Инкорпорация и правила ее проведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инкорпорация и правила ее проведения



Понятие инкорпорации

Инкорпорация — это менее сложный и поэтому доступный

большему числу субъектов права вид систематизации.

Латинское слово «sogroge» означает «общее», соответственно

incorporeatio надо понимать как включение, вхождение в состав че-

го-либо.

Когда речь идет об инкорпорации права, то имеют в виду объ-

единение юридических документов по чисто внешним признакам

и фиксацию их на бумажном носителе (в сборниках) либо на элек-

тронном (в справочных поисковых системах).

 

Инкорпорация — это объединение правовых актов по опреде-

Ленным критериям без какого-либо изменения их содержания или

Формы в единые сборники.

Таково практически единодушное понимание инкорпорации в

российской юридической науке. Правда, С. С. Алексеев прозор-

ливо сделал такую оговорку: «...в единых сборниках или иных из-

даниях»2. В свете зарубежного опыта, о котором речь пойдет ниже,

эта оговорка звучит загадочно.

Обратимся к опыту Франции, в правовой системе которой до-

минируют нормативные акты и где проблема наведения норма-

тивного порядка стоит очень остро. Там считается, что формой

инкорпорации могут быть не только официальные сборники, но и

периодические издания, справочники. Да и само понятие «инкор-

порация» толкуется широко: систематизации подлежат не только

юридические документы, но и правовые знания о них, и тогда ло-
 

См.: Радько Т. Н. Теория государства и права. ML, 2004. С. 308.
 

Алексеев С. С, Общая теория права: в 2 т. М., 1982. Т. 2. С. 259.
 
См.: Сандевуар П. Указ. соч. С. 89.


 
Особенная часть
 
Глава 12. Правила систематизации юридических документов

Конечно, нельзя отрицать значение периодических изданий,
2) официозная. Сборники нормативных актов составляются по поручению правотворческого органа (например, Минюста Рос- сии), но им не утверждаются, поэтому тексты, помещенные в нем, не приобретают официального характера. Эта разновидность ин- корпорации сейчас практически не находит применения; 3) неофициальная. Она проводится различными ведомствами, организациями, издательствами, научными учреждениями, от- дельными юристами (учеными и практиками) по собственному ус- мотрению. Материал для обработки отбирается ими в зависимости от своих нужд и целей. Такие сборники нужны не только юристам- практикам, но и широкому кругу населения (например, сборник «Гаражно-строительные кооперативы»). Неофициальные сборни- ки незаменимы в образовательных целях. Вот почему сейчас стало стандартом наряду с учебником по той или иной учебной дисцип- лине издавать соответствующий сборник основных нормативных актов. Справочные правовые системы «КонсультантПлюс», «Га- рант» и др. можно также считать неофициальной инкорпорацией.   Технико-юридические правила инкорпорации Технико-юридических правил инкорпорации множество, но все юридические операции в процессе инкорпорации направлены на внешнюю обработку юридических документов. Сначала определяется критерий отбора правовых документов в сборник: — юридическая сила. Именно этот критерий взят в качестве пер- воначального в «Собрании законодательства Российской Федера- ции». Если его не дополнить другим критерием, то инкорпорация, даже в электронном варианте, не будет эффективной в силу зна- чительного объема; — хронология. Этот критерий может быть первоначальным и единственным, а может быть добавочным, как в «Собрании зако- нодательства Российской Федерации»; — системность. Это очень трудный критерий инкорпорации, хотя дает возможность более обдуманно сгруппировать правовой материал. Инкорпорация по такому критерию может охватывать всю отрасль права, но гораздо чаще — ее часть, поскольку совре- менное законодательство слишком разрослось и имеет большой объем. Допустим, создать сборник нормативных актов по финан- совому праву физически невозможно, по налоговому — крайне трудно, по бюджетному — вполне реально. Обычно данный вид инкорпорации используется применительно к молодым отраслям

научных трудов, справочников, парламентских дебатов для упоря-

дочения наших знаний о праве, информированности о действую-

щих нормативных актах. И тем не менее размытость понятия «ин-

корпорация» способна внести путаницу относительно того, дейст-

вующий это закон или мнение какого-либо ученого или политика.

Терминологическая строгость всегда идет на пользу.

 

Цели инкорпорации

В процессе инкорпорации преследуются две цели:

1) поддержание системы юридических документов в рабочем

состоянии;

2) обеспечение широкого круга лиц текстами законов и иных

правовых актов.

 

Субъекты инкорпорации

Если кодификацию могут осуществлять только парламенты, кон-

солидацию — более значительный круг государственных органов и

лишь в некоторых случаях (об этом см. выше) частные лица, то, по-

жалуй, в случае инкорпорации главную роль играют частные лица.

По субъектам различают три вида инкорпорации:

1) официальная. Она осуществляется самим правотворческим

органом или по его поручению, но с последующим утверждением

им результатов инкорпорации. Все авторы приводят примеры,

ставшие достоянием истории: Свод законов Юстиниана, Свод за-

конов Российской империи, Свод законов СССР, Свод законов

РСФСР. В настоящее время официальная инкорпорация в виде

сборников потеряла смысл и практически не осуществляется. Од-

нако официальной инкорпорацией в России следует считать «Со-

брание законодательства Российской Федерации» — периодиче-

ское издание, где публикуются законы, указы, постановления и

акты Конституционного Суда РФ, а также «Бюллетень норматив-

ных актов федеральных органов исполнительной власти». Эти пе-

риодические издания не являются частными. Они финансируются

из государственного бюджета и принадлежат государственным ор-

ганам. Нормативные акты классифицируются прежде всего по

юридической силе, затем располагаются по времени издания. На

нормативные акты, опубликованные в этих изданиях, можно ссы-

латься в практической деятельности;


 
Глава 12. Правила систематизации юридических документов
362 Особенная часть
Значение учета правовых документов не стоит переоценивать, однако с определенностью можно констатировать, что это весьма полезная юридическая деятельность. Во-первых, велико его значение для реализации права, в кото- рой участвует широкий круг граждан и организаций. Руководи- тели любой организации озабочены тем, чтобы не конфликто- вать с законом, а для этого законодательство должно быть под рукой, чтобы в случае необходимости быстро им воспользовать- ся. Учет правовых актов здесь обычно поручается юристу пред- приятия. Во-вторых, учет еще более необходим в правоприменительной деятельности. Ведь здесь государственным органам приходится принимать властные решения, оказывающие серьезное воздейст- вие на субъектов права. Особенно это касается прокурорских, су- дебных органов, адвокатских бюро. Ошибка недопустима, лучше лишний раз заглянуть в правовой акт, а для этого необходимо бы- стро его найти, установить связи с другими актами. В-третьих, правотворческая деятельность вообще немыслима без точного налаженного учета законодательства; в противном случае ждать квалифицированного подхода к подготовке закона, его экспертизе не следует. В-четвертых, учет правовых актов — это органическая часть ко- дификации, консолидации и инкорпорации, своего рода их первона- чальная стадия, хотя, как было указано выше, учет имеет и само- стоятельное значение. В-пятых, без учета правовых актов нельзя осуществлять работу по правовому воспитанию, подготовке специалистов в области пра- ва, заниматься научной работой в области юриспруденции. Одним словом, учет правовых актов обслуживает информаци- онные потребности субъектов права.   Технико-юридические правила проведения учета Технико-юридические правила отражают особенности этого вида систематизации. Объектом учета могут быть любые правовые акты: норматив- ные, интерпретационные, правореализационные, правопримени- тельные и др. Заниматься учетом может широкий круг субъектов, а точнее — все, кто в этом нуждается. Они же определяют объем, критерии и другие параметры учета.

права (например, экологическое право) или, что чаще, к подотрас-

лям или институтам права;

предмет. Здесь речь не идет о всеобъемлющей инкорпорации

и привязке к отрасли или подотрасли права. Выбирается опреде-

ленная разновидность общественных отношений или явление, по-

лучившее правовую окраску, и проводится сбор соответствующих

нормативных актов, например касающихся образования, здраво-

охранения, охоты, садово-товарищеских кооперативов.

Предметом инкорпорации могут быть различные правовые до-

кументы:

— нормативные акты;

— акты толкования (например, постановления судов высших

инстанций);

— правореализационные акты (их образцы), например договоры;

— правоприменительные акты (например, акты судов высших

инстанций по конкретным делам).

Текст правового документа освобождается от положений уста-

ревших и имеющих временное значение, а потому потерявших

юридическую силу.

В первоначальный текст правового документа вносятся офици-

альные изменения.

Если нормативный акт наряду с нормативными положениями

содержит индивидуальные распоряжения, их следует исключить,

но при этом в примечании следует оговорить, почему нарушена

нумерация пунктов и почему они отсутствуют.

Инкорпорируемые правовые акты сохраняют свои реквизиты.

Юридическая сила объединяемых правовых документов оста-

ется прежней.

 

Учет правовых актов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 716; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.175.70.29 (0.02 с.)