Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Толкование — это деятельность по установлению содержанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
правовых норм для их реализации.
Толкование-уяснение может осуществляться чисто в познава-
тельных целях, например студентами, обучающимися в юридиче- ских вузах. Так поступают и граждане, желающие приобрести оп- ределенные юридические знания, чтобы не иметь конфликтов с законом. Иногда толкование ими осуществляется при реализации права (например, при намерении поступить в вуз или на работу). Уяснение связано: — с установлением подлинности и достоверности толкуемого нормативного акта; — воссозданием структуры нормы права; — анализом понятий нормы права; — вынесением суждений о норме права; — оценкой нормы права или вынесением умозаключения. Уяснить норму всегда и всем необходимо перед тем, как ее реа- лизовать: — при использовании своих прав; — исполнении своих обязанностей; — соблюдении запретов. Толкование-уяснение всегда предшествует разъяснению. Например, к судье на прием пришел с жалобой гражданин, полу- чивший в местном органе власти отказ в расширении его жилья в свя- зи с рождением в семье ребенка. Он считает отказ несправедливым, поскольку в Конституции РФ закреплена норма, согласно которой каждый гражданин имеет право на жилище (ст. 40). Судья рассуждает: — гражданин не относится к числу малоимущих, следовательно, не имеет права на получение жилья на условиях социального найма; — остается приобретение жилья на условиях купли-продажи; — доходы основного контингента наших граждан сегодня неболь- шие (в среднем по стране около 500 долл. в месяц). Данный гражда- нин относится именно к этой категории граждан; — стоимость 1 кв. м жилья достигает 3500 долл. (например, в Мо- скве). Вывод: жилье гражданам практически недоступно. Норма Консти- туции РФ имеет декларативный характер.
Толкование-разъяснение Разъяснение — это вторая часть толкования. Она не всегда сле- дует за уяснением. Разъяснение — это изложение смысла нормативного акта, ко- торое стало возможным в результате деятельности по уяснению.
Толкование позволяет уточнить норму права по смыслу, объ- ему регулирования, конкретизировать ее цель, время применения. Однако надо иметь в виду, что толкование — это не правотворче- ство. Новые нормы права в процессе толкования не создаются. Толкование всегда вторично, а норма права первична. Отсюда следует, что толкователь — это человек, обслуживающий, а не тво- рящий право. В лучшем случае он может только исправить право (и то речь идет о толковании норм права судами высших инстан- ций страны).
Причины толкования Законы пишутся не для юристов, а для обычных людей. Следо- вательно, их смысл должен быть им понятен. Тогда зачем их тол- ковать? Справедливо ли в связи с этим упрекать законодателя в том, что он не справляется с возложенными на него обязаннос- тями? Можно назвать множество причин, вызывающих необходи- мость в толковании. Объективные причины — это причины, которые нельзя устра- нить и которые не могут быть поставлены в вину законодателю. Среди них можно назвать следующие: 1) абстрактный характер норм права. Однако абстрактные пра- вовые нормы применяются к конкретным ситуациям. Поэтому норму права нужно растолковать и понять, охватывается ли ее со- держанием и объемом регулируемая ситуация, т. е. норму «привя- зать» к конкретной ситуации. Статья 722 ТК РФ формулирует правила перевода работника без его согласия. Здесь же дается перечень ситуаций, дающих основание сделать это. Катастрофа — одна из них. Считать ли таковой затопле- ние территории предприятия, вызванное паводком, повторяющимся в конкретном населенном пункте практически ежегодно? На данный вопрос можно ответить только с помощью толкования; 2) усложнение жизни и возникновение ситуаций, которые при- обрели новые признаки, не известные на момент принятия нормы права. Конечно, на каждое изменение в социальной жизни не сле- дует формулировать новое правило поведения; в противном слу- чае велика опасность правовой инфляции. Возможно, с помощью толкования удастся объединить под одной «крышей» и старые, и новые ситуации.
— непреодолимая сила (совершение ДТП в состоянии сердечного приступа и т. д.); — производственный риск (причинение вреда при испытании ле- карства на людях и др.); — нанесение вреда при задержании преступника. Как видим, дух и буква закона здесь не совпадают, и только в про- цессе толкования можно выяснить истинный смысл закона; 6) уяснение специальных терминов («оферта», «акцепт», «не- вменяемость», «вина», «неустойка»), юридических конструкций («состав преступления», «состав правоотношения», «состав до- говора» и др.), системы отсылок и т. п. Одним словом, порой не- обходимо «дешифровать» нормативный текст, который написан с учетом требований юридической техники. Для этого нужны спе- циальные знания; 7) использование оценочных понятий, имеющих открытое со- держание, или, иначе, неточных, неопределенных понятий. Нель- зя сказать, что их наличие в законе есть результат недоработки за- конодателя. Напротив, они являются своего рода амортизаторами в праве и позволяют учитывать особенности регулируемых жиз- ненных ситуаций. Статья 158 УК РФ предусматривает повышенную уголовную от- ветственность за совершение краж с причинением значительного ущерба, который определяется с учетом имущественного положения потерпевшего. Чтобы понять, является ли причиненный гражданину ущерб значительным, судья должен проанализировать материальное положение потерпевшего и сравнить с ним причиненный ему ущерб. Субъективные причины есть результат упущений субъектов пра- вотворчества, и при внимательном отношении к делу создания нормативных актов они вполне могли быть устранены. Их доста- точно много: — неумелое применение правил правотворческой техники (со- держательных, логических, структурных, языковых); — плохая редакция текста нормативного акта; — отсутствие предвидения обстоятельств, при которых норма права будет применяться; — отсутствие изменений в нормативном акте, когда измени- лись предполагаемые обстоятельства или появились новые; — отсутствие специальных знаний автора нормативного акта, который касается той или иной специальной области; — наличие коллизий между нормативными актами, регулирую- щими один вопрос, и др.
Интерпретационный инструментарий состоит из следующих двух частей: 1) собственно интерпретационная техника. Здесь имеются в ви- ду технические (т. е. созданные трудом человека и существующие объективно) средства (тексты нормативных документов, научная литература, множительная, компьютерная техника, приборы, ин- струменты и т. п.); 2) интерпретационная технология. В нее включаются все ос- тальные аспекты юридической работы, связанной с толкованием (приемы, способы, методы), которые имеют нематериальный ха- рактер и относятся к умению (искусству) проводить интерпрета- ционную работу. По своему удельному весу технология толкования явно переве- шивает. В работе по толкованию нормативных актов как нигде ве- лики не материальные, а именно интеллектуальные затраты (зна- ния, умение, мастерство, опыт). Именно на них и заострим вни- мание.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.164.47 (0.008 с.) |