Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 14. Применение как тип осуществления права

Поиск

1. Понятие, причины, формы и виды правоприменения. Пра-

воприменительные акты.

2. Судебная деятельность как разновидность правопримене-

ния: эволюция правосудия, его задачи. Факторы, влияющие на

правосудие. Судебный процесс и его этапы.

3. Виды судебных актов. Судебное решение и приговор как ос-

новные акты правосудия: общая характеристика. Значение основ-

ных судебных актов.

4. Требования к содержанию основных судебных актов (закон-

ность, обоснованность, мотивированность, справедливость, пол-

нота).

5. Правила обеспечения логики основных судебных актов. Зна-

чение логики в судебной деятельности. Логические приемы, ис-

пользуемые при установлении фактической основы дела, логиче-

ские приемы при установлении юридической основы дела.

6. Структура основных судебных актов. Общая характеристика

их структуры. Структура судебного решения. Структура судебного

приговора.

7. Языковые правила составления судебных актов: лексиче-

ские, синтаксические, стилистические правила. Специфика языка

судебных актов.

 

 

Темы и методика проведения

практических занятий

Занятие № 1

ПОДГОТОВКА ЗАКОНОПРОЕКТА

Студенты делятся на небольшие группы (10—12 человек). Сре-

ди них выделяется ответственный за работу над законопроектом.

Каждой группе дается тема законопроекта. Важно, чтобы тема

была не слишком глобальной (введение в стране платного высше-

го образования, отмена льгот по уплате коммунальных платежей,

утилизация автомобилей и др.).

Определяется разумное время для групповой работы.


 
 
Темы и методика проведения практических занятий
Методическое обеспечение курса

представители приглашенных общественных организаций;

Через установленный промежуток времени студенческие груп- пы обмениваются проектами корпоративных актов в целях их анализа и выявления в них недостатков. Для их устранения про- екты возвращаются составителям, которым дается время сделать это. Проекты корпоративных актов собирает преподаватель, затем их публично анализирует и оценивает.     Занятие № 4 ПОДГОТОВКА ПРОЕКТА ДОГОВОРА Предварительно необходимо дать домашнее задание: каждому студенту распечатать из какого-либо издания и принести образец договора. Здесь могут также помочь работающие родители, если в организации, где они работают, составляют договоры. Преподавателю следует проанализировать некоторые самые интересные образцы договоров, принесенные студентами, и отме- тить имеющиеся в них достоинства и недостатки. Студенты разбиваются на небольшие группы. Каждой группе преподаватель обозначает предмет договора. Чтобы повысить ин- терес к занятию, лучше предлагать те варианты договоров, с кото- рыми студенты (или их семьи) имели дело, например на репети- торство, ремонт жилого помещения, строительство дачного доми- ка, подряд на пошив одежды (см. образцы договоров в гл. 16). Через установленный промежуток времени студенческие груп- пы обмениваются проектами договоров в целях их анализа и выяв- ления в них недостатков. Затем проекты возвращаются их соста- вителям. Дается время для устранения недостатков. Проекты договоров собирает преподаватель, который их пуб- лично анализирует и оценивает.     Занятие № 5 ПРОВЕДЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА Задолго до проведения процесса выбирается фабула дела, и с ней знакомятся все студенты (лучше сделать ее распечатку). Заранее (на предыдущем практическом занятии) распределя- ются роли.

другие.

Перед началом законодательного процесса преподаватель про-

водит инструктаж с тем, чтобы настроить студентов на деловой лад

и заранее предотвратить несерьезное отношение к занятию.

Необходимо определить поощрительные меры для лучших сту-

дентов, по нескольким номинациям:

за содержательность (интеллектуальность) речи;

за композицию речи;

за эмоциональность речи;

за форму выступления;

лучший оратор (где сочетаются многие факторы).

Необходимо определить также санкции для нарушителей, вы-

явившихся в ходе процесса.

Затем начинается мастер-класс, назначение которого состоит в

подведении итогов деловой игры, а также в выявлении ее досто-

инств и недостатков. Преподаватель дает развернутую характери-

стику законодательного процесса в целом и по стадиям. Обяза-

тельно оценивается и личностное участие в игре всех выступив-

ших в процессе. Вручаются призы (если они предусмотрены).

 

 

Занятие № 3

ПОДГОТОВКА ПРОЕКТА

КОРПОРАТИВНОГО АКТА

Предварительно необходимо дать домашнее задание: принести

каждому студенту какой-либо корпоративный акт. Здесь могут по-

мочь работающие родители: в любой организации всегда сущест-

вует множество корпоративных актов. Некоторые корпоративные

акты, регулирующие деятельность своего вуза, можно найти на

стендах. Издаются также сборники корпоративных актов.

Преподавателю следует проанализировать некоторые самые

интересные корпоративные акты, принесенные студентами, и от-

метить имеющиеся в них достоинства и недостатки.

Студенты разбиваются на небольшие группы. Каждой группе

преподаватель дает тему корпоративного акта. Чтобы повысить

интерес к занятию, можно использовать вузовскую тематику, на-

пример, разработать положение о курсовых работах, критериях

экзаменационных оценок.


 
Темы и методика проведения практических занятий
 
Методическое обеспечение курса

 

решил:

Непосредственно перед судебным процессом преподаватель проводит инструктаж с тем, чтобы настроить студентов на серьез- ное учебное мероприятие, определяя цели и задачи деловой игры. Судебный процесс начинается. Те, кто не получил роли, в ходе процесса пишут протокол судебного заседания. Процесс завершается вынесением судом устного решения. После этого производится анализ проведенного судебного за- седания, а также работы каждого участника процесса. Затем выделяется время для написания каждым студентом судебного решения по рассмотренному делу (образец см. ниже). Преподаватель в это время проверяет сданные протоколы судебного заседания и выставляет письменные оценки. По мере сдачи проектов решения суда преподаватель проверяет сделанные студентами работы, отмечает недостатки и ошибки и выставляет письменные оценки. Если времени будет недостаточ- но, проверку решений суда можно сделать вне учебного времени, отведенного на практическое занятие, а результаты объявить позднее.   Образец решения суда Решение Именем Российской Федерации

(ФИО сторон, окончательный вывод суда по делу, порядок взыскания

судебных расходов, срок исполнения решения, порядок и сроки

обжалования)

Решение может быть обжаловано в в течение

(наименование истца) о (наименование ответчика) (предмет требований) установил: (исковые требования, обстоятельства, подтверждающие исковые требования, возражения ответчика; правовое обоснование решения, юриди- ческая квалификация взаимоотношений сторон с указанием соответствующе- го закона, регулирующего спорное правоотношение)

10 дней.

Судья

(подпись и ФИО)

 

 

Занятие № 6

ПРОВЕДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА

Задолго до проведения процесса выбирается фабула дела, и

с ней знакомятся все студенты (лучше сделать ее распечатку).

Заранее (на предыдущем практическом занятии) распределя-

ются роли.

Непосредственно перед судебным процессом преподаватель

проводит инструктаж-настрой на серьезное учебное мероприятие,

определяя цели и задачи деловой игры.

г. «» Дело № Районный (городской) суд республики) в составе: председательствующего судьи с участием прокурора и адвоката при секретаре том судебном заседании дело по иску
20 г. области (края,     _, рассмотрев в откры-

Судебный процесс начинается.

Те, кто не получил роли, в ходе процесса пишут протокол су-

дебного заседания.

Процесс завершается вынесением судом устного приговора.

После этого производится анализ проведенного судебного за-

седания. Анализируется работа каждого участника процесса.

Затем выделяется время для написания каждым студентом при-

говора по рассмотренному делу (см. образец ниже).

Преподаватель в это время проверяет сданные протоколы су-

дебного заседания. Оценки даются письменно.

По мере сдачи проектов приговоров преподаватель начинает

проверку сделанной студентами работы. Письменно указывается

на недостатки и допущенные ошибки и выставляются оценки. Ес-

ли времени будет недостаточно, проверку приговоров можно сде-

лать вне учебного времени, отведенного на практическое занятие,

а результаты объявить позднее.


Темы и методика проведения практических занятий

Методическое обеспечение курса   Образец судебного приговора Приговор Именем Российской Федерации 20 г. (место составления)   Судья (мировой судья) (наименование суда или номер участка,   наименование района субъекта РФ, ФИО судьи) с участием государственного обвинителя (наименование органа   прокуратуры, фамилия, инициалы прокурора или фамилия, инициалы должностного лица органа дознания)
 
 

 

показал, что

(излагается суть показаний)

Виновность подсудим подтверждается следующими доказательст-

(ФИО)   (ФИО) , представившего удостоверение     (процессуальное положение,
подсудим его (ее) законного представителя   защитника (фамилия инициалы)

вами:

(излагаются доказательства, на которых основаны

 

выводы суда, и мотивы, по которым суд принял одни и отверг

 

другие доказательства, и приводятся обоснование квалификации

 

преступления и выводы суда о возможности исправления подсудимого

 

без применения наказания и о применении к нему принудительных мер

уголовного воспитательного воздействия)

на основании изложенного, руководствуясь ст. 307, 308, 309 и ч. 1

ст. 432 УПК РФ,

приговорил:

Признать

в совершении   УК РФ.
Освободить его (ее) от наказания и применить к нему (к ней) при- нудительн_ мер_ воспитательного воздействия в виде   (какие именно в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 90 УК РФ) Меру пресечения (какую именно) отменить. (ФИО)   Гражданский иск (удовлетворить, не удовлетворять,   оставить без рассмотрения) Взыскать с (ФИО)
виновн

(ФИО)

преступления, предусмотренн

и ордер, а также

 

ФИО иных участников)

при секретаре _.

(ФИО)

рассмотрев материалы уголовного дела в отношении

(ФИО и другие данные о личности, указанные в ч. 1 ст. 265 УПК РФ)

обвиняем в совершении преступлен, предусмотренн

УК РФ,

установил:

(излагается содержание преступного деяния, признанного

 

судом доказанным, с указанием места, времени и способа его

 

совершения, характера вины, мотивов и последствий преступления,

 
 
(ФИО) Вещественные доказательства (какие именно   и суть принятого решения) Процессуальные издержки (какие именно и порядок взыскания) Приговор может быть обжалован (порядок обжалования и
рублей.
в пользу

а также иных обстоятельств, установленных судом.

 

Если преступление совершено группой лиц, то следует указать,

 

какие конкретно действия совершены каждым из соучастников

преступления)

Подсудим виновн_ себя,

(ФИО) (в чем именно признал,

не признал)


 
Методическое обеспечение курса в течение 10 суток со дня его провозглашения. наименование вышестоящего суда) Председательствующий (подпись)     Темы курсовых и дипломных работ 1. Юридическая техника и юридическая технология, их соотно-
Контрольные вопросы для самопроверки
 

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Предмет юридической техники.

2. Методология юридической техники (общенаучные, логиче-

ские, лингвистические, технические и другие методы).

3. Значение юридической техники для юриста.

4. Эволюция юридической техники.

5. Понятие и формы юридической деятельности.

6. Понятие и виды юридических документов. Значение юриди-

шение. 2. Понятие и виды юридической техники. 3. Эволюция юридической техники. 4. Особенности юридической техники в различных правовых семьях. 5. Содержание юридической техники. 6. Критерии качества законодательства. 7. Качество законодательных актов и способы его достижения. 8. Правовые дефиниции. 9. Юридические конструкции. 10. Правовые презумпции. 11. Правовые фикции. 12. Логические правила составления правовых документов. 13. Структура нормативных актов. 14. Язык права и его значение в правотворчестве. 15. Концепция закона. 16. Ошибки в правотворчестве. 17. Экспертиза проектов нормативных актов. 18. Законодательный процесс. 19. Ведомственные акты и правила их составления. 20. Техника создания корпоративных нормативных правовых актов. 21. Кодификация и правила ее проведения. 22. Консолидация и правила ее проведения. 23. Инкорпорация и правила ее проведения. 24. Правила толкования нормативных актов. 25. Акты судебного толкования. 26. Технико-юридические правила составления договоров. 27. Правила составления судебных решений. 28. Правила составления приговоров. 29. Требования к содержанию судебных актов. 30. Язык судебных актов.

ческих документов. Юридическая ответственность за нарушение

правил документооборота.

7. Понятие и структура юридической техники.

8. Виды юридической техники.

9. Особенности юридической техники в различных правовых

семьях мира.

10. Понятие содержания юридической техники.

11. Правила достижения социальной адекватности юридиче-

ских документов (содержательные правила).

12. Правила обеспечения логики юридических документов.

13. Структурные правила составления правовых документов.

14. Языковые правила написания юридических документов.

15. Реквизитные правила оформления юридических докумен-

тов.

16. Процедурные правила принятия юридических документов.

17. Понятие законодательства. Требования к законодательству

или критерии его качества.

18. Экспертиза проектов нормативных актов.

19. Требования к содержанию нормативных актов.

20. Основные способы и приемы формирования содержания.

21. Правовые дефиниции.

22. Юридические конструкции.

23. Правовые презумпции.

24. Правовые фикции.

25. Правовые аксиомы.

26. Логические правила составления нормативного правового

акта.

27. Структура нормативного акта.

28. Структурные единицы текста. Правила расположения струк-

турных единиц текста.


Контрольные вопросы дли самопроверки
494 Методическое обеспечение курса
VI',

29. Языковые (лингвистические) правила составления норма-

54. Техник а ведени я договорно й работы. Стади и договорно й работы. 55. Понятие, причины, формы и виды правоприменении Пра- воприменительные акты и их виды. 56. Общая характеристика судебного решения и приговора как основных актов правосудия. Значение основных судебных актов 57. Требования к содержанию основных судебных актов (за- конность, обоснованность, мотивированность, справедливость., полнота). 58. Правила обеспечения логики основных судебных актов. Значение логики в судебной деятельности. 59. Структура основных судебных актов. Общая характеристика их структуры. Структура судебного решения. Структура судебного приговора. 60. Языковые правила составления судебных актов: лексиче- ские, синтаксические, стилистические правила. Специфика языка судебных актов.

тивных актов и их система.

30. Слова и словосочетания в нормативных актах (лексические

правила).

31. Предложения в нормативном тексте (синтаксические пра-

вила).

32. Стиль нормативных актов.

33. Правовые аббревиатуры.

34. Символические приемы.

35. Принципы и правила создания корпоративных актов (об-

щие и специфические).

36. Планирование правотворческой деятельности. Значение

планирования. Виды планов (перспективные, среднесрочные,

краткосрочные).

37. Понятие, признаки и элементы (структура) концепции нор-

мативного акта.

38. Стадии законодательного процесса.

39. Процедура принятия правительственных постановлений.

40. Ведомственный правотворческий процесс.

41. Опубликование нормативных актов: значение, сроки, офи-

циальные и неофициальные источники, язык, ограничительные

грифы.

42. Способы вступления нормативных актов в силу.

43. Принципы и общие правила проведения систематизации.

44. Кодификация и правила ее проведения.

45. Консолидация и правила ее проведения.

46. Инкорпорация и правила ее проведения.

47. Учет правовых актов. Компьютеризация работы по система-

тизации.

48. Понятие толкования, его структура, объективные и субъек-

тивные причины толкования.

49. Техника толкования нормативных актов (языковой, логиче-

ский, систематический, специально-юридический, исторический,

функциональный, телеологический способы).

50. Виды толкования.

51. Официальное толкование и его виды. Особенности аутен-

тичного толкования. Особенности судебного толкования.

52. Виды правореализационных документов и правила их соз-

дания (требования к ним).

53. Технико-юридические особенности договоров, их типовая

структура.


Татьяна Васильевна Кашанина

Юридическая техника

Учебник

2-е издание, пересмотренное



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.74.47 (0.015 с.)