-

ков — нынешнюю часть четвертую); процессуальная (где урегулиро-

вать вопросы защиты трудовых прав — нынешнюю часть пятую).

Уголовно-процессуальный кодекс РФ тоже демонстрирует деление

на части по предметному критерию: к части первой «Общие положе-

ния» добавляются части, регулирующие досудебное производство, су-

дебное производство, особый порядок уголовного судопроизводства,

международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства;

 

смешанный критерий. Он предполагает выделение в норма-

тивном акте одних частей по функциональному критерию, а дру-

гих — по предметному.

 

Кодекс РФ об административных правонарушениях четко делит

материально-правовые нормы на разделы «Общие положения» и

«Особенная часть». Но далее идут нормы процессуального права, объ-

единенные в разделы, посвященные отдельным вопросам (органы,

уполномоченные рассматривать административные правонарушения;

производство по делам об административных правонарушениях; ис-

полнение постановлений по делам об административных правонару-

шениях). Правильнее было бы объединить их в отдельную часть, на-

звав ее процессуальной. Однако законодатель этого не сделал и оста-

вил эти разделы в качестве самостоятельных. Самая грубая ошибка

 
С. С. Алексеев объясняет этот факт тем, что в 1994 г. существовала необходи-

здесь заключается в том, что части оформляются разделами. Раздел —

мость скорейшего введения в жизнь общества исходных гражданско-правовых ин- ститутов и норм, регулирующих рыночную экономику (см.: Алексеев С. С. Государ- ство и право. М., 2010. С. 110).

это менее крупная структурная единица, нежели часть, и предназна-

чен он для других целей.


 
 
пана 7. Требования к внутренней форме нормативных актов
Особенная часть

2. Раздел. Эта структурная единица в кодексах может не встре-

Нормативные предписания включаются в главы по предметно- функциональному признаку и тяготеют друг к другу. 4.Статья. Это основная структурная единица текста норматив- ного акта, поскольку именно она является носителем правовой информации. В принципе, можно предположить, что в статье должна содержаться юридическая норма, т. е. правило поведения, регулирующее то или иное общественное отношение. Статья 12 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О сис- теме государственной службы Российской Федерации» содержит че- тыре нормативных предписания, касающиеся соответственно условий поступления на государственную службу, прохождения государствен- ной службы, оснований ее прекращения, а также сроков контрактов, заключаемых в связи с этим. Однако на самом деле очень редко удается обнаружить в статье норму права в целостном выражении. Стало правилом посвящать статью отдельной сфере общественного отношения. Законода- тель, руководствуясь принципом законодательной экономии, дро- бит большинство норм права на отдельные фрагменты (правовые предписания), общие аспекты норм выносит за скобки, т. е. со- средоточивает их в отдельных разделах, главах, другие группирует, располагая их в определенном порядке.   Статья содержит один либо несколько фрагментов правовых норм (или нормативных предписаний), посвященных отдельным вопросам. Вот пример из Кодекса РФ об административных правонаруше- ниях: Статья 2.3. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность «1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. 2. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, со- вершившем административное правонарушение в возрасте от шестна- дцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от админи- стративной ответственности с применением к нему меры воздейст- вия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних».

чаться. Но когда она есть, то вполне может использоваться для

выделения подотрасли (или группы институтов).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.194 (0.009 с.)